Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовная тема в творчестве С. И. Танеева и ее воплощение в кантате "По прочтении псалма" Коваленко Надежда Дмитриевна

Духовная тема в творчестве С. И. Танеева и ее воплощение в кантате
<
Духовная тема в творчестве С. И. Танеева и ее воплощение в кантате Духовная тема в творчестве С. И. Танеева и ее воплощение в кантате Духовная тема в творчестве С. И. Танеева и ее воплощение в кантате Духовная тема в творчестве С. И. Танеева и ее воплощение в кантате Духовная тема в творчестве С. И. Танеева и ее воплощение в кантате Духовная тема в творчестве С. И. Танеева и ее воплощение в кантате Духовная тема в творчестве С. И. Танеева и ее воплощение в кантате Духовная тема в творчестве С. И. Танеева и ее воплощение в кантате Духовная тема в творчестве С. И. Танеева и ее воплощение в кантате
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коваленко Надежда Дмитриевна. Духовная тема в творчестве С. И. Танеева и ее воплощение в кантате "По прочтении псалма" : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 Екатеринбург, 2005 201 с. РГБ ОД, 61:06-17/4

Содержание к диссертации

Введение

Часть 1. Духовный путь С.ИТанеева

Глава 1. Деятельность С.И.Танеева в контексте русской культуры 1890-х-1910-х годов 34

1.1. Актуализация религиозно-философских идей в русской культуре середины 90-х годов XIX - первых десятилетий XX века 35

1.2. С.И.Танеев и русский духовный ренессанс: вехи жизни и творчества 44

Глава 2. Духовная тема в творчестве СИ.Танеева середины 1870-х-началаXXвека 63

2.1. Духовные сочинения раннего периода 64

2.2. Культовые произведения 1880-х годов 69

2. 3. Кантата «Иоанн Дамаскин» 77

2.4. Произведения религиозной образности в позднем творчестве Танеева 84

Часть 2. Кантата «По прочтении псалма» и ее религиозно-философская концепция

Глава 3. Поэтический источник кантаты

3.1. Псалом 49-й и его интерпретация в стихотворении А.С.Хомякова 91

3.2. СИ. Танеев и А.С.Хомяков. Литературная основа кантаты 96

Глава 4. Религиозно-философская концепция кантаты СИ. Танеева «По прочтении псалма»

4.1 .Танеевская интерпретация стихотворения А.С.Хомякова в свете философских воззрений композитора 101

4.2. Религиозная образность кантаты в аспекте христианских идей 108

4.3 .Драматургия кантаты: поляризация смысловых миров. Числовая и тональная символика 118

4.4. Литургический пласт кантаты: образ храмового богослужения 126

4.5. Космогоническая идея: воплощение действенно-активных и лирико-созерцательных образов 132

4.6. Антропологический аспект концепции: духовно-нравственный «завет» композитора 144

Заключение 154

Библиографический список 170

Нотное приложение 186

Введение к работе

Сергей Иванович Танеев - одна из ключевых фигур в русской музыке конца XIX - начала XX века, панораму развития которой невозможно представить без этой самобытной и влиятельной творческой личности. Выдающийся композитор, пианист, ученый, педагог, он во многом определял развитие отечественной художественной культуры этого времени и прокладывал пути в будущее. С его смертью в 1915 году завершилась великая эпоха музыкальной классики XIX века.

Личность Танеева уникальна. В нем органично сочетались педагог, композитор, ученый, философ-мыслитель. И в каждой области своей многогранной деятельности он смог достичь высочайших результатов. Будучи человеком, необычайно требовательным к себе, он в то же время отличался удивительной душевной чуткостью, поэтому «даже в Москве, богатой исполненными благородства личностями, этот истинно высокий жрец своего искусства оставался редкостью», - писал об учителе С.В.Рахманинов (130, с. 44).

Композиторское творчество Сергея Ивановича составляет одну из богатейших по объему и разнообразию содержания областей художественного наследия мастера. Он писал практически во всех жанрах, характерных для музыкальной культуры той эпохи - оперном, хоровом, симфоническом, вокальном и инструментальном камерном. Еще при жизни Танеева выдающаяся значимость его композиторской работы была

5 общепризнанна и приковывала к себе пристальное внимание. Глубина и серьезность замысла в сочетании с искренностью эмоционального тонуса привлекают в его сочинениях и современного слушателя.

К настоящему моменту существует довольно обширный список исследований, посвященных жизненному и творческому пути композитора. Опубликованы его Дневники, научно-теоретические труды; в мемуарной литературе воссоздается образ Танеева - человека, музыканта, педагога; появился ряд теоретических трудов, в которых исследуется понятие «танеевского стиля». Но и сегодня деятельность замечательного русского художника находится в зоне постоянного внимания музыковедов. Провидческой оказалась мысль Л.Л.Сабанеева, высказанная им в опубликованных в 1930 году воспоминаниях об учителе: «Танеевское творчество и труды - не для современников и даже не для ближних потомков. Эта музыка, честно созданная и мастерски сделанная, из тех, смысл, значимость и размеры которых становятся ясным только удаленным поколениям. Пройдут годы, и русский классик Танеев станет для истории русской музыки явлением грандиозным, совершенно самобытным и единственным» (158, с. 22).

Думается, что сейчас это время настало. Музыковедение в настоящий момент переживает своеобразный «танеевский ренессанс». Интерес к личности и трудам композитора необычайно обострился. Причина возрождения интереса кроется в нескольких «плоскостях». Для слушателя важным становится особое качество музыки Танеева - органичное равновесие в ней эмоционального и интеллектуального начал, удивительного сочетания мудрой простоты и глубины чувства с благородной красотой их выражения. Исследователь находит в его сочинениях такие объекты для изучения, где каждая страница свидетельствует не только о высоком профессионализме их создателя, но и о присущем ему Божьем даре.

Известно, что каждая эпоха обнаруживает в классических творениях что-то свое, близкое современным умонастроениям. Не составляет

исключения и творчество Танеева. Однако еще до недавнего времени проблема в подобном ракурсе - рассмотрение жизни и деятельности Танеева в контексте эпохи конца XIX - начала XX веков — в отечественном музыкознании не могла быть поставлена, а тем более решена в силу ограниченных знаний о состоянии религиозной, философской и художественной мысли того периода. На сегодняшний день мы имеем «стереоскопическое» представление об этом времени вследствие появления не только капитальных исследований, посвященных историко-философским, научным и культурно-художественным областям общественной жизни рубежа XIX-XX веков, но и благодаря публикациям трудов философов Е.Н.Трубецкого, ПА.Флоренского, Н.А.Бердяева, В.С.Соловьева. Идейно-художественная и эмоциональная атмосфера эпохи воссоздается с помощью издания литературоведческих и мемуарных трудов А.Белого, В.Брюсова, В.Иванова. Музыковеды обращаются к творческим работам «забытых» композиторов, таких как А.Т.Гречанинов, Н.Н.Черепнин, Г.Л.Катуар, Н.А.Рославец, В.И.Ребиков; выходят в свет новые документальные материалы по истории русской духовной музыки. В этих условиях появилась возможность оценить все разнообразие художественных устремлений эпохи, и более точно определить место Танеева в культуре этого богатейшего времени. Решение данной задачи становится тем более важной, что разворачивающаяся панорама умонастроений эпохи способствует более углубленному пониманию личности художника, творящего в этот период, и осознанному проникновению в содержание его произведений, тесно связанных с идейными тенденциями времени. Без тщательного изучения этой неразрывной связи невозможно проникнуть в сокровенные тайны авторского замысла, как невозможно понять концепцию сочинения вне целостности исторического и культурно-художественного контекста эпохи.

Период рубежа XIX-XX веков в духовной жизни России, как известно, был богат разнообразными идейно-художественными течениями. И одной из определяющих тенденций стало явление, названное философом

7 Н.А.Бердяевым «духовным ренессансом». Проявление интереса к истории религии, ее обрядовой и содержательной стороне - одна из характерных примет художественной жизни той поры. Современная наука демонстрирует огромный интерес к возрождению религиозного сознания в историческом и теоретическом аспектах, обнимая своим вниманием длительный временной отрезок - от византийских истоков до эпохи «духовного ренессанса» в начале XX века. В связи с этим обстоятельством творческая личность Танеева вызывает особый интерес. Как художник, Танеев неразрывно связан со своим временем; он жил и работал в атмосфере «русского духовного возрождения». Новые документальные труды «Русская духовная музыка в материалах и документах» (в 4 томах), публикация сборника «Духовные сочинения С.И.Танеева», и, безусловно, Дневники композитора дают возможность узнать неизвестные прежде факты биографии художника, его работы в области духовной музыки, связей с деятелями Нового направления в церковной музыке. Они позволяют приоткрыть завесу не только над внешними перипетиями жизни, но и над скрытыми процессами творческих запросов и исканий Танеева, его взаимоотношений с религией и религиозной музыкой.

