Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национальная тема в творчестве Александры Сахаровской : по материалам коллекции графики из фондов Бурятского республиканского художественного музея им. Ц.С. Сампилова и семейного архива художницы Цыреннимаева, Людмила Ильинична

Национальная тема в творчестве Александры Сахаровской : по материалам коллекции графики из фондов Бурятского республиканского художественного музея им. Ц.С. Сампилова и семейного архива художницы
<
Национальная тема в творчестве Александры Сахаровской : по материалам коллекции графики из фондов Бурятского республиканского художественного музея им. Ц.С. Сампилова и семейного архива художницы Национальная тема в творчестве Александры Сахаровской : по материалам коллекции графики из фондов Бурятского республиканского художественного музея им. Ц.С. Сампилова и семейного архива художницы Национальная тема в творчестве Александры Сахаровской : по материалам коллекции графики из фондов Бурятского республиканского художественного музея им. Ц.С. Сампилова и семейного архива художницы Национальная тема в творчестве Александры Сахаровской : по материалам коллекции графики из фондов Бурятского республиканского художественного музея им. Ц.С. Сампилова и семейного архива художницы Национальная тема в творчестве Александры Сахаровской : по материалам коллекции графики из фондов Бурятского республиканского художественного музея им. Ц.С. Сампилова и семейного архива художницы
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Цыреннимаева, Людмила Ильинична. Национальная тема в творчестве Александры Сахаровской : по материалам коллекции графики из фондов Бурятского республиканского художественного музея им. Ц.С. Сампилова и семейного архива художницы : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Цыреннимаева Людмила Ильинична; [Место защиты: Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств Рос. акад. художеств].- Москва, 2010.- 218 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-17/7

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Бурятское изобразительное искусство прошло большой путь в своем развитии и совершенствовании. Его изучение представляет собой сложную историко-культурную и искусствоведческую задачу. Однако творчество отдельных художников, в частности Александры Сахаровской, ее влияние на общий процесс развития бурятского искусства до настоящего времени не стали еще предметом специального исследования, тогда как признание ее профессиональных успехов достаточно весомы. В фокусе исследовательского внимания настоящей работы находится творческое наследие художницы, насколько емко оно отразило современность, духовное состояние общества и времени, какое место занимает искусство А. Н. Сахаровской в бурятском изобразительном искусстве и в чем заключается феномен национального в ее творчестве.

Изучение этого наследия не только расширяет представление о творческой эволюции художницы, но и дополняет понимание сути ключевых процессов, происходящих в бурятском искусстве 1950-1980 годов. В своей значимости для национальной культуры искусство А. Н. Сахаровской приобрело значение феномена, как, впрочем, и любого другого художника, отразившего развитие национального самосознания. В осмыслении этого феномена возрастающее значение приобретает проблема диалога, взаимодействия национального и общечеловеческого. В современном, тяготеющем к глобализации мире особую ценность приобретают противостояние культуры и искусства всему, что стирает различия, специфику и самобытность национального сознания, понимание того, что национально-самобытное искусство, выражая общечеловеческие ценности, обогащает его особыми, неповторимыми гранями. Все это обусловило формулировку темы диссертационного исследования: «Национальная тема в творчестве А. Н. Сахаровской.».

Творчество А.Н.Сахаровской, как и других бурятских художников, ее коллег-ровесников Д-Н. Д. Дугарова, А. В. Казанского, С. Р. Ринчинова, А. Б. Даржаева развивалось в период укрепления социалистического строя, когда каждому из них стало вполне доступным получить высшее художественное образование в центральных вузах страны, а затем в полной мере раскрыть свой талант, воспевая в произведениях жизнь во всей ее полноте, а по сути завоевания социализма, давшего одному из малочисленных народностей -бурятам - прошедшим через все трагические перипетии, связанных с его строительством, прийти, наконец, к мирному существованию, как честно и искренне отображено в бурятском искусстве, что по сути и является одной «большой идеей» бурятского изобразительного искусства 60-80 годов XX века. Выбор темы закономерно связан с актуальной постановкой таких важнейших проблем, как:

проблема национального в искусстве как отражение бытия нации через ряд компонентов, позволяющих наиболее полно отразить ее неповторимость и уникальность;

проблема творческого поиска мастера в области графики как основополагающей в искусстве А.Н.Сахаровской;

- проблема осмысления результатов творческого поиска, отражающие
развитие художественной образности А.Н.Сахаровской в различные периоды ее
деятельности;

Степень научной разработанности проблемы

Графическое наследие А.Н.Сахаровской достаточно широко освещалось в периодической печати, журналах «Искусство», «Художник», «Творчество», каталогах выставок, тематических альбомах. О творчестве художницы писали И.Соктоева, М.Хабарова, В.Зименко, С.Червонная, О.Воронова, Р.Аболина, Н.Прокофьева, Т.Бороноева, Л.Николаева.

Почти за сорокалетнюю жизнь в искусстве А.Н.Сахаровская сама стала автором нескольких статей, куда вошли ее размышления о своем творчестве, воспоминания, рассуждения о процессе создания художественных

произведений, а также о своем родном городе Улан-Удэ, что помогло раскрыть личность художницы.

