Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности ритма и его роль в музыке русского балета конца XIX - начала XX веков Галятина Анна Валерьевна

Особенности ритма и его роль в музыке русского балета конца XIX - начала XX веков
<
Особенности ритма и его роль в музыке русского балета конца XIX - начала XX веков Особенности ритма и его роль в музыке русского балета конца XIX - начала XX веков Особенности ритма и его роль в музыке русского балета конца XIX - начала XX веков Особенности ритма и его роль в музыке русского балета конца XIX - начала XX веков Особенности ритма и его роль в музыке русского балета конца XIX - начала XX веков
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Галятина Анна Валерьевна. Особенности ритма и его роль в музыке русского балета конца XIX - начала XX веков : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Галятина Анна Валерьевна; [Место защиты: Магнитог. гос. консерватория].- Магнитогорск, 2008.- 207 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-17/138

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема ритма в балетной музыке является одной из ключевых, поскольку ритм служит общим знаменателем, объединяющим музыку и танец. Ритм не только способствует координации музыки и танца, но и участвует в становлении формы и драматургии балета. Изменение ритмической организации балетной музыки влечёт за собой обновление многих компонентов целого. Ритм является своеобразным индикатором степени вовлечённости музыки в создание музыкально-хореографической драмы.

Роль ритма в музыке русского балета на протяжении XIX века менялась. Балетная музыка первой половины XIX столетия носила прикладной характер. Композиторы выполняли указания балетмейстеров относительно формы, количества тактов, размера, мелодического рисунка в музыкально-танцевальных композициях. В творчестве П. Чайковского, а затем А. Глазунова, сочинявших балеты в содружестве с М. Петипа, в балетах И. Стравинского, созданных в творческом союзе с М. Фокиным, роль музыки, а именно музыкального ритма возросла.

Однако проблема возрастающей активности ритма в балетной музыке рубежа XIX-ХХ вв., способствующей преобразованию музыки и хореографии, до сих пор не получила полного освещения. В научной литературе разработаны вопросы организации метра и ритма (Н. Афонина, М. Харлап, В. Холопова), исследованы ритмические техники отдельных композиторов (В. Холопова), выявлены историко-стилевые особенности ритма в отдельных произведениях (Б. Асафьев, Е. Дулова, Е. Куриленко, Т. Курышева, В. Холопова). Не обойдён вниманием учёных и ритм музыки русского балета последней четверти XIX и начала ХХ веков. С одной стороны, подробно исследованы русский балетный театр XIX века и особенности мелодики, гармонии, оркестровки в балетной музыке П. Чайковского и A. Глазунова (Б. Асафьев, Ю. Бахрушин, С. Демидов, Е. Дулова, Д. Житомирский, В. Красовская, О. Куницын, Кульвер Вильям Лесли, Ю. Розанова, Ю. Слонимский, С. Шапиро). С другой стороны, основательно изучены балетный театр начала XX века и балеты И. Стравинского (Б. Асафьев, О. Астахова, И. Вершинина, А. Вульфсон, А. Демченко, С. Катонова, B. Красовская, А. Соколов, В.Тейдер, В. Холопова).

Балетную музыку П. Чайковского и А. Глазунова с одной стороны, и И. Стравинского с другой, как правило, не сравнивают. Думается, однако, что открытия П. Чайковского, а затем А. Глазунова в области ритмической организации подготовили появление балетной музыки И. Стравинского. Выявление преемственности традиций двух этапов развития балета, исследование механизмов и движущих сил эволюции музыкально-хореографического искусства конца XIX – начала ХХ вв. обогатит наше представление о русском балете. Работа в обозначенных направлениях и соответственно потребность в заполнении пробела, который оставался в науке, определяют актуальность.

Цель исследования – раскрыть особенности ритма и его конструктивные и драматургические функции в балетах русских композиторов конца XIX – начала ХХ вв., а также его инициирующую роль в преобразовании танцевальных движений.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить типы метра и ритма, функционирующие в дивертисментах и пантомимных сценах балетной музыки Чайковского, Глазунова, Стравинского;

- рассмотреть структурно-смысловые возможности метра и ритма в балетной музыке;

- проследить роль ритма в координации драматургических и композиционных процессов музыки и хореографии;

- раскрыть взаимосвязь между типом музыкального ритма и его пластическим выражением.

- выяснить преемственность между балетами П. Чайковского, А. Глазунова, И. Стравинского;

Объектом исследования является балетная музыка русских композиторов рубежа XIX – ХХ веков, предметом — стал её ритм, конструктивные и драматургические функции ритма, а также взаимодействие ритмов музыки и хореографии.

Балетная музыка русских композиторов конца XIX-начала ХХ веков – П. Чайковского и А. Глазунова в постановке М. Петипа, а также И. Стравинского в постановке М. Фокина – не случайно избрана в качестве материала исследования. Именно в спектаклях М. Петипа и М. Фокина музыка и танец впервые приобретают равные права в воплощении художественного замысла балетмейстера. В творческом союзе этих композиторов и балетмейстеров начинается превращение большого классического балета в симфонизированную балетную драму. В балетах П. Чайковского («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), А. Глазунова («Раймонда»), И. Стравинского («Жар-Птица», «Петрушка», «Весна священная») музыка получает статус «взаимодействующей» (Е. Дулова).

Методологической основой исследования стал комплексный подход, соединяющий методы историко-стилевого и сравнительного анализа. Методологическим основанием диссертации явились труды Б. Асафьева об интонации, о персонификации интонационно-ритмических характеристик в балетной музыке. Б. Асафьев рассматривал ритм как средство синхронизации структурных членений музыкального и танцевального рядов произведения, а также как ключ к созданию образных характеристик героев балета. Теоретический ракурс музыковедческого анализа выстроен на основе с теории музыкального ритма, разработанной В. Холоповой, а также концепции функциональной организации метра, принадлежащей Н. Афониной. Анализ классического танцевального цикла выполнен по методике, предложенной Е. Дуловой, вопросы соотношения музыки и хореографии в балете рассмотрены в соответствии с установками Е. Куриленко.

Научная новизна. Разработка вопроса о роли ритма в организации драматургических процессов балета и эволюции балетной музыки осуществляется впервые. Автором данной работы выявлены качественные изменения в выборе способов противопоставления двух типов ритма и ритмической дифференциации персонажей в балетах рубежа XIX – XX веков по сравнению с предшественниками П. Чайковского. Установлены взаимосвязи типов ритмики и пластики, и принципы согласования ритмов драматургии и композиции в балетной музыке, а также определены особенности координации музыки и хореографии в связи с типом драматургии балета. Все названные вопросы в системном виде изучались впервые.

Практическая ценность. Основные положения работы и её выводы целесообразно включить в курсы анализа музыки, истории русской музыки, истории балета в высших и средних специальных учебных заведениях Материалы работы уже фигурируют в авторских лекциях по дисциплинам «история русского балета», «анализ танцевальной и балетной музыки», «музыкальная драматургия балета», «теория музыки» для студентов хореографического отделения Магнитогорской консерватории). Материал и результаты диссертации можно использовать в новых исследованиях музыковедческого и балетоведческого профиля.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры теории и истории музыки Магнитогорской государственной консерватории. По теме диссертации прочитан доклад «Соотношение музыкального и пластического в балетных спектаклях» на конференции «Русская культура на рубеже XIX-XX веков: искусствоведческий, культурологический, философский, исторический аспекты» - Магнитогорск, март 2003. Её основные положения получили отражение в публикациях.

Структура работы. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения и Нотного приложения.

Похожие диссертации на Особенности ритма и его роль в музыке русского балета конца XIX - начала XX веков