Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль эстетического восприятия в религиозном и атеистическом сознании Туфан Захра Фуатовна

Роль эстетического восприятия в религиозном и атеистическом сознании
<
Роль эстетического восприятия в религиозном и атеистическом сознании Роль эстетического восприятия в религиозном и атеистическом сознании Роль эстетического восприятия в религиозном и атеистическом сознании Роль эстетического восприятия в религиозном и атеистическом сознании Роль эстетического восприятия в религиозном и атеистическом сознании Роль эстетического восприятия в религиозном и атеистическом сознании Роль эстетического восприятия в религиозном и атеистическом сознании
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Туфан Захра Фуатовна. Роль эстетического восприятия в религиозном и атеистическом сознании : ил РГБ ОД 61:85-9/677

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Эстетическое восприятие как феномен 17

Глава 2. Место эстетического восприятия в религиозном сознании 49

Глава 3. Роль эстетического восприятия в преодолении религиозности и становлении атеистического сознания 96

Глава 4. Развитие эстетического восприятия в обществе массового атеизма 128

Заключение 172

Библиография 178

Введение к работе

Актуальность темы. Вопросы эстетического восприятия все стремительней выдвигаются в центр духовно-эстетической жизни общества. В связи с этим растет потребность в эстетико-философ-ском осмыслении психолого-гносеологической природы этого сложного процесса. Актуальность темы обуславливается тремя ее аспектами: идеологическим, теоретическим и практическим.

В идеологическом плане актуальность темы обуславливается современной деятельностью церкви в области защиты религии от глубокого кризиса и секуляризации. Современный уровень социального развития, научного знания и духовной культуры оказывает все более сильное влияние на сознание миллионов людей, повышает их политическую и идейную зрелость, углубляет процессы атеизации масс и неизбежно усиливает кризис религиозной идеологии, кризис религии и церкви вообще.

В этих новых исторических условиях религия и церковь стре- \ мятся удержать свои позиции, приспособиться к современной действительности, осуществляя широким фронтом модернизацию религии по всем направлениям, к числу которых относится "эстетизация" религиозного сознания и культа. Серьезную опасность в этом плане представляют религиозно-идеалистические интерпретации закономерностей, присущих искусству вообще и эстетическому восприятияю в первую очередь. Задача критики обновленческой деятельности церкви, путей и методов воздействия на верующих становится в ряд важнейших идеологических задач.}

Эта задача тем более важна, что сегодня приходится наблюдать неверную мировоззренческую оценку религиозной эстети- _ 4 - ки, преувеличение роли церковного искусства в культурном развитии, идеализацию религиозной истории. В связи с приближающимся тысячелетием начала распространения христианства на Руси в качестве государственной религии церковники усиливают пропаганду тезиса о христианстве как основе русской национальной культуры и искусства. Мировоззренческое ослабление оценки эстетического аспекта религии диктует важность исследования эстетического механизма религиозного комплекса, где основополагающую роль играет э ст етиче ско е во сприят ие.

Актуальность исследования в теоретическом плане определяется выдвинутыми на ХХУІ съезде КПСС и июньским (1983 г.) Пленума Щ КПСС задачами дальнейшего развития общественных наук. "Марксистско-ленинская партия не может выполнять свою роль, если она не уделяет должного внимания осмыслению всего происходящего, обобщений новых явлений жизни, творческому развитию марксистско-ленинской теории". Научный атеизм и эстетика - составные части марксизма. Поэтому задачи, поставленные КПСС, распространяются и на научный атеизм, эстетику.

Сегодня атеизм в СССР стал массовым. Однако наличие религиозных пережитков у отдельной части населения свидетельствует

0 противоречивости и сложности процесса становления и развития массового атеизма как высшей формы духовного развития общества. Данные советской социологической науки показывают наличие рели гиозных пережитков также и по эмоционально-эстетическим мотивам. В этой связи возникает потребность в выяснении вопроса о роли, месте и значении ценности эмоциаонально-эстетической аферы че-

1 Материалы ХХУІ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1982, с.77. ловеческого мышления, особенно эстетического восприятия, являющегося основополагающим в духовно-практическом отношении к миру вообще и эстетико-атеистическом в частности.

Известно, что эстетическое восприятие может входить в структуру как религиозного, так и атеистического сознания. Сложность и противоречивость этого процесса требует углубить сферу теоретического анализа механизма действия эстетического восприятия» что является актуальным не только для самой эстетической, но и для атеистической науки. Такой анализ избранного аспекта определяется также растущим интересом в гносеологиии к формам чувственного познания с обнаружением их продуктивных функций в структуре познавательной и практической деятельности. Поэтому выявление закономерностей складывания эстетического восприятия, его места в формировании атеистического сознания личности может служить исходным моментом диалектико-материалистического понимания атеистического освоения мира в целом, что послужит посильным вкладом в разработку теоретических положений о закономерностях развития атеистического сознания в условиях массового атеизма.

