Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество Алихана Токаева и эстетика символизма Хетагурова Дзерасса Казбековна

Творчество Алихана Токаева и эстетика символизма
<
Творчество Алихана Токаева и эстетика символизма Творчество Алихана Токаева и эстетика символизма Творчество Алихана Токаева и эстетика символизма Творчество Алихана Токаева и эстетика символизма Творчество Алихана Токаева и эстетика символизма Творчество Алихана Токаева и эстетика символизма Творчество Алихана Токаева и эстетика символизма Творчество Алихана Токаева и эстетика символизма Творчество Алихана Токаева и эстетика символизма
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хетагурова Дзерасса Казбековна. Творчество Алихана Токаева и эстетика символизма : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.02 Владикавказ, 2005 177 с. РГБ ОД, 61:05-10/1189

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Жизненный и творческий путь А.И.Токаева 12

Глава 2. Поэзия А.И.Токаева и русская литература рубежа веков 40

2.1. Особенности литературного контекста начала XX века 40

2.2. Концепция образа лирического героя в произведениях А.И.Токаева и русских символистов 56

Заключение 154

Список литературы 162

Введение к работе

Творчество поэта и драматурга Алихана Инусовича Токаева (1893-1920) занимает значительное место в истории осетинской литературы.

Поэт-символист, новатор осетинского стихосложения, незаурядный драматург, публицист, художник. Значение личности А.Токаева трудно переоценить - первый поэт, привнесший на национальную осетинскую почву идеи символизма, решительный реформатор и экспериментатор - именно он впервые ввел в осетинскую поэзию форму сонета, новую образность и выразительные средства, он является и новатором в драматургии (в его пьесе «Белые вороны» естественно соединяются традиции реализма, символизма и романтизма).

Литературное мастерство Алихана Токаева формировалось под непосредственным влиянием национальной литературы (К.Хетагуров) и, кроме того, таких ярких представителей русского и зарубежного символизма, как К.Бальмонт, Ф.Сологуб, В. Брюсов, А.Рембо, П.Верлен, Э.Верхарн и др. В годы учебы в Бакинском мореходном училище (1912-16 гг.) поэт знакомится с творчеством ведущих поэтов, писателей, философов рубежа веков, увлечение которыми было характерно для всей интеллигенции того времени. Именно под воздействием философских идей Ф.Ницше, отчасти Вл.Соловьева, в творчестве осетинского поэта поднимается вопрос о роли личности, о границах человеческого «Я», о возможностях и сверхспособностях. Стремление к преобразованию человека и окружающего мира, попытка постижения причин трагических противоречий, раздирающих человека, богоборческие мотивы и тема Избранничества и визионерства - вот основные идеи, разрабатываемые в творчестве А.Токаева.

Значение творчества А.Токаева для осетинской литературы, несомненно, велико, однако его жизнь и творчество остаются практически неисследованными. Крайне мало сохранилось биографического материала о жизни поэта. Литературоведческие исследования его творчества

4 ограничиваются несколькими статьями, посвященных его поэтическому и драматургическому наследию. Связано это, в первую очередь, с тем, что идеи символизма, нашедшие столь яркое отражение в произведениях А.И.Токаева, для критиков советского периода в литературоведении были не столь важны и значимы, как традиции реализма, являвшегося основным критерием оценки творчества поэтов и писателей. Поэтому акцент в творчестве Токаева делался на то, что он поэт-революционер и, несмотря на некоторое влияние русских символистов, основой его творчества был «мотив борьбы, реалистическое изображение действительности» .

_

Первая биография поэта была написана в 1934 году (спустя 14 лет после гибели поэта), а первый поэтический сборник стихотворений А. Токаева вышел в 1960 году3. При жизни поэта были напечатаны лишь пять стихотворений в 1915-16 годах в журнале «Чырыстоны цард» («Христианская жизнь»), в газете «Ирон газет» («Осетинская газета») в 1917 и в газете «Кермен» в мае 1920 года, оставшись незамеченными. Также в 1922 году в сборнике «Малусазг» («Подснежник») были опубликованы несколько стихотворений, обратившие на себя внимание известного критика А.Тибилова. Критик отметил, что стихотворения А.Токаева «носят на себе печать истинного дарования. Хороши его переводы из Бальмонта и Брюсова. Но он несравненно сильнее в оригинальных своих стихотворениях»4. Однако это была единственная рецензия на стихотворения, ведь, как пишет Ш.Ф.Джикаев (известный осетинский поэт, автор многочисленных статей и учебников по истории осетинской литературы): «Кому было дело до утонченной поэзии Токаева в годы, когда торжествующий социализм предавал анафеме другие литературные течения»5.

Творчество А.Токаева рекомендовано для изучения в учебных заведениях в разделе дореволюционного периода начала XX века. Поэзия Токаева

1 Ардасенов Х.Н. Дооктябрьский период // Ардасенов Х.Н. Очерк развития осетинской литературы. -
Орджоникидзе, 1959. -С. 251.

