Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методика личностно-ориентированной коррекции профессионального развития средствами музыки (На материале психологов, педагогов, музыкантов-исполнителей) Блинова Ольга Александровна

Методика личностно-ориентированной коррекции профессионального развития средствами музыки (На материале психологов, педагогов, музыкантов-исполнителей)
<
Методика личностно-ориентированной коррекции профессионального развития средствами музыки (На материале психологов, педагогов, музыкантов-исполнителей) Методика личностно-ориентированной коррекции профессионального развития средствами музыки (На материале психологов, педагогов, музыкантов-исполнителей) Методика личностно-ориентированной коррекции профессионального развития средствами музыки (На материале психологов, педагогов, музыкантов-исполнителей) Методика личностно-ориентированной коррекции профессионального развития средствами музыки (На материале психологов, педагогов, музыкантов-исполнителей) Методика личностно-ориентированной коррекции профессионального развития средствами музыки (На материале психологов, педагогов, музыкантов-исполнителей) Методика личностно-ориентированной коррекции профессионального развития средствами музыки (На материале психологов, педагогов, музыкантов-исполнителей) Методика личностно-ориентированной коррекции профессионального развития средствами музыки (На материале психологов, педагогов, музыкантов-исполнителей) Методика личностно-ориентированной коррекции профессионального развития средствами музыки (На материале психологов, педагогов, музыкантов-исполнителей) Методика личностно-ориентированной коррекции профессионального развития средствами музыки (На материале психологов, педагогов, музыкантов-исполнителей)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Блинова Ольга Александровна. Методика личностно-ориентированной коррекции профессионального развития средствами музыки (На материале психологов, педагогов, музыкантов-исполнителей) : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.03 : Москва, 2002 184 c. РГБ ОД, 61:03-19/149-8

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Основная направленность и формы оказания психологической помощи специалистам в процессе профессионального развития 17

1.1. Психологические проблемы в процессе личностного развития профессионала 17

1.2. Основные направления психокоррекционной и психотерапевтической работы в условиях профессиональной деятельности 20

1.2.1. Методы оптимизации функциональных состояний человека в труде 20

1.2.2. Использование методов личностно-ориентированной психотерапии на производстве 25

1.3. Особенности проведения психокоррекционной и психотерапевтической работы с отдельными профессиональными группами (психологами, педагогами и музыкантами-исполнителями) 29

1.3.1. Основные требования к профессионалу - психологу, педагогу, музыканту - исполнителю 30

1.3.2. Опыт психотерапии с представителями профессий психолога, педагога и музыканта-исполнителя 31

1.3.3. Основные личностно-профессиональные проблемы психологов, педагогов и музыкантов-исполнителей 36

1.4. Цели и задачи исследования 41

ГЛАВА 2. Процесс музыкотерапии - систематизация и описание основных форм работы 43

2.1. Краткая история использования музыки в терапевтических целях 43

2.2. Музыкотерапия как средство лечения соматических заболеваний и коррекции физиологического состояния организма 47

2.3. Музыкотерапия в психиатрии и психоневрологии 48

2.4. Функциональная музыка 51

2.5. Музыка в практической психологии (музыкальная психотерапия) 54

ГЛАВА 3. Разработка комплексной методики личностно-ориентированной музыкальной психотерапии 58

3.1. Целевая направленность разрабатываемой методики 58

3.2. Содержание комплексной методики музыкальной психотерапии 59

3.2.1. «Мир музыки» 59

3.2.2. Общая схема процесса музыкальной психотерапии 61

3.2.3. «Банк техник» 61

3.3. Практические формы реализации разработанной методики. 72

ГЛАВА 4. Организация экспериментального исследования по оценке эффективности комплексной методики личностно-ориентированной музыкальной психотерапии 76

4.1. Целевая направленность исследования 76

4.2. Параметры оценки эффективности тренинга 77

4.3. Методики оценки эффективности тренинга 79

4.4. Испытуемые , 84

4.5. Порядок проведения исследования 87

4.6. Обработка результатов исследования 92

ГЛАВА 5. Анализ результатов исследования по оценке эффективности комплексной методики личностно-ориентированной музыкальной психотерапии 94

5.1. Результаты оценки эффективности методики по всей выборке испытуемых 94

5.1.1. Позитивная субъективная оценка «экспертов», экспериментатора и самих испытуемых относительно изменений, произошедших с участниками группы по окончании тренинга 96

5.1.2. Позитивные изменения показателей психодиагностических методик 103

5.1.3. Качественная характеристика эффективности методики 106

5.1.4. Оценка отсроченной эффективности тренинга 109

5.2. Сравнительный анализ данных результативности методики в зависимости от профессиональной принадлежности испытуемых 114

5.2.1. Влияние специфики профессиональной группы на результативность методики 114

5.2.2. Результаты оценки эффективности методики для каждой из профессиональных групп 115

5.2.3. Влияние квалификационных различий испытуемых на результативность методики 118

5.3. Основные факторы и условия эффективности применения методики 120

5.3.1. Пол испытуемых 120

5.3.2. Возраст испытуемых 121

5.3.3. Количественный состав тренинговой группы 122

5.3.4. Уровень «клиентской активности» испытуемых 125

Заключение 131

Литература 135

Приложение 1 152

Приложение 2 159

Приложение 3 167

Приложение 4 173

Введение к работе

Становление и развитие субъекта труда сопряжено с возникновением целого комплекса личностно-профессиональных проблем, которые возникают закономерным образом, но далеко не всегда легко и полноценно разрешаются человеком в ходе «спонтанного» приспособления к ситуации. Подобные проблемы имеют не только узкопрофессионалыше, но и общепсихологические истоки, которые коренятся в комплексе индивидуальных особенностей человека - в совокупности его индивидных, субъектных и личностных качеств (В. А. Бодров, 2001; Л. Джуэлл, 2001; А.Н. Занковский, 2000; Э.Ф. Зеер, 1998, 1999; Е.А. Климов, 1993, 1996, 1998; А.Б. Леонова, 1984; А.К. Маркова, 1996; Ю.К. Стрелков, 2001 и др.). Недостаточное развитие навыков саморегуляции, общения и самовыражения, искажённое мировосприятие, - эти и другие психологические затруднения негативным образом сказываются на процессе и результатах трудовой деятельности, а в более общем виде - на полноценности профессиональной самореализации и удовлетворённости трудом.

Такого рода затруднения опосредованно влияют на профессиональную деятельность. Взаимосвязь личностных трудностей и профессиональных неудач чаще всего остаётся скрытой даже для самого субъекта труда. Поэтому разрешение данных проблем нередко требует оказания специальной психологической помощи, которая совсем не обязательно должна быть ориентирована на решение узко-ограниченного круга специфических профессиональных задач (например, отработка навыка, способа поведения, модели общения и пр.).

