Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Г.Я. Ломакин и отечественная хоровая культура Рогачёва, Юлия Михайловна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рогачёва, Юлия Михайловна. Г.Я. Ломакин и отечественная хоровая культура : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Рогачёва Юлия Михайловна; [Место защиты: Рос. акад. музыки им. Гнесиных].- Москва, 2013.- 199 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-17/38

Введение к работе

Актуальность исследования. Гавриил Якимович Ломакин (по разным источникам, 1811 или 1812–1885) – выдающийся деятель отечественного хорового искусства, почти 50 лет возглавлявший прославленную Шереметевскую капеллу, 12 лет проработавший хормейстером ведущего хорового коллектива России, Придворной певческой капеллы, организатор, первый директор и дирижёр хора Бесплатной музыкальной школы (БМШ), возглавлявший её первые, решающие для становления, шесть лет.

Наиболее творчески продуктивный период деятельности мастера пришёлся на 1830–1872 годы: таким образом, почти полвека Ломакин определял пути развития отечественного хорового искусства. Вместе с тем, имя его в наши дни известно, преимущественно, узкому кругу профессионалов, причём зачастую Ломакина считают помощником Балакирева в деле организации БМШ. Подлинное значение Ломакина для отечественной хоровой культуры традиционно замалчивалось, особенно в советское время, поскольку его дирижёрское и композиторское творчество были неразрывно связаны с церковной традицией. Во многом из-за этого фигура Ломакина сегодня воспринимается как второстепенная, что не соответствует значению деятельности художника не только для отечественного хорового искусства, но и русской культуры в целом.

В период руководства Ломакиным капелла Шереметевых обрела европейскую известность (1830–1872); годы службы Ломакина в Придворной капелле (1848–1861) совпадают с очередным взлётом исполнительского мастерства коллектива (время директорства А. Ф. Львова); роль БМШ в развитии отечественной музыкальной культуры невозможно переоценить. Помимо прочего, Ломакин был известным композитором своего времени.

Три десятилетия жизни Ломакина отданы преподавательской деятельности; он служил более чем в тридцати учебных заведениях Петербурга (в т.ч. Театральном училище, Императорском училище правоведения, Царскосельском лицее, Пажеском корпусе, Смольном институте). Среди учеников Ломакина – В. В. и Д. В. Стасовы, А. Н. Серов, П. И. Чайковский, дирижёры Ю. Н. Голицын и К. Н. Лядов, певцы И. А. Мельников, А. Я. Петрова-Воробьёва, Л. И. Кармалина, Ю. Ф. Абаза и другие.

Ломакин создал уникальное методическое пособие по обучению элементарной теории музыки, хоровому пению и индивидуальному вокалу (1837). Хормейстер совершенствовал свою «Краткую методу пения» десятилетиями: окончательный вариант увидел свет в 1882 году. Помимо исторической ценности, пособие обладает известной практической значимостью. При этом оно доступно для ознакомления лишь в библиотеках Москвы и Санкт-Петербурга. Многие положения Методы сегодня требуют разъяснений. Данная ситуация вызвала необходимость подробно разобрать во второй главе настоящей работы основные положения итоговой версии «Краткой методы» Ломакина, а в приложениях разместить её копию и подробный разбор упражнений. Актуальность темы обусловлена также постепенно возвращающимся интересом к музыке Ломакина: для концертного исполнения духовно-музыкальных сочинений должен быть сделан тщательный отбор с точки зрения условий их бытования; произведения же светского жанра могут вернуться к слушателю лишь после проведения специфической редакторской работы.

Главная проблема работы – выявить подлинное значение деятельности Г.Я. Ломакина в процессе становления отечественного церковного и светского хорового исполнительства.

Цель работы – изучение различных сторон деятельности и творческого наследия Г.Я. Ломакина в контексте становления отечественной хоровой культуры.

В связи с этим было намечено решить ряд задач:

Проанализировать статьи и рецензии, посвящённые исполнительской деятельности Г.Я. Ломакина, а также корпус неопубликованных архивных документов, касающихся значимых этапов его творческой биографии, с целью выявления типических черт исполнительского облика музыканта;

Охарактеризовать пособие Г.Я. Ломакина «Краткая метода пения», показать его эволюцию с 1830–х по 1880–е годы;

Реконструировать характерные черты исполнительской манеры Г.Я. Ломакина путём сопоставления его методических разработок и композиторских сочинений;

Представить духовно-музыкальные сочинения Г.Я. Ломакина с точки зрения условий их бытования;

Наметить пути редактирования нотных текстов сочинений Г.Я. Ломакина светского содержания, без чего данные партитуры не могут быть адекватно исполнены;

Выявить возможности интерпретации некоторых духовно-музыкальных сочинений Г.Я. Ломакина и выяснить перспективы их возвращения к слушателю.

