Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Пекинская духовная миссия в контексте российско-китайских отношений, 1715-1917 гг. Андреева Светлана Геннадиевна

Пекинская духовная миссия в контексте российско-китайских отношений, 1715-1917 гг.
<
Пекинская духовная миссия в контексте российско-китайских отношений, 1715-1917 гг. Пекинская духовная миссия в контексте российско-китайских отношений, 1715-1917 гг. Пекинская духовная миссия в контексте российско-китайских отношений, 1715-1917 гг. Пекинская духовная миссия в контексте российско-китайских отношений, 1715-1917 гг. Пекинская духовная миссия в контексте российско-китайских отношений, 1715-1917 гг. Пекинская духовная миссия в контексте российско-китайских отношений, 1715-1917 гг. Пекинская духовная миссия в контексте российско-китайских отношений, 1715-1917 гг. Пекинская духовная миссия в контексте российско-китайских отношений, 1715-1917 гг. Пекинская духовная миссия в контексте российско-китайских отношений, 1715-1917 гг. Пекинская духовная миссия в контексте российско-китайских отношений, 1715-1917 гг. Пекинская духовная миссия в контексте российско-китайских отношений, 1715-1917 гг. Пекинская духовная миссия в контексте российско-китайских отношений, 1715-1917 гг.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Андреева Светлана Геннадиевна. Пекинская духовная миссия в контексте российско-китайских отношений, 1715-1917 гг. : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.15 Москва, 2001 192 с. РГБ ОД, 61:02-7/376-2

Содержание к диссертации

Стр.

Введение 1

Глава I. История Российской Духовной Миссии
в Пекине до Кяхтинского трактата 1728 г 16

1. Появление россиян в Пекине и приезд первых

православных проповедников в столицу цинского Китая 17

2. Посольство Л.В.Измайлова в Пекин и отказ цинского

двора принять епископа Кульчицкого 26

3. Посольство С.Л.Владиславича - Рагузинского в Пекин.
Признание цинским правительством официального статуса
Российской Духовной Миссии 33

Глава II. Особенности положения Российской Духовной

Миссии в Китае до середины XIX века 35

1. Место РДМ среди иностранных духовных Миссий

в Китае и характер ее взаимоотношений с цинскими властями 35

2. Миссионерская деятельность РДМ в период с 1716 г.

до 60-х гг. XIX века 45

3. Деятельность российских миссионеров

| в научной сфере в рассматриваемый период 48

4. Дипломатическая деятельность РДМ в Пекине:

ее особенности и результаты 57

Глава III. Преобразование Российской Духовной Миссии

в Пекине в 1864 г. и ее деятельность в 60-х - 90-х гг. XIX столетия.. ..72

  1. Тяньцзиньский (1858 г.) и Пекинский (1860 г.) международные трактаты и их влияние на судьбу РДМ в Пекине 73

  2. Миссионерская работа и деятельность РДМ

в сфере образования 83

  1. Научно-практическая и переводческая деятельность РДМ 93

  2. Инциденты с иностранными миссионерами в Китае

в рассматриваемый период и особое положение РДМ 98

1 Глава IV. Российская Духовная Миссия в Пекине

в период восстания ихэтуаней (1899 - 1900) и ее последующая
духовно-практическая деятельность 107

  1. Восстание ихэтуаней и его последствия для РДМ 107

  2. Учреждение православной епископской кафедры

на территории Китая 123

»

3. Деятельность РДМ под руководством

епископа Иннокентия (Фигуровского) 133

  1. Характер взаимоотношений РДМ с российской дипломатической службой 157

  2. Влияние политических событий начала XX века

в Китае и России на судьбу Пекинской Духовной Миссии 159

Заключение 167

Библиография 174

Приложение

Введение к работе

Всеобъемлющее исследование новой истории как России, так и Китая, а также характера их взаимоотношений в различные периоды истории в настоящий момент невозможно без тщательного изучения и всестороннего использования документов и материалов, касающихся

! разнообразной деятельности Российской (Православной) Духовной

Миссии в Пекине. Являясь в разные годы субъектом или же объектом внешнеполитических связей между двумя соседними государствами, Пекинская Духовная Миссия (ПДМ) сыграла заметную роль в деле сближения народов двух стран, в формировании их политических и культурных контактов. Для глубокого понимания особенностей развития системы русско-китайских внешнеполитических связей необходимо изучение различных аспектов деятельности Пекинской Духовной Миссии как особого, даже уникального института, в течение длительного времени выполнявшего функции дипломатического представительства российского государства в Китае в виду отсутствия специализированного официального учреждения, а в последующие годы продолжавшего оказывать определенное влияние на характер и «тон» взаимоотношений России и Китая.

) Исключительно важно изучение деятельности Российской Духовной

Миссии в Пекине и для понимания процесса межцивилизационных контактов, взаимодействия европейской и китайской культур в рассматриваемый временной период. Исследование эволюции деятельности ПДМ, ее статуса в Китае и положения российских миссионеров на разных исторических этапах позволяет понять не только сущность многих политических событий, определивших ход межгосударственных контактов России и Китая, но и особенности взаимодействия двух моделей культур с различными цивилизационными фундаментами - европейской (христианской) и китайской (преимущественно конфуцианской), а также факторы, обусловившие характер восприятия народами двух соседних стран друг друга.