Специальная психологическая помощь базируется на использовании особой категории средств активного воздействия на личность человека - на специализированных методах проведения психокоррекционной и психотерапевтической работы. Эти средства, как правило, не включены в структуру выполнения трудовой деятельности, но их использование оказывает существенное и целенаправленное влияние на формирование профессионально-важных качеств и свойств личности.

В числе основных направлений психокоррекционной и психотерапевтической работы в условиях профессиональной деятельности можно назвать комплексы методов оптимизации функциональных состояний человека в труде. Среди них - нервно-мышечная релаксация, идеомоторная тренировка, сенсорная репродукция образов, аутогенная тренировка, особые виды гимнастики и самомассажа, элементы суггестии, самогипноза и медитации (Л.Д. Гиссен, 1970; Т.С. Кабаченко, 2000; И.А. Крауклис, 1973,

1977; A.A. Крауклис, 1977; А.С. Кузнецова, 1987, 1993; А.Б. Леонова, 1984, 1987; Л.К. Хамбергер и М. Лоор, 1995; L.R. Murphy et al., 1995 и др.). Самостоятельное значение имеет применение свето- и цветомузыкальных воздействий, а также компьютерных тренинговых релаксационных программ, основанных на биологической обратной связи (И.А. Гольдварг, 1968, 1971; А.Л. Готсдинер, 1993; СМ. Зорин, 1988; Р.П. Повилейко, 1968; S.B. Hanser, 1985; F.Kirpatrik, 1943 и др.). Во многих странах существуют целые программы профилактики и преодоления последствий производственного утомления, стрессов и выгорания, в которых значительную роль играют специально организованные «кабинеты психологической разгрузки». Однако основной направленностью обозначеных методов и программ является повышение работоспособности, оптимизация самочувствия и коррекция психофизиологического состояния, которая имеет неспецифический характер и не связана с разрешением широкого спектра личностных проблем, влияющих на успешность профессиональной деятельности в целом.

Поэтому в число важнейших задач по оказанию психологической помощи профессионалам входит разработка и использование средств, направленных на разрешение личностных проблем работающего человека, затрудняющих его полноценную профессиональную адаптацию и реализацию творческого потенциала. Существенную роль при этом должны играть специально подготовленные методы индивидуального и группового консультирования, а также обучающие и тренинговые программы, разработанные для представителей различных профессий с учётом специфики каждой из них (Л.А. Баренбойм, 1974; Л. Джуэл, 2001; Г.А. Китайгородская, 1992; О.Н. Кузнецов, 1993; В.М. Подуровский, Н.В. Суслова, 2001; П.Г. Попов, 1992; В. Реньге, 1993; L.M. Brammer et al., 1993 и др.). В то же время, основным препятствием на пути решения этой задачи является недостаточная разработанность конкретных методик и комплексных программ личностно-ориентированной профессиональной психокоррекции, а также отсутствие систематических данных об эффективности их использования.

В любом виде трудовой деятельности существуют специфические задачи, требующие развития соответствующих личностных качеств. Поэтому использование целенаправленных методов формирования личности профессионала является далеко не второстепенной задачей в процессе обучения и профессиональной адаптации.

В особой степени насущную потребность в специальных методах воздействия испытывают профессионалы, у которых личностные качества являются основным «средством труда». Это - профессии, связанные между собой задачей оказания воздействия на других людей посредством личностной и творческой самореализации в

процессе интенсивного общения. В число основных требований подобного рода профессий входят: необходимость постоянного контакта с людьми (непосредственное общение, «сценическое» общение), необходимость личностного самовыражения (роль профессионального имиджа, артистизма, способность быть лидером, ведущим, «моделью» для подражания), ориентация на «законы творчества и искусства» в практической деятельности.

В данную категорию профессионалов естественным образом входят психологи. педагоги и музыканты-исполнители, личностные и профессиональные затруднения которых сопряжены с формированием указанных навыков личностной, творческой и социальной самореализации. Поэтому в зоне актуальных потребностей этих групп специалистов находятся психокоррекционные методы, специально направленные на решение данных общих проблем, рассредоточенных в 5 групп проблем частного характера: (1) проблемы самочувствия и формирования навыков саморегуляции; (2) проблемы уверенности в себе; (3) проблемы формирования навыков продуктивного общения; (4) проблемы самовыражения; (5) проблемы мотивации и поддержания интереса к собственной профессиональной деятельности.

Запросы обращающихся за помощью специалистов могут включать отдельные группы проблем, но чаще всего обнаруживается их совокупность. Тем не менее, для полноценного решения их в настоящее время существуют два основных препятствия. С одной стороны, это - слабая обеспеченность (в условиях труда) практической психологической поддержкой педагогов, музыкантов и психологов «академического» направления (преподавателей, научных сотрудников и пр.). С другой стороны, это -некоторая разрозненность и «разнонаправленность» методов, применяемых на практике: решение одной проблемы нередко оставляет без внимания остальные, вследствие чего спустя некоторое время комплекс проблем восстанавливается.

Среди методов, потенциально способных решить комплекс указанных проблем, традиционно выделяют группу методик «творческой» направленности, в частности музыкотеранию. Однако применение методов музыкотерапии само по себе обнаруживает ряд противоречий и ограничений, связанных с традиционными подходами к ней.

Во-первых, музыкотерапия чаще всего рассматривается как «глобальное» понятие, включающее (и не разделяющее) медицинские, психоневрологические, психологические и даже социально-психологические подходы, что порождает путаницу в оценке результатов воздействия музыки и музыкальной деятельности на различные функции человеческого организма и психики.

Во-вторых, понятие музыкотерапии остаётся стойко сопряжённым с «активной» музыкой и «пассивным» реципиентом (точнее, пациентом), что вступает в методологическое противоречие с личностно-ориентированной психотерапевтической парадигмой «активного клиента», который сам решает свою проблему, лишь используя помощь терапевта и психотерапевтической методики.

В-третьих, круг проблем, доступных методам музыкотерапии, по традиции, весьма узок и, как правило, не включает проблемы самосознания, личностного роста, общения, внутри- и межличностных конфликтов и, тем более, специфические личностно-профессиональные проблемы человека.

Актуальность работы определяется необходимостью разрешения вышеизложенных методологических и методических проблем:

  1. Необходимость создания и практического внедрения комплексных программ и методик для личностно-ориентированной коррекции профессионального развития конкретных выделенных групп профессионалов с учётом специфики каждой из них.

