Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурные контакты Санкт-Петербурга со странами Дальнего Востока в 90-е годы XX - начале XXI века Исаева Елена Владимировна

Культурные контакты Санкт-Петербурга со странами Дальнего Востока в 90-е годы XX - начале XXI века
<
Культурные контакты Санкт-Петербурга со странами Дальнего Востока в 90-е годы XX - начале XXI века Культурные контакты Санкт-Петербурга со странами Дальнего Востока в 90-е годы XX - начале XXI века Культурные контакты Санкт-Петербурга со странами Дальнего Востока в 90-е годы XX - начале XXI века Культурные контакты Санкт-Петербурга со странами Дальнего Востока в 90-е годы XX - начале XXI века Культурные контакты Санкт-Петербурга со странами Дальнего Востока в 90-е годы XX - начале XXI века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Исаева Елена Владимировна. Культурные контакты Санкт-Петербурга со странами Дальнего Востока в 90-е годы XX - начале XXI века : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.15 / Исаева Елена Владимировна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2007.- 219 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-7/893

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Культурные контакты Санкт-Петербурга и Китая: история и совре- менность . 30-77

1 Становление и эволюция культурных контактов Санкт- Петербурга и Китая. 31-50

2 Нормативно-правовая база культурного сотрудничества Санкт-Петербурга и Китая в 90-е гг. XX - начале XXI века. 50 - 57

3 Роль культурных центров, государственных и общественных организаций в реализации культурных связей Санкт- Петербурга и Китая в 90-е гг. XX - начале XXI века . 57 - 77

Глава 2. Культурные контакты Санкт-Петербурга и Японии: история и современность . 78-150

1 Становление и эволюция культурных контактов Санкт- Петербурга и Японии. 78-93

2 Нормативно-правовая база культурного сотрудничества Санкт-Петербурга и Японии в 90-е гг. XX - начале XXI века . 93-110

3 Роль культурных и научных центров в развитии культурных связей Санкт-Петербурга и Японии на современном этапе. 111-124

4 Роль общественных и государственных организаций вразвитии культурного диалога Санкт-Петербурга и Японии 124-150

Глава 3. Культурные контакты Санкт-Петербурга и стран Корейского полуострова: история и современность . 151 -195

1 Становление и эволюция культурных контактов Санкт-Петербурга и стран Корейского полуострова. 152-170

2 Нормативно-правовая база культурного сотрудничества Санкт-Петербурга и стран Корейского полуострова в 90-е гт. XX - начале XXI века . 170-178

3 Роль культурных и научных центров, государственных и общественных организаций Санкт-Петербурга в развитии куль турных контактов со странами Корейского полуострова на современном этапе. 178-195

Заключение 196-201

Список использованной литературы и источников 202-221

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется тем, что в современных международных отношениях большую роль играет диалог в сфере культуры. Культурные контакты являются одной из наиболее универсальных сфер межнационального и международного общения, самой демократичной формой взаимодействия государств и «мягкой» разновидностью дипломатии. Гуманитарное сотрудничество обладает уникальными возможностями сближать народы, оно создает плодотворную почву для решения политических и экономических вопросов.

Феномен культурных обменов имеет большое значение, так как диалог продолжается и тогда, когда отношения между государствами осложнены политическими или экономическими проблемами. Данные обстоятельства позволяют рассматривать культурные связи как самостоятельную величину, как явление, обеспечивающее стабильность международных отношений.

Анализируя культурный обмен в контексте современного межгосударственного взаимодействия, необходимо отметить, что в этот процесс вовлечена самая большая аудитория, которая может быть, а может и не быть активным участником политического диалога, экономических отношений. В некоторых случаях именно культурные контакты становятся единственным направлением взаимодействия народов. В процессе межкультурного общения сегодня участвуют широкие слои общества, которым стали доступны достижения различных народов и цивилизаций благодаря техническому прогрессу, развитию индустриального общества, демократизации международных отношений.

В распространении информации, вовлечении и активизации контактов важную роль играют города. Они рассматриваются сегодня в качестве новых акторов международных отношений и обнаруживают все особенности и тенденции развития мировой политики. В сфере международной культурной интеграции они выступают в качестве своеобразных лабораторий, в которых испытываются новые формы взаимодействия культур, тесного общения представителей различных цивилизаций.

