Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Логические учения средневекового Ирана и их значение для западноевропейской логики Джаббехдари, Марьям

Логические учения средневекового Ирана и их значение для западноевропейской логики
<
Логические учения средневекового Ирана и их значение для западноевропейской логики Логические учения средневекового Ирана и их значение для западноевропейской логики Логические учения средневекового Ирана и их значение для западноевропейской логики Логические учения средневекового Ирана и их значение для западноевропейской логики Логические учения средневекового Ирана и их значение для западноевропейской логики
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Джаббехдари, Марьям. Логические учения средневекового Ирана и их значение для западноевропейской логики : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.07 / Джаббехдари Марьям; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2011.- 173 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/52

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Фараби и ранний период развития логики в средневековом Иране 35

1.1. Становление традиции изучения логики в VIII - X вв 35

1.1.1. Пути ознакомления иранских мыслителей с перипатетической логикой 35

1.1.2. Роль и место логической науки в средневековой мусульманской культуре 36

1.1.3. Дом Мудрости и создание корпуса логических трудов Аристотеля на арабском языке 39

1.1.4. Развитие логических знаний в Багдадской школе 41

1.2. Логическое учение Фараби 44

1.2.3. Жизненный путь и основные сочинения Фараби 44

1.2.4. Фараби о предмете и значении логики 47

1.2.5. Логика, язык и познание в философии Фараби 49

1.2.6. Фараби, девятичастный и двухчастный каноны логики 54

1.2.7. Фараби и западноевропейская средневековая логика 56

Глава 2 Развитие логики в учениях Ибн-Сины 62

2.1. Жизненный путь и труды Ибн-Сины 62

2.1.1. Жизненный путь Ибн-Сины 62

2.1.2. Два периода творчества в логическом учении Ибн-Сины 64

2.1.3. Логические произведения Ибн-Сины 68

2.1.4. Направления современных исследований логики Ибн- Сины 72

2.2. Общий обзор логики раннего Ибн-Сины 77

2.3. Общий обзор логики позднего Ибн-Сины 81

2.3.1. «Книга знания» 82

2.3.2. «Указания и наставления» 97

2.3.2.1. Предмет логики 98

2.3.2.2. Слово 100

2.3.2.3. Определение ЮЗ

2.3.2.4. Суждение ИЗ

2.3.2.5. Учение Ибн-Сины о модальностях 119

2.3.2.6. Силлогизм 123

2.4. Ибн-Сина и западноевропейская средневековая логика 127

Глава 3. Развитие логики после Ибн-Сины 136

3.1. Продолжение традиций логики Ибн-Сины в Иране и арабо-язычных странах 136

3.1.1. Фахреддин Рази 140

3.1.2. Шахабеддин Сохреварди 141

3.1.3. Насиреддин Туей 144

3.1.4. Наджмеддин Катеби Газвини 150

3.1.5. Садреддин Мохаммад Ширази 155

3.1.6. Заключение 160

3.1.7. Список литературы 167

Введение к работе

Актуальность работы. Процесс знакомства народов разных мусульманских стран с перипатетической логикой, становление этой науки в сочинениях мусульманских ученых, их логические идеи и особенности обсуждения логических вопросов на мусульманском Востоке до настоящего времени остаются недостаточно изученными. Таково положение дел не только в отношении истории проникновения идей перипатетической логики в мусульманские страны, но и тенденций, способствовавших этому. Аналогичным образом обстоит дело и с вопросом о том, почему и в каких формах наследие Аристотеля было воспринято арабо-язычными мыслителями. В равной мере это справедливо и в отношении исследования специфики подходов мусульман в разных странах арабо-язычного ареала к этой новой науке, и, наконец, в связи с направлениями развития собственно логического знания, зародившегося как ядра интеллектуальной мысли в этих странах.

Невозможно постигнуть суть логических учений средневекового Востока вне исторических событий, происходивших в Средние века в восточных странах. Научная волна, появившаяся после возникновения новой религии - ислама, охватила разные страны и народы, находившиеся под властью арабского халифата. Несомненно, что в научных работах, созданных мусульманами, участвовали кроме арабов и даже больше чем они, другие народы. Но вследствие того, что большинство этих работ было написано на арабском языке, еще не достаточно четко определено, какая именно часть этих работ является собственным достижением одного определенного народа.

В Средние века Иран находился под властью арабского халифата и его научным языком был арабский язык. Все научные работы, написанные иранцами в этот период, были в основном созданы на арабском языке и логика в этом отношении не являлась исключением. Отчасти поэтому до сих пор точно не определены роль и значение вклада иранских мыслителей в развитие логического знания в Средние века и в дальнейшем.

Учитывая вышесказанное, актуальность диссертации заключается в следующем:

1. Недостаточная изученность процесса становления и особенностей развития
логической науки в средневековом Иране, особенно на фоне того обстоятельства, что
результаты некоторых иранских мыслителей этого времени давно считаются
фундаментальными и классическими.

Количество работ, посвященных арабо-язычной логике, невелико. Эти исследования в основном являются частью какой-нибудь книги, написанной об общей истории логики, и не имеется ни одной самостоятельной отдельной работы по истории логики в Иране.