Разносторонняя деятельность членов РДМ в Пекине, начиная с 20-х гг. XVIII века, фактически положила начало российской ориенталистике, что было связано с появлением прежде всего таких ее самостоятельных научных направлений, как синология, маньчжуристика, монголоведение. Именно российские миссионеры стали первыми отечественными учеными - исследователями Восточной и Центральной Азии: историками, филологами, географами, этнографами, культурологами, чья деятельность заложила прочный фундамент российской школы ориенталистики. Эта

заслуга российских миссионеров перед научной общественностью России и, в определенной степени, Европы требует особого внимания и глубокого изучения, поскольку ряд научных достижений членов РДМ в Китае не утратил своей практической значимости для развития востоковедной науки и по сей день.

В данной работе основное внимание уделяется роли Российской Духовной Миссии в Пекине в контексте российско-китайских отношений в новое время, ее месту во внешнеполитической и межгосударственной системах России и Китая как одной из важнейших сторон истории ПДМ на территории Срединой империи. Несмотря на более чем скромные масштабы деятельности, Православной Миссии удалось закрепиться в Китае не только благодаря тому, что миссия формально носила исключительно религиозный характер, но и благодаря присутствию среди российских миссионеров способных, хотя и чаще всего непрофессиональных, дипломатов, а также достаточно крупных ученых -востоковедов. В силу этих причин российским православным миссионерам удалось завоевать определенный авторитет как среди придворных сановников империи Цин, так и в среде ее населения, что в свою очередь способствовало сближению народов России и Китая.

Таким образом, актуальность темы настоящей работы обусловлена необходимостью комплексного анализа истории Российской Духовной Миссии в Пекине в новое время, ее роли и функций в контексте межгосударственных контактов России и Китая, что позволит более или менее четко представить механизм сближения двух государств, формирования представлений народов друг о друге и связанных с этим внешнеполитических интересов, оформления дипломатических, экономических и культурных отношений России и Китая. Иначе говоря, в данной работе предпринята попытка показать историческую важность феномена Пекинской Духовной Миссии с точки зрения российско-китайских политико-дипломатических и межцивилизационных отношений.

Судя по имеющейся литературе на западных и восточных языках, в настоящий момент не существует специальной либо обобщающей работы, в которой данная проблема была бы представлена максимально полно. За исключением небольшого числа отдельных статей, посвященных дипломатической деятельности Российской Духовной Миссии в Пекине, вопросы о роли и месте ее в общей структуре русско-китайских межгосударственных контактов практически нигде не были освещены. Поэтому перед исследователями остро стоит задача комплексного исследования феномена ПДМ в контексте российско-китайских отношений, требующего привлечения не только исторических документальных материалов, но и, в некоторой степени, данных

этнологии. Все это, на наш взгляд, позволит дать более полный ответ на вопрос о значимости влияния такого института как РДМ на общий ход истории связей России и Китая с учетом того, что это влияние не всегда являлось непосредственным результатом какой-либо ее деятельности. Разумеется, в определенных ситуациях само присутствие Пекинской Духовной Миссии некоторым образом могло отражаться на окружающей обстановке.

Предметом данного исследования является весь комплекс деятельности российских православных миссионеров в Китае за период с 1715 (1716) по 1917 г. и прежде всего те ее аспекты, которые непосредственным образом связаны с общей внешнеполитической линией российского государства на Дальнем Востоке, в частности, в Китае, в различные периоды истории взаимоотношений двух соседних государств. Кроме того, рассматриваются такие направления работы миссии как научно-практическая, миссионерская и издательская деятельность, поскольку это позволяет в более полной мере отразить не только специфику пребывания РДМ на территории Срединной империи, но и особенности восприятия китайцами православия, русских священников и вообще русской культуры. Чтобы полнее показать картину эволюции Российской Духовной Миссии в Пекине и определить степень эффективности ее деятельности, в работе даны определенные сведения о достижениях членов других европейских христианских организаций,

) которые были представлены в Китае, прежде всего католиков и

протестантов, в миссионерской и политико-дипломатической сферах. Не оставлены без некоторого внимания вопросы, касающиеся противостояния двух различных культур и цивилизаций, имеющих разные основы, определявшие особенности мировоззрения и восприятия окружающего мира тем или иным социумом. Иначе говоря, речь, прежде всего, идет о наличии несомненных различий между европейской (христианской, в данном случае православной) и китайской (конфуцианской) культурными моделями.

Хронологическими рамками данной работы являются 1715 (1716) -1917 гг., что позволяет в достаточно полной мере показать эволюцию роли и места Пекинской Духовной Миссии в системе русско-китайских отношений. При этом для решения ряда задач нам придется выйти из этих временных границ, в частности затем, чтобы дать представление о

' событиях, предшествовавших появлению ПДМ и причинах,

способствовавших ее учреждению.