Для российской действительности последнего десятилетия ХХ в.- начала XXI вв. характерным стало развитие внешних связей субъектов Российской Федерации. Право на самостоятельные внешние связи законодательно закреплено в Конституции России, в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" с последующими изменениями. Реализуется предоставленное право через деятельность Государственного Совета при Президенте РФ, функционирование соответствующего департамента МИД РФ, осуществляющего координацию внешних связей регионов, в работе органов государственной власти и управления субъектов Федерации.

Актуальность темы работы имеет особое значение в контексте развития культурных контактов Санкт-Петербурга и стран дальневосточного региона. Санкт-Петербург в международном общественном мнении известен, прежде всего, как «Северная столица», «Окно в Европу», «Северная Венеция», «Северная Пальмира». Среди основных идентификаций, «образов» города, отраженных в политических декларациях, публицистике, художественном творчестве подчеркивается западная, европейская природа города, который сыграл особенную роль в развитии политического и культурного диалога с европейскими странами.

Выбор культурных партнеров северной столицы России в представленном исследовании отличается иным подходом к географическому вектору культурного сотрудничества города. Он исходит из того, что его возможности простираются по всем азимутам. Диалог со странами дальневосточного региона нацелен на решение специфических задач для России определенных в доктрине внешней политики Российской Федерации. В её внешнеполитических и экономических приоритетах Китай, Япония и в известной степени страны Корейского полуострова начинают восприниматься как важнейшие партнеры. Эта роль определяется не только тем, что данные страны являются ближайшими соседями России, но и тем, что они составляют важное звено Азиатско-Тихоокеанского региона, становящегося в перспективе основным центром мировой экономической и политической жизни. Проблема развития международных отношений в этом регионе мира осложняется тем, что в активное взаимодействие вовлечены страны, являющиеся наследниками великих культур, настолько самобытных, что взаимопонимание между партнерами становится весьма проблематичным в силу трудностей, возникающих на уровне ментальности народов региона. Вот почему духовное общение народов в данном регионе приобретает особую роль. В этой связи тема культурных контактов Санкт-Петербурга со странами Дальнего Востока в 90-е годы ХХ - начале XXI вв. представляет значительный практический и теоретический интерес.

Таким образом, актуальность темы и её специфика определяются феноменом международных культурных контактов, ролью Санкт-Петербурга в развитии межкультурного диалога, а также выбором партнеров Северной столицы – стран дальневосточного региона. Специфика настоящей проблемы определила объект, субъект исследования, его научную новизну, цели и задачи исследования.

Объектом исследования являются культурные связи Санкт-Петербурга со странами Дальнего Востока, а также современные условия их развития.

Предметом исследования является деятельность органов власти, государственных, общественных и частных организаций Санкт-Петербурга по развитию гуманитарного сотрудничества со странами Дальнего Востока в 90-е гг. ХХ – начале XXI вв.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые в отечественной историографии анализируется роль Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации в развитии культурных связей со странами Дальнего Востока в 90-е гг. ХХ – начале XXI вв.

Цель работы – выявить роль Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации в развитии культурных контактов со странами Дальнего Востока в 90–е годы XX - начале XXI вв.

Для реализации этой цели решаются следующие задачи:

определить международные условия становления и развития культурных контактов Санкт-Петербурга со странами Дальнего Востока в 90–е годы XX - начале XXI вв.;

определить содержание нормативно-правовой базы культурного сотрудничества Санкт-Петербурга со странами Дальнего Востока в указанный период;

дать анализ деятельности органов государственной власти и государственного управления Санкт-Петербурга в организации культурных связей со странами Дальнего Востока;

выявить основные направления и формы сотрудничества в сфере культуры Санкт-Петербурга со странами Дальнего Востока в 90–е годы XX - начале XXI вв., специфические особенности культурных связей с отдельными странами Дальнего Востока;

определить роль российских общественных и частных организаций в развитии культурного диалога Санкт-Петербурга со странами Дальнего Востока в 90-е годы ХХ - начале XXI вв.

Хронологические рамки диссертационной работы охватывают современный период культурных контактов Санкт-Петербурга и стран Дальнего Востока, а именно 90-е годы ХХ – начало XXI вв. Данный период в истории России, и непосредственно в жизни нашего города, связан с коренными преобразованиями в политической, экономической, общественной, культурной жизни. Реформы, охватившие страну, приобрели тотальный характер и способствовали движению по пути модернизации. Они непосредственно повлияли и на жизнь Ленинграда, которому в 1991 г. вернули его историческое имя – Санкт-Петербург. В это период город наиболее активно включается в процессы реформирования российского общества и становится одним из центров политической и культурной жизни страны.