2. В Средние века языком учености мусульманского Востока был арабский
язык, поэтому большинство работ, написанных жителями арабского халифата по
логике и другим наукам, было на арабском языке. Вследствие этого история
иранской логики до сих пор скрыта среди исследований, посвященных арабо-
язычной логике в целом, и не изучена как особое проявление развития научного
знания в Иране.

Несмотря на то, что средневековый Иран был частью арабского халифата, становление логической науки в трудах мыслителей иранского происхождения имело собственные до сих пор неизученные историко-культурные особенности, о которых и пойдет речь в данном исследовании. В настоящей работе предполагается дать описание процесса возникновения и развития логики в Иране в контексте становления этой науки в целом в странах, находившихся под властью арабского халифата.

  1. В связи с тем, что всестороннее исследование процесса возникновения и развития логической науки в Иране обстоятельным образом не проводилось, актуальным остается не только изучение особенностей идей средневековых иранских мыслителей, но их значения для развития логики вообще, для судьбы перипатетического логического наследия, а также для средневековой западноевропейской логики.

  2. На современном этапе наблюдается рост исследовательского интереса к к арабо-язычной, а, стало быть, иранской средневековой логике. Причем если в процессе изучения западноевропейской средневековой логики исследователи ограничивались отслеживанием влияния арабо-язычных мыслителей на

западноевропейских, отыскивая прямые цитирования или неявные заимствования, то сейчас предметом изучения становится собственно история логики в арабо-язычном мире. Об этом свидетельствует неуклонный рост числа конференций и академических публикаций по данной тематике, в том числе и в Иране, что отражено в списке литературы. В этом отношении предмет и объект исследования диссертации отражают тенденции современной историко-логической науки.

  1. Несмотря на рост исследовательского интереса к истории арабо-язычной логики и истории логики в Иране, наиболее распространенным остается представление о роли и месте арабо-язычных мыслителей, согласно которому мусульманские мыслители были «передаточным звеном» на пути освоения перипатетической логики средневековым западом. Последние исследования показывают, что вклад арабо-язычных ученых в развитие логических учений на средневековом Западе этим не исчерпывался. В диссертации предпринимается попытка оценить значение результатов в области логики, полученных иранскими средневековыми исследователями в контексте становления логических учений средневекового латинского Запада.

  2. На современном этапе изучение становления логики в Иране актуально на фоне общего подъема наук и светского образования, а также роста национального самосознания и общей востребованности идей национальной идентичности в этой стране.

Степень изученности и разработанности темы исследования не очень высока. Количество имеющихся работ по истории логики в мусульманских или арабо-язычных странах и по достижениям арабо-язычной логики ограничено. Имеются исследования по отдельным вопросам и персоналиям развития логической науки в мусульманском мире в целом, т.е. по истории арабо-язычной логики. Исследование развития логики в Иране предпринимается впервые.

На русском языке имеется ряд переводов сочинений средневековых мыслителей иранского происхождения, выполненных в советский период. Таковы переводы трудов Фараби, Ибн-Сины и некоторых других средневековых авторов. Также имеются исследования, посвященные арабо-язычной логике и философии в целом, а также отдельным ее представителям. Большая часть этих исследований тоже

относится к советскому периоду. Таковы труды Закуева А.К., Маковельского А.О., Попова П.С, Стяжкина Н.И. и др.

Современные русскоязычные исследования в области арабо-язычной логики и философии представлены трудами Зиядех Л., Смирнова А.В., Сагадеева А.В., Сейфуллаева Н.М.

В целом, исследовательская литература на русском языке в области арабо-язычной носит обзорный характер или посвящена отдельным персоналиям или философским проблемам общего характера, развитие логики в средневековом Иране специально изучено не было.

Некоторые вопросы становления логической науки в Иране обсуждаются в трудах на персидском языке. Таковы исследования Данешпажу Мохаммад Таги, Табатабаи Мустафы, Мохаггега Мехди, Мотаххари Мостафы и некоторых других. Среди этих работ особенно важно произведение Мотаххари Мостафа «Знакомство с исламскими науками» тем, что в ней как произведение двадцатого века показываются характеристики иранской логики. В этой книге логика все-таки подразделяется на две части представлений и утверждений, а каждая из этих на а) необходимую или очевидную и б) теоретическую или приобретенную.

Значительный вклад в изучение средневековой логики в Иране внесли американские и европейские исследователи. Пионером в области арабо-язычной средневековой логики является американский ученый Н.Решер. Небольшие обзоры истории средневековой арабо-язычной логики имеются в трудах, М.Нил и У.Нил. Отдельные вопросы средневековой арабо-язычной логики изучены современными исследователями Т.Стритом, П.Томом, Х.Лагерлундом, У.Ходжесом.

Цель и задачи исследования. Общей целью диссертации является выявление и определение этапов и особенностей становления и развития логики в средневековом Иране. Для достижения этой цели в диссертации предполагается решить следующие задачи:

а) Исследовать процесс возникновения и развития логики в арабском

мире и определить исторические и теоретические особенности становления ее в Иране как части арабо-мусульманского Востока, обладающей своей историко-культурном самобытностью.

б) Изучить историко-культурные, политические и религиозные условия
зарождения и развития логической науки логики в Иране и выделить его этапы.

в) Выявить и обосновать наличие обусловливающей связи между
тенденциями культурного, в том числе и религиозного, развития средневекового
Ирана и становлением логического знания в этой стране.

