Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Тамбовская церковно-певческая традиция конца XIX - начала XX вв. Давыдова Екатерина Геннадиевна

Тамбовская церковно-певческая традиция конца XIX - начала XX вв.
<
Тамбовская церковно-певческая традиция конца XIX - начала XX вв. Тамбовская церковно-певческая традиция конца XIX - начала XX вв. Тамбовская церковно-певческая традиция конца XIX - начала XX вв. Тамбовская церковно-певческая традиция конца XIX - начала XX вв. Тамбовская церковно-певческая традиция конца XIX - начала XX вв. Тамбовская церковно-певческая традиция конца XIX - начала XX вв. Тамбовская церковно-певческая традиция конца XIX - начала XX вв. Тамбовская церковно-певческая традиция конца XIX - начала XX вв. Тамбовская церковно-певческая традиция конца XIX - начала XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Давыдова Екатерина Геннадиевна. Тамбовская церковно-певческая традиция конца XIX - начала XX вв. : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 : М., 2005 269 c. РГБ ОД, 61:05-17/164

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Обиходные традиции тамбовской епархии 15

1.1. Особенности тамбовского Обихода как богослужебно-певческой книги 19

1.2. Осмогласные песнопения тамбовского Обихода 32

1.3. Неизменяемые песнопения тамбовского Обихода 51

Глава 2. Авторское песнотворчество тамбовских регентов 82

2.1. Циклы 87

2.2. Отдельные переложения и сочинения 112

Заключение 135

Библиография 141

Примечания 153

Введение к работе

Развитие отечественной церковно-певческой культуры, активизировавшееся после 1988 г., происходит через осознание созданного предыдущими эпохами. «Самосознание, исподволь развившееся в России — в литературе, философии, богословии, искусстве, - с особой силой возродилось, оживляя историческую память и объясняя нам нас самих, в конце XX века во всех направлениях культурной жизни».1 Предметом исследования становятся различные явления церковно-певческого искусства, рассматриваемые, как правило, в контексте определенного исторического периода.

В поле зрения современных музыковедов оказываются различные эпохи в истории церковно-певческого искусства - как хронологически отдаленные, объединенные понятием «древнерусское певческое искусство», так и более поздние. Среди последних особенно выделяется период рубежа ХІХ-ХХ вв., известный своими высокими достижениями в научной, композиторской, исполнительской, публицистической деятельности. Осознание опыта того поколения музыкантов чрезвычайно актуально для нашего времени: современная наука о церковном пении базируется на достижениях прот. В. Металлова, прот. Д. Разумовского, С. Смоленского и других выдающихся ученых второй половины XIX - начала XX вв.; нынешнее церковное песнотворчество — продолжение поиска адекватного способа «гармонизации» в переложениях, церковности в сочинениях, начатого А. Гречаниновым, А. Кастальским, А. Никольским и другими композиторами Нового времени.

«Мы не должны забывать о «своеобразии» пройденного нами пути; начало-середина-конец — эта триада читается как исходный мощный импульс, получивший заключительную реакцию, но не нашедший «разработ-

' Гуляницкая Н. Русское «гармоническое пение» (XIX век). М., 1995. С. 3.

4 ки». Конец XX в., ощущаемый как непосредственное продолжение его начала, воспринял от Нового времени многие сформулированные им насущные проблемы церковного пения. Вопросы о «духе», стиле церковных песнопений, способах гармонизации церковных мелодий и др., бывшие темами полемики на страницах периодических изданий на рубеже XIX-XX вв., актуальны и в наше время. Одной из таких проблем, потребовавших сегодняшнего серьезного осмысления, стало определение роли местных певческих традиций в развитии отечественного церковно-певческого искусства.

На рубеже XIX-XX вв. отправной точкой полемики по поводу так называемых обычных напевов той или иной епархии явился выход в свет «Круга церковных песнопений обычного напева Московской епархии». Деятельность московского Общества Любителей церковного пения, направленная на унификацию современного обиходного пения посредством издания сводного обычного великорусского напева, разделила мнения многих ученых, регентов, композиторов в отношении современного обиходного пения. Так, прот. Д. Разумовский единственным средством достижения певческого единства России считал опору на Синодальные издания, а не на сложившиеся в различных местностях певческие традиции. Подобного мнения придерживался регент и композитор Г. Львовский: «Самое название обычного напева Московской епархии присвоено этим книгам неверно, так как помещенные в них напевы не суть какие-нибудь особенные, только в Московской епархии существующие», и «то, что может быть допущено устно и терпимо нужды ради, едва ли должно проникать в печать и распространяться».2

Однако на рубеже XIX-XX вв. появляются работы, в которых теория церковного пения излагается с учетом его современного состояния. Так,

1 Гуляницкая Н. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX
века. М., 2002. С. 9.

