Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Типология рукописной церковно-певческой книжности XVII - XIX веков : На материале собрания Зональной научной библиотеки Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского Хачаянц Анжела Григорьевна

Типология рукописной церковно-певческой книжности XVII - XIX веков : На материале собрания Зональной научной библиотеки Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского
<
Типология рукописной церковно-певческой книжности XVII - XIX веков : На материале собрания Зональной научной библиотеки Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского Типология рукописной церковно-певческой книжности XVII - XIX веков : На материале собрания Зональной научной библиотеки Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского Типология рукописной церковно-певческой книжности XVII - XIX веков : На материале собрания Зональной научной библиотеки Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского Типология рукописной церковно-певческой книжности XVII - XIX веков : На материале собрания Зональной научной библиотеки Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского Типология рукописной церковно-певческой книжности XVII - XIX веков : На материале собрания Зональной научной библиотеки Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Хачаянц Анжела Григорьевна. Типология рукописной церковно-певческой книжности XVII - XIX веков : На материале собрания Зональной научной библиотеки Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Москва, 2001.- 228 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-17/31-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Типология певческих рукописей: структурная характеристика 19

1.1 Методы типологических исследований. Типы, виды и редакции рукописных певческих книг 19

1.2 Структурные характеристики основных типов певческих книг 35

Глава 2. Типология певческих рукописей: музыкально текстологическая характеристика 60

2.1 Стабильные песнопения 60

2.2 Мобильные песнопения и взаимодействие различных типов певческих книг 89

Глава 3. Типологические особенности и исторические модификации книги Обиход 140

3.1 Обиход в кругу богослужебной книжности 140

3.2 Особенности структуры Обихода XV11 века 149

3.3 Особенности структуры старообрядческого Обихода 152

3.4 Модификации Обихода в XVIII - XIX веках 154

Заключение 163

Список литературы 167

Приложения к Главе 1 182

Условные обозначения 182

Таблица 1. Состав Октоихов 1 83

Таблица 2. Состав Праздников 186

Таблица 3. Состав Ирмологиев 202

Приложения к Главе 3 205

Условные обозначения 205

Обиходы XVII века 206

Таблица 1. Всенощное бдение 206

Таблица 2. Литургия Ріоанна Златоуста 209

Таблица 3. Частное богослужение 211

Таблица 4. Обиход постный 213

Таблица 5. Пасха 215

Старообрядческие Обиходы 216

Таблица 6 Всенощное бдение 216

Таблица 7 Литургия Иоанна Златоуста 218

Таблица 8. Частное богослужение 219

Таблица 9. Обиход постный 220

Таблица 10. Пасха 221

Таблица 11. Состав Обедниц 223

Таблица 12. Состав Демественников 226

Методы типологических исследований. Типы, виды и редакции рукописных певческих книг

Типология как сфера исследований «стремится познать внутреннюю организацию, упорядоченность множества объектов, относящихся к какой-либо сфере действительности. При этом типология стремится свести все множество объектов в группы, выделяемые на основе сходства системно-структурных и функциональных свойств обследуемых объектов» (70, с. 5).

Сведение «множества объектов в группы» представляет собой по сути классификацию этих объектов на основе сравнения их качеств, в процессе чего объекты разграничиваются (дифференцируются) или объединяются (интегрируются).

Классификация - это сложившийся в науке вообще прием упорядоченного представления о том или ином предмете исследования. «Каждая задача, решаемая с помощью методов классификации, в большей или меньшей мере является задачей типологии, в процессе решения которой требуется сведение в один класс однотипных ...объектов» (135, с. 4). Примеры классификации как приема типологического представ 20 ления объектов известны в различных науках . В научной литературе изучение свойств объектов и разбиение их по группам обозначаются такими понятиями как типология, классификация, группировка, систематика, таксономия. Эти понятия, в зависимости от задач исследования, могут отождествляться, находиться в иерархических отношениях или приобретать различный смысл . Важной задачей оказывается выработка методологических позиций, критериев, по которым предметы или явления подлежат систематизации.

В настоящем исследовании привлечены методы типологических исследований в лингвистике. Лингвистическая типология играет не последнюю роль в разработке общей типологии, поскольку имеет богатый материал (языки) и опыт.

