Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фортепианный дуэт в системе художественной коммуникации : на примере творчества композиторов Урала Субботина, Екатерина Ивановна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Субботина, Екатерина Ивановна. Фортепианный дуэт в системе художественной коммуникации : на примере творчества композиторов Урала : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Субботина Екатерина Ивановна; [Место защиты: Российский государственный педагогический университет].- Санкт-Петербург, 2013.- 202 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-17/119

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современное развитие культуры свидетельствует о том, что проблемы коммуникации приобретают все большее значение, становятся центральным звеном научного поиска. Коммуникативные процессы нуждаются в возможности выхода за пределы «вещной» логики и «вещного» здравого смысла (С. Рубинштейн). Наряду с прак-> тическим преобразованием мира, требуется постижение его духовной сущно-1 сти, нравственных и эстетических оснований жизни. Ведущее значение в этом процессе принадлежит художественной сфере, которая является уни-1 версальным языком общения в пространстве тотальной коммуникации.

В глобальном процессе визуализации культуры, преобладании вирту-1 альной реальности велика роль музыкального искусства. В неустойчивой, «взрывной», расчлененной на части культуре, «фрагментаризированности» сознания именно музыка фиксирует «мятущееся бытие» и как универсаль-1 ный способ художественного общения преодолевает, по выражению А. Лосе-1 ва, его «растерзанность», воссоединяет «пространственно-отдельные суще-1 ственности с единством и целостностью времени» . Единение, консолидация, преодоление разорванности осуществляется в диалогической форме обще-1 ния. В диалоге происходит взаимодействие и взаимообогащение сторон, не-" обходимые современной культуре как альтернатива внешней, односторонней коммуникации, зачастую имеющей характер «насилия» информационного потока. В связи с этим представляется актуальным рассмотрение фортепиа-1 иного дуэта в свете концепции художественного диалога, являющего собой модель «неотчужденной коммуникации» (Ю. Хабермас). Проанализирован-1 ный в контексте общения и диалога, данный вид творчества напоминает, по словам М. Бахтина, о близости, а не об «отсутствии» людей друг для друга. Потребность в «Другом», познание «Иного» и способность общения - фун-> даментальное свойство бытия человека, в котором, он раскрывается «как для других, так и для себя самого .

Фортепианный ансамбль, существующий уже более трех столетий, переживал периоды расцвета и упадка, но всегда оставался неотъемлемой ча-> стью музыкальной жизни. Художественная практика не мыслима без этого жанра. Вторая половина XX - начало XXI века отмечена его бурным разви-1 тием во многих странах, в том числе в России, и фортепианный ансамбль вышел на одно из ведущих мест в концертной и педагогической деятельно-1 сти. Нынешнее положение жанра можно считать его «кульминацией» (Н. Ка-тонова), поскольку создается мировое фортепианное дуэтное «простран-1 ство».

Фортепианный дуэт - разновидность фортепианного ансамбля, предпо-> лагающего наличие как двух и более инструментов (мультиклавирные, по

Лосев А. Музыка как предмет логики//Ранние произведения. М. : Правда, 1990. С. 239, 276. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М. : Сов. Россия, 1979. С. 294.

классификации Н. Катоновой), так двух и более исполнителей. Е. Сорокина обращается, в основном, к анализу фортепианного дуэта в четыре руки, тогда как В. Петров включает в понятие «фортепианный дуэт» только произведем ния для двух инструментов. В нашей работе феномен фортепианного дуэта рассматривается в парадигме «константного» ансамбля (И. Польская) - для двух исполнителей на одном или двух инструментах. Такое понимание осно-1 вано на том, что в искусстве личностное начало, а не количество инструмент тов, является ведущим.

Изучение ансамблевого творчества в художественно-коммуникативном аспекте позволяет обосновать его функциональную универсальность и осо-> бую роль в воспитании музыкантов, возможность для развития профессио-1 нальных качеств пианистов и личностного общения. Е. Сорокина подчерки-1 вает важность обучения «ансамблевой культуре», которая на подсознатель-1 ном уровне оказывает мощнейшее воспитательное воздействие, приучая к диалогу . Это относится как произведениям для двух фортепиано, так и к сочинениям для одного инструмента в четыре руки. Совместное исполни-1 тельство, атмосфера музыкального «собеседования» развивает фундамент тальное основание человеческой культуры - культуру человеческих отноше-> ний, «культуру желаний» (В. Сухомлинский), представляя собой важнейший вид общения - художественный диалог.

