Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие взрослого человека как субъекта творчества в образовательной деятельности Кудрявцева, Мария Евгеньевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кудрявцева, Мария Евгеньевна. Развитие взрослого человека как субъекта творчества в образовательной деятельности : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Кудрявцева Мария Евгеньевна; [Место защиты: С.-Петерб. акад. постдиплом. пед. образования].- Санкт-Петербург, 2007.- 542 с.: ил. РГБ ОД, 71 09-13/91

Введение к работе

Актуальность исследования

Проблема творческого развития личности связана с осмыслением человеком собственной жизни Одним из важнейших ее аспектов является вопрос об осознании человеком себя субъектом творчества в образовательной деятельности как условия и ценностной основы его преобразующей активности в окружающем мире Современный мир, постоянно усложняющийся, динамичный требует от человека, не только всё более высокого уровня образования, но и постоянного осмысления своего социального предназначения, своего места в мире М Мамардашвили, размышляя о человеческом предназначении, пишет « Человек не создан природой и эволюцией Человек создается Непрерывно, снова и снова создается Создается в истории с участием его самого его индивидуальных усилий С каждым индивидуумом и в каждом индивидууме» [156, с 58-59] Это непрерывное возобновление человека, выполнение им своей культуротворческой миссии и своего человеческого предназначения в широком смысле может быть полноценным лишь при условии непрерывной образовательной деятельности, творчески осуществляющейся ведущей к творческому развитию личности

Современный мир, мир «утилитарной нравственности» [308] ориентируя человека на ценности престижного потребления, выхолащивает его творческую сущность, тормозит творческое развитие личности Происходит подмена ценностей творческий подход к образованию и к профессиональной деятельности в условиях высокой конкурентности является востребованным, однако само творчество оказывается подчиненным целям потребления, подменяется алгоритмизированным процессом продуцирования новых решений сугубо практических задач, связывается с необходимостью выполнения социально-ролевых заказов Такой подход уничтожает творчество как самодостаточную ценность, декларируя на словах его первостепенную важность для человека и общества. В этой ситуации трудно переоценить роль образования, которое позволяет человеку критически осмыслить окружающую действительность и осознать в ней свою преобразующую роль

Именно образовательная деятельность человека, творчески им осуществляемая в различных формах, состоящая в личностном освоении мировой культуры, может предотвратить опасность утраты в обществе такой основополагающей ценности человеческого бытия, как творчество, или ее искажения и извращения

Образование взрослых как самостоятельная отрасль педагогических наук исходит из определённых предпосылок, позволивших учёным приподняться над практикой и осмыслить её с философской и психологической точек зрения Такими предпосылками стали высказанные в русле экзистенциачизма философские идеи М Хайдегтера, К Ясперса Ж-П Сартра, в русле гуманистической психологии личности идеи К Р Роджерса и А X Маслоу, психолого-педагогические идеи Я -А Коменского, Ф А В Дистервега, Дж Дьюи, а также сформулированные с позиций деятельностного и субъектно-деятельностного подходов психологические идеи А Н Леонтьева, С Л Рубинштейна Важной предпосылкой развития теории образования взрослых стали связанные с во~оас-

тной психологией идеи Б Г Ананьева и его школы, Е И Степановой, работы К А Абульхановой-Славской

В отечественной науке последних десятилетий изучение проблем образования взрослых, разработка проблем теории образования взрослых в русле андрагогики связаны с такими именами, как И Ю Алексашина, Т Г Браже, С Г Вершловский В Г Воронцова, В В Горшкова, Т К Градусова, В А Григорьева-Голубева, А В Да-ринский, С И Змеев, Н Н Кириллова, И А Колесникова, А С Косогова, В Ю Кричев-ский, Н В Кузьмина, Ю Н Кулюткин, О Е Лебедев, С С Лебедева, Л Н Лесохина, Ю А Лобейко, Т Н Ломтева, В В Маткин, А В Мудрик, В Г Онушкин, В Г Рындак, Е А Соколовская, Г С Сухобская, Е П Тонконогая, Т В Шадрина и др В психолого-педагогической литературе рассматриваются различные аспекты феномена взрослости, поднимаются проблемы специфики образования взрослых в сравнении с детьми, вопросы мотивации, рефлексии «взрослых учащихся», контекстности их обучения, необходимости реализации полученных ими знаний, ставится вопрос о специальной роли и характере деятельности андрагога Также актуальны для изучения проблем образования взрослых работы, посвященные теории образовательной деятельности, принадлежащие таким ученым, как О Е Лебедев, В В Краевский, Е П Тонконогая, А П Тряпицына и др