2 Алборов К, Тамбиев Х-М Биография А.КТокаева // ОРФ СОИГСИ. Ф. 27, оп. 1, д. 10.

3 Токаты А. Малусагг. - Орджоникидзе, 1960. - 178 ф.

4 Тыбылты А. Равзаргаз уацмыстаг. - Цхинвал, 1988. - Ф. 156

5 Джикаев Ш. Свет далекой звезды // Северная Осетия. - 1993. - 28 сентября.

5 становилась предметом исследования таких видных осетинских литературоведов, как А.Кодзати1, К.Бязарти2, Ш.Джикаев3. А.Кодзати является автором не только ряда статей (на осетинском языке), посвященных анализу творчества А.Токаева, но и составителем самого полного издания творческого наследия поэта, вышедшего в 1973 году.

Отмечая влияние русского символизма на поэзию А.Токаева А.Кодзати, тем не менее, делал акцент на национальном своеобразии, на связи с осетинской литературой, с традициями реализма: «В самую первую очередь его учителями были народная поэзия и Коста»4. Большую работу проделал Кодзати в попытке пролить свет на биографию поэта: уточнить год рождения, проследить, в какие годы Токаев учился в мореходном училище и почему прервал учебу. Рассматривая особенности поэтики произведений А.Токаева, критик отмечал несомненное ее своеобразие и новизну, уникальность поэтического языка, его богатство. А значение поэзии Токаева для осетинской литературы А.Кодзати выразил следующим образом: «У Алихана в осетинской поэзии есть своя высокая гора, его ледниковая вершина касается звезд, солнце щедро сеет золотые лучи на нее»5 (с.4).

В учебниках по осетинской литературе таких авторов, как Х.Н.Ардасенов, Ш.Ф.Джикаев, Н.Джусоев творчеству А.Токаева были посвящены статьи, короткие обзоры. В них авторы указывали на несомненное своеобразие поэзии А.Токаева, однако не выделяли его из общего ряда литераторов периода начала века и стремились рассматривать произведения поэта сквозь призму его революционной деятельности. Наиболее подробное представление о творчестве Токаева можно почерпнуть из учебного пособия Ш.Ф.Джикаева «Осетинская литература», в которой автор отметил особенность, уникальность поэзии

1 Хъодзаты Ж. Токаты Алихан // Токаты А. Уацмыстаг. - Орджоникидзе, 1973. - Ф. 3-69;Хъодзаты Ж. Цалдазр
ныхасы Токаты Алиханы поэзийы тыххагй // Мах дуг. - 1970. №9. - Ф. 106-109; Хъодзати Ж. Этюдке Токаты
Алиханы тыххагй // Мах дут. -1983. №9. - Ф.83-86.

2 Бязарти К. Наследие Алихана Токаева Эстетическое введение в исследование творчества // Литературная
Осетия. - 1984. №63. - С.92-97.

3 Джикаев Ш. Алихан Токаев // Джикаев Ш. Осетинская литература. Краткий очерк -Орджоникидзе, 1980. -
С.59-62;Джыккайты III. Символен фжлгонцтае ирон поэзийы //Фидиужг. -1975. №2. - С. 89-92; Джикаев Ш.
Свет далекой звезды // Северная Осетия. - 1993. - 28 сентября.

4 Хъодзаты Ж. Токаты Алихан. // Токаты А. Уацмыстж. - Орджоникидзе, 1973. - Ф.4.

5 Там же.

А.Токаева, определяя ее как «волшебство словотворчества»1. Творчество поэта привлекало внимание критика в контексте осетинской поэзии начала XX века. В различных статьях Джикаев возвращался к анализу особенностей творческого метода Токаева, отмечая, что «его стихи зрелого периода поражают (...) воображение изобилием мыслей и чувств, богатством ритмических структур, совершенством и завершенностью образов»2.

В основе своей критические статьи, посвященные творчеству поэта, писались на осетинском языке. Связано это с тем, что первые переводы стихотворений Токаева на русский язык были осуществлены лишь в 1983 году для издания «Антологии осетинской поэзии»3. А полноценного изучения творчества поэта не производилось не только на русском, но и на осетинском языке - лишь разрозненные статьи, короткие рецензии, заметки, упоминания.

Особо стоит отметить две статьи о творчестве А.Токаева, написанные в
разное время на русском языке - К.Бязарти4 и Е.Кочиевой5. Статья К.Бязарти
была опубликована в журнале «Литературная Осетия» в 1984 году и
отличалась серьезным подходом к творчеству Токаева, хотя и называлась лишь
«Введением в исследование творчества». Автор отметил уникальность поэзии
А.Токаева, считая, что «творчество А.Токаева было неожиданностью в
осетинской литературе»6, слишком сложны были образы и поэтический язык,
так как его «творчество было направлено в будущее»7. Бязарти в своей статье
отметил самобытность поэтического языка Токаева: «(...) то строго чеканный,
то неожиданно гибкий, пластичный и серебрится, как жидкий металл в
мастерских даргавских (...) ремесленников»8. Другая статья была

опубликована сравнительно недавно, в первом номере альманаха «Осетия XX

1 Джикаев Ш.Ф. Осетинская литература начала XX века // Джикаев Ш.Ф. Осетинская литература. Учебное
пособие. - Орджоникидзе, 1980. - С.62.

