Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкальная психотерапия в комплексном лечении больных кардиологического профиля Евдокимова Ирина Анатольевна

Музыкальная психотерапия в комплексном лечении больных кардиологического профиля
<
Музыкальная психотерапия в комплексном лечении больных кардиологического профиля Музыкальная психотерапия в комплексном лечении больных кардиологического профиля Музыкальная психотерапия в комплексном лечении больных кардиологического профиля Музыкальная психотерапия в комплексном лечении больных кардиологического профиля Музыкальная психотерапия в комплексном лечении больных кардиологического профиля Музыкальная психотерапия в комплексном лечении больных кардиологического профиля Музыкальная психотерапия в комплексном лечении больных кардиологического профиля Музыкальная психотерапия в комплексном лечении больных кардиологического профиля Музыкальная психотерапия в комплексном лечении больных кардиологического профиля
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Евдокимова Ирина Анатольевна. Музыкальная психотерапия в комплексном лечении больных кардиологического профиля : диссертация... кандидата психологических наук : 19.00.04 Санкт-Петербург, 2007 188 с. РГБ ОД, 61:07-19/451

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Музыка в медицине и психологаи

1.1. Музыка как духовная составляющая в жизни людей 11

1.1.1. Музыка как стержневой компонент духовной культуры 11

1.1.2. Роль музыки в первобытных обрядах и фольклоре 15

1.1.3. Светская музыка и ее культурно-историческое значение 18

1.2. Психология музыкального восприятия в контексте задач музыкальной психотерапии 22

1.2.1. Воздействие музыки на психические процессы и состояния 29

1.2.2. Музыка как разновидность невербальной коммуникации 30

1.2.3. Музыка и воспитание 32

1.2.4. Музыка и психическая жизнь человека 36

1.3. Психофизиологические основы музыкального воздействия 39

1.3.1. Музыка, движение и ритмы человеческого организма 39

1.3.2. Средства музыкальной выразительности и их воздействие на человека (динамика, темп, ритм) 43

1.3.3. Взаимосвязь музыки и речи 47

13.4, Музыка и трансовые состояния сознания (катарсис) 50

1.4. Музыкальная психотерапия

1.4.1. История музыкальной терапии 54

1.4.2 Современное состояние музыкотерапии и перспективы дальнейших исследований: общие положения и тенденции 59

1.4.3. Музыкотерапня в лечении соматических расстройств 66

1.4.4. Художественное мышление как процесс моделирования системы отношений 68

1.5. Резюме по литературному обзору 71

Глава 2. Организация исследования

2.1. Организация исследования и общая характеристика обследованных пациентов 76

2.2. Обоснование и характеристика музыкальных методов 84

2.2.1. Дыхательная гимнастика под музыку 87

2.2.2. Описание дыхательных упражнений 90

2.2.3. Простая распевка с закрытым ртом 92

2.2.4. Пропевание несложных мелодий 93

2.2.5. Простые двигательные упражнения под музыку 95

2.2 А Игра на простых музыкальных инструментах 97

2.2.7. Прослушивание музыкальных произведений 99

2.2.8. Проблема выбора музыкальных произведений 100

2.2.9. Особенности метода комплексной музыкотерапии 102

2.3. Характеристика методов психологической оценки 104

2.3.1. Роль психологического фактора в развитии заболеваний сердечно сосудистой системы 104

2.3.2. Опросник Mmi-Mult 107

2.3.3. Шкала астенического состояния (ШАС) 107

2.3.4. Метод «Шкала самооценки» 108

2.3.5. Тест «Несуществующее животное» 108

2.3.1. Цветовой тест A,R Лутошкина 110

2.4. Методы математико-статистнческой обработки данных 111

Глава 3. Результаты исследования

3.1. Результаты сравнения психологических данных контрольной и экспериментальной групп по тестам Mini-Mult и П1АС 112

3.2. Результаты линейного корреляционного анализа 114

3.3. Описание индивидуальных профилей пациентов по опроснику Mini-Mult и ШАС 124

3.4. Результаты, полученные с помощью цветового теста А.Н. Лутошкина 140

3.5. Результаты анализа психологического состояния пациентов по «Шкале самооценки» 144

3.6. Результаты теста «Несуществующее животное» 146

3.7. Результаты катамнестического исследования 147

3.8. Результаты бесед, наблюдений и анализ индивидуальных отзывов пациентов о результатах лечения 148

