Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество Юн Исана (Композиторская, музыкально-просветительская, педагогическая, общественная деятельность) Хан Бо Ён

Творчество Юн Исана (Композиторская, музыкально-просветительская, педагогическая, общественная деятельность)
<
Творчество Юн Исана (Композиторская, музыкально-просветительская, педагогическая, общественная деятельность) Творчество Юн Исана (Композиторская, музыкально-просветительская, педагогическая, общественная деятельность) Творчество Юн Исана (Композиторская, музыкально-просветительская, педагогическая, общественная деятельность) Творчество Юн Исана (Композиторская, музыкально-просветительская, педагогическая, общественная деятельность) Творчество Юн Исана (Композиторская, музыкально-просветительская, педагогическая, общественная деятельность) Творчество Юн Исана (Композиторская, музыкально-просветительская, педагогическая, общественная деятельность) Творчество Юн Исана (Композиторская, музыкально-просветительская, педагогическая, общественная деятельность) Творчество Юн Исана (Композиторская, музыкально-просветительская, педагогическая, общественная деятельность) Творчество Юн Исана (Композиторская, музыкально-просветительская, педагогическая, общественная деятельность)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хан Бо Ён. Творчество Юн Исана (Композиторская, музыкально-просветительская, педагогическая, общественная деятельность) : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 : СПб., 2004 290 c. РГБ ОД, 61:05-17/73

Содержание к диссертации

Введение

Философско-просветительские взгляды Юн Исана на музыкальное ис
кусство и творческая личность композитора Юн Исана 12

  1. Философские идеи даосизма и конфуцианства в музыке Юн Исана _13

  2. Гражданское сознание и идеалы гуманизма в музыке Юн Исана 18

  3. Основные периоды творчества композитора 25

1.4Ключевые компоненты его творческого метода 40

1.5 Фактурные особенности произведений Юн Исана 54

произведений Юн

структурно-содержательный анализ

2. Комплексный Исана

2.1 Пять миниатюр для фортепиано

  1. Музыкальные тенденции

  2. Краткий обзор содержания

  3. Структура произведения

4) Структурно-композиционный анализ произведения 75

_120 120 121 125 176 176 176 _177 216

2.2 Камерная композиция «Нагьян»

  1. Композиция и состав оркестра

  2. Краткий обзор содержания

2.3 Симфония

3) Структурно-композиционный анализ № 3

  1. Композиция и состав оркестра

  2. Краткий обзор содержания

  1. Структурно-композиционный анализ

  2. Структура струнно-духовой группы_

Образовательная и просветительская деятельность Юн Исана_
3.1 Критическая и преподавательская деятельность Юн Исана_
3.2Последователи Юн Исана

"225

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение к работе

Юн Исаи (1917 - 1995) - композитор, музыкант, просветитель и педагог, центральной проблемой творчества которого являлся вопрос объединения различных элементов музыкально-художественных систем Востока и Запада. По этой причине изучение его творчества представляется важным этапом в познании процесса развития музыкальной истории и культуры Республики Корея. Несмотря на то, что каждый год корейское музыкальное сообщество пополняется новыми членами, прошедшими обучение, как за рубежом, так и внутри страны, подавляющее большинство этих молодых исполнителей вольно или невольно воспринимают и трансформируют современные тенденции развития музыкального искусства и наиболее актуальный мировой музыкальной опыт в соответствии со своими национальными традициями.

