Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности освоения современной музыки (на материале фортепианных сочинений композиторов XX в.) Челидзе, Нуку Александровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Челидзе, Нуку Александровна. Особенности освоения современной музыки (на материале фортепианных сочинений композиторов XX в.) : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Тбилиси, 1990.- 24 с.: ил.

Введение к работе

іктузльность исследования. Начало 90-х годов XX века характе-іиз'уется значительным обострением политических, экономических, еополичесних, демографических проблем во всём мире. Земная ;ивилизация стоит перед серьезной опасностью бить уничтоженной уками человека.

Это обстоятельство поставило перед человечеством задачу уманиэации общества. Современный человек - потребитель, нахо-ящийся в плену утилитарных потребностей, должен повернуться ином к высоким этическим и эстетическим идеалам. Необходима ереоценка ценностей по направлению расширения-и оздоровления феры духовных потребностей. С этой точки зрения музыка мохет играть значительную роль.

Однако отношение большей части современного общества к узыке ограничивается лишь её развлекательной Функцией, для реа-изации избытка биологической энергии.

Музыка как единство переживания и мысли, как уникальное редство эмоционального познания мира, доступна только опреде-гнной части общества, и к сожалению ни всеобщий характер му-лкэльного обучения, ни гигантские масштабы сети музыкально-небных заведений не,обеспечили значительное расширение круга гтинных поклонников профессиональной музыки.

Особенно с больший трудом пробивает путь к слушателю со-земенная, профессиональная, академическая музыка, созданная XX столетии.

Музыкально-творческий процесс и освоение теоретических ншципов современной музыки, почти на полвека опередили её акционирование з профессиональном учебном репертуаре, пропа-інду в широких кругах слушателей и утверждению на концертной

2.

эстраде.

Функционирование музыкального произведения в жизни общества обуславливается взаимоотношением исполнителя и соотве: ственно подготовленного слушателя. Следовательно пропаганда, популяризация и внедрение современной академической музыки связывается о педагогической проолемой воспитания квалифицир< ванного исполнителя и подготовленного слушателя.

Целью настоящего исследования является: выявление причин замедленного и затруднённого внедрения современной музык: в исполнительскую практику и в учебный репертуар, последстви ем которого является неподготовленность слушателя я неблагосклонное отношение к современной музыке как к эстетическому явлению.

Предметом исследования является современная академичес кая фортепианная музыка, созданная в XX столетии. Однако, оп делявщни фактором современности берётся не хронологический принцип, а новизна-выразительны^ средств музыкального языка. Хотя для проведения эксперимента были подобраны более традиц оннче обраэрн современной музыки, ибо росприятие современног языка требует специфического интонационного опыта, дефицит которого наличествует в широкой 'слушательской аудитории.

Объект исследования -педагоги музыкальных училищ г.Тб лиси и Рустави, Московского педагогического института им.Гне синых, учащиеся музыкального училища (возраста 14-17 лет), у ники музыкальной школы (П-Ш-ІУ кл.) и общеобразовательной шк лы (УШ - XI классы) не имеющие музыкального образования.

Гипотеза - значительным фактором препятствующим освоен

3.

овременной музыки, можно считать недостаточность интонацион-ого запаса, которая осложняет восприятие произведений нося-их большое количество новой информации. (Б психологии уста-эвлено: объемом информации определяется степень сложности ия восприятия). Так как уровень подготовки современного ши-экого слушателя не выходит за рамки восприятия традиционной узыки, автор предполагает, что современная музыка в соэна-т слушателя должна войти путем ее постепенного отдаления от зэдиционних музыкальных норн, т.е. путем усложнения материала.

Одновременно ставится вопрос: если трудность восприятия >временной музыки, носящей наибольшее количество новой инфор-щии, перестает бить характеристикой индивидуального восприя-ія и проявляется во многочисленных случаях, можно говорить о южности, пак объективной характеристике современной музыки. Іочкарев/.

В противном случае, если сложность воспринимается слуша-лем индивидуально по разному в зависимости от способностей слушательского опита в данной области, можно предположить, о сложность музыкального материала сводится до субъективных оявлений восприятия.

Научно-теоретической основой исследования является тео-я интонации Б.Асафьева, одна из её ключевых понятий - "инто-ционный запас", также труды советских, зарубежных и грузин-их авторов по музыкознанию и психологии музыки. Методы ис-здования - а) собеседование, б) изучение индивидуальных пла-в, в) психологический эксперимент восприятия, г) педагоги-зкий эксперимент на разных возрастных этапах и уровнях подговни.

4/

Научная новизна - I) экспериментально подтвердилось, что новизна музыкального языка, не представляет такой объек тивной сложности - практическое преодоление'которой и фикои рование в музыкальном опыте было бы связано со специфическо психической сложностью восприятия и "освоения материала, тре бующей от индивида специального комплекса способностей. '

2) Вкработана оригинальная, экспериментальная методик обоснованная на принципе прогрессирующего усложнения музыка него материала, с целью изучения особенностей восприятия со временной музыки как среди учащихся музыкальных училищ, так и среди подростков не имеющих музыкального рбразования.

3) В восприятии современной,музыки подтвердился общий принцип об определяющей роли "интонационного запаса". При усложнении музыкального материала учащиеся музыкального учи лица намного превзошли подростков не имеющих музыкального образования.

4) Подростки не имеющие музыкального образования не л
шены способности восприятия профессиональной, академической
современной музыки, однако в дайной группе наблюдается дефи
цпт потребности и навыков слушания этой музыки.

Выяснилось, что современная музыка может стать понятным и приятным объектом, носителем определенного эстетического смысла, если появится возможность частого соприкосновг ния с ней.

5) Воспитание благосклонного отношения к современной
музыке , и накопленный в этой области опыт проэиируется из
области слухового и практического освоения, в сферу педаго
гического воздействия. Учащиеся музыкального училища, кото-

5.

ые.участвовали в эксперименте восприятия и изучения совре-енной музыки, проявили лучшую педагогическую готовность при амостоятельной работе над современным материалом с ученика-и начальных классов.

6. Выявился круг факторов", который определяет доступ-ость и привлекательность образцов современной музы.;;, для иц данной возрастной группы (І4-Г? л.)» в частности:

а) воздействие ритма, особо акцентированного и нере
гулярного; преимущество танцевального начала.

б) звукописная сторона музыки, разнообразий тембраль
них характеристик.

Практическая значимость - Результаты психологического и едагогического экспериментов послужили основой для создания риеитировочного репертуарного списка по современной музыке ля фортепианных отделений музыкальных училищ утвержденного етодкабинетои Министерства Культуры ГССР.

Научные данные исследования показали необходимость вне-ения в учебный план для курсов повышения квалификации педа-огов, лекций и практических занятий по современной музыке.

Апробации работы - Работа прошла апробацию на кафедрах

етодики и специального фортепиано Тбилисской гос.консерва-

ории им. В.Сарадкишвили. Основные положения и результаты ра-

оти отражены в научных публикациях и докладе автора на рес-

убликанской конференции молодых\ученых работающих в облас-и общественных наук. (Июнь - 1988 г. - Тбилиси).

Структура работы - Диссертация состоит из введения

постановки проблемы), трех глав (состоящих из четырех па-

6.

раграфов), заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Особенности освоения современной музыки (на материале фортепианных сочинений композиторов XX в.)