  2. Необходимость вскрытия резервов известных и поиска новых психокоррекционных средств, адекватных запросам специалистов, обращающихся за помощью.

В связи с обстоятельствами практики, в зоне нашего пристального внимания оказались психологи, педагоги и музыканты-исполнители, с которыми мы проводили психокоррекционную работу. Поэтому при разработке личностно-ориентированной коррекционной методики мы исходили из потребностей и запросов данных групп профессионалов. Музыкальные средства были избраны нами в связи с признаваемым многими исследователями большим, но не полностью раскрытым потенциалом оптимизирующей и коррекционной функций музыки.

Объект исследования; особенности личностно-профессионального развития и его коррекция у профессионалов - психологов, педагогов и музыкантов-исполнителей - под воздействием специально организованных психокоррекционных занятий, основанных на использовании средств музыкальной психотерапии. В экспериментальной тренинговой работе приняли участие психологи, педагоги и музыканты-исполнители, прошедшие полное диагностическое обследование как до, так и после прохождения полного комплекса психокоррекционных процедур.

В группу психологов вошли детские, школьные и частнопрактикующие психологи (10 человек). Педагогами являлись учителя общеобразовательных и музыкальных школ, воспитатели детских садов и школ-интернатов, преподаватели ВУЗов и средних специальных учебных заведений, а также преподаватели кружков по интересам (13

человек). Музыкантами-исполнителями в числе испытуемых были, в основном, инструменталисты «академической» квалификации - пианисты, скрипачи, виолончелисты, исполнители на ударных, духовых и народных инструментах, а также вокалисты и дирижёры хора (30 человек).

Среди общей группы испытуемых было 46 женщин и 7 мужчин; 28 студентов, 11 квалифицировашсых специалистов и 14 человек, сочетавших учёбу с работой по специальности. Всего в эксперименте приняло участие 53 испытуемых в возрасте от 16 до 42 лет. Из них 13 человек вошли в т.н. «продлённую группу», у которой диагностические показатели были взяты не только до и после основной групповой работы, но и спустя 1,5 — 2 месяца, отразившие «отсроченные» результаты воздействия методики.

Предмет исследования: возможности использования комплексных средств музыкальной психотерапии для коррекции профессионально-личностных затруднений у лиц, по роду деятельности включенных в процесс интенсивного общения и оказания воздействия на других людей.

Дель исследования - разработка, практическое внедрение и оценка эффективности использования комплексной методики личностно-ориентированной музыкальной психотерапии, организованной в форме единого тренингового курса.

Гипотезы исследования:

  1. Методика личностно-ориентированной музыкальной психотерапии является самостоятельным психокоррекционным инструментом для решения основных личностно-профессиональных проблем психологов, педагогов и музыкантов-исполнителей.

  2. Применение комплексной методики способно помочь данным группам профессионалов добиться позитивных и стойких изменений относительно проблем нормализации самочувствия, формирования уверенности в себе, а также воспитания навыков продуктивного общения, самовыражения и формирования позитивной профессиональной мотивации.

  3. Основными факторами успешности тренинговых занятий является глубина и интенсивность включённости участника в работу группы, а также количественный состав группы.

Задачи исследования:

  1. Систематизация существующих подходов в области музыкотершши и поиск адекватных методических средств и приемов осуществления психокоррекционной работы, направленной на разрешение проблем профессионально-личностного развития в исследуемых сферах трудовой деятельности.

  2. Разработка содержания и организационных форм использования комплексной методики личностно-ориентированной музыкальной психотерапии.

  3. Подготовка специализированного варианта методики в соответствии с потребностями целевых групп профессионалов и его реализация в форме группового «Музыкального тренинга личностной и творческой самореализации».

  4. Подбор диагностических методов и организация экспериментального исследования по оценке эффективности использования методики личностно-ориентированной музыкальной психотерапии как групповой формы работы.

  5. Анализ результатов экспериментального исследования с целью определения эффективности разработанной методики по комплексу показателей текущей и отсроченной эффективности, а также выявления влияния факторов возраста, пола, профессиональной принадлежности и степени вовлечённости в коррекционный процесс участников группы.

Теоретической и методологической основой исследования послужили:

  1. Общепсихологическая теория деятельности и личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), а также современные концептуальные подходы к изучению проблем профессионального становления и развития (В. А. Бодров, Л. Джуэлл, А.Н. Банковский, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.Б. Леонова, А.К. Маркова, Ю.К. Стрелков и др.)

  2. Исследования по вопросам профессионально-личностных акцентуаций и проблем у психологов, педагогов и музыкантов (Л.Л. Бочкарёв, 1997; Л.М. Ганелин, 1973; Л.Н. Захарова, 1995; Г.А. Китайгородская, 1992; Г. Лозанов, 1977; В.Г. Лоос, 1982; В.М. Подуровский, Н.В. Суслова, 2001; СИ. Савшинский, 1963; Г.Н. Сарган, 1993; Н.М. Смирнова, 1988; А.А. Шмидт-Шкловская, 1985 и др.).

  3. Методологические и методические подходы в области гуманистической психотерапии (К. Роджерс, А. Маслоу, Р.Мэй, В.Франкл, В.Сатир, Дж. Рейнуотер, Ф.Перлз); телесно-ориентированной психотерапии (В. Райх, А. Лоуэн, Ф.М. Александер); психодрамы (Дж.Л. Морено, Д.А. Киллер); психосинтеза (Р. Ассаджиоли);

позитивной психотерапии (Н. Пезешкиан); «актёрских психотехник» (К.С. Станиславский, М.А. Чехов); собственно музыкотерапии и теории музыкального восприятия (Л.С. Брусиловский, 1969; О.Д. Волчек, 1986; А.Л. Готсдинер, 1993; Л.М. Кадцын, 1990; В.В. Медушевский, 1976; Е.В. Назайкинский, 1972, 1988; Л.П. Новицкая, 1984; В.И.Петрушин, 1991,1997; К. Рюгер, 1998; Ж. Г. Шошина, 1980).

Методы исследования

Базовым методом исследования являлось проведение цикла психокоррекционных тренинговых занятий с испытуемыми (психологами, педагогами, музыкантами-исполнителями) по методике личностно-ориентированной музыкальной психотерапии.

Для оценки эффективности тренинговых занятий в экспериментальной части работы были использованы следующие диагностические методические процедуры:

  1. упорядоченная беседа с испытуемыми;

  2. опрос «экспертов» (коллег, педагогов, родственников испытуемых);

  3. структурированное наблюдение экспериментатора;

  1. комплекс стшщартизированных психодиагностических методик (опросник уровня субъективного контроля; шкалы личностной и ситуативной тревожности; шкала состояний).

