Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концертмейстерская практика русских композиторов XIX - начала XX вв. Юдин Александр Наумович

Концертмейстерская практика русских композиторов XIX - начала XX вв.
<
Концертмейстерская практика русских композиторов XIX - начала XX вв. Концертмейстерская практика русских композиторов XIX - начала XX вв. Концертмейстерская практика русских композиторов XIX - начала XX вв. Концертмейстерская практика русских композиторов XIX - начала XX вв. Концертмейстерская практика русских композиторов XIX - начала XX вв. Концертмейстерская практика русских композиторов XIX - начала XX вв. Концертмейстерская практика русских композиторов XIX - начала XX вв. Концертмейстерская практика русских композиторов XIX - начала XX вв. Концертмейстерская практика русских композиторов XIX - начала XX вв. Концертмейстерская практика русских композиторов XIX - начала XX вв. Концертмейстерская практика русских композиторов XIX - начала XX вв. Концертмейстерская практика русских композиторов XIX - начала XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Юдин Александр Наумович. Концертмейстерская практика русских композиторов XIX - начала XX вв. : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Юдин Александр Наумович; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2010.- 169 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-17/88

Введение к работе

Актуальность исследования

Историческое музыкознание, исследуя различные области художественной жизни,совершенно выпустило из поля своего зрения одну важную тему- концертмейстерское дело. Кроме фиксации общеизвестных фактов эта сфера музыкального творчества до сих пор остается неисследованной. Данное обстоятельство не только сужает исторический кругозор науки, но и негативно влияет на научный уровень понимания процессов, происходивших в истории музыки, поскольку мастерство аккомпанемента является одним из показателей развития музыкальной культуры общества. В этой сфере музицирования не могли не отразиться тенденции, характерные для других процессов, происходивших в эволюции музыкального искусства. Кроме того, здесь проявлялись особые черты, свойственные исключительно этому виду исполнительской деятельности. Их знание, анализ, а не просто фиксация общеизвестных фактов, безусловно, расширят музыкально-исторический кругозор и помогут глубже понять тенденции, имевшие место в прошлом. Стремясь хотя бы частично аннулировать это «белое пятно», настоящая диссертация ставит своей задачей исследовать концертмейстерскую практику выдающихся русских композиторов XIX — начала XX вв. Актуальность темы диссертации обусловлена:

а) почти полной не изученностью концертмейстерского дела в истории русской музыки;

б) необходимостью сформировать более полные представления о ряде выдающихся отечественных композиторов, поскольку без учета их аккомпаниаторского искусства бытующие ныне знания недостаточны;

в) стремлением осмыслить глубокую взаимосвязь между исполнитель- и композиторской работой и в результате - глубже понять последнюю, учитывая их взаимовлияние.

Состояние и степень изученности проблемы

В музыкознании ещё не сформировалась специальная область, которая занималась бы историей аккомпанемента как отдельной формой концертного музицирования. Это в полной мере относится и к истории отечественной музыки. Известны лишь факты о том, что М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, А.Г. Рубинштейн, С. В. Рахманинов и Н. К. Метнер аккомпанировали вокалистам, но они до сих пор не получили подлинно научного анализа.

Объект исследования — концертмейстерская практика русских композиторов XIX - начала XX вв.

Предмет исследования - эволюция концертмейстерского дела в России на основе изучения и анализа работы композиторов в этой области.

Цель исследования — выявить особенности концертмейстерской практики выдающихся русских композиторов и ее влияние на особенности музыкально-исторических процессов.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

1. Определить характерные тенденции в аккомпаниаторской работе русских композиторов изучаемого периода.

2. Обозначить основные тенденции развития концертмейстерского дела в России.

3. Охарактеризовать профессиональный уровень композиторов- концертмейстеров.

4. Понять степень взаимодействия концертмейстерской и композиторской работы.