Какими дефинициями оперирует лингвистическая типология, по каким параметрам дается характеристика языкового типа, какие критерии определяют их классификацию? Ответы на эти вопросы помогут смоделировать собственно методы типологизации русской рукописной церковно-певческой книги.

Совокупность принципов и правил классификации лингвистических объектов составляет суть таксономии, имеющей два вида:

1) на основе генетического родства языков (генеалогическая);

2) на основе сходства их свойств (типологическая). Типологическая классификация предполагает распределение языков по их устройству в отвлечении от происхождения. «Искусственность» этого вида таксономии (в отличие от «естественности» генеалогиче ской классификации) создает возможность абстрагирования от конкретного материала (языков) и применения в общей теории типологии, а значит, и в другой научной сфере.

Изучение структурных особенностей объекта вне зависимости от его генетических свойств делает возможными типологические исследования в ограниченных временных рамках.

На первых порах своего существования лингвистическая типология носила систематический характер: «установление системы лингвистических типов и распределение всех языков мира соответственно этим типам» (6, с. 345).

Однако по мере продвижения типологических разработок все большее признание получает исторический подход. Изменяемость структуры языка влечет за собой относительность и изменяемость типологической теории. «Ранее содержание типологических исследований сводилось к синхронной классификации языков. Затем было внесение диахронических параметров в типологию. Возникла необходимость сочетания типологической проблематики и принципов историзма» (70, с. 19).

Любому объекту, явлению присущи статические и динамические свойства. На основе статических свойств объекта можно составить общую типологическую характеристику. Исторический аспект выявляет динамические свойства объекта, его «изменяемость» во времени, корректирует общий типологический портрет.

Типологическая классификация оперирует такими категориями как тип, класс, вид. При моделировании классификационной системы типов служебной певческой литературы также необходимо введение ряда соподчиненных категорий, определяющих место книги в общей классификации. В качестве таких категорий предлагаются тип - вид - редакция, которые и будут проецироваться на определенную историческую ситуацию. Тип - первое и важнейшее определение книги (как и любого другого объекта типологического изучения). Категория «тип» трактуется как «форма, вид чего-либо, обладающая существенными качественными признаками» или как «образец, модель, характерный представитель чего-либо» (131, с. 1341).

Действительно, тип - обобщенный «портрет» группы объектов, обладающий набором основных, присущих ему «типических» признаков. Выявление и описание таких признаков-координат, характеризующих ту или иную богослужебную книгу, можно найти в различных статьях и исследованиях, посвященных отдельным типам книг церковного назначения . В подобных работах выдвигаются критерии, на базе которых должно осуществляться определение типов. Однако речь идет о книге ненотированной. В связи с этим возникает задача выявления таких критериев для определения типов йотированных книг.

Учитывая объем и значение сведений по типологии рукописного певческого наследия, предлагаем некоторые общие для всех типов книг параметры.

Первостепенное значение имеет место книги в практике церковной службы. Служебная книга - прежде всего атрибут православного культового действа.

Православное богослужение представляет собой полихронное сочетание событий нескольких временных уровней: неподвижного годового круга или месяцеслова («юлианского» года, исчисляемого с 1-го сентября), подвижного годового круга (пасхального года), осмогласно го столпа (цикла восьми гласов), седмичного (недельного) и суточного. Все эти календарные круги отражены как в священно-служебных1, так и в церковно-служебных книгах, в том числе певческих.

Тексты служб неподвижного (постоянного) годового круга содержатся в Стихираре минейном (что соответствует ненотированной Минее). Октоих, с одной стороны, очерчивает осмогласный восьминедельный столп, повторяющийся на протяжении года, с другой - отражает седмичный (недельный) цикл служб. В Триоди содержатся службы подвижного годичного круга, связанного с Пасхалией и ее перемещением. Совмещение Октоиха и Триоди (постной - предпасхальной и цветной - послепасхальной) являет собой полный цикл служб подвижного года. Книга Праздники содержит службы двунадесятых, а Трезвоны - великих и средних праздников (в том числе в честь особо почитаемых святых), как постоянных, так и передвижных. Суточный объем богослужения составляет суть книги Обиход, содержание которой должно сочетаться с событиями каждого дня годового и октайного кругов. Песнопения Ирмология, исполнявшиеся в конкретное время суточного цикла служб (канон на Утрени), также относятся и к памяти праздничных дат, и к осмогласному столпу.

