Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен традиционного инструментального многоголосия : На материале мордовской музыки Бояркин, Николай Иванович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бояркин, Николай Иванович. Феномен традиционного инструментального многоголосия : На материале мордовской музыки : автореферат дис. ... доктора искусствоведения : 17.00.02 / Рос. ин-т истории искусств.- Санкт-Петербург, 1995.- 38 с.: ил. РГБ ОД, 9 96-1/2835-0

Введение к работе

Актуальность темы. В современной этпомузыколопш проблемы изучения традиционного многоголосия приобрели особую актуальность. Глубоки!) интерес к ним обусловлен, с одной стороны, огромной значимостью дальнейшего теоретического исследования этого феномена народной культуры, с другой — творческими поисками новых выразительных средств композиторами.

Плодотворное многоаспектное исследование многоголосия, его живой звучащей .материн стало возможным с появлением новых способов фиксации материала, каковыми являются многоканальная звукозапись напевов и наигрышей и последующая их партитурная транскрипция. Они определили собирательскую деятельность в последние десятилетня и в мордовской фольклористике, что позволило создать трехтомную академическую антологию «Памятники мордовского народного музыкального искусства», которая ввела в научный оборот строго документированные типические образцы традиционного многоголосия в аналитических партитурных нотациях. «Памятники...» высветили острейший вопрос мордовской фольклористики, по которому ведутся дискуссии со времени первых публикаций многоголосных сборников: является ли многоголосие мордвы автохтонным, возникшим на почве собственных этнокультурных традиции, или оно заимствовано у русских.

Сложившиеся на рубеже XIX — XX столетий представления о возможном заимствовании фпппо-уграми «обычая петь хором у русских» наложили заметный отпечаток на все финно-угорское этномузыкознанпе. Несовершенство метода изучения финно-угорской музыки заключается в том, что предметом специального исследования никогда не было традиционное инструментальное многоголосие; певческие формы рассматривались в отрыве от инструментальных, хотя большинство фпппо-угров имеет развитые традиции игры на многоголосных шалмсях, лютнях и цитрах. Это во многом способствовало формированию представлении о природе мелоса фипно-угров как о сугубо монодийном типе музыкального мышления. Поэтому мордовское .многоголосие — проблема далеко не частная, она органически связана со столь же острой проблемой фшшо-угорского .многоголосия.

Для исследования традиционного многоголосия инструменты и инструментальная музыка имеют особое значение. Являясь древнейшими памятниками материальной и духовной культуры, они уже в силу: своей специфики обладают огромной информативностью для изучения музыки ранних периодов этноса, ее происхождения, развития, трансформации, ибо «музыкальный инструмент как голос, вынесенный вовне и доступный глазу, осязанию, измерению, способствует рациональному осмыслению многих закономерностей музыки, разграничению разнообразных функций голосообразованпя, развитию теории музыки»1. Поэтому исследование проблемы традиционного инструментального многоголосия представляется актуальным, позволяющим решить многие насущные задачи этномузыкологин.

Методологическую основу исследования обусловили идеи исторической преемственности и процессуаль-пости традиционной музыки (Б. Асафьев, 3. Эвальд, Е. Гиппиус, 11. Земцовский, Е. Назанкипскнп). При выработке концептуальных направлений исследования автор опирался на принципы системного метода, позволяющие осуществить изучение явления па разных уровнях (от анализа отдельных системообразующих компонентов до теоретических обобщении) как многослойного музыкального континуума, обладающего относительно самостоятельными (автономными) подсистемами (музыкальный инструмент, жанр, тип многоголосия и т. д.) в границах целостной системы (традиционная инструментальная культура).

Системный подход предопределил опору на принципы систем-ио-этнофонического метода, заключающегося в синхронном изучении инструментов и интонируемых на них наигрышей, понимаемых как два взаимообусловленных объекта целостной системы (К. Квитка, И. Мациевскнй, О. Эльшек, ГО. Страннар, Б. Шароши, Э. Эмсхаймер), принципы структурно-типологического метода, сформулированные применительно к произведениям народной музыки Е. Гиппиусом, а также историко-типоло-гического метода.

Цель диссертации —на основе типологического изучения огромного почти неизвестного и рапсе нс систематизированного материала исследовать традиционное инструментальное многоголосие как феномен духовной культуры мордовского этноса во взаимосвязи его исторических и теоретических аспектов..