Обработка полученных диагностических результатов опиралась на использование статистических процедур, направленных на выявление достоверности изменений в плане разрешения личностных и профессиональных проблем испытуемых, свидетельствующих об эффективности разработанной методики, и выявления тенденций, опосредующих их проявления. Обработка результатов проводилась при помощи стандартного статистического пакета «SPSS for Windows (версия 5.0)». В качестве основных статистических процедур были использованы: данные описательной статистики, дисперсионный анализ, корреляционный анализ, факторный анализ, кластерный анализ.

Научная обоснованность и достоверность выводов исследования обеспечивается теоретико-методологической проработанностью проблемы, реализацией комплексной программы исследования с привлечением апробированных методов психологической диагностики, а также результатами применения стандартизированных статистических процедур, использованных в процессе обработки результатов выполнения диагностических методик, при помощи которых были обследованы 53 испытуемых.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационной работы состоит в следующем:

  1. Обосновано положение о том, что для наиболее эффективного применения музыкальных средств в психокоррекционной практике, помимо внешнего и/или фонового музыкального воздействия, необходима разносторонняя музыкальная деятельность участника коррекциошюй группы (пение, инструментальное музицирование, работа с собственным внутренним и окружающим пространством как с «музыкальным инструментом» и «музыкальным пространством» и т.д.).

  2. Разработана авторская методика музыкальной психотерапии, базирующаяся на основных методологических принципах личностно-ориентированной психологии и деятельностного подхода. Показана первостепенная значимость роли «активного клиента» в обеспечении эффективного применения психокоррекционного тренинга, а также полифункциональная направленность методики.

  3. Состав основных блоков музыкотерапевтических приёмов и техник, а также характер и особенности использования музыкального материала позволяет отнести разработанную методику к классу целостных психокоррекционных программ, направленных на решение конкретных психологических проблем обследованных групп профессионалов (проблемы самочувствия, общения, уверенности в себе, профессионального самовыражения и мотивации).

  4. Выявлены и экспериментально изучены основные внешние и внутренние факторы эффективности применения методики (индивидуальные и профессиональные различия испытуемых, глубина и интенсивность вовлечённости участника в психокоррекционный процесс, количественный состав тренинговой группы).

Практическая значимость исследования

  1. Разработанная методика личностно-ориентированной музыкальной психотерапии направлена на широкий спектр психологических проблем, объединённых в 5 основных классов: 1) проблемы нормализации самочувствия и формирования навыков саморегуляции; 2) проблемы уверенности в себе; 3) проблемы межличностного и социального общения; 4) проблемы профессионального самовыражения и имиджа; 5) проблемы интереса к собственной профессиональной деятельности.

  2. Основа для решения данного комплекса проблем закладывается в течение короткого отрезка времени (10 - 15 часов групповой работы), и затем разворачивается в процессе интеграции тренингового опыта с реальной жизнью участника группы.

  1. Результаты исследования можно использовать в процессе внедрения комплексной методики или отдельных её элементов в общие программы профессиональной подготовки и психологической адаптации профессионалов - психологов, педагогов и музыкантов.

  2. Область применения методики может быть распространена на иных профессионалов, чья трудовая деятельность также сопряжена с необходимостью решения выделенных 5 классов проблем (менеджеры, актёры, руководители, лекторы и пр.).

  3. Методика личностно-ориентированной музыкальной психотерапии рассчитана на широкий контингент участников тренинга. В одной и той же группе могут участвовать люди, как обучавшиеся, так и не обучавшиеся музыке, достигая аналогичных по качеству результатов.

  4. Практическое применение результатов осуществлялось в рамках цикла «Музыкальных тренингов личностной и творческой самореализации» для психологов, музыкантов-исполнителей и педагогов в Астрахани (1995 - 2001 гг.), Москве (1996, 1998 гг.), Самаре (1999 г.), Санкт-Петербурге (2000 г.). Полный тренинговый цикл прошло 89 человек; в отдельных процедурах и упражнениях в контексте индивидуальной и групповой работы приняло участие более 500 человек.

Изначальной основой для диссертации послужила деятельность автора в качестве психолога-консультанта, которая проходила во Вспомогательной школе-интернате №2 г. Астрахани (1992-98 г.г.) и в Астраханской консерватории (с 1994 г.). Результатами исследования мы также обязаны сотрудничеству с Кризисным центром для женщин (г. Санкт-Петербург), Научно-практическим объединением «Психотехника» (г. Москва), детскими музыкальными школами Астрахани, Ахтубинска и Самары, где мы провели ряд тренингов и индивидуальных консультаций.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Методика личностно-ориентированной музыкальной психотерапии является инструментом для разрешения психологических проблем, препятствующих полноценному осуществлению профессиональной деятельности у психологов, педагогов и музыкантов-исполнителей.

  2. Эффективность применения методики подтверждается комплексом психологических проявлений, свидетельствующих о формировании продуктивных навыков саморегуляции, общения и творческого самовыражения, улучшении общего самочувствия, снятия тревожности, преодоления чувства неуверенности в себе. Позитивные результаты воздействия методики являются стойкими во времени.

  1. Степень эффективности применения методики и устойчивость позитивных эффектов в наибольшей степени зависят от интенсивности и глубины включенности в участника в деятельность психокоррекционной группы в процессе совместной работы.

  2. Показатели эффективности использования методики в меньшей степени зависят от профессиональных и квалификационных различий участников тренинговых занятий.

Апробация работы

Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (2001,2002);

на Презентации семинаров российских специалистов в рамках международной программы «Культура телесности» в «Centra d'Arte Motrano» (Италия, 1997);

на Итоговой научной конференции Астраханского государственного педагогического университета (1999);

на научно-практической конференции «Вопросы современной музыкальной педагогики и фортепиашюе исполнительство» (Астрахань, 1999);

на международной научно-практической конференции «Музыкальное творчество на

рубеже Ш тысячелетия» (Астрахань, 2001). Основные методологические, методические положения диссертации, а также результаты экспериментального исследования отражены в следующих публикациях автора:

Процесс музыкальной психотерапии: систематизация и описание основных форм работы//Психологический журнал. -Т.19. -№3. - 1998. -С.106- 118.

Личностно-ориентированные тренинги творческой самореализации для музыкантов-профессионалов//Музыкальное творчество на рубеже третьего тысячелетия: Тезисы международной научно-практической конференции. - Астрахань, 2001. - С.192-194.

Психологические тренинги личностной и творческой самореализации в процессе профессионального роста пианиста // Вопросы современной фортепианной педагогики и музыкальное исполнительство. - Тез. докл. — Астрахань, 1999. — С. 42 — 44.