При том, что накопленный в области образования взрослых опыт теоретических и практических исследований является весьма значительным, продолжает оставаться актуальным дальнейшее изучение его многочисленных аспектов и, в частности, вопроса о творческом подходе личности к своей многообразной, осуществляющейся в различных формах образовательной деятельности

Проблема творческого развития личности, в частности, вопрос о развитии личности как субъекта творчества, разрабатывается в современной философской и психолого-педагогической литературе в русле различных подходов Важные философские идеи, связанные с онтологией и аксиологией творчества, были высказаны Г С Батищевым, С Л Рубинштейном, С Н Семеновым, В А Яковлевым и другими современными философами и психологами С позиций субъектно-деятельностного подхода (К А Абульхано-ва-Славская, А В Брушлинский, В В Давыдов С Л Рубинштейн и др ) сформулирована идея об изначально творческой природе субъекта, утверждается, что творческой является любая деятельность, в том числе мыслительная, познавательная Представление о творчестве как о форме развития человека характерно для таких ученых, как Я А Пономарев, И Н Семёнов (системно-структурный подход), Е П Варламова, С Ю Степанов (рефлексивно-инновационный подход), П В Симонов, П В Ершов (потребностно-информационный подход) и других

Новые подходы в понимании природы творчества, современная его интерпреіация в философской и психологической науках ставят новые задачи перед теорией и практикой современного образования взрослых

Такими новыми являются холистский, коммуникативный и синергетический подходы к субъектному творчеству В русле коммуникативного подхода для данного исследования наиболее важными явились идея принципиально творческого характера межсубъ-

ектного общения (М С Каган) и идея творческою потенциала внутрисубъеклной коммуникации (Т Н Березина, Л П Гримак, Г М Кучинский) Актуальность холистского подхода (И Ю Алексашина) связана с идеей целостного взгляда на человека в единстве его многообразных проявлений, а также с идеей взаимодействия в жизни взрослого человека прошлого и будущего, обеспечивающего творческое развитие Разработка учеными си-нергетического подхода к субъектному творчеству (Е Н Князева, С П Курдюмов, Ю В Шаронин и др ) дает возможность взглянуть на него с точки зрения самоорганизующихся систем и по-новому осветить некоторые важные вопросы, связанные с процессом становления человека как субъекта творчества, с возникновением инсайта, ролью случайности и необходимости в творческом процессе Важным методологическим решением, позволяющим исследовать процессы субъектного творчества в их связи с образовательными процессами с точки зрения открытых самоорганизующихся систем, явилась «сис-іемная триада» Р Г Баранцева, предполагающая триединую природу феноменов творчества рациональную, эмоциональную и интуитивную Задача, которая может быть поставлена в русле данных подходов, связана с возможностью и необходимостью для взрослого человека осознать себя субъектом творчества в образовательной деятельности, что предполагает понимание ее коммуникативной природы, ее осуществления во всем многообразии человеческой жизни, признание в ней роли процессов самоорганизации

Большинство психолого-педагогических исследований, поднимающих проблемы творчества, связаны с творческим развитием детей, естественным продолжением чего предполагается творческое развитие взрослого человека, и в этой области накоплен большой опыт теоретического и практического решения многих аспектов данной проблемы Не менее принципиальным, однако, является изучение во всей ее специфической сложности и многоаспектностй проблемы творческого развития взрослого человека, в частности, проблемы развития его как субъекта творчества в образовательной деятельности, и через неё, и благодаря ей

В тех работах, где поднимаются вопросы творчества взрослого человека, последнее рассматривается преимущественно как материально опредмеченное в какой-либо деятельности Так, большой массив литературы посвящен проблемам педагогического творчества учителя (С А Гильманов, Г К Градусова, Н К Зотова, В А Кан-Калик, А С Ко-согова, Ю Н Кулюткин, Ю А Лобейко, В Г Максимов, И Е Мажар, Н Д Никандров, М М Поташник, В Г Рындак и др ) Исследования этих учёных позволяют прийти к важным выводам относительно творческого развития человека, однако они не исчерпывают всей глубины и многоаспектностй проблемы О необходимости более широкого подхода к решению проблемы творчества взрослого человека свидетельствуют идеи и положения психологической науки Творчество, по мнению ряда таких учёных, как

