Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкальная жизнь г. Магнитогорска в 80-90-е годы : К проблеме функционирования музыкального искусства Чернова, Елена Владимировна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чернова, Елена Владимировна. Музыкальная жизнь г. Магнитогорска в 80-90-е годы : К проблеме функционирования музыкального искусства : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Магнитогорск, 2000.- 140 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-17/70-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Особенности развития музыкально-культурного процесса в Магнитогорске в 80-90-е годы 13

1.1. Общая характеристика музыкальной жизни города 13

1.2. Структура музыкально-культурного процесса и формы бытования музыкального искусства 21

1.3. Система профессионального музыкального образования 46

Глава 2. Эволюция музыкальных интересов жителей Магнитогорска 55

2.1. Характеристика прожективных интересов 59

2.2. Характеристика деятельностных интересов 64

2.3. Характеристика уровня музыкального вкуса 71

2.4. Динамика музыкальных интересов в целом 74

Глава 3. Роль музыкальной деятельности в формировании художественной и общей культуры населения города 79

3.1. Связь музыкальной деятельности с уровнем интегрального художественного вкуса 80

3.2. Связь музыкальной деятельности с развитием личности 88

3.3. Факторы формирования музыкальной культуры населения 94

Заключение 102

Список литературы 112

Приложение 125

Введение к работе

Актуальность исследования. Необходимость осмысления музыкальной действительности, определения места и значимости музыки в общем культурном поле страны обусловливают актуальность для музыкознания проблематики, которая ранее специально не разрабатывалась. Одна из таких проблем — специфика бытования музыкального искусства на «периферии» — подразумевает изучение особенностей, условий протекания, динамики музыкального процесса в так называемой «российской глубинке». Как известно, в течение длительного времени внимание ученых было приковано к столичным центрам с их особой музыкальной жизнью. И лишь в последние годы появились работы, в которых исследуются самобытные музыкальные традиции других городов и областей России. Заметим, однако, что временные рамки этих изысканий ограничиваются XIX и началом XX веков, то есть положение музыкального искусства в нынешнем обществе не рассматривается, хотя такая потребность давно назрела. Освещение различных аспектов функционирования музыки в провинциальной среде, как в настоящий период времени, так и ему предшествующий, необходимо, так как позволяет не только реально оценить современное состоя-іше музыкальной жизни и духовный потенциал населения, но и прогнозировать основное направление музьпсально-культурного развития.

Такое исследование, актуальное с точки зрения науки и практики, было предпринято в настоящей работе, которая являет собой опыт комплексного изучения музыкальной жизни одного из «периферийных» городов России. 80-90-е годы для Магнитогорска, как и для всей страны, были временем кардинальных социальных реформ, в различной степени затронувших духовную сферу общества, отразившихся на общем состоянии культуры. Экономические, политические преобразования привели к изменению роли искусства в жизнедеятельности горожан, заострив существующие контрасты и противоречия. Данная ситуация обусловила цель диссертации. Она заключается в том, чтобы определить важнейшие аспекты и раскрыть особенности музыкальной жизни Магнитогорска 80-90-х годов и на этой основе установить реальное место музыкального искусства в культурной сфере молодого

промышленного города, не имеющего исторически сложившихся музыкальных традиций. Цель обусловила последовательное выполнение конкретных задач, которые формулируются как:

выявление структурно-содержательных особенностей музыкального развития и форм бытования музыкального искусства в 80-90-е годы;

характеристика уровня музыкальных интересов населения Магнитогорска в исследуемый период времени;

определение параметров влияния музыки на отдельные стороны развития личности.

В соответствии с целью и задачами была сформулирована гипотеза исследования: развитие общественных отношений оказывает непосредственное воздействие на характер бытования музыкального искусства, определяя специфику музыкальной жизни, ее динамику и доминирующие культурные ориентации. Вместе с тем, музыка как самоценное явление обладает несомненными способностями функционального отражения, причем в широком диапазоне — от влияния на социальный индивид до воздействия на сферу культуры.

