Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Федор Серафимович Дружинин – исполнитель, педагог, композитор Погадаева Наталья Олеговна

Федор Серафимович Дружинин – исполнитель, педагог, композитор
<
Федор Серафимович Дружинин – исполнитель, педагог, композитор Федор Серафимович Дружинин – исполнитель, педагог, композитор Федор Серафимович Дружинин – исполнитель, педагог, композитор Федор Серафимович Дружинин – исполнитель, педагог, композитор Федор Серафимович Дружинин – исполнитель, педагог, композитор Федор Серафимович Дружинин – исполнитель, педагог, композитор Федор Серафимович Дружинин – исполнитель, педагог, композитор Федор Серафимович Дружинин – исполнитель, педагог, композитор Федор Серафимович Дружинин – исполнитель, педагог, композитор Федор Серафимович Дружинин – исполнитель, педагог, композитор Федор Серафимович Дружинин – исполнитель, педагог, композитор Федор Серафимович Дружинин – исполнитель, педагог, композитор
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Погадаева Наталья Олеговна. Федор Серафимович Дружинин – исполнитель, педагог, композитор : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Погадаева Наталья Олеговна; [Место защиты: Саратовская государственная консерватория].- Саратов, 2009.- 217 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Вехи пути Ф.С.Дружинина.

1.1. Годы учения 16

1.2. Этапы творческой деятельности 31

Глава 2. Из истории альтовой школы Московской консерватории. В.В.Борисовский и Ф.С.Дружинин: линии преемственности.

2.1. Традиция деятельности альтистов в многообразии сфер творчества 40

2.2. Развитие сольного альтового репертуара (от переложений - к оригиналу) 57

2.3. Педагогические принципы Ф.С.Дружинина 65

Глава 3. Ф.С.Дружинин-исполнитель.

3.1. Сольное исполнительство. Посвящения 77

3.2. Ф.С.Дружинин-ансамблист. Создание Д.Д.Шостаковичем Квартета №13, Сонаты для альта и фортепиано, ор. 147 85

Глава 4. Композиторское творчество.

4.1. Общая характеристика 94

4.2. Вокально-инструментальные сочинения, вокальные циклы 119

Заключение 133

Библиография 142

Введение к работе

В сложной и многообразной картине художественной культуры XX века своеобразно предстаёт творчество крупных музыкантов -исполнителей, композиторов, деятельность которых порой охватывала значительные периоды её развития. По-разному складывались не только судьбы людей, но и судьбы отдельных инструментов: одни изначально выдвигались на передние рубежи, другие долго и упорно завоевывали место солистов, исторически длительно пребывая важной тембровой составляющей оркестра и ансамбля. Ныне ситуация в отношении статуса тех или иных инструментов очевидно изменилась. Труба, гитара, контрабас и альт, например, уже обрели статус сольных инструментов.

Исполнительство на альте, приобретшее в последние десятилетия большую значимость требует осмысления многих фактов и явлений, обусловленных творчеством крупнейших музыкантов-альтистов и композиторов, посвятивших этому инструменту немало сочинений. Ф.С.Дружинин свидетельствовал: «Если в XVIII и XIX веках мы можем назвать лишь несколько имен исполнителей-солистов на альте, которые были уверены в художественных возможностях альта и убеждённо избирали этот инструмент для своей музыкальной жизни, то XX век дает уже десятки имён известных исполнителей» [149]. Эта знаменательная мысль говорит о многом и, в частности, о необходимости выявить эти «несколько имён» — подвижников альтового дела.

В России среди многих замечательных музыкантов особую роль в становлении альтового исполнительства и педагогики сыграли представители Московской консерватории. Прежде всего, основатель русской альтовой школы В.В.Борисовский и Ф.С.Дружинин, на протяжении XX века своей деятельностью во многом определявшие пути развития альтового искусства.

Творчество Народного артиста РСФСР, профессора Московской консерватории Фёдора Серафимовича Дружинина (1932—2007) -исполнителя, педагога, композитора занимает особое место в отечественном' альтовом искусстве завершившегося столетия. Личность этого замечательного музыканта широко известна в России и за рубежом. Вместе с тем, его творчество как явление целостное до сих пор не было освещено, не становилось предметом научного осмысления. Данная работа является первой попыткой совокупно исследовать художественное наследие Дружинина во всех ипостасях его деятельности.

Творческий путь Ф.С.Дружинина — будущего крупного исполнителя на альте и виоле д'амур начинался в годы Великой Отечественной войны, в ЦМШ, в классе Н.Б.Соколова. В школе также проходили серьёзные занятия по композиции (совпавшие с началом периода многодесятилетней' дружбы с Р.Леденёвым). Важным этапом были годы учения в Московской консерватории в классе профессора В.В .Борисовского. В двадцать пять лет, Фёдор Дружинин зарекомендовал себя как сложившийся музыкант, став в 1957 году лауреатом первых премий Всесоюзного и Международного конкурсов. Так начинался полувековой этап артистической деятельности" музыканта.

В процессе формирования множественного творческого опыта, вырабатываемого в непосредственной связи с лучшими традициями русской школы, определились индивидуальные исполнительские черты стиля Дружинина. Показательно, что в трактовке альтиста прочтение авторского текста сочинений композиторов разных направлений нередко становилось эталонным. При этом выработка собственного видения и индивидуального осмысления сочинений обуславливались глубоким знанием стиля той или иной эпохи. Это был энциклопедически образованный музыкант.