К А Абульханова-Славская, Г С Батищев, А В Брушлинский С Л Рубинштейн и других, опредмечивается не только и не столько в материально выраженных результатах, но и в самой жизни человека, социальной и личной, бытовой и профессиональной, в еі о реализованных и нереализованных устремлениях, его идеях, мыслях, его отношениях с другими

и с самими собой Как причиной, так и следствием творческого подхода к жизни является

творческое осуществление человеком своей образовательной деятельности, которая становится в этом случае источником самопреобразования человека Следует отметить, что при таком подходе образовательной можно считать любую деятельность, которая ведёт к образованию новых и ценных моделей мышления и поведения человека

Таким образом, вопрос о развитии взрослого человека как субъекта творчества в его образовательной деятельности, не будучи достаточно выделенным из общих вопросов творческого развития личности и общих проблем образования взрослых, продолжает оставаться актуальным Все вышеизложенное свидетельствует о наличии ряда

противоречий

между преимущественным вниманием психолого-педагогической науки к проблемам творческого развития детей, как одного из источников творческой реализации взрослого, и специфичностью творческого развития взрослого человека, необходимостью исследования связанного с ним всего комплекса проблем

между признаваемой в современной науке целостностью творческого самоосуществления человека, как в результате, так и в процессе его многообразной деятельности, в том числе образовательной, и сложившимся в психолого-педагогической науке преимущественным представлением о материальной опредмеченности творческого развития

между сложившимся в психолого-педагогической науке представлением о преимущественной связи творческого развития личности в процессе образования с овладением конкретными видами деятельности и несводимостью образования к ориентации на узко направленную деятельность, необходимостью личностного осмысления конкретной деятельности в широком надпредметном жизненном контексте

Круг связанных с данными противоречиями проблем, требующих своего разрешения на теоретико-методологическом уровне, обусловил тему исследования, сформулированную следующим образом

«Развитие взрослого человека как субъекта творчества в образовательной деятельности»

Цель исследования теоретическое обоснование системы сущностных связей между развитием человека как субъекта творчества и его образовательной деятельностью, определение способов их реализации в образовательной практике экспериментальная их проверка

Объект: образовательная деятельность взрослого человека

Предмет: основы педагогической стратегии развития взрослого человека как субъекта творчества в образовательной деятельности Гипотеза:

Развитие взрослого человека как субъекта творчества в образоватетьной деятельности возможно в том случае, если

1 Образовательное взаимодействие с взрослым человеком как субъектом творчества строится на базе методологических основ и стратегических принципов, определенных через анализ психолого-педагогического, субъектно-деятельностного, коммуникативного, холистского и синергетического подходов 6

2 Взрослый человек осознаёт себя субъектом творчества, что предполагает

осмысление феномена творчества личностью в качестве одной из базовых ценностей жизни, личной потребностью, глубинным межсубъектным общением человека с человеком и человека с миром,

осознание многообразия своих творческих проявлений, в число которых входят как материально опредмеченные, так и онтические и коммуникативные,

- рефлексия собственной деятельности, осмысление ее как выходящей за рамки не
посредственно поставленных конкретных целей и задач что обусловлено непраг
матической познавательной потребностью,

3 Взрослый человек осознает себя субъектом образовательной деятельности, что предполагает

осознание необходимости непрерывной, осуществляющейся в различных формах образовательной деятельности в течение всей жизни,

осознание образовательного потенциала своей профессиональной деятельности,

внесение личностного смысла в свою образовательную деятельность, определение в ней индивидуального соотношения объективного и субъективного компонентов,

осознание своей роли и необходимости своего активного участия в образовательном процессе, осознание своего права на выбор содержания и форм своей образовательной деятельности

4 Образовательное взаимодействие андрагога с взрослым человеком как субъектом
творчества строится с учетом особенностей системы такого взаимодействия

  1. Образовательное взаимодействия андрагога с взрослым человеком как субъектом творчества состоит в вовлечении обучающегося человека в разнообразные виды и формы деятельности, в том числе языковую и эстетическую