Партнеры нашего города по культурному сотрудничеству, страны дальневосточного региона, также в этот период переживают весьма важный этап своей истории. Китай, встав на путь реформ, которые осуществляются в рамках существующего строя, демонстрирует впечатляющие успехи в экономической, политической жизни и становится страной, с которой развитие международного диалога имеет особенное стратегическое значение. Он не только уверенно вошел в число новых индустриальных гигантов, но и занял целый ряд ключевых позиций в системе международных отношений.

90-е гг. ХХ - начала XXI вв. характеризуются сложными политическими процессами на Корейском полуострове. Впервые в политических кругах достаточно отчетливо высказывается мысль об интеграции в какой-либо форме двух корейских государств. Экономические успехи Южной Кореи и сенсационные свидетельства ракетно-ядерных возможностей Северной Кореи обеспечили полуострову качественно новое положение в мировой политике.

Это же время стало этапом стабилизации политической жизни Японии, которая играет важную роль в международной деятельности, является активным членом многих международных и региональных организаций. Одновременно появились свидетельства финансовой уязвимости дальневосточного экономического гиганта.

Таким образом, выбранные нами хронологические рамки диссертации выделяют важный этап развития культурных связей Петербурга со странами Дальнего Востока, который характеризовался качественными политическими, социальными сдвигами во внутренней и внешней политике всех участников международного гуманитарного сотрудничества.

Методология исследования определяется так называемым цивилизационным подходом к историческому процессу, предполагающему использование методов исследования, разработанных в рамках исторической антропологии. При этом мы руководствовались трактовкой этих методов обоснованных в трудах А.С. Лаппо-Данилевского и С. Леви-Стросса. Такой подход позволяет реализовать исследование в рамках принципа историзма и продиктованных им требований по выявлению причинно-следственных связей в историческом процессе, по установлению достоверности исторических фактов и их анализу с учетом многообразия, взаимосвязей и взаимообусловленности исторических событий, выявления возможной научной достоверности оценок исследователя.

При изучении проблемы культурных контактов в 90-е годы XX – начале XXI века нами была использована уже сложившаяся и апробированная методика исследования межкультурного диалога - компаративные методы. Они позволяют выявить особенности современного этапа развития связей Санкт-Петербурга со странами дальневосточного региона, специфику сотрудничества с каждой страной в отдельности. Компаративистика позволяет обобщить типологические особенности, дать классификацию связей, форм и методов их реализации, выявить общее и особенное в развитии контактов, их динамику.

Предмет исследования требует обращения к методам институционального и функционального анализа. Деятельность органов государственной власти и управления, общественных и частных организаций как институтов общества, занимающих особое место в его структуре, выполняемые ими функции в рамках определенной законом компетенции – всё это явилось предметом диссертационного исследования. Применение указанных методов научного анализа позволило выявить их роль в развитии культурных связей Санкт-Петербурга и стран Дальнего Востока в условиях нарождающегося гражданского общества в России.

Кроме того, в исследовании используется контент-анализ при оценке динамики культурного взаимодействия. При работе с текстами литературных произведений использовался текстологический анализ источников.

Историография темы достаточно обширна и многообразна. Обращение к изданиям в той или иной степени раскрывающим особенности культурных контактов позволяет отметить, что первые работы, посвященные истории развития культурного диалога Санкт-Петербурга и Китая, Японии, Кореи были написаны в XVIII - XIX веках.

В советской историографии проблема взаимодействия культур рассматривалась, как правило, сквозь призму социально-экономического детерминизма. Кроме того, исследователи испытывали мощное влияние политической конъюнктуры. Тем не менее, был накоплен значительный фактический материал, опубликованы фундаментальные труды по культуре стран Дальнего Востока. Примером тому служат отдельные работы, преимущественно посвященные двусторонним связям и написанные на историческом материале. Отметим, что настоящие публикации выходили в свет с середины ХХ века. Работы, посвященные нашей проблематике, носили общий характер. Как правило, активный интерес к изучению двустороннего диалога определялся политическим фактором. Стабилизация межгосударственных отношений способствовала и росту научного, исследовательского интереса, как в России, так и за рубежом.