Ф.С.Дружинин как исполнитель вывел альт на новый этап его развития как инструмента солирующего. Отношение к репертуару для альта, созвучное времени, в творчестве музыканта выразилось в главном принципе

— в осознании первостепенности значения оригинального альтового репертуара. В контакте с композиторами-современниками рождались крупные концертные сочинения, посвященные Дружинину, прочно вошедшие сегодня в альтовый репертуар. В их числе, например, Концерт-поэма для альта с оркестром Р.Леденёва, Соната для альта соло М.Вайнберга, Концерт и Соната для альта и фортепиано Г.Фрида, премьеры которых были осуществлены Дружининым.

Кульминация творчества альтиста, совпавшая с 1970-ми годами, «золотым сечением» XX века, была освещена дружескими и творческими контактами с Шостаковичем, одним из главных законотворцев стилистических процессов в музыке завершившегося столетия. Шостакович посвятил Ф.С.Дружинину своё последнее сочинение — Сонату для альта и фортепиано, ор. 147, ставшую для исполнителя бесценным даром и оправданием его музыкальной жизни [162].

В творчестве альтиста прослеживается преемственность традиции русской альтовой школы, её основателя В.В.Борисовского. Этот фактор имеет место в исполнительской деятельности Дружинина — сольной (в пропаганде альта и виоль д'амур), ансамблевой (в Квартете имени. Бетховена) и педагогической работе (возглавляя кафедру альта и арфы в Московской консерватории с 1978 года). Характерно, что музыкант личную нотную библиотеку завещал Alma mater, где прошёл его путь от студента, аспиранта до ведущего профессора.

За свою жизнь Дружинину удалось сделать невероятно много и в разных направлениях музыкальной деятельности. Так он воспитал целую плеяду ярких представителей современного исполнительства. Среди его учеников Ю.Башмет, Ю.Тканов, А.Бобровский и ещё большой круг альтистов — солистов и педагогов, камерно-ансамблевых исполнителей и оркестрантов, работающих как в России, так и за рубежом. Профессор выработал собственную педагогическую систему (хотя и отрицал её), выходящую за рамки укоренившейся альтовой методики. Она сводилась не

просто к формальным знаниям педагогического процесса, то есть правилам

игры на инструменте, элементарным навыкам постановки (по выражению

Фёдора Серафимовича, это отдельная сложная наука), но в живом

восприятии и отношении к искусству. В педагогике Дружинина прекрасное

владение и знание специфики альта становилось средством для достижения

высоких художественных и музыкальных задач.

О Дружинине, настоящем русском интеллигенте, Мария^ Юдина

говорила, что просто не может понять «как мог возникнуть и быть

сохраненным - в наш век - в его поколении - и в его профессии - такой

человек» [47, 171]. Глубоко символично отношение к Ф.С.Дружинину,

і ставшего членом семьи одного из лучших переводчиков России, поэта

С.В.Шервинского, А.А.Ахматовой. Потрясённая величием образов Чаконы

Баха, озвученной альтом Дружинина, поэтесса глубоко отразила их в своём

творчестве (стихотворениях «Сон», «Чакона» из «Поэмы без героя»).

В анналы современной отечественной-культуры альтист вошел и как композитор-профессионал, обладающий собственным стилем (хотя до определенного времени, находясь в плену своей скромности, он считал себя в этой области скорее любителем). Его консультантом был Роман Леденев*. Существенно повлияло на творчество Дружинина и общение с Андреем Волконским, обогащенное знанием старинной и современной музыки в процессе совместного камерно-ансамблевого исполнительства (ещё до создания «Мадригала»). Горячо поддерживал композиторские опыты музыканта Д.Д.Шостакович, близко наблюдавший исполнительский и композиторский потенциал альтиста.

Наследие Дружинина-композитора включает множество произведений разных жанров и форм. Здесь целый ряд инструментальных композиций: Соната и Вариации для альта соло, Фантазия для альта с фортепиано (версия с оркестром) памяти Вадима Васильевича Борисовского, Дуэт для двух альтов «Sinfonia a due», Трио для, скрипки, альта и виолончели «Восточный эскиз» (одно из ранних сочинений, написанных ещё в ЦМШ - Квартет для

двух скрипок, альта и виолончели). К сожалению, остался незавершённым Концерт для альта с симфоническим оркестром, партитура которого включает почти весь объём первой и развернутый эскиз двух частей.

Отдельный раздел композиторского творчества Дружинина составили произведения для голоса с различными инструментальными составами: «Блудный сын» для баса и альта на стихи В.Мамонова, «Ночь и море» для сопрано и струнного секстета на стихи Л.Рибера, «Ave Maria» для голоса со струнным секстетом и чембало, Квартет «Uber alien Gipfeln ist Ruh...» для сопрано, флейты, арфы и альта на стихи Гёте, посвященный Альфреду Шнитке.