Противостоит господству утилитарных отношений, одномерности ЧЄ-" ловека, стереотипов мышления и такая универсалия культуры, как игра. Иг-1 ровое взаимодействие способствует формированию творческого начала, воз-> можности свободного «полифонического» общения и диалога, в котором личности выступают как суверенные и самоценные партнеры. Игра работает в «разрывах» социального бытия (В. Кемеров), становясь важнейшим сред-1 ством постижения фундаментальных человеческих ценностей. Анализ фор-> тепианного дуэта в этом контексте позволяет раскрыть его коммуникативные возможности, новое смысловое содержание.

Процесс формирования единого культурного пространства России во всей полноте невозможно представить без осмысления особенностей разви-1 тия различных жанров музыкального искусства в регионах. Интерес к форте-1 пианному ансамблевому музицированию не только в «столичном» варианте обусловил обращение автора к анализу композиторской и исполнительской дуэтной традиции на Урале.

На рубеже XXI столетия происходит активизация внимания к фортепи-1 анному дуэту в концертной форме его бытования, а также обретение им осо-> бого, состязательно-игрового модуса: конкурсы, фестивали различных уров-> ней: международные и всероссийские конкурсы и фестивали фортепианных дуэтов в Чехии, Германии, Израиле, Японии, США. Первый отечественный фестиваль, еще имевший тогда статус «всесоюзного», был проведен в 1989

Сорокина Е. «Движение вперед необходимо...» // Музыкальная академия. 2005. № 2. С. 109.

году в столице Урала. Затем они стали систематически проходить в Екате-> ринбурге, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Москве, Новосибирске, Смоленске, Вологде, Петрозаводске и др. Данному виду исполнительства по-" священ Международный детский конкурс им. Л. Брук «Брат и сестра». В настоящее время существует Общенациональная ассоциация фортепианных дуэтов России (ОАФД), объединяющая композиторов, исполнителей, педагогов, критиков, работающих в этой сфере музыкального искусства. Это определяет и актуальность обращения к вопросам функционирования фести-1 валей ансамблевого творчества как к акциям культурного единения, форми-1 рования особой среды художественного общения. Ведущую роль в этом про-> цессе играет коммуникативная природа жанра фортепианного дуэта.

Степень разработанности проблемы. Анализ жанра фортепианного дуэта в системе художественной коммуникации, безусловно, предполагает рассмотрение общих проблем коммуникативной природы искусства. В оте-" чественной науке в первую очередь следует назвать исследования М. Бахти-1 на, В. Библера, А. Еремеева, М. Кагана, Ю. Лотмана. Однако для данных ав-1 торов музыкальная сфера не является предметом специального анализа. Это относится и к диссертации И. Лисовец, рассматривающей эстетический ас-> пект данного вопроса, и к работам А. Леонтьева, анализирующего искусство как форму общения в рамках психологического подхода. Среди авторов, од-" ним из первых обратившихся к раскрытию всех уровней коммуникативного процесса: творчества, произведения искусства, в том числе и музыкального его исполнительской интерпретации и восприятия, можно назвать С. Раппо-> порта.

Особого внимания заслуживает работа Н. Брылевой, посвященная про-> блеме музыкального искусства в системе межкультурных коммуникаций и актуальности диалога культур в XX веке в парадигме семиотических си-1 стем, и докторская диссертация Г. Демешко, которая обращается к диалоги-1 ческим традициям современного отечественного инструментализма. Обосно-1 вание коммуникативной природы музыкального искусства тесно связано с вопросами смысла, интерпретации и истолкования художественного произ-> ведения. Ряд авторов, в частности, М. Бонфельд, Ю. Захаров, Е. Сагарадзе, анализируют данные понятия в русле проблематики философской и музы-1 кальной герменевтики. Об активизации интереса к рассматриваемой про-> блеме свидетельствуют Международные научные конференции «Проблемы общения в пространстве тотальной коммуникации» (Санкт-Петербург), вы-1 пуск сборников научных трудов: «Музыкальная коммуникация» (Санкт-Петербург), «Музыкальное произведение в системе художественной комму-1 никации» (Красноярск).