2 Джикаев Ш. Свет далекой звезды. // Северная Осетия. - 1993. - 28 сентября.

3 Токаев Алихан. Стихотворения. Пер с осет. Куняев Ст, Саламов Т, Синельников М // Антология осетинской
поэзии. - Орджоникидзе, 1984. - С.199-216.

4 Бязарти К. Наследие Алихана Токаева. Эстетическое введение в исследование творчества // Литературная
Осетия. - 1984. №63. - С.92-97.

5КочиеваЕ. Свет далекой звезды//Альманах « Осетия XX век». Выпуск 1. -Владикавказ, 19%. -С. 162-177.

6 Бязарти К. Наследие Алихана Токаева. Эстетическое введение в исследование творчества // Литературная
Осетия. -1984. №63. - С.93.

7 Там же.

8 Там же. С. 95-96.

7 век» за 1996 год, автором которой является Е.Кочиева. В статье представлен наиболее полный анализ (насколько это позволял размер статьи) жизни (на основе архивного материала) и творчества Токаева. Выделяет эту работу из других то, что Е.Кочиева отметила огромное влияние на творчество поэта мистических, философский учений, особо популярных в России начала века (Е.Блаватская, К.Дю Прель). Мистическую силу слова, глубину и многозначность символов отметила Е.Кочиева в поэзии А.Токаева как основу, как главное в творческой манере поэта: «Он предельно сгущает краски, создавая символ, который «минует сознание», но «побуждает музыку души" (...) Природа поэзии высокой пробы такова, что слова никогда не выступают в ней простым обозначением чего-то конкретного, а вмещают множество смыслов (...), которые подчас могут даже отрицать друг друга»1.

Отдельные литературоведческие статьи (упомянутые выше), заметки в газетах, упоминания имени А.Токаева в справочных изданиях не позволяют говорить о системном подходе, в результате которого возникла бы цельная картина творческой эволюции поэта. Отсутствие полноценных исследований поэтического наследия А.Токаева (выявление особенности его поэтики, эстетики) и объясняет неизученность и неизвестность творчества А.Токаева в осетинском литературоведении. Литературоведы, отмечая особенность и уникальность поэзии Токаева для истории осетинской литературы, тем не менее, не давали полноценного анализа, разбора его творчества. Упоминая о влиянии русского символизма на поэзию А.Токаева, литературные критики не выявляли причины, степень и характер этого влияния. Связи поэзии А.Токаева с идеями русского символизма никогда не становились предметом отдельного рассмотрения. Отмечая уникальность поэтического языка произведений Алихана Инусовича, литературоведы не исследовали особенность стихосложения, характер обновления поэтического слова А.Токаева в контексте осетинской и мировой литературы. Даже факты из биографии поэта представлялись в искажении, сообщались ошибочные сведения.

1 Кочисва Е. Свет далекой звезды // Альманах « Осетия XX век». Выпуск 1. -Владикавказ, 1996. - С. 168.

Учитывая сказанное, можно утверждать, что обращение к поэтическому наследию А.И.Токаева, рассмотрение особенностей его творчества в контексте эстетики символизма обладает научной новизной, поскольку является первым монографическим исследованием творчества осетинского поэта и определяет актуальность диссертации. Новым является рассмотрение процесса взаимодействия и обогащения осетинской и русской литератур с учетом всех аспектов этого контакта, так как принято считать, что в истории сравнительного литературоведения «всякое литературное влияние бывает связано с частичной трансформацией заимствованного образца, т. е. с его творческой переработкой в соответствии с национальным развитием и национальными литературными традициями, а также с идейно-художественным своеобразием творческой индивидуальности писателя; эти различия для сравнительно-исторического литературоведения не менее важны, чем сходство»1. Данная работа, тем самым, представляет собой исследование в контексте сравнительного литературоведения, «раздела истории литературы, изучающей международные литературные связи и отношения, сходство и различия между литературно-художественными явлениями в разных странах»2. Трансформация идей символизма в творчестве А.Токаева, соединение национальных традиций, колорита с эстетическими установками нового для осетинской литературы направления, этапы становления концепции символической личности в стихотворениях Токаева и являются основой нашего исследования.

Своей целью мы ставим тщательное прочтение, исследование творчества А.И.Токаева в контексте русской литературы конца XIX - начала XX веков, в частности такого литературного направления, как символизм. Проследить развитие идей символизма в поэзии Токаева, в частности, создании личности «нового» лирического героя. Помимо этого, в первой главе нашей работы будет

1 Жирмунский В.М. Сравнительно-историческое литературоведение // БСЭ. - М., 1976. - Т.24. Книга 1. - С.356. " Там же.