Ф.С.Дружинин создавал и романсы, среди которых есть юношеские («Джеми» на стихи Р.Бёрнса), и более поздние образцы: «Приближается звук» на стихи А.Блока, «Wer nie sein Brot...» на стихи Гёте для сопрано и альта, «Юношу, горько рыдая» на стихи Пушкина для сопрано и арфы, «Я была на краю чего-то...» на стихи Ахматовой. «Единственную я рубашку постираю» на стихи Чон Чхоль из корейской поэзии в переводе Ахматовой. Неким духовным завещанием обозначился цикл духовных хоров: Песнь Сыну Божию «Свете тихий...», Молитва Святого Симеона «Ныне отпущаеши раба Твоего...», Песнь Пресвятой Богородице «Богородице Дево, радуйся...», Великая Пятница Ексапостиларий «Разбойника благоразумнаго», Песнопения из служб Триоди постной «Покаяние, отверзи ми двери», Акафист Божьей Матери, Аллилуйя.

Первоначально сочинения Ф.С.Дружинина были связаны с выделением роли альта как сольного инструмента, расширением концертного репертуара. Однако в неменьшей степени они инициировались и исполнительскими интересами концертирующего альтиста. Постепенно Фёдор Серафимович в своем композиторском творчестве отдаёт предпочтение камерно-ансамблевым и вокальным жанрам, музыке для театральных постановок.

Педагогическая деятельность музыканта широко' известна как в России, так и за рубежом. Профессора постоянно приглашали в разные

страны Европы (Францию, Англию, Швейцарию, Голландию, Бельгию, Польшу, др.) для участия в мастер-классах, в качестве жюри различных международных конкурсов. Постоянная педагогическая работа Ф.С.Дружинина проходила в консерваториях республик бывшего СССР (Ташкент, Тбилиси), Прибалтики (Таллин, Вильнюс). За выдающиеся педагогические достижения на Юге Франции музыканту было присвоено звание почётного гражданина города Сарля.

Вместе с тем наследие этого замечательного представителя отечественной музыкальной культуры, как совокупное явление — творчески разнонаправленное, но художественно удивительно целостное, не становилось объектом исследования, ещё не было изучено во всем своём объёме. Данное исследование является попыткой частично восполнить существующий пробел. Этому способствует соединение в единую картину как известных фактов биографии и творчества альтиста, так и введение в обиход материалов не получивших ранее широкое распространение.

Предпринятый панорамный подход к теме диссертации оказался возможен в контексте комплексного изучения разных аспектов творчества мастера: исполнительской и педагогической деятельности (с 1957 г.), выступлений в Квартете имени Бетховена (1964-1988), композиторского творчества (1961-2002 гг.) и литературной деятельности (рубеж XX-XXI веков).

Коллеги Ф.С.Дружинина по Московской консерватории, филармонии, многочисленные ученики едины во мнении, что напряжённый и цельный артистический путь выдающегося музыканта создает образ человека, который никогда не боялся выражать гражданскую, морально-этическую позицию целого поколения: «В наше безрадостное время, мы с тоской и ужасом оглядываем ту дорогу, которая привела нас к сегодняшнему дню, но одновременно с благодарностью, удивлением и уважением вспоминаем, что были люди, прошедшие её достойно, мужественно и благотворно. Вы знаете, что в нашей стране, в сталинские и послесталинские времена, чтобы

сделать карьеру, нужно было заплатить за это дорогой ценой. И тем большее восхищение и уважение вызывают люди, которые в эти страшные времена, сумели сохранить свою душу и честь, идя лишь на минимальные компромиссы с существующим строем» [147].

В музыкознании творчество Фёдора Дружинина представлено не достаточно широко. Потребовалось изучение различных источников: от личного архива семьи Дружининых до государственных и частных коллекций. Анализировались материалы периодики, где нашли отражение события творческой жизни артиста и композитора за полвека: в их числе газетные и журнальные публикации (первая заметка об аспирантском концерте датирована 1957 годом).

Некоторые аспекты педагогической и исполнительской деятельности музыканта представлены в брошюре В.Чахвадзе [105]. Анализом отдельных сочинений композитора (Квартета для флейты, альта, арфы и фортепиано на стихи Гёте и дуэтов — для двух альтов «Sinfonia a due», «Блудный сын») занимались Е.Шабшаевич [106], Ю.Тканов [97, 98]. О творчестве музыканта содержатся сведения в статьях, обращенных к истории альтового искусства и его репертуара: В.Ю.Григорьева [26, 25, 24], С.П.Понятовского [81], М.М.Гринберга [27], В.А.Юзефовича [118, 117, 116]. Публикации Е.Б.Долинской освещают творчество альтиста разных периодов его творческой жизни [44, 40, 42], авторские концерты, юбилейные вечера [39, 36, 41]. Расширили представление о разнообразной деятельности альтиста высказывания известных композиторов и исполнителей, близких Дружинину - Р.Леденёва [157] и М.Лубоцкого [138], А.Шнитке [46] и В.Сильвестрова [42].

Изучению творчества Ф.С.Дружинина способствовала книга самого музыканта — «Воспоминания. Страницы жизни и творчества», автор которой, начиная рассказ с детских воспоминаний о первой бомбёжке в Москве, постепенно разворачивает «хронику непредсказуемой и суровой жизни в советской России, где, если артист честно говорил об искусстве,

режим отвечал пропагандой и репрессиями» [19]. Как отмечает Е.Б.Долинская: «Фёдору Дружинину от Бога дано было многое, в частности, он был феноменальным рассказчиком, тонким литератором, оставившим удивительные по тонкости Воспоминания, ставшие подлинным событием в культуре, о незабываемых встречах в отечественном и зарубежном музыкальном мире» [42, 247]. В живой, лишённой штампов манере Дружинин изложил глубокие и предельно откровенные мысли о музыке, музыкантах непростых судеб и характеров, о времени и о себе. Здесь будто воочию предстаёт галерея образных портретов современников — М.Юдиной и А.Ахматовой, И.Стравинского и Г.Нейгауза, Д.Ойстраха и А.Шнитке.