Новый взгляд на развитие и современное состояние отношений России со странами дальневосточного региона прослеживается в исследованиях представителей различных сфер гуманитарного знания. Определенные аспекты и направления темы рассматривались историками, филологами, политологами, востоковедами, специалистами в области международных отношений. Об этом свидетельствуют материалы современных научных конференций.

Самостоятельное значение имеет новейшая научная литература, посвященная различным этапам культурных контактов Санкт-Петербурга со странами Дальнего Востока от становления диалога до наших дней. Последнее время отечественными и зарубежными учеными наиболее последовательно изучались вопросы деятельности Русской Православной миссии на Востоке.

Наиболее сложно дело обстоит с вопросами изучения истории контактов нашего города со странами Дальнего Востока в советский период. Это, возможно, объясняется тем, что Ленинград не воспринимался как отдельно взятый актор международных гуманитарных связей. Изменение акцентов в исследовании проблемы и выделение в качестве самостоятельных партнеров международных отношений крупных городов, и, в частности, Санкт-Петербурга приходится на 90-е гг. ХХ - начале XXI вв. Данное обстоятельство является отражением современной теории международных отношений и вновь возрастающей ролью Санкт-Петербурга в общественной, политической, экономической жизни обновляющейся России. В этой связи следует отметить издание «Дипломатия городов», «Рассвет над Петербургом. Санкт-Петербург в мировом сообществе», а также серию работ научно-популярного характера, подготовленных известными отечественными историками, востоковедами.

Теоретические подходы к изучению нашей темы были сформулированы в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Самый общий подход заключается в рассмотрении всех аспектов культурных связей как системы, объединенной общим внешнеполитическим курсом. Он позволяет показать зависимость внешнеполитического курса от внутренней политики государства и его общественно-политического строя. Региональные направления культурных связей рассмотрены в работах Ю.В. Николаевой «Русско-французские культурные связи 1801-1812гг.». Боголюбовой Н.М. «Русско-европейские театральные связи во второй четверти XIX века», в которых авторы на материале различных документальных и нарративных источников выявляют основные направления и формы культурных связей и показывают их роль для формирования позитивного образа страны в зарубежной аудитории. Обращаясь к традициям исследования вопросов межкультурного диалога, можно отметить и работы, которые связаны с анализом развития межцивилизационного общения. Здесь уместно отметить монографию Н. Николаевой «Япония – Европа. Диалог в искусстве».

Из зарубежных современных трудов отметим исследование Мервио Микка. В диссертации рассматривается место Японии в системе современных международных отношений, культурная составляющая ее внешней политики. В целом вышеназванные исследования связаны с историей и теорией вопроса и лишь в определенной степени отражают особенности гуманитарного общения в современном мире. Хотя, безусловно, культурные контакты, культурные связи обладают известной инерционностью и сохраняют определенные традиции и в современном мире.

Таким образом, можно отметить, что сегодня научных исследований, посвященных анализу деятельности субъектов Российской Федерации, включая Санкт-Петербург, в сфере культурного сотрудничества со странами Дальнего Востока нет. Различные публикации и работы исследователей по отдельным аспектам темы или косвенно затрагивающих предмет данного исследования содержат действительно интересный и оригинальный материал, но не решают в полной мере поставленные в работе задачи.

Источниковой базой исследования является корпус документов и материалов, некоторые из которых впервые вводятся в научный оборот.

Источники изучения заявленной нами проблемы достаточно многообразны и включают как нарративные, так и актовые документы.

Современный межкультурный диалог, международное общение протекает при непосредственном внимании к данному явлению со стороны государств и международных организаций. Специализированной международной организацией по вопросам образования, науки и культуры является ЮНЕСКО, входящая в систему организаций ООН. Для нашей темы особый интерес представляют документы организации, определяющие принципы, формы и основные методы сотрудничества в сфере культуры. Их универсальный характер позволяет оценить деятельность отдельных стран и характер их взаимодействия с позиции международного права и гуманистических идеалов мирового сообщества. Эти документы в сопоставлении с двусторонними соглашениями позволяют выявить специфические особенности сотрудничества стран с позиций международных критериев. Поэтому Декларации ЮНЕСКО, межгосударственные соглашения по вопросам культуры являются важнейшими источниками, определяющими возможные сферы культурного сотрудничества и оценки уровня культурного взаимодействия.

