Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Антифонарий N 1553/V из библиотеки Львовского университета (в свате певческик и рукописных традицииевропейского Средневековья) Москва, Юлия Викторовна

Работа не может быть доставлена, но Вы можете
отправить сообщение автору



Москва, Юлия Викторовна. Антифонарий N 1553/V из библиотеки Львовского университета (в свате певческик и рукописных традицииевропейского Средневековья) : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Москва, 1995.- 22 с.: ил.

Введение к работе

І. Актуальность темы

Необходимость глубокого изучения средневековой латинской монодии не вызывает сомнений. Она явилась источником всей позднейшей европейской музыкальной традиции. Несмотря на многочисленные реформы, антифоны, респонсории, гимны, кантики и другие средневековые песнопения продолжают жить в современной церковной практике. Уже более тысячелетия тексты и напевы средневекового хорала продопжают служить материалом для профессионального композиторского творчества. Корпус песнопений средневекового хорала кристаллизовался веками, сохраняя наиболее ценные тексты и напевы (среди них гимн "Те Deum" Амвросия Мсдиоланского, кантик "Magnificat", антифон "Salve Regina" и др.), отсюда исключительная ценность каждого, дошедшего до нас песнопения.

Не случайно в современной науке возникли сейчас десятки различных направлений в изучении средневекового хорального наследия. Это и история отдельных жанров, и история ли.тургикии, и исследования теоретического характера. Но важнейшим и актуальнейшим из направлений можно считать источниковедение, изучение рукописных памятников. Несмотря на существование таких научно-ценных современных изданий как "Graduale triplex"1', они не заменят общения с рукописными источниками, которые еще далеко не полно и окончательно изучены.

Каждая рукопись неповторима. Изучая рукописи, мы узнаем много нового о времени возникновения песнопений, региональных

1> Музыкальный текст каждого из хоральных песнопений "Graduale triplex" ("Тройного Градуала" записан в трех видах невмен-ной нотации.

или монастырских особенностях репертуара, деталях ритуала данной отдельной церкви или монастыря и т.д. Сам состав песнопений, и это касается в первую очередь древнейших йотированных манускриптов, нередко уникален. Если к тому же учесть, что в результате войн, пожаров, преследований в эпоху Реформации, наконец, много-численнных реформ самого хорала, когда древние кодексы могли быть просто уничтожены за ненадобностью, до нашего времени дошли только крупицы огромного рукописного фонда, то совершенно ясно, что каждый манускрипт достоин отдельного всестороннего исследования .

В рукописи оказываются отраженными уровень мастерской, где она изготавливалась, и даже индивидуальность ее создателей. Недаром современные исследователи тщательно изучают не только типы письма, но и конкретные почерки, знаки сокращения (Общие дія большинства рукописей и характерные для отдельного кодекса), работу художников-миниатюристов и рубрикаторов, маргинальные пометки и колофоны, - словом, все то, что составляет сейчас предмет науки кодикологии.

В Западной Европе традиции глубокого освоения средневековых латинских рукописей, заложенные солемскими бенедиктинцами, насчитывают уже более ста лет. Но только в последнее время начата целенаправленная работа по детальному и всестороннему изучению отдельных манускриптов. Надо признать, что уже сейчас достигнуты довольно значительные результаты. Так, в Польше с источниковедческих позиций описаны все имеющиеся там градуалы. В ближайшие один-два года должны появиться первые аналогичные работы, посвященные рукописным антифонариям.

В отечественном музыкознании делаются только первые шаги в этом направлении. Между тем в собраниях бывшего СССР имеется довольно значительное число средневековых латинских певческих рукописей. Они попадали сюда различными путями - из закрывающихся церквей и монастырей, из собраний русских меценатов, в' виде подарков, в качестве военных трофеев. Крупнейшие собрания латине-

ких певческих рукописей находятся в библиотеках Петербурга, Львова, Москвы, Вильнюса. Особенно большая коллекция сосредоточена в Петербурге, где обладателями ценнейших фондов являются сразу четыре архива: БАН, Эрмитаж, ГПБ имени М.Е.Салтыкова-Щедрина и Институт театра, музыки и кинематографии имени Н.К.Черкасова; в Москве это РГБ, ГИМ, ММК и МГК (Отдел редкостей).

Наше внимание привлекли рукописные антифонарии - книги, содержащие певческий репертуар оффиция. Оффиций, его жанровая структура, литургические и музыкальные особенности изучены намного меньше, нежели песнопения мессы, особенно в отечественном музыкознании. А ведь, как известно, оффиций имеет древние корни, восходящие еще к древнеиудейским обрядам, его музыкально-певческий репертуар формировался и отбирался веками, в его создании участвовали самые авторитетные Отцы Церкви, такие как св. Амвросий Медиоланский, св. Фома Аквинский. К оффицию относятся такие важнейшие для европейской музыкальной культуры жанры как Magnificat, Те Deuni. Оффиций, его история, его структура, его отдельные жанры заслуживают специального глубокого изучения. И важнейший из исследовательских путей ведет к сохранившимся до наших дней средневековым рукописным источникам.

Один из них - Антифонарии N 1553/V из библиотеки Львовского университета - вызвал у нас особый интерес. Выбор был обусловлен древностью памятника, относящегося к дотридентскому времени, уникальностью его,содержания, прекрасной сохранностью, его высоким авторитетом в пределах всей диоцезии (Антифонарии принадлежал ранее Львовскому кафедральному собору). Именно эта рукопись, ее по возможности полное и всестороннее изучение и находится в центре внимания нашего исследования.