Степень разработанности проблемы. Теоретические положения, касающиеся взаимосвязи религиозного и эстетического восприятия в процессе формирования общественного сознания, в том числе искусства и религии, были разработаны в произведениях классиков марксизма-ленинизма. Классики марксизма-ленинизма диалектически подходили к взаимоотношению художественного и религиозного сознания, отмечая их чувственно-теоретический характер, слияние их в структуре эмоционального и рационального. Но эта общность - только форма. Их сущность и содержание противоположны. Эстетическое восприятие является способом освоения действительности, религия - б - же всегда выражает и закрепляет отчуждение человека.

Для нашей работы принципиально важное значение имеет разработанная В.И.Лениным теория отражения, раскрытие им гносеологической природы искусства как истинного отражения действительности и религии как пустоцвета "... на живом древе... человеческого познания". Здесь содержится методологический принцип, позволяющий понять моменты относительного единства и вместе с тем противоречия эстетического и религиозного восприятий.

Наличие в советской научно-философской литературе работ по эстетическому восприятию свидетельствует о значительном интересе к данной проблеме. Она изучается преимущественно в плане эстетической теории, либо с точки зрения современной психологии, социологии, искусствоведения, педагогики. Лишь в последнее время многоплановый диалектически противоречивый феномен эстетического восприятия становится объектом исследования философской теории научного атеизма.

Литературу по интересующей проблеме можно разделить условно на пять групп.

К первой группе относятся работы, в которых эстетическое восприятие входит в круг эстетической науки, сравнительно недавно обратившейся к анализу феномена эстетического восприятия.

Это работы Видгофа В.М., Органовой О.Н., Рапоппорта С.Х., Са- мохина В.Н., Якобсона П.Я и др. , в которых делается попытка выявить сущность эстетического восприятия, его главные отличительные черты и признаки.

Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.29, с.322.

Видгоф В.М. О социальной природе эстетических эмоций. Актуальные вопросы нрбавственного и эстетического воспитания. Томск,

Ко второй группе надо отнести материал советского искусствознания, где решен ряд вопросов, связанных с эстетическим восприятием. Это работы Алпатова М.В., Грабаря И.Э., Кантора A.M., Образцова С.

1982; Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия. Автореф. докт.дисс. - М., 1976; Рапоппорт С.Х. Художественно-выразительные средства и механизм художественного воздействия. -В кн.: Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М., 1983; Самохин В.Н. Критический анализ идеалистических теорий эстетического восприятия. Автореф.докт.дисс.-М., 1981; Якобсон П.Я. Психология художественного восприятия. - М., 1964; Баграмян С.А. Место и роль эмоционального начала в формировании эстетически активной личности. Автореф.канд.дисс.-М., 1980; Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. - М., 1975; Короткое Н.З. Соотношение эмоционального и рационального в эстетическом восприятии. Автореф.канд.дисс. - Л., 1965; Коссов Б.Б. Проблемы психологии восприятия. - М., 1971; Лилов А. Природа художественного творчества. - М., 1980; Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. - М., 1966; Панкевич Г.И. О природе эстетического восприятия. -Автореф.канд.дисс. - М., 1969; Панпурин В.А. Специфика эстетического восприятия и научные знания. - В кн.: Наука и развитие общественных отношений. - Свердловск, 1980. I Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. - М., 1978; Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. - М., 1968; Кантор A.M. Искусство ХУШ в. - Малая история искусств. - М., 1977; Образцов С. Эстафета искусств. - М., 1978.

Следующая группа - это работы по теории научного атеизма, где проблема эстетического восприятия специально не исследовалась, но являлась частной по отношению к главным аспектам этого вопроса. Это прежде всего исследования Андрианова Н.П., Букина В.Р., Ерунова Б.А., Платонова К.К., Поповой М.А. и др., в которых рассматривается сложный процесс эмоционально-психологического функционирования религии, где немаловажное место занимают эмоционально-эстетические состояния личности .

Трудности в изучении эстетического восприятия обусловлены высокой степенью сложности этого феномена. Этим объясняется отсутствие координации усилий различных наук, разрабатывающих эту

I Платонов К.К. Психология религии. - М., 1967; Попова М.А. Критика психологической апологии религии (Современная американская психология религии). - М., 1972; Ее же: Место психологии религии в системе научного атеизма. - М., 1967; Андрианов Н.П. Эволюция религиозного сознания. - Л., 1974; Букин В.Р. Психология верующих и атеистическое воспитание. -М., 1969; Дулуман Е., Лобовик Б., Танчер В. Современный верующий. (Социально-психологический очерк). - М., 1970; Пырыгин Б.Д., Ерунов Б.А., Букин В.Р. - Религиозное настроение и его структура. - "Вопросы научного атеизма". Вып.II. -М., 1971; Клибанов А.И. О методологии изучения религиозного сознания. - "Вопросы научного атеизма", Вып.II. - М., 1971; Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение. - М., 1973; Яблоков И.Н. Религия: сущность и явление. - М., 1982; Андрианов Н.П., Лопаткин Р.А., Павлюк В.В. Особенности современного религиозного сознания. - М., 1966. проблему. Особенно это касается атеистической науки. В ней отсутствуют работы, посвященные собственно эстетическому восприятию, механизму его действия в религиозном и атеистическом комплексе. Исследование этого процесса в основном идет через анализ взаимодействия искусства и религии, религиозного и эстетического сознания, что вполне правомерно в рассмотрении эстетического аспекта религии и атеизма . Однако изучение эстетического восприятия, являющегося основополагающим в образовании религиозно-эстетического и эстетико-атеистического отношения к миру, представляется более точным в подходе к указанной проблеме.