2 Цит. по изд.: Русская духовная музыка в документах и материалах. Т.Ш. Церковное пение пореформен
ной России в осмыслении современников (1861 - 1918). М., 2002. С. 211.

5 А. Никольский в работе «Формы русского церковного пения» дифференцирует понятия «роспев» и «напев», определяя последнее как «собрание вариантов на основной роспев, окрашенный в чистоместный колорит».1

В трудах ученых рубежа XIX-XX вв. наряду с основными, «употребительными» роспевами - знаменным, киевским, греческим, болгарским, характеризуется обычный напев - понятие, ставшее характерным для певческой практики второй половины XIX - начала XX вв. Давая определение этой сложившейся мелодической форме клиросного пения, А. Покровский в своем труде «Основное церковное пение и теория пения» пишет: «каждая местность имеет свой обычный местный напев с особенными местными от-тенками, которые и характеризуют напев». Прот. И. Вознесенский, говоря об особенностях киевского роспева («Осмогласные роспевы трех последних веков Православной русской церкви. Киевский роспев и дневные стихиры на «Господи воззвах»), в качестве первой причины варьирования его мелодий выделяет «разность видов роспева и местных обычаев в пении».3

Признавая важность географического фактора в развитии обиходного пения, исследователи вводят в текст работ результаты некоторых наблюдений над осмогласием различных епархий. Так, А. Никольский в вышеупомянутой работе называет местности, где мелодии киевского роспева не сокращены: Тамбов, Пенза, Саратов, Самара, Симбирск; А. Покровский, рассматривая строение напевов, которыми распеваются ирмосы канона, избирает в качестве образца обычный напев Новгородской епархии.

На рубеже XIX-XX вв. обычное клиросное церковное пение впервые стало осознаваться как явление, которое существует не только «во времени», но и в географическом «пространстве». В научный обиход были введе-

Никольский А. Формы русского церковного пения//Хоровое и регентское дело. 1915-1916. № 1.

2 Покровский А. Основное церковное пение и теория пения. Новгород, 1896. С. 2.

3 Вознесенский И., прот. Осмогласные роспевы трех последних веков Православной Русской Церкви. Вып.
I. Киевский роспев и дневные стихирные напевы на «Господи воззвах» (техническое построение).
СПб., 1898. С. 26.

ны термины и понятия, суть которых неразрывно связана с явлением местных певческих практик. Появлялись элементы, свидетельствующие о попытке теоретически осмыслить особенности обиходного пения той или иной епархии - приходских церквей, монастырей.

Параллельно шла работа по записи обычного напева отдельных епархий, монастырей, соборов. Вслед за первыми частями вышеупомянутого столичного «Круга...» появился целый ряд изданий, зафиксировавших местные напевы: Ирмологий по напеву Троице-Сергиевой лавры (1887), южно-русский певческий обиход в публикации Д. Абламского (1887-1888), Обиход Киево-Печерской Успенской Лавры (1910-1915), Обиход одноголосный церковно-богослужебного пения по напеву Валаамского монастыря (1902), Обиход нотного пения по напеву Соловецкого монастыря (1912), Песнопения всенощного бдения и литургии под ред. иеромонаха Троице-Сергиевой Лавры Нафанаила (1911-1913), Собрание церковных песнопений Московского Большого Успенского собора, записанных с голоса саккелария этого собора прот. П. И. Виноградова (1882) и др.

Некоторые замечания о местных напевах тех или иных епархий появлялись в публикациях периодических изданий того времени. Подобные наблюдения помещались, в частности, в епархиальных рецензиях на столичный «Круг...»,1 а также в центральной периодике.2

В наши дни подобная практика постепенно возрождается. «Унаследовав» от создателей московского «Круга...» метод записи напевов «с голоса», исследователи фиксируют современное осмогласное пение российских регионов. В настоящее время известно о записях напевов Московской, Ка-

Некоторые из них приводятся в статье прот. Иванова А. «Попытки к восстановлению древнецерковного пения». См.: Русская духовная музыка в документах и материалах. Т.Ш. Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников (1861 - 1918). М., 2002. С. 293-321.

2 Характерна в этом отношении статья Н.Компанейского «О напевах, употребляемых в Уфимской епархии». Русская музыкальная газета. 1904. №37, стб. 784-788; №38, стб. 822-826.