Заключение 152

Выводы 159

Практические рекомендации 160

Список литературы 161

Приложения 184

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Резкие и разнонаправленные изменения жизни в современной России предъявляют повышенные требования к личности человека, ее адаптивным возможностям, затрудняя плодотворное социальное функционирование. Широкая распространенность сометических заболеваний (особенно кардиологического профиля) в нашей стране, а также рост их социальных последствий требуют совершенствования психологической помощи (коррекции) в этой области. Сердечно-сосудистые заболевания относятся к патологическим расстройствам, которые влияют на личность больного, его нервно-психическую и соматическую структуру и обуславливают заметные изменения в эмоциональной и волевой сферах. Нарушается и отношение к социальной среде, что ограничивает участие больного в общественной жизни. Профилактика» лечение и реабилитация таких больных - одна из серьезных проблем современной медицины. Несмотря на большое число опубликованных исследований [33; 61; 65; 70; 81; 82, 84; 123; 159; 169; и др.], данная проблема не может считаться окончательно решенной.

Хорошо известно, что рациональное сочетание фармакологических и немедикаментозных средств воздействия повышает эффективность лечебных мероприятии, потенцирует лекарственную терапию, дает возможность снизить дозу медикаментозных препаратов, которые нередко дают побочные эффекты или даже вызывают зависимость. В этих условиях особое значение приобретают интегратнвные методы восстановления, укрепления и сохранения физического и психического здоровья человека, тем более, что в многочисленных публикациях подчеркивается необходимость поиска и разработки таких методов [60; 64 и другое]. Одним из таких перспективных методов признана музыкальная психотерапия (психокоррекция) [29; 75; 127; 132; 143; 180].

5 Музыкальная психотерапия - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний. Ее широко применяют во многих странах для лечения и профилактики различных нарушений» включая отклонения в развитии, эмоциональную нестабильность, поведенческие нарушения, сенсорный дефицит, спинномозговые травмы, психосоматические заболевания, пограничная психическая патология, заикание, аутизм. В зависимости от активности пациентов, степени их участия в музыкотерапевтическом процессе и поставленных задач музыкотерапия может быть представлена в пассивной (рецептивной) форме, когда предлагается только прослушать музыку, и активной, когда больные активно выражают себя в музыке (поют, танцуют, играют на инструментах и

др.).

К настоящему времени в странах Западной Европы и Америки разработаны методы активного взаимодействия музыкотерапевта и пациента в форме совместного музицирования [50; 98; 188; 191; 195; 223], Для России на практике более традиционна рецептивная форма, хотя проводились отдельные исследования и «активного» направления [28; 56; 77; 94; 181; 175]. На наш взгляд, остаются неисследованными: стратегия комплексного применения активных музыкальных методов в лечении психосоматических больных кардиологического профиля, методическое обоснование применения этих методов, роль музыкальной психокоррекции в общем комплексе лечебных мероприятий в лечении соматических больных. Недостаточно изучены и неясны вопросы выбора музыкальных произведений. Возможности музыкального ритмического воздействия и обучения в ходе сеансов психотерапии до сих пор недооценивались и не использовались в полной мере. Большие перспективы этот метод имеет в системе лечения психосоматических больных, особенно кардиологического профиля. Это связано с эмоциональной природой сердечно - сосудистых заболеваний и преимущественно «эмоциональным действием» музыки.

6 Цель исследования: разработка и обоснование нового комплексного метода активной музыкальной психокоррекции в лечении психосоматических больных кардиологического профиля и его психологическая оценка.

Задачи:

  1. изучить клинико-психологнческие особенности исходного состояния пациентов кардиологического профиля при поступлении в стационар (нуждаемость в психотерапии в результате психических, эмоциональных особенностей; жалобы);

  2. сопоставить и проанализировать известные методики музыкальной психотерапии (психокоррекции);

  3. создать и клинически апробировать методику комплексной активной музыкальной психокоррекции в практике лечения психосоматических больных кардиологического профиля;

  4. дать психологическую оценку эффективности комплексного подхода музыкальной психокоррекции (по данным «после сеансов»);

5) проанализировать индивидуальные типы реакции на сеансы
музыкальной психотерапии.

Объект исследования: пациенты кардиологического профиля, проходящие стационарное лечение в терапевтической клинике.