В танееведении одной из важнейших и актуальных становится задача проникновения в суть композиторских замыслов, связанных с рождением духовных произведений, не получивших должного освещения в литературе до сегодняшней поры, а также интерпретация смысла тех сочинений, в которых композитор воплотил религиозно-философское содержание. К таким работам Танеева можно отнести некоторые хоровые и вокальные произведения, кантаты «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма».

Монументальное творение в жанре вокально-симфонической музыки -кантата «По прочтении псалма» является шедевром огромной смысловой глубины и высочайшего художественного мастерства, истинным духовным завещанием композитора потомкам. В сочинении явлены те философские, религиозные, нравственные принципы, которыми Сергей Иванович

8 руководствовался в своей жизни и деятельности, и которые сформировались в результате его неустанного внутреннего поиска.

Кантата представляет собой величественный итог композиторской деятельности мастера. Универсальная космогоническая идея получила воплощение в партитуре, которая свидетельствует о вершинном профессиональном мастерстве Сергея Ивановича в оперном, симфоническом, камерно-вокальном и камерно-инструментальном жанрах.

Очевидно, что в последнем опусе Танеева отразились результаты его научной деятельности, в первую очередь - в области истории и теории контрапункта. Полифонические шедевры мастеров эпохи Возрождения, а также творческие искания И.С.Баха и Г.Ф.Генделя в области кантатно-ораториального жанра явились слагаемыми того фундамента, на котором возведено музыкальное «здание» произведения.

Вместе с тем, в музыкальном «генезисе» сочинения - не только богатейшее наследие русской и западноевропейской музыки. Многие его страницы вызывают ассоциации с современной Танееву музыкой: он прекрасно знал и восхищался сочинениями Н.А.Римского-Корсакова и П.И.Чайковского, высоко ценил многие работы С.В.Рахманинова, был в курсе творческих дерзаний А.Н.Скрябина и достижений других отечественных и зарубежных композиторов. Поэтому сочетание масштабности и целостности идейной концепции с высочайшим профессиональным воплощением ее в музыке позволяет говорить о синтезирующем значении кантаты как для жизни и творчества самого композитора, так и в определенной степени для эпохи.

Осознание огромной значимости произведения Танеева не только для русской музыки, но и художественной культуры в целом, пришло практически сразу, уже после первого исполнения сочинения. Не вызывает оно разногласий со стороны исследователей и сегодня. Однако при изучении трудов музыковедов возникает вопрос: правомерно ли определение кантаты № 2 только как творения, принадлежащего лирико-философской ветви в

9 развитии русского кантатно-ораториального жанра, как это утвердилось в отечественной музыковедческой науке? На наш взгляд, ограничение такой точкой зрения значило бы сужение границ того содержательного синтеза, который осуществился в данном произведении и раскрывается заново при ином взгляде на его место в историко-художественной панораме эпохи.

Кантата «По прочтении псалма» создавалась Сергеем Ивановичем в 1912 - 1914 годах. Обращение композитора к поэтическому источнику -стихотворению русского философа и поэта Алексея Степановича Хомякова -позволяет думать о том, что Танеева привлек, прежде всего, духовно-нравственный аспект произведения, в содержании которого ясно выявлен дух религиозного пророчества. Рассматривая кантату в контексте развития русского религиозного искусства рубежа веков, можно говорить о претворении не только лирико-философской идеи, но, прежде всего, проблематики духовно-религиозной. Такая трактовка содержания последнего сочинения Танеева не совсем согласуется с общепринятой точкой зрения, но не выходит за рамки тех объективных фактов, по которым можно судить о внутренней жизни композитора. Систематическое изучение общественной истории, философии, истории религии и культуры позволило композитору выработать свои собственные взгляды на мироустройство и нравственной жизни человека. Осмысление этих процессов получило отражение в сочинении, венчающем жизненный и творческий путь мастера.

Актуальность пересмотра устоявшегося мнения относительно ряда событий и внутренних обстоятельств жизни Танеева, связанных с его отношением к религии и религиозной культуре, становится очевидной при обзоре литературы, посвященной жизни и деятельности композитора.

В общей сложности «танееведение» существует около 130 лет, и в нем представлены труды различных жанров: от первых рецензий и критических заметок до капитальных теоретических исследований. Избранный нами для обзора литературы исторический ракурс позволит выявить закономерности в развитии «слова» о великом музыканте, охарактеризовать этапы становления

10 «науки о Танееве», определить степень изученности отдельных проблем творчества композитора.

Пристальным вниманием критики творчество С.И.Танеева не было обойдено еще при жизни. В разные периоды - начиная с середины 70-х годов XIX века - о его произведениях высказывались на страницах периодической печати авторы как старшего поколения, так и представители младшего «цехового» сословия: Ц.А.Кюи, Н.Д.Кашкин, Г.А.Ларош С.Н.Кругликов, Ю.Д.Энгель, В.Г. Каратыгин, Л.Л. Сабанеев, КФ.Финдейзен, А.В.Оссовский. Практически все, что написано о Танееве и его сочинениях при жизни, относится к жанру критической статьи или заметки. Сиюминутный отклик на исполнение того или иного произведения содержит лишь оценочные мнения, высказанные авторами работ, не подкрепленные в большинстве случаев теоретическим обоснованием своего суждения.

С 1884 года, ознаменованного рождением кантаты «Иоанн Дамаскин», критика начинает признавать Танеева выдающимся мастером. Ц.А.Кюи, по достоинству оценивший кантату, отмечал: «Наше искусство обогатилось произведением, оригинальным по колориту и выдающимся по достоинствам; оно обнаруживает в г. Танееве превосходнейшего музыканта с несомненным композиторским дарованием» (84, с. 380).

В 90-е годы, с появлением оперы «Орестея» появляются сочувственные отклики коллег. В «Летописи моей музыкальной жизни» Н.А.Римский-Корсаков пишет: «Танеев 80-х годов был человек резко консервативных убеждений в музыкальном искусстве. Честный, прямой и прямолинейный, Танеев говорил резко, прямо и откровенно. В 90-х годах, сохранив свою поразительную контрапунктическую технику, он отдался творчеству более свободно и руководствовался идеалами современной музыки» (136, с.272). Этот отзыв важен тем, что он свидетельствует о постепенном формировании в среде музыкантов и критиков убеждения в том, что Танеев - не только композитор «академического толка», но художник, остро чувствующий настроения эпохи и выражающий свои замыслы современным языком.

По мере осознания «современности» и эстетической значимости музыки Танеева, приходит и понимание исторической роли его личности и места в русской культуре. Ю.Д.Энгелю принадлежат слова, ярко характеризующие отношение к Сергею Ивановичу практически всех его современников: «Покуда есть такие люди на свете, - еще можно жить на земле, и «в небесах видеть Бога», и сквозь кровавый хаос мировых диссонансов улавливать далекие голоса мировой гармонии» (203, с. 237).

Особую страницу в танеевской «летописи» составляют работы Б.В.Асафьева. Его первые статьи о произведениях композитора появились в 1914 году. В книге «Русская музыка», завершенной ученым в 1928 году, Танееву посвящены страницы, изобилующие верными и меткими замечаниями, справедливость которых уже подтверждена временем. А некоторые суждения относительно творчества мастера и сегодня могут стать для исследователя путеводными. Для нас важной является мысль о приоритетном значении в творческом наследии Танеева сочинений кантатно-ораториального жанра как произведений, в которых получают воплощение философские проблемы бытия: «Настоящая сфера Танеева - кантата с богатым музыкально-идейным содержанием. Для музыканта-мыслителя, каким был Танеев, характерно проведение волнующих и стимулирующих творческое воображение универсальных проблем: человек перед загадкой смерти (кантата «Иоанн Дамаскин»); человек перед космосом и творящей миры энергией (кантата «По прочтении псалма») (15, с.42). Творчество Танеева было в поле зрения критика постоянно. И одну из последних своих работ (написанную в 1945 году) Асафьев посвятил именно ему. Это в высшей степени мудрое эссе, созданное к 30-летию со дня смерти композитора, представляет собой одну из лучших музыковедческих работ, связанных с именем Танеева. Она стала подлинным гимном великому композитору.

Путь отечественного танееведения послеоктябрьского периода свидетельствует о том, что осознание величия личности Танеева и его творческого наследия, хотя и не быстрыми темпами, но уверенно входит в

12 сознание потомков. Одной из своеобразных работ, написанных в середине 20-х годов XX века и посвященных Танееву, является статья А.В.Луначарского «Танеев и Скрябин». Отмечая историческую роль танеевского творчества, автор подчеркивает неординарность его личности, мировосприятия, а также колоссальную культуру умственного труда, на которой базируется все искусство композитора. Особо выделяя свойство личности Танеева - гармоническое мировосприятие, Луначарский завершает размышления о композиторе замечанием, плодотворность которого стала очевидной гораздо позднее и получила обоснование в статьях и монографиях исследователей. Эта мысль связана с воплощением в творчестве композитора черт музыкального классицизма: «Танеев-классик строил глубоко музыкальную философию целесообразности и порядка» (97, с. 144).