7 занской и Костромской епархий. Кроме того, делаются звукозаписи пения в

храмах отдельных областей, городов.1

Научная мысль в этом направлении только зарождается. Немногочисленные работы, которые появляются в последнее время, свидетельствуют о необходимости восстановления связи современного местного обиходного пения с традициями рубежа XIX-XX вв. Так, в работах Н. Потемкиной «Проблемы изучения полного круга песнопений современного церковного обихода (на примере московской традиции)», «Богослужебное пение в начале и конце XX века» на примере московской традиции рассматривается современное обиходное пение в сравнении с его состоянием на рубеже XIX-XX вв. А. Укурчинов в статье «Методы изучения гласового обихода XIX-XX вв.»,1 предлагая методы исследования современного обихода, рассматривает особенности отношения к живой традиции местного гласового пения на рубеже XIX-XX вв.и

Начало и конец XX в., во-многом смыкаясь, перекликаются и в отношении к местным певческим традициям: их носителями являются, прежде всего, обиходные напевы, а среди них центральное место принадлежит осмогласию. Однако конец XX в. вносит свои коррективы в изучение местных практик рубежа XIX-XX вв. Обиходное пение, остающееся основным предметом при изучении местных традиций, является для нашего времени уже не единственным «созданным» и принадлежащим той или иной епархии составляющим репертуара местного характера. Известно, что на рубеже XIX-XX вв. в церковном песнотворчестве, наряду с известными представителями московской и петербургской ветвей Нового направления, принимали активное участие музыканты, регенты различных епархий. Появлявшиеся в конце XIX - начале XX вв. каталоги, перечни духовно-музыкальных произведений1" включали массу менее знаменитых, провинциальных фамилий. Перу

1 Церковное пение в историко-литургическом контексте: Восток-Русь-Запад. Гимнология. Выпуск 3. М., 2003. С. 345-357.

8 местных композиторов, регентов принадлежало огромное количество переложений и сочинений, созданных для исполнения за богослужением.

Некоторая оценка творчества провинциальных композиторов рубежа XIX-XX вв. была сделана уже их современниками. Появившаяся в конце Х1Х-начале XX вв. практика создания каталогов, перечней, обзоров духовно-музыкальной литературы способствовала распространению сведений о произведениях не только столичных, но и региональных авторов. Подобные издания наряду со списком созданных композиторами переложений и сочинений содержали наиболее общую информацию о стиле авторов (Лисицын М., свящ. Обзор духовно-музыкальной литературы. НО авторов, ок. 1500 произведений; Матвеев М. Обзор и перечень всех духовно-музыкальных сочинений для смешанного хора), а также включали характеристику их отдельных произведений (Лисицын М., свящ. Обзор духовно-музыкальной литературы. 110 авторов, ок. 1500 произведений).

Наше время осознает композиторское наследие рубежа XIX-XX вв. прежде всего в образцах выдающихся представителей московской и петербургской ветвей Нового направления (многие ценные наблюдения над характерными тенденциями направления были выявлены еще в работах их современников — М. Лисицына, А. Покровского, А. Преображенского). Творчество столичных авторов конца XIX - начала XX вв. изучается в различных аспектах: по персоналиям (монография С. Зверевой «А. Д. Кастальский», работы М. Рахмановой, посвященные творчеству А. Гречанинова, С. Рахманинова; кандидатская диссертация Е. Артемовой «Петербургская ветвь в Новом направлении: Н. И. Компанейский, М. А. Лисицын, С. В. Панченко»), в целостном осмыслении теоретических аспектов направления (монография Н. Гуляницкой «Поэтика музыкальной композиции: теоретические аспекты русской духовной музыки XX в.», в которой обнаруживаются параллели начала и конца XX в. в отношении духовного песнотвор-

9 чества), в рассмотрении отдельных вопросов творчества композиторов (работы Н. Плотниковой, посвященные многоголосным формам обработки древних роспевов в русской духовной музыке XIX - начала XX вв.). В работах Новое направление представлено самыми различными именами, в том числе и сравнительно мало известными.

В настоящее время наметился определенный интерес в отношении прошлого местной нестоличной певческой практики. В региональных сборниках за последние годы можно встретить немало статей, свидетельствующих о проявлении интереса к духовной культуре своего края. Большинство подобных работ посвящены истории местного церковно-певческого дела.

Церковно-певческая практика приходских церквей той или иной епархии рубежа XIX-XX вв. осознается на историко-фактологическом уровне. Восстановление исторического контекста чрезвычайно важно для исследования любого явления культуры прошлого. Однако практически отсутствуют работы, в которых певческая практика той или иной епархии исследовалась бы через сохранившиеся нотные источники, являющиеся основными «свидетелями» особенностей локальных в историко-географическом отношении традиций/ Этим фактом определяется актуальность данного исследования, где рассматривается певческая традиция отдельно взятой епархии рубежа XIX-XX вв. по собранным нотным материалам - как обиходного, так и авторского свойства.