Предмет исследования: личностные особенности и психологическое состояние пациентов в процессе музыкальной психотерапии. Гипотезы исследования:

L оптимизация психического состояния пациентов (уменьшение выраженности астении и признаков агрессии,, а также повышение настроения) в результате воздействия факторов музыкотерапии;

2- повышение адаптационных возможностей личности (коммуникабельности, способности к саморегуляции, самооценки) на фоне длительной стабилизации в эмоциональной сфере;

3, потенцирование итоговых результатов стационарного лечения, включающего комплексную музыкотерапюа

Положения диссертации, выносимые на защиту: 1. В результате применения комплексного метода музыкальной психотерапии достигнуто снижение выраженности психопатологических признаков (по данным психологических опросников), отмечены позитивные сдвига эмоционального состояния (по данным проективных тестов),

  1. Под влиянием данного метода психотерапии существенно снизилось число и уровень выраженности субъективных соматических жалоб (улучшился сон, повысилась активность, увеличилась общительность).

  2. Наиболее полный эффект психотерапии (по всем исследованным показателям) наблюдался у 31% обследованных; частичный положительный эффект - у 44%; у остальных 23% имели место отдельные позитивные изменения,

  1. По результатам катамнестического обследования положительный эффект психотерапии (включая улучшение общего самочувствия и жизненной активности) сохранялся на протяжении 4-х месяцев после окончания стационарного лечения.

Научная новизна исследования: 1. Предложен и обоснован комплексный метод активной музыкальной психотерапии для психосоматических больных, включающий пение, движение, игру на музыкальных инструментах в сопровождении фортепиано.

2. Впервые получены положительные результаты активного варианта музыкотерапии на кардиологических больных пожилого возраста.

8 3. Выявлены особенности индивидуальных реакций в ответ на психотерапевтические сеансы.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты углубляют представления об эмоциональных нарушениях, сопутствующих кардиологическим заболеваниям у больных пожилого возраста. Возможность коррекции этих нарушений с помощью комплексного метода активной музыкотерапин подтверждает перспективность бихевиоральной медицины - систематического использования современных психотерапевтических методов в лечении соматических заболеваний.

Практическая значимость настоящей работы может служить средством дополнительной коррекции, потенцирующей возможности лекарственной (и других форм) традиционной терапии, а также ускоренной н более эффективной реабилитации больных с разнообразной соматической патологией.

Определенную сложность при применении данного метода может вызвать необходимость участия в сеансах профессионального музыканта или человека, владеющего музыкальным инструментом (это может быть не обязательно фортепиано, но и баян, аккордеон). Эта проблема решается приглашением указанных специалистов в качестве помощника психотерапевта.

Достоверность результатов исследования обеспечена теоретической обоснованностью и непротиворечивостью основных методологических положении, адекватностью методов исследования целям и задачам работы, репрезентативностью выборки, корректностью применения методов математической статистики, согласованностью результатов с данными, полученными другими исследователями.

Апробация и внедрение результатов: полученные результаты были доложены на научно - практической конференции «Ананьевские чтения» в СПбГУ в 2006 г., а также на заседаниях кафедры пропедевтики внутренних болезней (2006) и кафедры общественных наук Военно-медицинской академии в 2006 г. Результаты работы используются в лечебной работе терапевтических клиник ВМедА, в частности, пропедевтики внутренних болезней и ТУВ - Ь

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 186 страницах. Состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы из 238 источников (из них 189 отечественных и 49 зарубежных авторов). Работа содержит 6 таблиц, 26 рисунков, 2 приложения.

Методологической основой исследовании являлись: положения ИЛ. Павлова о взаимодействии коры головного мозга и «подкорки», теория функциональных систем ПК* Анохина, основные положения психологии отношении и концепция патогенетической психотерапии В.Н. Мясищева, культурно - исторический подход Л«С Выготского, а также изопринцип в музыкальной психотерапии (Дж. Альтшуллер, шведская школа), согласно которому при затруднении словесного контакта с больным музыка способствует его установлению, если она соответствует эмоциональному тонусу состояния пациента.

Методы исследования. База исследования: клиника пропедевтики внутренних болезней Воєнно - медицинской академии. Для сбора экспериментальных данных использовались методы опроса н тестирования. Первичная беседа была основана на вопросах оригинальной анкеты о здоровье, семейном и социальном положении. В исследовании также применялись следующие стандартизированные опросники и проективные методики:

]0

1- Тест «СМОЛ» (вариант психологического анкетного теста mini-mult, который является сокращенной формой MMPI) для исследования свойств личности испытуемых [20];

2. Тест «Шкала астенического состояния», отражающая характеристики астенического состояния [129];

3- Проективная методика «Эмоциональная жизнь коллектива» для определения эмоционального отклика на проводимые музыкальные сеансы

[87];

4, Проективная методика «Несуществующее животное» для регистрации состояния психики до и после музыкальных сеансов [88].