Музыкальный тренинг творческой самореализации в процессе профессионального становления педагога// Итоговая научная конференция АГПУ. Психология. Социальная психология и педагогика. — Тез. докл. - Астрахань, 1999. - С.37.

- Импровизации на фортепиано как средство психокоррекции // Итоговая научная
конференция АПШ им. Кирова. Педагогика и психология. - Тез. докл. - Астрахань,
1995.-С.40.

Современная музыка как психодиагностический стимульный материал// Всероссийская научно-практическая конференция "Современное искусство в контексте культуры": Тез. докл. - Астраханъ,1994. С.20 - 21.

Некоторые аспекты проблемы воздействия музыки на психику человека// Актуальные проблемы практической психологии. Межвузовский сборник. — СПб, 1992. — С.62 — 67.

Influence of music upon self-understanding// 12th Biennial Meetings of ISSBD. Poster Abstracts. - Recife, Brazil, 1993. - P.98. (совместно с Б.В. Кайгородовым).

Psychology, music, health, morality: some aspects of the problem and methodology// International Journal of Psychology. - 1992. - vol.23. - №3-4. - P.642.

Объём и структура работы.

В Главе 1 дана концептуальная разработка проблемы направленности и форм оказания психологической помощи специалистам в процессе обучения и профессиональной адаптации. Рассмотрены психологические проблемы в процессе личностного развития профессионала, проанализированы основные направления психокоррекционной и психотерапевтической работы в условиях профессиональной деятельности. Особое внимание уделено особешюстям проведения психокоррекционной и психотерапевтической работы с отдельными профессиональными группами (психологами, педагогами и музыкантами-исполнителями). Анализ существующих методических подходов к решению личностных проблем профессионалов послужил основой для выявления нерешённых проблем в данной области, которые сформулированы в конце главы.

В Главе 2 проанализирован процесс музыкотерапии, даны систематизация и описание основных подходов и форм работы в данной области. Выявлены 4 самостоятельных направления музыкотерапии и обозначены актуальные задачи «психологического» направления.

В Главе 3 представлена разработка авторской методики личностно-ориентированной музыкальной психотерапии: цели, состав основных блоков музыкотерапевтических приёмов и техник, характер и особенности использования музыкального материала.

Методы оптимизации функциональных состояний человека в труде

Помимо формирования оптимальных и/или благоприятных функциональных состояний, важными критериями взаимного соответствия человека и профессии является его профессиональная успешность и удовлетворенность трудом. Однако часто причиной «пеуспешпости» и «неудовлетворенности» становятся собствешіьіе личностные проблемы человека. Среди них — неуверенность в себе, трудности в общении, страх неудачи, замкнутость или подавляемая агрессивность, излишняя зависимость или ощущение изолированности, а также многие другие проблемы человеческого самоосознания и самовыражения, в конечном счёте, влияющие на деятельность профессионала.

Исследователи ещё не пришли к единому мнению о личностных предпосылках, влияющих на профессиональную успешность или удовлетворённость [70]. Однако многие исследователи относят удовлетворенность работой к значимым личностным чертам: «счастливые люди являются более продуктивными сотрудниками, а также испытывают большую удовлетворенность» ([70], С. 291). То есть независимо от фактической производственной ситуации, людям присущи некоторые относительно устойчивые черты, которые предрасполагают их к «удовлетворенности» или «неудовлетворенности» [249, 260,263,277].

Общеизвестно, что личностные качества - далеко не второстепенное условие успешного роста и развития профессионала [27, 81, 107, 137]. Консультируя персонал Областного Специализированного Дома ребенка г.Астрахани, мы убеждались, что личностные предпосылки профессиональных проблем нередко замечают и сами сотрудники: - «Я хотела бы поделиться своим опытом, - говорит воспитатель Дома ребенка, - но меня не послушают. Меня никогда не слушают. Я, наверно, не могу хорошо сказать... А все думают, что я мало знаю»; «А я всегда попадаю под руку администрации, - делится её коллега, - я, наверно, такой человек: если падает шишка, то на меня...»; «... я никогда не могу настоять на своём...»; «...я воспламеняюсь как спичка, а потом жалею...».

Поэтому не случайно воспитание и адаптация профессионала нередко начинаются с развития значимых для данной профессии личностных качеств [80, 184, 187, 254]. По этому вопросу полезный опыт накоплен, например, в рамках психологии спорта, где сообщается о целенаправленном формировании значимых для спортсмена свойств личности (см. напр. [73, 46, 227]). Каждый вид спорта требует актуализации особого набора качеств. В ходе специальной психологической тренировки удаётся изменить их профиль: профиль отношений, мотивов и других составных частей структуры личности спортсмена. Подобная психологическая работа приводит к значительному росту спортивных достижений (см. напр. [71] - С. 121 - 143).

Терапия серьёзных психологических проблем также находит место на производстве (см. напр. [119, 171]). Однако подобного рода практика еще недостаточно распространена, и известны лишь единичные результаты работы.

Личностные методы психокоррекции и психотерапии в последние годы широко применяются на производстве за рубежом. Накопленный опыт периодически освещается в научной и учебно-методической литературе. Пристальное внимание уделяется использованию методов индивидуального и группового психологического консультирования при решении личностных проблем, препятствующих служебному росту и продвижению [253]. В фундаментальном труде по менеджменту "Effective behavior in organizations"[254] также предложены эффективные формы и методы личностного подхода к каждому работнику для формирования успешности и удовлетворённости трудом. В книге, являющейся по сути дела, учебником для менеджеров, описан опыт работы, связанный с личностной поддержкой сотрудников на различных возрастных этапах и этапах развития карьеры. В качестве методологической основы авторами использован поведенческий (бихевиоралъный) подход к решению проблем, а также теория базовых человеческих потребностей (в традициях «гуманистического» направления). Задача консультанта - воспитание в человеке потребностей более высокого уровня в процессе индивидуальных и групповых встреч. Значительное внимание также уделяется формированию лидера и продуктивного лидерского стиля.

Следует отметить, что формирование «лидера» в широком смысле слова -бизнесмена, менеджера, политика - в настоящее время во многих странах является одной из наиболее популярных сфер приложения сил психолога-практика и благодатной почвой для разработки новых коррекционных и психотерапевтических методов. В частности, Московский Институт групповой и семейной психотерапии провёл целую серию курсов, таких как «Системное Нейро-лингвистическое программирование в бизнес-консультировании», «Мастер-класс телефонного общения», «Гештальт-ориентированный подход в бизнес-консультировании. Тренинги менеджеров и развитие организаций». Ведущими курсов были российские и зарубежные специалисты.

