Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкальная культура Екатеринодара с начала XIX века по 1920 год Борисов, Георгий Петрович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Борисов, Георгий Петрович. Музыкальная культура Екатеринодара с начала XIX века по 1920 год : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Ин-т искусствознания.- Москва, 1992.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-2/560-5

Введение к работе

Актуальность темы. Музыкальная культура Екатерино-дара-центра Кубанской области - к настоящему времени представляет собой малоизученное явление. Несмотря на значительное количество литературы по данному вопросу (главным образом, газетных и журнальных статей), не существует работ обобщающего характера. В последние годы отдельные аспекты музыкальной культуры Екатеринодара становились предметом обсуждения на всероссийских и региональных конференциях. Защищены две диссертации, в которых исследуются отдельные стороны музыкальной культуры Кубани1. Однако анализ материалов показывает актуальность предпринятого нами исследования - первого опыта комплексного изучения музыкальной культуры Екатеринодара дореволюционного периода. Актуальным представляется и исследование судеб музыкальной культуры Кубани, центром которой был Екатеринодар, в эмиграции и в условиях советского периода. Материалы по этим темам также нашли место в предлагаемой работе.

Цель работы - воссоздание облика музыкальной культуры Екатеринодара как целостного и самобытного явления с начала XIX века по 1920 год, обзор некоторых ее сторон в более позднее время.

Задачи исследования:

  1. систематическое изложение историй музыкальной культуры города в ее генезисе, становлении и развитии;

  2. характеристика этой культуры с точки зрения синтеза особенного, уникального-и общего, присущего другим регионам России;

  3. Реконструкция неизвестных дотоле страниц истории музыкальной культуры города, связанных с деятельностью концертных и других организаций, биографиями ряда музыкантов, отдельными творческими явлениями.

1 Еременко С. И. Становление и основные тенденции в развитии хорового пения на Кубани. —Дисс... канд. искусствовед.—Л., 1974; Бондарь Н. И. Формирование и развитие традиционной духовной культуры кубанского казачества. —Дисс... канд. историч. наук. —Л., 1989.

г : . . Такая работа предпринимается впервые; новой является также попытка проследить судьбу и развитие музыкальной культуры Кубани в условиях советской власти и (на данном этапе - фрагментарно) в эмиграции после 1920 года. Включение материалов зарубежья представляется принципиально существенным для полноты .раскрытия особенностей изучаемого явления.

Методологической основой в разработке поставленной темы является принцип историзма, позволяющий путем системного анализа музыкальной жизни региона, сравнения и сопоставления с инорегиональной и общерусской культурой, а также в контексте региональных социально-экономических и этно-культурных процессов прийти к целостному представлению о музыкальной культуре Екатеринодара. Применяемый метод находится в русле современной методологии музыкального краеведения - науки, предметом которой являются общие и особенные законы региональной музыкальной культуры.

Разнообразен круг материалов, составивших источниковедческую базу работы (многие документы впервые вводятся в научный обиход): 1. Книги и сборники статей, хранящиеся в Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина, Государственной публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина, библиотеке Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки, Краснодарской краевой библиотеки им. А. С. Пушкина. 2, Статьи и материалы из центральных и местных периодических изданий. 3. Документы центральных архивов (ЦГАЛИ, ЦГИАЛ), Государственного архива Краснодарского края (ГАКК), а также хранящиеся в музее Краснодарского музыкального училища им. Н. А. Рим-ского-Корсакова, в музее Кубанского казачьего войска (Го-велл, Нью Джерси, США), в личных архивах. 4. Материалы конференций по краеведению. 5. Записи бесед со старожилами Краснодара, с кубанскими казаками, живущими в США.

Практическое значение диссертации заключается в возможности использования ее основных положений и выводов в определении путей дальнейшего исследования провинциальной музыкальной культуры, в курсе и трудах истории русской музыки, а также при подготовке музыкально-крае-

ведческих'статей, очерков, мероприятий.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на секторе музыки Российского института искусствознания Министерства культуры Российской Федерации. По теме исследования состоялся ряд выступлений на всероссийских (1988, 1991) и региональных (1989, 1989, 1990) конференциях. Были подготовлены и показаны по Центральному и краснодарскому краевому телевидению следующие телепередачи: "Музыка вокруг нас" (7.01.85); "В музее музыкальной культуры Кубани" (цикл: 23.05.86; 24.06.86; 1.12.86); "Кубанский казачий хор" (ЦТ, 18.05.S7); "Музыка Адыгеи: традиции и современность" (ЦТ, 13.06.87); "Из фондов музея музыкальной культуры Кубани" (цикл: 5.05.87; 19.10.87); "Песнь храма" (8.04.89); "Музыкальные истории" (б.Сб.89); "Новороссийский камерный оркестр" (ЦТ, 21.08.90); "В 7-м ряду партера" (27.02.90) и др. Идеи диссертации нашли также отражение в ряде опубликозанных работ (список см. з конце автореферата).

Структура исследования. Диссертация состоит из Введения, четырех глав, Заключения и списка использованной литературы и других источников.

Похожие диссертации на Музыкальная культура Екатеринодара с начала XIX века по 1920 год