Предметом исследования в данной работе стала тамбовская церковно-певческая традиция рубежа XIX-XX вв. Обращение к церковному пению тамбовской епархии связано не только с чувством патриотизма к своей «малой Родине». Благодаря деятельности современных тамбовских исследователей уже сейчас во-многом восстановлен исторический контекст развития тамбовского церковно-певческого искусства на рубеже XIX-XX вв. В работах Е. Казьминой, И. Скворцовой, В. Козлякова и др., а также автора

10 настоящего исследования, рассматриваются особенности церковно-хорового

исполнительства тамбовской епархии, освещается жизнь и деятельность выдающихся личностей того периода - регентов, учителей пения, публицистов, композиторов. Предметом изучения становятся и местные периодические музыкальные издания («Баян», «Гусельки Яровчаты»), значительная часть публикуемого материала которых была тесно связана с церковно-певческим искусством тамбовской епархии.

Подобные исследования краеведческого характера вполне сформировали мнение о тамбовской епархии конца XIX - начала XX вв. как об активном участнике общероссийского процесса. Значительный подъем в исполнительской практике многих местных церковно-хоровых коллективов, активное развитие публицистической, композиторской деятельности регентов, учителей пения характеризовали эти несколько десятилетий рубежа веков.

Основная проблема исследования — определение особенностей богослужебного пения тамбовской епархии с точки зрения самобытности музыкального репертуара - как обиходного, так и авторского. Для этого потребовалось решить ряд задач, среди которых:

  1. поиск и собирание нотного материала, находящегося в разрозненном виде в библиотеках, хранилищах, на клиросах приходских церквей;

  2. анализ материала с точки зрения выявления свойств, отражающих как его общероссийскую, так и местную стилистику.

Необходимость поисковой деятельности была обусловлена отсутствием каких-либо работ, исследующих духовно-музыкальное наследие тамбовской епархии. Поиск нотного материала основывался на работе с вербальными источниками - различного рода историческими документами: периодикой, теоретическими трудами местных авторов, архивными материалами. Они позволили составить возможно полный список местных регентов,

учителей пения - всех потенциальных авторов духовно-музыкальных композиций (известно, что на рубеже XIX-XX вв. люди этих профессий часто совмещали свою педагогическую, регентскую деятельность с опытами сочинительства песнопений). Выявление среди них имен, действительно связанных с местным духовно-музыкальным творчеством, осуществлялось при помощи поиска соответствующих фамилий (вместе с инициалами, так как приходилось сталкиваться со многими однофамильцами нужных нам персон) во всевозможных опубликованных каталогах (И. Журавленко, прот. М. Лисицына, М. Матвеева, А. Никольского,). Подобные результаты давала также работа с различными источниками:

-нотным каталогом Российской государственной библиотеки;

-каталогом дореволюционных изданий Тамбовской областной библиотеки им.А.С.Пушкина;

-материалами, хранящимися на современных тамбовских клиросах;

-со всевозможными нотными сборниками (в основном, современными репринтными изданиями, выпускающимися московским издательством «Живоносный источник»).

Благодаря этим источникам были собраны нотные материалы, ставшие основой настоящего исследования. Кроме того, был составлен возможно полный список переложений и сочинений тамбовских авторов конца XIX - начала XX вв. (представлен в приложении 5). При этом сохранен характерный для рубежа XIX-XX вв. принцип систематизации материала по персоналиям.

Анализ нотных источников дополняется найденными нами историческими сведениями (помещены в примечаниях). Они содержат информацию об исполнениях произведений местных авторов, местонахождении найденного нотного материала и истории его создания, сведения о других из-

12 вестных нам, но пока не найденных циклах, отдельных переложениях, сочинениях и др.

Помимо исследования самого нотного материала, потребовался и анализ ряда певческих книг, среди которых - «Обиход Тамбовских гласовых напевов и иных напевов неизменяемых песнопений по преимуществу употребляемых в Тамбовской епархии», составленный свящ. В. Лебедевым, «Песнопения из триоди постной» в переложении свящ. В. Лебедева и М. Климова, «Литургия знаменного роспева» М. Покровского - с точки зрения особенностей их внутренней структуры.

В качестве материала для изучения используются следующие источники:

-«Обиход Тамбовских гласовых напевов и иных напевов неизменяемых песнопений по преимуществу употребляемых в Тамбовской епархии», составленный свящ. В. Лебедевым;"

-авторские циклы - «Песнопения из триоди постной» в переложении свящ. В. Лебедева и М. Климова, «Литургия знаменного роспева» М. Покровского;

-отдельные переложения и сочинения тамбовских регентов, учителей пения - И.Г.Ельцова, М. Д. Ерхана, свящ. Вас. Никольского, Ф. Е. Степанова.

Методологическая основа исследования включает методы и под
ходы, выработанные как в теории рубежа XIX-XX вв., так и в работах со
временных исследователей. Среди трудов прошлого важными явились рабо
ты выдающихся русских ученых, таких как прот. И. Вознесенский,
А. Кастальский, А. Львов, прот. В. Металлов, А. Никольский,

А. Покровский, А. Преображенский, исследовавших интонационные, ладовые, ритмические, формообразующие и фактурные особенности церковных роспевов и их гармонизации. Ценные в методологическом отношении све-

дения, касающиеся богослужебнопевческой книжности, а также основных

тенденций Нового направления, были почерпнуты из исследований прот. М. Лисицына, А. Преображенского, прот. Д. Разумовского, С. Смоленского.