9 представлен анализ новых, неизвестных фактов из биографии А.И.Токаева на основе архивных данных.

Объектом исследования являются стихотворения Алихана Токаева в подстрочных переводах с осетинского языка, их идейно-образное содержание и структурные особенности.

Предметом исследования является изучение творчества А.Токаева в контексте сравнительного литературоведения, определение проникновения и взаимодействия эстетических принципов русского символизма с осетинской литературой.

Методологической и теоретической основой диссертации явились труды отечественных и западных литературоведов по истории русской литературы рубежа XIX - начала XX века: Долгополова Л.К., Тагера Е.Б., Колобаевой Л.А., Ермиловой Е.В., Корецкой И.В., Эткинда Е.Г., Бройтман С.Н., Гаспарова М.Л., Пайман А., Ханзен-Леве А; а также исследования и статьи осетинских литературоведов - работы Абаева В.И., Ардасенова Х.Н., Джикаева Ш.Ф., Джусоева Н., Хадарцевой А.А., Алборова Б.А.

Научно-практическая значимость диссертации состоит в возможности использовать сделанные в ней наблюдения и выводы в последующем изучении творчества А.Токаева. Представленное исследование, с учетом всех указанных выше аспектов, правомерно войдет в осетинское литературоведение как новая страница в научном осмыслении творческого наследия А.Токаева и будет использована как на лекциях по истории осетинской литературы, так и в спецкурсах. Разумеется, она имеет и теоретическое значение с точки зрения более глубокого рассмотрения межлитературных связей - материал и выводы получат, соответственно, опорное фактографическое значение. Основные положения выносимые на защиту:

І.Ни одна великая национальная литература не развивалась вне живого и творческого взаимодействия с литературами других народов, поэтому проникновение идей символизма в осетинскую литературу вполне закономерное явление.

2. Перекликающиеся мотивы (солнечные, богоборческие, мотив смерти-избавительницы, пророчествование и визионерство) и идеи (жизнетворчесвто и создание всенародного искусства, спасения и обретения «высшего знания»), индивидуализация творческого процесса, -все это говорит о непосредственном проникновении идей символизма в творчество осетинского поэта А.И.Токаева.

3.Образ лирического героя в поэзии А.И.Токаева сформировалсяпод непосредственным влиянием эстетики русского символизма, философии Ф.Ницше, Вл.Соловьева, мистических учений, особо популярных в России начала века.

4.Концепция личности лирического героя в творчестве А.Токаева и в поэзии русских символистов, несмотря на множественные сходные базовые идеи, имеет несомненные различия.

  1. Общие черты лирических героев поэзии Токаева и русских символистов заключаются в повышенном внимании к его индивидуализации, осознанию себя как уникальной личности, противопоставленной другим людям.

  2. Лирический герой А.Токаева также обладает многогранностью восприятия, объединяет в сердце тьму и свет, одновременно стремясь ввысь, к солнцу, и в самую глубокую темную пропасть.

7. Гуманизмом и человеколюбием отличается лирический герой
А.Токаева, и несмотря на свою избранность и уникальность, он никогда
не забывает о родной земле, горах и простых людях, их населяющих.

Апробация. Основные результаты исследования были отражены в докладах на международной научно-практической конференции «Русский язык и языки народов России: функциональное и структурное взаимодействие», проходившей в СОГУ им. К.Л.Хетагурова (Владикавказ, ноябрь 2001г.), на конференции, посвященной «Дню науки», также проходившей в СОГУ в мае 2002 года, на заседаниях кафедры истории русской литературы СОГУ (апрель 2003г.), а также в трех научных публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении кратко сформулированы задачи исследования, характеризуется степень разработанности проблемы, определяется актуальность и научная новизна предлагаемой работы.

В первой главе анализируются факты биографии и творческий путь А.Токаева на основе материалов личного архива поэта. В ней воссоздается наиболее точная и полная картина жизни поэта, приводятся факты, подтверждающие или опровергающие различную информацию о биографии поэта, уточняется точная дата рождения А.Токаева, причины смерти.

В главе 2. Прослеживаются связи русского символизма с творчеством А.Токаева. Выявляются общие ценности, сходства мировоззрения и мировосприятия, характер изменений и трансформаций идей и образов символизма в поэзии А.И.Токаева на примере развития образа лирического героя.

В подглаве 2.1 определяются особенности литературного контекста начала XX века в России и Осетии. Прослеживаются закономерности развития тех или иных идей, направлений. Выявляется характер влияния русской литературы на развитии осетинской. Распознается характер воздействия идей русского символизма на творческий метод А.Токаева.