Во многих странах сегодня инициативы, направленные на развитие культурного диалогаа, являются важной частью деятельности государственных структур. В некоторых государствах существует разработанная документальная база культурного сотрудничества, есть документы концептуального характера. Межгосударственное взаимодействие развивается и на основе двусторонних договоров, соглашений и т.д. Учитывая всевозрастающую роль современных городов в международных отношениях большое значение приобретают документы, принятые непосредственно городской администрацией: Вестник Мэрии Санкт-Петербурга; Вестник Администрации Санкт-Петербурга; Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. В работе особое внимание уделяется данным материалам и собственно их анализу посвящена отдельная часть каждой главы работы.

Самостоятельное значение для анализа основных положений нашей темы имеет практика культурных центров, обществ дружбы и других организаций. В этой связи специально необходимо выделить документацию, которая регламентирует их работу и отражает основные направления деятельности.

Выступления, комментарии, аналитические очерки официальных лиц также являются достаточно интересным источником для нашей работы и активно используются нами в диссертации. Они позволяют представить личный вклад политических и общественных деятелей в развитие контактов между нашим городом и странами Дальнего Востока.

Отдельную группу источников составляют материалы, которые непосредственно посвящены анализу тех или иных направлений развития культурного диалога. В данной работе особое внимание уделено деятельности авторитетных культурных центров Санкт-Петербурга – Государственному Эрмитажу, Музею Антропологии и Этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамеры), библиотекам культурной столицы: Библиотеке Академии Наук, Библиотеке Санкт-Петербургского филиала Института Востоковедения РАН, Российской национальной библиотеке. В фондах культурных и научных центров города хранится богатый и многообразный материал по теме нашей диссертации.

Самостоятельным, оригинальным и достаточно интересным источником для современной исторической науки можно назвать публицистические и художественные произведения, непосредственно посвященные теме диссертации, значение которых было особенно велико в периоды, когда контакты не получали достаточно активного развития в силу политических разногласий, книги русских писателей являлись ценнейшим источником информации по истории и культуре дальневосточных стран, причем, источником, ориентированным на широкую аудиторию.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что её материалы, выводы и обобщения могут быть использованы при изучении культурных контактов Санкт-Петербурга со странами дальневосточного региона в различные исторические периоды и в работах более общего характера, отражающих контакты с другими странами мира. Результаты исследования полезны при оценке роли городов, субъектов РФ в современных международных отношениях, а также при разработке общих и специальных курсов по истории и современному состоянию культурных двусторонних, так и многосторонних контактов.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были изложены в сообщениях, представленных на научных конференциях «Россия в международном культурном взаимодействии: история и современность (Памяти профессора Ю.А. Лимонова)» (17 февраля 2007г.), «Современные проблемы межкультурных коммуникаций»(19 марта 2003г.), «Мировая политика и идейные парадигмы» (2004г.), «Международные организации в России и проблемы культурной интеграции(16-17 июня 2006г.), а также в научном проекте «Сравнительные социально-гуманитарные исследования в рамках международного сотрудничества» в программе «Государственная поддержка региональной научно-технической политики высшей школы и развития её научного потенциала»(2004г.). По теме диссертации опубликовано десять работ.

Нормативно-правовая база культурного сотрудничества Санкт-Петербурга и Китая в 90-е гг. XX - начале XXI века.

Развитие культурных связей между Санкт-Петербургом и Китаем на современном этапе протекает на различных уровнях. Данный период взаимодействия отмечен широтой направлений и форм сотрудничества, демократизаций культурных контактов, вовлечением в диалог широкой аудитории. Феномен настоящего двустороннего культурного обмена определяется как развитой договорной базой сотрудничества, так активностью государственных структур и общественных организаций.

Безусловно, культурные контакты Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации с Китаем воспринимаются в общем контексте межгосударственного сотрудничества.

Отметим, что в России вопросы внешней культурной политики нашли своё отражение в специальных документах Министерства Ино странных Дел Российской Федерации. Во Внешней культурной политике России Китай выступает как чрезвычайно важный партнер для нашей страны.41

В Китае вопросы внешнего культурного сотрудничества также рассматриваются как часть внешней политической стратегии государства. Однако, культурные контакты в КНР преимущественно осуществляются в рамках политики народной дипломатии.

Министерство Иностранных дел Китая представляет государство в целом через консульства, отвечает за официальные отношения с другими государствами.42 Особенности работы МИДа Китая состоят в том, что оно готовит информацию для ЦК КПК, а также предложения по внешнеполитическим вопросам, в том числе вопросам культурного сотрудничества для политических и деловых ассоциаций.