Музыкальное искусство, проблемы которого исследуются музыкознанием, является центральным элементом музыкально-культурного процесса. Вопросы музыкальной жизни в том или ином контексте затрагиваются в научных трудах как исторического, так и теоретического профиля, что и привлекло к ним внимание автора настоящей диссертации. Безусловно значимыми стали работы Б. Асафьева, А. Алыпванга, М. Арановского, В. Бобровского, Р. Грубера, Л. Мазеля, В. Медушевс-кого, Е. Назайкинского, М. Тараканова, В. Холоповой, Т. Чередниченко, В. Цуккермана, Н. Шахназаровой, Б. Яворского и др. Существенными для выработки авторской позиции в осознании места и роли новой массовой культуры явились исследования В. Конен «Третий пласт», «Рождение джаза» и В. Цукера «Рок и симфония» с их широким историческим взглядом на истоки новых жанров и нетрадиционным пониманием сложной музыкально-культурной ситуации второй половины XX века. Научные изыскания А. Сохора, Е. Бурлиной, Г. Головинского, О. Даниловой, Е. Дукова, Ю. Капустина, Г. Орджоникидзе, В. Фомина, В. Цукермана, А. Якупова и др. способствовали осмыслению музыкальной жизни, ее структурных компонентов, уяснению процессуальных особенностей существования музыкального искусства в обществе.

С точки зрения методологии анализа музыкально-художественной жизни и культуры, важными для исследования явились фундаментальные труды по социологии, эстетике, психологии, философии искусства Л. Выготского, М. Кагана, Л. Когана, И. Кона, Ю. Перова, В. Петрова, 4

У. Суны, Ю. Фохт-Бабушкина, а также публикации Е. Крупника, Т. Морозовой, И. Полуэхтовой, В. Собкина, Е. Чухман, освещающие взаимоотношения индивида и искусства.

Интересную информацию автор почерпнул в работах И. Большаковой, Г. Борисова, Н. Гиляровой, И. Головач, Е. Казьминой, Е. Карповой, Е. Мещеряковой, И. Харькевич, М. Черных, где музыкальный процесс анализируется на конкретном эмпирическом материале.

Предметом настоящего исследования является обширная сфера музыкальной действительности, обозначаемая категорией «музыкальная жизнь». В диссертационной работе автор использует сходные по сути определения лгузыкальной жизни, предложенные А. Сохо-ром и В. Фоминым. Их трактовка данной дефиниции подразумевает рассмотрение процессуально-динамических аспектов существования музыки, а в более широком плане — музыкальной культуры. Ученые разграничивают эти понятия по принципу «становления» и «ставшего», имея ввиду, что музыкальная жизнь есть «способ существования» музыкальной культуры, а музыкальная культура — «прожитая» и от-кристаллизованная в нормах музыкальная жизнь» (В. Фомин).

Исследование конкретной лгузыкально-культурной ситуации, имеющей сложную, многомерную структуру, предполагает проблемное обсуждение различных ее аспектов—будь то деятельность социальных субъектов (личностей, групп, классов), институтов или собственно продукция музыкальной культуры в віще произведений музыкального искусства, изысканий в области музыки. В связи с этим, становится очевидным, что исчерпывающее рассмотрение феномена музыкальной жизни возможно лишь в контексте разных отраслей научного знания. Вполне естественно, что методологическую основу диссертационной работы составляли научные принципы и подходы не только музыковедения, которому, бесспорно, отводилась главенствующая роль, но также социологии, психологии, философии, педагогики, причем социологическим методам анализа музыкально-культурной действительности на отдельных этапах исследования придавалось первостепенное значение.

Круг обозначенных проблем, цель, задачи и гипотеза настоящего исследования определили структуру работы. Она имеет Введение, три главы, Заключение и Приложение. Во Введении по традиции обосновывается выбор темы, актуальность, представлен обзор литературы, акцентирована степень изученности проблемы, сформулированы гипотеза, цель и задачи, раскрыта новизна и практическая значимость работы. В первой главе дана общая панорама музыкальной жизни города этого периода, описаны формы бытования музыкального искус-

ства, вскрыта специфика его функционирования в обозначенные десятилетия, охарактеризована система музыкального образования и прослежены первые шаги музыкальной науки. Вторая посвящена анализу интереса к музыке отдельных категорий горожан, изучению места музыкального искусства в их жизни, вопросам музыкальной информированности и вкусовой избирательности населения. В третьей главе исследуется влияние музыкального искусства на развитие художественного и личностного потенциала индивида, рассматриваются факторы приобщения жителей к музыкальному искусству. Заключение содержит основные выводы и итоги исследования, в Приложении даны результаты расчетов музыкально-социологического обследования горожан.