С недавнего времени в Корее появилась небольшая группа композиторов, которые целенаправленно работают именно в направлении популяризации и развития музыки XX столетия в Республике Корея. Поэтому особую значимость приобретает фактор обмена знаниями и информацией между представителями авангардного направления развития мирового музыкального искусства различных стран. Заинтересованность автора в исследовании обусловленной проблемы совпала по времени с возрастанием интереса в Республике Корея к фигуре композитора Юн Исана, детали жизни и творчества которого с 1994 года, когда был снят запрет на упоминание его имени в средствах массовой информации, стали предметом серьезного внимания со стороны организаторов крупных музыкальных форумов, таких как: «Тхонёнский фестиваль современной музыки 2000 года» (с 2002 года он изменил свое название на «Тхонёнский международный музыкальный фестиваль»), «Концерт за Объединение имени Юн Исана» прошедший в 1998 году в Пхеньяне, «Музыкальный фестиваль имени Юн Исана» состоявшийся в Сеуле в 1994 году и «Азия унд Корея Фестиваль», открывшийся там же 7 ноября 1999 года. В связи с этим, появилась необходимость раскрыть как для национального, так и для международного со-

з общества специфические особенности его творческой индивидуальности, конкретно представить процесс гармоничного взаимодействия корейской и европейской традиций в творчестве музыканта, а также проследить направление дальнейшего развития современной музыки в Корее на примере его учеников и последователей. Таким образом, данное исследование представляется необходимым этапом на пути ознакомления широкого круга музыкантов с опытом и достижениями композитора, которого с полным правом может считаться основателем корейской школы музыки XX века.

Степень изученности проблемы.

Можно с полным основанием утверждать, что до настоящего времени не создано концептуального исследования творческого метода Юн Исана, которое бы достаточно полно и всесторонне охватывало его деятельность как подлинного мастера в области музыкального искусства Южной Кореи XX столетия.

Существуют множество источников, на которые мы опирались в ходе данной работы. Отдельные, весьма важные аспекты, а также компоненты его творческого стиля исследуются в работах именно немецких, а не корейских музыкантов. Этому есть свое объяснение, так как само имя Юн Исана на протяжении многих десятилетий было запрещено на его Родине по политическим причинам, и, естественно, что его творчество оставалось предметом осмысления и размышления только в трудах западных музыковедов и, прежде всего, живущих и работающих в Германии, стране, с которой связана его жизнь и деятельность. Среди них мы назовем музыкальных критиков Кристиана Шмидта, Питера Реверса и Ханса Вейса, которые занимались изучением ключевых для восприятия композиционных особенностей произведений Юн Исана понятий: «основной тон» и «тоновый комплекс». Так Кристиан Шмидт в своей работе «Европейская и неевропейская музыка»[С.M.Schmidt, Europaische und aubereuropai-sche Musik, Brennpunkte der Neuen Musik, Kokt, 1977] утверждает, что первая составляющая слова «Hauptklang», а именно, «Haupt» означающая «главный, основной», может включать в себя значение присущее в традиционной европейской музыке понятию «основной темы» "Haupthema", которая противостоит

взаимосвязанному с ним понятию «дополнительной темы». Он также использует термины «Tonkomplex» («тоновый комплекс») и «Klangkomplex» («акустический комплекс») для указания на ядро такого сложного образования, как «основной тон», который, строго говоря, не может быть описан, ни как простой комплекс различных тонов, ни как образование, центр которого составлен из нескольких тонов, поскольку он представляется в виде поступательного, непрерывного процесса естественного изменения и перевоплощения «индивидуального звука» в свою противоположность.

С другой стороны, Питер Реверс в своей книге «Представление о тоне и звуке как драматическом процессе. Примечание к творчеству Юн Исана и Кад-зуо Фукушима» [Revers, Peter: Ote Gestaltung von Ton und klang als dramatischer prozess, bemerkungen zum Schaffen Isang Yuns und Kazuo Fukushimas, in: Oster-reichische Musikzeitschrift 37 (1982 )] пишет о том , что термины «тоновый комплекс» и «основной тон» в трактовке Шмидта довольно точно отражают специфику музыки Юн Исана. Тем не менее, Реверс критикует подход Шмидта, за то, что тот излишне концентрирует свое внимание на мелодической линейной структуре, пренебрегая гармоническим вертикальным аспектом в схеме построения музыкального рисунка в произведениях композитора. Наиболее точно это мнение немецкого музыковеда иллюстрирует схема, лично составленная Юн Исаном в его произведении 1968 года «Riul fur klarnett und clavier», в котором представлено гармоничное сочетание европейской 12-ти тоновой серийной техники с традиционным дальневосточным «основным тоном», и которое наиболее рельефно и полно отражает философские принципы, лежащие в основе музыки Юн Исана.