Местоположение песнопений книги в церковном календаре отражено в таких названиях как Праздники, Трезвоны, осмогласный круг - в Октоихе . Наименование Обихода указывает на его востребованность в каждом богослужении.

Стабильные песнопения

В процессе исторического развития певческих книг нами были отмечены следующие тенденции:

1) сокращается состав певческой книги Октоих. Из нее не только «выбывают» отдельные жанры (тропари, ипакои), но и сокращается количество песнопений в стихирных группах - на «Господи воззвах», на «стиховне», на «хвалитех»;

2) сокращаются составы книг, относящихся к типу Стихираря, в пореформенных рукописях как старообрядческих (крюковых), так и «официальной» церкви (нотолинейных);

3) Ирмологий расширяется за счет появления новых текстов ирмосов;

4) об Обиходах сложно говорить в плане «количественных» изменений, природа книги такова, что скорее предполагает изменения «качественные», видовые .

Йотированный Октоих претерпевал сокращения и до XVII века. К этому времени перестают выписываться некоторые группы песнопений: стихиры Малой вечерни (кроме богородичнов), стихиры аморрее-вы на «Господи воззвах» Великой вечерни, прокимны, светильны, сти-хиры седмичные (кроме богородичнов) .

Уже не во всех рукописях XVII века имеется воскресный тропарь с богородичном и ипакои. Со временем «сжимаются» и стихирные группы. Октоихи XVIII - XIX веков, как безлинейные, так и нотолинейные, могут содержать несколько песнопений на «Господи воззвах», одну стихиру на «стиховне» и ни одной на «хвалитех»".

Интересно, что при таком структурном «минимуме» от каждой из стихирных групп присутствует богородичен .

Примечательную деталь мы обнаружили среди рукописей иссле дуемого собрания. В Октоихе, являющемся частью Сборника XVII века (№ 1258 [92]) и имеющем полную редакцию, только в стихирах-богородичнах проставлены киноварные пометы1. В данном случае не имеет значения - сам переписчик проставлял пометы над знаками, начав именно с этих стихир, или позднее (что вероятнее) чья-то рука снабжала беспометное знамя пометами, начав с них же. Важно то, что богородичны явно обособлены от других представителей стихирного жанра.

Аналогичная ситуация складывается в певческой книге Праздники. Краткая редакция этого рукописного кодекса содержит стихиры на «Господи воззвах», первые стихиры на «стиховне» и на литии, ни одной «хвалитной». Вместе с тем от каждой из жанровых групп (включая на «хвалитех») присутствует стихира, которая, как и богородичен в Октоихе, исполняется с запевом «Слава... и ныне...». Стихир может быть две, и исполняются они с разделением возгласа: 1-я после «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», 2-я после «И ныне и присно и во веки веков. Аминь». Например, в праздник Рождества Христова на литии «Слава...» - «Волсви персидстии», «И ныне...» - «Ликуют ангели вси»; на «стиховне» «Слава...» - «Веселися Иерусалиме», «И ныне...» - «Во вертеп вселился еси». На Богоявленской литии «Слава...» - «Господи исполнити хотя», «И ныне...» - «Днесь тварь просвещается». Кроме того, именно стихиры на «Слава... и ныне...» в Праздниках XVII - XIX веков представлены 2-3-мя роспевами.

В примере 1 фрагмент стихиры «Августу единовластельствующу» («Слава... и ныне...» на «Господи воззвах» Великой вечерни Рождества Христова) представлен списками из следующих рукописей

1) из Праздников беспометной нотации первой половины XVII века, рукопись № 1123 [63], л. 68,

2) той же рукописи ино знамя л. 68об.,

3) той же рукописи ино знамя л. 69,

4) из Праздников в Сборнике беспометной нотации первой половины - середины XVII века, рукопись № 2730 [84], л. 506об.,

5) из Праздников пометной нотации середины XVII века, рукопись № 1035 [64], л. 61 об.,

6) той же рукописи ин л. 62об.,

7) из Праздников начала - первой половины XIX века старообрядческой принадлежности, рукопись № 2860 [70], л. 66,

8) той же рукописи инроспев л. 67,

9) из старообрядческих Праздников первой половины XIX века, рукопись № 2825 [74], л. 77об.,

10) из старообрядческих праздников 80-х гг. XVIII века, рукопись №2801 [68], л. 95,

11) нотолинейный вариант - из Праздников XVIII века, рукопись № 1085 [66], л. 48об.