Особенно ценны свидетельства музыканта о Д.Д.Шостаковиче, с которым альтист на протяжении одиннадцати лет, «иногда по месяцу ежедневно», контактировал как участник Квартета имени Бетховена. С глубоким уважением музыкант пишет о «бетховенцах» первого состава — Д.Цыганове, ВЛЛиринском, С.Ширинском, и далее о Н.Забавникове, О.Крысе, Е.Альтмане. Выразительны и точны эпизоды книги, посвященные * В .В .Борисовскому.

Уникальны материалы переписки М.В.Юдиной - Ф.С.Дружинина, | ставшие результатом целого периода совместного творчества с 1957 по 1961 годы. М.Юдина, в частности, писала: «Надо Вамл сказать, что меня просили множество (и очень известных) инструменталистов давать с ними сонатные вечера и я отказывалась, — то звук, то вкусы, то масштаб, — все мне было чуждо... играла бы я только с Леонидом Коганом, но его не могут интересовать сонаты. В* Дружинине я нашла поразительное инструментальное совершенство, сильный и благороднейший дух; вкус и, м. б. для меня главное, глубокий интерес к современности» [47,154].

Сегодня можно констатировать, что многообразное творческое наследие Ф.С.Дружинина - исполнителя и педагога, композитора и литературного деятеля, а таюке написанное о музыканте, требуют

объединения и систематизации. В связи с этим в нашей работе ставятся следующие научные задачи:

определить этапы творческого и жизненного пути музыканта на основе документальных свидетельств;

проанализировать вопросы преемственности альтовой школы Московской консерватории (В.В.Борисовский - Ф.С.Дружинин);

систематизировать педагогические принципы Ф.С.Дружинина;

рассмотреть композиторское творчество альтиста (периодизация, хронологическая атрибутация и анализ наследия);

изучить литературные работы музыканта;

установить линии взаимосвязи между аспектами творческой деятельности Дружинина — исполнителя, педагога, композитора.

Поставленные научные задачи позволили выйти к цели исследования — определению самого феномена разнонаправленного творчества Ф.С.Дружинина. Этому способствовал многолетний поиск материалов.

Источниковое поле диссертации оказалось многосоставным, восходящим к не публиковавшимся ранее документам. В него, в частности, включены материалы фондов Ф.С.Дружинина Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), Шнитке-центра Московского государственного института музыки им. А.Г.Шнитке. Первый стал основным местом концентрации авторских рукописей и нотных автографов, что способствовало систематизации и уточнению названий ряда произведений и дат их создания. Сведения о наследии Дружинина пополнил Архив Московской консерватории и материалы Музея им. Н.Г.Рубинштейна.

Научная реконструкция творческого пути Дружинина, выступавшего одновременно хранителем традиций и, одновременно, новатором, внесшим существенный вклад в развитие отечественного альтового исполнительства и педагогики, привела к необходимости рассмотреть круг вопросов истории отечественного альтового искусства XX века в контексте работ

Ф.С.Дружинина (по-сути искусствоведческих) , тексты которых впервые
вводятся в научный оборот. ,

Сегодня особое значение приобретает слово Дружинина, запёчатлённое не только в публикациях, рукописях (например, о В.В .Борисовском, Н.Б.Соколове, С.В.Шервинском, А.Г.Габричевском), но и в комментариях, записанных в последние годы жизни музыканта Е.С.Дружининой. Эти свидетельства впервые представлены и положены в основу исследования. Семейный архив Дружининых позволил ознакомиться и наиболее полно изучить композиторское наследие музыканта и его художественно-эстетические взгляды. Много ценного автор исследования почерпнул из интервью с Ф.С.Дружининым (проведённого в феврале 2007 года), а также из многочисленных бесед с вдовой музыканта, имевших место,на протяжении 2006-2009 гг., в процессе которых были выяснены и уточнены многие факты жизни и творчества. В последнем интервью артиста отражены, автобиографические воспоминания, суждения о музыке XX века, мысли об альтовом исполнительстве и сути педагогической работы, а также философские изречения.

В исследовании впервые факсимильно представлены документы из Архива Московской консерватории, в частности: аттестат об окончании Средней музыкальной школы 10-летки при МДОЛГК им. П.И.Чайковского, заявление и краткая автобиография, написанные при поступлении в консерваторию, личная карточка учащегося с программой вступительных экзаменов, индивидуальные планы обучения 1951—1952 и 1952—1953 учебных ' годов, подписанные профессором В.В .Борисовским; характеристики, данные в консерватории профессором А.В.Свешниковым; протоколы Государственных экзаменов альтиста, участники комиссии которых — профессора оркестрового факультета: К.Г.Мостраса,

1 Среди них: статьи о музыкальном образовании в СССР, о формировании личности музыканта, об истории альта как инструмента сольного, кафедре альта и арфы Московской консерватории.

Я.И.Рабиновича, Д.М.Цыганова, С.П.Ширинского, А.И.Ямпольского, С.З.Асламазяна, В.В.Борисовского, С.Н.Кнушевицкого, С.М.Козолупова.