Большой вклад в исследование бурятского изобразительного искусства внесла искусствовед, кандидат искусствоведения, Почетный член Российской Академии художеств Соктоева И. И. Именно ею были глубоко изучены истоки зарождения бурятской профессиональной живописи, графики, всех видов традиционного декоративно-прикладного искусства, а также одного из знаковых видов национального искусства - древнейшего ювелирного искусства из серебра и самоцветов. Соктоева И. И. заложила тот фундамент, на котором строится современное бурятское искусствоведение.

Первое упоминание о работах А.Н.Сахаровской появилось в виде аннотации, а затем статьи в каталоге, написанной И.И.Соктоевой, к Юбилейной выставке художников Бурятии, посвященной 40-летию республики, в июле 1963 года. В статье говорится об 11 линогравюрах А.Н.Сахаровской, посвященных эпосу «Гэсэр», которые произвели настоящий фурор. И.И.Соктоева отметила, что главной мыслью всей серии является слитность героя с народом, а также новое творческое осмысление художницей народного эпоса, т. е. линогравюры А. Н. Сахаровской наметили черты нового в бурятском изобразительном искусстве.

В 1997 году Т. А. Бороноева издает монографию «Графика Бурятии», которая явилась исследованием формирования, эволюции и сегодняшнего состояния графического искусства на территории Бурятии. Характеризуя творчество А. Н. Сахаровской, критик находит связь образного мышления художницы с наследием буддийской иконописи, в частности в использовании «композиционного клейма» (совмещение на одном листе разновременных и разнохарактерных мотивов), часто встречаемый в буддийских житийных иконах и что послужило для данного исследования одной из отправных точек в раскрытии «национальной темы» в творчестве Сахаровской А. Н.

О. Воронова в статье «Эпос и современность», опубликованной в 1972 году на страницах журнала «Художник» №9 делает обзор десятилетнего

творчества А. Н. Сахаровской, начиная с ее первых шагов в искусстве. Одной из самых интересных и замечательных черт в формировании творческого мировоззрения художницы, считает критик, - ее эмоциональное ощущение как современности, так и давно минувшей эпохи. И, как точно подметила О. Воронова, творческая взыскательность художницы помогла постичь и воплотить в искусстве глубинную суть национального бурятского характера.

В 1974 году в журнале «Искусство» № 9 была напечатана статья В. Зименко «Современность в графической лирике Александры Сахаровской». Данная статья явилась откликом на первую персональную, вызвавшую большой интерес выставку художницы в Москве. Критик отметил новый подход художницы к решению художественного образа, когда литографский рисунок соответствует внутреннему мироощущению художницы. Одновременно критик поднимает проблему традиций и современности в искусстве А. Н. Сахаровской, проявляющуюся в линейно-пространственном ритме, идейной наполненности и поэтической силе ее графических композиций.

В 1976 году выходит в свет книга «Художники Бурятии» Соктоевой И. И. и Хабаровой М. В., изданная в Ленинграде издательством Художник РСФСР, в которой представлена полная картина бурятского изобразительного искусства в его развитии, а также научно обосновывается периодизация его развития. Творчеству Сахаровской А. Н. авторы отводят особое место в развитии бурятской графики и отмечают ее близость к манере и изобразительным приемам народного творчества.

Много внимания бурятскому изобразительному искусству было уделено Червонной С. М. в книгах « Живопись автономных республик РСФСР», «Взаимодействие художественных культур народов СССР», «Проблемы национальных культур народов СССР в художественной критике», «Взаимодействие художественных культур народов СССР», в которых предметом изучения автора явилась живопись. Но те тенденции развития, тематика, хронология, которые С. М. Червонная проследила в живописи 1960-1980-х годов, также присущи и графике А. Н. Сахаровской: тяготение к

монументальным формам, лирическая повествовательность, интерес к этнографическим особенностям народного быта.

Таким образом, существует определенный круг исследований бурятского изобразительного искусства в целом, в которых творчеству А. Н. Сахаровской отводится определенное место, и в которых затрагивается национальная тема в ее творчестве, а также ряд публикаций, в основном в периодических изданиях, посвященных деятельности художницы. Обзор литературы, посвященный творчеству А.Н.Сахаровскои, позволяет отметить сходные моменты в исследованиях различных авторов и выделить следующие положения. В основном, все эти исследования строятся на обзоре творчества художницы, не вдаваясь в скрупулезное систематизированное исследование творческого метода, как такового, который позволяет шаг за шагом проследить эволюцию художника, его художественного мышления. При этом творческий поиск А.Н.Сахаровскои не всегда венчается победой, неизбежны и потери, которые не находили отражения в критике. До сих пор не исследовались обширные материалы, хранящиеся в фондах музея, а также материалы из семейного архива. В силу этого, серьезно не исследовалась проблематика творческого поиска в графике А.Н.Сахаровскои, очевидного именно на примере не освещенного графического наследия художницы, всестороннему и расширенному изучению которого и посвящена данная работа.