В Праздниках стихира «Августу единовластельствующу» (в новой текстовой редакции «Августу единоначальствующу») имеет несколько версий напева. Из свода следует, что в XVII веке основным был роспев, обозначенный в примере как 1-й. Он записан первым в рукописях № 1 123 [63] и 1035 [64]. Именно этот роспев присутствует в рукописи № 2730 [84], где всего один вариант напева стихиры. В старообрядческих Праздниках приоритетным становится тот роспев, который записывался 2-м в рукописях XVII века. Он присутствует в старообрядческих списках в данном примере, а также в других книгах собрания. Роспев стихиры, который был основным по книгам XVII века, мы находим в старообрядческих Праздниках № 2860 [70], с указанием ин роспев. Однако в списке квадратной нотации - 1-й роспев. Следует отметить, что 2-й роспев отличается большей сложностью графики. Во второй строке «мятежное человечество...» имеются многогласостепенные знамена: змийца , хамила о? , труба О;Г-"", на слове «Чистая» - фита красная 0} 54-r"-r Таким образом, в старообрядческий период письменное распространение получает мелизматический напев стихиры.

Списки фрагмента стихиры на «И ныне...» на «стиховне» Великой вечерни Рождества Христова «Во вертело воселилося еси» в примере 2 приводятся по тем же рукописным памятникам:

из Праздников № 1123 [63], л. 78об.,

той же рукописи ино знамя, л. 79,

той же рукописи ино знамя, л. 80,

из Праздников в Сборнике № 2730 [84], л. 511,

из Праздников № 1035 [64], л. 70,

из Праздников № 2860 [70], л. 75об.,

той же рукописи ин роспев, л. 76,

из Праздников № 2825 [74], л. 86об.,

из нотолинейных Праздников № 1085 [66], л. 55.

Мобильные песнопения и взаимодействие различных типов певческих книг

В предыдущей главе охарактеризованы стабильные элементы в составах различных типов певческих книг. Существуют и такие жанры и группы песнопений, которые «мигрируют» из одного типа книги в другой, влияя на их внутреннюю организацию. Песнопения или подборки, переходящие из одного типа певческой книги в другой, создают своеобразные «репертуарные арки» и взаимодействие между книгами. Опираясь на методы музыкально-текстологического анализа, мы ставим задачу выявления частных особенностей этого взаимодействия. С этим связан ряд вопросов: какие из книг имеют совпадения в репертуаре, меняется ли музыкальное оформление песнопения (группы песнопений) при включении его в контекст структуры того или иного типа певческой книги, возможна ли не только особая структурная организация разных типов рукописей, но и их собственная музыкальная «стилистика»? Проблемным является также исторический аспект взаимодействия отдельных типов певческой книжности. Мы предполагаем не только бытование песнопений параллельно в разных типах книг, но и перемещения из одного типа в другой в хронологической последовательности.

В этих целях мы избрали отдельные песнопения и подборки, «смежные» для различных книг. Величания находятся в виде подборки в последовании Всенощного бдения в Обиходе, а также в составе каждой из 12-ти служб Праздников; задостойники, как и величания, записываются подборкой в Обиходе и в составе служб Праздников. Песнопения Царских часов могут находиться в составе служб Праздников (навечерия Рождества Христова и Богоявления) и в составе Обихода. Стихиры на «Господи воззвах» Великой субботы входят в состав службы Великой субботы в Триоди постной и в состав Обихода постного. Ирмосы канона недели Ваий записаны в Ирмологии, но полностью канон (с тропарями) можно встретить в Обиходах, Сборниках. Воскресная утренняя стихира-богородичен «Преблагословенна еси Богородице Дево» встречается в Октоихе а) в службах каждого гласа, б) в виде подборки в дополнительных статьях и в Обиходе а) в последовании Утрени, б) в виде подборки. Воскресные стихиры-самогласны записываются на «Господи воззвах» по гласу в Октоихе, но существовала и традиция записи этих стихир в последовании вечерни в Обиходе.