1)

Психология музыкального восприятия в контексте задач музыкальной психотерапии

Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает через ощущения и восприятие. Это - звенья единого процесса чувственного познания. Восприятие музыки вообще обуславливается уровнем музыкального и жизненного психологического опыта человека, его темпераментом, психологическим состоянием в данный момент. Достаточно полно этот вопрос освещен в работе Е.В.Назайкинского [117]. Восприятие музыкального произведения - сложная, исторически и социально обусловленная деятельность, складывающаяся из различных процессов - познавательных, эмоциональных, эмоционально-оценочных. В процессе восприятия участвует жизненный опыт слушателя. Эмоциональные и эмоционально-оценочные процессы отражают глубинный процесс воздействия музыкального произведения, в ходе которого оно соотносится со всеми сторонами личности и индивидуальности слушателя, с его психической организацией, темпераментом, системой идеалов, навеянных окружающей его культурой общества, но индивидуально им преломленной. Здесь огромную роль играют процессы распознавания, которые, применительно к музыке, подробно рассмотрены Е.В.Назайкинским в указанной работе [117]. «В процессе восприятия музыкального произведения участвует свойственный лишь человеку механизм образно-эмоциональных ассоциаций» [108, с, 576]. О том, насколько важно уметь правильно воспринимать музыкальные произведения и о том, что необходимо учить этому восприятию, говорили и писали многие выдающиеся музыканты, педагоги, психологи. При этом часто отмечаются две составляющих этого понятия: можно «просто любить» музыку, то есть испытывать потребность в общении с ней, переживать ее, испытывать радость, волнение, печаль, слушая ее. А можно понимать музыку, то есть «воспринимать ее сознательно, отдавать отчет в ее содержании и, в какой-то мере, в ее форме» [45,с.7; 35; 36; 44; 97] Выдающийся музыкальный деятель А.Б.Гольденвейзер писал: «Ни одно произведение не передает с такой силой воздействия и с такой непосредственностью, как музыка, идейное и эмоциональное содержание, пережитое композитором и воплощенное им в звуках,..Содержание музыкального произведения ярче и сильнее всего передается самим музыкальным произведением и не нуждается ни в каких подстрочниках» [47, с, 18]. А БАсафьев, развивая мысль о восприятии слушателем созданной композитором музыки, подчеркивает, что последний, по сути, «проходит путь, пройденный композитором, привнося в него свои идеи, взгляды, привычки и даже просто душевную расположенность» [13,с.ЗЗЗ]. На самом деле, существует тесная связь между этими понятиями: «понимать» и «любить», воспринимать сознательно и эмоционально. В контексте нашей темы хотелось бы подчеркнуть важность сознательного восприятия музыки, так как в этом случае она глубже переживается и чувствуется. Недаром в структуру музыкальных способностей Б,МТеплов включил не только слух, но и эмоциональную отзывчивость на музыку [165]. ИЛ 1.Павлов говорил: «Когда речь идет о восприятии, мы всегда прибавляем от себя, от своего прошлого» [130, с.208].

Здесь стоит вслед за .В.Назайкинским развести понятия «восприятие музыки» и «музыкальное восприятие». Первый из терминов более широкий, он включает в себя н второй, при этом, полагает Е.В.Назайкинский, он более соответствует психологической традиции и отражает ситуацию, «когда субъектом действия является человек с нормальным слухом, а воздействующим объектом - акустические сигналы» 1117, с, 91]. Музыкальное же восприятие направлено «,,,на постижение и осмысление тех значении, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен» (там же). С психологической точки зрения термин «восприятие музыки» включает в себя не только психоакустический план анализа, но и понимание восприятия музыки «как деятельности, имеющей внутреннюю структуру, обусловленную исторически сложившимися культурно-специфическими правилами структурирования акустической «материи» [60, с.6]. Музыкальным же восприятие музыки становится, «когда человек овладевает несколькими или бесконечно многими «деятельностными отмычками», позволяющими воспринимать музыкальную ткань как обладающую значениями и смыслами» [там же, с.7].

История изучения музыкального восприятия восходит к Пифагору (2-я половина VI - начало V в. до н.э.) и его последователям, которые усматривали в музыке сущность бытия - «музыку сфер», разлитую во Вселенной. Музыка сфер представала как способ упорядочения мира, способ приведения в соответствие Земли, Неба и человека- В средние века музыкальное восприятие рассматривалось как эстетическое переживание, в котором участвуют и чувственное, непосредственное восприятие, и интеллектуальное- Так рассуждал Августин Аврелий (354-430гт.) в своем трактате «О музыке». По-иному воспринимал музыку Боэций (конец V -начало VI в.). Он выстраивал иерархию видов музыки, первое место в которой занимала «мировая музыка» или «музыка сфер», а последнее -инструментальная музыка [59].