Попытка раскрыть особенности эстетического аспекта религиозного сознания, проследить динамику религиозно-эстетического переживания, показать сложное переплетение религиозного и

I Угринович Д.М. Искусство и религия. - М., 1963; Розеншильд У.К. Музыкальное искусство и религия. - М., 1964; Чуднов-цев М.И. Церковь и театр. - М., 1970; Павлюк К.К. К вопросу о "религиозных потребностях". - Вопросы научного атеизма -Вып.II. - М., 1971; Тэнасэ А. Культура и религия. - М., 1975; Иржи Лоукотка. 0 религии и искусстве. - М., 1978; Разлогов К. Церковь и кинематограф. Искусство кино, № II, 1980; Хальзов В.Н. Эстетические и религиозные функции искусства. Автор.канд.дисс. - М.: МГУ, 1981; Зоц В.А. Культура. Религия. Атеизм. - М., 1982. Михновский Д.В. Культурное наследие прошлого и религия. - Л., 1973. эстетического в сознании осуществлена в работах Головановой В.Г., Руневой Т.А., Угриновича Д.М., Яковлева Е.Г. и др. Однако и в этих работах не раскрывается механизм действия эстетического восприятия в религиозном и атеистическом сознании.

К особой группе относится богословско-религиозная литература, рассматривающая вопросы психологии религии, в том числе и эстетический ее аспект . Изучение указанной литературы убеждает, что церковь всегда на протяжении веков своего существования и по сей день уделяет большое внимание эмоционально-

Яковлев Е.Г. Эстетическое чувство и религиозное переживание.-М., 1964, Его же: Искусство и мировые религии. - М., 1972; Голованова В. Критика религиозных интерпретаций основных категорий эстетики. - Киев.,1970; Карпушин И.И. Взаимодействие эстетического и религиозного видов сознания. Автор.докт.дисс-М., МГУ, 1972; Глаголева Э.Н. Эстетика антиразума. - М., 1972; Рунева Т.А. Диалектика художественного и религиозного освоения мира. Автореф.дисс.канд.филос.наук. - Л., 1979.

Джеймс В. Многообразие религиозного опыта. - М., 1910; Вениамин, митрополит. Мысли о литургии верных. - ЖМП, № 4, 1982; Платонов В., священник. Психология молитвы. - СПб., 1913; Потехин А. Значение чувствований в душевной жизни че -ловека. - Казань.}1899; Полотебков, протоиерей. 0 религиозном чувстве. - М., 1901; Иванов В. Духовные основы церковного искусства. - НМЛ, № 4, 1983; Сосновский A.M. Очерки религиозного сознания. - М., 1904; Успенский Л. Искусство русской церкви. - ЇЇМП, № 9, 1983. - II - эстетической стороне эстетического комплекса, используя почти все виды искусства.

Наконец, пятую группу составляют работы, посвященные различным аспектам модернизации религии, ее приспособлению к современным условиям. Это работы Гордиенко Н.С., Курочкина Н.П., Новикова М.П. и др. Изучение литературы по модернизации религии позволило проследить процесс приспособления религии к современным условиям с позиций ее "эстетического" обновления. Эта сторона современной деятельности церкви также неполно представлена в атеистической научной литературе, в то время как усиливающаяся эстетическая деятельность церкви является фактом бесспорным.

Таким образом, проблема эстетического восприятия достаточно актуальна и практически значима. Сднако эта проблема остается открытой и по сей день не только для самой эстетической науки, но и для многих смежных наук,тем более для научного атеизма.

Обходится стороной такая важнейшая проблема как эстетико-атеи-стическая активность человека в различных сферах его практической деятельности, что является важным для теории и практики атеистического воспитания.

I Гордиенко Н.С, Курочкин Н.П. Особенности модернизации русского православия. - М., 1978; Гордиенко Н.С. Мистика на службе современного православия. - М., 1981; Гордиенко Н.С. Эволюция русского православия (20-80-е годы XX столетия). -М., 1984; Новиков М.П. Кризис современного православного богословия. - М., 1979; Его же: Тупики православного модернизма.-М., 1979; Снищенко А.С. Социальный прогресс, религия, атеизм. -Киев. 1977 и др.

Именно поэтому тема места и роли эстетического восприятия в религиозном и атеистическом сознании была взята в качестве специального исследования.