Каждому из названных песнопений посвящен аналитический очерк, сопровождаемый примерами из рукописных источников, на материале которых ведутся исследования. В примерах сведены роспевы из различных певческих книг в хронологическом порядке (исключая нотоли-нейные, которые приводятся последними), либо роспевы, принадлежащие различным типам певческих книг одного временного уровня, при этом оговаривается историческая перспектива.

В примере 5 мы приводим величание Рождества Богородицы из различных рукописей:

1) из Обихода в составе Сборника частично пометного знамени середины - третьей четверти XVII века, рукопись № 1258 [92], л. 169об.,

2) той же рукописи путь, л. 170,

3) из Праздников пометного знамени середины - второй половины XVII века, рукопись № 2784 [65], л. 13,

4) той же рукописи путь, л. 13,

5) из Обихода в старообрядческом Сборнике второй половины XIX века, рукопись № 2828 [116], л. 133,

6) из Праздников в старообрядческом Сборнике первой половины XIX века, рукопись № 2819 [110], л. 21 об.,

7) из старообрядческого нотолинейного (!) Обихода конца XVIII - начала XIX века, рукопись № 1051 [39], л. 100,

8) из Праздников XVIII века линейной нотации, рукопись № 1085 [66], л. 12.

В Обиходах XVII века величания излагаются в виде цикла двумя роспевами: знаменным и путевым (столповой нотацией). В некоторых случаях подборки знаменных и путевых величаний расположены отдельно (рукописи № 1039 [87], 1127 [89]). В Праздниках величания записываются достаточно редко. В Праздниках второй половины XVII века № 2784 [65] величание двух роспевов входит в состав каждой службы. Со временем, по-видимому, происходит «распределение» роспевов по типам книг. В старообрядческих Обиходах величания встречаются редко и имеющиеся образцы - только знаменные1. Однако в старообрядческой традиции существуют величания демественного роспева, подборки которых есть в каждом Демественнике. В Праздниках же сохраняется путевой роспев, при чем как в старообрядческих, так и в новообрядческих книгах. (В нотолинейной рукописи № 1085 [66] рядом с величаниями указывается -путь).

Очевидно сходство путевого роспева из различных рукописей. Рас хождения заключаются в замене знаков одного семейства или анало гичных по распеву (--г - U , -""" --"-" ). В целом путе вой напев достаточно стабилен. Списки знаменного роспева в разных рукописях имеют гораздо более заметные различия. Расхождения на чинаются с распева первого же слова («величаем»). Особенно сущест венны эти различия на уровне несовпадения конечных тонов строк (в первой строке: [«d »] - в Обиходе № 1258 [92], «g » - в Праздниках № 2784 [65], «g1» - в Обиходе № 2828 [116]).

В примере 6 праздничные задостойники рассматриваются на примере свода трех списков XVII века задостойника Рождества Богородицы из различных певческих типов:

1) из Сборника № 1258 [92], где подборка задостойников рас положена после Ирмология, л. 88,

2) из Сборника беспометного знамени 1613-1645 гг. обиходного содержания (различные службы, подборки, теоретические руководства), рукопись № 1126 [85], л. 240,

3) из Праздников № 1035 [64], где задостойники расположены соответственно в каждой из 12-ти служб, л. 16 .

Из трех списков задостойников 1-й написан путевой нотацией. Об этом свидетельствуют знамена, характерные для этого вида нотации: "p i X 7 -}-; - г , ї & , [Ж" . 2, 3-й списки изложены столповой нотацией. Некоторые знаки путевой строки совпадают со знаками из роспе-вов столповой нотации: " , Г""-,;- . Другие знаки из обеих нотаций образуют устойчивые взаимозамены ( X вместо;"- " , вместо -г" , І " вместо "п ). В Азбуке XVII века, приведенной Д. С. Шабалиным, путевые знаки разведены знаками столпового знамени, близкими по певческому значению знакам из рукописей в нашем примере (98, с. 196).

