Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен света в сонористике : на материале творчества композиторов Центрально-Восточной Европы 1960-1980 гг. Колганова, Ольга Викторовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Колганова, Ольга Викторовна. Феномен света в сонористике : на материале творчества композиторов Центрально-Восточной Европы 1960-1980 гг. : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Колганова Ольга Викторовна; [Место защиты: Рос. ин-т истории искусств].- Санкт-Петербург, 2012.- 206 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-17/197

Введение к работе

Актуальность исследования. Диссертация посвящена одной из насущных проблем современного искусствознания – соотнесению зрительного и слухового восприятия. Исследование слухо-зрительной синестезии сосредоточено на многофункциональном взаимодействии звука и света. Феномен света в музыкальном искусстве содержит в себе как материальные, так и духовные составляющие. Это дает возможность исследовать проблему звукосветовой синестезии в самом широком научном контексте – с использованием данных философии, эстетики, лингвистики, исторического музыкознания, а также отдельных областей естественных наук.

Тема воплощения света в сонористике самоценна и актуальна по следующим причинам: 1) рассмотрение сонористических сочинений в контексте света как эстетической категории (что выражается в тематике сочинений) и как естественно-научного явления (что обнаруживается в технике композиции) уже само по себе имеет важное значение для науки о музыке; 2) раскрытие взаимосвязей между зрительными и слуховыми образами на примере произведений, не снабженных световыми партиями, существенно для современной композиторской и исполнительской практики. В начале XXI в. наблюдается очередной всплеск интереса к аудиовизуальным искусствам. Вместе с тем, увеличивается внимание к естественно-научным вопросам светозвукового взаимодействия.

Степень разработанности темы. Предлагаемая в диссертации концепция светового прочтения сонористических произведений отражает глубинные аспекты взаимодействия звука и света в музыке. До настоящей работы вопрос о многофункциональном светозвуковом взаимодействии в сонористических композициях не ставился. К числу родственных в исследованиях рубежа XX–XXI вв. можно отнести следующие подходы: энергетический, примененный Л. Бергер (1989), Е. Горячкиной (1995) и, отчасти, В. Юшмановым (2002); светоэнергетический, воплощенный В. Тасаловым (2004); синестетический, разрабатываемый в последние годы Б. Галеевым, а также исследование семиотики света в музыке Э. Тарасти (2001).

Важными представляются также следующие исследовательские направления, способствующие формированию концепции светового прочтения сонористических композиций:

1) усиление визуального начала как в музыке (В. Холопова, О. Лосева), так и в искусстве в целом (Р. Арнхейм);

2) акцентирование пространственных аспектов музыки – эволюция музыкального пространства от XV–XVI вв. до XX в. (Б. Почей); пространственный образ как модель художественного стиля (Л. Бергер); музыкальное пространство: акустическое, сакральное, мирское, мобильное (Г. Орлов); сакрально-пространственный анализ музыки (Б. Аманжол); психологические предпосылки предметно-пространственных слуховых представлений (М. Арановский); комплексная модель семантического пространства музыки (С. Заливадный); перцептивное пространство в музыкальной архитектонике (И. Мациевский); типы неклассического звукового пространства: «двигательный» [А. Скрябин и А. Веберн] и «осязательный» [К. Дебюсси и А. Шенберг] (С. Исхакова).

3) выявление новых параметров музыкального языка, в числе которых фигурируют и светоносные – материальность и весомость звука (К. Яначек), пространственность (М. Арановский), вещественность, объемность, плотность, светлота, звукосветлота, объектность, пластичность звука (М. Арановский), свет (цвет), жест, экспрессия (В. Холопова), светлотность (М. Сараева), «тембр, каденция, светлота, вещественно-предметный тон, длительность, цветность, динамический акцент, объемность, плотность и вес звука» (А. Лосев);

4) возникновение аналогий с отдельными принципами распространения света – «дисперсный» вариант сонорности, относимый к творчеству К. Пендерецкого (Е. Назайкинский); «преломление света» в полифонической технике И. С. Баха (Л. Фрейверт); интерференции волновых ритмов в оркестровой пьесе А. Пярта «Perpetuum mobile» (Л. Бергер);

5) выделение полихромного вектора в анализе сонористической техники композиции – «полихромная» или «стереофоническая» гармония В. Лютославского (Ю. Буцко); «полихромная» и «магматическая» сонорность творчества К. Пендерецкого (Е. Назайкинский); «полихромный “конспект” сонорной композиции» (А. Маклыгин).