г) Исследовать особенности логических учений средневековых иранских
мыслителей, определить ключевые теоретические дискуссионные проблемы
развития логических учений в средневековом Иране.

д) Выявить и рассмотреть основные теоретические тенденции и традиции
развития логики в Иране.

е) Очертить процесс развития логики в Иране как становление
логических идей, начинающееся с ознакомления иранских ученых с
перипатетической логикой через период расцвета логической науки в Средние века
до логики позднесредневекового Ирана.

ё) Уточнить аспекты логических учений средневековых иранских

мыслителей, оказавшие влияние на развитие логических учений схоластического Запада.

Научная новизна исследования складывается из нижеследующих четырех факторов. Во-первых, данная диссертация фактически является первым комплексным анализом истории зарождения и развития логики в средневековом Иране. Во-вторых, в диссертации проводится сопоставление результатов современных историко-логических исследований в данной области, полученных западными, советскими и российскими учеными, а также иранскими исследователями. В-третьих, ряд произведений средневековых ученых Ирана впервые рассматривается в контексте историко-логического процесса. В-четвертых, в диссертации предложена и обоснована оригинальная периодизация становления иранской логики Средневековья.

Предмет и объект исследования. Диссертация носит историко-логический характер. Предметом настоящего исследования выступает развитие логической науки в средневековом Иране, особенности ее зарождения и становления, ее место и значение в общем контексте развития культуры в Иране. Объект исследования -

корпус логического знания на определенном историческом промежутке его развития в контексте общего становления рациональной науки в Иране.

Свою миссию автор диссертационного исследования видит в том, чтобы определить достижения мыслителей иранского происхождения и определить значение их вклада в развитие логической науки в арабо-язычном мире, а также очертить контуры влияния этого развития на западноевропейскую схоластическую логику. В целом, развитие логики в средневековом Иране до сих пор не становилось предметом академического анализа. Несмотря на то, что имеются работы, посвященные отдельным логическим концепциям или персоналиям этого времени, такие важные вопросы, как проблематика, направления, школы и периодизация историко-логического процесса в средневековом Иране остаются неизученными.

Вместе с тем, общеизвестным является тот факт, что некоторые средневековые мыслители иранского происхождения, например, Аль-Фараби и Ибн-Сина, внесли весомый вклад в развитие логики и научного знания вообще не только на мусульманском Востоке, но и во всем мире, и это зафиксировано многократно не только в исторических и философских исследовательских трудах, но и в научно-популярной литературе.

Хронологические и территориальные рамки исследования. Эти рамки определены предметом диссертации. Процесс становления и развития логики в Иране связан с состоянием этой науки до возникновения ислама, а также с политическими, историческими и географическими особенностями Ирана, поэтому в диссертации уделено существенное внимание доисламской истории иранских земель. Хронологические рамки исследования заключают в себя историю Ирана с древних времен до позднего средневековья, узловым периодом исследования выбран средневековый этап - с IX по XIV вв. В аспекте становления логического знания в Иране - это логика средних веков, или периода расцвета интеллектуальной деятельности, начиная с создания корпуса перипатетической логики на арабском языке и заканчивая завершением периода расцвета.

Территориальные рамки исследования - иранский мир, или территория Большого Ирана. Под этим словом подразумевается вся территория, находившаяся под иранской (персидской) культурой. Определение территориальных рамок

диссертации заимствовано из исследований по истории данного региона в целом и Ирана, в частности.

Теоретические и методологические основания исследования.

Теоретической основой диссертации являются данные, полученные из указанной литературы. Эмпирический подход в ходе исследования не использован. Методологическую основу исследования составляют сравнительно-исторический и системно-структурный подходы. В соответствии с первым в диссертации выявлены и определены историко-культурные условия и особенности зарождения логической науки в Иране до возникновения ислама и после его установления в качестве господствующей религии на иранских землях, а также этнографические, политические и религиозные причины расцвета логических учений в средневековом Иране. При помощи системно-структурного подхода в диссертации уточнены основные теоретические положения логических учений средневековых иранских мыслителей, изучены тенденции и направления развития логики в средневековом Иране, определены особенности этого развития.

Важным методологическим основанием исследования выступает текстуальный анализ, необходимый в ходе работы с первоисточниками.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Основной историко-культурной причиной развития и распространения
логики было становление ислама в средневековом Иране, новой религии,
нуждавшейся в политическом закреплении на иранских землях, а также в
интеллектуальном и социальном обосновании в контексте высокого развития
иранской культуры к моменту исламизации. Экономическая и политическая
поддержка интеллектуальной деятельности в Иране со стороны арабо-язычных
властей способствовала расцвету арабо-язычной культуры и науки, важной частью
которой стали логические учения иранских мыслителей, созданные, в основном, на
арабском языке.

2. Двухчастный и девятичастный канон логики представляют собой не только
порядок ее изложения в трактатах и учебниках, но выступают как две теоретические
традиции развития логической науки в средневековом Иране и отражают понимание

места и роли этой науки в структуре интеллектуального знания в целом, а также особенности трактовки предмета изучения логики.

3. В своем развитии средневековая логика в Иране проходит период
становления IX-X вв., с кульминацией в творчестве «второго учителя» Фараби, когда
образуется так называемый арабо-язычный Органон по девятичастному канону
изложения, XI-XII вв. - период расцвета логической науки и формирования
двухчастного (восточного) канона логики в трудах позднего Ибн-Сины, XIII-XV вв. -
период схоластизации двухчастного и девятичастного канонов логической науки и
постепенный закат эпохи расцвета логического знания в Иране.