В XV веке, в период Ренессанса, складываются отличные от средневековых представления о роли музыки, о ее назначении и видах. Подвергается пересмотру тезис о несамостоятельном характере музыки (подготавливающей душу к восприятию священных текстов).

Философы Просвещения (Адам Смит, Ж.-Ж, Руссо, который был и композитором, Д Дидро) развивали новое понимание выразительности музыки как языка чувств и страстей, обособившегося от речи и близко подошли к пониманию ее интонационной природы [113]. С середины XIX века начинается новый период, когда многовековые рассуждения о природе музыкального восприятия впервые стали «поверяться алгеброй». Впервые было проведено различие между слуховыми ощущениями и музыкальным мышлением как двумя слоями восприятия. И именно в это время психология восприятия музыки начинает формироваться как специальная научная дисциплина, так как происходит выделение общей психологии из философии, оформляется ее научная проблематика и методы экспериментального исследования.

Современное состояние музыкотерапии и перспективы дальнейших исследований: общие положения и тенденции

Культуру какой бы страны мы не взяли, везде можно найти сведения об использовании музыки в нормализации душевного состояния людей, т.е. в психотерапевтических целях- В колыбелях человеческой цивилизации -Китае и Индии, Египте и Древней Греции врачи и жрецы, философы и музыканты использовали музыку для врачевания.

Древняя медицина была неотделима от философии, естествознания, мифологии, искусства. Эти компоненты культуры были содержанием лечебных воздействий в Древнем мире. «Терапия искусством в глубоком, философском понимании, есть,., поиски смысла жизни, своего места среди людей и природы» [29, с. 116], Уже в работах первого общепризнанного теоретика музыки - древнегреческого философа Пифагора найдены описания того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека. От Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь как с музыкальным ладом, так и с музыкальным инструментом [5].

Платон полагал, что в государстве нет худшего способа разрушения нравов, чем отход от музыки стыдливой и скромной. Через «распущенные лады» в души слушателей может проникнуть постыдное, а чудовищное -через лады слишком суровые. Ритмы и лады, считал Платон, воздействуя на мысль, делают ее сообразно им самим. Поэтому лучшая охрана государства -музыка «степенная и слаженная», скромная н простая, а не «женственная или дикая». Кроме того, он считал, что музыка может служить в воспитании и образовании как психогигиеническая профилактика [224] Платон и его последователи считали, что допустимы только те музыкальные произведения и инструменты, посредством которых индивид может возвыситься до общественных требований и осознать «как свой собственный мир внутреннее единство полисной общины» [58, с.41]. Идеи Пифагора и Платона получили наибольшее развитие в трудах Аристотеля, разработавшего учение о «мимесисе» - представлении о внутреннем мире человека и способах воздействия на него при помощи искусства. В теории мимесиса была представлена концепция катарсиса - очищения души в процессе восприятия произведений искусства, отражающих мир человеческих характеров и страстей. Анализ музыкального переживания, предложенный Аристотелем в «Политике», указывает, что такое очищение «подобно устранению необузданного пафоса, следовательно, обновлению моральных критериев, а именно: обособившийся в своих страданиях от жизни общества индивид поднимается от своей частной единичности до всеобщности, последнее иденцифицируется с жизнью и устремлениями общества» [58, с.63]. Кроме того, в античных источниках находится множество свидетельств, говорящих о чудесных исцелениях, достигнутых при помощи музыки [112].

Таким образом, древние греки знали и использовали терапевтические возможности музыки. Как указывает Р. Лундин (R.W. Lund in), чаще всего они ими пользовались в области психической гигиены [211]. Альвин ИЛЫп) приводит некоторые интересные взгляды античных мыслителей на специфическое психическое и физиологическое воздействие некоторых тональностей и музыкальных инструментов. Так, Аристотель приписывал дорийскому тональному строю духовную силу, а лидийскому - чрезвычайное влияние на маленьких детей. Звук флейты, по его мнению, очищает эмоции. А Демокрит рекомендовал слушать флейту при тяжелых инфекциях. В более поздние времена арабы признавали лечебное воздействие флейты на людей с больной психикой. Еще греки верили, что слушание игры на цитре способствует процессу пищеварения. По мнению Альвин (J.Alwin), Платона и Аристотеля можно считать предшественниками музы коте pan и и [190]. Традиции лечебного использования музыки у греков заимствовали римляне. Но после падения Римской империи, как указывает J Alwin (там же), научный дух древности пришел в упадок, и античная медицина, а вместе с ней и лечение музыкой, на долгие столетия были забыты.