В подглаве 2.2. определяется концепция личности лирического героя произведений А.Токаева на основе анализируемых стихотворений, роль символов и мифологических мотивов в раскрытии этого образа. Выявляются сходства и различия в представлениях о новой личности в творчестве как осетинского поэта, так и в поэзии русских символистов. Прослеживаются основные стадии развития личности лирического героя, формирования и становления его самосознания и самоопределения.

В заключении кратко обобщены результаты проведенного исследования. Завершает диссертацию список использованной в работе литературы.

Жизненный и творческий путь А.И.Токаева

Алихан Инусович Токаев (1893-1920 гг.) - один из ведущих осетинских поэтов начала XX века. Его творчество занимает видное место в осетинской литературе. Известен он, прежде всего, как талантливый и яркий поэт, новатор осетинского стихосложения, драматург. Алихан Токаев впервые ввел в осетинскую литературу форму сонета, создав в ней одни из лучших своих стихотворений - «Цыкурайы фаердыг» («Бусина желаний») и «Алыхуызон маесыг» («Разноцветная башня»). Творчество А.Токаева рекомендовано для изучения в осетинских школах1.

Тем не менее, несмотря на значимость его имени для осетинской литературы, жизнь и творчество А.Токаева остаются практически неисследованными. Так, первая биография Токаева составлялась спустя четырнадцать лет после гибели поэта2, а первый сборник стихотворений А.Токаева вышел лишь в 1960 году3.

Целью данной главы является проследить этапы становления личности поэта, основываясь как на уже опубликованной информации о биографии А.Токаева, так и на необнародованных документах из архивных фондов СОИГСИ и Государственного Архива РСО - Алании. Для нас важно на основе имеющейся информации о жизни поэта выяснить, каковы были его мировоззренческие взгляды, его литературные пристрастия. Также следует выяснить истинность некоторых данных о биографии А.Токаева, прояснить все неточности и ошибки.

Во всех биографических сведениях о А.Токаеве, составленных критиками, его современниками, есть как повторяющиеся факты, так и совершенно новая информация, зачастую никакими документами не подтвержденная. Помимо этого имеются и спорные даты в биографии А.Токаева. Так, год рождения Токаева не всегда совпадает у разных биографов: одни указывают год 1895, другие 1893. Следует выяснить, какая из дат является верной.

На 1895 год, как год рождения поэта, указывают уже первые биографы А.Токаева - К.Алборов и X - М. Тамбиев1, также и Ашах Токаев (младший брат Алихана) ссылается на эту дату в статье «Солдат революции из Даргавса» . С другой стороны А.Кодзати в предисловии к сборнику стихотворений А.Токаева3, и в биобиблиографическом справочнике «Писатели Северной Осетии» датой рождения указывается 1893 год .

Не привносит ясности в уточнение года рождения поэта и документ, хранящийся в архиве СОИГСИ, - это метрика семьи Токаевых за 1912 год5. Этот документ представляет собой лист из тетради для регистрации жителей селения Даргавс. Содержащаяся в нем информация написана на русском языке. Из метрики явствует, что в семье Инуса и Дзго (отец и мать Алихана) Токаевых девять детей. Указываются имена детей (осетинское имя, рядом имя, данное при крещении) и их возраст. Старшим из девяти детей числится Алихан (Владимир). Рядом с именем стоит цифра двадцать, приписанная карандашом, тогда как весь документ написан чернилами, включая и возраст каждого члена семьи, из чего следует, что возраст Алихана Токаева был на тот момент точно неизвестен даже родителям. Если верить этому документу, то Алихан родился в 1892 году. Сомнения в возрасте детей вызывает еще и тот факт, что младшему брату Алихана - Ашаху, если верить метрике, в 1912 году было шесть лет, из чего следует год рождения Ашаха — 1906 год. Опровержением этому служит информация, содержащаяся в справочнике «Писатели Северной Осетии» (Ашах Токаев был известным осетинским драматургом), в котором говорится о том, что Ашах родился в 1910 году. Возможно, что возраст детей писался приблизительно, так как год рождения каждого их девяти детей не мог сохраниться точно в памяти родителей, которые к тому же были безграмотны.

Помимо метрики, из которой следует, что год рождения А.Токаева 1892-ой, на эту дату еще указывает и другой источник. Это статья К.Казбекова «Жизнь и творчество Алихана Токаева», написанная в 1952 году и хранящаяся в архиве СОИГСИ2. Но, несмотря на совпадение с датой рождения, информация, содержащаяся в этой статье, не является весомым аргументом в пользу подобной версии, так как сведения о жизни поэта, указанные в этой статье, являются ошибочными, что легко доказать.