Цели и задачи исследования. Цель исследования заключается в том, чтобы, используя достигнутый уровень разработанности проблемы эстетического восприятия, на базе применения всеобщих, общенаучных и специальных методов раскрыть механизм эстетического восприятия, его место и роль в религиозном и атеистическом сознании; показать значение эстетического восприятия в формировании научного материалистического мировоззрения и тем самым способствовать не только разработке общей теории эстетической и духовной культуры, но теории и практики научного атеизма.

Данная цель достигается посредством решения следующих задач: систематизируются данные современной науки, необходимые для анализа феномена эстетического восприятия, обозначающего не только эмпирический акт, а способ эстетического познания и освоения мира; прослеживается единство и различие эстетического и религиозного восприятий. Через анализ взаимодействия эстетического и религиозного выявляется диалектическое противоречие эстетического восприятия, позволяющее ему входить в структуру как религиозного, так и эстетического сознания; подвергнуты критическому анализу основные приемы и методы религии и церкви в области модернизации и "эстетизации" современного сознания и культа; раскрыты возможности действия эстетического восприятия в формировании атеистического сознания в условиях развитого социализма. - ІЗ -

Вместе с тем, работа не претендует на исчерпывающее освещение всей совокупности проблем, связанных с эстетическим восприятием. Тем более, что эта проблема, являясь малоразработан-ной и дискуссионной в собственно эстетической науке, стала объектом изучения в атеистическом аспекте, где имеются свои специфические задачи и трудности.

Кроме того, учитывая сложность проблемы эстетического восприятия, диссертант очертил только круг вопросов, имеющих отношение к формированию с помощью эстетического восприятия атеистического сознания в условиях массового атеизма.

Научная новизна исследования. Научная новизна исследования непосредственно связана с ее темой и целью.

1. В диссертации рассмотрены новые тенденции современно го религиозного модернизма, обнаруживающие себя, в частности, в "эстетизации" религиозного сознания и культа, что недостаточно отражено в атеистической литературе в систематизированном виде.

2. Осуществлен анализ некоторых проблем, не получивших достаточного освещения в научной литературе: действие механизма эстетического восприятия в религиозном и атеистическом сознании; возмолшости целенаправленного формирования эстетического восприятия в процессе преодоления религиозного мировоззрения и эстетико-религиозного мироощущения; взаимосвязь эстетического восприятия и становления атеистического сознания, диалектика которых, применительно к условиям развитого социализма, проявляется в эстетическом аспекте советского образа жизни.

3. В работе впервые рассмотрены объективные и субъективные предпосылки создания системы эстетических средств атеистического воспитания.

Методологическая основа исследования»

В основу исследования закономерностей эстетического восприятия и его влияния на становление атеистического сознания были положены методологические принципы марксистско-ленинской теории отражения. Теория отражения является той методологической базой, на основе которой материалистическая наука рассматривает любые психические явления, в том числе и религиозно-эстетические, где основополагающую роль играет эстетическое восприятие.

Важное значение для исследования темы имеют документы КПСС, посвященные вопросам формирования научно-материалистического мировоззрения у всех советских людей, обоснованию политики КПСС в отношении религии и задач атеистического воспитания.

Автором изучены работы советских и некоторых зарубежных философов-материалистов, посвященные изучению эстетико-религи-озной и атеистической сторон человеческого сознания. Для решения проблемы эстетического восприятия были привлечены данные исследований исторической науки, искусствоведения, литературоведения, педагогики, а также современные данные психофизиологической науки, без которых невозможно анализировать феномен эстетического восприятия.

В процессе работы автор обращался к литературным источникам религиозного и идеалистического характера. Были использова-. ны труды апологетов православия дореволюционной поры и современные издания Московской патриархии: статьи в "Журнале Московской патриархии" и "Богословских трудах", труды патриархов Алексия,

Пимена, литература богослужебного назначения.

Фактологическим источником для теоретических выводов явились материалы республиканской и местной статистики, материалы конкретно-социологических исследований, проводимых в различных регионах страны опорными пунктами института научного атеизма АШ при ЦК КПСС.

В диссертации применялись различные методы исследования: изучение архивных материалов по вопросам состояния религиозности и атеизма в республике, анкетирование, личные беседы с верующими, апробирование различных методов эстетического воздействия в ходе пропагандистской деятельности по линии общества "Знание" Казахской ССР.

Практическая значимость работы. Исследование роли эстетического восприятия в религиозном и атеистическом сознании имеет определенную практическую значимость. В частности, оно может помочь в борьбе с религиозной идеологией, в которой используются апологетические приемы эстетического направления.

Полученные результаты могут найти применение в преподавании основ научного атеизма в вузах. К примеру, в таких темах: "Кризис и модернизация религии", "Искусство и религия", "Религия и современная идеологическая борьба", "Система атеистического воспитания", "Развитие атеизма - закономерный этап социального развития".

Материал диссертации находит отражение в читаемом диссертантом спецкурсе "Эстетические средства атеистического воспитания" в Казахском педагогическом институте им.Абая.