В процессе формирования «лидера» значительная роль отводится профессиональному имиджу. В последнее время появились специальные публикации по имиджелогии (см. напр. [238]). Однако, как справедливо отмечают психологи -имиджмейкеры, имидж не может быть «приклеен» извне - он должен быть частью внутренней сути человека. Поэтому формирование необходимого имиджа — лишь «вершина» лично-ориентированной коррекционной работы.

В последние годы подобного рода коррекционная работа — фактически, «курсы профессиональной успешности», - стали привлекать всё больше и больше людей самых разных профессий. Особое внимание участники психокоррекционных занятий уделяют проблемам общения и влияния на других людей [67, 89, 161, 176], а также вопросам самоосознания и самовыражения [68,127,200,228].

В качестве помощи для работы над собой публикуется масса литературы, написанной простым языком и доступной каждому человеку (а не только специалисту). Однако, несмотря на простой язьпс и отсутствие специальной терминологии, в этих книгах изложены оригинальные психокоррекционные методики, основанные на профессиональных психологических технологиях [69,186 и др.].

В целом, за последние десятилетия, и в России, и за рубежом в научном освоении опыта психокоррекционной и психотерапевтической работы на производстве были сделаны существенные шаги. Пытаясь обобщить этот опыт, мы разделили всю совокупность методов на две группы: 1) методы оптимизации функциональных состояний и 2) личностно ориентированные методы (для формирования профессиональной успешности и удовлетворенности трудом). Однако такое подразделение весьма условно. Оно было предпринято, в основном, для удобства обзора. В реальной практической работе обнаруживается, как правило, сосуществование рассмотренных методов и их функциональная взаимосвязь.

Краткая история использования музыки в терапевтических целях

Музыка издавна использовалась в терапевтической и психотерапевтической О практике. Литературные источники повествуют о широком применении ее еще в древнейших государствах - Шумеро-Вавилонии, Индии, Египте, Китае, Греции... Известно, что уже Гиппократ и Пифагор специально "прописьшали" своим больным курсы лечения музыкой, достигая высоких целительных эффектов. Пожалуй, гораздо труднее назвать эпоху или страну, где бы музыка не использовалась в качестве одного из эффективных средств терапии. Давно замечено, что человеку свойственно попадать под мощное телесное и духовное влияние музыки, так как он сам по своей природе является глубоко «музыкальным» существом. Еще Б. В. Асафьев отметил интонационную природу нашей речи [7], которая, как доказала О.Д. Волчек, в различных эмоциональных состояниях обнаруживает тот или иной доминирующий тон, семантически совпадающий с музыкальной тональностью [42, 43]. Уже стало аксиомой соответствие ритмов организмических процессов и музыкальных ритмов (см. работы М.П. Блиновой [18, 19, 20], Э. Жак-Далькроза [76], Б.М. Теплова [212], Р. Пирсона [271] и др.). В состоянии нервного напряжения мы нередко безотчетно напеваем различные мотивы или отстукиваем остинатные (повторяющиеся) ритмические формулы. А внимательное наблюдение за нашей бытовой речью откроет массу лингвистических оборотов, использующих музыкальную и звуковую терминологии: «не из той оперы», «играть первую скрипку», «гудит колено», «сердце стучит как барабан»... Излишне говорить об исконной любви человека к музицированию, а также к слушанию музыки, в XX веке

достигшему апогея - в современном мире человек в буквальном смысле слова "обречен" воспринимать музыкальные сочинения, звучащие в теле- и радиопередачах, на улицах, из окон соседнего дома. Действительно мы, образно говоря, "живем в мире музыки", что генетически связано с потребностью человека в ее физиологическом и психологическом воздействии.

Применение музыки в качестве средства оптимизации функциональных состояний человека в трудовой деятельности также имеет давнюю историю. Исследователь развития музыкальной культуры Р.ИТрубер указывает на «производственно-магическую» функцию музыки, возникшую в первобытнообщинных культурах и дошедшую вплоть до наших дней в трудовой практике некоторых народов ([66], С.7-8). Например, в традициях многих национальных культур в числе основных музыкальных средств воздействия следует назвать трудовые песни и припевки, соответствующие ритму трудовых действий и способствующие их интенсификации (бурлацкие песни, песни жнецов, лесорубов и т.д.). Общему настрою на работу способствовали «календарные» обрядовые песнопения, связанные с тем или иным циклом полевых работ [9,39,40,54, 82,92,203].

На протяжении веков музыка неизменно являлась как средством врачевания и воспитания человека, так и действенным «подспорьем» ему в труде. Легендарные, исторические, научные факты о силе музыкального воздействия подробно отражены в специальной и популярной литературе [4, 61, 84, 128, 141, 153, 168, 240]. Известно, что некоторые музыкальные жанры имеют «терапевтическое» происхождение. Например, тарантелла («зажигательный» итальянский танец в трёхдольном размере) была первоначально средством для лечения от укусов тарантула. Считалось, что, танцуя, человек «разгоняет» кровь и избавляется от яда [61,168].

Благодаря интенсивному развитию современных технических средств звукозаписи в XX веке в истории музыкотерапии и функциональной музыки открывается качественно новый этап. Возможность слушать разнообразные произведения в любом месте и столько раз, сколько того желает человек, существенно облегчила «организационную» сторону использования музыки в целях практической психологии и тем самым стимулировала ее широкое применение. Это способствовало активному внедрению музыки в работу различных предприятий и организаций, а также клиник, психологических и психотерапевтических центров российских и зарубежных городов.

В настоящее время широко распространена продажа музыкальных аудиозаписей со специальной музыкой для релаксации, медитации, гармонизации внутренних организмических и психологических процессов и состояний. Для этих целей специально подбираются и/или аранжируются известные музыкальные сочинения, а также используется целенаправленно написанная музыка (например, «Музыка для релаксации» Г.Э.Эванса, «Трансовая музыка» КШульца, «Музыка для глубокой релаксации» Дж.Томпсона и др.).

Список музыкальных произведений, рекомендованных для «успокоения и восстановления сил» предлагает, например Ю.Л.Каптен в руководстве «Основы медитации»[100]. Описание более, чем 500 произведений классической и легкой музыки, способствующих коррекции настроения, снятию болевых ощущений, симптомов усталости и помогающих в решении многих эмоциональных проблем дано также в книге КРюгера «Домашняя музыкальная аптечка»[196].

В университетах США, Австрии, Германии, Италии и ряда других стран уже несколько десятков лет разрабатываются и внедряются специальные учебные программы по музыкотерапии. В последние годы подобные программы появились и в российских учебных заведениях (например, в Московской Музыкальной Академии им. Гнесиных).