Таким образом, ведущая роль в развитии контактов в культурной сфере принадлежит Коммунистической партии Китая. Так в материалах съездов КПК современного периода подчеркивается, что необходимо добиваться контактов во всех отраслях научного и культурного развития.43 Отметим выступления официальных представителей МИД Российской Федерации о поддержке политического курса КНРи нацеленность на развитие добрососедства и сотрудничества во всех сферах.

Роль народной дипломатии в теории и практике внешней политики КНР изучается российскими специалистами.

Подобное разнообразие подходов к определению понимания и осуществления культурного сотрудничества вытекает из специфики государственной политики в данной сфере и делает необходимым анализ всего корпуса двусторонних документов, принятых Россией и Китаем на современном этапе.

27 декабря 1991 года Китай установил официальные отношения с Российской Федерацией. Это стало началом нового этапа развития добрососедских связей между Россией и Китайской Народной Республикой. Уже через год была принята совместная декларация. В настоящей Декларации большое внимание было уделено вопросам регионального сотрудничества и развитию широкой географии, в том числе культурных контактов.46

Целью принятия данного документа стало оформление механизма отношений между странами в условиях новой политической ситуации, а также рассмотрение их развития, улучшение принципов функционирования. Среди перспектив было отмечено, что региональное сотрудничество становится существенной составной частью российско-китайских отношений. Отсюда подчеркивалось стремление содействовать инвестициям для осуществления данного сотрудничества и его совершенствования по всем направлениям взаимодейст В мае 1994 года в ходе официальных переговоров был подписан ряд важных документов, среди которых Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством КНР об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. При этом было отмечено, что развитие контактов в научно-технической и культурной сфере не только налаживается, но является весьма плодотворным. Вслед за этим была принята вторая Совместная декларация о двусторонних добрососедских отношениях, которая подтверждала заинтересованность обеих сторон в создании основ для взаимовыгодного сотрудничества.

В ноябре 1997 года было подписано Совместное российско-китайское заявление, одним из пунктов которого стало утверждение о расширении гуманитарных обменов и связей в области культуры и образования, что имеет важное значение для углубления дружбы и взаимопонимания между народами России и Китая. Отдельной статьей документа стала официальная информация о начале работы Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития при широком участии и поддержке представителей различных кругов общественности и поколений двух стран, что в свою очередь знаменует новый этап в развитии традиционной дружбы между российским и китайским на- родами.

Роль культурных центров, государственных и общественных организаций в реализации культурных связей Санкт- Петербурга и Китая в 90-е гг. XX - начале XXI века

Принятие новой законодательной базы по развитию культурного обмена в рамках российско-китайских отношений стимулирует создание и продолжение работы целого ряда государственных и общественных структур, занимающихся вопросами культурного сотрудничества.

В двусторонних договорах, подписанных как на государственном, так и на местном уровне в 90-е годы XX века - в начале 2000-х годов, большое внимание уделяется работе вновь созданных структур: Российскому центру международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве Иностранных Дел Российской Федерации (Росзарубежцентру), Российско-китайской комиссии по взаимодействию и Российско-китайскому комитету дружбы, мира и развития, которые выступают важными гарантами развития культурного обмена. Их деятельность может развиваться как на уровне государственного общения, так и осуществляться непосредственно между отдельными городами, провинциями, территориальными образованиями двух стран.

Так на современном этапе вопросами культурного сотрудничества в России занимается Российский центр международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве Иностранных Дел Российской Федерации.

В рамках деятельности организации на всем пространстве Российской Федерации работает несколько подразделений, которые занимаются вопросами культурного сотрудничества, в том числе и в Санкт-Петербурге.

В 1997 году Росзарубежцентр и Правительство Санкт-Петербурга учредили Санкт-Петербургский центр международного сотрудничества (СПб ЦМС). Он выступил организатором разнообразных мероприятий, направленных на развитие культурного диалога с зарубежными странами, в том числе и с Китаем.

В работе Санкт-Петербургского центра международного сотрудничества отмечалось, что задачей проведения культурных мероприятий в городе состоит в том, чтобы сохранить и умножить потенциал взаимного доверия, симпатии и доброжелательности и передать его новым поколениям.

В его деятельности начала 2000-х годов была намечена следующая тенденция. С 2001 года к 2005 году из мероприятий, проводимых данной организацией в контексте культурного обмена, осталось только три. Одно из них - это фестиваль «Китай - далекий и близкий». В апреле 2006 года было принято решение о ликвидации центра.