  2. Человек переосмысляет собственную деятельность, отказываясь от признания как нормы ее рутинного, исполнительского характера и признавая для себя нормой возможность творческого исполнения любого доступного вида деятельности

В соответствии с целью и гипотезой ставились следующие задачи Задачи-

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определить характер и аспекты исследования проблемы развития человека как субъекта творчества в связи с его образовательной деятельностью

  2. Выявить на основе анализе философской и психологической литературы подходы и аспекты исследования проблемы субъектного творчества

  3. Определить возможности и перспективы использования синергетического подхода в исследовании проблем субъектного творчества в его связи с образовательной деятельностью

  4. Рассмотреть возможности использования знаково-речевого подхода к развитию личности в качестве субъекта творчества

  1. Определить виды субъектного творчества, проверить достоверность их наличия с помощью диагностического исследования

  2. Опредетать критериальные основания творческого развития личности взрослого человека

  3. Провести психолого-педагогическое количественное и качественное исследование потребностей и готовности к творчеству различных групп взрослых людей

  4. Определить типы связи творческого развития личности с ее образовательной деятельностью, выявить факторы, стимулирующие или тормозящие творческое осмысление содержания и форм своей образовательной деятельности

  5. Проанализировать образовательный и творческий потенциал профессиональной деятельности

  6. Сформулировать критерии профессионально-творческой реализации (на примере педагогической профессии)

  7. Определить роль образовательного взаимодействия андрагога с человеком как субъектом творчества в качестве фактора, способствующего развитию продуктивного мышления

  8. Определить методологические основы системы образовательного взаимодействия с человеком как субъектом творчества и ее компоненты, сформулировать стратегические принципы и особенности функционирования данной системы

  9. Обосновать теоретически и сконструировать модель творческою развития взрослого человека в системе постдипломного образования (на примере педагогического образования)

Теоретико-методологическая основа исследования

Философские и психологические идеи и положения, связанные с феноменом творчества сформулированные в работах К А Абульхановой-Славской Г С Батищева. Т Н Березиной, В С Библера, Д Б Богоявленской, А В Брушлинского, Е П Варламовой, Л С Выготского, Л А Даринской, В Н Дружинина М С Кагана, Ю Н Кулюткина, Г М Кучинского, Б Ф Ломова, С Л Рубинштейна, П В Симонова, А И Субетто Б М Теплова, О К Тихомирова, В Д Шадрикова, М А Холодной

Идеи и положения синергетической методологии, сформучированные в работах В И Аршинова, Б В Ахлибининского, Р Г Баренцева, В П Бранского, В Г Буданова, М А Весны, В Э Войцеховича, И В Казакова, Ь П Князевой, А А Коблякова,

А М Ковалева, С П Курдюмова, И Пригожина, И Стенгерс, В И Шаповалова, Ю В Шаронина, Г Хакена

- Идеи и положения андрагогики и непрерывного образования, сформулированные в
работах И Ю Алексашиной С В Алексеева А А Бодалева, Т Г Браже С Г Вершлов-
ского В Г Воронцовой, Ю А Гагина, Т К Градусовой, В В Горшковой, А В Дарин-
ского, В И Загвязинского С И Змеёва. Н Н Кирилловой, И А Колесниковой
А С Косоговой, В Ю Кричевского, И В Кузьминой, Ю Н Кулюткина, Л Н Лесохи-
ной Ю А Лобейко, Т Н Ломтевой, В Г Максимова, В В Маткина, А М Матюшкина,

В Г Рындак, F И Степановой Е И Соколовской I С Сухобской, Т В Шадриной, В П Ушачева

- Идеи и положения культурологии, филологии и эстетики, сформулированные в работах Т А Алинян, М М Бахтина, Г М Гаспарова, Т А Гридиной, Ю Н Караучова, В В Колесова, Ю М Лотмана, А С Молчановой, Я Мукаржовского, Е О Опариной, В О Пигулевского, В М Пивоева, Г Н Скляревской, Й Хейзинги

Методы исследования Теоретические

анализ философской и психолого-педагогической литературы, анализ художественного текста, моделирование Эмпирические

анкетирование, наблюдение, диагностическая беседа, нестандартизированное направленное и ненаправленное интервью, включенное наблюдение наблюдающее участие, анализ творческих биографий, творческая мастерская