Работа А.В.Луначарского появилась в 10-ю годовщину со дня смерти Сергея Ивановича. В том же, 1925 году, вышел первый сборник материалов «Личность, творчество, документы». Интересно, что это издание стало в течение довольно продолжительного времени (почти на 20 лет) единственным литературным «памятником» великому композитору. Отличительная черта сборника - «мемуарно-документальный» характер, так как в нем еще нет работ аналитического плана.

Иной уровень музыковедческой мысли представляют собой Воспоминания о Танееве Б.Л.Яворского, к написанию которых ученый возвращался на протяжении всей своей жизни. Главная задача работы -фиксация наблюдений над эстетическими и педагогическими принципами -выполнена музыковедом блестяще. Взгляд ученого-аналитика обнаружил многое из того, что ускользало от внимания других мемуаристов. В работе воссоздается облик Танеева-композитора, педагога, пианиста, ученого. Опубликованные полностью только в начале 60-х годов, Воспоминания были одной из первых работ, осмысливающих творческие принципы Танеева в теоретическом аспекте.

Важной вехой в изучении творческого наследия композитора стало появление сборника статей и материалов «Памяти Сергея Ивановича Танеева», выпущенного в 1947 году к 90-летию со дня рождения. Продолжая линию публикаций документов, связанных с жизнью и деятельностью Танеева, составители включили в книгу работы самого композитора («О музыке горских татар», «Мысли о собственной творческой работе»), а также воспоминания С.В.Рахманинова, Ю.Д.Энгеля, К.Р. Эйгеса, А.Т.Гречанинова. Вошедшие в сборник исследовательские работы свидетельствуют о том, что с этого времени различные проблемы танеевского наследия постоянно находятся в поле зрения музыковедов. Так, в сборнике опубликована статья Н.Туманиной, посвященная оперной трилогии, С.Попов освещает некоторые аспекты хорового наследия Танеева. Темой работы С.Евсеева становятся взаимоотношения Сергея Ивановича с народной музыкой; аналитический разбор кантаты «По прочтении псалма» содержит статья А.Степанова.

В целом издания конца 40-х годов как бы предвосхитили и во многом определили дальнейшие пути развития «танееведения», которое развивалось по трем основным направлениям:

публикация теоретических работ, Дневников и писем Танеева;

воспоминания коллег и учеников Сергея Ивановича;

- исследования, посвященные различным аспектам творческой деятельности
композитора.

В начале 50-х годов XX века работу по изучению творческого наследия стимулировал предстоящий 100-летний юбилей композитора. В 1951 году опубликована интереснейшая переписка С.И.Танеева и П.И.Чайковского; в 1952 году выпущен I том «Материалов и документов жизни и творчества С.ИТанеева». В него вошли ранее неизданные письма Танеева к А.Б.Гольденвейзеру, Н.А.Римскому-Корсакову, А.С.Аренскому. В 1953 году увидела свет брошюра «С.И.Танеев. Из консерваторских лекций», а 1959 стал годом выхода в свет капитального теоретического труда Танеева

14 «Подвижной контрапункт строгого стиля» (другое его исследование -«Учение о каноне» - было издано ранее, в 1929 году).

Существенно пополнили «танеевский список» работы мемуарного характера. Одним из первых воспоминания об учителе написал Л.Л. Сабанеев. Будучи создана за рубежом, книга была известна только по отдельным фрагментам, опубликованным в периодической печати в 80-е годы. В настоящий момент, спустя почти 75 лет со дня создания, Воспоминания изданы в России. Написанные увлекательно, живым языком, они, однако, дают несколько одностороннее представление о великом человеке и композиторе. В работе воссоздается облик Танеева как музыканта, обладающего яркими, незаурядными профессиональными способностями; как человека высоких моральных качеств, но, вследствие своей неординарности, очень своеобразного в быту и общении. К сожалению, творческий портрет Танеева - гениального художника в Воспоминаниях Л.Л.Сабанеева остался ненаписанным.

Первой работой монографического типа явилась книга Г.Б.Бернандта «Сергей Иванович Танеев». Ее первое издание вышло в 1950 году и стало классическим вариантом биографии Танеева. Богато документированная, - в ней приведены цитаты из современной композитору периодики, архивные материалы, строки из его писем и дневников, - книга о Танееве являет и трепетное, глубоко уважительное отношение автора к личности композитора. Отдавая дань восхищения ученому-музыковеду, отметим, что историческая и идеологическая обстановка того периода, когда готовилось 2-е издание (вышло в 1983 году), отнюдь не способствовала пересмотру ставшего к этому времени традиционным взгляда на жизнь и творчество Танеева. В монографии религиозные взгляды композитора трактуются однозначно как атеистические, а многие обстоятельства жизни: поездки в Троице-Сергиеву Лавру, работа с коллективом преподавателей и учащихся Московского Синодального училища церковного пения, сочинение духовных произведений, - и вовсе обойдены вниманием автора. Тем не менее, работа

15 Г.Бернандта до сегодняшнего дня остается одним из основополагающих трудов, посвященных жизни и творчеству мастера.

Следующий этап развития «танееведения» начинается с конца 70-х годов XX века и продолжается до сегодняшнего дня. Работы различных авторов по многим проблемам составляют сегодня солидный вклад в «науку о Танееве». Не претендуя на полноту обзора, отметим основные проблемы, затронутые в исследованиях о композиторе в литературе нового времени.

Одним из важнейших явлений в этой области стало издание трехтомных Дневников С.И.Танеева. Вступительная статья, комментарии и текстологическая редакция принадлежат Л.З.Корабельниковой. Значение выхода в свет этой работы трудно переоценить, так как благодаря именно Дневникам появилась возможность представить личность их автора в «стереовидении». По-иному раскрылись многие стороны ото индивидуальности, расширилось знание об интересах и пристрастиях мастера - музыкальных, философских, общехудожественных. Материал Дневников предоставил возможность проследить эволюцию в мировоззрении Танеева в период с 1894 по 1908 год, уточнить и «выстроить» картину взаимоотношений композитора с религиозным искусством.

С изучением педагогического наследия мастера связана публикация сборника «Сергей Иванович Танеев. Из научно-педагогического наследия: неопубликованные материалы» (1967), работ Л.Корабельниковой «С.И.Танеев в Московской консерватории» (1974) и Ф. Арзаманова «С.И.Танеев - преподаватель курса музыкальных форм» (1984). Эти издания вносят новые штрихи в портрет Танеева и на основе документальных материалов дают представление о педагогических принципах Танеева -профессора Московской консерватории.

Важнейшую часть литературы о Танееве составляют работы, посвященные проблемам музыкального стиля композитора. Начав с наблюдений над полифоническим письмом, исследователи постепенно расширили рамки этого понятия, выйдя на уровень историко-

контекстуальный. Попытка осмысления полифонического стиля Танеева впервые была предпринята В.В.Протопоповым в работах 40-х годов. Статья «О тематизме и мелодике СИТанеева» посвящена особенностям полифонических тем композитора. В дальнейшем, в главе «Полифония Танеева» многотомной «Истории полифонии», автор уделяет значительное место выявлению особенностей развития тематического материала в полифонических формах. Ученый подчеркивает национальную природу этой «работы», при которой использование вариационных приемов образует систему полифонических вариаций. Для понимания особенностей полифонического стиля композитора ценными становятся работы С.С.Скребкова, в которых ученый выдвигает плодотворный тезис о «синтетических чертах» фуг Танеева. По его наблюдениям, в произведениях Танеева фуга проявляет себя как форма, способная трансформироваться и «вбирать» в себя признаки других форм в зависимости от художественного замысла. Этот тезис справедлив и по отношению к грандиозным фугам кантаты «По прочтению псалма».