Ряд искусствоведов, таких как Рейн Шатлебен и Вольфган Винклер в своей книге «Беседы с Юн Исаном. Композитор Юн Исаи» [Riner Sachtle-ben/Wolfgang Winkler, Gesprache mit Isan Yun, Der Komponist Isan Yun, Von Walter-Wolfgang Sparrer u.Hanns-Werner Heister, Munchen, 1997] систематизировали ряд его высказываний, которые позволяют сделать вывод о собственной позиции Юн Исана в вопросах теоретического определения основополагающих

понятий его творчества, которая в целом заключается в том, что, используя понятия, разработанные как в европейской, так и дальневосточной теории музыки, он наполняет их новым содержанием. Вследствие этого Юн Исаи, с одной стороны, изменяет термины классической китайской музыкальной традиции (китайский термин «главный звук» у него стал «основным тоном», а «тоновые кластеры» превратились в «сгруппированные звуки») выражая этим смену парадигмы теоретических положений, а с другой, четко дифференцирует содержательное наполнение своей музыки от принятых на Западе образцов серийной техники.

Тем не менее, несмотря на многочисленные публикации и исследования, посвященные теоретическому изучению и осмыслению наиболее характерных и, по сути, уникальных черт индивидуального композиторского метода художника, до сих пор не было проведено комплексного изучения такого оригинального и, безусловно, заметного явления в современной музыке XX века, как творчество этого большого мастера. В частности, наблюдается серьезный разрыв между западной трактовкой деятельности этого композитора, его музыки и истинными духовными корнями, связанными с реалиями его жизни, которые только и могли стать подлинной основой его творческого роста и источником всех музыкально-теоретических и философско-идейных тенденций, отраженных в его работах.

Именно столь явное несоответствие выводов и их посылок в упомянутой выше литературе и вызвало необходимость практического и подробного анализа музыкальных произведений, а также научно-теоретического обобщения роли и подлинной значимости фигуры Юн Исана в истории музыки Кореи и мира.

Объектом исследования является целостное изучение творчества Юн Исана, как феномена корейской музыкальной культуры XX века.

Предметом исследования является процесс взаимообусловленности композиторской, музыкально-просветительской, общественной и педагогической деятельности Юн Исана, в аспекте взаимосвязи философско-художественных систем Востока и Запада.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе созданной монографической работы, раскрыть особенности развития музыкального искусства в Корее в период с 1958 по 1994 годы, время активной творческой деятельности этого композитора, а также выявить факторы, определяющие трудности процесса формирования профессионального музыкального искусства и образования в Республике Корея.

Задачи исследования:

рассмотреть характерные и специфические особенности музыкального творчества Юн Исана посредством анализа теоретических работ, посвященных Юн Исану;

проследить процесс эволюции Юн Исана как художника и педагога, определив те обстоятельства его жизни, которые явились причиной и внутренним мотивом творческого роста;

раскрыть черты и технические приемы, отличающие метод композиции Юн Исана;

- провести подробный и разносторонний структурно-содержательный анализ ряда фундаментальных произведений Юн Исана.

- проанализировать пути претворения наследия Юн Исана в работах его после
дователей;

Методологической основойисследованияявились:

философское положение о единстве мира при многообразии форм его отражения в философии и искусстве различных культурных ареалов;

комплексная теория деятельности человека во всем многообразии его отношений с окружающей средой, а также взаимосвязи между художественным миром творца и обстоятельствами его жизни;

научные концепции интернационализации современного музыкального искусства, взаимопроникновения и обогащения культур в эпоху глобализации.

Методы исследования.