  1. Роль и место логического учения Ибн-Сины заключается в том, что это учение знаменовало собой поворотный момент в развитии логической науки на мусульманском Востоке. Суть данного поворота состоит в том, что если до Ибн-Сины и арабо-язычные и западноевропейские средневековые логические учения развиваются под влиянием наследия перипатетической логики, то после Ибн-Сины дальнейшее становление логического знания в арабо-язычном мире вплоть до современного этапа происходит на основе логических идей Ибн-Сины.

  2. Основные теоретические идеи иранских ученых мусульманского Востока, оказавшие существенное влияние на западноевропейскую логику, таковы:

понимание предмета и структуры логического знания;

различение модального статуса высказываний в его связи с процедурами доказательства;

- некоторые вопросы применения логических знаний на практике.

Научная и практическая значимость. Результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, открывают новую страницу в понимании места рационального знания в средневековом Иране и роли логической науки в его структуре. В диссертации сопоставлены и обобщены достижения западноевропейских, советских и российских, а также иранских ученых в области истории средневековой иранской логики, что позволило прояснить исторические корни современного состояния логической науки в Иране как научной и учебной дисциплины. В противовес широко известным общим идеям о влиянии арабоязычной средневековой логики на латинскую, в диссертации уточнены и

конкретизированы те положения арабоязычного корпуса логического знания, которые были известны на Западе и востребованы западноевропейскими средневековыми учеными и оказали влияние на развитие схоластических логических теорий в Европе.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для дальнейших исследований в области логики и истории науки, а также в преподавательской работе в курсах по истории данного региона, истории науки, истории философии.

Апробация диссертации

Основные выводы работы апробированы в четырех публикациях, а также в выступлениях автора на ряде научных конференций, в частности, в ходе Второй Международной школе по логике «Bridge to Logic 2», Saint Petersburg, 2011г. в сообщении «Definition in the logical systems of Ibn Sina», в Международной конференции «VII Смирновские чтения по логике», Москва, 2011г. в сообщении «Определении в логике Аристотеля и Ибн-Сины» и, в Международной конференции, посвященной 810-летию Мухаммеда Насиреддина Туей, Баку, 2011г. в сообщении «Модальность в логических учениях Насиреддина Туей» и др.

Отдельные положения диссертации обсуждались на теоретическом семинаре кафедры логики СПбГУ. По тематике диссертации в рамках спецкурса «Схоластическая логика» были подготовлена и прочитана специальная лекция. Диссертация обсуждалась и рекомендована к защите кафедрой логики СПБГУ 15 сентября 2011 г.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из Введения, трех Глав, разделенных на параграфы, Заключения и Списка литературы из 88 наименований, в том числе на русском (50), английском (22), арабском (1) и персидском языках (15). Объем диссертации составляет 173 страницы.

Жизненный путь и основные сочинения Фараби

Один из самых известных выпускников Багдадской школы был Фараби, который был. также одним из первых самобытных философов иранского происхождения.

Абу Наср Мохаммад Ибн-Тархан Фараби родился в 873 г. в городе Фарабе в области Трансокеании. Некоторые считают его турком, но, учитывая существующие документы, нельзя сомневаться в том факте, что он иранец. Ибн-Надим, который жил во времена Фараби говорит, что Фараб -это один из городов Хорасана, который во время Саманидов являлся частью Трансокеании [см.1, с.26].

Также, Ибн-Аби Осайбаэ и Шахразури говорят, что Абу Наср был из иранского происхождения [см.1, с.26]. Учитывая то, что Фараб в 3 веке был частью страны Саманидов, и многие иранцы в то время для защиты границы жили на границе страны, не остается сомнения о том, что просто по названию Фараба нельзя относить Абу Насра к неиранским народам.

Фараби сначала жил и учился в Фарабе и потом переехал в Багдад, где изучил арабский язык и окончил свою учебу как врач и философ.

После этого, переехав в город Харран в Сирии, он начал изучать философию и логику у Юханна Ибн-Хилана. Потом он вернулся опять в Багдад. В Багдаде Фараби во времена халифа Ал-Муктадира был учеником известного знатока логики Матта Ибн-Юноса. Матта Ибн-Юнос пользовался таким большим авторитетом и широкой известностью, в его эпоху ученые Багдада и других городов мусульманского Востока изучали логику на основе его логических произведений.

Через несколько лет Фараби из-за политических волнений; переехал в Халаб в Сирии и там продолжал свою научную деятельность. Он умер в 950 г. в городе Дамаске.

Фараби является первым мусульманским философом-логиком и принадлежит тому периоду арабо-язычной логики, в который уже появились специалисты ШУ логике, и логика больше не являлась просто помощницей медицине. В логике основная заслуга Фараби состоит в том, что он одним из первых стал не только комментировать труды Аристотеля, но также сформулировал и обосновал ряд оригинальных положений логического учения, определивших дальнейшее развитие этой науки на- арабо-язычном Востоке вплоть до 15 века [см. 79].