Объектом настоящего исследования является искусство А.Н.Сахаровскои в контексте ее творческих поисков.

Предметом исследования является коллекция графических работ Республиканского Художественного музея им. Ц.С.Сампилова, а также неизвестное графическое наследие из домашнего архива.

Цель данного исследования заключается в определении национальной темы и художественного языка А.Н.Сахаровскои, ее индивидуального понимания картины мира, а также формально содержательных аспектов (пространства и времени, системы символов, метафор, в соотношении традиции и новаторства). Также целью данного исследования является определение

широкого круга проблем творческого поиска А.Н.Сахаровской в графике. Исследование ведется на базе графического наследия в различные этапы жизни художника в 50-е, 60-е, 70-е, 80-е годы XX столетия.

В задачи данного исследования входят: на основе изучения неизвестных архивных материалов А.Н.Сахаровской, (путевые зарисовки, композиционные поиски, наброски, эскизы, выполненные на протяжении всей ее творческой деятельности) провести систематизацию и атрибуцию рисунков на основе анализа творческого наследия, литературно-критических и научно-исследовательских трудов об искусстве и жизни художницы.

Методологическими основами данного исследования являются концептуальные положения и выводы отечественного искусствознания, сделанные в период с 1920-х годов до начала первого десятилетия XXI, общие положения культурологи и философии, структурно-исторический метод исследования, сравнительно-сопоставительный анализ, систематизация и обобщение полученных выводов и результатов. Комплексный метод, который используется в работе, позволяет с наибольшей полнотой осветить изучаемый материал. В ходе работы проведен анализ литературы по творчеству А.Н.Сахаровской, по теории и истории изобразительного искусства; художественного наследия художницы, включающего ее ранее не опубликованные работы.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые предлагается опыт искусствоведческого анализа наследия А. Н. Сахаровской, ее творческого поиска и метода;

раскрывается богатство ее тем, образов, мотивов;

проясняется логика многих стилевых закономерностей и тенденций в творческой эволюции художницы;

в целом выявляется «существо национального» в широком правдивом отражении жизни своего народа

выявляется влияние искусства А. Н. Сахаровскои на дальнейшее развитие бурятского изобразительного искусства, в частности, на развитие темы гэсэриады в бурятской графике 1970-1980-х годов.

Границы исследования определяются хронологическими рамками с 1950-х по 1980-е годы, отмеченными наибольшей творческой активностью художницы.

Теоретическое значение работы заключается в том, что углубленное исследование графического наследия А.Н.Сахаровской включающее ранее не опубликованные работы, дает существенное дополнение к пониманию не только творчества художницы, но восстанавливает более полную и объективную картину истории бурятского изобразительного искусства 60-80-х годов XX века.

Степень изученности проблемы. Выбранный аспект исследования (национальная тема в творчестве бурятской художницы А. Н. Сахаровскои) -позволяет выявить в единстве и национальные, и мировоззренческие концепты. Именно в совокупности этих позиций используется понятийное наполнение термина «национальная тема».

Практическое значение работы состоит в том, что описанная и систематизированная работа мастера, основанная на колоссальном опыте создания художественных произведений, может служить хорошим примером и неисчерпаемым источником в профессиональном формировании молодых художников и искусствоведов. Теоретический результат и фактическое содержание диссертации могут быть использованы для издания альбома, освещающего творчество А.Н.Сахаровской, который, в свою очередь, существенно пополнит искусствоведческую литературу о бурятском изобразительном искусстве. Данный материал также может быть использован для разработки лекционного курса по теории и истории бурятского изобразительного искусства, а также для руководства спецкурсами и семинарами, курсовыми и дипломными работами студентов. И, наконец, художественный опыт А. Н. Сахаровскои, результаты ее поисков синтеза

бурятских национальных традиций и европейского искусства помогут современным художникам, ищущим подобного синтеза, выбрать свой путь в искусстве.

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена по плану кафедры теории и истории искусства Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусства.

Основные положения работы обсуждались на Международной научно-практической конференции «Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии» (Улан-Удэ, июнь 2009, ВСГАКИ), отражены в статьях и тезисах докладов. Материалы диссертации использованы для DVD-фильма «Гэсэр -бурятский героический эпос», выпущенном в 2006 году Национальной библиотекой РБ. В 2009 году статья «Эволюция темы Гэсэриады в бурятской графике» издана в реферируемом сборнике Бурятского Государственного Университета.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, последовательно освещающих развитие национальной темы, а также проблематику творческих поисков в графике А.Н.Сахаровской 1950-1980-х годов, в ее зрелой графике, включающей такие актуальные разделы, как графические поиски в образе Гэсэра, в создании исторического и эпического образа современной Бурятии; а также заключения и библиографического списка. Текст диссертации дополняется приложением альбома и каталога работ А. Н. Сахаровской, хранящихся в фондах графики Бурятского республиканского художественного музея им. Ц. С. Сампилова. Основное содержание работы

Похожие диссертации на Национальная тема в творчестве Александры Сахаровской : по материалам коллекции графики из фондов Бурятского республиканского художественного музея им. Ц.С. Сампилова и семейного архива художницы