Сегодня в осуществлении культурного сотрудничества большую роль начинают играть общественные организации, к компетенции которых относится довольно широкий спектр вопросов международного взаимодействия.

Вопросами двустороннего обмена между Россией и Китаем занимается Российско-китайский комитет, созданный в апреле 1996 года. Настоящий комитет является межгосударственной общественной организацией, созданный при поддержке правительств обоих государств. В его состав входят представители общественно-политических и деловых кругов, руководители ряда отдельных ведомств и регионов, деятели культуры, дипломаты и журналисты. Комитет «призван осуществлять свою деятельность в целях расширения общественной базы российско-китайских отношений, а также оказания позитивного содействия взаимопониманию между народами России и Китая, углублению их традиционной дружбы и упрочению соседства с тем, чтобы содействовать долгосрочному и эффективному сотрудничеству в различных областях. При этом в уставных документах отмечается, что работа комитета будет ориентирована, прежде всего, на вовлечение в проведение различных мероприятий молодого поколения.

Деятельность комитета осуществляется в соответствии с утвержденным планом. В частности, в сентябре 2003 года, был одобрен план работы Комитета на 2003-2004 годы, предусматривающий существенную активизацию «народной дипломатии», связей в области предпринимательства и делового сотрудничества, гуманитарных и научных обменов, дружественных контактов между регионами, по ли-нии молодежных организаций. В настоящее время придаётся большое значение, совершенствованию форм и методов работы Россииско-Китайского Комитета дружбы, мира и развития.

Нормативно-правовая база культурного сотрудничества Санкт-Петербурга и Японии в 90-е гг. XX - начале XXI века

Важную роль в развитии культурных контактов на современном этапе играет нормативно-правовая база, двусторонние и многосторонние договоры, соглашения, декларации, которые отражают перспективные направления сотрудничества и демонстрируют стремление государств к развитию диалога.

В настоящее время вопросам культурного обмена многие страны придают особое значение, которое подтверждается созданием общих документов, посвященных международному взаимодействию в гуманитарной сфере. Анализ нормативно-правовой базы культурных контактов Санкт-Петербурга и Японии, мы полагаем, целесообразно начать именно с общих концепций внешней культурной политики стран. Отметим, что в России понятие внешняя культурная политика введено в научный и практический оборот.

Что касается Японии, то здесь инициативы, направленные на развитие культурного сотрудничества обычно называют публичной дипломатией. Однако основные цели, задачи, формы, направления и механизмы осуществления сотрудничества, изложенные в соответствующих документах, позволяют приметить понятие внешняя культурная политика и к Японии.

Сегодня внешняя культурная политика России и Японии представлена в документальном оформлении. В России - это Тезисы «Внешняя культурная политика России - год 2000». Что касается нашего дальневосточного соседа Японии, то здесь материалы, имеющие отношение к внешнему культурному сотрудничеству изложены в Дипломатической Голубой книге. Она издается с середины XX века, но для нас наиболее существенный интерес представляют материалы 90-х годов XX - начала XXI века.

В Голубой дипломатической книге уделяется внимание различным формам и направлениям культурного сотрудничества, механизмам осуществления зарубежных культурных инициатив. Особое место здесь отводится как проблемам, которые сегодня стоят в сфере активизации культурного диалога, направленного на решения комплексных проблем политического и экономического характера, так и общим глобальным вопросам.

Характеризуя территориальные приоритеты сотрудничества Японии с зарубежными странами, отметим следующие особенности. Несмотря на то, что традиционно основными региональными направлениями культурной политики Японии являются США и страны Азиатско-Тихоокеанского региона, частота упоминания в рассматриваемых концептуальных документах программ культурного обмена с Российской Федерацией, а также процент бюджетных отчислений на реализацию этих программ в 90-е годы XX - начале XXI века доста-точно высок , что отражается в работе Японских центров и фондов в России.

В общем документе (Голубая дипломатическая книга) определенное место отведено и отдельным участникам культурного диалога. Здесь можно отметить, что уже с начала 2000-х годов среди партнеров Японии особое место уделяется Санкт-Петербургу.

Наш город неоднократно упоминается в Голубой книге, причем интерес к культурному потенциалу северной столицы был особенно высок в 2003 году - в преддверии празднования славного юбилея культурной столицы России. При этом отмечался высокий статус Санкт-Петербурга как современного культурного центра России, а также подчеркивалась его роль в становлении и развитии российско-японских связей.