структурно-композиционный системный анализ;

метод восхождения от абстрактного к частному;

сравнительный анализ;

анализ и синтез;

-объективация выводов посредством применения машинного анализа и сведения полученных результатов в схемы и таблицы;

Организация исследования. Исследование проводилось в 1994-2004 годах. Первый этап: 1994-1998.

изучение литературы и научных работ, посвященных национальной музыкальной традиции ее трансформации и различных проблем с этим связанных (Государственная библиотека парламента);

изучение источников, касающихся фактов жизни и творчества корейского композитора Юнг Исана;

встречи с людьми, которые лично общались с Юн Исаном в Корее;

сбор информации, касающейся композитора на основе газет и других средств массовой информации;

изучение теории и практики направлений современной музыки;

осмысление азиатско-дальневосточной философии (даосизм, конфуцианство, буддизм), явившейся духовной основой творчества композитора Юн Исана;

прослушивание основных произведений композитора и сверка с имеющимися нотами (Сеульский дворец искусств, Йесуречондан, Государственный Сеульский университет).

Второй этап: 1998-2003.

В результате проведенных в 1998 году в Пхеньяне «Концерта за объединение имени Юн Исана» и «Тхонёнского фестиваля современной музыки» в 2000 году, стал возможным сбор конкретных материалов о творчестве композитора по информации, которая была предоставлена в этот период средствами массовой информации, как отражение повышенного интереса к фигуре композитора со стороны, общественности и музыкально-профессионального сообщества;

изучение идейно-теоретического контекста направления современной музыки, а также историко-теоретический обзор традиционной музыки Кореи;

проведение отбора и анализа основных музыкальных произведений композитора;

анализ материалов, касающихся жизни и деятельности выдающихся учеников Юн Исана;

изучение видео, аудио и печатных работ по различным элементам теории игры на традиционных корейских инструментах, таких как: создание тембровых оттенков, техника извлечения звука и специальные приемы игры, использовавшихся для исполнения произведений соответствующих жанров (Аак, Сичжо, Санчжо, Каса);

исследование печатных изданий и научных работ, посвященных корейской музыке XX века, написанных корейскими музыковедами и критиками;

изучение статей, помещённых в профессиональном музыкальном издании «Сиса Ымакхве Синмун» - «Жизнь и творчество Юн Исана» (от 4 июня), «Философия даосизма в творчестве композитора Юн Исана и танцовщицы Чхве Сынхи» (от 9 июля);

доклад на кафедре Саммюньского университета в Сеуле.

На защиту выносятся следующие положения:

рассмотрение аспектов и элементов национальной корейской музыкальной системы, воспринятых и использованных Юн Исаном в процессе перевода философских взглядов и мировоззрения человека Восточной Азии на язык европейской музыкальной теории, создает основу для понимания самых характерных и основных особенностей музыки Кореи;

ключом к пониманию его творческой индивидуальности является трактовка понятия музыкального тона, выработанного в рамках одноголосного инструментального строя присущего национальной корейской музыкальной культуре;

композитор Юн Исаи преобразовал онтологическую теорию дальневосточной философии, «теорию Инь и Яна», в практический и главнейший инструмент своего искусства музыкальной композиции. Музыка, которая согласно представлениям жителей региона входит в число явлений природы, была осмыслена

композитором в соответствии с закономерностями даосского понимания вселенской гармонии, вылившись в конкретную музыкальную форму его творений;

- его музыка выходит за рамки обычной парадигмы теоретико-музыкальных
средств метода «сериализма», что доказано анализом его музыкальных компо
зиций, проведенным в работе с указанием как на моменты общие для творчест
ва различных композиторов, работавших в этом направлении, так и на значи
тельные отличия от работ его коллег.

Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что впервые:

был проведен, практический структурно-композиционный анализ музыкальных произведений композитора Юн Исана, с целью выяснения, насколько отдельные специфические свойства традиционно-национальной корейской музыки нашли свое отражение в работах серийной музыки и если нашли, то какими структурными средствами это выражено;

сравнительный содержательный анализ рассматриваемых произведений Юн Исана, позволил обнаружить практические доказательства эволюции композиторского метода, выявить теоретические и практические тенденции его деятельности в тот или иной период жизни и подтвердить периодизацию творчества на основе конкретных структурных особенностей его работ;

рассмотрены факторы сближения, взаимовлияния и взаимопроникновения западной и восточной культур, которые способствуют тому, чтобы музыкальное искусство Кореи в своем эволюционном развитии поднялось на более высокий уровень;

- раскрыто своеобразие музыкального мышления Юн Исана, как крупного
представителя азиатско-дальневосточной традиции.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что:

- выявлена и теоретически обоснована сущность творческого метода и компо
зиционного строя произведений Юн Исана;

обусловлена периодизация творчества композитора на основе выявления этапов его общественной деятельности и политических убеждений;

теоретически обоснованы место и роль Юн Исана в корейской и мировой музыкальной культуре;

определены стилевые черты музыки Юн Исана, свидетельствующие об отражении в творчестве этого композитора объективных процессов интеграции культур Востока и Запада.

Практическая ценность.

Нарастающая сила культурной глобализации изо дня в день стирает границы, разделяющие жителей различных, прежде культурно самостоятельных стран и регионов мира. Причем» наряду с неоспоримыми преимуществами и выгодами, которые она приносит, все сильнее сказывается размывание индивидуальных и национальных ценностей и мировоззрения людей, порождая проблемы с самоидентификацией личности.

В этом смысле, раскрытая в данной работе роль личности композитора Юн Исана, являет собой яркий пример разрешения этих национально-культурных и морально-ценностных противоречий через гармоничное соединение двух систем музыкального искусства Кореи и Европы. С этой точки зрения, подробное рассмотрение в работе всех творческих и личностных свойств его индивидуальности представляется практически значимым в плане выяснения факторов, позволивших композитору-музыканту, смело и эффективно включить традиционные национальные культурно-музыкальные элементы в общее русло развития жанров современной музыки, В диссертации впервые удалось четко показать, как, несмотря на краткость периода знакомства корейской общественности с явлением музыкального авангарда, Юн Исану удалось значительно уменьшить пропасть, разделяющую европейскую и азиатско-дальневосточную музыкальную традицию, а также представить широкому кругу заинтересованных лиц оригинальные черты и возможности творчества, заложенные в традиционной музыкальной системе Кореи.

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Материал исследования может быть использован в курсах истории музыкальной культуры XX века, современных методов композиции, при разработке спецкурсов и методических пособий по истории творчества видных представителей музыкальной культуры Восточной Азии и Дальнего Востока. Раскрытые в работе технические приемы и уникальные особенности творческого метода композитора Юн Исана могут служить базой дальнейших исследований в области изучения своеобразия, как локальных явлений искусства Дальнего Востока, так и особенностей процесса взаимодействия культур Востока и Запада. Полученные в работе результаты могут быть использованы в различного рода культурных акциях (научных трудах, пропаганде и популяризации искусства, организации концертной жизни).

Достоверность научных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, применением комплекса теоретических и практических методов исследования, адекватных его предмету, объекту, задачам и этапам; обширной источниковедческой базой; многоаспектным анализом значительного по объему фактического материала по истории развития музыки в Корее XX столетия.

Апробация работы. Промежуточные и конечные результаты исследования нашли отражение в трех публикациях: двух статьях и одном учебном пособии, а также в выступлениях на заседании кафедры Искусства и физического воспитания Санмюнь-ского университета города Сеул, Республика Корея, а также кафедре музыкального воспитания и образования РГПУ им. А.И. Герцена, города Санкт - Петербурга.

Объем и структура работы. Представленная работа состоит из введения, трех глав, сопровождающихся выводами, заключения, списка использованной литературы и приложений. Содержание диссертации изложено на 290 страницах машинописного текста. Список использованной литературы включает 101 наименование на корейском, японском, английском и немецком языках.

Похожие диссертации на Творчество Юн Исана (Композиторская, музыкально-просветительская, педагогическая, общественная деятельность)