Параметры света, светлоты, светлотности, цвета, цветности, рассматриваемые наряду с динамикой, звуковысотностью, тембром и длительностью, выделяются исследователями по отношению ко многим сочинениям XX в. Однако эти новые характеристики представлены в работах достаточно разрозненно, а в их рядах зачастую фигурируют явления разного порядка.

Необходимостью изучения обозначенной проблемы обусловлены объект исследования – сонористические сочинения композиторов Центрально-Восточной Европы 1960–1980 гг., предмет исследования – феномен взаимодействия звука и света в музыкальном искусстве.

Основной материал работы составили наиболее яркие сонористические композиции Д. Лигети (Венгрия, Германия), В. Лютославского, К. Пендерецкого, Г. Гурецкого (Польша). К середине XX в. страны Центрально-Восточной Европы (в особенности Польша и Венгрия) стали своеобразным центром европейской академической музыки. Творческие устремления Б. Бартока, сонористические находки К. Шимановского, «пуантильная сонорность» А. Веберна были продолжены в сочинениях Д. Лигети, В. Лютославского, К. Пендерецкого. Польская и венгерская музыка 1960–1980 гг. оказала серьезное влияние на музыку других европейских и неевропейских стран. Особому положению Польши в этот период истории академической музыки способствовало проведение многолетнего фестиваля «Варшавская осень».

В контексте исследования – целый ряд сочинений второй половины XX в. В названиях некоторых из них композиторы апеллируют к физическим свойствам света: «Emanacje» [Излучения] (1958), «Anaklasis» [Преломление света] (1959–1960), «Fluorescencje» [Флуоресценции] (1961–1962) К. Пендерецкого, «Eclat» [Вспышка] П. Булеза (1965), «Photoptosis» Б. Циммермана (1968) и т. д. Эстетика света проявлена в интерпретациях христианских канонических текстов «Lux aeterna» [Вечный свет] у Д. Лигети (1966), К. Пендерецкого (1982), Дж. Крама (1971), А. Шнитке (1994), А. Кнайфеля (1998) и «Свете тихий» у Э. Денисова (1988), А. Кнайфеля (1991), а также в произведениях, построенных на сопоставлении категорий «света» и «тьмы»: «Stt s vilgos» [Тьма и свет] Д. Лигети (1956), «Из каньонов к звездам» О. Мессиана (1974), «Светлое и темное» С. Губайдулиной (1976), «От сумрака к свету» Э. Денисова (1994) и т. д.

Материалом исследования стали также: 1) предваряющие написание произведений графические схемы Д. Лигети, рукописные фрагменты партитур К. Пендерецкого, схемы расположения оркестрантов у Г. Гурецкого; 2) опубликованные статьи композиторов и интервью с ними; 3) формы визуализации отдельных сочинений: а) самими авторами (К. Пендерецкий, Дж. Крам, С. Губайдулина); б) кинорежиссером («Сияние» С. Кубрик/К. Пендерецкий, «2001: Космическая одиссея» С. Кубрик/Д. Лигети), в) мастерами светомузыкального искусства (постановки конструкторского бюро «Прометей» под руководством Б. Галеева, «Оптического театра» С. Зорина) и др.; 4) результаты тестов и опросов студентов факультета экранных искусств Санкт-Петербургского университета кино и телевидения; 5) музыковедческая литература.

Цель настоящей работы – выявление закономерностей формирования образов света в сонористических композициях – продиктовала необходимость решения следующих задач:

– представить многоуровневую символику категории свет в музыкальном искусстве;

– определить психофизиологические предпосылки формирования образов света в музыке;

– исследовать особые качества звука в сонористической партитуре на основании единой волновой природы звука и света;

– рассмотреть феномен взаимодействия звука и света на фоническом, синтаксическом и композиционном уровнях восприятия музыки;

– выявить закономерности формирования световых образов в макро- и микромасштабах музыкальной композиции.