Объектом исследования стала творческая деятельность Г.Я. Ломакина и его сочинения. Предметом исследования являются исполнительские и музыкально-педагогические принципы Г.Я. Ломакина, вопросы редактирования и интерпретации его сочинений.

Материал исследования включает четыре типа источников. Первый связан с методическими разработками мастера и включает 9 изданий учебного пособия Г.Я. Ломакина. Наименования и содержание варьируются, окончательный вариант называется «Краткая метода пения» (1837–1882).

Второй включает нотные тексты хоровых сочинений Г.Я. Ломакина разных жанров: (отдельные произведения из сборника Духовно-музыкальных сочинений Г.Я. Ломакина 1885 г., 14 Причастных стихов и 10 Херувимских, а также сборник сочинений Г.Я. Ломакина «Песни и пiэсы для хорнаго пения» 1869 г.).

Третий тип источников связан с опубликованными документами (отечественная публицистика периода 2-й половины ХIХ столетия, посвящённая деятельности Г.Я. Ломакина, и «Автобиографические записки» Г.Я. Ломакина), которые позволяют рассмотреть творчество музыканта в широком историческом и биографическом контексте.

Четвёртый тип источников включает в себя корпус неопубликованных архивных документов (служебная переписка Д. Н. Шереметева, А. Ф. Львова и т.д.) периода службы Г.Я. Ломакина в Придворной певческой капелле и капелле Шереметевых.

Ограничения

В работе рассматривается исключительно хоровые произведения Г.Я. Ломакина; при этом исследуются отдельные сочинения, которые могут быть применены в концертной и/или педагогической практике (вне рассмотрения оставлены переложения древних напевов, даётся лишь их общая характеристика, поскольку автор не предназначал их для концертного исполнения). Дальнейшего изучения требует кантата Ломакина «Stabat Mater» (в исследовании также дана её общая характеристика), т.к. для выявления специфики этого произведения требуется дать панораму сочинений-прототипов аналогичного жанра западноевропейской музыки, что невозможно ввиду объёма работы.

Методология исследования основана на сочетании общенаучных и музыковедческих подходов. Личность и творчество Г.Я. Ломакина рассматриваются в историко-культурном контексте (метод контекстного анализа, сравнительно-исторический метод). При этом используются подходы Ю. М. Лотмана, М. М. Арановского, Е. М. Левашёва, А. В. Лебедевой-Емелиной.

При анализе сочинений Ломакина и определении условий их бытования используются традиционные для компаративистики методы, применяется теория интонации Б. В. Асафьева и подходы Е. М. Орловой («Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность») и В. О. Семенюка («Хоровая фактура. Проблемы исполнительства»). Работа В. О. Семенюка стала основой для данного исследования в вопросах анализа выразительных средств хоровой фактуры; также использовались труды Н.С. Гуляницкой, В.Н. Холоповой, Л.С. Дьячковой, Е.А. Ручьевской, М.С. Скребковой-Филатовой, Н.П. Корыхаловой, Л.Б. Дмитриева, В.П. Морозова и др.

Для исследования архивных материалов, мемуарной литературы и статей из периодических изданий применялись выработанные в отечественном музыковедении методы источниковедческого анализа (Л. З. Корабельникова, П. Е. Вайдман и др.).

В работе также используются специфические подходы, характерные для хорового жанра (П. Г. Чесноков, Г. А. Дмитревский, К. Б. Птица, А. Ф. Ушкарёв, С. А. Казачков).

На защиту выносятся следующие положения:

- Деятельность Г.Я. Ломакина сыграла важнейшую роль в истории отечественного «хорового строительства» (термин Г. В. Свиридова) в России ХIХ столетия.

- Г.Я. Ломакин – ключевая фигура в истории деятельности БМШ.

- Теория и практика в творчестве Ломакина слиты воедино, свидетельством чему является пособие «Краткая метода пения», неразрывно связанная с композиторской и исполнительской деятельностью мастера.

- Изучение творчества Г.Я. Ломакина (в т.ч., его методических работ) даёт ключ к пониманию не только его музыки, но и музыки его современников.

- С точки зрения условий бытования, духовно-музыкальные сочинения Г.Я. Ломакина можно разделить на произведения, предназначенные исключительно для богослужебной практики, и произведения, которые также могут быть исполнены в концертной программе.

- Способ записи хоровых сочинений Г.Я. Ломакина светского содержания свидетельствует о заложенной в них вариантности исполнения и делает необходимым редактирование подобных произведений.

Степень разработанности темы

Деятельность Ломакина неоднократно освещалась в публицистике его времени – в статьях Стасова, Серова, Кюи и др.: наиболее значимые анализируются в настоящей работе. Рассматриваются в ней и «Автобиографические записки» Г.Я. Ломакина.