Нормативно-правовая база культурного сотрудничества Санкт-Петербурга и стран Корейского полуострова в 90-е гт. XX - начале XXI века

Современный период взаимодействия стран Корейского полуострова и Санкт-Петербурга в культурной сфере, на наш взгляд, во многом определяется характером законодательной базы сотрудничества, корпусом документов, в которых обозначены направления и формы развития контактов, а также уделено внимание и вопросам содержания диалога.

Обзор законодательной базы, следует начать с того, что 30 сентября 1990 года были установлены дипломатические связи между Республикой Корея и СССР. В декабре следующего года 1991 года по итогам визита в Российскую Федерацию Президента Республики Корея Ро Де У была принята декларация об общих принципах отношений между двумя странами, провозгласившая принципы отношений в новых политических условиях.

Следующим шагом в развитии двустороннего сотрудничества можно назвать договор 1992 года между Россией и Республикой Корея об углублении сотрудничества между народами по следующим направлениям: сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе и прямые контакты между региональными и местными властями. В настоящем документе особо подчеркивалась роль культурной составляющей в развитии диалога двух стран. Так в статье 10 данного документа предусматривалось следующее: «Принимая во внимание многовековое культурное наследие обеих стран, народы будут содействовать развитию обменов и сотрудничества в области искусства, культуры и образования; способствовать развитию обменов и сотрудничества в области СМИ, туризма и спорта, поощрять молодёжные обмены». Одним из главных вопросов, представляющих особый интерес, признавалось углубление знания языка и культуры друг друга. Отдельным направлением сотрудничества утверждалось создание и деятельность культурных и учебных центров в целях обеспечения всем заинтересованным лицам широкого доступа к языку и культуре народа». Соответственно, в договоре были обозначены новые акторы культурного сотрудничества, которыми признавались культурные и учебные центры.

В документе также были отмечены различные направления и формы взаимодействия, соответствующие современному пониманию содержания двусторонних культурных связей. Для исследования нашей проблемы большой интерес представляет акцент на региональное и местное сотрудничество, который обозначен в документе. Таким образом, договор 1992 года можно рассматривать как основу развития культурного взаимодействия Санкт-Петербурга и Республики Корея в новых условиях.

Следует отметить, что интерес к Санкт-Петербургу как к важному партнеру в культурной сфере подтверждается и вниманием к нашему городу важных государственных лиц. Так ещё в начале 1991 года Президент Южной Кореи Ро Де У совершил свой первый визит в Ленинград, в результате которого было заключено соглашение о сотрудничестве между Сеульским университетом и Ленинградским научным центром.

Интерес к научному потенциалу России и Санкт-Петербурга со стороны Южной Кореи нашел свое продолжение и в других документах. В 1995году была подписана Декларация о торгово- экономическом и научно-техническом сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Корея. Образовательная сфера сотрудничества, представленная в документе, включала такие области как технологии двойного назначения и обучение офицеров Республики Корея в военных академиях Российской Федерации.

Созданная документальная база стала основой для последующих инициатив. Так в 1998 году в Российской Федерации был учрежден Фонд сотрудничества с Республикой Корея. Инициаторами его создания были известные общественные деятели, бизнесмены, ученые, журналисты.

В 90-е годы XX века выстраивалась и новая линия отношений между Россией и Корейской Народной Демократической Республикой, подкреплённая новыми документами,. В частности, Договором об основах дружественных отношений между двумя странами. Его проект был составлен в 1995году. Однако окончательному принятию документа предшествовал консультативный обмен на уровне представителей Министерств Иностранных Дел. Так в октябре 1996 года состоялся консультативный обмен на уровне региональных Департаментов МИД России и МИД Корейской Народной Демократической Республики, на котором были отмечены позитивные сдвиги в сторону улучшения российско-северокорейских связей и подтверждена заинтересованность обеих сторон в активизации и расширении практических связей в конкретных областях. Результатом развития двустороннего диалога стало подписание плана обменов между МИД России и МИД КНДР на 1997-1998 годов. Практическая реализация плана нашла своё продолжение в ряде инициатив. А также в обновлении договорной базы сотрудничества двух стран.

Похожие диссертации на Культурные контакты Санкт-Петербурга со странами Дальнего Востока в 90-е годы XX - начале XXI века