Экспериментальная база исследования

Экспериментальную базу исследования составили педагогические коллективы общеобразовательных школ Приморского, Петродворцового, Василеостровского Фрунзенского, Центрального районов (№№ 43, 64, 52, 113 311, 441 415, 580, 600, Аничков лицей), НМЦ Фрунзенского района, студенты и преподавательский состав СПбТЭТУ «ЛЭТИ» и «ИВЭСЭП», студенты, обучающиеся по специальности «Связи с общественностью», из высших учебных заведений Новосибирска, Красноярска, Кубани, Уфы, Ухты, Мичуринска, Мурманска, Курска, Воронежа, Нижнего Новгорода, Тамбова и других городов Всего было опрошено 833 человека 250 педагогов общеобразовательных школ, 65 преподавателей вузов, 238 представителей других профессий системы «человек - человек» и 250 студентов

Процедура и этапы исследования

Исследование проводилось в 3 этапа

На первом этапе исследования (1999 - 2003 гг) определялась тема и проблема исследования, выявлялось состояние разработки проблемы, методами наблюдения, включенного наблюдения и наблюдающего участия собирался эмпирический материал, разрабатывались исходные теоретические позиции, общий концептуальный подход к проблеме

На втором этапе (2004 - 2005 гг) определялся категориальный аппарат исследования, его гипотеза, методика и логика Собирался эмпирический материал в соответствии с разработанной методикой, расширялся круг используемых методов, расширялся круг респондентов

На третьем этапе (2006 - 2007гг) производился количественный и качественный анализ эмпирического материала, осуществлялся научный поиск, обобщались полученные в ходе эксперимента данные, формулировались и проверялись основные идеи диссертации, определялись ее структура и композиция Шла апробация основных конструктивных предложений работы

На зашиту выносятся следующие положения

  1. Образовательная деятельность взрослого человека, предполагающая творческое переосмысление её содержания, форм и методов, является условием осознания человеком себя в качестве субъекта творчества и овладения им объема и пространства своего «Я»

  2. Методологические основы и стратегические принципы образовательного взаимодействия андрагога с взрослым человеком как субъектом творчества определяются

субъектно-деятельностным подходом, позволяющим рассматривать взрослого человека как субъекта самопреобразования и преобразования окружающего мира,

коммуникативным подходом, позволяющим рассматривать внутрисубъектное и межс> бъектное общение в качестве ценностного содержания творчества,

холистским подходом, позволяющим рассматривать взрослого человека в единстве его многообразных проявлений, его прошлого, настоящего и будущего, в единстве его актуализированной и неактуализированной потенциальности,

синергетическим подходом, позволяющим рассматривать личность взрослого человека, а также систему образовательного взаимодействия с ним как открытую, сложную, самоорганизующуюся,

психолого-педагогическим подходом, предполагающим в процессе образова
тельного взаимодействия с взрослым человеком ориентацию на разнообразие пу
тей и форм осознания взрослым человеком себя в качестве субъекта творчества

3 Методологическими основами образовательного взаимодействия андрагога с взрослым

человеком как субъектом творчества являются следующие

Признание рефлексии как одной из характеристик субъекта деятельности и признака взрослости

Признание субъектного творчества как преодоления границ целей и задач заданных конкретной деятельностью

Многообразие формально-содержательных характеристик образовательной деятельности и творческого развития человека и связанное с этим право взрослого человека на выбор

Целостность профессиональных и бытийных проявлений взрослого человека, его прошлых и настоящих проявлений и будущих устремлений, актуализированной и неактуализированной потенциальности

Различные типы связи творческого развития взрослого человека с его образовательной деятельностью

4 Выделено три вида субъектного творчества онтическое, коммуникативное и материаль
но опредмеченное (в частности профессиональное), каждый из этих видов творчества
обладает образовательным потенциалом Онтическое творчество, основой которого яв
ляется внутрисубъектная коммуникация, даёт возможность обогатить личность субъек
тивно или объективно новыми и ценными моделями мышления и поведения, коммуни
кативное творчество даёт возможность образования новых и ценных межсубъектных от
ношений, материально опредмеченное творчество дает возможность осмыслить себя в