Жизни и творчеству Г.Я. Ломакина посвящена монография Ю.С. Горяйнова (2 издания), носящая научно-просветительский характер. Монография прекрасно выполняет свою задачу – заинтересовать потенциального читателя личностью и биографией мастера, однако даёт лишь общее представление о его творчестве.

Имя Ломакина упоминается во всех значимых работах, посвящённых отечественной хоровой музыке ХIХ столетия (например, томах издания «Русская духовная музыка»): как правило, Ломакина называют выдающимся хормейстером или признанным композитором церковной музыки, но подобные упоминания, преимущественно, носят характер кратких биографических ссылок.

Сжатую характеристику творчества Ломакина как автора музыки, написанной на священные тексты, даёт протоиерей Василий Металлов («Очерк истории православного церковного пения в России»).

И.А. Гарднер в книге «Богослужебное пение русской православной церкви. История» характеризует Ломакина как выдающегося композитора духовно-музыкальной литературы Петербургской (новой петербургской) школы и перечисляет характерные для её представителей черты. Также Гарднер подчёркивает, что именно Ломакин как исполнитель зарубежной музыки культового содержания дал толчок размышлениям М. И. Глинки о необходимости изучить «западные церковные лады» для понимания специфики аранжировки древних напевов православной церкви.

О.Е. Левашёва считает, что Г.Я. Ломакин, как преемник М.И. Глинки, сумел превратить Придворную певческую капеллу «в один из важнейших центров музыкального просвещения».

«Краткая метода пения» Г.Я. Ломакина рассматривается в ряду других вокально-хоровых методик отечественных авторов в учебных пособиях К. Ф. Никольской-Береговской и монографии И. Е. Тихоновой. Однако исследователи, отдавая должное значению Методы Ломакина, не останавливаются на пособии подробно, не рассматривают версии разных лет, и не учитывают его эволюцию.

Научная новизна исследования обусловлена самим выбором темы и подходом к ней. Настоящая работа представляет собой первое исследование хорового творчества Г.Я. Ломакина, которое рассматривается в контексте развития отечественной хоровой культуры. В научный обиход вводится ряд архивных документов, связанных с историей Придворной певческой капеллы, капеллы Шереметевых и деятельностью Ломакина.

В исследовании также проанализирован, систематизирован и адаптирован ряд методологически значимых исполнительских и педагогических принципов выдающегося хормейстера.

В работе представлены варианты интерпретации некоторых духовно-музыкальных сочинений мастера с приложением аудиозаписи ряда произведений. Предлагаются общие подходы к редактированию сочинений Г.Я. Ломакина светского содержания; прилагаются варианты редакций (а также аудиозаписи их исполнения, сделанные при участии автора работы).

Практическое значение: - материалы диссертации могут быть использованы в курсах истории русской музыки, отечественной хоровой литературы, а также в рамках дисциплины «Хороведение».

- в настоящей диссертации содержатся данные, которыми смогут воспользоваться хормейстеры (вопросы вокальной работы в хоре; хоровое сольфеджио) и хоровые дирижёры (вопросы исполнительства и интерпретации).

- проанализированные сочинения могут стать частью концертного репертуара хоровых коллективов.

- в приложениях к работе помещаются редкие, труднодоступные для ознакомления сочинения Г.Я. Ломакина (хоровые произведения разных жанров и версия пособия «Краткая метода пения» 1882 года).

- работа может оказаться полезной для дальнейших научных исследований.

Апробация работы

Диссертация неоднократно обсуждалась на кафедре истории музыки РАМ им. Гнесиных. Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в ряде статей, тезисов и докладов, сделанных на шести научных конференциях: Международная научно - практическая конференция «Дирижерско-хоровое образование в России: традиции и современность» (МГК им. Чайковского, 2011); Международная научно-практическая конференция «Музыка в современном мире» (Тамбов, ТГМПИ им. Рахманинова: 2010, 2011, 2012); III Всероссийская научно-практическая конференция «Ступени хорового мастерства», посвящённая 200-летию со дня рождения Г.Я. Ломакина (Белгород, 2012); Межвузовская конференция «Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии и методики» (РАМ им. Гнесиных, 2010).

В рамках апробации работы проведено 2 концерта из произведений Ломакина разных жанров (02.04.2012: ансамбль выпускников РАМ им. Гнесиных; Московский городской Дом учителя; 24.01.2013: хор заочного отделения Дирижёрского факультета РАМ им. Гнесиных; концертный зал РАМ им. Гнесиных. Художественный руководитель А. Соловьёв, хормейстер Ю. Рогачёва).

Структура работы

Диссертация состоит из Введения, трёх глав, Заключения, Списка литературы и тринадцати Приложений.

Похожие диссертации на Г.Я. Ломакин и отечественная хоровая культура