Фараби видел свою задачу в том, чтобы объяснять трудности работ Аристотеля и написал к его произведениям комментарии, охватывающие все части Органона. Он написал комментарии на Органон по методу сирийских комментаторов - короткие, средние и большие комментарии.

Наряду с обсуждением логической проблематики, унаследованной от Аристотеля и перипатетиков, в трудах Фараби находим ряд новых проблем и вопросов, для которых он предложил пути их решения. К ним относятся такие вопросы как предмет логики в связи с местом и ролью этой науки; связь логики и языка, а также связь логики и рационального познания.

Логические книги Фараби состоят из нижеследующих работ:

-Комментарии к «Исагоге» Порфирия

-Комментарии к книге Аристотеля «Категории»

-Комментарии к книге Аристотеля «Об истолкованиях»

-Комментарии к «Первой Аналитике» Аристотеля

-Комментарии к книге Аристотеля «Научное доказательство»

-Комментарии ко второй и восьмой главам трактата Аристотеля «Топика»

-Комментарии к книге Аристотеля «Риторика»

-Комментарии к книге Аристотеля «О софистических опровержениях»

-Книга «Ихса-ал-Олум» (Перечисление наук и определение их предметов)

-Книга «Большое сокращение» -Книга «Малое сокращение»

-Книга «Среднее сокращение по силлогизму»

-Книга «Подготовка по логике»

-Книга «Перечень суждений»

-Книга «Условия силлогизма»

-Книга «Опровержение Ибн-ал-Раванди по вопросу об этических правилах Топики»

-Книга «Приобретение предпосылок»

-Книга «О риторике»

-Книга «Краткий силлогизм»

-Книга «Вводный трактат в логике»

-Книга «Поэзия и ритм»

-Трактат в ответ на заданные вопросы

-Трактат о структуре искусства поэзии [21, с. 23].

К сожалению, не все научные труды Фараби дошли до нас. Из имеющихся сегодня сочинений можно указать на «Перечисление наук и определение их предметов», «Вводный трактат в логике», «Комментарии к книге Категории Аристотеля», «Комментарии к книге Аристотеля Об истолкованиях». «Книга Малое сокращение» «Трактат в ответ на заданные вопросы», «Комментарии к книге Аристотеля Риторика», «Трактат о структуре искусства поэзии» и «Книга Поэзии и ритма».

Фараби основные свои логические учения приводит в книге «Перечисление наук и определение их предметов». По сообщению ал-Кифти, эта книга, которая была переведена в средние века на еврейский и латинский языки и ее рукописный экземпляр на арабском языке хранится в библиотеке Эскориала в Испании, превратилась в настольную книгу ученых-философов средневековья [см.1, с.21-22].

Общий обзор логики раннего Ибн-Сины

Опираясь на логическое учение Фараби, Ибн-Сина в своей известной работе «Книге исцеления», которая является центральным произведением раннего периода, сначала излагает «Введение» Порфирия, которое был у мусульман известно под названием «Исагуджи» как введение в свою книгу, потому что, по его мнению, оно помогало понять другие части логики. Потом, продолжая далее философские традиции, заложенные Фараби, Ибн-Сина, приводя восемь частей логики, известных уже Фараби, сформулировал свой девятичастный канон изложения логики. В этой же книге Ибн-Сина впервые выдвигает свой мысль о предмете логики как науки, изучающей отношениями свойства умопостигаемых сущностей (вторичных интенций, в латинской версии). Это мнение он высказывает в разделе логики, но подробно рассматривает в разделе этой книги, посвященном метафизике. Вторичные интенции, это те же характеристики понятий, или концептов, а понятия сами используются в всех науках, считает Ибн-Сина [см.52].

Вместе с тем с самого начала его творческого пути проявляется самостоятельный характер Ибн-Сины в изложении вопросов логики и различия в научных позициях между ним и Фараби с годами становятся все существенней.

Разделив философию на три части - физику, метафизику и логику, Ибн-Сина полагает, что физика изучает телесное бытие, метафизика - духовное бытие, а логика - интеллектуальное бытие. Сравнивая логику и математику, он говорит, что эти две науки похожи друг на друга и единственная разница между ними в том, что абстракции логики в отличие от абстракции математики не существуют в природе.

Ключевыми вопросами, в отношении которых Ибн-Сина предпочитает иной путь, нежели Фараби, выступают следующие:

а) предмет логического знания и место логики среди других наук;

б) особенности структуры суждений;

в) модальные суждения;

г) условные силлогизмы.

Отметим, что особенности структуры суждений и условные силлогизмы в основном обсуждаются в позднем периоде его творчества.

Если для Фараби логика среди наук является начальником, приказ которого должны выполнять все другие науки, и поэтому «второй учитель» считает правила логики необходимым методом рационального познания, обязательным для применения во всех областях знания и деятельности, то Ибн-Сина видит логическое знание универсальным инструментом познания, однако не единственным из возможных. Ибн-Сина представляет логику следующими словами: «Логика является той наукой, в которой раскрывается, как непознанное познается через познанное, что является истиной, что ближе к истине, что ложно и скольких видов каждое из них»[9, с. 62].