Прояснению этапов педагогической работы Ф.С.Дружинина в Московской консерватории, продолжавшейся сорок четыре года, способствовали материалы архива и личного дела музыканта, интервью, но не только. Отметим, что беседы с учениками Ю.А.Ткановым (профессором кафедры альта Московской консерватории), М.И.Ситковской (преподавателем ЦМШ) внесли существенные дополнения в раздел о педагогической и композиторской деятельности музыканта.

В работе также осуществляется попытка представить и систематизировать малоизвестное до настоящего времени фонографическое наследие альтиста.

Методология исследования базируется на комплексном изучении
составляющих художественного феномена Ф.С.Дружинина. В диссертации
объединены принципы музыкально-исторического, источниковедческого и
культурологического методов исследования. Опорным в методологическом
отношении стали работы: Б.Асафьева, Ю.Холопова, Л.Гинзбурга,
В.Григорьева, М.Гринберга, В.Юзефовича, С.Понятовского,

Е.Назайкинского.

Эти сочетания явились важными и определяющими. С одной стороны, они позволили, учитывая особенности творчества Ф.С.Дружинина, взглянуть на личность музыканта «глазами современников»; с другой - литературные работы артиста, особенно последнего периода его жизни, позволили рассмотреть процесс творческого общения Дружинина и современников.

Научная новизна данного исследования состоит в том, что впервые:

вводятся в научный оборот материалы, связанные с этапами жизни и творчества Ф.С.Дружинина — исполнителя, педагога и композитора;

описывается творческий путь композитора-альтиста, создается летопись его жизни и творчества;

рассматривается исполнительская деятельность Ф.С.Дружинина — солиста и ансамблиста;

составляется список репертуара альтиста, учитываются концертные программы, исполнительские редакции, изучаются посвящения, выявляется фонографическое наследие;

анализируется педагогическая деятельность Ф.С.Дружинина в Московской консерватории как преемника и продолжателя традиций отечественной альтовой школы;

изучается композиторское творчество Ф.С.Дружинина (устанавливается список сочинений, уточняются названия, даты создания, жанровые характеристики);

составляется выверенный перечень публикаций Ф.С.Дружинина, рассматривается его литературное творчество.

Результаты данного труда могут применяться в курсах истории отечественной музыки XX века, истории исполнительства и методики обучения игре на струнных инструментах; пополнить списки программ по специальности оркестровые струнные инструменты, а также способствовать расширению концертного репертуара исполнителей-альтистов (солистов и участников камерных ансамблей). Научные положения исследования могут быть использованы для дальнейших разработок в области музыкального искусства, прежде всего — альтового, а также творчества Ф.С.Дружинина.

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории и теории музыки Оренбургского государственного института искусств имени Леопольда и Мстислава Ростроповичей 30 марта 2008 года и рекомендована к защите. Основные её положения, представленные в виде материалов и докладов, были изложены на Международных и Всероссийских конференциях: «Россия как трансформирующееся общество: экономика, культура, управление» (Оренбург, 6-8 октября 2006 г.); «Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направление развития в современном обществе» (Волгоград, 4-6 апреля 2007 г.);

«Проблемы художественной культуры в мировоззрении современной молодежи: преемственность и новаторство» (Саратов, 2007 г.); «Молодежь в науке и культуре XX века» (Челябинск, 1-2 ноября 2007 г.); «Культура, искусство и образование провинциальной России в контексте истории» (Оренбург, 25-27 апреля 2007 г.); «Актуальные проблемы истории, теории и методики современного музыкального искусства и образования» (Оренбург, 1-2 ноября 2007 г., 18-22 апреля 2008 г.). Научные результаты данного исследования отражены в десяти публикациях общим объёмом 2,5 печатных листов.

Диссертация состоит из двух томов.

Первый том включает Введение, четыре главы, Заключение, библиографию (163 наименования).

Второй том содержит разнообразные материалы (семь приложений). В него включены факсимильно представленные документы исполнительской и педагогической деятельности Ф.С.Дружинина; нотные рукописи сочинений; оригиналы рукописных работ (материалов статей, выступлений); хронограф жизни и творчества, каталог сочинений, иконография, а также интервью автора исследования.

Годы учения

Фёдор Серафимович Дружинин родился 6 апреля 1932 года в Москве в высокоинтеллигентной семье с давними культурными традициями. Круг интересов его дедушки по материнской линии, известного инженера Л.Г.Вульфиуса , был тесно связан с искусством. Бабушка Ф.С.Дружинина, Евгения Александровна, дочь пермского генерала-губернатора, столбовая дворянка, принадлежащая знаменитому роду Суворовых, разделяла увлечения Льва Германовича, человека музыкально образованного, играющего на рояле. Истинный ценитель музыки, Л.Г.Вульфиус проводил субботние концерты в семейном кругу, не раз встречался с Фёдором Шаляпиным, общался с известным швейцарским скрипачом Робертом Поллаком, проживавшим на протяжении нескольких лет в его доме.

Корни семьи Вульфиусов были тесно связаны с культурными традициями Москвы и Петербурга. Центром притяжения музыкальной интеллигенции северной столицы стал дом двоюродного деда Ф.С.Дружинина - барона А.Г.Вульфиуса, дружившего с видными поэтами и музыкантами, среди которых были Д.Шостакович, П.Хиндемит, А.Онеггер, М.Юдина. Племянник Александра Германовича, Павел был одним из крупных музыковедов Ленинградской консерватории, известным шубертоведом3.