В контексте проблем художественной коммуникации представляет ин-1 терес научный поиск взаимосвязи диалога и игрового начала в искусстве. Вопросы игровой природы культуры и ее различных сфер разрабатываются в трудах отечественных и зарубежных авторов, среди которых Й. Хейзинга,

Столович, М. Эпштейн. Проблемы игры в музыкальном искусстве рассмат-1 риваются в работах Е. Назайкинского.

Теоретическое обоснование ансамблевого творчества, в том числе фортепианного дуэта, предпринято в работах Б. Асафьева, Д. Благого, брать-1 ев А. и М. Готлибов, И. Польской, Л. Раабена, А. Ступеля. Следует также назвать материалы Международных научных конференций и сборники тру-1 дов: «Актуальные проблемы ансамблевого исполнительства и педагогики», «Вопросы ансамблевого исполнительства», «Камерный ансамбль: педагогика и исполнительство», «О мастерстве ансамблиста», «Проблемы ансамблевого исполнительства», «Фортепианный ансамбль: композиция, исполнительство, педагогика», а также статьи в научных сборниках и периодической печати Т. Ворониной, П. Кондрашина, Л. Осиповой. Характерно, что большинство работ по проблемам фортепианного дуэта написано авторами, имеющими практический опыт исполнительской деятельности в этом жанре.

Историческое становление фортепианного искусства и ансамблевого творчества прослеживается в трудах А. Алексеева, Е. Сорокиной. Типология жанра разрабатывается Н. Катоновой. Вопросам коммуникативности посвя-1 щены работы В. Петрова, исследующего фортепианный дуэт в XX веке, а также Е. Куприной, Е. Лукьяновой, Т. Поспеловой, Н. Степановой, К. Шадт, затрагивающих психолого-педагогические аспекты профессиональ-1 ной деятельности музыканта-ансамблиста. И. Польская, рассматривая форте-1 пианный ансамбль, выделяет особый - дуэтный - «тип коммуникативности». По мнению О. Гринес, «коммуникативность» жанра является его функцией, наряду с развлекательной, просветительской, педагогической. В нашем ис-1 следовании фортепианный дуэт анализируется не только как один из видов ансамблевого исполнительского творчества, но и как искусство музыкально-1 го общения, имеющее диалогическую и игровую природу. Общение прони-1 зывают всю систему искусства. Художественная коммуникация существует в рамках социокультурных отношений, поэтому «коммуникативность» фор-1 тепианного дуэта не является отдельной, рядоположенной с другими «функ-1 цией», а, представляя атрибут культуры в целом, составляет сущностную ха-1 рактеристику данного феномена.

Обогащение системы художественной коммуникации происходит и благодаря ее национальному и региональному многообразию. Так, Л. Пин-кош обращается к фортепианному ансамблю в контексте музыкальной и ху-1 дожественной жизни Польши. Латвийский путь жанра фортепианного дуэта анализирует Р. Хараджанян. В диссертации Л. Орловой раскрываются жан-рово-стилевые особенности композиторской и исполнительской практики фортепианного камерно-инструментального ансамбля в Белоруссии. Иссле-1 дования Н. Лукьяновой и Е. Сраго посвящены фортепианному ансамблю в творчестве петербургских композиторов и исполнителей. В 2007 году вы-1 шел сборник статей о Петербургском фортепианном дуэте.

Вопросы становления музыкального искусства на Урале, а также твор-1 чество отдельных композиторов освещают С. Беляев, Б. Бородин, Л. Горбо-

вец, Н. Иванчук, Т. Калужникова, Л. Серебрякова, Ж. Сокольская, сборники «Музыка, музыкальная культура, музыканты Урала», «Композиторы Екате-1 ринбурга», «Уральская музыка в контексте современной культуры», матери-1 алы Всероссийской научной конференции по истории музыкальных контакт тов Санкт-Петербурга - Екатеринбурга. Однако в перечисленных работах фортепианный дуэт в системе художественной коммуникации не является предметом специального анализа.