Те же проблемы разрабатываются и современным музыковедением. Вопросы организации церковных роспевов, их ладоинтонационных, ритмических особенностей исследуются в трудах таких ученых, как Г. Алексеева, И. Лозовая, Н. Серегина, В. Холопова, Ю. Холопов и др. Церковно-певческие книги в том или ином аспекте являются предметом изучения Е. Бурилиной, Н. Заболотной, Н. Захарьиной, М. Казанцевой, А. Хачаянц. Разработка теории древнерусского певческого искусства, в том числе и раннего многоголосия, связана с именами таких исследователей, как М. Бражников, Н. Успенский.

Важное методологическое значение имели для нас труды таких современных ученых, как Н. Гуляницкая, С. Зверева, М. Рахманова, Н. Плотникова, Т. Рожкова и др., в которых исследуется духовно-музыкальное творчество начала и конца XX вв. - в целостном осмыслении теоретических аспектов творчества композиторов Нового и Новейшего времени, в отдельных авторских подходах, в вопросах многоголосных обработок роспевов.

Особенностью аналитической части работы является необходимость изучения различных элементов локальной певческой культуры в контексте как многовековых традиций церковного пения, так и общероссийских тенденций церковно-певческого искусства конца XIX — начала XX вв. Подобный подход предполагает широкое использование сравнительного метода. Так, особенности тамбовской певческой книжности (как обиходного, так и авторского характера) проявляются в сравнении как с общими типологиче-

14 скими свойствами того или иного вида сборника, так и тенденциями, бывшими характерными для данной области в избранный период. При определении самобытности местной осмогласной традиции предполагалось сравнение напевов тамбовских источников с центральными практиками - московской, петербургской. Особенности авторского творчества тамбовских регентов, учителей пения выявлялись как в контексте основных тенденций Нового направления, так местных обиходных традиций.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) в научный обиход впервые введен комплекс нотных источников,
относящихся к тамбовской церковно-певческой традиции;

2) предпринята попытка рассмотрения локальной в историко-
географическом отношении певческой практики в совокупности всех ее со
ставляющих — как обиходных традиций, так и авторского песнотворчества.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы при изучении курса отечественной истории музыки, «Истории церковного пения», а также при прохождении курса недавно введенной дисциплины «Хоровая культура тамбовского края» в соответствующих учебных заведениях г. Тамбова. Собранный нотный материал также может заметно обогатить певческий репертуар хоровых коллективов.

Структуру основной части исследования определил разный характер найденного нами материала, представляющего, с одной стороны, обиходное пение тамбовской епархии, а с другой - песнотворчество местных авторов. Материал, впервые выступающий предметом научного исследования, потребовал введения раздела примечаний, в котором помещены сведения исторического характера, относящиеся к теме исследования.

Особенности тамбовского Обихода как богослужебно-певческой книги

«Обиход церковный нотного пения содержит в себе мелодию таких священных песнопений, которые весьма часто или почти ежедневно употребляются при богослужении и принадлежат разным видам церковных служб. Расположение песнопений в полном Обиходе определяется порядком церковной службы: [вечерня, утреня и первый час, Литургия]».1 Рассмотрение этих двух аспектов - содержания и структуры, определяющих специфику певческой книги Обиход, является основной задачей данной части работы.

Обращаясь к изучению особенностей содержания тамбовского Обихода, попытаемся ответить на следующие вопросы:

песнопения каких служб входят в состав тамбовской книги?

какова степень полноты содержания служб, включенных в состав Обихода?

Большая часть зафиксированных в Обиходе песнопений относится к службам Всенощного бдения (Вечерня, Утреня и первый час) и Божественной Литургии; при этом содержание Литургии указывает на чин Святителя Иоанна Златоуста. При составлении книги свящ. В. Лебедев сохранил одно их важных типологических свойств Обихода как певческой книги, опираясь в последовании песнопений на структуру служб:

Всенощное бдение2

-«Благослови, душе моя, Господа»

-«Блажен муж»

-Стихиры на «Господи, воззвах», «Бог Господь» и тропарь, Проким-ны Утрени, Ирмосы канона, «Свят Господь Бог наш» 8-ми гласов

20 -«Свете тихий»

-«Богородице Дево»

-«Буди имя Господне»

-«Богатии обнищася» (конец псалма 33 - «Благословлю Господа»)

-Поли елей

-«Преблагословенна еси, Богородице Дево»

-Великое славословие

-Тропари воскресные по славословии великом

-Заключительное «Господи, помилуй» на первом часе

Божественная Литургия

-Великая ектения

-Антифоны изобразительные

-Малая ектения

-«Слава...Единородный Сыне»