Параллельно «полифоническому направлению» рождается иной подход к понятию «стиль Танеева». Он обусловлен глубокими и интересными работами М.К.Михайлова. В одной из первых статей «О классицистских тенденциях в музыке XIX - начала XX века» (1963) автор рассматривает стиль Танеева как закономерное явление в рамках развития русского и западноевропейского искусства на рубеже ХГХ - XX веков. Он указывает на творческое усвоение Танеевым конкретных стилей - немецкой полифонии XVIII века и венского классицизма в отношении интонационно-жанровой природы тематизма, а также в сфере формообразования и композиционных структур. Ценность работы состоит в том, что в ней присутствует новый - исторический - ракурс претворения классицистских тенденций в творчестве Танеева. Осознание места композитора, который со своим увлечением античным оперным сюжетом и постоянным интересом к полифонии «не вписывался» в контекст современной ему музыки, было

17 очень важным событием для развития научной мысли о Танееве. Эта статья М.Михайлова стимулировала появление работ иных авторов, занимающихся исследованием танеевского стиля. В более поздней работе «Танеев и музыкальный романтизм», появившейся в 1982 году (она родилась спустя 20 лет после опубликования первой), М.К.Михайлов несколько изменяет точку зрения на творчество композитора. Его наследие, утверждает ученый, явление многообразное, не укладывающееся в рамки только одного, классицистского, художественного течения: «Облик Танеева, каким он вырисовывается в большинстве характеристик и особенно в существующих на сегодня учебниках, нуждается в определенных коррективах. Становится ясно, что не только этими чертами (классицизма - Н.К.) определяется его творческий облик. Другую, не менее существенную сторону составляет в нем естественная, закономерно исторически обусловленная связь с традициями романтизма, то есть «эпохальной» стилевой системой, воздействия которой он не мог избежать» (103, с. 233-234).

Тенденция в «танееведении», начатая М.К.Михайловым, - анализа стиля композитора с точки зрения исторического и культурно-контекстного аспектов, реализовалась в музыковедческих работах 2-й половины 80-х -начала 90-х годов XX века. В работе монографического характера этот принцип воплощен в книге С.И.Савенко «Сергей Иванович Танеев». В небольшой по объему книге автор сумела по-своему «сказать» о великом мастере. Достоинством работы стало освещение основных этапов творческого пути композитора с одновременным воссозданием исторического и культурного фона жизни Москвы рубежа XIX - XX века, а также органичное сочетание в ней документированной биографии с глубокими аналитическими высказываниями о танеевских сочинениях. С точки зрения определения исторического места творчества Танеева интересна глава книги Т.Н.Левой «Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи». Характеризуя композитора как «главу и мэтра» классицистского движения, автор пишет: «Предвидения Танеева

18 заметно опередили время. Историзм мышления, рациональное отношение к творческому процессу, связующая сила контрапунктических форм, - то, что лишь к 10-20 годам XX века стало явлением общекультурного масштаба, характеризовало его деятельность начиная с 80-х годов прошлого, XIX столетия» (86, с. 90).

На фоне всех работ, посвященных Танееву, выделяются труды
Л.З.Корабельниковой. Не одно десятилетие творческой жизни исследователя
связано с работой в области «танееведения». Благодаря ее изыскательской
деятельности наука о Танееве обогатилась многими сведениями из жизни
композитора, истории создания произведений, фактами научной и
творческой биографии. Л.З.Корабельникова является автором работ,
посвященных различным проблемам хорового, оперного и

инструментального творчества Сергея Ивановича, а также вопросам изучения процессов его творчества. Ею написаны статьи о Танееве в Музыкальной энциклопедии и многотомной Истории русской музыки.

Трудно переоценить тот вклад, который внесен Л.З.Корабельниковой в издание Дневников композитора. Исследователю принадлежит расшифровка танеевских рукописей, текстологическая редакция, обширные и подробные комментарии, вступительная статья. Благодаря этому изданию личность великого композитора предстала перед потомками во всем многообразии ее неповторимых черт. Можно без преувеличения сказать, что выпуск Дневников имел поистине эпохальное значение для развития не только «танееведения», но и более глубокого познания процессов, происходивших в русской культуре последнего десятилетия XIX — начала XX века.

Кульминацией деятельности Л.З.Корабельниковой в области изучения творческого наследия мастера стал капитальный труд «Творчество Сергея Ивановича Танеева». Автор определяет жанр своей работы как «историко-стилистическое исследование». Книга стала обобщением достижений отечественного музыкознания в области науки о Танееве. В работе органично сочетаются наблюдения над индивидуальными проявлениями

19 стиля композитора с анализом историко-художественных явлений, отечественных и зарубежных, которые оказали влияние на формирование Танеева-музыканта. Ценным качеством исследования является обобщающий подход в определении места и роли того или иного жанра, как в творчестве самого композитора, так и в истории русской музыки в целом. Это обстоятельство становится очень важным, тем более, что других работ монографического типа, характеризующих все жанры творчества композитора: оперного, симфонического, камерно-вокального, камерно-инструментального, - на сегодняшний день не существует.

В литературе, появившейся в последние десятилетия XX века, наметилась еще одна тенденция: раскрывать многогранную личность мастера в сопоставлении с другими художниками. В 1980-х, в сборнике «Русская книга о Бахе», опубликована статья Н.А. Симаковой «Бах и Танеев». В ней автор, развивая тезис о «бахианстве» Танеева, пишет об исследовательской и редакторской деятельности композитора, связанной с кантатами Баха. Дружеские и творческие связи двух русских композиторов рассмотрены в одном из разделов труда Ю.И.Паисова «Александр Гречанинов». В монографии С.А.Зверевой «Александр Кастальский» творческий облик Танеева дополняется во многом неизвестной стороной его деятельности - участием в возрождении русской духовной музыки посредством творческой работы с Московским Синодальным хором, а также содружеством с коллективом учащихся и преподавателей Московского Синодального училища церковного пения.

На рубеже XX - XXI века документальное танееведение пополнилось капитальным многотомным трудом - серией книг «Русская духовная музыка в материалах и документах». В них опубликованы воспоминания, фрагменты дневников и писем композиторов, дирижеров, общественных деятелей, связанных с процессом, ставшим поворотным в истории русской культуры. Возвращение к истокам русской церковной музыки, а более широко - к возрождению христианской духовности в музыкальных сочинениях стало

20
тем явлением, которое во многом изменило направленность мыслей и
замыслов отечественных композиторов. Коллектив исследователей во главе с
редактором-составителем М.П.Рахмановой осуществил работу

непреходящего значения. Во многом благодаря именно этому труду, где разные стороны деятельности С.И.Танеева в области духовной культуры обоснованы документально, а раскрытые и опубликованные архивные материалы позволяют выявить новые факты, - появилась возможность поставить тему работы в заявленном ракурсе.

Анализ литературы, посвященной личности и творчеству Танеева, позволяет сделать следующие выводы.

1.Отечественное музыкознание располагает внушительным количеством трудов, посвященных творчеству великого русского композитора. В жанровом отношении эти работы различны - от небольших заметок, представляющих непосредственный отклик на исполнение сочинений, до серьезных аналитических трудов и монографий. Значителен и их содержательный диапазон. Изданное на сегодняшний день большое количество мемуарной литературы, а также Дневники композитора позволяют проникнуть во внутренний мир Танеева и представить его облик в совокупности черт, присущих его неординарной личности.

Публикации трудов Танеева («Учение о каноне», «Подвижной контрапункт строгого стиля», статей, посвященных творчеству Баха) позволяют судить о его выдающемся таланте исследователя, внесшего весомый вклад в развитие полифонической науки.

Наличие исследований, связанных с педагогической работой композитора, деятельностью Танеева, помогает выявить масштаб и значение деятельности Танеева-педагога.

Появление литературы, раскрывающей новые черты эпохи рубежа XIX - XX веков (4-х томный труд «Русская духовная музыка в материалах и документах», последние тома Истории русской музыки) по-иному освещают грани музыкально-общественной деятельности Танеева.

21 2. В работах музыковедов получили отражение практически все жанры композиторского творчества Танеева: оперное, хоровое, симфоническое, камерно-вокальное и камерно-инструментальное. Они исследованы в различных ракурсах:

- художественно-контекстуальном - труды Г.Бернандта, С.Савенко,
Л. Корабельниковой, Т. Левой;

историко-стилистическом: работы Б.Асафьева, И.Бэлзы, М.Михайлова, Н.Туманиной, С.Скребкова, ЕШротопопова, С.Евсеева, Л.Корабельниковой;

творчески-процессуальном- о чем пишут Л.Корабельникова, Е.Вязкова;

композиционно-техническом - исследования С.Скребкова В.Протопопова, А.Михайленко;

взаимосвязи слова и музыки - книги В.Васиной-Гроссман, У Ген Ира, Л.Корабельниковой, С.Попова, Е.Ручьевской.

Вместе с тем, анализ существующей литературы свидетельствует о том, что, несмотря на обширный и разнообразный список работ, освещающих разные грани жизни и деятельности Танеева, ряд аспектов его жизненного и творческого бытия нуждается в систематизации, уточнении и пересмотре. Это касается целого комплекса вопросов миропонимания Танеева, связанного с взаимоотношениями композитора с христианской культурой, а также творческой работы художника в области религиозной музыки, которая составила в наследии Танеева хотя и не основную, но весьма значимую сферу его профессиональных интересов.