За точку отсчета в данном исследовании нами принят 1715 (1716) г. как время прибытия и закрепления в Пекине первой в истории Российской (Православной) Духовной Миссии (1715 (1716) - 1727 гг.). Ряд исследователей в качестве начальной даты берут, например, 1685 г. (год

появления в Пекине постоянной русской диаспоры, представленной пленными казаками русской крепости Албазин и ставшей впоследствии формальной базой для образования ПДМ). Называют также 1713 г. - год утверждения архимандрита Иллариона (Лежайского) в качестве начальника 1-ой Духовной Миссии в Пекине и последующего ее отправления из Петербурга.1 Однако более логичным для данной работы представляется 1715 (1716) г. как момент прибытия в столицу Цинской империи первого, пусть неофициального, но все же представительства другого государства, с появлением которого между двумя странами возникают более или менее регулярные контакты.

Верхней временной границей в данном исследовании выбран 1917 г. как год, обусловивший радикальные изменений положения Пекинской Духовной Миссии и начало нового периода ее истории, поскольку после Октябрьской революции 1917 г. в России ПДМ в силу ряда объективных причин оказалась в изоляции и вскоре самостоятельно примкнула к Заграничному Синоду русских православных церквей. В связи с этим ее роль во внешней политике российского государства изменилась и фактически минимизировалась, что дает основания считать период после 1917 г. особым временем истории Пекинской Духовной Миссии и вынести его за рамки настоящего исследования.

В вопросе о периодизации истории Российской Духовной Миссии в
Китае существуют разные точки зрения. Так, один из первых и наиболее
|i авторитетных исследователей истории ПДМ в Китае иеромонах Николай

(П.С.Адоратский), а вслед за ним и группа членов 18-ой Пекинской Миссии, работавших над составлением «Краткой истории русской православной миссии в Китае...», выделяла в истории Миссии два периода: до 60-х гг. XIX века (исходная точка 1685 либо 1713 гг.) и после 1864 г., т.е., условно, до и после появления в Пекине официального дипломатического представительства российского государства.

Начальник последней - 20-ой - ПДМ (1933 - 1956 гг.) епископ Виктор (Святин) в своем докладе по случаю празднования в 1935 г. 250-летнего юбилея Пекинской Духовной Миссии (подчеркнем, что исходная точка в данном случае -1685 г.) выделил в истории ПДМ пять этапов:

  1. период (1685 - 1728 гг.) - от прибытия албазинцев в Пекин до заключения Кяхтинского договора - «время внедрения пришедших албазинцев в китайский быт».

  2. период (1728 - 1861 гг.) - период установления и развития научной и дипломатической деятельности ПДМ.

III период (1861 - 1900 гг.) - период, характеризовавшийся оживлением
миссионерской деятельности, с сохранением акцента на научное изучение

См. «Краткая история русской православной миссии в Китае, составленная по случаю исполнившегося в 1913 году 200-летнего юбилея ее существования», (под ред. Иннокентия (Фигуровского)), Пекин, 1916

Китая, до трагической страницы в истории ПДМ, связанной с разрушением ее в ходе восстания ихэтуаней в 1900 г.

IV период (1902 - 1917 гг.) - возрождение миссии, учреждение
православной епископской кафедры в Китае, расширение миссионерской и
торгово-экономической деятельности ПДМ.

V период (после 1917 г.) - эмигрантский период, характеризовавшийся
превращением миссии в церковно-общественный центр многочисленной
русской колонии в Китае и на Дальнем Востоке.2

Современные отечественные исследователи, а вслед за ними и некоторые зарубежные коллеги, не уделяя вопросу периодизации истории ПДМ специального внимания, в целом принимают разделение истории Пекинской Духовной Миссии на два основных периода, пограничной межой считая 60-е гг. XIX столетия (либо 1864 г. - год назначения в Пекин официального российского дипломатического представителя - министра-резидента).

Китайские авторы несколько иначе подходят к рассмотрению
истории Российской Духовной Миссии в Пекине, иногда выделяя в ней в
качестве ключевых совсем другие даты. Например, в работе группы
исследователей, вышедшей в 1950 г. под названием «Вайго цзайхуа
цзяохуэй гайкуан» («Краткий очерк (роли) иностранцев в китайских
христианских общинах»), указан 1685 год как время появления в Китае
первых последователей православия. Однако начальной точкой истории
|i Пекинской Православной Духовной Миссии китайские специалисты

склонны считать 1727 г., т.е. момент официального закрепления факта присутствия в Пекине РДМ в Кяхтинском договоре.