Полученные данные могут быть использованы в ходе педагогической практики студентов при организации системы эстетических средств воздействия в атеистической работе, что в педагогическом вузе особенно важно.

Собранный материал издан обществом "Знание" Казахской ССР в виде брошюры "Эстетические средства атеистического воспитания", которая используется при организации атеистического воспитания в Казахстане.

Полученные данные в результате диссертационного исследования используются также в выступлениях соискателя перед лекторами, пропагандистами научного атеизма и организаторами атеистической работы.

Диссертация носит историко-философский характер и состоит из введения, четырех глав и заключения.

В первой главе раскрыты сущность, основные признаки и феномен эстетического восприятия.

Вторая глава посвящена анализу взаимодействия эстетического и религиозного восприятия, показу роли и места эстетического восприятия в идеологии и культовой практике религиозных организаций.

В третьей главе показана роль эстетического восприятия в преодолении религиозности и становлении атеистического сознания.

Четвертая глава посвящена раскрытию роли эстетического восприятия в формировании атеистического сознания и мировоззрения в условиях массового атеизма.

Автор надеется, что результаты данного исследования будут способствовать дальнейшему осуществлению задач преодоления религиозных предрассудков и формированию научно-материалистического мировоззрения.

Эстетическое восприятие как феномен

Эстетическое восприятие - одна из основных, наиболее сложных и наименее изученных категорий марксистско-ленинской гносеологии и эстетики. Сущность, специфика и феномен эстетического восприятия до сих пор остаются открытыми.

Природу эстетического искали мыслители всех времен, начиная с индийских и китайских философов древности, Платона и Аристотеля. Эти поиски пронизывали учения Канта и Гегеля, Фейербаха и Чернышевского. Идеалистическая эстетика окутала явление эстетического восприятия мистической таинственностью, провозгласив его принципиальную непознаваемость. Так, в эстетике Платона подлинно прекрасное существует не в чувственном мире, а в мире идей. Лишь возвысившись до созерцания мира идей, можно увидеть нечто прекрасное, удивительное . Идея прекрасного противопоставляется Платоном чувственному миру. Поскольку красота носит сверхчувственный характер, то она постигается, по Платону, не чувством, а разумом. Следовательно, постижение прекрасного осуществляется не через механизм эстетического восприятия, а через некий интеллектуальный экстаз В диалогах "Пир", "Федр", "Федон" Платон описывает такое состояние, когда разум постепенно восходит от одиночных прекрасных предметов к высшему знанию - идее прекрасного. Однако в эстетической конструкции Платона видим то рациональное соображение, что источник красоты нужно искать в объективном мире.

В противоположность Платону Аристотель трактует эстетическое восприятие как результат воздействия на органы чувств объективносуществующих эстетических свойств вещей и предметов: слаженность, соразмерность, ограниченность величины, порядок. И все это "существует само по себе и первично. При этом Аристотель пытается объяснить то удовольствие, которое люди получают при восприятии прекрасного. По его мнению, оно покоится на радости "узнавания". Здесь видим попытку античного философа обнаружить феномен эстетического восприятия.

Глубокие суждения о сущности эстетического, эстетического восприятия, искусства видим в немецкой классической философии в лице Канта и Гегеля. Кант утверждал, что эстетические суждения и чувства являются чисто субъективными, не зависящими от объективной реальности. В своем основном труде по эстетике "Критика способностей суждения" /1790/. Кант попытался открыть те априорные формы, которые лежат в основе удовольствия или неудовольствия, и одной из этих форм - категорию целесообразности - он находит в рефлектирующей способности суждения, способности подводить эмпирическое многообразие под общий принцип. Эта категория не имеет объективного или познавательного характера, а лишь удовлетворяет потребность удовольствия. Целесообразность - это априорная форма рефлектирующей способности суждения - является фунда рментом кантовской эстетики . Из всех рассуждений Канта о красоте/"Критика чистого разума" /1781/, "Критика практического разума" /1788/ видно, что Кант ставил вопрос о специфике эстетического, обнаруживая ее в бескорыстии, особом чувстве удовольствия, целесообразности. Но решить этот вопрос он не мог, так как исходил из идеалистических и только гносеологических установок. Однаковыдвинутая Кантом проблема антиномизма разума подготовила предпосылки для разработки идеалистической диалектики, представителем которой выступает Гегель.

В отличие от Канта Гегель подходил к проблеме эстетического с объективно-идеалистических позиций. Абсолютная идея составляет сущность природы, общественной жизни и всех ее проявлений. Эстетическое - это тоже идея на определенном этапе ее развития. Гегель, как и Кант, старается отличить эстетическое отношение от утилитарного. Он пытается выявить объективные характеристики эстетического: форма, цвет, звук, органическая целостность, неповторимость и т.д. . Гегель в своей эстетике дает характеристику различных эстетических категорий (прекрасное, возвышенное, комическое, трагическое) в их диалектическом взаимопроникновении, что является узловым моментом познания процесса развития эстетической практики. Такой подход позволяет проникнуть в суть развития феномена эстетического восприятия.