Таким образом, в диссертации впервые устанавливаются и характеризуются все взаимосвязанные параметры различных форм музыкальной жизни Магнитогорска 80-90-х годов. Однако научная новизна работы заключается не только в заполнении «белого пятна», но также в избранном ракурсе, согласно которому для изучения музыкального творчества, существования, распространения музыки и осмысления результатов ее функционирования наряду с традиционно музыковедческими материалами впервые привлекаются данные музыкально-социологических опросов. Благодаря комплексному исследованию, музыкальная жизнь предстает как целостное, нерасторжимое единство всех образующих ее элементов.

Практическое значение диссертации разнопланово. Полученная информация и результаты могут быть реализованы в различных научных областях, в частности музыкальном краеведении, социологии; привлечены для исследования проблем культурно-художественной жизни в целом, а также для разработки практических рекомендаций по региональной культурной политике. Материалы работы можно использовать в качестве опытных данных для анализа музыкального развития периферийных городов в контексте создания панорамы музыкально-художественного бытия России конца XX века.

Апробация работы. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре теории и истории музыки Магнитогорской государственной консерватории и была рекомендована к защите. Материалы исследования послужили основой для докладов на нескольких научно-практических конференциях и нашли свое отражение в публикациях.

Общая характеристика музыкальной жизни города

Анализ музыкальной жизни Магнитогорска двух последних десятилетий представляется необходимым предварить краткой характеристикой процесса рождения и становления музыкальной городской культуры. Знаменательно, что собственно музыкальная история Магнитки восходит к началу 30-х годов - времени основания металлургического комбината, одного из гигантов отечественной индустрии. Город «начинал свою биографию в период построения социализма, поэтому в развитии музыкальной культуры нашли свое отражение лучшие представления теоретической мысли об идеале социальной жизни трудящихся новой формации», - пишет ректор Магнитогорской консерватории А. Н. Якупов (160, 15). Централизованное управление идейно-духовным состоянием общества, осуществлявшееся в соответствии с парадигмой политического строя, обеспечивало особое внимание к художественной сфере, способствовало форсированному «внедрению» разных видов искусства в культурную жизнь строящихся городов и поселков. Так, в 1931 году на постоянную работу в Магнитогорск приехала концертная бригада, состоявшая из выпускников Московской консерватории. «С первых же дней они активно включились в работу по пропаганде классической музыки - выступали в клубах, читали лекции в самых различных аудиториях, знакомя слушателей с творчеством Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Шумана и Шуберта» (99, 30). Одновременно в музыкально-культурном строительстве участвовала группа педагогов — учеников и сподвижников Б.Л. Яворского. Л. А. Авербух, М. М. Новикова, А. Л. Сулержицкий, В. А. Дехтярев и другие, которые на практике претворяли «заветы своего учителя, одного из созидателей русского музыкального просветительства в начале XX века и советского музыкального образования в 20-годы» (97, 32). Как свидетельствуют материалы Музея музыкальной культуры города, в 30-е годы в городе работали композиторы М. Блантер, Д. Покрасс, М. Коваль.

Благодаря усилиям музыкантов-профессионалов, с увлеченностью приобщавших к музыке различные слои горожан, а также тому, что Магнитка сосредоточила на своей территории большое число высокообразованных технических специалистов, представителей интеллигенции, принимавших деятельное участие в процессе культурного становления, в молодом промышленном городе, не имевшем собственных культурных традиций, необычайно активизируется музыкальная жизнь, закладываются основы профессионального музыкального образования. «В Магнитогорске нет консерватории, и, тем не менее, мы смело можем назвать этот промышленный город металлургов музыкальным. .. .Усилиями энтузиастов, бесконечно любящих музыку, возникла в Магнитогорске эта благодатная атмосфера» - подобные отзывы о «феномене» музыкальной Магнитки» можно было прочитать на страницах центральных газет в 60-е годы (160, 14).