Отмечая дальнейшее расширение сферы проповеди православия на территории Цинской империи в последующие годы (вслед за распространением влияния царской России), китайские исследователи, полагая, что приоритетным направлением деятельности православных учреждений в этот период являлся сбор информации для российского правительства, верхним хронологическим рубежом считают 1917 г. - т.е. события, связанные с Октябрьской революцией в России, которые в корне изменили ситуацию вокруг Пекинской Духовной Миссии. Начавшийся таким образом в 1917 г. новый период истории ПДМ характеризовался, по мнению китайских историков, превращением миссии в убежище для бежавших в Китай белогвардейцев, переходом ПДМ из ведения российского Св. Синода в юрисдикцию Архиерейского Синода заграничных церквей, а также сговором с японцами в годы интервенции Японии в Китае. Этот период продолжался до 1945 г., когда начинается

2 См.: А.СИпатова «Празднование 250-летия Российской Духовной Миссии в Китае (1935 г.)» (В Сб. «Православие на Дальнем Востоке: 275-летие Российской Духовной Миссии в Китае», Вып. 1, M, С. 79-80

новый этап, связанный с существованием православия в Китае в виде двух самостоятельных ветвей, из которых одна возглавлялась начальником Пекинской Духовной Миссии епископом Виктором (Святиным), признававшим юрисдикцию Московской Патриархии, а во главе другой стоял епископ Шанхайский Иоанн (Максимович), сохранивший верность руководству Заграничного Синода русских православных церквей.

Несколько иную и более четкую периодизацию предлагает китайский автор Гу Чаншэн3. По его мнению, историю деятельности Российской Духовной Миссии в Китае можно разделить на 4 периода. Первый начинается с момента, когда царская Россия направила в Пекин первую духовную миссию (1715 г.), и продолжался до 1860 г. В течение этого времени приоритетным направлением деятельности российских миссионеров был сбор информации о Китае для правительства России. Второй период охватывает 1816 - 1900 гг., когда предпринятые определенные попытки расширения масштабов деятельности Российской Духовной Миссии были прерваны восстанием ихэтуаней (1898 - 1900 гг.). Третий период (1900 - 1917 гг.) характеризовался восстановлением и заметным подъемом жизнедеятельности Миссии. Четвертый этап был связан с притоком после Октября 1917 г. беженцев из России и определенным увеличением активности Пекинской Духовной Миссии.

С учетом задач настоящей работы, наиболее целесообразным
представляется вариант, предложенный Гу Чаншэном, с небольшими
\ изменениями. На наш взгляд, выделяемые китайским исследователем

второй и третий этапы имеет смысл объединить в один период, отграничив в его пределах ряд подпериодов. Такой подход представляется более закономерным, поскольку, как будет показано в работе, период 1860-е гг. -1917 г. пронизан едиными тенденциями в деятельности Пекинской Духовной Миссии, которые в разные годы могли иметь специфическое проявление.

Таким образом, нами предлагается следующая периодизация:

I этап - 1715 (1716) г. - 1860-е гг. (1864 г.)

II этап-1864-1917 гг.

а) 1864 - 90-е гг. XIX столетия (15-ая, 16-ая и 17-ая ПДМ)

б) 90-е гг.-1917 г.

Верхней временной границей настоящего исследования выбран 1917
г. как рубеж, отделяющий новый, весьма специфический этап истории
1 Пекинской Духовной Миссии, требующий отдельного исследования.

Задачей данного исследования является комплексный анализ истории и деятельности Российской (Православной) Духовной Миссии в

3 Гу Чаншэн «Чуань цзяоши юй цзиньдай чжунго» (Миссионеры и Китай в новое время), Шанхай, 1981

Пекине за период с 1715 (1716) г. по 1917 г. в контексте российско-китайских отношений.

Цели настоящего исследования реализуются и конкретизируются через решение ряда задач, основными из которых являются следующие:

изучение механизмов и характера функционирования ПДМ в различные временные периоды.

Рассмотрение социально-политических функций ПДМ, их эволюции в исследуемый период, взаимодействие с ведущими политическими

і силами.

Исследование роли Пекинской Духовной Миссии и причин ее возникновения, сохранения и развития, методов деятельности, взаимоотношений с китайскими и российскими официальными властями и дипломатическими службами.

Изучение роли и места ПДМ в сближении и культурном взаимодействии народов России и Китая.

В основу работы положен комплексный подход к исследованию темы в сочетании с хронологически последовательным сравнительно-историческим анализом источников и литературы.

Работа построена по проблемно-историческому принципу. Давая сквозное описание истории существования и деятельности Российской (Православной) Духовной Миссии в Пекине и на территории остального Китая, автор стремился заострить внимание на специфике включенности

\ института ПДМ в контекст российско-китайских внешнеполитических

отношений на различных исторических этапах. Отдельной проблемой явилось рассмотрение участия российских миссионеров в дипломатических контактах России и Китая, характера взаимоотношений членов Пекинской Духовной Миссии с российскими и китайскими дипломатическими и государственными службами, влияния результатов деятельности миссии на характер политических отношений двух стран. Особое освещение получил период 1864 - 1917 гг., с одной стороны, как менее детально изученный, а, следовательно, более актуальный в научном плане; с другой стороны, как позволяющий более полно судить о ПДМ как важном факторе специфического и немаловажного влияния на общий ход внешнеполитических контактов России и Китая.

Изучению истории возникновения, эволюции и деятельности Российской Духовной Миссии в Пекине посвящен ряд серьезных работ в

' отечественной историографии, в том числе подготовленных

непосредственно ее членами.