-Блаженны

-Входное «Приидите, поклонимся»

-«Господи, помилуй» (вход с Евангелием)

-«Господи, спаси благочестивыя»

-Трисвятое

-Прокимны воскресные 8-ми гласов

-Аллилуиа

-«Слава Тебе, Господи, Слава Тебе»

-Сугубая ектения

-Херувимская песнь

-Символ веры

-«Милость мира»

-«Достойно есть»

-«Отче наш» -«Тело Христово»

-«О имени Господни», «Господи, помилуй»

-«Многая лета»

Заметим, что песнопения, тексты которых меняются в зависимости от дня седмицы, имеют в тамбовском Обиходе лишь воскресные варианты. Так, из прокимнов Вечерни зафиксирован прокимен субботы «Господь во-царися»; среди прокимнов Литургии записаны воскресные песнопения 8-ми гласов, тогда как дневные отсутствуют.

В тамбовской книге нет дневных причастнов. Вместо них зафиксированы напевы двух запричастных стихов - «О, Пресладкий и Всещедрый Иисусе» (кондак акафиста Спасителю Иисусу Сладчайшему), «Мати убо по-зналася еси» (Богородичен догматик, гл.7), тексты которых не связаны с распределенными по дням седмицы песнопениями данного типа. Многие Обиходы второй половины XIX - начала XX вв., наряду с воскресными ирмосами, содержали иные, среди которых - общие Богородице «Отверзу уста», «Воду прошед», а также ирмосы на некоторые праздники.1 В тамбовском Обиходе зафиксированы только воскресные ирмосы.

Ряд изменяемых песнопений тамбовского Обихода, среди которых -прокимны, величания, припевы на 9-ой песни канона, антифоны - помимо воскресных содержат варианты, поемые в дни Господских и Богородичных праздников. В Обиходе зафиксированы преимущественно песнопения неподвижных праздников годового круга богослужений (на Сретение Господне, на Благовещение Богородицы, на Введение во храм Пресвятой Богородицы, на Рождество Христово). Песнопения таких праздников, как Сретение Господне, Благовещение Богородицы встречаются в Обиходе дважды (среди текстов величаний и припевов на 9-ой песни канона). Подвижные праздники

22 представлены двумя пасхальными песнопениями - Великим прокимном «Кто Бог велий» и праздничным антифоном, а также антифоном на Вознесение.

Циклы

«Сочинять циклы стало типичным для стиля времени»,1 и это подтверждается не только столичными примерами. В последние 10-летия XIX-начале XX вв. в тамбовской епархии появляется целый ряд циклов, созданных местными авторами:

«Божественная Литургия при Архиерейском свя-щеннослужении и молебное пение Святителю Питириму Знаменного роспева» М. Покровского;

«Песнопения из триоди постной» свящ. В. Лебедева и М. Климова;

Литургия свящ. В. Лебедева и Ф. Степанова;

Литургия Ф. Степанова;

1 Гуляницкая Н. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М., 2002. С. 152. Всенощное бдение С. Клипина;

Литургия под ред. И. Ельцова.

Последнее издание, однако, представляет собой не что иное, как сборник песнопений разного свойства (переложений и сочинений) различных авторов.5""1 «Сборники имеют четко означенную направленность и соединяют отдельные «номера», иногда имея в виду тот или иной хоровой состав. Однако они, вследствие разностилья, не содержат той глубинной духовной и художественной связи, которая возникает в авторских творениях -например, «полной литургии».1 Известному тамбовскому регенту И. Ельцову принадлежат некоторые переложения данного сборника, а также заслуга в подборе и редактировании песнопений других авторов. Литургия содержит сочинения Турчанинова, Веделя, Дворецкого, Виноградова, Алябьева, Васильева, Носова, Кабанова, Давыдова, некоторые обиходные песнопения - «Во царствии Твоем» Московское, «Господи, спаси благочес-тивыя» и Трисвятое Знаменское, «Милость мира» Симоновское, а также переложения редактора-составителя сборника (1-ый антифон Литургии и ек-тения сербского роспева).

Наиболее актуальной для тамбовских регентов, учителей пения оказалась та циклическая форма, которая связана с «озвучиванием» полной службы. Благодаря деятельности местных регентов и учителей пения тамбовские клиросы имеют богатое наследство, представленное как службами суточного богослужебного круга, так и последованием служб Великого Поста. Идея создания полных служб проявила себя в творчестве многих известных тамбовских регентов-композиторов — Ф. Степанова, свящ. В. Лебедева, М. Покровского и др. В списке духовно-музыкальных сочинений некоторых из них (например, Ф. Степанова, свящ. В. Лебедева) фигурируют несколько полных служб. А такие имена как М. Покровский и

Клипин известны нам как авторы только таких вариантов переложений и сочинений.