Логические знания еще до начала творческого пути Ибн-Сины стали непременным элементом научной и образовательной деятельности в Иране. Усилиями Закарии Рази логика становится обязательной частью подготовки врачей. В области наук Фараби формулирует основоположения логики Аристотеля и создает арабо-язычный корпус перипатетической логики - «арабский Органон». Роль Ибн-Сины в деле развития логической мысли в Иране состоит в том, что он определяет для логики принципиально новую и сильную позицию среди других наук и тем самым укрепляет ее авторитет среди арабо-язычных философов и логиков средневековья. Делает он это путем определения новой цели для логики, представляя ее как самостоятельную науку, касающуюся интеллекта, и его законов.

Другой важный- аспект этого периода творчества Ибн-Сины проявляется в трактате «Истолкование» из «Книги исцеления» и касается модальностей.

В этом трактате Ибн-Сина начинает с объяснения вопроса модальностей, потом разделяет суждения на абсолютные (категорические) и модальные, объясняет три вида модальности, затем обсуждает различия между ними и содержанием суждения. На основе этого он определяет естественное место для модальных слов в суждениях и і пишет: «Когда мы говорим, что каждому человеку, возможно, быть пишущим, это является естественным положением модальности и значит, что каждый из людей может быть пишущим. Но если модальность находится перед словом количества, уже не является модальностью связки [приписывания], а считается модальностью «Тамим ва Тахсис» (обобщения и ограничения)- Ибн-Сина употребляет термин «сур»..., который используется в арабо-язычной логике и по сей день для обозначения квантора.

В этом случае значение меняется и суждение означает, что возможно, чтобы каждый человек был пишущим» [9, с.115].

Ибн-Сина утверждает, что имеются два вида модальности. Одна для объяснения отношения между субъектом и предикатом, а другая для определения модальности слова количества, т.е. для того, чтобы определить является ли это слово для предиката необходимым или возможным или невозможным.

Таким образом, Ибн-Сина принимает два естественных места для модальности в высказывании. Одно тогда, когда модальность находится перед связкой и используется для выражения качества, связки, т.е. для объяснения способа и качества принадлежности предиката субъекту, а другое тогда, когда модальность находится перед словом количества и используется, по мнению Ибн-Сины, для определения модальности этого слова.

Стараясь объяснить свое мнение, Ибн-Сина приводит два предложения на арабском языке и показывает, что изменение места модальности приводит к изменению значения предложения:

Всем людям, возможно, быть пишущими [Модальным словом является подчеркнутое слово. - М.Д.], возможно, чтобы все люди были пишущими.

В первом арабском предложении, модальность (подчеркнутое слово ёмкено) находится перед связкой (якуна) и квантор (кол) находится в начале предложения, а во втором - перед квантором (кол) и связкой. В первом говорится о возможности для каждого человека быть пишущим и это сразу понимается, и предложение сразу принято. Но во втором предложении говорится о том, что возможно, чтобы все люди были пишущими. Истинность этого же суждения так легко не может быть принята. Но сказанное касается только модальности «возможность», то есть не касается необходимости и случайности.

Также следует отметить, что хотя один параграф «Книги исцеления» Ибн-Сина посвящает «Категориям», но там же указывает, что место «Категорий» не в логике, потому что логика обсуждает вторичные интенции, а «Категории» являются первичными. Он кроме книги «Спасение» во всех своих произведениях считает «Категории» вопросом философии. Фахреддин Рази, Сохреварди и Катеби Газвини следуют Ибн-Сине в этом отношении [см. 67, 53].

Учение Ибн-Сины о модальностях

Содержание посылок силлогизма имеет большое значение в логическом учении Ибн-Сины. И вопрос о модальностях в учении Ибн-Сины возникает в связи с содержанием суждения. Что означает истинность содержания посылок, и каким образом ее можно установить? Обсуждая эти вопросы, Ибн-Сина приступает к объяснению способов употребления модальностей.

Ибн-Сина считает, что содержание, или материя силлогизма, бывает или необходимое, или возможное, или невозможное. Необходимое содержание выражено в таком, например, суждении «Человек есть живое существо». Пример возможного содержания «Человек есть писатель», и невозможного содержания суждения «Человек есть камень».

Для изложения модальности, Ибн-Сина сначала сравнивает абсолютное и необходимое суждения. По его словам, каждое суждение бывает либо абсолютно-всеобщим, в котором его содержание становится ясным без указания его необходимости, продолжительности и разъяснения его положения ко времени или возможности. Либо оно бывает таким, в котором выражено что-либо из перечисленного: или необходимость, или продолжительность без необходимости, или существование без продолжительности или необходимости. Продолжительность без необходимости бывает, например, по отношению к изменению движущегося тела, а существование без необходимости можно видеть по отношению к затмению Солнца [см.10, с.251-252].

Необходимость бывает абсолютной, когда мы говорим «Всевышний аллах существует», то есть все, что касается Бога, является абсолютно-необходимым, безусловным и не нуждающимся в чем-либо еще для своего существования или она зависит от какого-либо условия.

Условием может быть или продолжительность существования сущности, как: «Человек по необходимости есть тело, обладающее речью».

Здесь условием истинности суждения является продолжительность существования самого человека, потому что первичное назначение человечности, это обладание речью, или же условием может быть продолжительность существования субъекта в том виде, в котором он выполняет возложенную на него функцию, как: «Всякое движущееся изменяется».