Попытки составления хронологических описаний истории Пекинской Духовной Миссии предпринимались практически каждой миссией. Однако первая такая работа была создана одним из членов 4-ой ПДМ (1745 - 1755 гг.), возглавлявшейся архимандритом Гервасием

(Линцевским). Ее составителем был иеромонах Феодосии (Сморжевский), который и стал первым историографом Пекинской Православной Миссии. К сожалению, его сочинение остается малоизвестным, хотя есть сведения, что некоторые из членов последующих миссий использовали данное произведение при создании своих работ. Это прежде всего касается архимандрита Софрония (Грибовского), главы 8-ой миссии. Единственной публикацией, дающей представление о сочинении Сморжевского, стали две главы, помещенные в сборнике «Материалы для истории Российской Духовной Миссии в Пекине», вышедшем под редакцией Н.И.Веселовского в 1905 г. В этом сборнике приводится следующая справка, данная известным исследователем истории Пекинской Духовной Миссии иеромонахом Николаем (П.С.Адоратским): «Иеромонаху Феодосию Сморжевскому принадлежит честь быть автором истории Пекинской духовной миссии. Произведение его хранилось в Пекине до 11-ой или 12-ой миссии (до 40-х или 50-х гг.), затем каким-то из членов миссии было взято и вывезено в Россию, где и продолжает оставаться доселе в частных руках. Поэтому нельзя судить о достоинстве этого труда. О. Даниил (Д.П.Сивиллов - С.А.), видевший произведение о. Феодосия, называет его «журналом», из чего можно заключить, что оное имело примитивную форму хронологических записок. Согласно с болезненным характером автора, его история миссии отличалась желчным тоном, вследствие чего он описывал преимущественно темные стороны жизни православных миссионеров».4

Основную часть сборника под редакцией Веселовского составляют записки начальника 8-ой (1794 - 1807 гг.) РДМ в Пекине архимандрита Софрония (Грибовского). Труд озаглавлен «Уведомление о начале бытия россиян в Пейдзине и о существовании в оном грекороссийской веры». Он представляет собой краткий очерк возникновения поселения албазинцев в Пекине и истории первых восьми православных миссий.

Историю первых восьми миссий, изложенную в упомянутом сборнике в виде труда архим. Софрония, дополняет «Приписка» В.П.Васильева, в которой даются краткие сведения о миссиях архимандрита Вениамина (Морачевича) (11-ая ПДМ, 1830 - 1840 гг.), архимандрита Поликарпа (Тугаринова) (12-ая ПДМ, 1840 - 1849 гг.) и архимандрита Палладия (Кафарова) (13-ая ПДМ, 1850 - 1858 гг.) до 14-ой миссии (1858 - 1864 гг.) архимандрита Гурия (Карпова).

Исключителен по своей важности для историографии ПДМ, а также христианства в Китае в целом, ряд работ иеромонаха Николая (П.С.Адоратского), являвшегося членом 16-ой и частично 17-ой Духовных Миссий в Пекине. Среди этих сочинений особо выделяется «История Пекинской духовной миссии в I период ее деятельности (1685 - 1745 гг.).

4 «Материалы для истории Российской Духовной Миссии в Пекине» под ред. Н.И.Веселовского, С. 7

Опыт церковно-исторического исследования по архивным документам иеромонаха Николая». В этом труде, изданном в Казани в 1887 г., дается подробное описание событий, предшествовавших появлению миссии в Пекине, с последующим изложением истории первых трех миссий. При написании данного сочинения автор опирался на архивные документы, в том числе имевшиеся в миссии. Кроме того, он использовал устные предания и воспоминания, сохранившиеся среди членов ПДМ. В силу этого в работе вероятно присутствие определенных неточностей, хотя это нисколько не умаляет достоинств данного труда. Работа снабжена подробными авторскими примечаниями, придающими ей более серьезный, научный характер.

Одним из главных и наиболее полных трудов, посвященных
описанию жизнедеятельности Пекинской Духовной Миссии, может
служить «Краткая история русской православной миссии в Китае,
составленная по случаю исполнившегося в 1913 г. 200-летнего юбилея ее
существования». Эта книга вышла в Пекине в 1916 г. и представляет
собой коллективный труд членов 18-ой ПДМ, изданный в типографии
Пекинской Миссии и подготовленный под руководством начальника 18-
ой миссии епископа Иннокентия (И.А.Фигуровского). В этой работе
достаточно подробно, в хронологическом порядке излагается история всех
предшествующих миссий, а также события, имевшие место до 1916 г.
История первых трех миссий представляет собой фактическое повторение
\ уже упомянутой книги Николая (Адоратского). При описании же

последующих миссий также во многом использовались работы Адоратского и архивные материалы Пекинской Духовной Миссии. Главная ценность данной работы состоит в том, что в ней помещены не только сведения о некоторых членах миссий, но и показана их конкретная деятельность (научная, дипломатическая и т.д.). Не остались вне поля зрения составителей взаимоотношения ПДМ с цинскими властями, а также вопрос о влиянии событий в Китае на судьбу ПДМ. В целом, «Краткая история...» может считаться достаточно серьезным трудом по истории Пекинской Духовной Миссии.