Уже концу 70-х годов Магнитогорск выделяется среди молодых индустриальных городов не только промышленным потенциалом, но и развитой инфраструктурой музыкально-культурной жизни. Кроме музыкального училища, в нем функционировали 7 дневных музыкальных школ, 3 Дома музыки, 17 Дворцов культуры и клубов, филармония, хоровая капелла, хоровое общество, которые целенаправленно вели просветительскую и воспитательную работу среди населения. В это время регулярно организуются музыкальные мероприятия не только на городских концертных площадках, но и на предприятиях города и в прилегающих селах, интернатах, садах, школах клубах, ЖКО. Особое значение придается грандиозным музыкальным празднествам, собирающим значительное количество горожан на площадях и улицах, концертных площадках. В их числе можно назвать «Золотые костры Магнитки», торжества ко Дню Победы, Дню Металлурга, «Праздник песни» и т.д. Хоровые, танцевальные представления профессиональных и самодеятельных артистов, марш-парады духовых оркестров, различные виды концертных выступлений - таковы используемые в этих мероприятиях способы привлечения внимания к музыкальному искусству широких масс населения.

Между Союзом композиторов РСФСР и предприятиями города в 1983 году был подписан договор о создании ежегодного абонемента «Композиторы России - труженикам Магнитки», который предусматривал сочинение и исполнение произведений о рабочем классе, устные выпуски журнала «Музыкальная жизнь» и т.д. В рамках этого соглашения в Магнитогорске побывали композиторы: Л. Лядова, Я. Френкель, Б. Тищенко, В. Калистратов, В. Журбин, А. Пахмутова и другие.

Продолжая перечень сделанного в сфере музыкально-культурного развития, необходимо упомянуть об открытии в 1984 году Народной консерватории, где на общественных началах работали педагоги музыкального училища, музыкальных школ, артисты капеллы. Таким образом, музыканты-любители обрели возможность получить начальное музыкальное образование на одном из трех факультетов: исполнительском, вокальном, композиторском. Следует также отметить и внедрение новых форм музыкально-воспитательной работы в общеобразовательных школах. Вместо традиционного урока «пения» вводится предмет «музыка», где преподавателями использовались основные положения методики Д. Б. Кабалевского, направленной на приобщение детей к музыкальному искусству. Композитор лично участвовал в проведении показательных занятий в Магнитогорске. В эти же годы при музыкальном училище был открыт Музей музыкальной культуры, благодаря усилиям Ю. Г. Писаренко собравший в своих фондах более 1000 экспонатов, рассказывающих о становлении музыкальной жизни города.

Обратим внимание на активное вовлечение жителей в музыкальный процесс через развитие самодеятельных форм музицирования. По данным 1986 года, которые приводит А. Н. Якупов в своей книге «Музыкальное воспитание - всем!», при Дворцах и клубах работают 742 коллектива художественной самодеятельности (в том числе 363 детских), охватывающих более 18000 человек, занимающихся в хоровых коллективах, ансамблях песни и танца, оркестрах баянистов и аккордеонистов, народных и духовых инструментов, музыкальном театре самодеятельного творчества, музыкальных агитбригадах и т.д. (160, 77). Самодеятельные коллективы в этот период ведут интенсивную концертную деятельность, выступая на вечерах отдыха, массовых музыкальных празднествах, принимая участие в музыкальных лекториях и беседах-встречах. Для повышения уровня самодеятельного творчества, руководство города обязало учреждения музыкальной культуры курировать работу любительских коллективов, направляя в них талантливых музыкантов, «прикрепляя» к ним музыкантов-профессионалов.

Активную воспитательно-просветительскую работу вела в это время и студенческая филармония, функционирующая при горно-металлургическом институте имени Г. И. Носова. Одной из главных задач ее было не только знакомство студентов, преподавателей и сотрудников института с лучшими произведениями советской, русской и зарубежной классики, но и пропаганда самодеятельного искусства, путем показа лучших творческих коллективов. Ежегодно около 900 первокурсников участвовали в работе учебного хора, где их обучали основам хорового пения, элементарной музыкальной грамоты и т. д.