К вопросу о терминологии

Слово концертмейстер стало соотноситься с пианистом сравнительно недавно. Первоначально оно имело ввиду исключительно музыканта, возглавлявшего группу инструментов, или «первую скрипку» оркестра. В функции концертмейстера входила настройка инструментов и другие аспекты подготовки музыкантов к репетиционной работе или концертному исполнению. Изредка концертмейстер руководил выступлением оркестра. В таком смысле этот термин использовали в России в XIX веке. Он никогда не применялся к сопровождавшему выступление солиста пианисту, который именовался аккомпаниатором. Существовало две разновидности аккомпаниаторов:

а) аккомпанировавшие лишь во время выступления;

б) практиковавшие более широкую деятельность, предполагавшую подготовку репертуара солиста, работу над его вокальной техникой и т. д.

С течением времени последний тип аккомпаниатора стал именоваться концертмейстером. В результате, в настоящее время понятие пианист- концертмейстер включает в себя весь комплекс музыкально-педагогической работы с солистом (вокалистом или инструменталистом) и последующее совместное выступление.

Несмотря на то что в XIX в. понятия концертмейстер применительно к пианисту не существовало, тем не менее весь комплекс материалов показывает, что выдающиеся русские композиторы занимались всеми видами как концертмейстерской, так и аккомпаниаторской деятельности. Поэтому в настоящем исследовании термины концертмейстер и аккомпаниатор используются как синонимы.

Фундаментальной основой исследования стал историко- теоретический анализ многочисленных мемуаров современников, а также писем и рецензий на концерты. Подобный методический подход сформировался в отечественном музыкознании в XX в. и в своих лучших проявлениях запечатлен в работах Б.В..Асафьева, Н. Ф. Финдейзена, Т. И. Ливановой, Е. М. Орловой, Л.А.Баренбойма, М. С. Пекелиса. Исследование свода источников показало, что не все свидетельства современников можно принимать безоговорочно, поскольку часть из них принадлежит непрофессиональным музыкантам, далеко не всегда способным в полной мере передать уровень и степень мастерства исполнителей. В то же время их нельзя не рассматривать, так как отзывы отражают впечатления современников, обладавших различным уровнем музыкальной культуры. В целом же они способны показать особенности происходивших в концертной жизни изменений.

Научная новизна Несмотря на наличие многочисленных работ, освещающих концертную жизнь России XIX - начала XX вв., особенности концертмейстерской работы до сих пор не привлекали внимания исследователей. Поэтому выводы настоящей диссертации могут способствовать, как нам представляется, началу научного освоения этой неизведанной области.

Достоверность результатов настоящей работы обеспечена применением комплекса методов исследования, адекватных его целям, объекту, предмету и задачам. В процессе историко-теоретического рассмотрения проблемы исследования был использован широкий круг источников. Анализ осуществлялся на основе системного подхода, что обусловило рассмотрение концертмейстерской практики русских композиторов в музыкально-историческом и социокультурном контексте.

Положения, выдвигаемые на защиту 1. Концертмейстерская практика ряда выдающихся русских композиторов XIX — начала XX вв. стала неотъемлемой частью их творчества и исполнительской деятельности, а также опосредованно оказывала влияние на формирование некоторых средств художественной выразительности музыки.

2. Существовала неразрывная связь между композиторской и аккомпаниаторской работой, проявлявшаяся в их взаимовлиянии; зачастую при импровизационном сочинении фортепианного сопровождения появлялись средства выразительности, становившиеся впоследствии типичными для творчества композитора в целом.

3. Процесс эволюции и развития концертмейстерского дела в России во многом был связан с активной деятельностью композиторов в этой области, поскольку именно они определяли основные тенденции музыкальной жизни.

Методы исследования

В процессе работы над диссертацией были использованы следующие методы:

— анализ и систематизация источников, непосредственно связанных с темой исследования;

— определение особенностей концертмейстерской работы композиторов;

— изучение влияния концертмейстерской практики композиторов на развитие музыкальной жизни российского общества изучаемого периода;

— рассмотрение всех изученных материалов в свете профессионального концертмейстерского опыта автора диссертации.