В эпоху средневековья были отмечены только некоторые попытки лечения музыкой, например, при нервных болезнях.

В христианстве музыка играла важную роль не только как компонент религиозных обрядов, но и как способ гармонизации чувств и усмирения людей.

В средние века практика музыкальной психотерапии была тесно связана с широко распространенной в то время теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Устанавливались различные отношения между темпераментом пациента и предпочтением того или иного характера музыки [176]. Дальнейшее развитие музыкотерапия получила в XVII и XVIII веках. Этот период отмечен разнообразием теорий и методов многих исследователей музыкотерапии, например Кирхер (Kircher, 1684), Краанер (Сгаапег, 1689), Багливи (Baglivi, 1696), Эгмюллер (Ettmuller, 1714). Христофер Швабе (Ch. Schwabe) называет имена и других выдающихся сторонников музыкотерапии, но первую цельную теорию по этому вопросу, по его мнению, создал английский врач R.Brocklesby (1722-1747) [223]. Музыкотерапия в XVII и XVIII столетиях обозначалась как «latromusica» и характеризовалась следующими медицинскими и философскими представлениями: из теорий античной Греции она заимствовала представление о гармонии космоса, проявляющейся и в живом теле, правда, в новом значении. На основе более поздних сведений о человеческом теле больше внимания уделялось физиологическим функциям и биохимическим процессам в организме человека; из христианской религии - учение о трансцендентальных силах, которые могут извне оказывать психосоматическое воздействие на человека.

Особенности метода комплексной музыкотерапии

Хотелось бы отметить, что у больных в указываемых группах имели место социально-стрессовые расстройства. Это проявлялось, например, в непатологических (психофизиологических) реакциях и выражались в эмоциональной напряженности, заострении (декомпенсации) личностных акцентуаций, психовегетативных, гипотимических проявлениях, нарушениях ночного сна- Эти реакции носили обычно преходящий характер и субъективно не являлись в большинстве случаев болезненными состояниями. У таких пациентов сохранялись способности критической оценки происходящего и целенаправленной деятельности,

Некоторые больные (два полковника в отставке, один капитан I ранга в отставке - старше 70 лет и два бывших руководителя - старше 60 лет) очень глубоко переживали (и, видимо, до сих пор переживают) коренное изменение общественных отношений, выходящее за рамки обычного опыта и вызванное последствиями недавних исторических событий в нашей стране, в результате которых произошла смена не только политического режима, но и всей системы культурных, идеологических, моральных и религиозных представлений, норм и ценностей, остававшихся неизменными на протяжении жизни нескольких прежних поколений. Эти перемены, безусловно, изменили жизненные планы и социальные связи, породили психологически переживаемую нестабильность и неопределенность, которую людям в позднем возрасте преодолеть крайне сложно.

Работа с пациентами преимущественно пожилого возраста выявила ряд их личностных особенностей, связанных с «представлением о своей социальной репутации». Например, женщины оценивали себя как более послушных (уступчивых, терпеливых), склонных больше контролировать себя (усердных, педантичных), а также социально слабых. Мужчины ниже, чем женщины, оценивают свои социальные способности, считая себя мало общительными, неконкурентноспособными Пациенты старше 66 лет считали себя социально непривлекательными, неуверенными в себе. Для них более характерно было депрессивное состояние и замкнутость- Интересно, что больные с высшим образованием имеют более высокое представление о своей социальной репутации и уважении со стороны окружающих. Удовлетворенные семейными отношениями считают себя привлекательными, с высокой репутацией, с меньшей склонностью к депрессии и с преобладанием хорошего настроения, более открытые. В целом для пожилых людей характерными особенностями личности являются: послушание, избыточный контроль над собой, замкнутость, снижение социальных способностей.

Одной из существенных составляющих личности психосоматических больных кардиологического профиля является невротизация. Многие авторы утверждают, что ведущая роль в невротизации принадлежит психологическому фактору. Изучением природы невротических нарушений занимался В.Н.Мясищев и его ученики [114]. Эта проблема тесно связана с системой отношений и ее динамикой у психосоматических больных (кардиологического профиля). В рамках концепции В ЛМясищева невроз -это не только нарушение функционирования какого-либо органа или системы, не следствие блокирования одной потребности, не результат определенных «невротических черт», а глобальное личностное нарушение, проявляющееся в специфических клинических феноменах. Основой личности, по В.НгМясищеву, является система отношений индивида с окружающей средой, целостная, организованная система активных, избирательных и сознательных связей с реальной действительностью. Невроз же понимается как болезнь личности, общее личностное расстройство, возникающее вследствие нарушения этой системы. Однако не всякое нарушение системы отношений, по мнению В.НМясищева, ведет к неврозу.