качестве субъекта преобразования окружающего мира Условием реализации образовательного потенциала данных видов творчества является рефлексия собственной деятельности

  1. Образовательной можно считать любую человеческую деятельность, и, прежде всего, профессиональную, если она поднимает человека на новые уровни осмысления жизни, в этом случае образовательная деятельность может быть рассмотрена как один из феноменов жизнетворчества Условием реализации творческого потенциала образовательной деятельности является развитие непрагматической познавательной потребности

  2. Выявлена типология связей творческого развития взрослого человека с его образовательной деятельностью, которая определяет стратегию образовательного взаимодействия с человеком как субъектом творчества, дающую максимально эффективный результат Определены 4 типа связи, в том числе осознанная актуальная, малоосознанная актуальная, осознанная малоактуальная, малоактуальная малоосознанная В случае с малоосознанной связью стратегия образовательного взаимодействия с взрослым человеком как субъектом творчества состоит в развитии у него способности к рефлексии собственной деятельности В случае с малоактуальной связью стратегия состоит в развитии у человека непрагматической познавательной потребности

  3. Осознание человеком себя в качестве субъекта образования и творчества происходит в конкретной и, чаще всего, профессиональной деятельности которая может выступать и как цель, и как средство творческого развития личности Фундаментальным фактором, определяющим специфику личности профессионала как субъекта творчества, является реализация творческого потенциала трех противоречий 1) между осознанием необходимости опираться в своей деятельности на существующий опыт и стремлением к его пересмотру, 2) между осознанием необходимости исполнять определенную социальную роль и стремлением выйти за ее рамки, 3) между осознанием необходимости роста профессионального опыта и стремлением предотвратить профессиональную деформацию личности

  4. Цель образовательного взаимодействия андрагога с взрослым человеком как субъектом творчества состоит в активизации продуктивного мышления взрослого, в переводе его на уровень осознанной актуальной связи между образовательной деятельносгью и творческим развитием

  5. Основными стратегическими принципами образовательного взаимодействия андрагог а с человеком как субъектом творчества являются следующие

принцип ориентации на коммуникативную сущность творчесгва, как его ценностное содержание, базирующийся на основе признания рефлексии как одной из характеристик субьекта деятельности и признака взрослости,

принцип расширения границ осмысления взрослым человеком своей деятельности, базирующийся на основе признания субъектного творчества как преодоления границ целей и задач, заданных конкретной деятельностью,

принцип вовлечения взрослого человека в разнообразные виды и формы деятельности базирующийся на основе положения о многообразии формально-

содержательных характеристик образовательной деятельности и творческого развития,

принцип синергетического эффекта, предполагающий эффект самоорганизации
творческой сферы человека, базирующийся на основе положения о целостности
всех проявлений взрослого человека,

10 Особенностями системы образовательного взаимодействия андрагога с человеком как субъектом творчества являются

большая, в сравнении с педагогической системой, степень субъект-субъектности отношений ее участников,

множественность наблюдателей, а также включенность педагога-наблюдателя в систему на равных правах, следствием чего является вовлеченность его самого в предлагаемые им виды творчества,

сближение педагогического процесса с творческим, поскольку средства андрагоги-ческого взаимодействия опредетяются по его ходу, а результаты не всегда отвечают поставленным задачам и могут являться побочным продуктом деятельности андрагога

поливариантность развития
Научная новизна-

  1. Перед теорией и практикой образования взрослых поставлена задача с обеспечивающей ее системой решений - развитие человека как субъекта творчества в образовательной деятельности

  2. Субъектное творчество рассматривается как обусловленное всей совокупностью прошлого, настоящего и будущего в жизни человека его актуализированной и неактуализи-рованной потенциальностью, в единстве его многообразных проявлений

  3. Профессионально-творческая реализация человека рассматривается как единство его профессиональных, личностных и бытийных проявлений

  4. Выявлена типология связи творческого развития личности с ее образовательной дея-течьностью, предусматривающая 4 типа связи - осознанный актуальный малоосознанный актуальный, осознанный малоактуальный, малоосознанный малоактуалъный

  5. Сформулированы наряду с традиционными новые методологические основы образовательного взаимодействия андрагога с взрослым человеком как субъектом творчества, в том числе

признание субъектного творчества как преодоления границ целей и задач, заданных конкретной деятельностью,