В контексте полемики о специфике духовной музыки вообще и церковной, в частности, развернувшейся на страницах русской печати в начале XX века, одним из авторов, кто подчеркнул религиозную природу этого сочинения Танеева, был Б.В. Асафьев (И. Глебов). Он замечает, что написана кантата на «глубоко религиозное, вдохновенное стихотворение Хомякова», и «Сергею Ивановичу Танееву, чтобы ярче выразить свой замысел при создании русской религиозной кантаты (курсив мой — Н.К.) приходилось исходить из форм, что создавались упорными достижениями

22 ряда поколений, идеальное завершение которых обозначилось в религиозном искусстве Баха» (14, с. 54). Безусловно присоединяясь к мнению Асафьева, вместе с тем выскажем и свое несогласие с ограничением форм кантаты только традициями Баха. Одной из задач, решаемых нами в процессе исследования последнего творения Танеева, как и других его сочинений с духовной проблематикой, будет стремление доказать, что в них композитором осуществлен синтез западноевропейских и русских традиций.

Первым, кто попытался определить своеобразие концепции и жанровую принадлежность кантаты к произведениям светским, но претворяющим христианские идеи, был Ю.Д.Энгель. В своем отклике на исполнение сочинения Танеева он акцентировал внимание на духовном содержании кантаты, отмечая своеобразие его воплощения: «Танеев дал в своей кантате сочинение, уже ничем не связанное с преданием православной церкви: текст - русский (Хомякова); мелодии - свободные, нетрадиционные; оркестр не только поддерживает пение, но зачастую имеет и крупное самостоятельное значение; формы - контрапунктические, давно созданные и поднятые на совершенную высоту великими мастерами Запада» (48, с. 185).

Замечания Асафьева и Энгеля на том этапе развития музыковедческой мысли, вероятно, могли бы привести к разработке темы о религиозно-духовном содержании сочинения Танеева, однако исторические события заставили отодвинуть эту проблему в область будущего.

В послеоктябрьский период отечественное музыкознание иначе формулировало идею произведения. Так, В.В.Протопопов в статье 1947 года отмечал, что в кантате Танеева «отражены проблемы, наиболее занимавшие его при жизни (космос и личность, растворенная в общем потоке жизни; этические идеалы; устроение мира и гармонии в окружающей действительности)» (118, с. 99). И.Ф.Бэлза, вполне в духе времени (40-е годы XX столетия) считает, что библейские образы присутствуют в кантате только в качестве «внешней оболочки», понадобившейся автору «для вмещения и концентрации глубочайших образов». В произведении, пишет

23 ученый, воплощена «идея этического возвышения, последовательно раскрытая в образах, блистающих чистотой и величием» (там же, с. 30). В статье А.С.Степанова, написанной в тот же период, понимание идеи произведения сформулировано так: «Композитор наиболее полно и ярко развивает давно волновавшие и в разных формах нашедшие воплощение идеи «мировой гармонии», идеи нравственного совершенствования человека в труде и братской любви - идеи глубокого этического значения» (там же, с. 121).

В главе, посвященной последнему сочинению композитора, Л.З.Корабельникова в связи с анализом поэтического источника указывает: «Стихотворение содержит обобщенную философскую мысль (выделено мной - Н.К.): смысл существования человека - не пассивное преклонение перед высшими силами, не воскурение фимиама божеству; единственный «дар» -утверждение нравственного идеала в жизни, в человеческой деятельности» (76, с. 226). С.И.Савенко характеризует содержание танеевской кантаты следующим образом: «Главным для Танеева была тема стихотворения «По прочтении псалма», выразившая его представление о нравственном назначении человека на земле» (160, с. 159). В исследовании Л.А.Скафтымовой «Вокально-симфоническое творчество СВ.Рахманинова и русская кантата XX века», появившемся в 1998 году, в содержательной трактовке кантаты автор основывается на следующей позиции: «Возглашение незыблемости нравственных законов делает концепцию не связанной с жизнью, отвлеченной» (168, с. 49).

Как видно из приведенных высказываний, трактовка кантаты как сочинения с религиозно-духовной концепцией отвергалась отечественными исследователями, работавшими в послеоктябрьский период, на всех этапах изучения творения Танеева. Она была для них «заслонена» традиционной точкой зрения о философском «рационализме» Танеева, о характерном для него воплощении «обобщенных философский идей», его «отвлеченном представлении» о нравственном назначении человека на земле.

24 Первая аналитическая работа о кульминационном сочинении композитора принадлежит А.С.Степанову. Опубликованный в сборнике 1947 года «Памяти С.И.Танеева», очерк представляет собой работу, в которой автор последовательно рассматривает каждую из частей произведения, отмечая некоторые особенности тематизма, тонального плана произведения, фактурные и тембровые детали. Статья изобилует глубокими и верными замечаниями, но высказаны они преимущественно в контексте «технологического» анализа сочинения. Вероятно, содержательное осмысление кантаты было ограничено «идейными возможностями» того периода времени, когда важность философских, религиозно-этических проблем ь творчестве Танеева хотя и осознавалась, но оставалась за пределами их возможного обсуждения.

Свой взгляд на теоретические проблемы анализа сочинения представляет Л.З.Корабельникова в исследовании «Творчество С.И.Танеева». В главе, посвященной кантате № 2, затронуты следующие аспекты ее изучения: композиционные особенности; драматургические характеристики: логика развертывания тонального плана, тематические и интонационные связи между частями, гармонические особенности музыкального языка. В книге Л.А.Скафтымовой, где первая глава начинается повествованием о СИТанееве и его кантатах «Иоанн Дамаскин» и «По прочтению псалма», автор суммирует практически всю информацию о завершающем произведении композитора, накопленную танееведением к этому периоду. В целом в масштабах главы общие сведения о последней работе Танеева превалируют над собственно теоретическим анализом, который являет собой совокупное изложение наблюдений автора относительно характера тематизма, интонационных связей между частями, методов тематического и тонально-гармонического развития.

Возвращение взгляда на кантату как на сочинение с религиозной проблематикой связано с появлением в отечественном музыкознании работ, посвященных историческим и теоретическим аспектам изучения русской

25 духовной музыки рубежа XIX - XX веков. Прежде всего, необходимо отметить интересную и обстоятельную статью М.П.Рахмановой «Русская духовная музыка в XX веке», появившуюся в 1997 году и в которой автор представляет широкую панораму развития духовной музыки. Правда, в работе не рассматриваются культовые сочинения Танеева, но воссозданная картина, отражающая важность и значительность происходивших в то время процессов, помогает понять и верно оценить его вклад в дело возрождения традиций русской религиозной музыки. Глубокие замечания содержатся в книге Н.С.Гуляницкой, которая помещает высказывания о кантатах Танеева в контекст размышлений о жанре светских сочинений на духовную тематику. Кантата «По прочтении псалма», отмечает автор, «воплощает многообразие философско-богословской мысли (выделено мной - Н.К.), претворенной сквозь призму различных жанров - книгу псалмов, литературное произведение и кантатно-ораториальную форму» (48, с. 185). Ключевые явления, связанные с духовным музыкальным возрождением рубежа XIX -XX веков, освещаются в труде Н.В.Парфентьевой и Н.П.Парфентьва «Древнерусские традиции в русской духовной музыке». Не будучи собственно религиозным произведением, кантата С.И.Танеева в работе не упоминается, но попадает в предложенную авторами классификацию основополагающих направлений в развитии духовной музыки в XX веке. Обе танеевские кантаты, как и некоторые его хоры a cappella («Звезды» на стихи А.С.Хомякова или «Молитва» на слова Я.П.Полонского), можно отнести к специфической ее ветви - внехрамовому духовно-музыкальному искусству, по средствам выражения которое «почти или полностью отошло от православной традиции» (119, с. 4).

В целом материал, посвященный последней кантате Танеева, на сегодняшний день представляет собой совокупность сведений, касающихся различных сторон произведения. Каждый из авторов внес в музыковедческую «копилку» свои наблюдения, однако можно с уверенностью сказать, что в современных же условиях идейное содержание

26 последнего творения Танеева по закону связи текста и контекста должно быть интерпретировано заново.

Цель работы состоит в том, чтобы проследить становление «духовной составляющей» жизненного и творческого пути Танеева, формирование в его жизни духовной темы, которая получила отражение в различных сферах деятельности Танеева: общественной и педагогической работе, способствующей делу развития русской церковной музыки, и той части его композиторского творчества, что связана с созданием культовых богослужебных произведений. Предстоит также выявить в композиторском наследии Танеева светские произведения с религиозно-философской концепцией (для характеристики содержания таких сочинений мы используем термин «духовная проблематика»); обнаружить преемственность в принципах воплощения этих идей в работах, принадлежащих различным творческим этапам деятельности композитора, а также образную и стилистическую взаимосвязь между светскими сочинениями и культовыми; в процессе анализа кантат Танеева «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма» отметить своеобразие воплощения в них духовной проблематики, в реализации которой композитор сочетает традиции и достижения западноевропейской прусской композиторских школ; доказать, что рождение величественной концепции последнего творения и его гениальное воплощение - явление закономерное, обусловленное всей предшествующей жизнью и деятельностью композитора.