Для этого нужно сравнить два документа, хранящиеся в фонде А.Токаева в архиве СОИГСИ: первый - это выше указанная статья К.Казбекова, второй -автобиография друга А.Токаева Кутарова Сабана, записанная им самим3. Сличая эти два, казалось бы, различных документа, можно обнаружить ряд повторяющихся фактов. То есть некоторые данные из жизни Кутарова С. представляются К. Казбековым как факты из жизни А.Токаева. Так, Казбеков пишет, что «в отношении революционной деятельности в этой группе А.Токаев пишет: «Я начал работать с указанными студентами (...), участвовал два раза в террористических актах в отношении царских чиновников. После трех месяцев участия в работе указанных студентов я попался с несколькими из них в тюрьму, в Александровскую централку в Иркутской губернии»»".

При этом, если открыть «Автобиографию Кутарова С», то уже на первой странице мы сможем прочитать: «Я начал работать с указанными студентами (,..)»5 - и далее все точно так же, как в цитированном выше отрывке, информация повторяется слово в слово. На факт нахождения в тюрьме в биографии А.Токаева не указывает больше ни один из существующих источников, то есть, возможно, по каким-то причинам Казбеков К. ошибочно полагал, что автобиография, хранящаяся в архиве СОИГСИ, принадлежит не Сабану Кутарову, а Токаеву Алихану. Из этого предположения вытекает и другое: год, указанный Казбековым как год рождения А.Токаева, является датой рождения Кутарова. Ведь, как пишет Сабанов в автобиографии, «я родился в горах Алагирского ущелья в 1892 году»1. Если Казбеков перенес факты из жизни Кутарова в биографию Токаева, то и эту дату он так же мог позаимствовать.

Это предположение мы сделали, основываясь на информации полученной из статьи К. Казбекова от 1952 года, однако существует и другая статья того же автора с тем же названием, но написана она была в 1949 году . Эта статья существенно отличается от одноименной, хранящейся в архиве СОИГСИ. В статье за 1949 год нет ни одной параллельной информации из биографии С. Кутарова, перенесенной в биографию А.Токаева, как в более поздней. Можно объяснить это тем, что в 1949 году Казбеков не работал с фондами А.Токаева в архиве СОИГСИ, поэтому не был знаком с «Автобиографией» С.Кутарова, которую впоследствии посчитал токаевской.

По другой версии, высказанной первыми биографами поэта - К.Алборовым и X - М. Тамбиевым, год рождения Токаева - 1895-ый. На эту дату, как мы уже писали выше, ссылается и брат поэта - Ашах. Но и ему всецело доверять нельзя, ведь на момент смерти Алихана в 1920 году, Ашаху было всего десять лет, а собирать информацию о брате он начал гораздо позже, после Второй Мировой войны. Поэтому и информацию о дате рождения Алихана Ашах мог записать с чьих-то слов и предположений.

Но, несмотря на неясность в определении даты рождения поэта, все же после издания его стихотворений в 1973 году, с предисловием А.Кодзати, большинство источников стали указывать годом рождения А.Токаева 1893 год.

Особенности литературного контекста начала XX века

Начало поэтического творчества А.И.Токаева приходится на 1914-16 годы XX века, это время, когда были еще весьма действенны эстетические принципы такого литературного направления в русской литературе, как символизм. Сам по себе феномен этот представляет большой интерес в литературе народов Северного Кавказа (хронологически более поздний, чем в русской литературе) и, в частности, в осетинской литературе, включая ее в русско-европейский литературный контекст начала века. В данной главе следует определить связи и степень влияния эстетики русского символизма на творчество А.Токаева, выявить общие ценности, сходства мировоззрения и мировосприятия, определить отличительные особенности литературного контекста начала века.

Рубеж веков и особенно первые годы нового века для всей Европы - начало эпохи радикальных перемен во всех сферах жизнедеятельности человечества (наука, искусство, политика). Для России же это время ознаменовалось высокой социальной активностью народных масс, распространением революционных идей на фоне интенсивной капитализации всего общества. В искусстве происходили не менее серьезные изменения. Появилось новое течение - модернизм. «Модернизм рождался из осознания кризиса старых форм культуры, из разочарований в позитивизме, в возможностях науки, рационалистических знаний и разума, из кризиса христианской веры, из недовольства «упадком» литературы»1. Характерными особенностями данного направления являлось: отрицание традиционных форм эстетики, опора на условность стиля, поиск новых эстетических принципов и почти полный разрыв с реализмом. Модернизм распространился на все виды искусств и в Европе, и в России.

В России первым и самым значительным из течений модернизма явился символизм. Первоначально символизм (symbolisme (фр.) - знак, символ) возник во Франции в конце 19 века, затем в других европейских литературах (немецкая, бельгийская и др.). Однако особенно ярко символизм воплотился во французской литературе, дав миру таких мастеров, как А.Рембо, П.Верлен, С.Малларме, А. де Мюссе и др. Основа эстетики западного символизма такова: «в глубине вещей, (...) скрывается тайна - Идея, доступная лишь искусству, прежде всего музыке, а также поэзии, пользующейся музыкальными средствами речи (...), поэзия - высшая форма знания»1. Одна из главных задач поэзии - обнаружение и воссоздание идеи Красоты. Центральным способом достижения этой цели является символ - « вершина поэтической образности, самое совершенное воплощение Идеи»2. Русский символизм «воспринял от западного многие эстетические установки ((...) взгляд на творчество как на культово-обрядовый акт; искусство - интуитивное постижение мира, выдвижение музыкальной стихии как праосновы жизни и искусства (...)); однако в процессе творческого оформления в самостоятельное течение он обрел существенное национальное и социальное своеобразие»3.