Эти две вышеупомянутые книги представляют собой научные работы, в которых - в отличие от сочинений Сморжевского и Софрония (Грибовского) - уже не только перечисляются события, имевшие место в истории ПДМ в их хронологическом порядке, но и дается попытка их осмысления, причем отчасти показывается их тесная связь с общим ходом истории России и, в некоторой степени, Пинской империи. Тем не менее, указанным работам присущ определенный субъективизм в силу того, что они были выполнены представителями духовенства, что и наложило соответствующий отпечаток на даваемые авторами оценки событий.

Что касается описания истории Российской Духовной Миссии в
новое время (конец XIX - начало XX века), особенно событий, связанных с
восстанием ихэтуаней в Китае (1898 - 1900 гг.), то значительного
внимания заслуживают работы россиян - дипломатических и иных
официальных лиц, находившихся в тот период в Пекине и оказавшихся
очевидцами событий. Прежде всего следует упомянуть несколько книг
В.В.Корсакова, являвшегося врачом Российского Дипломатического
представительства в Пекине: «Пекинские события. Личные воспоминания
участника об осаде в Пекине. Май - август 1900 г.» (СПб, 1901 г.); «В
старом Пекине. Очерки из жизни в Китае» (СПб, 1904 г.); « В
проснувшемся Китае. Дневник - хроника русской жизни перед русско-
японской войной» (М, 1911 г.); «Скорбные дни. Дневник - хроника
русской жизни в Китае за время русско-японской войны» (М, 1912 г.).
Особенно интересна работа одного из тогдашних директоров Русско-
Китайского банка в Пекине, видного китаиста Д.М.Позднеева «56 дней
Пекинского сидения. В связи с ближайшими к нему событиями пекинской
жизни. Рассказ очевидца» (СПб, 1901 г.). Любопытны также труды
И.Я.Коростовца, в разные годы являвшегося официальным
дипломатическим представителем Российской империи в Китае: «Китайцы
и их цивилизация» (СПб, 1896 г.) и «Россия на Дальнем Востоке».
Упомянутые выше труды заслуживают внимания исследователей не
только как источники информации по указанным событиям, но как
\ настоящие научные работы, поскольку их авторы старались объективно, с

научной точки зрения подойти к оценке тех или иных исторических событий на основе определенных исторических, страноведческих знаний, а также своего понимания особенностей общеполитической ситуации на Дальнем Востоке. Особенно важна для нас объективная оценка действий российских миссионеров - членов Пекинской Духовной Миссии этими людьми как светскими лицам, более того, дипломатическими представителями, что позволило показать не только отношение российских дипломатических служб к ПДМ, но и описать существование миссии как бы с другой, внешней, стороны, и тем самым дать более полную картину истории пребывания Российской Православной Миссии в Китае.

Совершенно особым источником информации по исследуемой тематике может служить журнал, издававшийся самой Пекинской Духовной Миссией. Идея создания самостоятельного печатного органа миссии возникла в 1904 г., и тогда же вышел в Харбине первый номер журнала под названием «Известия Церковного Братства православной церкви в Китае». В 1907 г. вследствие ряда политических обстоятельств журнал был переименован в «Китайский Благовестник» и с тех пор издавался в Пекине практически все время вплоть до юридического упразднения Пекинской Духовной Миссии (50-е гг. XX века).

Тематика публикаций «Китайского Благовестника» весьма разнообразна. Она включает как научные статьи по различным вопросам, так и хроникальные заметки. «Китайский Благовестник» может считаться добротным источником, поскольку содержит непосредственные факты современных ему событий, а также научные статьи и публикации документов по различным проблемам и, прежде всего, изучению истории ПДМ.

В современной отечественной историографии проблематика, связанная с Пекинской Духовной Миссией, также нашла определенное отражение. В основном она представлена сборниками статей, вышедших в 79-х - 80-х гг. Прежде всего хотелось бы отметить два сборника, подготовленных и вышедших под редакцией А.Н.Хохлова: «Н.Я.Бичурин и его вклад в русское востоковедение» (М., 1977) и «П.И.Кафаров и его вклад в отечественное востоковедение (к 100-летию со дня смерти)» (М., 1979). Эти два выпуска статей и архивных материалов посвящены выдающимся русским востоковедам - членам РДМ в Пекине Н.Я.Бичурину (архим. Иакинф) и П.И.Кафарову (архим. Палладий). В указанных сборниках представлен наиболее полный обзор сведений о жизни и деятельности этих замечательных ученых, внесших серьезный вклад в различные области востоковедения.

Из публикаций 90-х гг. хотелось бы выделить два полезных издания Свято-Владимирского Братства «История Российской Духовной Миссии в Китае» (М., 1997) и «Православие в Китае» (М., 1998). Первая из указанных работ состоит из двух частей: 1) частичное переиздание упоминавшегося выше труда иеромонаха Николая (Адоратского) 2) ряд старых и новых статей, посвященных различным вопросам истории Пекинской Духовной Миссии. Автором второй книги является священник Дионисий Поздняев, активно занимающийся в последние годы изучением истории РДМ в Китае и вообще православия на территории Дальнего Востока в новое и новейшее время.