Цель исследования диктует необходимость решения следующих задач.

1. Наметить ведущие тенденции в русской религиозной философии и
религиозной культуре эпохи духовного возрождения рубежа XIX - начала
XX веков.

2. Рассмотреть обстоятельства жизни, творческой и общественной
деятельности СИТанеева в условиях русского духовного ренессанса
последнего десятилетия XIX - начала XX века.

  1. Проследить этапы творческой эволюции и выявить основные закономерности в работе Танеева над богослужебными произведениями.

  2. Выделить в композиторском наследии особую группу работ с религиозной проблематикой, лежащую на границе жанров светской и духовной музыки, и отметить родство в принципах воплощения подобной образности.

5.Осуществить концепционный и интонационно-драматургический анализа кантаты «По прочтении псалма» как произведения, в котором композитор осуществил мощный синтез и воплотил целостную религиозно-философскую концепцию.

Музыкальным материалом исследования стали культовые сочинения Танеева, имеющие церковно-прикладной характер. В работе представлен анализ сочинений, относящихся к разным периодам творчества композитора. В исследовании рассматриваются также светские сочинения Танеева, в содержании которых можно говорить о претворении духовной проблематики. К таким работам относятся кантата «Иоанн Дамаскин» на текст А.К.Толстого, хоры a cappella «Звезды» и «Вечерняя песня» на стихи А.С.Хомякова, «Молитва» и «Звезды» на стихи Я.П.Полонского и другие. Центральный аналитический раздел посвящен исследованию последнего произведения Танеева - кантаты «По прочтении псалма» в избранном ракурсе.

Методологическую основу исследования составляют принципы историзма как один из ведущих в отечественной школе музыкознания, рассматривающий художественное явление в совокупности претворения традиций, отражения современных композитору тенденций и влияния его творчества на произведения будущих эпох; и принципы контекстуального и теоретического анализа, разработанные в трудах отечественных исследователей.

Одной из первых в работе решается контекстуальная проблема, ибо рассматриваемые сочинения Танеева корреспондировали с теми идеями и

28 образами, что «звучали» в духовной атмосфере эпохи. Нельзя не согласиться, что обращение к культурному и художественному контексту -«первое и важнейшее требование к исследователю, которое выдвигается новыми потребностями науки» (190, с. 14). Метод диалектической связи «текст - контекст» нашел широкое применение в литературоведении и был разработан А.Ф.Лосевым (93), М.М.Бахтиным (18), Ю.М.Лотманом, С.С.Аверинцевым (1), В.Н.Топоровым (187) и рядом других исследователей. М.Бахтин, говоря о могучих глубинных течениях, которые определяют творчество художника, неоднократно подчеркивает: «Литература -неотрывная часть культуры, ее нельзя понять вне целостного контекста всей культуры данной эпохи» (18, с. 348). Историко-художественный контекст помогает проникнуть в различные смысловые пласты, а текст в подобном рассмотрении раскрывает свои «тайны», обусловленные обширными связями с «проблемными полями» эпохи, с активно пульсирующими в ней философскими, религиозными, нравственно-этическими, художественно-эстетическими и иными идеями.

Методологические принципы аналитических разделов диссертации рождаются в синтезе композиционно-драматургического и интонационно-семантического подходов, направленных на понимание приемов и принципов воплощения Танеевым религиозно-духовных идей и образов как в прикладных культовых, так и светских художественных произведениях. Термин «анализ» понимается и используется нами так, как он трактован в современном музыкознании: не как «разъятие», «разложение» произведения на составные части, но как «восхождение» к смыслу сочинения: «Духовный анализ раскрывает сокровенную в простоте сложность», - пишет В.В. Медушевский (100, с.228).

В данных разделах исследования мы опирались на понятие символа,
теория которого развита в трудах А.Ф.Лосева (93), С.С.Аверинцева (1),
А.Белого (167). Методологическим «подспорьем» здесь стали также работы
В.В.Бычкова, в которых значительное место уделено понятию

29 «христианский символизм» (34, 35). Религия является одной из самых «символизированных» областей духовной жизни человечества, пишет ученый, поэтому отражение христианских образов потребовало от художников создания определенной системы выразительных средств: «Понятие образа, изображения, символа, знака входят неотъемлемой частью в христианскую культуру, ибо эти термины служат для передачи важной мировоззренческой идеи глобального образно-символического выражения духовной реальности в мире сотворенных форм» (34, с. 84). В рамках христианской культуры глубокое символическое значение приобретает музыка: «Многие движения души не могут быть выражены словами, и только музыка способна воплотить их в своем звуковом материале, — утверждал Аврелий Августин. Именно музыка становится тем искусством, которое содействует приобщению к высшим истинам Духа. Оно наполнено глубоким сакральным смыслом, не поддающимся словесному описанию» (там же, с. 178). Однако, по мнению о. Павла Флоренского, «символ сам по себе не есть музыка, но станет таковою лишь после контрапунктической разработки его нашим духом, и притом непременно личной, непременно всякий раз, хотя бы и воспроизводимой, - но творчески» (110, с. 46). Поэтому, обращаясь к теме воплощения духовно-религиозной образности в произведениях Танеева, мы в процессе исследования будем обращать внимание на образно-символическую и знаково-семантическую области в их взаимосвязи.

При рассмотрении интонационного материала на знаково-

семантическом уровне мы основывались также на трудах Б.В.Асафьева, Е.В.Назайкинского (107), В.В.Медушевского (100), А.А.Арановского (7), а также использовали принципы анализа сочинений, относящихся к «риторической» эпохе, разработанной учеными-«баховедами» Б.Л.Яворским (109), М.С.Друскиным (51), А.Швейцером (203). В нашей работе термин «музыкальная семантика» будет трактоваться в том смысле, который определяется музыковедом Е.И.Чигаревой следующим образом: «Музыкальная семантика - содержательный план в музыкальном искусстве,

который опирается на расшифровываемые в культурно-историческом и музыкальном контексте устойчивые значения музыкально-языковых формул, а также - жанров, темпов, типов движения, тональных соотношений и т.д.» (202, с. 13).

Современное отечественное музыкознание к настоящему моменту уже накопило большой опыт в анализе западноевропейских образцов духовной музыки, чего нельзя сказать о музыке отечественной. Деятельность эта, связанная с исследованием традиций русской духовной музыки в профессиональном композиторском творчестве, можно сказать, еще только начинается. В определении специфики жанра кантаты № 2 Танеева мы опираемся на фундаментальный труд Н.С.Гуляницкой «Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века». В нем произведения русских композиторов с религиозно-духовной тематикой и образностью, предназначенные не для храмового богослужения, а для концертного исполнения, выделяются в особую группу (глава седьмая). Среди них отдельно рассматриваются концертные произведения с сакральным содержанием на художественные тексты. «Такие сочинения, ставя во главу угла онтологические проблемы, интерпретируемые с философской, богословской, эстетической и художественных позиций, не лишают себя права давать им относительно свободную художественную интерпретацию», - пишет исследователь (48, с. 193)

Актуальность работы обусловлена новизной темы, направленной на обнаружение и раскрытие религиозно-духовного пласта миропонимания, деятельности и творчества С.И.Танеева, до настоящего времени остававшегося вне специального рассмотрения в музыковедческой науке. Нельзя утверждать, что он вовсе оставался вне поля зрения исследователей: в последние годы изданы музыкально-духовные сочинения Сергея Ивановича, опубликованы новые биографические материалы, раскрыта такая сфера его деятельности, как сотрудничество с Синодальным хором и Синодальным училищем церковного пения. Однако внутренняя жизнь художника, сфера

31 его мировоззрения и миропереживания до настоящего момента все еще ограничивается утверждением его «спинозианства», ориентированностью на различные области рациональной позитивистской философии и, по словам Е.М.Орловой «абстрагированного представления о вечной этической правде» (112, с.301). И это в то время, как факты жизнедеятельности С.И.Танеева, само его творчество и концепции вершинных творений свидетельствуют о его глубинной, не выставляемой напоказ, но сформированной с детства внутренней религиозности, питавшей творчество художника на всех этапах деятельности и кульминационно выразившейся в произведении, которым он увенчал свой творческий путь, - кантате «По прочтении псалма».