По Гегелю, искусство - один из чувственных способов познания о истины, т.е. абсолютного духа. Но абсолютная идея не монет вообще найти себе адекватное чувственное выражение. Для этого уже требуется не чувственный образ, а понятие. Здесь Гегель замыкается в системе логических абстракций. Однако положение о том, что познать искусство можно с помощью применения всех важнейших диалектических принципов анализа, возвышает теорию Гегеля над философ-ско-эстетическими теориями идеалистического толка. Кроме того, заслуга немецкого идеализма состоит и в том, что он пытается рас-

смотреть прекрасное, красоту не только как предмет созерцания, а связывает эстетическое (в том числе и эстетическое восприятие) с активностью человеческого духа. Что касается представителей домарксистского материализма, то они пытались раскрыть сущность эстетического главным образом через закономерности развития природы. Так, Чернышевский в противоположность идеалистической эстетике, утверждал, что красота существует в самой жизни, она не вносится "абсолютным духом". Искусство наиболее полно выражает сущность красоты. Оно охватывает всю жизнь и природу и не может ограничиться только прекрасным. Оно должно отражать и безобразное. Предметом искусства должен быть человек в различных обстоятельствах

Место эстетического восприятия в религиозном сознании

При исследовании истоков возникновения и развития эстетического восприятия и религиозного сознания обнаруживается их тесная связь, единство и одновременно различие и противоположность. Неразвитость, ограниченность человеческой практики, предметной деятельности, зависимость человека от условий его бытия и стихий природы приводили к обожествлению действительности. Уже в первобытных религиях проявляется конкретно-чувственная форма отражения в виде мифа, где религиозное и эстетическое содержание существует в синкретическом, пока еще нерасчлененном виде. Об этом говорят данные современной науки . Однако связь религиозного и эстетического диалектически противоречива. Социальные истоки эстетического и религиозного отражения качественно различны. Если эстетическое сознание результат становления, развития и обогащения трудовой деятельности, то религиозное - результат ее слабости, ограниченности и узости. Религиозное отражение,по справедливому замечанию Д.М.Угри-новича, выступало как "псевдозаменитель реальных средств воздействия и явилось результатом паразитирования на трудностях борьбы за существование. Истоком же эстетического восприятия является свободная деятельность людей". Таким образом, синкретическое единство, тождество эстетического и религиозного, связанное с определенным уровнем развития производительных сил общества, уже изначально содержало в себе и различие, и противоположность этих двух сторон, моментов сознания. В дальнейшем, с развитием общественных отношений, появлением классов и государства эстетическое восполнение действительности все более отдаляется от религиозного, приобретая самостоятельный, не зависимый от религии статус. Поскольку в религиозном сознании всегда доминируют мироощущение и мировосприятие, основанные на эмоциональных отношениях людей к господствующим над ними стихийным силам, чувственная структура и содержание, эмоционально-психологические и гносеологические корни религиозного сознания создают его сходство с сознанием (прежде всего восприятием) художественно-эстетического типа. Поскольку отношения религиозного и эстетического достаточно сложны, неоднозначны, необходимо установить, какую функцию выполняет эстетическое восприятие в религиозном комплексе: выступает ли оно самостоятельно, в "чистом виде", или таит в себе І Угринович Д.М.

У истоков искусства и религии. - Наука и религия, дополнительные возможности религиозного отражения. Известно, что религиозное сознание существует на двух уровнях: обыденного сознания и религиозной идеологии. Если эстетическое восприятие вплетается в традиционный культ и обыденное сознание, свойственное всей массе верующих, то здесь оно выступает как его подчиненный элемент. Религия, как правило, апеллирует к обыденному сознанию, используя некоторый разрыв между ним и теоретическими знаниями людей. Можно привести множество примеров, когда данные передовой науки не являются очевидными и с трудом становятся фактами обыденного сознания. И сегодня это явление имеет место у множества людей, что способствует культивированию мистического начала. Богословские круги, в реальности противоречий между научной теорией и эстетической информационностью видят возможность удержать в лоне церкви свою паству. Широко используются все средства и способы, чтобы усилить мистическое начало, когда молчит голос рассудка, а доминирует чувство, направленное в сферу подсознательного . Эстетическое восприятие верующего не обязательно сопряжено с религиозным чувством: в условиях домашнего обихода, повседневной его жизни эстетическое восприятие может быть "чистым", свободным от религиозного влияния. Точно так же эстетическое восприятие неверующего даже при созерцании сугубо религиозных предметов или действий далеко не всегда выливается в религиозное. Очевидно, что главной сферой их взаимодействия является сфера религиозного культа. Каковы же условия, при которых эстетическое восприятие сливается с религиозным?