В центре внимания тамбовских авторов оказалась Божественная Литургия,ХУ" главная служба всего суточного богослужебного круга. Собственными силами местных регентов, учителей пения были «озвучены» разные чины Литургии: Литургия Св. Иоанна Златоустого (Ф. Степанова,50" И. Ельцова, свящ. В. Лебедева и Ф. Степановахх), Литургии Василия Великого и Григория Двоеслова (свящ. В. Лебедева и М. Климова50"), Литургия при Архиерейском служении (М. Покровского).

Опора на неизменяемые песнопения в чине Литургии позволяла по-разному подходить к решению вопроса о характере материала песнопения, а именно, о наличии или отсутствии в нем заимствованного мелодического первоисточника (роспева или напева). Отсюда — появление так называемых «циклов-переложений» (М. Покровского, свящ. В. Лебедева и М. Климова, свящ. В. Лебедева и Ф. Степанова), «циклов-сочинений» (Ф. Степанова). Разным могло быть также количество авторов, принимавших участие в создании цикла: в одних случаях переложения и сочинения службы принадлежали одному автору (Ф. Степанова, М. Покровского), в других цикл явился результатом совместной деятельности двух авторов (свящ. В. Лебедева и М. Климова, свящ. В. Лебедева и Ф. Степанова). Это явление, насколько нам известно, не было характерным ни для прошлого, ни для современного духовно-музыкального творчества. Проявившись на тамбовской земле в начале XX в., оно стало своеобразной отличительной чертой местной композиторской практики.

На данный момент нам удалось найти ноты двух подобных циклов -«Божественной Литургии при Архиерейском священнослужении и молебного пения Святителю Питириму Знаменного роспева» М. Покровского и «Песнопений из триоди постной» свящ. В. Лебедева и М. Климова.""" Как и «Обиход Тамбовских гласовых напевов и иных напевов неизменяемых песнопений по преимуществу употребляемых в Тамбовской епархии», составленный свящ. В. Лебедевым, данные издания определенным образом характеризуют местную традицию составления богослужебнопевческих книг конца XIX - начала XX вв. Рассмотрение их особенностей с точки зрения принадлежности определенному типу певческих книг необходимо также и потому, что эти циклы впервые фигурируют в качестве материала исследования.

Обратимся к «Песнопениям из триоди постной» свящ. В. Лебедева и М. Климова. Работая над созданием цикла, призванного заполнить то певческое пространство, которое оставалось пустым из-за отсутствия «легких переложений великопостных песнопений для небольшого состава хора»,1 тамбовские авторы ориентировались на содержание вышедшей в Синодальной типографии в 1891, а затем в 1899 году «Триоди нотного пения постной и цветной». Это издание стало источником заимствованных роспевов для большинства песнопений цикла. Из «Триоди...» избирались в основном роспевы гласовых песнопений - «Богородице Дево, радуйся» (тропари на Вечерни Великого поста, гл. 4), тропари на часах (гл. 6, 2, 8), «Господи сил, с нами буди» (гл. 6), «Се жених грядет в полунощи» (тропарь, гл. 8), «Егда славний ученицы» (тропарь, гл. 8), Непорочны (гл. 5), меньше негласовых -Светилен «Чертог Твой», «Вечери Твоея тайныя днесь» (тропарь в Великий Четверг).

Роспевы ряда других песнопений, среди которых - Блаженны, «Да исправится молитва моя», «Бог Господь» и тропарь «Благообразный Иосиф», Херувимская песнь «Да молчит всякая плоть» - были взяты авторами переложений из другого Синодального издания — «Учебного Обихода нотного церковного пения» (1891 и 1898 гг.).

Отдельные переложения и сочинения

Духовно-музыкальные произведения внециклической организации в несравнимо большем количестве, нежели циклы, представлены в перечне созданного тамбовскими авторами на рубеже ХІХ-ХХ вв. Переложения и сочинения местных регентов и учителей пения относятся к богослужениям всех церковных кругов - суточного (Литургия Св. Иоанна Златоуста, Всенощное бдение, Литургия при Архиерейском служении, панихида), недельного (осмогласные песнопения) и годового (Великопостных служб и подвижных и неподвижных праздников).