Вероятно, все три списка содержат варианты одного напева - путевого, изложенного разными нотациями. Это подтверждается и совпадением в данных списках пометы «Э» и указанием в одной из приведенных рукописей путь. Аналогичны им и роспевы задостойников из Обиходов XVII века, записанные столповым знаменем (по рукописям № 1131 [88], 1039 [87]). Следовательно, в XVII веке для задостойников наиболее употребителен путевой роспев. Но важнейшей отличительной чертой Обихода является запись некоторых задостойников несколькими роспевами. Так, задостоиники Пасхи и Вознесения записываются путевым и демественным роспевами. В Обиходе из Сборника № 1131 [88] задостойник Пасхи кроме пути и демества имеет третий роспев -монастырская.

Модификации Обихода в XVIII - XIX веках

Фактически все типы богослужебных певческих книг претерпевали со временем «количественные» изменения в структуре: в сторону уменьшения - Октоих, книги типа Стихираря, в сторону увеличения -Ирмологий. Мы пытались выявить закономерности этих изменений в связи с музыкальным содержанием книг.

Так или иначе, количественные изменения влияют на различие редакций певческой книги. С этой точки зрения типология книги Обиход выглядит по-особому. Все процессы, происходящие в нем типе книг, влияют на различие видов.

На формирование структуры Обихода (и ее изменения) влияли многие факторы. Одним из важных мы признаем приуроченность, «приспособляемость» этой книги к условиям ее применения - к уставной специфике и музыкальным приоритетам ее пользователей (монастырских и приходских клиросов, частных владельцев).

Развитие певческого Обихода в полной мере отражает исторические процессы, судьбы русской церкви XVII - XIX веков, особенности обрядовости и певческого искусства двух ветвей русского Православия: ново- и старообрядческой, а также различных образований внутри старообрядчества.

В старообрядческой среде получили распространение следующие книги обиходного репертуара: Обедница, Обиходник - певческая книга старообрядцев беспоповцев, Демественник.

Одной из разновидностей Обихода в старообрядческой традиции является Обиход Литургии (по самоназванию «Обедницы»). Появление этой книги мы связываем с рядом причин.

Литургия - центральная и важнейшая христианская служба. Обедницы, выходившие из скрипториев белокриницкого и беглопоповского согласий, подтверждают особую торжественность и значимость этой службы, а также статус книги как участницы, атрибута культового действа . На некую «особость», элитарность указывает и книжное оформление: Обедницы в собрании ОРК - это отдельные кодексы, форматом «в лист», написанные мастерским почерком и украшенные (в том числе миниатюрами).

Для появления Обедницы существовали причины и музыкального свойства.

Всенощное бдение - служба, в которой в равной мере присутствует чтение и пение (если не с перевесом первого)"". Из тех, что поются, большинство - гласовых с изменяемыми текстами (все стихирные группы, ирмосы канона, тропари). Литургия же - служба, сопровождающаяся почти беспрерывным пением, в связи с этим представляется логичным появление специальных певческих книг с песнопениями Литургии.

Обедницы из собрания ОРК имеют сходный состав. В него входят Литургия Иоанна Златоуста, Литургия Преждеосвященных Даров, за-достойник «О Тебе радуется» из Литургии Василия Великого, особые песнопения Литургий Великого четвертка и Великой субботы.

Кроме того, во всех книгах этого вида имеются в качестве дополнений песнопения демественного роспева - от одного-двух (рукописи № 2869 [32], 2793 [27], 2862 [35]) до почти полного последования Литур гии (№ 2841 [ЗО], № 2865 [34]). В рукописи № 2865 [34] на л. 71 указано: «малодемественнаго роспева». Рукописи № 2864 [33], 2865 [34] содержат особое последование и песнопения архиерейского богослужения.

В строении Обедниц заметно сходство со структурой собственно Обихода (полного состава). Обиходу вседневному соответствует Литургия Иоанна Златоуста (вседневная), Обиходу постному - Литургия Преждеосвященных Даров и особые песнопения Литургий Страстной седмицы, «частному» богослужению - архиерейская Литургия с чином освящения храма и хиротонией. Сохраняется и важнейшее свойство Обихода - наличие разных роспевов: это и изложение одного песнопения несколькими роспевами и представление демественного репертуара.