Разница между этими заключается в том, что субъектом первого условия является сама сущность, т.е. человек, а во втором субъектом является качество, прилагаемое к сущности, т.е. «движущееся». Движущееся обладает сущностью и субстанцией, примыкающими к нему, независимо от того, находится ли оно в движении или неподвижно. Условием может быть также существование предиката или существование определенного времени, например затмения, или неопределенного времени, например, времени дыхания. Суждения, в которых заключена необходимость, не зависящая от условия сущности, называются абсолютными суждениями существования.

Возможность по Ибн-Сине, это отрицание необходимости бытия и невозможность у него определяется так: то, что не есть возможность, есть невозможность.

Вещи, таким образом, делятся на возможные, необходимые и невозможные. Возможность Ибн-Сина понимает трояко. В первом значении возможности вещи бывают или возможными, или невозможными, так что и необходимые суть возможные, за исключением тех, что являются невозможными. Во втором значении, т.е. в особенном значении, необходимое не означает «возможное», как например, затмение Солнца. В этом же значении «необходимое» не означает «возможное». Однако к этой особенности возможности относится сущее, бытие, которого не имеет необходимой продолжительности, хотя она и обладает временной необходимостью, как, например, затмение Солнца. Когда говорят «возможность», то ее можно понять и в третьем значении, т.е. так, как будто она более частное, нежели два вышеупомянутых смысла. Такая возможность не содержит никакой необходимости ни в одном из промежутков времени, как например затмение Солнца, Иіни в одном из состояний, как например, состояние изменения движущегося. Но она может содержать, например, «возможность человека быть писателем».

Модальности в суждении Ибн-Сина понимает в связи с отношением субъекта и предиката, и как раз в этом отношении проявляется, особенность его современного. представления о модальностях. Особый случай такого современного подхода к пониманию модального оператора в суждении Ибн-Сина использует для разъяснения логического основания существования и могущества бога. Пример для такого суждения было указан выше. Затем, уже на основе этого подхода, Ибн-Сина обсуждает логические аспекты существования остальных предметов.— опять же при помощи современного понимания модального суждения такого сочетания. Этот подход Ибн-Сины объясняется тем, что в отличие от исламского теологического течения калам, сторонники которого были убеждены в том, что Бог предшествует миру и однажды мгновенно творил мир из ничего, Ибн-Сина, в. метафизике следуя Аристотелю, не принимал мгновенное возникновение мира и отождествлял время существования Бога и время существования материи.

Ибн-Сина широко использует представление о времени для определения модусов необходимости и возможности. В качестве особого вида модальности, Ибн-Сина выделяет и анализирует понятие «Тадавом-е-замани» (постояннось во времени), которое служит для характеристики, необходимости и зависит от постоянности и длительности существования субъекта суждения.

Ибн-Сина не был первым логиком, кто стал использовать временную интерпретацию модальностей в логике. По такому пути шел Демокрит, затем Диодор и другие представители школы Стоиков, а также во многом и Аристотель, и его последователи. Заслуга Ибн-Сины состоит в том, что он всесторонне развил этот подход в своем логическом учении.

Отношение субъекта к его предикату в суждении, у Ибн-Сины решается с помощью сочетания модальности -и времени и также с помощью привлечения либо самой сущности субъекта, либо его атрибута.

Хотя по теории материи суждения, которую находим у позднеантичных комментаторов Аристотеля, например, Александра Афродизийского, содержание (материя), суждения может быть невозможной, случайной и необходимой и впоследствии она стала стандартной теорией для средневековых западных схоластов, Ибн-Сина принимает три модальностей: необходимость, возможность и невозможность. В невозможном содержании истинным является отрицательное суждение. Например, суждение Человек есть камень -ложно, а суждение Человек не есть камень — истинно, потому что невозможно быть камнем по отношению к человеку.

Ибн-Сина впервые составляет порядок в модальности суждений и доводит число модальных суждений до десяти простых и семи сложных суждений. Также, по мнению Ибн-Сины, «Некоторые люди думали, что противоположность абсолютного суждения является абсолютным суждением, и думали, что только разница в качестве и количестве является причиной противоположности. А если для противоположности, два суждения должны быть и по модальности разными» [см. 53].

Насиреддин Туей

Абу Джафар Насиреддин Туей (1201-1274) основал новую традицию понимания логики Ибн-Сины, которая оставалась влиятельной в Иране на протяжении нескольких веков. Насиреддин Туей, подобно Ибн-Сине, которого считал своим учителем, был, ученым-энциклопедистом. Он внес большой вклад в развитие математики и астрономии, был основателем обсерватории в Марате (на Западе современного Ирана). Результаты, полученные Туей, в области астрономии и1 математики были широко известны не "только в арабо-мусульманском мире, но и в Западной Европе. Многие современные ученые полагают, что именно достижения Туей в области астрономии, его знаменитые астрономические таблицы, легли в основу учения Н.Коперника [69].

Свое логическое учение Насиреддин Туей развивает в ответ на возражения Фахреддина Рази и его ученика Афзалоддином Хонджи в отношении некоторых положений логического учения Ибн-Сины, изложенных в книге «Указания и наставления» и особенно к условным силлогизмам Ибн-Сины. Насиреддин Туей, хотя считал комментарии Рази, наилучшими, но по многим вопросам не согласен с последним.

Логические произведения Туей состоят из следующих работ:

Основы приобретения

Книга наименьших пунктов в логике

Решение сложности книги «Указания и наставления» Ибн-Сины в ответ на возражения Фахреддина Рази на эту книгу.