Роль эстетического восприятия в преодолении религиозности и становлении атеистического сознания

Массовой отход от религии - закономерный естественный результат развития социалистического общества. Сегодня подтверждается положение К.Маркса о том, что "религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм" . Социально-экономические, идеологические и культурные процессы, происходящие в социалистическом обществе, в конечном итоге определяют тенденцию развития общественного сознания к предсказанному К.Марксом и Ф.Энгельсом изменению содержания и структуры этого сознания. Структурным элементом общественного сознания является мировоззрение. Мировоззрение пронизывает все сознание, пропитывает его, определяет форму восприятия бытия в виде мироощущения, основанного на органах чувств. Овладение научным мировоззрением означает превращение научных знаний в убеждения и определяет характер мироощущения, в котором немаловажное место занимают эстетические эмоции, восприятия и чувства. Формирование эстетического восприятия на основе материалистического мироощущения предполагает выбор наиболее рациональных путей преодоления религии в ее эстетическом аспекте и в конечном итоге оказывает влияние на становление атеистического сознания. Атеистическое сознание - это сознание, отвергающее веру в сверхестественное и утверждающее материалистическое мировоззрение.

Основная черта современного атеистического сознания - его ориентация на революционную практику и научное знание, ядром которого является философия диалектического к исторического материализма. Атеистическое сознание материалистически последовательно, научно трактует и осмысливает мир. Научные знания становятся органической частью мировоззренческой убежденности. Становление атеистического сознания - процесс постоянной борьбы с сознанием ложным, религиозным, идеалистическим. В условиях социализма эта борьба идет в направлении укрепления атеистического сознания. Религия под воздействием социалистического образа жизни пришла в противоречие с общественным бытием и со всеми другими формами общественного сознания. Сегодня она изолирована, подвергается всесторонней критике как антинаучное мировоззрение. Религии в социалистическом обществе противостоят новые общественные отношения, образ жизни, культура, безрелигиозные обычаи и традиции и т.д. Но религия блокируется со старым, пережиточным, пытается усвоить новое, выдав его за свое. Эти процессы получают зримое отражение в обыденном сознании в виде религиозных пережитков.

Как отмечалось, эстетическое восприятие функционирует преимущественно в обыденном сознании и потому подвластно пережиточным рецидивным воздействиям со стороны религии. Становление сознания, свободного от религии, означает и становление эстетического восприятия с последовательно атеистической мировоззренческой ориентацией. Преодоление религии и становление атеистического сознания -мировоззренческая, гносеологическая и психологическая важнейшая предпосылка эстетического развития личности, так как создает условия для достоверных знаний о сущности красоты, о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, великом и ничтожном. В процессе трудовой практики человек познает гармонию мира, вызывающее у него чувства наслаждения, удовлетворения и другие положительные чувства, порождающиеся эстетическим восприятием. Научно-атеистическое сознание ориентирует на научное и глубокое всестороннее проникновение в суть эстетического многообразия материальной и духовной действительности. Процесс эстетического освоения мира постоянно прогрессирует,переходит от одной ступени на более высокие рубежи. Атеистическое сознание включает в себя также самосознание и самочувствование человека, который практически преодолел не только религиозное, но и социально-экономическое, политическое, правовое, моральное отчуждение во всех сферах человеческой деятельности. Сам человек в атеистическом сознании предстает как гармоническая личность. Между тем религия всегда осуждала восхищение физической красотой и духовным совершенством человека, внушая мысли о немощности человека, его убожестве, безволии, самоуничижении. Атеистическое сознание стимулирует развитие эстетической и другой свободы человека, способствует развитию всех задатков активной жизни: физического совершенства, оптимистического самосознания своего могущества перед силами природы, формирования богатых духовных запросов, приносящих истинную эстетическую радость. Наконец, атеистическое сознание определяет характер мироот-ношения, реально активизируя деятельность человека по преобразованию мира также и по законам красоты, снимает мистическое покрывало, наброшенное религией на прекрасное. Эстетически познавая мир в процессе трудовой деятельности, человек убеждался в своей способности не только воспринимать мир красоты и наслаждаться им, но и самому выступать в роли творца прекрасного. Атеистическое сознание утверждает уверенность в при частности человека к красоте, которая порождена природой и дополняется трудом человека. Эстетическое восприятие, выступая как важнейший элемент в структуре атеистического сознания, освобо?едаясь от религиозности, стимулирует художественно-эстетическую деятельность человека, восстанавливает истину об истоках подлинной красоты. Такое понимание сущности эстетического имеет большую социальную значимость, так как помогает более глубокому познанию эстетической действительности, развивает эстетические потребности, реализующиеся в яркой, гедонистической эстетической деятельности человека. Атеизм предполагает не только отрицание бога, но и утверждение бытия человека посредством этого отрицания. "Когда мы несем безбожие в массы, то надо иметь в виду, что мало лишить человека веры в бога, - говорил М.И.Калинин.-

Надо параллельно с этим поднять его культурный уровень. Заполнить ту пустоту, которая получалась, когда исчезло религиозное чувство, культурным содержанием" Таким образом, распространение атеизма и эстетическое развитие личности представляет собой взаимодействующее единство, в котором стороны взаимно обуславливают друг друга. В процессе этого взаимодействия происходит перевод эстетических ценностей в духовный мир личности, где и усваиваются в соответствии с индивидуальностью личности, ее опытом, социальной установки и т.д. Приобретенные знания, навыки, убеждения способствуют деятельности человека по законам красоты. Преодоление религии и становление атеистического сознания происходит в трех взаимосвязанных аспектах: социально-экономиче