В следующем десятилетии, несмотря на политические, экономические, социальные катаклизмы, в Магнитогорске продолжает совершенствоваться система профессионального музыкального образования, которая не только сохранила накопленный потенциал, но вышла другой уровень развития. В течение 1990-91 годов Магнитогорское музыкальное училище было сначала преобразовано в Высшее музыкальное училище, позже - в консерваторию. Было не просто создано еще одно в области высшее учебное заведение, а-предпринята попытка внедрения модели многоступенной системы профессионального образования. Далее в 1996 году на базе МаГК открываются аспирантура и ассистентура-стажировка, и создается единственный в Уральском регионе совет по защите кандидатских диссертаций по специальности «музыковедение». В городе становятся традиционными ежегодные представительные Российские музыкально-педагогические ассамблеи, в рамках которых проводятся концерты, мастер-классы и научные чтения и конференции, посвященные различным проблемам развития музыкальной культуры и искусства. Благодаря инициативе руководства консерватории, профессионалы и любители музыки Магнитогорска и других городов Челябинской области получили возможность постоянно общаться с выдающимися исполнителями, педагогами, деятелями науки. Важной вехой на пути музыкально-культурного развития следует считать открытие в 1997 году Театра оперы и балета. Новая для горожан форма бытования музыкального искусства не только повысила интерес к музыкально-театральным жанрам, но и позволила многим магнитогорцам открыть для себя новые страницы в познании мира музыки.

Характеристика прожективных интересов

Анализ музыкальных интересов предварим обзором прожективных интересов, обозначенных респондентами как любимые занятия досуга. Слушание музыкальных записей, посещение концертов или собственно музыкальное творчество (игра, пение, сочинение) в качестве предпочтительного проведения свободного времени, можно оценивать как заявленную склонность к музыкальному искусству. Не исключено, что высказанное мнение опрошенных ничем практически не подкреплено и носит чисто «умозрительный» характер, но, тем не мене, оно же может свидетельствовать о заинтересованности, способной реализоваться.

Более других расположены к музыкальным занятиям на досуге школьники, о чем свидетельствуют результаты всех трех опросов. Далее за ними следует молодежь, затем - представители старшего поколения. Среди последних респонденты с высшим образованием чаще, чем рабочие, ссылаются на музыкальные занятия как на предпочитаемый вид досуга (см. приложение, таблица 1). В целом, количество людей, готовых общаться с музыкой в том или ином виде за прошедшие годы менялось. Сравнивая данные анкетирования 1981 года по городам Челябинского региона с последующими результатами опроса в Магнитогорске, отметим рост увлеченности этим видом искусства. Однако уже в 1996 году та или иная степень падения интереса зафиксирована во всех репрезентативных группах, за исключением представителей интеллигенции старшего возраста (см. приложение, табл.1). Явно охладела к музыке молодежь: на 25% - 35% снизилось количество школьников, молодых рабочих и людей с высшим образованием. Наглядно изменения прожек-тивных интересов населения Магнитогорска можно представить в виде графика кривой, где отправной точкой отсчета являются результаты исследования 1981 года, вершиной - данные опроса 1994г. с последующим нисхождением к показателям 1996г.

Что стоит за этими цифрами? Можно ли на основании таких данных говорить об изменении позиций музыкального искусства в культурной жизни города и перераспределении в связи с этим структуры досугового интереса жителей во второй половине 90-х годов?

Пытаясь ответить на эти вопросы, мы рассмотрели музыкальные интересы не только в ракурсе количественных, но и качественных перемен. В сознании населения склонность к занятиям музыкой на досуге ассоциируется, прежде всего, со слушанием всевозможных аудио-, грамзаписей, что выражается в преобладание этой формы музыкального досуга среди остальных. Анализ результатов исследований показал, что общая тенденция сохраняется неизменной: в целом молодежь предпочитает слушать музыкальные произведения в записи в значительно большей степени, нежели старшее поколение, а представители интеллигенции опережают рабочих (см. приложение, табл.2). Некоторое перераспределение интереса произошло во второй половине 90-х годов, когда увлеченность всего взрослого населения техническими средствами распространения музыки снизилась, и количественные показатели между двумя возрастными группами сравнительно выровнялись. Тем не менее, данный вид занятий продолжает оставаться самым массовым элементом музыкального досуга.