Этапы исследовательской работы

Основной интерес автора исследования связан с XIX столетием. Вместе с тем два параграфа посвящены композиторам, чей жизненный путь продолжался до середины XX века, - Н. К. Метнер, С. В. Рахманинов. Это объясняется тем, что оба выдающихся музыканта по базовым особенностям музыкального мышления принадлежали к XIX столетию, продолжали его художественные традиции. Поэтому вполне естественно рассматривать их концертмейстерскую работу в одном ракурсе с их предшественниками. Более того, существует еще один знаменательный фактор: Н. К. Метнер и С. В. Рахманинов были не единственными композиторами русской школы, которые не приняли музыкально-художественных новшеств XX века, а продолжали оперировать музыкально-художественными категориями прошлого столетия. К ним можно отнести А. К. Глазунова, Р. М. Глиэра, С. Н. Василенко и другие, однако, как известно, эти музыканты не занимались концертмейстерской практикой, поэтому не вошли в поле нашего рассмотрения, напротив, Н. К. Метнер и С.В.Рахманинов не только пользовались традиционными средствами художественной выразительности XIX в. , но, подобно своим знаменитым предшественникам, активно занимались аккомпаниаторской работой .По той же причине отсутствуют разделы, связанные с аккомпаниаторской практикой великих русских композиторов XX века — С. С. Прокофьева и.

Д.Д.Шостаковича, что безусловно должно стать объектом тщательного анализа в будущих исследованиях, тематика которых будет освещать аккомпаниаторскую практику русских композиторов XX столетия более позднего периода.

На первом (подготовительном) этапе перед автором стояла задача составить как можно более полную картину концертной жизни России обозначенного периода и получить представление о том, какое внимание отводилось музыкальной критикой и публикой аккомпанементу и аккомпаниаторам. Для этой цели был проведен анализ периодической печати.

На втором этапе состоялся поиск мемуарных, эпистолярных и рецензионных материалов, касающихся непосредственно

концертмейстерской деятельности русских композиторов. Затем были осуществлены их анализ и систематизация. В самом начале работы над темой была надежда, что кроме воспоминаний современников обнаружится неизвестный ранее материал в архивах. Но все предпринятые попытки остались безрезультатными. Стало ясно, что концертмейстерская деятельность русских композиторов не может быть отражена в архивных источниках. Это связано с рядом обстоятельств. Во-первых, в первой половине XIX в. салонное музицирование не предполагало афиш, а следовательно, «следы» этих концертов не могли сохраниться в архивных документах. Во-вторых, сами факты концертных выступлений в роли концертмейстеров Мусоргского, Рахманинова и Метнера не являются чем-то новым для истории музыки, они хорошо известны, что и отражено в соответствующей литературе. Поэтому не представлялось целесообразным еще раз проделывать ту же самую работу. Но названные выступления не подвергались до сих пор тщательному научному анализу, поэтому и стали объектом исследования в настоящей диссертации. Все это, вместе взятое, дало основание сосредоточить внимание на изучении не архивных источников, а свидетельств современников. 

На третьем этапе все источники были обобщены, систематизированы, сделаны необходимые выводы, полностью оформилась структура работы.

Теоретическая значимость исследования:

— определены причины обращения ряда композиторов к концертмейстерской работе;

— систематизированы и классифицированы методы их концертмейстерской деятельности;

— выявлены важные черты взаимовлияния концертмейстерского и композиторского творчества;

— установлена степень влияния концертмейстерской работы русских композиторов на особенности музыкальной жизни России изучаемого периода.

Практическая значимость. Анализ и исследование приведённых в работе материалов позволят привнести в музыкальную науку сведения, необходимые для практикующих пианистов-аккомпаниаторов, что будет содействовать повышению их квалификации и общей эрудиции. Кроме того, предлагаемая работа, по нашему мнению, может впоследствии лечь в основу факультативного курса «История русского аккомпаниаторского (концертмейстерского) исскуства» или стать частью более общего курса «История мирового аккомпаниаторского (концертмейстерского) искусства».

Апробация работы была осуществлена на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в 2008 г. По теме диссертации опубликованы три статьи и монография.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав. Каждая из них включает в себя по три параграфа, задача которых состоит в выявлении и определении особенностей концертмейстерской практики композиторов. Завершают работу заключение и список литературы. Объем диссертации составляет 170 страниц.  

Похожие диссертации на Концертмейстерская практика русских композиторов XIX - начала XX вв.