Особо хотелось бы выделить вышедший в 1993 г. сборник статей «Православие на Дальнем Востоке: 275-летие Российской Духовной Миссии в Китае». В него вошли статьи разных авторов по различным вопросам, связанным с Пекинской Духовной Миссией и деятельностью российских православных миссий на Дальнем Востоке в целом. Сборник содержит ценные сведения о ПДМ как дипломатическом представительстве России в Китае, о жизни и деятельности наиболее известных членов миссии, их научных трудах и их вкладе в отечественное востоковедение. В целом, эта публикация может рассматриваться как одна из немногих удачных научных разработок по проблемам истории РДМ на Дальнем Востоке.

Хотя в упомянутых работах чаще всего рассматривается весь период существования института Пекинской Духовной Миссии, однако наиболее детальную разработку в отечественной историографии получил именно начальный этап ее истории, а все последующее время исследуется фрагментарно, соответственно отдельным сюжетам. При этом проблема изучения РДМ в Китае как субъекта/объекта российско-китайских межгосударственных отношений специально не исследовалась. На настоящий момент имеется ряд полезных публикаций, посвященных дипломатической деятельности ПДМ. В их числе: Глебов Н.Д. «Дипломатические функции пекинской Православной Духовной миссии (к 200-летнему юбилею)» («На Дальнем Востоке», 1935); Платова А.С. «Дипломатические функции Пекинской Миссии. (К 280-летию основания)» (в сборнике «Китай и Россия в Восточной Азии и АТР в XXI веке», VI, М, 1995); Васьков О.В. «Из истории Российских духовных миссий в Китае» («Дипломатический Вестник», 1997, № 1, М) и некоторые другие. Указанные работы в основном базируются на упоминавшихся работах иеромонаха Николая (Адоратского) и «Краткой истории...» и в связи с недостаточностью материала источников, вероятно, не могут служить примерами всестороннего комплексного исследования. Кроме того, проблемы роли и места ПДМ в структуре российско-китайских политических отношений, эффекта влияния самого; факта присутствия этого учреждения в Китае на ход и тон двусторонних контактов в научно-исследовательской литературе также не получили должного освещения.

В западной, как и в китайской, историографии исследованиям истории Российской Православной Миссии уделялось Значительно меньше внимания, чем истории других европейских христианских миссий. Это объясняется большим интересом западных авторов к деятельности в Китае различных конгрегации западноевропейского христианства. Подобная позиция столь же естественна, как и более или менее приоритетное изучение отечественной историографией событий, непосредственно связанных ПДМ. Скромные масштабы деятельности Пекинской Духовной Миссии также являются причиной недостаточного интереса и внимания к этой проблематике со стороны специалистов, особенно занимающихся изучением процесса складывания отношений между Китаем и государствами Запада.

них служат как

Историография КНР довольно бедна исследованиями по проблематике, касающейся деятельности в Китае христианских миссий, а имеющиеся работы чаще всего имеют несомненный идеологический оттенок в оценках. Что же касается истории ПДМ, то китайские специалисты уделяют этому феномену весьма скромное внимание. При

этом основными источниками информации для

«классические» труды Адоратского, «Краткая история...», «Материалы...»

(под ред. Веселовского) и ряд других, относящихся примерно к этому же времени. Главное отличие работ китайских авторов состоит в недооценке известных фактов, согласно которой Пекинская Духовная Миссия, чаще всего, рассматривается как агент царской России, который своей разведывательной и иной деятельностью способствовал захватническим, агрессивным планам российского правительства в Китае и на Дальнем Востоке в целом. Такая оценка, в частности, широко представлена в работе «Ша Э циньхуа ши» («История агрессии царской России в Китае», 1978 г.).

, В ряде более поздних работ специалистов КНР проявлен менее

идеологизированный, а, следовательно, более объективный, научный подход. Например, в книге «Вайго цзайхуа цзяохуэй гайкуан» («Краткий очерк (роли) иностранцев в китайских христианских общинах», 1950) представлено вполне самостоятельное, научное исследование деятельности в Китае ПДМ с попыткой анализа генезиса православной ветви христианства вообще и закрепления православия на территории Китая. В работе Гу Чаншэна «Чуань цзяоши юй цзиньдай чжунго» («Миссионеры и Китай в новое время», 1981 г.) достаточно подробно описывается эволюция института ПДМ, дается более или менее объективная оценка деятельности российских миссионеров, хотя и отмечается их роль в агрессивных действиях России и Японии против Китая в XX веке.

По всей видимости, на суждения китайских историографов в отношении оценки тех или иных исторических событий оказал влияние

) характер российско-китайских контактов в тот или иной период.