Возможность разработки подобной темы обусловлена также и определенными общественно-историческими тенденциями нашего времени. Эпоха духовного возрождения рубежа XIX-XX веков явственно корреспондирует с религиозным возрождением рубежа следующих столетий. Духовная близость двух эпох позволяет не только понять, но и лучше почувствовать атмосферу того времени, когда рождался величественный замысел кантаты.

Поставленные в работе задачи и пути их решения продиктовали структуру исследования. Состоит работа из Введения, основного раздела, содержащего две части, в каждой из которых по две главы, Заключения, Библиографического списка, Нотного приложения.

Первая часть называется «Духовный путь С.И.Танеева» и посвящена выявлению мировоззренческих и творческих процессов в жизни композитора, которые происходили в период, составивший эпоху его творческой зрелости.

В первой главе «Деятельность С.И.Танеева в контексте русской культуры 1890-х - 1910-х годов» значительное внимание уделено явлению «русского духовного ренессанса», оказавшего воздействие на все стороны жизни русского общества на рубеже веков. В разделе раскрываются взаимоотношения композитора с православной верой и религиозным

32 искусством; прослеживается и фактологически обосновывается органическая связь интеллектуальных и творческих импульсов жизни композитора с философскими и эстетическими идеями эпохи «духовного возрождения».

Вторая глава «Духовная тема в творчестве С.И.Танеева середины 1870-х - начала XX века» рассматривает культовые сочинения Танеева. Они составили небольшую по объему часть наследия, но создавались композитором на протяжении многих лет творчества, что свидетельствует о том, что Танеев не оставался в стороне от духовных исканий и запросов эпохи. Они явились своеобразными «ступенями мастерства» в освоении им христианской образности и в формировании тех значимых образов и средств, которые станут впоследствии константами его поэтики. В данном разделе анализируются также некоторые светские хоровые произведения, в содержании которых получила отражение религиозно-философская проблематика.

Часть вторая «Кантата «По прочтении псалма» и ее религиозно -философская концепция» посвящена духовной проблематике и принципам ее воплощения в вершинном творении С.И.Танеева.

В третьей главе «Поэтический источник кантаты» идет разговор о литературной основе танеевского сочинения. Обращение к личности автора стихотворения, философа и литератора А.С.Хомякова, позволяет выявить духовную общность двух художников, которая способствовала обращению Танеева к поэтическому наследию А.С.Хомякова. Здесь же приводится богословское толкование 49-го Псалма Давида, ставшего основой для художественной интерпретации его содержания поэтом.

Четвертая глава «Религиозно-философская концепция кантаты С.ИТанеева «По прочтении псалма» представляет собой многоаспектное обоснование поставленной в исследовании задачи рассмотрения принципов воплощения религиозно-философской концепции кантаты в свете философских воззрений композитора. В аналитических очерках девять

33 номеров произведения анализируются с точки зрения претворения религиозной образности в аспекте христианских идей. Выделяя два концептуально взаимосвязанных смысловых «пространства» кантаты -космогонический, миротворческий, ветхозаветный, и антропологический, духовно-нравственный, новозаветный, - прослеживается своеобразие музыкального воплощения каждой из данных образных сфер.

В Заключении подводятся основные итоги исследования. В нем выявляется уникальность трактовки жанра кантаты, в котором духовная идея воплощается с помощью музыкальных средств, синтезирующих традиции и достижения отечественных и западноевропейских композиторов разных эпох, определяется место произведения Танеева в художественном контексте эпохи и истории жанра русской кантаты.

Часть I Духовный путь С.И.Танеева

Актуализация религиозно-философских идей в русской культуре середины 90-х годов XIX - первых десятилетий XX века

Эпоху русского религиозного возрождения начала XX века НА.Бердяев характеризовал как время «большого умственного и духовного возбуждения, бурных исканий, пробуждения творческих сил» (24, с.217). Противопоставляя этот процесс предшествующей эпохе, он пишет: «Во 2-й половине XIX века вся религиозная энергия, присущая народу, была направлена на социальность, и духовная энергия была целиком растворена в социальной борьбе. В начале века XX область духовного была выделена и освобождена» (там же, с. 218). Это состояние охватило все области духовной жизни и деятельности русского общества, когда, по словам протоиерея Г.Флоровского, изменяется само чувство жизни: «Многим открылось, что человек - существо метафизическое, и мир уже кажется иным, и в самом себе человек находит неожиданные глубины. Религиозная тема ставится не как тема мысли, но тема жизни. Вспыхивает жажда веры, рождается потребность в духовной жизни, потребность строить свою душу» (196, с.452). Выявлению глубины и значению религиозного движения рубежа веков впоследствии было посвящено немало философских трудов, но работы, ему посвященные, появляются и сегодня.

Практически во всех трудах исследователей проводится мысль о том, что с точки зрения философских исканий период «духовного ренессанса» является, по сути, дальнейшим процессом развития русской философской мысли. Как одно из качеств, присущих отечественной философии изначально, известный философ и историк В.В.Зеньковский отмечает ее связь с религиозным православным миросозерцанием: «Русская мысль всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой» (61, с. 13).

Другую особенность русской философской мысли можно определить как антропоцентричность: «Она больше всего занята темой о человеке, о его судьбе и путях, о смысле и цели истории», - пишет ученый (там же, с. 16). Человек, его судьба, его предназначение - вопросы, которые всегда были в центре внимания русских мыслителей, поэтому для русского философского мышления характерно было доминирование нравственно-моральной позиции при рассмотрении и анализе многих проблем. Эти черты в условиях религиозно-философского возрождения получили дальнейшее развитие.

Как движение философской мысли, «русский духовный ренессанс» сформировался в начале 90-х годов XIX века. Одним из важнейших его философских источников стали традиции развития отечественной религиозной философии XIX века. Знаменательно, что среди мыслителей, чье философское и художественное наследие оказало влияние на формирование религиозных концепций эпохи, был А.СХомяков. Н.А.Бердяев признавался: «Люди моего поколения, поколения начала XX века, возвратившиеся к христианству и православию, вернулись прежде всего к православию хомяковскому, к хомяковскому пониманию Церкви» (24, с. 224). Об интересе к религиозно-философским трудам Хомякова упоминает другой философ, Е.Н.Трубецкой: «Мой брат, С.Н.Трубецкой, наткнулся на богословские произведения Хомякова, которые тотчас были обоими прочтены с жадностью» (3, с. 19).

Алексей Степанович Хомяков (1804 - 1860) - выдающийся деятель русской культуры первой половины XIX века. В 40-х — 50-х годах он считался одной из самых примечательных московских личностей: «Не было науки, в которой бы Хомяков не имел бы обширнейших познаний, о которой не мог бы вести продолжительного разговора со специалистами», - пишет философ и историк Н.О.Лосский (97, с. 196). Разносторонне образованный мыслитель, Хомяков был человеком глубоко религиозным, в течение жизни строго исполнял все посты по Уставу православной Церкви, а в праздничные и воскресные дни посещал все богослужения. Н.А.Бердяев называл его «рыцарем православной Церкви».

Авторы работ о Хомякове - среди них П.А.Флоренский, Н.О.Лосский, В.В.Зеньковский - отмечают, что он не привел в законченную систему свои взгляды, но был подлинным мыслителем, систематизатором славянофильского учения, которое стало, по мнению исследователей, одним из источников рождения национальных религиозных философских концепций: «Славянофильство сыграло огромную роль не только в истории нашего национального самосознания, но и в истории православного самосознания», - отмечает Н.А.Бердяев (24, с. 86).

А.С.Хомяков - христианский философ; объединяющим звеном его взглядов является церковное сознание. Церковь, по Хомякову, источник истины; Церковь объединяет людей веры, и без нее человек обречен на внутренний разлад: «Недоступная для отдельного мышления, истина доступна только совокупности мышлений, связанных любовью», - писал он (95, с. 87). В интеллектуальных кругах русского общества активизируется интерес не только к личности и философским воззрениям А.С.Хомякова, но и литературному наследию мыслителя. В 1900 - 1908 годах вышло его Собрание сочинений в 8 томах, а в целом до 1917 года произведения Хомякова издавались трижды. Одно из лучших поэтических творений мастера - стихотворение «По прочтении псалма» легло в основу последнего произведения Танеева.

Псалом 49-й и его интерпретация в стихотворении А.С.Хомякова

Еврейское название «Псалом» переводится как «хвалебная песнь, молитва». Псалтырь - Книга Псалмов - состоит из 150 молитв.

Книга Псалмов - одна из древнейших Ветхозаветных книг. Как всякая «книга мудрости», она вобрала в себя результаты многовекового коллективного творчества и стала настольной книгой христиан. Содержание песнопений архиепископ Филарет характеризует таким образом: «Одни повествовательные, другие увещевательные, иные пророчественные, то молитвенные, то исповедальные, то благодарственные. В основах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая: все состояния души, все движения мысли, так что в человеке нельзя найти ничего более» (196, с. 75). Утвержденная всей практикой развития христианского мировоззрения как «Книга книг», Псалтырь широко вошла не только в обьщенную жизнь человека, но и в область художественного творчества.