Во всём мире существуют научно-исследовательские центры музыкальной терапии и лаборатории функциональной музыки, в которых сотрудничают специалисты различных профилей - психологи, музыковеды, социологи, философы, врачи, педагоги.

В качестве психокоррекционного средства музыке отводится значимое место в условиях производства, в спорте, в педагогическом процессе. Общеизвестно использование музыки в медицине - в стоматологии, кардиологии, хирургии, психиатрии. Применение музыки во время проведения гинекологических, ортопедических, урологических операций под местной анестезией оказывает влияние не снижение уровня стресс-гормонов в крови. В качестве обезболивающего средства музыка используется на всех стадиях стоматологического лечения, во время родов [75, 242, 251, 255, 256, 265, 278]. Музыке также уделяют большое внимание в практической психологии (в условиях психоконсультирования, психотренингов), в ходе индивидуальной или групповой психотерапии, в различных формах социальной работы [205].

К настоящему времени собран богатый библиографический материал, посвященный музыкотерапии. В этой области существуют специальные периодические издания, такие как "Journal of Music Therapy", "Muziktherapie", "British Journal of Music Therapy" и т.д. В общепсихологических, психиатрических, музыковедческих, медицинских, педагогических журналах и газетах также можно встретить статьи, посвященные направленному воздействию музыки на человека. В их числе - «Советская музыка (Музыкальная академия)», «Музыкальная жизнь», «Здоровье», «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Muzik und Bildung», «Neue Muzikzeitung» и др.

Методики оценки эффективности тренинга

В соответствии с поставленными задачами в нашем эмпирическом исследовании был использован комплекс методических средств, включающий как оценку успешности разрешения профессионально-личностных проблем, так и стандартные психодиагностические методики. В комплекс входили следующие методы:

- Упорядоченная беседа с испытуемыми. - Опрос «экспертов». - Наблюдение экспериментатора. - Комплекс стандартизированных психодиагностических методик Метод беседы с испытуемыми В ходе упорядоченной беседы мы выявляли субъективную оценку наличия и степени выраженности у испытуемого каждой из 5 основных профессионально-личностных проблем, на разрешение которых был направлен тренинг: - проблем самочувствия и навыков саморегуляции («Самочувствие») - проблем уверенности в себе («Уверенность») - проблем общения («Общение») - проблем самовыражения и профессионального имиджа («Самовыражение») - проблем мотивации и смысла профессиональной деятельности («Мотивация») Степень негативной выраженности каждой из проблем, а также оценивалась по Зх -балльной шкале со следующими градациями: - О баллов - отсутствие проблемы (проблема не беспокоит). - 1 балл - проблема выражена в некоторой степени (проблема беспокоит умеренно или редко). - 2 балла - проблема ярко выражена (проблема беспокоит часто, сильно).

Данные результатов беседы по самоотчетам испытуемых по всей группе фиксировались 2 раза - до и после прохождения тренинга. Кроме того, для небольшой группы испытуемых, состоявшей из 13 человек, посетивших индивидуальные пост-тренинговые консультации или беседы, был проведен дополнительный, третий замер показателей. Он отражал отсроченные результаты тренинга, проявившиеся спустя полтора-два месяца после основной групповой работы.

Метод опроса «экспертов»

В нашем исследовании в качестве «экспертами» выступали коллеги, педагоги и родственники испытуемых. Опрос проводился с целью вынесения внешней оценки степени выраженности у испытуемых каждой из пяти перечисленных выше проблем до и после тренинга. Затем собранные «экспертные оценки», полученные по каждому из испытуемых, были обобщены. Интегрированную экспертную оценку мы также фиксировали на Зх - балльной шкале с аналогичными градациями: - О баллов - отсутствие проблемы (проблема не заметна практически никому из опрошенных). - 1 балл - проблема выражена в некоторой степени (проблема слегка заметна, или заметна не всем). - 2 балла - проблема ярко выражена (существенное наличие проблемы отмечают практически все эксперты). Время опроса экспертов не было жёстко фиксированным. Значительное количество участников (более 20 человек) приняли решение о посещении тренинговых занятий лишь накануне начала работы. Поэтому мы не имели возможности получить полноценную внешнюю информацию по их поводу предварительно. Так, большинство экспертов было опрошено по окончании тренинга. Поэтому информация, полученная от них, содержала сразу две оценки степени выраженности каждой из проблем — до и после основной групповой работы. По окончании тренинга в течение четырёх-шести месяцев мы старались фиксировать доступные внешнему наблюдению изменения, происходящие с нашими клиентами. Таким образом, мы расширяли и дополняли имеющиеся в нашем распоряжении «экспертные» заключения. Метод наблюдения

В дополнение к данным, полученным при использовании методов беседы и экспертной оценки, мы проанализировали данные наших собственных наблюдений за динамикой состояния испытуемых, а также за их личностным и профессиональным ростом. Степень выраженности каждой из пяти основных проблем по результатам наших наблюдений также фиксировалась по описанной выше Зх - балльной шкале:

- О баллов - отсутствие проблемы (проблема не заметна). 1 балл - проблема выражена в некоторой степени.

- 2 балла - проблема ярко выражена (проблема заметна хорошо).

Каждый из участников тренинга оставался под нашим наблюдением не менее чем полгода (непосредственное общение - с астраханцами, письменное - с иногородними испытуемыми). Поэтому информация о каждом испытуемом могла дополняться и обогащаться с течением времени.

Комплекс стандартизированных психодиагностических методик

Для получения более полной объективизированной картины о степени выраженности изменений в результате проведения тренинга со стороны проявлений общего и эмоционального состояния, а также личностных качеств испытуемых был использован пакет психодиагностических тестов, состоящий из 4 методик, широко используемых в диагностической практике.

1. Опросник уровня субъективного контроля (УСК, авторы - Е.Ф.Бажин,

Е.А.Голынкина, А.М.Эткинд, 1993 [10]). В исследовании были использованы показатели по всем шкалам интернальности, рекомендованным авторами диагностической методики: - шкала общей интернальности, - шкала интернальности в области достижений, - шкала интернальности в области неудач, - шкала интернальности в семейных отношениях, - шкала интернальности в области производственных отношений, - шкала интернальности в области межличностных отношений, - шкала интернальности в отношении здоровья и болезни.

2. Шкала ситуативной тревожности ЧЛЬСпилбергера (русскоязычная адаптация

Ю.Л.Ханина, 1976 [132]). В целях исследования мы использовали общий суммарный показатель уровня ситуативной тревожности, рассчитанный по формуле, рекомендованной авторами методики.