И дело здесь не столько в глубине этих нарушений, сколько в том, каково его место в иерархии системы отношений, какова его значимость для личности. Нарушения отношений являются источником болезненного переживания лишь в том случае, если они, как пишет В,Н.Мясищев, занимают центральное илн по крайней мере значимое место в системе отношений личности к действительности. Неадекватная система отношений не позволяет человеку конструктивно разрешить свои внешние и внутренние конфликты. Сами по себе конфликты, особенно внутренние (между потребностями и возможностями и тл,), могут рассматриваться как существенные моменты в процессе развития личности. Преодоление, конструктивное разрешение таких конфликтов предполагает активную деятельность человека, мобилизацию и развитие самых разнообразных его способностей, тренировку различных психических функций, формирование более высокого уровня развития и иерархии потребностей. Таким образом, повышаются функциональные возможности личности, совершенствуется система отношений человека, что является новой, более высокой ступенью в развитии личности Однако нарушенная система отношений не позволяет человеку продуктивным образом разрешить создавшееся противоречие, конфликт, который, по словам В Н.Мясищева, «характеризуется индивидуальной и относительной неразрешимостью» [114, с.29]. Именно поэтому одной нз важных задач музыкальной психотерапии является психологическая коррекция неадекватной системы отношений.

Американский историк и культуролог Кристофер Лэш говорит о том, что в современном мире отдельно взятая личность «запирается» в инфантильной отрешенности от любых явлений окружающего мира, избегая эмоциональных, социальных и моральных связей с остальными людьми [50, с.23]. И действительно, в настоящее время постоянно слышны голоса обеспокоенных учителей, социальных педагогов, врачей (причем не только психологов и терапевтов), которые говорят, что люди постепенно деградируют, сводя свои жизненные цели к задачам примитивного выживания. Поэтому в процессе сеансов мы преследовали цель улучшения общего эмоционального состояния больных, устранения психологического дискомфорта, связанного с заболеванием, а также в связи с пребыванием в клинике; изменение межличностных отношении больного, коррекция неадекватных реакций и форм поведения. Таким образом, наши занятая способствовали как улучшению субъективного самочувствия» так и восстановлению полноценности социального функционирования больного.

Результаты, полученные с помощью цветового теста А.Н. Лутошкина

Анализируя психологические показатели экспериментальной группы по тесту Mini - Mult, необходимо отметить, что показатели по вспомогательным шкалам (шкалам достоверности) выявляют положительное отношение к тестированию и достаточную открытость. Наиболее выраженные снижения произошли по уровню эмоциональности - 15,34 %, тревожности - 14,0 % и астении - 21,2 % (в отличие от 5,0%, 5,2% и 8,6% в контрольной группе соответственно). Это отражало, на наш взгляд, существенное повышение общего тонуса, настроения, самооценки, большую независимость суждений и общительность.

Результаты корреляционного анализа, полученные в нашем исследовании, свидетельствуют о положительных реакциях соматических больных кардиологического профиля на воздействие активными музыкальными методами в период обострения основных хронических заболеваний, а также об индивидуальных сценариях оптимизации состояния.

Уменьшение количества корреляционных связей под влиянием музыкотерапевтических сеансов свидетельствует о широкой вариативности индивидуальных реакций на психотерапевтическое воздействие. В частности, число связен уменьшилось в экспериментальной группе по сравнению с контрольной почти в 2 раза (в контрольной группе - с 50 до 41, в экспериментальной группе - с 51 до 27). Наиболее полный эффект психотерапии наблюдался у 31% обследованных; частичный положительный эффект - у 44%; у остальных 23% имели место отдельные позитивные изменения.

Результаты проективных методов (цветовой тест и «Несуществующее животное») отражают соответствующий отклик у исследуемых больных на сеансы музыкальной психотерапии: у пациентов повысилось чувство уверенности в себе, актуализировалось их эмоциональное состояние через подстройку к нему. Совместные занятия также способствовали развитию общительности, эмоциональному взаимодействию, чувству включенности в ситуацию и, как результат - способствовали более эффективному терапевтическому лечению.

Наблюдалось расслабление, успокоение больных, что может являться свидетельством эффективности предлагаемой методики, обладающей антидепрессивным, стимулирующим, седативным и транквилизирующим компонентами. Создаваемое «музыкальное пространство» способствовало обретению пациентами уверенности в себе, формированию и повышению чувства своей значимости.