целостность профессиональных и бытийных проявлений взрослого человека, его актуализированной и неактуализированной потенциальности,

различие типов связи творческого развития взрослого человека с его образовательной деятельностью

  1. Система профессиональных задач рассматривается как нелинейная содержащая сложные внутренние связи, в соответствии с которыми решение внешних задач предполагает решение внутренних и наоборот

  2. В оценке творческих проявлений личности в рамках синергетической методологии, в частности в соответствии с законом энтропийных колебаний, выделен критерий динамической нестабильности личности, которая ведет к появлению новых, более совершенных форм ее организации В рамках системно-генетического подхода выделен критерий способности восприятия своей жизни в ее прошлых и настоящих проявлениях и будущих устремлениях как целостного источника для творческой реализации

  3. Расширяются возможности биографического метода исследования личности, состоящие в воссоздании и изучении творческой биографии обычного человека Теоретическая значимость исследования

1 Сформулированы стратегические принципы образовательного взаимодействия ан-
драгога с взрослым человеком как субъектом творчества, в том числе

принцип ориентации на коммуникативную сущность творчества,

принцип расширения границ осмысления взрослым человеком своей деятельности

принцип вовлечения взрослого человека в разнообразные виды и формы деятельности,

принцип синергетического эффекта

  1. Определены особенности образовательной системы взаимодействия андрагога с взрослым человеком, в том числе большая в сравнении с педагогической системой степень субъект-субъектности отношений ее участников, множественность наблюдателей и включенность педагога-наблюдателя в систему на равных правах, сближение педагогического процесса с творческим, поливариантность развития

  1. Определены критерии профессионально-творческой реализации на примере деятельности педагога общеобразовательной школы, в том числе

Обращенная внутрь «педагогичность» личности, растущее по мере профессионального роста стремление к творческому «созиданию» себя и своей жизни, интеллектуальному и нравственному самосовершенствованию

Способность к «общению» с материалом своего предмета, переосмыслению его, готовность на новую неожиданную его интерпретацию

Способность к использованию или созданию метода трансляции материала, который ориентирован на все системообразующие компоненты педагогического процесса

Способность к взаимообогащающему общению с учениками на профессионально-личностном уровне, готовность под влиянием этого общения к личностным переменам при сохранении основополагающих ценностных установок

Динамическая нестабильность личности, предполагающая спиралевидную смену состояний уверенности - неуверенности в себе и своём профессионализме и ведущая к развитию

  1. Определена роль и уточнены возможности языкового творчества как фактора творческого развития личности, способствующего личностному осмыслению содержания своей образовательной деятельности определены возможности образовательного взаимодействия андрагога с взрослым человеком в сфере его языковой деятельности

  2. Определена роль развития эстетического вкуса как фактора творческого развития личности, способствующего личностному осмыслению содержания своей образовательной деятельности, определены возможности образовательного взаимодействия андрагога с взрослым человеком в сфере эстетической деятельности

  3. Раскрыты возможности использования синергетической методологии в исследовании проблем языкового творчества, исследованию андрагогической коммуникации, исследованию проблемы эстетического вкуса как творческой способности Практическая значимость исследования

  1. Для организаций образования взрослых разработана технология включения задач как конкретного, прикладного, так и общего характера в контекст задач более высокого системного уровня В соответствии с нелинейным характером системы профессиональных задач полнообъемное решение внешних задач невозможно без решения внутренних

  2. Разработан и экспериментально проверен курс «Философия и психология творчества», прочитанный студентам, обучающимся по специальности «связи с общественностью», и педагогам Данный курс может быть использован в образовательной деятельности представителей и других профессий

  3. Разработан цикл педагогических мастерских по развитию языкового творчества (мастерская по созданию оригинальной метафоры, мастерская поэтического творчества, мастерская по написанию иронического рекламного текста, мастерская по развитию языкового творчества педагога)

Обоснованность и достоверность исследования обусловлены.

