Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Камерные ансамбли Р. Шумана в контексте авторского стиля Карелина, Екатерина Константиновна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Карелина, Екатерина Константиновна. Камерные ансамбли Р. Шумана в контексте авторского стиля : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского.- Москва, 1997.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 97-1/3584-8

Введение к работе

Актуальность и научная новизна исследования. Активное развито современной музыковедческой мысли заставляет вновь обращаться к многим, казалось бы, хорошо известным явлениям музыкальной истории, находя при этом новый ракуро освещения, нередко пересмат-рвая уже устоявшиеся оценки этих явлений. Творчество Р.Щумана, эбозначившее одну из кульминаций в музыке XIX века, представляет богатейший материал для современного осмысления многих процессов в искусстве той эпохи. Не только новизна остро субъективного ин-іщвидуального высказывания, олицетворяющая в нашем представлении сущность романтического искусства, но и глубокая укорененность в национальной традиции, погруженность в контекст реальной жизни цузыки в немецкой культуре XIX века определяет это явление. Подобный взгляд дает возможность увидеть творчество композитора в его универсальности, подкрепляемой широким охватом различных жанровых сфер. Анализ камерно-инструментальных сочинений Щумана,связанных со многими другими жанровыми областями, позволяет раскрыть эту универсальность, выявить особенности шумановского стиля в широком спектре жанровых проявлений.

Камерные ансамбли Щумана получили свое освещение в фундаментальной монографии Д.Житомирского (Роберт Шуман.- М., 1964) и в глубоко содержательном очерке Н.Николаевой (Музыка Австрии и Германии ИХ века. Кн.П.- М., 1900), однако специальное исследование, посвященное этой жанровой области и охватывающее ее в полном объеме, осуществляется в отечественном музыкознании впервые.

Выбор темы для диссертации отражает возросший в последние десятилетия интерес к музыке Шумана позднего этапа творчества (как в исполнительской практике,, так и в музыкознании) и дополняет ряд отечественных исследований о позднем Шумане (отметим диссертационные работы О.Лооевой и М.Фроловой, посвященные, со-

ответственно, большим вокально-инструментальным композициям и симфоническим сочинениям). Избранный в работе жанрово-хронологи-ческий принцип рассмотрения произведений позволяет акцентировать вопрос эволюции стиля композитора и выделить три этапа в его ка-. мерном творчестве (они нашли свое отражение в названиях трех глав диссертации). Наблвдения над стилистикой шумановского творчества 50-х годов, а также попытка объяснить некоторые закономерности творческого процесса у Шумана осуществляются в данной работе впервые. Это отличает диссертацию и от широкого круга работ зарубежных авторов (среди них наибольшей информативностью выделяются исследования Дж.Абрахама, Э.Дикинсона, А.Эдлера).

Цель исследования определяется как попытка целостного раскрытия шумановского феномена сквозь призму камерно-инструментальных жанров в соотнесении с вопросами их истории и эволюции романтической музыкальной стилистики. Отсюда вытекает единство исторического, эстетического и теоретико-аналитического ракурсов подхода к изучаемому явлению, обусловившее системный метод исследования.

Материалом исследования послужили не только камерно-ансамблевые сочинения Р.Шумана,' погруженные в контекст большого числа произведений различных жанровых сфер и этапов творчества композитора, но и камерные сочинения современников (Мендельсона, Шпора, Онслова и др.), создающие историко-жанровый контекст основному предмету исследования. Огромное значение приобрели высказывания самого композитора (рассыпанные в письмах и критических статьях), ставшие основой для рассуждений о его собственной стилевой и ценностной ориентации в сфере камерной музыки, а также помогающие в аргументации ряда гипотез об особенностях творческого процесса у Щумана. Этому также способствовало обращение к источниковедческим находкам зарубежных исследователей (более всего

- Дж.Абрахама и А.Майеды).

Практическая ценность работы. Материалы диссертации могут быть использованы в вузовских курсах истории зарубежной музыки, а также в курсах истории ансамблевого исполнительства, анализа музыкальных произведений, в работе музыкантов-исполнителей, музыковедов-лекторов. Наблюдения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут способствовать дальнейшему изучению проблем классических жанров в епоху романтизма, позднеромантической стилистики и психологии творчества.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского и была рекомендована к защите. Опубликованные материалы используются в специальном курсе истории зарубежной музыки Московской консерватории.

Объем и структура диссертации. Диссертация включает введение, три главы, заключение, список литературы по теме и нотное приложение.

Похожие диссертации на Камерные ансамбли Р. Шумана в контексте авторского стиля