Мать Ф.С.Дружинина, Наталья Львовна, урождённая Вульфиус, была сильной и обаятельной личностью, и посвятила свою жизнь мастерству художественного слова (ученица Б.В.Щукина). Как напишет Фёдор Серафимович, своей природной направленностью к образному мышлению он был обязан матери [5, 14]. Артистизм и талант Натальи Львовны подпитывался её горячей любовью к литературе и поэзии и выражался в разнообразной и часто совершенно бескорыстной деятельности4.

Отец музыканта, Серафим Николаевич Дружинин, был потомственным интеллигентом, большим любителем музыки, выросшим в семье глубоко верующих людей5. В юношеские годы С.Н.Дружинин учился на медицинском факультете, но начал заниматься историей искусств, посвятив свою жизнь русской живописи. Серафим Николаевич более двадцати лет был сотрудником Третьяковской галереи, тесно общался и дружил со многими художниками (наиболее близко с П.Кориным, И.Машковым).

Одной из определяющих черт натуры Серафима Николаевича была наполненность внутренней жизни, интерес к высоким духовным ценностям. С.В.Шервинский отмечал: «Кто имел случай хоть раз видеть Дружинина и побеседовать с ним несколько минут, навсегда сохранит в памяти впечатление, прежде всего эстетическое: красивое тонкое лицо, сдержанная выразительность жеста, привлекательный голос, не утративший обработки, полученной ещё в молодые годы на театральных подмостках, светлые, слегка насмешливые глаза. Молодость как будто не хотела покидать этого гармонически созданного природой человека» [108, 218].

Период раннего детства Фёдора Дружинина проходил в атмосфере всеобщей любви к музыке и искусству. Общение родителей с современниками, с которыми их сводила судьба, вовлекало его в круговорот творческих увлечений семьи, где особое место занимал Ф.И.Шаляпин. Серафим Николаевич вместе с братом Александром были его страстными поклонниками и посещали все концерты своего кумира. Наталья Львовна и Александр Николаевич дружили с Иолой Торнаги - супругой великого певца.

Большое влияние на Фёдора оказывал Александр Николаевич Дружинин, его дядя, известный профессор-биолог (ученик академика А.Н.Северцова), обладавший уникальной коллекцией пластинок. Как отмечал Фёдор Серафимович: «Я воспитывался и рос во многом заботами моего дяди - Александра Николаевича, любознательного человека, страстного коллекционера вокальных записей, а так же записей М.Эльмана, Я.Хейфеца, Ф.Крейслера. Я стал для моего дядюшки музыкальным экспертом. Слушал по несколько раз одну пластинку, сравнивая исполнения и выбирая лучшее»6. Среди любимых были песни А.Вертинского: «Тогда впервые в Москве появились записи певца. Я был потрясён его искусством, его умением в одном звуке, в одной фразе создать целую картину... Я многому научился у Вертинского, потом побывал на его концерте». (Приложение VII, № 4)

Серафим Николаевич всегда хотел играть на каком-либо музыкальном инструменте. Не имея возможности научиться этому искусству, он решил воплотить свою мечту в дальнейшем музыкальном образовании сына. Именно поэтому, когда Фёдору исполнилось пять лет, начались его первые уроки игре на скрипке. Первой учительницей стала Елизавета Ивановна Ильинская - двоюродная сестра Надежды Николаевны Сагиновой (директора Арсеньевской гимназии, в которой учился С.Н.Дружинин). Занятия продолжались недолго, но вскоре, когда Иола Торнаги услышала начинающего скрипача, она сказала: «Уже по тому, как он настраивает инструмент можно сказать, что он будет артистом» [47, 20].

Традиция деятельности альтистов в многообразии сфер творчества

Современное исполнительское альтовое искусство в России является одним из развитых инструментальных направлений. Тем не менее, альт как инструмент, обладающий неповторимым тембром, раскрылся не сразу. История становления альта, считавшегося преимущественно оркестровым инструментом и не имевшего признания в качестве полноправного солиста, предыдущих столетий привела к стремительному подъёму альтового исполнительства и педагогики в XX веке.

Выход альта как сольного инструмента на передние рубежи не был случайным и произошел, в первую очередь, благодаря творчеству выдающихся музыкантов-альтистов, находящихся в авангарде «мирового движения», отмеченного ещё в 1920-е годы завершившегося столетия. Исполнительские и педагогические школы в разных странах мира сформировали: Морис Вьё — во Франции, Лайонель Тертис - в Англии, Пауль Хиндемит - в Германии, Уильям Примроуз - в США, Вадим Борисовский - в России. Как отмечает Ф.С.Дружинин: «Повинуясь "зову времени", альтисты раскрыли многие ранее неизвестные или мало востребованные эмоционально-выразительные и технические ресурсы своего инструмента, расширив границы доступного ему воплощения мира чувств и интеллекта, что постепенно привело к обращению к альту крупных композиторов XX столетия и современности» [149].

Уже в 1960-х годах альтовое искусство в России было охарактеризовано как один из богатых видов инструментального искусства. Среди множества замечательных альтистов в особую роль в становлении и развитии альтового исполнительства и педагогики сыграли представители Московской консерватории - родоначальник отечественной альтовой школы В.В.Борисовский и продолжатель традиций Ф.С.Дружинин.