- использованием широкого круга разнообразных источников, использованием
взаимодополняющих научных методов исследования сочетанием различных подходов к
проблеме и многоаспектностью ее изучения

- репрезентативностью выборки, подтверждением положений диссертации в экспе
риментальной и практической деятельности

Апробация н внедрение

Апробация результатов проходила на научных конференциях и семинарах ежегодных международных научных конференциях «Информация Коммуникация Общество» (СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2001 і ) «Информация Коммуникация Общество» (СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2002 г), «Информация Коммуникация Общество» (СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2004 г), научно-практической конференции «Формирование активной языковой личности в современных социокультурных условиях» (Акмеологическая академия Невский институт языка и культуры 2002 г), всероссийской научно-практической конференции «Связи с общественностью как интегрированное научное знание периода открытого ин-14

формационного общества (МГУ им М В Ломоносова, 2004 г), межрегиональной научно-практической конференции «Совершенствование системы дополнительного педагогического образования в условиях модернизации российского образования» (Оренбург, ООИПКРО, 2004 г), международной научно-практической конференции «Образование взрослых в современном развивающемся обществе» (ИОВ РАО, 2003 г), первой международной конференции «Творчество взгляд с разных сторон» (Москва - Звенигород, 2005), научно-методическом объединении школьных психологов на базе РМЦ Фрунзенского района (СПб, 2006)

Результаты исследования внедряются в образовательный процесс подготовки специалистов по связям с общественностью на материале курсов «Психология творческой деятельности», «Основы создания рекламных текстов», «Технологии связей с общественностью» в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и «ИВЭСЭП, а также в постдишюмном образовании петербургских педагогов

Структура исследования

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложений

В первой главе определяются идеи и подходы, лежащие в основе дальнейшего исследования

Анализ научных идей и подходов к исследованию феномена субъектного творчества дал возможность сформулировать авторскую концепцию об образовательном потенциале трёх видов творчества - онтического, коммуникативного и материально опредмеченного, а также позволил выделить критеришіьньїе основания готовности личности к творческому развитию

Научные идеи, высказанные с позиций знаково-речевого подхода, позволили обосновать роль языковой и эстетической деятельности в жизни взрослого человека как важных путей творческого развития личности

Анализ основных идей, связанных с психологией взрослого человека, позволил осмыслить феномен взрослости, а также возможности реализации взрослым человеком творческого потенциала своей образовательной деятельности

Анализ научных идей и подходов к исследованию проблем творчества взрослого человека в его профессиональной деятельности позволил сформулировать авторскую концепцию о творческом потенциале профессиональной деятельности, которая в дальнейшем легла в основу диагностирующего исследования личности профессионала

Во второй главе на основе выделенных критериальных оснований готовности личности к творческому развитию в русле авторской концепции о трех видах субъектного творчества проведено количественное и качественное диагностирующее исследование личностей группы взрослых людей Объектом исследования явилась образовательная и творческая деятельность разновозрастных представителей различных коммуникативных профессий Выбор данной группы респондентов обусловлен увеличением роли коммуникатив-

ной компетентности как компонента любой профессиональной деятельности а также ростом числа коммуникативных профессий и их социальной значимости в обществе

С учетом результатов первого этапа исследования его объект был конкретизирован, для дальнейшего исследования были выделены две группы представителей коммуникативных профессий педагоги общеобразовательной и высшей школы (2 глава) и студенты старших курсов, обучающиеся по специальности «Связи с общественностью» (3 глава) Второй этап диагностирующего эксперимента проводился с группой педагогов общеобразовательных школ и с группой преподавателей вузов

В третьей главе на основе теоретического исследования, проведенного в первой главе, а также эмпирического исследования, проведенного во второй главе, были сформулированы методо топические основы и стратегические принципы образовательного взаимодействия андрагога с взрослым человеком, определена специфика этого взаимодействия и предложены его возможные пути Одним из путей такого взаимодействия явилась разработка интегративного курса «Философия и психология творчества», сориентированного на студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью» Другой путь образовательного взаимодействия андрагога с человеком как субъектом творчества, связанный с разработкой модели творческого развития профессионала, сориентирован на представителей педагогической профессии Формирующий эксперимент построен на материале языкового творчества различные аспекты которого проанализированы в третьей главе Развитие эстетического вкуса как путь творческого развития личности также рассматривается в аспекте языковой деятельности и связывается с расширением числа активно используемых эстетических категорий и понятий

В заключении подводится общий итог диссертационного исследования, определяются возможности дальнейшей научной работы в этом направлении

Похожие диссертации на Развитие взрослого человека как субъекта творчества в образовательной деятельности