Концерт, не являясь самой популярной формой общения с музыкальным искусством, все же более интересен для опрашиваемых, нежели игра на каких-либо инструментах, пение, сочинение, занятия хореографией. К сожалению, отсутствие в анкете 1981 года типовой характеристики концертов не позволяет сделать сравнительный анализ с результатами последующих опросов. Отметим только, что число людей, интересующихся этим видом музыкальной деятельности, к 90-м годам существенно возросло (см. приложение, табл. 3). В первой половине десятилетия жители города по-прежнему предпочитают концерты эстрадной музыки. Такая ситуация особенно типична для обследованных групп в возрасте от 15 и до 34 лет. Показатели их увлеченности посещениями концертов этого вида в несколько раз превосходят все остальные (см. приложение, табл. 4). Старшее поколение отличается умеренностью в своих предпочтениях и с меньшими перепадами распределяет симпатии между концертами эстрадной, народной и филармонической музыки (см. приложение, табл.4). Во второй половине 90-х годов в результате падения интереса к эстрадной музыке концерты как вид досуга мало привлекательны для всего обследуемого поколения молодых. Напротив, люди зрелого возраста отличаются стабильностью количественных показателей за счет перенесения увлеченности с эстрадных на концерты народной и, отчасти, филармонической музыки (см. приложение, таблица 4). Отношение к «серьезным», академическим, концертам, в целом, осталось на том же уровне. Интерес к ним, по сравнению с данными 1994г., в большей степени обнаруживают представители интеллигенции в возрасте от 35 лет и в меньшей - молодые рабочие.

Таким образом, картина популярных видов концертов в 90-е годы, несмотря на «пестроту» высказанных предпочтений, в качественном отношении кардинально не изменилась. Эстрадные концерты, учитывая число людей, высказавших к ним свое расположение, продолжают лидировать, перевешивая интерес к «серьезным». Зафиксированное снижение интереса к «легкой» музыке отчасти компенсируется обращением горожан, особенно старшего возраста, к той сфере музыкальной культуры, которая с точки зрения интонационного строя, манеры исполнения и используемых инструментов связана с национальной культурой.

Характеристику прожективных интересов может дополнить исследование отношения населения к музыкально-творческим занятиям. В связи с этим, подчеркнем, что во всех анкетах опрашиваемым было предложено обозначить свой интерес в общем плане- к занятию искусству, подразумевая рисование, пение, занятия хореографией, игру на музыкальных инструментах, сочинение стихов, музыки и т.д. Принимая во внимание перечень, только половину вышеуказанного можно отнести непосредственно к музыкальному творчеству. Поэтому полученные результаты нельзя использовать для определения количества людей, расположенных к таким занятиям на досуге, но вполне реально рассмотреть отношение различных слоев населения к художественному творчеству, где музыка занимает значительное место.

По данным 1981г. только 6% респондентов назвали художественное творчество в числе предпочитаемых видов досугового времяпрепровождения. В основном склонность к нему проявили молодые люди возраста до 34 лет разных социальных категорий (см. приложение, табл.5). В 1994 году уже 10% от всего числа опрошенных указали в анкетах, что увлекаются такой формой проведения свободного времени. К ним относятся, прежде всего, старшеклассники и представители интеллигенции, значительно опережающие рабочих (см. приложение, табл.5). Во второй половине 90-х годов более 12% респондентов считают себя заинтересованным этом видом досуга. Показатели увеличиваются за счет возросшего внимания к данным занятиям у представителей рабочего класса, в то время как люди, имеющие высшее образование и, особенно, школьники, уже не обнаруживают той степени активности, которая зафиксирована данными опроса 1994г. (см. приложение, табл.5).

Завершая обзор прожективных интересов, попытаемся определить место музыкального искусства в системе досуга населения г. Магнитогорска. Как отмечалось в научном отчете Российского института искусствознания «Художественная жизнь Южного Урала», интересы в начале 90-х годов во многом другие, чем это было в начале 80-х. Значительно увеличилось число тех, кто любит слушать музыкальные записи - по популярности среди индивидуальных форм досуга этот вид занятий уступает только просмотру телепередач и чтению художественной литературы (см. приложение, табл.6). Существенно изменилось отношение к музыкальным концертам, прежде всего эстрадной музыки, которые, вызывали больший интерес, нежели такие мероприятия, как посещение музеев, выставок, театра, кино. Вместе с тем заинтересованность в концертах филармонической и народной музыки невысока, и они наряду с занятиями творчеством в перечне досуговых увлечений населения занимают последние позиции (см. приложение, табл. 6). Во второй половине 90-х годов ситуация с музыкальными занятиями, в целом, не претерпела существенных изменений (см. приложение, табл. 6). Судя по частоте упоминаний в анкетах, по-прежнему велика потребность в слушании музыкальных записей, а интерес к творчеству, концертам эстрадной и народной музыки практически одинаков (в списке из 24 видов занятий они заняли соответственно 19, 20, 21 место). Наименьшая заинтересованность горожанами была проявлена опять же к концертам филармонической музыки.