В целом обзор научной литературы позволяет сделать вывод, что при всей обширности трудов по данной проблематике в современной науке не осуществлен комплексный анализ фортепианного дуэта в аспекте его комму-1 никативной природы, диалогического и игрового характера, в данном ракурс се не проанализировано творчество уральских композиторов. Это обусловли-1 вает выбор темы, объект, предмет, цель и задачи нашего исследования.

Объект исследования - феномен художественной коммуникации в му-1 зыкальном искусстве.

Предмет исследования - фортепианный дуэт как форма художествен-1 ного общения и игрового взаимодействия.

Материал исследования - произведения уральских композиторов для фортепианного дуэта, в том числе неопубликованные сочинения М. Баска, М. Кесаревой, В. Кобекина, Н. Морозова.

Цель работы - выявление специфики художественной коммуникации, диалогической и игровой природы фортепианного дуэта на примере творче-1 ства уральских композиторов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

определить сущность художественной коммуникации в сфере музыкального искусства;

проанализировать фортепианный ансамбль как форму художественного диалога;

раскрыть специфику фортепианного дуэта в аспекте игрового взаимо-1 действия;

выявить особенности творчества уральских композиторов в жанре фор-1 тепианного ансамбля;

выяснить значение фестивалей фортепианных дуэтов в художественной коммуникации на примере первых фестивалей, проходивших на Урале.

Методология и методы исследования. Диссертация опирается на ме— тодологию комплексного, междисциплинарного подходов, что обусловлено сложностью объекта и предмета исследования. Теоретико-методологическую основу составили работы отечественных и зарубежных ученых в области фи-1 лософии и эстетики (И. Кант, Г. Гегель, П. Флоренский, М. Бахтин, А. Лосев, М. Мамардашвили, В. Библер, М. Каган, С. Раппопорт, Т. Адорно, Г. Гада-мер, Ю. Хабермас); теории коммуникации (С. Азаренко, А. Садохин); психо-1 логии (А. Готсдинер, А. Леонтьев, Б. Парыгин, С. Рубинштейн, М. Робер); культурологии (Ю. Лотман, Й. Хейзинга, И. Быховская, Г. Померанц); музы-

кознания (Б. Асафьев, М. Бонфельд, В. Ванслов, Л. Гаккель, А. и М. Готлибы, И. Земцовский, Л. Мазель, В. Медушевский, Я. Мильшейн, Е. Назайкинский, Л. Раабен, Е. Сорокина, В. Холопова, С. Фейнберг и др.).

Комплексный подход предполагает изучение художественной коммуни-1 кации как сложной системы, элементы которой образуют целостный объект. В связи с этим применяются общенаучные теоретические методы: систем-1 ный, структурно-функциональный, аналитический. Метод системного иссле-1 дования дает возможность рассмотрения художественной коммуникации как совокупности взаимосвязанных элементов и фортепианного дуэта как це-" лостного коммуникативного феномена. При помощи структурно-функционального метода выявляются звенья коммуникативного процесса в искусстве, роль ансамблевого творчества в музыкальной культуре, а также социокультурные функции фестивалей фортепианных дуэтов. Аналитиче-1 ский метод позволяет проанализировать научные источники, особенности художественно-коммуникативной сферы, механизм диалогического и игро-1 вого взаимодействия в области фортепианного дуэта.

В работе применяются частные методы и научные подходы: семиотиче-1 ский, связанный со знаковой природой художественной коммуникации; ак-1 сиологический, раскрывающий ценностный характер передаваемой в искус-1 стве информации; герменевтический, позволяющий интерпретировать музы-1 кальные сочинения; музыковедческий, нацеленный на выявление диалогичен ской природы музыкального текста во всех его составляющих; компаратив-1 ный, дающий возможность сравнивать различные феномены культуры, ав-1 торские концепции, художественные произведения, исполнительские интер-1 претации; источниковедческий, помогающий в работе с нотным материалом в рукописном варианте.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Фортепианный ансамбль - один из видов художественного общения, в котором доминирует ценностная информация, связанная с духовной сторо-> ной коммуникативного процесса.

  2. Фортепианный дуэт выступает как диалогическая форма общения, закрепленная в коммуникативной системе художественных «высказываний».

3. В системе коммуникации характер диалогического общения имеет и такая культурная универсалия, как игра. Специфика музыкального искусства и культуроформирующая функция игры дают возможность рассмотреть фор-> тепианный дуэт в контексте игрового взаимодействия.