Туей, несмотря на то, что по многим вопросам был оппонентом Фахреддином Рази и выступал в защиту Ибн-Сины, и считался его приверженцем, в другом отношении принадлежал линии Западной школы логики и противников Ибн-Сины.

Не принимая двухчастную логику Ибн-Сины, Туей свою знаменитую книгу «Основы приобретения» написал, в девяти і частях. Надо отметить, что вопреки Рази и Хонджи, которые объявили предметом логики» представление и утверждение, Туей активно противостоит этому мнению и считает их предметами науки, а не логики. Он как Ибн-Сина считает предметом логики понятия, или вторые смыслы (вторичные интенции).

Т.Стрит убежден, что три фактора влияли на принятие двухчастного-канона логики Ибн-Сины последующими поколениями логиков. Первым фактором было его учение о понятиях (вторичных интенциях). Вторым фактором был его учение о представлении и утверждении как о двух частях логической науки, а третьим фактором выступили юридические дискуссии, которые заняли место Топики и Риторики. Учитывая это, по-видимому, непринятие Насиреддином Туей учения о представлении и утверждении как о предмете логики, выдвинутое Рази и его сторонниками, привело к изложению им логики в девяти частях [См. 84]. Книга «Основы приобретения», которая является важнейшим произведением Туей по логике, состоит из следующих частей:

1-Исагуджи

2-Категории

3 -Истолкование

4-Первая аналитика (в том числе учение о силлогизме)

5-Вторая аналитика (в том числе учение об умозаключении)

6-Топика

7-Софистика

8-Риторика

9-Поэтика

Из этих частей, одним из самых интересных является модальное учение, которое излагается в третьей главе книги - «Истолкование».

Туей обосновывает свое мнение о модальности следующим образом. Сначала он различает материю суждения и модальность суждения. Отношение, имеющееся в суждении между субъектом и предикатом, Туей называет материей суждения, а характеристику самого высказывания называет модальностью суждения. Если суждение содержит термин, указывающий на модальность, тогда оно называется модальным суждением, а если не содержит, то такое суждение называется, «Мотлаге» (абсолютным)-4, в смысле того, что не имеет никакой модальности и не зависит от отношения модальности [см. 54, с. 162-170].

По мнению Туей, наличие модальности добавляет к суждению особый смысл, потому что в этом случае суждение кроме субъекта, предиката и связки, еще и будет выражать свой модальный статус.

Модальное суждение, по словам Туей, бывает либо необходимое, либо возможное.

Здесь можно видеть отклонение его от идей Ибн-Сины, потому что для последнего модальности состоят из необходимости, возможности и невозможности. По-видимому, Туей не допускает, чтобы суждение было невозможным, потому что, невозможное суждение он считает ложным, так что и не нужно специальной модальности для него.

Туей продолжает, что необходимость в. интеллекте есть частный случай реальной необходимости и необходимости в явлениях, потому что каждое явление, которое разум считает необходимым и в реальности также необходимое, однако нельзя сказать, что если нечто в реальности является необходимым, то и интеллект также считает его необходимым. Но интеллектуальная возможность, напротив, является обобщением реальной возможности, потому что некоторые интеллектуальные возможности в реальности могут быть необходимы, а некоторые реальные необходимости в интеллекте представляются возможными.

Туей вслед за Ибн-Синой пытается соединить модальность и время. Для этого , он сопоставляет модальность «Необходимость» и «Постоянность», которую тоже считает модальностью. По его словам, каждое необходимое суждение является одновременно постоянным в смысле времени и в смысле, что оно постоянное истинно. Если необходимость - абсолютная, то постоянность также абсолютна, а если необходимость будет условной, тогда постоянность также будет условной. Лишь если необходимость будет только для некоторого времени, тогда эта необходимость не является постоянной, потому что постоянность является полной совокупностью мгновений [76].

«С другой стороны, каждое явление, которое постоянное, оно в реальности необходимое, но каждое постоянное явление интеллектуально не является необходимым, потому что необходимость в интеллекте -частный случай реальной необходимости» [54, с. 164].

Таким образом, по отношению і к материи суждения, необходимость и постоянность совпадают друг с другом, но по отношению к модальности суждения, которая является продуктом интеллекта; необходимость иногда есть частный случай постоянности; а иногда ее обобщение, как выше было указано: Туей сравнивает; постоянность только с необходимостью, полагая, что она ни имеет никакого отношения к возможности, потому что. возможность не включает в себя все моменты времени, а постоянность как раз, это совокупность всех мгновений времени.

Напомним, что Ибн-Єйна считает, что модальное слово в суждении может располагаться, во-первых, до связки; потому что это естественное место модальности и показывает, отношение предиката к; субъекту, и, во-вторых до слова, количества (сур), чтобы показать обобщенность или ограниченность приписывания предиката к субъекту.

Из двух местоположений модальностей, предложенных Ибн-Синой, Туей принимает только одно и утверждает, что единственное назначение модальностей в предложении - это определение способа приписывания? предиката субъекту. Поэтому правильное место модальностей, по его мнению, только перед связкой, потому что если модальность пишется после связки, тогда считается частью предиката и в этом случае высказывание является абсолютным. Это место - перед связкой -считается естественным местом модальности в высказывании и называется модальностью связки.