Методология исследования. Диссертация базируется на междисциплинарном, комплексном и когнитивном исследовательских подходах. Кроме данных и аппарата музыковедения и инструментоведения, в работе задействованы сведения из других дисциплин: физики (оптика, акустика), психофизиологии и музыкальной психологии, а также эстетики и лингвистики. Междисциплинарная направленность исследования отражена в анализе сочинений с учетом оптико-акустических взаимосвязей. Применение когнитивного метода заключается в привлечении черновых авторских материалов, а также в анализе высказываний композиторов о собственной музыке и о своих синестетических установках.

Научная новизна. Впервые феномен света в музыкальном искусстве стал предметом специального научного изучения, в связи с чем в диссертации:

1) рассмотрена эволюция категорий свет и светоносность в академической музыке;

2) выявлены психофизиологические предпосылки формирования образов света в музыке;

3) упорядочены и дополнены появившиеся в различных видах техники музыкальной композиции XX в. параметры музыкального языка, что позволило по-новому обратиться к проблеме характеристик звука;

4) исследован особый ракурс звукосветового взаимодействия, проявленный в сонористике 1960–1980 гг., – возможность сонористическими средствами выразительности моделировать общие для механических и электромагнитных волн принципы распространения – дисперсию, интерференцию, преломление, отражение;

5) впервые в научный обиход введено понятие «полихромная нотация».

Практическая значимость исследования. Предложенный в диссертации светозвуковой подход к анализу сонористических композиций может быть применен в исследовании музыки последующих периодов ее истории. Материалы диссертации найдут отражение в консерваторских курсах «История музыки», «Современная музыкальная культура», «Анализ музыкальных произведений», «Полифония», «Гармония», «Инструментовка», «Музыкально-теоретические системы», а также в курсе «Музыка в аудиовизуальных искусствах» для студентов факультетов экранных искусств – режиссеров игровых и документальных фильмов, звукорежиссеров, звукооператоров, режиссеров анимации, киноведов и т. д. Обнаруженные в процессе исследования отдельные оптико-акустические закономерности в сонористической партитуре могут быть учтены при сочинении музыки, а также использованы в тех или иных визуализациях уже созданных произведений.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседаниях сектора инструментоведения Российского института истории искусств и рекомендована к защите. Отдельные положения работы изложены автором на аспирантских конференциях РИИИ («Проблемы языка искусства», 2001; «Проблемы художественного синтеза», 2004; «Проблемы художественной композиции», 2004; «Проблемы художественного языка: высказывание, восприятие, коммуникация», 2004); в цикле международных конференций сектора инструментоведения РИИИ «Петербургская музыкальная полонистика» (2001, 2002, 2003); международных конференциях сектора инструментоведения РИИИ («Благодатовские чтения»: 2000, 2004, 2007, 2010; «Проблемы инструментоведческой терминологии», 2005; «Традиционная инструментальная музыка: Наука и творчество», 2006; «Музыкальные инструменты в истории культуры», 2007; «Инструментальная музыка в межкультурном пространстве», 2008; «Ритмы и голоса природы в музыке», 2010; «Контонация: перспективы музыкального искусства и науки о музыке», 2011); на XXI международной конференции молодых фольклористов памяти А. Горковенко (СПб., 2001); на конференции молодых ученых в Российском институте культурологи (Москва, 2004), международном научном симпозиуме «Глобальный культурный кризис Нового времени и русская словесность» (Шуя, 2006), международной научной конференции «Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития» (Астрахань, 2006); на заседании секции фольклора Союза композиторов Санкт-Петербурга (2005); на исследовательских семинарах «Среды в РИИИ» (СПб., 2007, 2008, 2009, 2011), международных конференциях центра «Прометей» при Казанском национальном техническом университете (Казань, 2008, 2010), конференциях преподавателей Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения («Неделя науки в СПбГУКиТ – 2008, 2010»); на международной конференции «Русская/советская музыка: переосмысление и открытие заново» (Дарем, Великобритания, 2011). Материалы диссертации использовались автором при чтении курсов «Музыка в аудиовизуальных искусствах», «История и теория музыки», «Современная музыкальная культура» на кафедре искусствознания Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения. Основное содержание диссертации отражено в 28 публикациях, в том числе издании, рекомендованном ВАК.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложений, списка литературы (403 наименования). Работа снабжена нотными примерами, схемами, таблицами, графиками.

Похожие диссертации на Феномен света в сонористике : на материале творчества композиторов Центрально-Восточной Европы 1960-1980 гг.