Оценивая результаты катамнестического исследования можно сказать, что психологические изменения, произошедшие в эмоциональной сфере, настроении, системе отношений, в большинстве случаев, сохранились на протяжении 4-х месяцев после нахождения в стационаре. 6 целом можно говорить о том, что в экспериментальной группе применение метода музыкальной психотерапии вызывало интеграцию эмоциональной сферы больных, однако, в различных индивидуальных формах. Большая вариативность реагирования пациентов на музыкальные сеансы зависела от их личностных особенностей и степени тяжести заболевания.

На начальной стадии развития психотерапевтической группы ценностные структуры пациентов характеризовались высокой степенью противоречивости и рассогласованности. К моменту завершения лечения повысилась способность самостоятельно принимать решения, значительно активизировалась жизненная позиция больных, которые начали осознавать свою роль в возникновении, развитии и сохранении конфликтных и психотравмирующих ситуаций, а также пути их преодоления. Более активной стала позиция в отношении своего лечения. Изменения, произошедшие в системе отношении пациентов, также носили позитивный характер. Кроме того, необходимо отметить, что для пациентов повысилась ценность психотерапевтических методов лечения.

Музыкальная психотерапия была представлена комплексно как сочетание различных видов музыкальной деятельности по таким основным разделам как слушание музыки, пение и исполнение с ориентацией на спонтанные и частично контролируемые формы творчества. Музыкальное произведение - универсальный объект для работы с пациентами, страдающими расстройствами в эмоциональной сфере, так как оно обладает именно эмоциональным воздействием, имеет гармонически упорядоченный строй и семиотическую природу, что усиливается большей «отзывчивостью» пациентов с таким видом патологии на музыкальный звук, чем на слово. В связи с этим можно констатировать, что выдвинутые гипотезы исследования полностью подтвердились: под влиянием комплексного подхода по разным показателям была достигнута полная или значительная редукция депрессивных проявлений, наряду с редукцией астенического, тревожного, ипохондрического компонентов невротического депрессивного синдрома в рамках психосоматических заболеваний, повысился уровень коммуникабельности, что нашло свое отражение в общем самочувствии и настроении. Применение указанной методики в процессе исследования позволило определить следующие ее основные особенности.

Во «внесеансовое» время с пациентом активно взаимодействует врач, что обычно воспринимается большинством пациентов как стремление лучше познакомиться с их проблемами, понять состояние, разобраться в механизме образования болезненных проявлений. Во время же сеансов больной оставался «наедине с музыкой», что давало возможность ему самостоятельно «покапаться» в себе. У больных появлялась уверенность в самостоятельности осознания дальнейшего выхода из своего психоэмоционального состояния н его поддержания.

Музыка не содержит прямого информационного воздействия и адресована, прежде всего, тем структурам личности, которые остаются интактными при «информационных» видах психотерапии. Как известно, большинство видов психотерапии опираются на вербальные формы воздействия для психотерапевтически-рассудочной работы с пациентом. Музыкальное же воздействие затрагивает эмоционально-образные пласты личности, способствует пробуждению фантазии у пациентов и помогает скорейшему выходу из неблагоприятного психоэмоционального состояния. Таким образом, данная методика через эмоционально-ассоциативное воздействие на пациента, с одной стороны, ведет к раскрытию и преодолению его установок и отношений, а с другой способствует адекватному отреагированию аффективной составляющей состояния пациента.

Воздействие на больного музыкой создает непривычную, новую, необычную ритмически-гармоничную среду для функционирования его психики. Звук отождествляется пациентами с воздействием «сил природы». После сеансов пациенты отмечали, что чувствовали действие сеанса «всем телом». Это объясняется особенностью музыкального воздействия. Человек чувствует основные составляющие музыкального воздействия - мелодию, ритм, гармонию. Пациенты чувствуют звук конечностями, непосредственно реагируя на ритмически-тактовый элемент; процессами дыхания и кровообращения реагирует на гармонию, а процессами, протекающими в вегетативной нервной системе и рецепторами - на мелодию [99].

Пребывание пациента под влиянием музыки вызывает направленные, новые для больного эстетические чувства и ассоциации. Методика дает возможность целенаправленного воздействия в желаемом направлении на эмоциональную сферу пациента. Ожидаемое лечебное воздействие вытекает не только из возможности невербальной и недирективной по форме выражения эмоциональной связи музыкального воздействия с больным, но и из специфического его воздействия на глубинные слои личности.

Похожие диссертации на Музыкальная психотерапия в комплексном лечении больных кардиологического профиля