4. Творчество композиторов Урала в жанре фортепианного дуэта, рас->
смотренного в коммуникативном аспекте, является ярким примером куль-1
турного диалога на всех уровнях коммуникативного процесса (личностном,
концептуальном, структурно-формальном).

5. Фестивали фортепианных дуэтов, выполняя информационно-
познавательную, социализирующую, аккумулятивную, эвристическую, со-1
стязательно-игровую, культуротворческую, презентационную, гедонистиче-

скую и консолидирующую функции, дают возможность для реализации «полифонического» общения посредством многоуровневого диалога, формируй ют единое информационное пространство и культурную среду.

Научная новизна диссертационной работы:

обосновано применение понятия «взаимопостижение» для анализа об-1 щения в процессе художественной коммуникации;

систематизирован опыт ансамблевого творчества в контексте диалоги-1 ческого общения и игрового взаимодействия;

фортепианный дуэт рассмотрен не только как один из видов исполни-1 тельского творчества, но и как искусство музыкального общения, много-1 уровневая форма художественного диалога;

определены особенности фортепианного ансамблевого творчества на Урале;

выявлены роль и социокультурные функции фестивалей фортепианных дуэтов в художественной коммуникации;

введен в научный оборот анализ произведений уральских композиторов для фортепианного дуэта, в т. ч. неопубликованных сочинений М. Баска, М. Кесаревой, В. Кобекина, Н. Морозова.

Теоретическая значимость работы заключается в комплексном осмыс— лении феномена общения в музыкальном искусстве и рассмотрении фортепиа-1 иного дуэта в системе художественной коммуникации, что позволяет:

расширить возможности целостного теоретического анализа ансамбле-1 вого творчества;

обогатить концепцию диалогический и игровой природы фортепианно-1 го дуэта;

выявить особенности этого жанра на Урале;

основные положения и выводы диссертации имеют значение для науч-1 ных разработок в сфере художественной коммуникации, теории музыки, ис-1 тории музыкального искусства Уральского региона.

Практическая ценность работы. Результаты исследования могут найти применение в практике профессиональной подготовки музыкантов в дисци-1 плинах «Фортепианный ансамбль», «Ансамблевое исполнительство», «Ис-1 тория отечественной музыки», «Анализ музыкальных произведений», «Со-1 временная музыка», «Современные стили и направления», «Современные стили и жанры», в темах, посвященных творчеству композиторов Урала в рамках преподавания курса региональной художественной культуры в средних и высших учебных заведениях; в учебно-методической работе для совершенствования педагогического процесса. Сочинения для фортепианных ансамблей, представленные в диссертации, можно использовать при подго-1 товке конкурсных и фестивальных программ, в учебной и концертной дея-1 тельности.

Достоверность результатов исследования обеспечивается современ— ной методологической базой, представленной в анализе отечественной и за-1 рубежной литературы; соответствием целей и задач работы ее содержанию, а также репрезентативностью круга проанализированных произведений му-1 зыкального искусства в жанре фортепианного дуэта.

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях ка- федры музыкального воспитания и образования факультета музыки России-1 ского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

Основные положения и результаты исследования нашли отражение в ря-> де публикаций в сборниках трудов и докладах на международных, всерос-1 сийских, региональных научных и научно-практических конференциях, в том числе: «Человек в мире культуры» (Екатеринбург, 2005); «Развитие художественно-эстетического образования в городе Екатеринбурге: традиции и инновации» (Екатеринбург, 2006); «Актуальные проблемы музыкального и художественного образования» (Екатеринбург, 2010, 2012); «Музыкальное образование в современном мире: диалог времен» (СПб., 2011); «Музыкаль-1 ная культура глазами молодых ученых» (СПб., 2012, 2013), а также в соб-> ственной исполнительской практике автора диссертационного исследования. Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы (241 найме-1 нование) и двух приложений с перечнем сочинений уральских композиторов для фортепианного ансамбля и нотными примерами из фортепианных дуэт-1 ных произведений. Содержание диссертации изложено на 198 страницах.

Похожие диссертации на Фортепианный дуэт в системе художественной коммуникации : на примере творчества композиторов Урала