Предтечей зарождения альтового искусства в России стала организация классов «обязательного» альта в консерваториях в Петербурге (1862) и в Москве (1866). В свою очередь, предпосылками для их формирования в системе профессионального образования стала потребность повышения исполнительского уровня альтистов, которых в оркестрах по-прежнему не хватало.

Первым профессором класса альта в Петербургской консерватории, первоначально созданного как специального (позже из-за отсутствия учеников преобразованного в курс «обязательного» альта) стал русский альтист Иероним Андреевич Вейкман (1825-1895). Основным направлением в творчестве музыканта стало ансамблевое музицирование в качестве участника квартета (на протяжении тридцати лет), возглавляемого Г.Венявским, затем Л.Ауэром, игра в камерных ансамблях разных составов, а также в должности концертмейстера группы альтов в " оркестре императорского Мариинского театра.

История альта как солирующего инструмента в отечественном творчестве начинается с исполнительской практики альтистов на рубеже XIX-XX веков. Выступления И.Вейкмана как солиста были не столь частыми, но имели успех. Например, во время вторых триумфальных гастролей Г.Берлиоза в России альтист превосходно сыграл в Петербурге партию солирующего альта в симфонии «Гарольд в Италии». Известно также о его исполнении Сонаты для альта и фортепиано А.Рубинштейна. Очевидно, что альтист контактировал с современными композиторами, о чём свидетельствует факт того, что после смерти Г.Венявского, альтисту была передана ранее неизвестная пьеса «Мечты» для альта и фортепиано польского композитора с посвящением автора. Следует отметить, что исполнение альтового соло в «Гарольде в Италии» Г.Берлиоза (на рубеже веков) широко практиковалось концертирующими скрипачами - Л.Ауэром, И.Гржимали, Ф.Лаубом, др. В этой связи в становлении альтового исполнительства и педагогики определенную роль сыграли представители скрипичной школы Московской консерватории. Например, преподавали дополнительные занятия на альте К.Бабэшка, приглашенный в 1880 году на младшее отделение, В.Салин — ученик Г.Венявского, русский скрипач и альтист, «сыгравший большую роль в развитии музыкальной культуры провинциальных городов» [87, 32].

Разностороннее творчество, также связанное с альтом, отмечено у учеников И.Гржимали, среди которых Н.Соколовский (автор скрипичных пьес и этюдов) - скрипач, альтист и композитор; Г.Н. Дулов; преподававший в консерватории, автор многих редакций и педагогических сборников, сочинений для скрипки, альта; М.Пресс, окончивший консерваторию с золотой медалью, концертирующий артист, пропагандист русской музыки -автор популярных транскрипций для скрипки и фортепиано. А также И.Рывкинд — известный солист и ансамблист, занимавшийся в Высшей школе музыки в Берлине по композиции у М.Бруха, работа которого оставила в Московской консерватории большой след в качестве педагога квартетного класса.

Многосторонняя творческая деятельность альтиста Владимира Романовича Бакалейникова (1885-1953) - воспитанника И.Гржимали, профессора квартетного и альтового классов в Московской консерватории выражалась в его разнообразной сольной, ансамблевой, преподавательской, дирижерской практике. Сольные выступления В.Р.Бакалейникова были редкими, но успешными (музыкант играл на альте А.Страдивари). Интересно построение концертных программ альтиста: «В первом отделении обычно исполнялись произведения мастеров на виоле д амур, а во втором звучали классические и современные сочинения уже на альте. Современники называли его одним из лучших альтистов современности. В 1925 году состоялся сольный концерт альтиста в Бетховенском зале Большого театра, в программе которого прозвучала Чакона И.С.Баха. Как отмечал Ф.С.Дружинин, деятельность Владимира Бакалейникова - можно считать отечественной лишь отчасти, поскольку он эмигрировал в США в 1923 году, где и остался до конца жизни [149]. В конце творческого пути музыкант написал книги «Записки музыканта», «Инструменты оркестра», «Основы дирижирования оркестром и хором».

Сольное исполнительство. Посвящения

«Я всю жизнь занимался исполнительством на альте...» — в простой, но прочувствованной мысли Ф.С.Дружинина облик музыканта, определившего основное направление творческой деятельности в конце жизненного пути. Совершенное владение инструментом, глубина и естественность его звучания, богатство штрихов, благородная выразительность интонации, блестящая виртуозность, характерная особая логическая завершённость интерпретации, тонкая фразировка и убедительность общей концепции произведения - лишь некоторые черты, присущие исполнителю. Альтист-концертант в своём творчестве раскрывает богатую тембровую гамму инструмента — одухотворенный голос альта, соединяя в его звучании блеск и яркость скрипки, бархатистый и мощный тон голоса виолончели.

Об интенсивной деятельности альтиста-концертанта говорит обширный репертуар Ф.С.Дружинина, в который вошли крупные сочинения для альта западноевропейских и русских композиторов XVIII—XX веков. Это сочинения И.С.Баха, а также его сыновей — Иоганна Христиана и Филиппа Эммануила, Г.Телемана, К.Цельтера, К.Стамица, А.Роллы, Ф.Шуберта, Р.Шумана, Й.Брамса, сочинения В.Моцарта (дуэты и Концертная симфония), Г.Берлиоза («Гарольд в Италии»), сонаты М.Глинки, А.Рубинштейна, Д.Шостаковича, А.Волконского и др. (Приложение II, № 1)

О насыщенной жизни артиста свидетельствует большое число исполнительских записей Ф.С.Дружинина (более семидесяти). Это оригинальные сочинения для альта и фортепиано и переложения произведений М.Глинки, Э.Грига, К.Дебюсси, Ф.Листа, Ф.Мендельсона, Г.Пёрселла, С.Рахманинова, П.Чайковского, Ф.Шопена, Д.Шостаковича, Ф.Шуберта. В; составе Квартета имени Бетховена — сочинения: Гайдна Бетховена, Моцарта Шуберта, Шостаковича, Шнитке.