Местные регенты в равной мере обращались как к неизменяемым, так и к изменяемым песнопениям. Неизменяемые — это песнопения Литургии Св. Иоанна Златоуста, Всенощного бдения, Великого Поста. Основная часть изменяемых песнопений — переложения и сочинения на тексты Господских и Богородичных праздников (стихиры на Рождество Христово и Пасху, ирмосы Пасхи свящ. В. Лебедева, Тропарь Казанской иконе Божией Матери «Заступнице усердная» И. Ельцова, кондак праздника Покрова Пресвятой Богородицы «О, Всепетая Мати» М. Ерхана и И. Ельцова), праздников святых (тропарь бесплотным силам, Архистратигу Михаилу, кондак и тропарь Св. Тихону Задонскому Ф. Степанова, стихиры на литии Св. Мефодию и Кириллу свящ. В. Лебедева), в том числе - местно чтимых (кондак акафиста преп. Серафиму Саровскому И. Ельцова). Переложения Одна из основных форм церковного песнотворчества, какой является переложение церковных роспевов, на рубеже XIX-XX вв. проявила себя и в творчестве авторов тамбовской епархии. Местные регенты нередко работали с заимствованным мелодическим материалом. Им были главным образом «употребительные» церковные роспевы - знаменный (Догматики 8-ми гла-сов свящ. В. Лебедева, «Свете тихий» Ф. Степанова,"""1 «Царю небесный» И. Ельцова, Стихира на литии Св. Николаю Ф. Степанова), киевский («Взбранной воеводе» и «Хвалите имя Господне» Ф. Степанова), греческий («Дева днесь» Ф. Степанова, Ирмосы на Рождество Христово свящ. В. Никольского, «Заступнице усердная» И. Ельцова), болгарский («Достойно есть» Ф. Степанова). Подобные многоголосные опыты были вполне в духе времени, так как развивали одну из основных идей Новой композиторской школы — идею возрождения всей красоты основных роспевов Русской Православной Церкви.

Однако известно, что в поле зрения композиторов конца XIX - начала XX вв. начинают попадать и более редкие роспевы, такие как сербский, и также местные напевы - от монастырских до напевов отдельных епархий. В списке тамбовских переложений конца XIX - начала XX вв. сербский напев фигурирует в качестве мелодического первоисточника первых двух антифонов Литургии и ее заключительных песнопений И. Ельцова, а напев из разряда местных представлен, в частности, в ростовской «Милости мира» Ф. Степанова.

Выбор определенного типа роспева для того или иного песнопения у тамбовских авторов определялся сложившимися к концу XIX в. певческими

114 традициями, в том числе и местными. Так, первый антифон Литургии уже давно было принято петь греческим роспевом («Благослови, душе моя, Господа» Ельцова); именно так, судя по Обиходу свящ. В. Лебедева, пелось это песнопение и в тамбовской епархии. Другое песнопение — «Достойно есть», обычно исполняемое роспевом (в тамбовском Обиходе - киевским), и в переложении Ф. Степанова сохраняет эту традицию, хотя и меняет роспев на болгарский. 11 «Милость мира» в тамбовском Обиходе представлено целым рядом «редких» напевов - дьячковского, сельского. Ф. Степанов расширяет возможности исполнения этого песнопения, вводя вариант «местного» напева, в частности, напева ростовской епархии.

Среди известных нам переложений тамбовских авторов часть написаны на тексты неизменяемых песнопений Всенощного бдения и Литургии Св. Иоанна Златоуста:

-«Свете тихий» знаменного роспева Ф. Степанова;

-«Достойно есть» болгарского роспева Ф. Степанова;

-«Достойно есть» обычного, по 8-му гласу, роспева И. Ельцова;

-«Хвалите имя Господне» киевского роспева Ф. Степанова;

-изобразительные антифоны Литургии сербского роспева И. Ельцова. Значительное место среди переложений занимают изменяемые песнопения, прежде всего - праздничные:

-стихира на литии Св. Николаю «Правило веры и образ кротости» знаменного роспева, кондак Рождества Христова «Дева днесь пресущест-веннаго рождает» греческого роспева, кондак Благовещения «Взбранной воеводе победительная» киевского роспева Ф. Степанова;

-ирмосы на Рождество Христово греческого роспева свящ. В. Никольского;

-тропарь праздника Казанской иконы Пресвятой Богородицы «Заступнице усердная» греческого роспева И. Ельцова.

Нам удалось найти ноты следующих переложений:XXV1"

-«Благослови, душе моя, Господа» (1-ый изобразительный антифон Литургии) греческого роспева 1-го гласа, «Достойно есть» обычного напева 8-го гласа, «Заступнице усердная» греческого роспева 4-го гласа И. Ельцова;

-«Милость мира» ростовская и «Достойно есть» болгарского роспева 1-го гласа Ф. Степанова.

В связи с отсутствием нот переложений других тамбовских авторов на данный момент не представляется возможным исследование стилистики данного вида песнотворчества в целом. Именно поэтому основная часть данного раздела работы будет посвящена рассмотрению авторских особенностей работы с роспевом Ф. Степанова и И. Ельцова, тем более что переложения этих знаменитых тамбовских регентов демонстрируют два разных подхода в отношении обработки мелодического первоисточника - церковного роспева.

Похожие диссертации на Тамбовская церковно-певческая традиция конца XIX - начала XX вв.