Началом новой поэтической школы - символизма - в русской литературе принято считать 1890-е годы XIX века. На эти годы приходится и начало теоретического самоопределения русского символизма - в 1893 году Д.С.Мережковский (впоследствии видный поэт и теоретик данного литературного направления) выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». В данном выступлении, затем опубликованном в виде статьи (1893г.), автор провозгласил три эстетических требования, ставших одними из основных для русского символизма - «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности»4. Другими словами, «это было требование поэзии «трансцендентальной», проникающей за видимую оболочку вещей к их сокровенной и вечной сущности» .

По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 90-ые годы, называют «старшими символистами» (В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, Д.Мережковский и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А.Блок, А.Белый, В.Иванов и др.), так называемые «младосимволисты». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, «сколько разница мироощущений и направленность творчества»2. Главный принцип эстетики «старших» символистов - «искусство для искусства». Неслучайно этот этап развития русского символизма называют еще «индивидуалистически-декаденским»3. Поэзия декаданса (фр. «упадок») - другое название символизма рубежа веков. Отправным пунктом и питательной почвой для всего нового искусства и явилось «более или менее ясное осознание кризиса, который поразил буржуазный мир в целом, кризиса, охватившего все сферы человеческого бытия - общественного и духовного»4. Поэзия декаданса и явилась своеобразным итогом кризисного времяощущения. Декаденство -«определенное умонастроение, кризисный тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости.(...) В 90-ые годы на короткий период сложилось даже своего рода этикетное декадентство - как бы литературная мода на ощущение конца жизни и обреченности человека.»5. В целом же конец века ощущался в русском обществе как конец некого определенного огромного этапа развития человеческой цивилизации. Тогда как будущее представлялось не только неясным, но зачастую и вовсе невозможным: «безнадежность, - писал Шестов, - торжественнейший и величайший момент в нашей жизни. До сих пор нам помогали - теперь мы предоставлены только себе. До сих пор мы имели дело с людьми и человеческими законами - теперь с вечностью и отсутствием всяких законов» .

В то же время символистское мировоззрение ни в коем случае не сводилось к настроениям упадка и разрушения. Философия и эстетика символизма складывались под влиянием различных учений - «от взглядов античного философа Платона до современных символистам философских систем В.Соловьева, Ф.Ницше, А.Бергсона».

Философия символизма формировалась в период «переосмысления всех ценностей», и отличительной чертой эстетики русского символизма было сближение «границ между творчеством и философией творчества, научно-философским и художественным познанием»3. Отсюда стремление символистов к созданию новой модели вселенной, обновлению религии, человечества, пересозданию реальности. Максимальное сокращение дистанции между «активностью творческого бессознательного и сознанием, между «искусством» и «жизнью»»4 популяризировало в среде символистов мысль о реальности как реальность описания, «символизируемая реальность есть реальность ее описания, как в утопии или математике (...), и «человеку-артисту» вольно придавать ей тот градус подлинности, какой задается правилами игры».

LINK3 Концепция образа лирического героя в произведениях А.И.Токаева и русских символистов LINK3 Из выводов первой главы следует, что выявить особенности мировосприятия и мировоззрения поэта на основе лишь биографических данных невозможно. Поэтому цель данной главы определить особенности концепции личности лирического героя поэзии А.Токаева, так как посредством такого анализа можно объяснить особенность и внутренний мир поэта, его эстетические идеалы и принципы.

В творчестве многих осетинских поэтов начала века образ лирического героя не имеет четких характеристик личности, внутренней многослойности образа. Связано это было в первую очередь с тем, что поэты не стремились к индивидуализации, так как, передавая думы простых горцев, лирический герой олицетворял собой одного из них:

Отличительной чертой осетинской поэзии начала века (в основной своей массе) была невыраженность индивидуальности в характере лирического субъекта стихотворения. В своих эстетических декларациях русские символисты в качестве конечной цели своего движения «провозглашали преображенную, «свободную личность»» . Стремление создать «нового человека» являлось объединяющей идеей для всех символистов (старшего, младшего поколения). Изменения концепции личности в эстетике символистов непосредственно диктовались «пограничным, переходным характером и эпохи, и искусства» , требовавшим нового героя, новых характеров. Именно «в начале века выдвигается в число наиболее злободневных вопрос о том, чем же является человек по отношению к истории и к «среде» - жертвой или деятелем»2. Пересоздание личности, ее освобождение представлялось символистам возможным одной только магией искусства. Лирический герой поэзии символистов и заключал в себе тот новый характер, ту личность, которая и стремилась к «посюстороннему преображению вселенной»3. Истоки подобных стремлений берут начало в философских установках Вл. Соловьева («Идея о богочеловеке») о грядущем вселенском преображении человека и природы: «истинное человечество, как всемирная форма соединения материальной природы с Божеством... есть по необходимости Бого-человечество и Бого-материя...»4. Несомненное влияние на формирование характера нового лирического героя поэзии символистов оказал и немецкий философ Ф.Ницше (становление сверхчеловека в трактате «Так говорил Заратустра»). Идеи Ф.Ницше владели умами как «старших», так и «младших представителей символизма. Несомненное влияние оказали они и на творчество А.Токаева, что станет ясно из последующего анализа творчества поэта.

Одной из главных идей философской эстетики Ф.Ницше являлась идея о Сверхчеловеке как «высшее метафизическое свершение и как следующий за человеком этап биологической эволюции»3. Заратустра являлся первым сверхчеловеком, учителем, проповедником новой веры в книге Ф.Ницше «Так говорил Заратустра», являвшейся «своего рода ницшеанской библией»6. Именно Заратустра проповедовал о том, что «умерли все боги»7, а «человек есть нечто, что должно превзойти»8. Так говорил Заратустра: «Я учу людей: не прятать больше головы в песок небесных вещей, а гордо держать ее, земную голову, которая создает смысл земли!»1; «Я хочу учить людей смыслу их бытия: этот смысл есть сверхчеловек, молния из темной тучи, называемой человеком»2.

Переосмысление идей вышеуказанных философов, пафос безбрежного «расширения» личности, у каждого по-своему, выражен в творчестве всех символистов - и в статьях, и в поэтической практике. Оно, это «расширение», «мыслилось достижимым в разных формах: через погружение поэта в бездну «темного и бессознательного» человеческой психики (Д.Мережковский), в область «темных, тайных чувствований» (В.Брюсов); через поэтизацию жажды (...) впечатлений от мира, разнообразие которых превосходит по своей ценности добро и разум (К.Бальмонт) ; (...) провозглашение канона этической нейтральности художника; наконец, путем осуществления идеи аристократической игры, фантастических перевоплощений лирического «Я» поэта в смене его «личин» и «масок» (Ф.Сологуб)»3.

Для каждого поэта концепция личности воплощалась в характере лирического героя его поэзии. В поэзии символизма особенно четко прослеживается взаимосвязь личности поэта и лирического героя, где последний «есть наиболее полное и конденсированное выражение его (поэта) личности, его лирической темы. Если поэт - явление, лирический герой -сущность этого явления» . Поэтому для нас особенно важно определить все стороны характера лирического субъекта поэзии А.Токаева для прояснения авторского восприятия мира, особенностей внутренних самоощущений поэта.

Проследить становление и развитие личности лирического героя поэзии А.Токаева можно поэтапно, как некое восхождение от одной ступени к другой: первая - осознание собственной уникальности; вторая - стремление к овладению знанием, уход от людей; третья - достижение вершины, возвращение; последняя - гибель. Каждому указанному периоду соответствуют стихотворения, к анализу которых мы приступим. Одновременно мы будем соотносить их с поэзией русских символистов, так как в творчестве представителей одного направления можно выявить различные стороны в освещении тех или иных перекликающихся идей, образов.

Своеобразное «рождение» лирического героя поэзии А.Токаева можно выявить уже в первых стихотворениях поэта - «Лінаемает адзем» («Беспечные люди») и «Цард» («Жизнь»). Стихотворения не датированы, однако можно предположить, что написаны они в годы учебы А.Токаева в Бакинском мореходном училище (1910 - 15 гг.). Рукописные тексты указанных стихотворений присутствуют в черновой тетради поэта, где несколько стихотворений датированы 1915-16 годами, следовательно, все содержимое тетради написано примерно в одно время. Для поэта время учебы, как писалось в первой главе, наиболее продуктивное время на протяжении всего творческого пути. Эти годы для А.Токаева - время интеллектуального роста и развития, знакомство с поэзией символизма (переводы стихотворений К.Бальмонта и В.Брюсова на осетинский язык), начало собственного поэтического творчества, первый опыт в драматургии (пьеса «Урс сынтытае» («Белые вороны»)).

В стихотворении «Беспечные люди»1 автор впервые представил образ нового лирического героя - «избранного», человека, противопоставляющего себя толпе. В данном произведении Токаева удивительным образом сочетаются идеи символизма с сугубо национальными компонентами, образами. Выше мы уже указывали на сходство лирических героев поэзии А.Токаева и К.Бальмонта. В анализе стихотворения «Беспечные люди» будут проведены параллели в концепции личности лирических субъектов в творчестве осетинского и русского поэтов.

Похожие диссертации на Творчество Алихана Токаева и эстетика символизма