В высказываниях соратников — исполнителей, музыкальных критиков на протяжении 1950-х-1990-х годов отмечается редкий по красоте звук альтиста и несомненный художественный вкус исполнителя. «Альтист Фёдор Дружинин — тонкий, мыслящий музыкант, обладающий незаурядной техникой сочным тёплым звуком. Он не идёт по пути некоторых альтистов, стремящихся подражать скрипке и, без меры использующих скрипичный репертуар. Молодой музыкант понимает, что главное - в полном использовании неповторимо прекрасных и: своеобразных тембровых качеств инструмента» (МіФихтенгольц) [162]:

Умение глубоко проникнуть, в авторский замысел в сочетании- с пластичной фразировкой и разнообразием тембровых красок позволяло Дружинину убедительно воссоздавать произведения самых различных эпох и стилей; В его репертуаре были? почти все крупные сочинения для альта, написанные западноевропейскими и русскими композиторами XYIII-XX веков. Помимо крупных форм Ф.С.Дружинин был блестящим исполнителем альтовых миниатюр и охотно включал в свой репертуар и іновинки современной музыки. Он был первым исполнителем альтовых сочинений Р.Леденёва и Г.Фрида М.Вайнберга.

Постоянными партнерами Ф.С.Дружинина на концертной эстраде были пианисты (концертмейстеры класса в консерватории) А.Левина, ЛЛантелеева и М.Мунтян. Альтист выступал также в ансамбле с такими яркими солистами как МіЮдина, М.Гринберг, Л.Оборин, А.Волконский.

В 1962 году скрипач М.Лубоцкий, с которым альтист учился и играл со школьных лет, написал об одном из концертов-альтиста: «Дружинин — художник яркого дарования, мыслящий и серьёзный музыкант, способный постичь глубину и стройность творения композитора. Его игра — это, прежде всего пение на инструменте, пение одухотворённое и полное благородства. В трактовке произведений крупной формы для него характерны масштабные решения, "широкие мазки". Это проявилось в исполнении на едином дыхании Баха, в равномерной поступи певучей темы в Чаконе Витали, оттеняющей свободное движение вариаций и придающей цельность замыслу. И особенно рельефно - в четырёхчастной Сонате для альта соло написанной самим концертантом и сыгранной увлечённо, выразительно, с блестящей виртуозностью» [138].

Ф.С.Дружинину как исполнителю-солисту был известен механизм субъективного времени, которым интуитивно пользовались исполнители, достигшие высочайшего уровня раскрытия своих способностей (С.Рихтер, И.Сигети, И.Иоахим). О роли времени в исполнительском творческом процессе, раскрывающей пути его использования упоминается любопытный факт: «Однажды И.Иоахим, исполняя "Чакону" Баха, сыграл сразу одно заключительное проведение темы и остановился, ожидая аплодисментов. Затем вынужден был начать снова. Играя первую часть альтового концерта И.Х.Баха, Ф.С.Дружинин "в уме" сыграл всю первую часть, а реально, параллельно с этим, лишь экспозицию. И также ему показалось, что часть окончена» [21,12].

Альтист был увлечённым пропагандистом произведений П.Хиндемита, А.Онеггера, Б.Бриттена, Б.Бартока и Дж.Энеску (в те годы многое было в России исполнено впервые). Он говорил в 2007 году: «Бартока очень высоко ставлю. Развитое фольклорное начало очень тонко трансформируется в его Музыке для ударных и челесты. Концерт играли с Мравинским. Его вторая часть — очень красивая, лаконичная. Мне очень нравится. Яркая, полная контрастов, пространная. Исполнение У.Примроуза является эталонным, это оригинал Концерта Бартока». (Приложение VII, № 4)

Предпочтения Дружинина-исполнителя, уже создававшего собственные сочинения для альта отражались в его творческой дружбе с композиторами-современниками. Само по себе посвящение часто указывает на «сопричастность к интеллектуальной и духовной среде, которая и формирует близких по духу художников, дружески настроенных друг к другу» [33, 260].

Посвящение произведений крупных форм (концертов, сонат) Ф.С.Дружинину свидетельствует о масштабном исполнительском стиле музыканта, исполнительское искусство которого способствовало появлению сочинений отечественных композиторов для альта. Это Концерт-поэма для альта с оркестром Р.Леденёва, Концерт для альта с оркестром и Соната для альта и фортепиано Г.Фрида, Соната для альта соло М.Вайнберга. Премьеры всех сочинений состоялись в эти же годы.

Монологичность стала одной из характерных черт сочинений для альта XX века. Монолог инструмента является почти обязательной частью современных концертных, сонатных, симфонических циклов, где альт является выразителем внутренних противоречий художника, противопоставления его мира объективной реальности. Исповедь души как нельзя лучше происходит в глубине матового звучания голоса альта Ф.С.Дружинина.