При работе с. рукописью исследователь сталкивается с целым комплексом сложнейших задач и должен владеть поистине универсальным научным аппаратом - в области общей и музыкальной истории, теории музыки, общей и музыкальной палеографии, кодиколо-гии, литургики, языкознания. В своей работе мы опирались по воз-

мокности широко на доступные нам исследования зарубежных и отечественных музыковедов, палеографов, литургиков, лингвистов.

Цель работы

Мы преследовали несколько целей. Прежде всего, поскольку в литературе на русском языке практически не затронуты вопросы истории, жанрового состава, формы песнопений оффиция, мы сочли необходимым углубиться в историю и структуру оффиция и главной книги, в которой содержатся песнопения оффиция, - антифонария.

Вторая, основная задача - всестороннее изучение одного из самых интересных в собраниях бывшего СССР рукописных источников - Антифонария БУ N 1553/V. Перед музыкознанием сейчас стоит важная задача исследования всех сохранившихся рукописных памятников и их каталогизация. Создание подлинно научного каталога возможно только на основе глубокого анализа каждой рукописи.

В нашу задачу, входило не только изучение Антифонария БУ N 1553/V как самостоятельного феномена, но рассмотрение его в контексте европейской литургической традиции. В связи с этим в исследовании били использованы древнейшие рукописные памятники:

  1. Антифонарий 860-880 гг. из Компьеня (Париж, Национальная библиотека. Lat. 17436),

  2. Французский антифонарий XI в. (Дурхам, В.III.11),

  3. Антифонарий из Бамберга XII в. (Бамберг, Lit. 23),

  4. Антифонарий из Ивреи XI в. (Ивреа, 106),

  5. Антифонарий из Монцы XI в. (Монца, с.12.75),

  6. Антифонарий из Вероны XI в. (Верона, XCVIII), а также польские рукописи-XIV-XV вв.:

  1. Львовский антифонарий (Университетская библиотека. N 1554/IV), . . ...

  2. Краковский= антифонарий (Капитульная библиотека. N 53, прежний номер - 85),. ,...

  3. Вроцлавский антифонарий (Университетская библиотека.

I.F.395) , - . .

  1. Вроцлавский антифонарий (Университетская библиотека. I.F.396),

  2. Антифонарий из Ласок (Библиотека Коллегиаты. Без библиотечного шифра)', ...

  3. Гнезненский антифонарий (Капитульная библиотека. N 95),

  4. Антифонарий из Плоцка (Без библиотечного шифра),

  5. Ченстоховскии антифонарий (Ясногурская библиотека. Без шифра). ' .... ...

Исследование рукописи велось в следующих аспектах: историческом, теоретическом, источниковедческом,- палеографическом, текстологическом, а также с учетом данных литургики.

В поле нашего зрения вошел целый ряд вопросов, ср.еди которых особенности внешнего оформления рукописи, характер литературного письма и вид нотации, жанровый .состав и внутренняя - структура, особенности строения церковного календаря и отдельных канонических Часов, генезис Антифонария БУ N 1553/V, отражение в рукописи региональных певческих традиций, модальная характеристика песнопений, модальные критерии и роль модальности в организации богослужения, проблемы датировки и локализации рукописи и ее пр'едназначение.

Все эти вопроси тесным образом взаимосвязаны, поэтому невозможно изолированное изучение какой-либо одной проблемы. Так, палеографический анализ дает возможность локализовать и датировать памятник, определить предназначение рукописи; анализ состава праздников церковного календаря и специфики строения богослужебных Часов - выявить тип певческой традиции, представленной в рукописи, а также решить проблему датировки и локализации; вид нотации указывает на время и место создания памятника и т.д. Поэтому нашей задачей является' комплексное исследование данной рукописи .

Научная новизна

В нашей работе

впервые дано комплексное изучение одного из наиболее древних и значительных рукописных источников, ранее не являвшегося предметом специального исследования.

Данный антифонарий описан с кодикологических и палеографических позиций, датирован и атрибутирован.

Прочитан и проанализирован весь музыкальный и словесный текст, на основании чего составлен инципитный каталог всех песнопений Антифонария, причем музыкальный текст дешифрован и переведен в современную нотацию. Каталог дает общее представление о содержании данной рукописи, а также облегчает сравнение ее с другими латинскими литургическими источниками (антифонариями ) .'

Проанализирован весь литургический календарь рукописи и ее отдельные формуляры и выявлены, в сравнении с рукописями других регионов и постгридентским бревиарием, региональные особенности ритуала.

На основе сопоставления данного источника с рядом древнейших антифонариев исследованы исторические связи львовской литургической традиции.

Проделан модальный анализ всех песнопений рукописи, на основании которого а) составлен словарь музыкальных формул каждого модуса, актуальный и по отношегию к песнопениям других музыкально-литургических источников, б) доказана роль формульностн как основной характеристики лада, в) расширено представление о происхождении ладовых принципов в рифмованных оффициях.

Антифонарий поставлен в контекст европейской традиции, в целях чего был проанализирован целый ряд еще не изученных рукописных источников. На основе анализа этих рукописей сформулированы структурные принципы антифонариев.

В целом, наша работа - одна из первых попыток в отечественном музыкознании в области источниковедческого изучения сред-

невекового западноевропейского певческого рукописного памятника. Работа может служить справочным пособием, существенно облегчающим дальнейшие подобные исследования.

Апробация работы

Диссертация обсуждалась на кафедре теории музыки Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского 22 сентября 1995 г. и рекомендована к защите.

Структура работы

. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы и двух приложений, содержащих каталог ннципитов и словарь мелодических формул Антифонария БУ N 1553/V.

Похожие диссертации на Антифонарий N 1553/V из библиотеки Львовского университета (в свате певческик и рукописных традицииевропейского Средневековья)