По составу Обедниц собрания ОРК (Таблица 11) видно устойчивое употребление одних и тех же роспевов в определенных песнопениях. Так, в основном составе книги отсутствуют песнопения «Единородный Сын» и «Достойно есть». «Достойно есть» зачастую приписано в конце рукописи, возможно и другой рукой и, как правило, путевым или «тихвинским» роспевом. «Единородный Сын», вероятнее всего исполнялся демеством, и найти это песнопение можно было соответственно в Де-мественнике. Большинство Обедниц собрания помимо основного состава имеет подборку песнопений демественного роспева.

В нескольких старообрядческих рукописях - Обедницах и Демест-венниках - из собрания Пугачевского музея встречается Херувимская «Перелевть» демественной нотации. Это песнопение довольно протяженное и сложное ритмически (даже относительно собственно демест-ва). Название, вероятно, заимствовано от названия разновидности халцедона «перелифть», «перелефта», «перелефть» (133, столбец 909). Свойство этого камня таково, что разноцветные слои в нем переходят один в другой, создавая эффект цветового перелива. На перелефти так же «резали» иконы. Возможно, именно это свойство перелива красок дало название, как камню, так и роспеву. Происхождение названия Херувимской могло быть связано и с греческим яєрі(3?іЄ7ітос; - «кругом видный», в переносном значении - «знаменитый», «славный» (17, с. 977). В современной старообрядческой среде напев данной Херувим-ской знают под названием «перепев» и даже «перепев» (!) . Роспев этот не является творчеством старообрядцев, поскольку мы встречаем его в рукописи XVII века московского происхождения № 2816 [94]. Херувимскую «Перелевть» строчного многоголосия из рукописи XVII века приводит Г. А. Пожидаева (103).

Среди певческих книг новообрядческой церкви мы находим параллель старообрядческой Обеднице - «Службы Божий». «В качестве осо-баго вида многоголоснаго пения в конце XVII века выступают ориги-нальныя творения русских певцов, это так называемые «службы Божий», то есть Литургии разнообразного состава, затем концерты и от-дельныя песнопения. Это были в собственном виде композиции, и о том, насколько оне были распространены, говорит сохранившееся до нашего времени весьма внушительное количество их» (106, с. 16).

Как видно из цитаты, «Службы Божий» характеризовались «приуроченностью» к Литургии, но, что важнее всего, певческое искусство в них выходило на первый план. «Службы Божий» были, прежде всего, музыкальными композициями (многоголосными, анонимными или авторскими творениями), и в этом смысле Литургия представляла больший простор для музыкального выбора, нежели любая иная служба.

Противоположностью Обеднице являются певческие книги старообрядцев-беспоповцев, в силу известных причин исключавшие после дование Литургии. Н. П. Парфентьев определяет подобные книги как Обиходники - виды старообрядческих Обиходов без Литургии (94, с. 86).

В фонде ОРК книги поморских (то есть беспоповских) старообрядцев представлены Октоихами краткой редакции с добавлением обиходных песнопений Всенощного бдения, а также постовой, пасхальной и заупокойной служб (рукописи № 1737 [56], 1268 [57]).

Еще одна книга, которую мы относим к видам Обихода - Демест-венник, уже наименование которого указывает на приоритетное значение музыкального фактора.

Демественный роспев, в силу стилевых особенностей предназначался, как правило, для особо торжественных служб или песнопений. В Обиходах XVII века демеством излагались Великое славословие, великопостный псалом «На реце вавилонстей», пасхальные песнопения, за-достойники, в том числе «О Тебе радуется», многолетия и др. Более того, «начиная с XVII века появляются книги, содержащие песнопения только демественного роспева. Первоначально они были представлены Праздниками (148, с. 46, ссылка на рукописи ГБЛ, фонд 379 № 79, 80, 82, 83, 84, ГПБ, ОЛДП № 879).

Похожие диссертации на Типология рукописной церковно-певческой книжности XVII - XIX веков : На материале собрания Зональной научной библиотеки Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского