Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимодействие солиста и оркестра в западноевропейском скрипичном концерте XVII - XIX веков Анисимов, Александр Владимирович

Взаимодействие солиста и оркестра в западноевропейском скрипичном концерте XVII - XIX веков
<
Взаимодействие солиста и оркестра в западноевропейском скрипичном концерте XVII - XIX веков Взаимодействие солиста и оркестра в западноевропейском скрипичном концерте XVII - XIX веков Взаимодействие солиста и оркестра в западноевропейском скрипичном концерте XVII - XIX веков Взаимодействие солиста и оркестра в западноевропейском скрипичном концерте XVII - XIX веков Взаимодействие солиста и оркестра в западноевропейском скрипичном концерте XVII - XIX веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Анисимов, Александр Владимирович. Взаимодействие солиста и оркестра в западноевропейском скрипичном концерте XVII - XIX веков : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Анисимов Александр Владимирович; [Место защиты: Магнитог. гос. консерватория].- Б.м., 2011.- 248 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-17/174

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Инструментальный концерт является одним из самых популярных и жизнеспособных жанров музыкального искусства. На протяжении трех с половиной столетий своего развития он неизменно привлекал внимание композиторов, исполнителей и слушателей. Помимо высоких коммуникативных качеств, обусловивших широкий круг почитателей, концерт также обладает способностью гибко и свободно интегрироваться в постоянно меняющиеся стилевые каноны различных эпох, сохраняя актуальность в разные исторических периоды. С момента возникновения он претерпел многократные преобразования, коснувшиеся и художественного языка, и смысловой концепции, и жанровых признаков в целом.

Основная причина популярности инструментального концерта состоит в его уникальном принципе - яркой соревновательности солирующего инструмента и оркестра. Отличительной чертой жанра является «состязание» совместно играющих музыкантов, предполагающее одновременно с тем взаимное согласование их партий, сочетание ведущего и аккомпанирующего голосов, рассчитанное на определённый состав исполнителей и ориентированное на устойчивые композиционно-структурные особенности.

Степень изученности проблемы. Несмотря на значимость инструментального концерта в истории искусства, в российском музыкознании на сегодняшний день почти не существует научных работ, раскрывающих его основную жанровую сущность: взаимодействие солиста и оркестра. Фактически отсутствуют труды, в которых были бы также исследованы процесс развития инструментовки скрипичного концерта и особенности оркестровой фактуры в контексте конкретного музыкально-стилевого периода и творчества композитора (в т. ч. становления его методов письма и художественно-эстетических принципов, семантики и специфики созданных в этом жанре произведений, а также инструментального потенциала оркестра, меняющегося в разные периоды). Также не были специально изучены ролевые функции сольной и оркестровой партий с точки зрения эволюции инструментального мышления на протяжении существования жанра. Динамика развития и переменность смысловой нагрузки сольной и оркестровой партий в скрипичных концертах до сих пор не становились объектами рассмотрения.

Исследуя данную проблему, необходимо проследить за тем, как партии инструментального концерта трактовались композиторами разных направлений на протяжении трех веков, учитывая постоянное изменение художественно-эстетических принципов музыкального искусства, формировавшихся в ту или иную историческую эпоху.

Цель работы состоит в выявлении и систематизации основных параметров взаимодействия солиста и оркестра в западноевропейском скрипичном концерте XVII-XIX веков.

Объектом исследования являются скрипичные концерты композиторов Западной Европы трёх стилевых эпох: барокко, классицизма и романтизма.

Предметом изучения стали типы и способы взаимодействия солиста и оркестра в скрипичных концертах XVII-XIX столетий.

Цель работы обусловила постановку следующих задач:

определение специфических особенностей сольной партии в концертах, её технических составляющих и функциональной роли в целом;

теоретический анализ формы и структуры частей концертного цикла в его исторической перспективе;

систематизация типологических черт оркестрового письма и применения инструментария в скрипичных концертах (к проблеме константных и переменных признаков);

раскрытие взаимосвязи между оркестровым мышлением композиторов и его отражением в партитурах концертов;

составление многоуровневой системы соотношения партий солиста и оркестра в скрипичных концертах барокко, классицизма и романтизма.

При рассмотрении типов и уровней взаимодействия сольной и оркестровой партий за основу была взята классификация, введенная И. Кузнецовым, который определяет три вида концертов:

  1. паритетный (бицентрический), подразумевающий самостоятельность партий оркестра и солиста;

  2. доминантно-сольный - блестящий, виртуозный концерт с преобладанием партии солиста;

  3. доминантно-оркестровый, по сути, являющийся концертом-симфонией, где преобладают симфонические методы развития.

Кузнецов разделяет концерты по характеру взаимодействия солиста и оркестра в контексте развития музыкального материала. Это в полной мере отвечает целям и задачам, обозначенным в данном исследовании. Исходя из данной классификации, были выявлены четыре типа функционального соотношения партий оркестра и солирующего инструмента:

Аккомпанемент. Сопроводительная функция оркестровой партии при явном лидерстве солиста;

Соперничество. Разграничение ролей оркестра и солиста на тематическом уровне; взаимодействие на основе контраста партий;

Союзничество. Паритетное соотношение скрипки соло и оркестра;

Лидерство. Доминирование оркестра в развитии основного материала произведения; подчинение партии скрипки задачам симфонического развития.

В результате анализа выявлялось то или иное функциональное соотношение партий, доминирующее в каждом конкретном произведении и обусловливающее принадлежность какого-либо концерта к определенному типу взаимодействия solo и tutti. В процессе исследования также рассматривался характер и динамика поэтапных изменений ролевых функций партии оркестра в скрипичных концертах в историко-хронологическом аспекте.

Терминологическая дефиниция. В настоящей диссертации принята терминологическая дифференциация рассматриваемых произведений на две

группы: «скрипичный концерт» и «концерт для скрипки». Партия violino solo в концертах, написанных композиторами-скрипачами, либо авторами, владевшими исполнительской техникой, существенно отличается от сольной партии в сочинениях авторов, не ставивших основной целью выдвинуть на первый план виртуозную составляющую жанра.

Музыкальный материал исследования. Специфика и направленность настоящей работы предполагают обращение к изданным партитурам концертов как конечному результату композиторских поисков, поэтому в диссертации не используется архивный материал (рукописи, черновики, эскизы и т. д.). Объектами изучения стали следующие концерты: цикл «Времена года»

A. Вивальди; концерты E-dur и d-moll (для 2-х скрипок) И. С. Баха, концерты №
№ 3 и 5 В. А. Моцарта; Концерт D-dur Л. ван Бетховена; концерты №№ 1 и 2
Н. Паганини; Концерт № 4 А. Вьётана; концерты №№ 1 и 2 Г. Венявского;
Концерт e-moll Ф. Мендельсона; Концерт D-dur И. Брамса и Концерт d-moll
Я. Сибелиуса.

Методологической основой исследования послужил комплексный историко-теоретический подход, что обусловило применение метода анализа музыкального произведения с точки зрения рассматриваемых в работе проблем.

В диссертации были использованы разработки отечественных музыковедов, посвященных становлению и развитию жанра концерта: Е. Антоновой, Е. Гребневой, И. Кузнецова, Л. Раабена, А. Соловцова, В. Солнцева и М. Тараканова. При определении роли жанра концерта в творчестве композиторов были изучены посвященные им монографии А. Алыпванга, М. Вачнадзе, В. Галацкой, Л. Гинзбурга, В. Григорьева, М. Друскина,

B. Корганова, Е. Черной, Л. Энтелиса, И. Ямпольского и других авторов. Также
ценными материалами стали работы зарубежных музыковедов: Г. Аберта,
Г. Галя, К. Гейрингера, М. Тебальди-Кьеза, Э. Тавастшерна, Э. Эррио. Анализу
принципов оркестровки, характерных для тех или иных концертов, посвящены
труды Н. Агафонникова, Б. Асафьева, Г. Благодатова, А. Веприка, Ф. Витачека,

C. Левина, Э. Прейсмана, Ю. Семенова.

Существенное место в работе отведено выявлению отличительных признаков, привнесенных в жанр композиторами-скрипачами. В этой связи учитывались результаты исследований Л. Бутира, А. Гвоздева, В. Доброхотова, Д. Колбина, И. Ямпольского. Изучая природу и стилевые особенности жанра, автор также посчитал необходимым использовать литературу, в которой содержатся воспоминания, интервью, письма исполнителей, опубликованные в книгах В. Григорьева и В. Юзефовича.

Научная новизна работы определяется тем, что в российском музыкознании впервые был всесторонне исследован скрипичный концерт XVII-XIX веков с точки зрения его жанровой специфики, менявшейся на протяжении веков, стилевых особенностей творчества автора, а также функционально-ролевого соотношения партий солиста и оркестра. При этом в диссертации было сделано следующее:

1) проанализированы основные признаки соревновательности солирующего инструмента с оркестром в их исторической перспективе;

  1. выявлены стилистические особенности оркестрового письма композиторов, нашедшие отражение в партитурах скрипичных концертов;

  2. дана внутрижанровая классификация, разделившая произведения на два вида в зависимости от его инструментальной специфики: «скрипичный концерт» и «концерт для скрипки»;

  3. рассмотрены основные виды соотношения сольной и оркестровой партий, базирующиеся на четырех составляющих: подчинение - симбиоз - конкуренция - лидерство.

Практическая значимость работы. Положения, результаты исследования и аналитические материалы могут быть использованы специалистами в изучении скрипичной и оркестровой музыки разных эпох. Они также востребованы преподавателями курсов истории и теории музыки, истории и теории исполнительского искусства в высших и средних учебных заведениях, профилирующими областями которых являются культура и искусство. Работа адресована как ученым, так и музыкантам-исполнителям, преподавателям по специальности «сольное исполнительство (скрипка)», дирижерам симфонических и камерных оркестров.

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедр теории и истории музыки, оркестровых струнных инструментов Оренбургского государственного института искусств им Л. и М. Ростроповичей. Основные положения диссертации отражены в ряде публикаций и докладов на научно-практических конференциях, в виде статей в изданиях, рекомендованных ВАК РФ (Вестник ЧГПУ, 2008, № 8; Проблемы музыкальной науки, 2008, № 2). Большая часть материала изложена в монографии «О взаимодействии солиста и оркестра в скрипичных концертах композиторов Западной Европы XVII-XIX веков» (Оренбург, 2008). Результаты работы также использованы автором в практике преподавания дисциплин «специальный инструмент», «методика обучения игре на скрипке (альте)» и «оркестровый класс».

Структура работы. Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка литературы и приложений, в которых представлены нотные примеры и краткая сводная таблица, где обобщены основные определяющие признаки рассмотренных в исследовании скрипичных концертов

Похожие диссертации на Взаимодействие солиста и оркестра в западноевропейском скрипичном концерте XVII - XIX веков