Развитие эстетического восприятия в обществе массового атеизма

Важнейшим итогом развития нашей страны за почти семь десятилетий Советской власти явилось построение социалистического общества, утверждение социалистического образа жизни. Как отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, наступил "новый этап зрелого социализма" . Советский образ жизни утверждался в преодолении всего отживающего. Однако "существуют проблемы, оставшиеся от дня вчерашнего , к числу которых относятся и пережитки иллюзорно-религиозного сознания.

Становление социалистического образа жизни, формирование новой общности - советского народа, создание новой коммунистической цивилизации, морально-нравственной атмосферы определили научное миропонимание советского народа, привели к господству научно-материалистического мировоззрения. Атеизм в стране стал массовым. О бесперспективности религии в социалистическом обществе наглядно свидетельствует упадок ее влияния. Каждая возрастная группа взрослого населения с интервалом в 10 лет примерно на 1/3 менее религиозна, чем предшествующая,в чем,в частности, находит проявление социальный и духовный прогресс нашего общества . По стулаты религии не "вписываются" в социалистический образ жизни. Сегодня, как отмечается в Постановлении ЦК КПСС "О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции", "в общественном сознании господствует материалистическое мировоззрение" . От 70 до 90% населения являются нерелигиозным. Научное мировоззрение превратилось в господствующий компонент общественного сознания по всем параметрам: и по охвату населения, и по определяющему воздействию на всю материальную и духовную жизнь общества, и по степени взаимопроникновения в другие компоненты духовной жизни. Массовый атеизм советского народа - неоспоримый факт огромного социального значения. В условиях массового атеизма стоит более глубокая задача: чтобы "научное мировоззрение было достоянием всех советских людей, каждого нового поколения" . Сегодня, в условиях зрелого социализма, на переходном этапе к коммунизму - задача состоит не в утверждении и отстаивании позиций научного мировоззрения, а в расширенном воспроизводстве его в общественном сознании. В настоящее время это дальнейшее продвижение и углубление процесса атеизации.

Атеизм - новое качественное явление в жизни человечества, феноменальное явление духовной жизни целых народов. Он синтезирует в специфической форме все лучшее, что достигнуто за годы строительства социализма. Возникая в рамках капиталистического строя, атеизм формируется и начинает обретать значимость в условиях совершенно нового, социалистического способа производства. Чем больше развивается социализм, тем сознательнее и активнее социалистическое общество реализует историческую необходимостьв ценности атеизма как духовной вершине развития общества.

Атеизм не только социальный, но и гносеологический феномен. Социальная свобода позволила осуществить и свободу познания. Свобода познания, доступ ко всем источникам образования и культуры, достигнутые при социализме, служат гносеологической основой атеизма. Атеизм в условиях развитого социализма выступает на высшем для своего времени уровне достижений науки. Он удовлетворяет потребности прогрессивных сил общества и становится ценностью духовной культуры. Это важное условие свободного и всестороннего развития личности. Сегодня созданы предпосылки и для комплексного развития всего социального организма, для полного гармонического развития личности. Высок уровень производительных сил, достижения НТР обеспечивают высокую общественную производительность труда, имеется мощная материально-техническая и научная база, осуществляется неуклонный рост благосостояния, усиливается единство всего общества и его социальной однородности, растет идейно-политическое единство всех наций, все больше повышается уровень образования, культуры, марксистско-ленинского мировоззрения трудящихся, повышается роль КПСС во всех сферах жизни общества. Это условия "полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества" . Это высшая цель коммунизма - гармоническое развитие личности, которое невозможно без научного мировоззрения, где утверждается гармония в отношении человека к миру, научно-атеистическое и художественно-эстетическое его истолкование.

Можно даже говорить о становлении и развитии научно-атеистического стиля мышления , которое способствует углублению всех элементов сознания и решает задачи гармонизации личности. Новое общество "производит как свою постоянную действительность человека со всем ... богатством его существа, производит богатого и Наиболее полное и универсальное отношение к миру проявляется в эстетическом отношении, где эстетическое восприятие и чувства предельно выражают единство -эмоционального и рационального. Эстетическое восприятие, обусловленное атеистической установкой, прогрессивными социально-экономическими условиями, становится непременным исходным моментом формирования гармонической личности.

Если в период становления атеистического сознания эстетическое восприятие формировалось в процессе приобщения и овладения эстетическими и художественными ценностями, то в условиях массового атеизма эстетическое восприятие формируется на базе все возрастающих эстетических потребностей общества. Это новые специфические черты духовной жизни общества массового атеизма. Эстетический фактор выступает во всех сферах советского образа

Похожие диссертации на Роль эстетического восприятия в религиозном и атеистическом сознании