3. Шкала личностной тревожности ЧД.Спилбергера (русскоязычная адаптация Ю.ЛХанина, 1976 [132]). Применяя данную методику, мы также использовали общий суммарный показатель уровня личностной тревожности, рассчитанный по предложенной авторами формуле.

4. Шкала состояний Гроля и Хайдера (русскоязычная адаптация А.Б. Леоновой, 1984 [83]). В окончательный массив данных вошёл общий суммарный показатель по «шкале состояний», рассчитанный в соответствии с формулой, рекомендованной авторами методики.

Позитивная субъективная оценка «экспертов», экспериментатора и самих испытуемых относительно изменений, произошедших с участниками группы по окончании тренинга

«Самочувствие». Результаты дисперсионного анализа иллюстрируют достоверное улучшение самочувствия испытуемых по окончании тренинга (Таблица 3). Общегрупповые показатели снизились более, чем на полбалла, что знаменует значительную «проработку» проблемы самочувствия и овладение навыками саморегуляции - как оперативными, так и долговременными, направленными на формирование психологической «закалки» и выносливости.

Ниже приведены примеры высказываний испытуемых и «экспертов» относительно решения проблем нормализации самочувствия по окончании тренинга: - «В жизни открылось так много интересного! Постоянно делаю вокруг себя открытия. Оказалось, что мои комплексы никому не нужны, и мне надоело за них цепляться» (0.,21год). - «В первые дни после тренинга - полная путаница настроений и душевная суматоха. Сейчас всё отстоялось. Я могу быть бодрым и энергичным, невзирая на внешние обстоятельства» (С, 19 лет). - «Я стала меньше уставать, научилась расслабляться и выражать свои эмоции» (Э.,20 лет). «Прошли многие телесные зажимы. Я стала спокойнее и энергичнее» (М., 19 лет). - «Л. сумела научиться лучше управлять собой, реже срывы, хотя перепады настроения ей ещё иногда мешают» (мнение педагога по специальности о пианистке Л., 22 года). - «Дыхательные «певучие» и телесные музыкальные упражнения научили меня снимать напряжение. Часто их делаю. Помогает» (Л., 40 лет). - «О. стала спокойнее. Появилась уверенность в том, что у неё есть внутренняя сила, и она может ею распоряжаться» (мнение коллеги о педагоге О., 19 лет) - «Удалось расслабиться и сбросить многие заботы. Стало легче, научился отдыхать. Надо попробовать провести на работе эти упражнения» (К.,24 года).

Согласованность показателей по поводу динамики самочувствия участников группы до и после тренинга подтверждают результаты корреляционного анализа (Приложение 1, Таблица 1). На протяжении трёх основных замеров не было обнаружено статистических противоречий между самоотчетами испытуемых, мнениями экспертов и наблюдениями экспери ментатора.

Большинство участников тренинга констатировали улучшение самочувствия непосредственно после занятий. Однако, хорошее самочувствие не являлось для нас автоматическим показателем успешности тренинговой работы. Например, Л.(25 лет), «получила полное удовольствие от семинара, от всех-всех упражнений», но применить полученные навыки в реальной жизни не смогла. Окружающие еб люди отмечали лишь несущественные изменения её способности к саморегуляции, а сама она постоянно искала поддержку извне, чтобы «расслабиться». С другой стороны, ухудшение самочувствия по окончании тренинга было нередко сопряжено с началом дальнейшей внутренней работы человека. Например, С.(20 лет) «ощутила свою ранимость, уязвимость и открытость». Её диагностические показатели также отражали временное «ухудшение» самочувствия. Тем не менее, впоследствии С. оказалась одной из наиболее «успешных» клиенток тренинга как в плане личностного, так и профессионального роста.

В целом, необходимо отметить, что участие в музыкальном тренинге личностной и творческой самореализации практически каждому участнику группы давало толчок к работе над своим самочувствием и формированием навыков саморегуляции. По словам самих испытуемых, прежде всего, этому способствовал блок двигательных, телесных и дыхательных упражнений. «Уверенность». Полученные данные убедительно подтверждают эффективность методики личностно-ориентированной музыкальной психотерапии в формировании чувства уверенности в себе участников групп. Исходя из показателей, представленных в Таблице 3, мы можем также констатировать достоверное снижение уровня «проблемы уверенности» у наших испытуемых. Согласованность данных, полученных в результате опроса экспертов, наблюдений экспериментатора и отчетов испытуемых, подтверждена в ходе процедуры корреляционного анализа (Приложение 1, Таблица 2).

На формирование уверенности в себе, согласно мнению испытуемых, влиял как тренинг в целом, так и отдельные процедуры. Ряд испытуемых отмечал роль «символических» форм работы, другие акцентировали значение упражнений на общение или творческое самовыражение. Во всяком случае, одной из основных задач тренинга было осознание уникальности личности, бытия и жизненного опыта каждого человека, что было хорошо сформулировано испытуемым К. (24 года): «Уверенность в себе - это не желание победы над кем-то, а ощущение того, что ты занимаешь своё настоящее место. И ты уверен в этом». Ряд высказываний испытуемых и «экспертов» относительно роли тренинга по формированию уверенности в себе приведён ниже: - «Похоже, О. поверила в себя, и перестала «зацикливаться» на прошлых неудачах» (мнение педагога по поводу 0.,20 лет) - «Исчезло желание доказывать что-то. Я - это я...» (В.,25лет) - «Я поверила, что я талантлива, и стало намного спокойнее. Я это знаю, и могу смело действовать» (Т. ,21 год) - «Почувствовала силу заняться научной работой и опубликовать результаты своей деятельности. Раньше считала себя «недоделанной профессионалкой» и не пускала себя, а сейчас не могу не творить» (Л. ,34 года) - «Ушло чувство опасности внешнего мира Я почувствовала, что именно я являюсь хозяйкой своей жизни...» (Л.,40 лет) «Общение». Параллельно с формированием чувства уверенности в себе, в задачу тренинга входило воспитание навыков продуктивного общения. Фактически, любой личностно ориентированный групповой тренинг является тренингом общения. В «Музыкальном тренинге личностной и творческой самореализации» также значительное число процедур связано с парным, микро-групповым и обще-групповым взаимодействием. Данные описательной статистики и дисперсионного анализа убедительно доказывают эффективность проведенной работы в плане оптимизации навыков общения у наших испытуемых (Таблица 3). Результаты корреляционного анализа подтверждают согласованность показателей, описывающих процесс оптимизации навыков общения у группы в целом.

Похожие диссертации на Методика личностно-ориентированной коррекции профессионального развития средствами музыки (На материале психологов, педагогов, музыкантов-исполнителей)