Ос н о в її о й круг задач определяется исследованием ор-ганологпчеекпх и структурно-функциональных основ многоголосия, что позволяет установить типологические особенности многоголосия, выявить систему жанров в историко-культурологи-чееком аспекте, их формирование и музыкально-стилевое содер-

1 Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. AL; Музыка, I98B. С, 86.

жаппе, наконец, ответить на вопрос об автохтонных и заимствованных элементах в многоголосных традициях мордовского парода.

Материалы исследования. При подготовке источниковедческой базы исследования автор руководствовался такими способами работы с материалом, как его отбор, нотироізанпс звукозаписей, генерализация, что возможно лишь на основе типизации огромного числа научно осмысленных фактов. Кроме определения степени достоверности каждого факта, при систематике данных учитывалась их типичность на уровне всего народа, его этнографических групп, ареалов их расселения.

Основную часть источников составили материалы автора, собранные в течение 20 лет на территории Мордовии и в других ареалах расселения народа. Главными методами сбора информации были магнитофонная (в том числе многоканальная) звукозапись наигрышей п песен, фотографирование, неформализованное документальное интервью по всем интересующим вопросам, включая вопросы социологического характера. С целью уточнения, дополнения архивных и печатных материалов, получения фронтальной информации, в 1988 — 1991 гг. было проведено обследование мордовских сел республики с помощью специально разработанного вопросника.

Музыковедческий анализ диссертации опирается более чем па (300 наших звукозаписей образцов инструментальной музыки (половина нз них йотирована) н паши звукозаписи вокальной музыки — их более 2500, пасть которых издана в вышеупомянутых «Памятниках...», нотных приложениях к томам серии «Устпо-поэтпческое творчество мордовского народа», в монографии, статьях и грампластинках автора. Кроме того, в работе использованы нотации наигрышей А. Вяйсянена, Н. Рузавиноп, Г. Гиппиуса, Н. Альмеевой, 10. Бойко, Л\. Чернышевой, учтены описания инструментов в «Атласе музыкальных инструментов пародов СССР», а также различные материалы по теме, хранящиеся в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Саранска, Казани и других городов России, музеев и научных центров Эстонии н Финляндии..

В источниковедческую базу исследования вошли исторнко-этпографпческая литература по мордве и фишю-уграм, в кото-рои содержится информация об инструментах, их социальных функциях (К. Мпльковнч, М. Попов, В. Маінюи, П. Мелышков-Печсрскип, М. Гвсевьев, А. Шахматов, М. Маркелов, X. Паасо-11СН, У. Харва, А. Хямяляйнсн и др.), материалы этнографических, археологических и зтносоцнологпческих экспедиций (В. Белпцер, Н. Спрыпша, М.Жиганов, И. Петербургский н др.), а также этномузыкалыгах экспедиций (М. Учватов и Н. Грехо-водов, Л. Кавтаськнн, М. Ильин, Л. Кнрюков).

Хронологические рамки источниковедческой базы исследования: II чет. XIX в. — 90 г. XX в. — обусловлены, главным образом, малочисленностью материалов об инструментах и инструментальной музыке мордвы более раннего периода. Выбор указанного хронологического периода определяется не только.наличием значительного количества печатных и архивных источников, но и возможностью па основе.собранного нами разнообразного материала скорректировать уже имеющиеся данные по этому периоду. Автор старался также максимально углубить хронологию исследования за счет использования материалов археологических памятников.

Научная новизна работы определяется тем, что в ней впервые традиционное инструментальное многоголосие рассмотрено как целостная система в се многообразных связях с бытом и культурой этноса. В диссертации осуществлено следующее:

выявлены типы инструментов в археологических памятниках, ареалы их распространения, социальные функции в синкретическом комплексе искусства древности; определено влияние инструментов на формирование этнических музыкальных традиций;

рассмотрены проблемы духовых нолнфонов как формообразующих констант инструментального многоголосия и вопросы преемственности многоголосных форм;

проанализированы генетические связи узкообъемной мордовской мелодики с мелодикой финно-угорских этносов;

выявлены роль и значение заимствованных инструментов в образовании новых стилевых типов многоголосия и жанровых видов вокально-инструментальной музыки;

разработана систематика жанров многоголосной инструментальной музыки и рассмотрены культурно-исторические предпосылки формирования различных типов традиционного многоголосия, форм их взаимодействия;

выделены и систематизированы структурообразующие компоненты многоголосной инструментальной музыки и формы нх взаимосвязи с певческой полифонией.

Рассмотрение этих вопросов потребовало создания строго научной источниковедческой базы, уточнения методик полевой работы и документирования материала (в том числе многоканально!! звукозаписи п ее партитурной транскрипции).

Г[ р а к т и ч ее к а я знач и м о.с т ь работ ы состоит в том, что она , может -служить основой, для дальнейшей разработки проблем традиционного;.многоголосия и сравнительных исследований- народных музыкальных культур. Нотный материал, вводимый'в научный обиход,:как и результаты диссертации, могут быть-использованы в педагогической к художественной практике;! данные, касающиеся органологии — при серийном изготовлении народных инструментов.

6 ,'>

Нотации звукозаписей п оригинальном виде п обработке используются в концертных программах коллективов Мордовской филармонии, вошли в творчество мордовских и финских композиторов. Результаты исследования нашли отражение в курсах лекции по «Народному музыкальному творчеству» в Мордовском университете, Казанской п Таллинском консерваториях, Музыкальной академии финно-угорских и самодийских народов, а также на этпомузыкологнпескнх факультетах финских университетов Тампере и Ювяскюля.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на расширенном заседании кафедры народной музыки Мордовского университета, а также на заседании сектора пнетрумептоведепнн Российского института истории искусств и была рекомендована к защите. Научные и практические результаты неследования апробированы автором на республиканских, региональных, международных конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, Саранске, Астрахани, Казани, Сыктывкаре, Ижевске, Пошкар-Оле, Воронеже, Тбилиси, Боржоми, Тарту, Таллине (Эстония), Каустнне-пс, Ювяскюля и Хельсинки (Финляндия), п научных сообщениях, зачитанных и комиссии музыковедения її фольклора Союза композиторов РФ.

По теме диссертации опубликовано более -10 работ автора общим объемом текста свыше 30 печ. листов. Результаты исследования отражены и отдельных изданиях: монографии «Мордовское народное музыкальное искусство» (І983), в трехтомной академической антологии «Памятники мордовского народного музыкального искусства» (198!, 1984, 1988), отмеченной Государственной премией Мордовии, в учебном пособии «Хоровое сольфеджированне: Лады и многоголосные формы мордовской народной вокальноіі музыки». Ч. 1. (1995), пособии для собирателен «Мордовские народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка» (І988), на которые имеются свыше ?Х) положительных отзывов, опубликованных в научной и периодической печати в России, Венгрии и Германии.

Структура диссертации обусловлена стремлением автора с наибольшей результативностью использовать принципы диахронпого и синхронного анализа, что представляется особенно важным при исследовании мордовской многоголосной традиции, истоки которой восходят к древности, а само многоголосие, сохранившееся до наших дпеї'і, представляет собой развитую систему многообразных форм. Поэтому научная разработка темы в совокупности различных аспектов исследования определила форму изложения текста, при которой аналитическая и синтезирующая информация взаимно обусловливают друг друга.

Текст диссертации в объеме 275 стр. содержит две части, которым предпослано сведение. Первая часть — «Органологнче-

скис основы инструментального многоголосия» — содержит четыре главы; вторая часть — «Структурно-функциональные основы инструментального многоголосия» — две главы. Завершается работа заключением.

Развернутый .характер приложения к диссертации (250 стр.) объясняется тем, что мордовская инструментальная музыка до сих пор не исследовалась и почти не публиковалась, поэтому представлялось целесообразным дать возможно более полное представление о ней в материалах. Приложение содержит: 1) систематику мордовских народных музыкальных инструментов, в основу которой положены принципы Э. Хорнбостеля и К. Закса; 2) рисунки ц карты распространения инструментов (в том числе их типов в археологических памятниках), фотографии музыкантов и инструментальных ансамблей в общем количестве 122 единиц; 3) текстовые пояснения к рисункам и краткие аналитические описания инструментов; 4) типовые образцы 118 наигрышей, изложенные в аналитических транскрипциях, дающих наглядное- пространственное представление об их временной музыкально-ритмической форме в се координации со звуковы-сотиым компонентом; 5) комментарии к наигрышам; 6) указатели мест записи наигрышей, тембров инструментов, в которых они исполнены, исполнительских форм наигрышей, авторов записи наигрышей и их нотаций; 7) нотные примеры к тексту диссертации — 103; 8) толковый словарь народно-исполнительских терминов — 417 понятий; 9) библиографический список литературы — 430 работ; 10) список сокращений.

Похожие диссертации на Феномен традиционного инструментального многоголосия : На материале мордовской музыки