Началом русской поэтической традиции в обращении к Книге Псалмов считается появление в 1680 году полного ее стихотворного переложения

Симеоном Полоцким. Для него же, в свою очередь, поэтическим образцом стала «Псалтырь Давидова» польского поэта Яна Кохановского (1579).

Для авторов XVII - начала XVIII века в псалмах, как духовном источнике поэзии, важна сакральность содержания, поэтому стихотворные переложения строго следуют каноническому тексту. Более смелое общение с первоисточником, предполагающее личностную интерпретацию его содержания, приходит во второй половине XVIII века. В переложениях фрагментов Псалтыри В.К Тредиаковским, М.В.Ломоносовым, А.Н.Сумароковым, Г.Р.Державиным ощущается личностное прочтение текста и определенная свобода в толковании смысла псалма. В 90-е годы XVIII века вдохновение в великой книге черпали такие поэты, как И.А.Крылов, Н.П.Николаев, Е.И. Костров, И.И. Дмитриев, И.В .Лопухин, И.П.Тургенев. Многообразие обращений к Книге Псалмов породило и различные названия переложений: «Духовная песня, извлеченная из Псалма», «Подражание», «Вольная вариация», «По мотивам Псалма» и др.

Рубеж XVIII - XIX веков принес новые веяния, и «Псалтырь, книга глубоко исповедальная и неисчерпаемая, перестала быть для поэтов источником вдохновения, идеальным образцом единства поэзии и молитвы» (123, с. 34). Однако традиция обращения к Книге Псалмов не исчезает бесследно. В «танеевский» период увлечения религиозным искусством появляются сочинения К.М.Фофанова «Из псалмов Давида» (1889), переложения псалмов 8, 141, 144 А.М.Федорова (1894 - 1896). В 1895 году вышел стихотворный сборник «Избранные псалмы святого царя и пророка Давида, переложенные стихотворной речью известными русскими поэтами». Интерес к псалмам возродился в творческих исканиях поэтов и писателей «серебряного века». В условиях иного историко-художественного контекста рождаются «Псалом солнечный» В.Иванова, «Радостный псалом» Эллиса, «На мотив Псалма 18-го» К.Бальмонта, «Псалом Давида» В.Брюсова, «Псалмопевцу» ЗТиппиус, «Арфа Давида» Ф.Сологуба.

Внимание А.СХомякова привлек 49-й псалом, который Св. Афанасий Великий называет повествовательным и пророческим, ибо в нем рассказывается о втором пришествии Христа. Вообще, отмечает ученый-богослов, «почти в каждом Псалме возвещается о пришествии Спасителя и о том, что он придет как сущий Бог» (16, с. 5). Псалом условно делится на два раздела: первый посвящен описанию прихода Спасителя, второй представляет собой прямую речь Господа, в которой Он говорит об истинности жертвы и обличает грешников.

В первом разделе основной мыслью является пророчество: «В первое пришествие Иисус Христос явился на земле тайно, во втором пришествии придет как Судия всей твари» (185, с. 305). Это пришествие будет и страшным, и явным, нисшествие будет сопровождаться бурею (стихи 1,2,3). И предписывает Господь собрать тех, кто думает, что, принося жертвы, исполняет Завет Божий, и хвалится ими, и считает себя угодными Богу людьми (ст. 5).

С седьмого стиха начинается речь Господа. Он корит народ израильский, но не за жертвоприношения - «ибо твои, народ, воссожжения беспрестанно курятся на алтаре храма Моего» (там же, с. 307). Вина его иная: Богу не нужны «материальные» жертвы, так как все в мире и так принадлежит Ему. Богу нужно, чтобы эти жертвоприношения были заменены жертвами иными - богопочитанием новым, по духу Евангелия: истинно благоугождает тот, кто посвящает себя служению добродетели («И призови Мя, в день скорби твоея, и изму тя, и прославивши Мя»).

Религиозная образность кантаты в аспекте христианских идей

Говоря о всечеловеческой идее кантаты, мы должны подчеркнуть, что выросли чеканно отлитые поэтические строки из величайшего духовного наследия христианской культуры. Именно христианские основы идейного содержания сочинения дали повод Б.Асафьеву сказать, что кантата Танеева «одухотворена и религиозна в высшем, а не внешнем смысле этого понятия» (14, с. 56). В содержании произведения, как уже было отмечено, получила отражение проблематика не только Книги Псалмов, но и других книг Священного Писания (Книги Бытия, в частности).

Первый номер кантаты (Хор, Allegro tempestoso, d-moll - F-dur) строится на основе начальных строк стихотворения А.С.Хомякова: Земля трепещет. По эфиру Катится гром из края в край.

Образный мир части связан с отражением грозных стихийных явлений, которые являются предтечей возглашения Божьего Слова: «Когда изберу время, Я произведу суд по правде. Колеблется земля и все живущее на ней: Я утвержу столпы ее» (Пс. 74: 3,4); «Видели Тебя, Боже, воды, и убоялись, и вострепетали бездны. Облака изливали воды, тучи издавали гром, и стрелы Твои летали. Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась» (Пс.76:19). Картина «вздыбившейся тверди», когда все сущее приходит в движение, колеблется, трепещет, воплощена в начале номера в инструментальном вступлении оркестровыми средствами: глухим рокотом литавр, стремительными пассажами-«бликами» деревянных духовых, трепетной пульсацией струнных инструментов. Далее она разворачивается в хоровой фуге, «фундамент» которой составляют две темы. Первая, «Земля трепещет», имеет прихотливый хроматизированнный мелодический рисунок. Ее основу составляет интервал уменьшенной квинты и яростно вырывающийся «из оков» тритона скачок на септиму: как бы сквозь преграды вырываются на волю долго дремлющие силы - все приходит в движение (пример 18). Вторая тема, «По эфиру катится гром», в образном отношении также находится в сфере катаклизмов, свершающихся в преддверии Судного дня. Звучащая монолитно и решительно (хоровой унисон, ff), она в мелодическом контуре представляет собой «волну» нисходяще-восходящего движения, как бы «наглядно» отражая поэтический смысл текста: «Катится гром из края в край» (пример 19). Бурный и стремительный характер части определил ее темпоритм и драматургические особенности. При ясно выраженной трехчастности, фуга являет собой композицию, основанную на принципе сквозного динамического нарастания. Генеральной кульминацией номера становится провозглашение начальной фразы речи Господа: То Божий Глас; он судит миру: «Израиль, мой народ, внимай!»

Божий Глас - часто встречающийся в псалмах образ: «Глас Господень над водами, Бог славы возгремел. Глас Господа силен, Глас Господа величествен. Глас господа высекает пламя из огня; Глас Господа потрясает пустыню» (Пс 28:3,4,7). Слово Господа, которое должно быть услышано всей вселенной, присутствует в стихах - переложениях Псалмов и другими авторами. Шевырев СП.: «Вдруг туча воздвиглась, и вихрь застонал,/Глас Бога в громах прокатился». Ломоносов М.В.: «Сквозь дождь, сквозь вихрь, сквозь град блистая,/И Гласом громы прерывая,/Словами небо колебал» (131, с. 67). В картине грозного пришествия, воссозданной поэтом и композитором в № 1, очень много символического. Гром, в частности, по святоотеческой символике, олицетворяет «евангельские слова, прогремевшие над миром и пролившиеся дождем нового учения» (35, с.355). Глас Божий также не принято воспринимать буквально, подобно гласу человеческому. Это один из христианских символов, по трактовке Василия Великого, «некое духовное представление, вселяемое Богом в душу человека, которым Он желает что-то сообщить» (там же, с. 353).

Образ Божьего Гласа становится в кантате важнейшим и получает как вокальную (в № 1), так и инструментальную характеристику (№№ 3, 4, 7, 8, 9). В последнем варианте она становится сквозной, приобретая черты лейттемы и появляясь в узловых моментах драматургического развития.

Второй номер (Двойной хор, Andante sostenuto, B-dur) основан на начальных строках прямой речи Господа:

Далее в стихотворении Хомякова о храмах, возведенных людьми во славу Божию, говорится Господом отрицающе, грозно-повелительно, и слова эти станут основой вступительного речитатива следующего, третьего номера: «К чему Мне пышных храмов своды/Бездушный камень, прах земной?». Здесь же Танеев, отталкиваясь именно от этих четырех строк поэта, рисующих храм как место служения Богу и вознесения Ему молитв, воссоздает одухотворенной атмосферу храмового богослужения.

Похожие диссертации на Духовная тема в творчестве С. И. Танеева и ее воплощение в кантате "По прочтении псалма"