Изменения в отношениях между двумя государствами в сторону негатива или позитива соответствующим образом сказывались не только на текущей печати, но и на научных публикациях. Так, в период дружбы между советской Россией и КНР оценки исторических событий, в том числе и касающихся деятельности Российской Духовной Миссии в Пекине, были более положительными, а в период противостояния (60-70-е гг.) взгляды и позиции китайских специалистов были более чем критическими. С началом потепления в отношениях между Россией и Китаем (с 80-х гг.) опять происходит определенное изменение в подходах к оценке политических событий в сторону большей объективности и большего внимания к отбору исторического материала.

В целом же китайские исследователи уделяли довольно мало внимания вопросам, связанным с историей Российской Духовной Миссии

\ в Пекине, поскольку, во-первых, на фоне широкой деятельности

западноевропейских христианских организаций на территории Китая позиции православной миссии выглядели весьма скромно, а во-вторых, для специалистов из КНР тема истории христианских миссий в Китае до недавнего времени не имела существенной важности.

Несмотря на определенный идеологический налет, подходы китайских историографов представляются интересными уже потому, что это позволяет отечественным исследователям взглянуть на изучаемый предмет с внешней стороны, что способствует выработке большей объективности в оценках. К тому же китайские авторы высказывают некоторые особые, нетрадиционные для российских историков, взгляды на ряд событий, что также полезно для общей их оценки.

Как уже отмечалось, в западной востоковедной исторической литературе проблематика Российской (Православной) Духовной Миссии в Пекине освещена крайне слабо. Очевидно, что для западных специалистов наибольший интерес представляет изучение истории пребывания и деятельности в Китае европейских и американских христианских миссий, во-первых, в силу большей доступности фактического материала и источников, и во-вторых, вследствие неоспоримого превосходства влияния западных христианских миссионеров на Китай по сравнению с их российскими коллегами. Таким образом, если в специальной западной исследовательской литературе и затрагивались вопросы истории Российской Духовной Миссии в Пекине, то, в основном, лишь для того, чтобы подчеркнуть сам факт неоспоримого влияния и превосходства на территории Китая представителей двух ведущих течений западного христианства (римско-католической церкви и протестантизма).

Среди наиболее серьезных работ по истории российской
| православной миссии в Пекине следует назвать книгу Э.Видмера

«Российская Духовная Миссия в Пекине (в XVIII веке)» (Harvard University, 1976 г.). Данная работа детально рисует картину возникновения и становления русского православия в Китае. При ее создании автор широко пользовался российской специальной литературой, но базовым источником послужили известные работы Адоратского и ряда других русских историографов. В силу этого указанная книга подчас носит обзорный характер. Автором предпринята попытка определить роль и место Пекинской Духовной Миссии в системе российско-китайских отношений, однако, преимущественно в плане ее связей с российской политикой и дипломатией.

В целом следует отметить, что западные исследователи в основном
весьма скупо говорят о деятельности ПДМ, ограничиваясь лишь кратким
хронологическим описанием истории миссии. Тем не менее, на общем
I фоне хотелось бы выделить работу К.С.Латуретта, озаглавленную

«История христианских миссий в Китае» (London, 1929 г.). Данная книга посвящена преимущественно истории западноевропейских христианских миссий в Китае, поэтому вопрос о ПДМ изложен довольно слабо. Однако работа интересна тем, что автор использует в основном не широко известные труды российских историографов, таких как Адоратский, а

опирается на работы западных исследователей, а также на современные ему публикации самой Пекинской Духовной Миссии и ее членов. Поскольку автор являлся современником и очевидцем развития одного из наиболее сложных и важных этапов в истории миссии - периода начала XX века - то его суждения по данному вопросу заслуживают внимания.

Кроме того, книгу Латуретта можно считать одной из первых и немногих работ по так называемой «культурологической миссиологии», т.е. по исследованию проблем культурной адаптации китайской и европейской (христианской) цивилизаций. Автором предпринята попытка проследить процесс складывания взаимоотношений и взаимовлияния китайской культурной традиции и христианства. Нельзя, однако, без соответствующих оговорок согласиться с его оценкой Российской Духовной Миссии в Пекине. И хотя, как отмечает Латуретт, «Миссия Российской Православной Церкви и число ее последователей являлись столь незначительными, что при оценке влияния христианских миссий на Китай их можно практически полностью игнорировать. Лишь в сфере ее научной деятельности и создания ею образа Китая для России [роль] Российской Миссии действительно является выдающейся»5, тем не менее, он сам не исключал полностью определенной роли Российской Духовной Миссии в Пекине в общем культурном обмене между Россией и Китаем.

Таким образом, китайские и западные исследователи в силу ряда объективных причин не уделяют достаточного внимания рассматриваемой тематике. Приоритет и авторитет в этой области принадлежит российским ученым, что вполне объяснимо.

Понятно, что специфика предмета исследования определяет выбор, а также качество используемых источников и литературы. Тем не менее, автором настоящего исследования предпринята попытка дать более или менее объективную картину эволюции феномена Российской (Православной) Духовной Миссии в Пекине в системе русско-китайских отношений периода 1715-1917 гг.

5 K.S.Latourette "A History of Christian Missions in China", London, 1929, p. 825

Похожие диссертации на Пекинская духовная миссия в контексте российско-китайских отношений, 1715-1917 гг.