Динамика музыкальных интересов в целом

Уже неоднократно отмечалось, интерес к музыкальному искусству, как и к любому другому, складывается из нескольких, взаимодействующих друг с другом структурных элементов. Уровень взаимодействия определяет степень приобщенности к музыкальному искусству, различные стадии заинтересованности. Ю. У. Фохт-Бабушкин, исследуя художественные особенности развития школьников, предложил дифференцировать ступени художественного интереса, исходя из количественного выражения взаимодействия мнения и поступка, вернее, способов его реализации в тех или иных видах искусства (123, 137). Взяв за основу идею и принцип ученого, попытаемся подразделить обнаруженную музыкальную заинтересованность горожан, соотнося ее с качественными и количественными показателями данных социологических опросов. Резонность такого подхода объясняется необходимостью уточнить, условно говоря, степень интенсивности интереса у населения Магнитогорска к музыкальному искусству и ее динамику во временном контексте.

Увлеченность музыкой можно дифференцировать по трем стадиям: «нулевой», «потенциальной», «деятельной». Нулевая заинтересованность характеризуется отсутствием контактов с этим видом искусства на любом уровне. Потенциальная - ограничивается только лишь прожективной, «умозрительной» склонностью, тогда как деятельная — должна быть подкреплена практическим общением. Последнюю стадию целесообразно разграничить в зависимости от сформированности музыкально-вкусовых критериев на «приобщенность» и «активность». В первом случае имеется в виду интерес, вкусовая избирательность которого не подтверждена экспертной оценкой. Во втором - эффективность направленной деятельности сочетается с развитыми музыкальными предпочтениями.

В этом ракурсе рассмотрим еще раз материалы всех трех исследований. Бесспорно, процентные показатели, установленные для вовлеченных в сферу музыки (более 70% в 1981 году и около 80% - в 1994-1996 годы) свидетельствуют об актуальности этого вида искусства для жителей Магнитогорска. Данные цифры фиксируют улучшение результатов в 90-е годы. Вместе с тем, активная деятельность, подкрепленная показателями хорошего вкуса, в значительной степени свойственна респондентам все-таки в начале 80-х (см. приложение, табл. 19). Анализируя развитие музыкальных интересов горожан в период 90-х годов, обратим внимание на экстенсивный характер процесса, под которым понимается масштабное приобщение к музыке, не регулируемое в качественном отношении, как то присуще было предшествующему периоду.

Основываясь на материалах опросов, можно констатировать, что важнейшим каналом, через который в изучаемый период времени осуществляется потребление музыкального искусства горожан, являются технические средства распространения музыки: теле- и радиовещание, аудио- и видеозаписи. Поток информации, поступающий из СМК, обладает противоречивыми потенциями с точки зрения музыкально-культурного развития. Прежде всего, это самый массовый и доступный способ общения всех слоев населения с музыкальным искусством, превращающим его в неотъемлемую часть повседневной жизни. В то же время массовость предполагает, в большинстве своем, ориентацию на «усредненного» по уровню и духовным запросам слушателя. Следовательно, пассивный характер общения с музыкальным искусством через СМК зачастую способствует распространению среди различных слоев населения музыкальных произведений, непритязательных по содержанию и облегченных по форме. Посещения концертов, музыкальное творчество как формы проявления направленной музыкальной заинтересованности, требующие достаточных физических и материальных затрат, в меньшей степени отвечают запросам горожан, увлекая лишь их незначительную часть. В связи с чем их «КПД» приобщения к искусству, гораздо менее значителен, чем в предыдущем случае.

Общая картина музыкальных предпочтений горожан складывается таким образом: во всех социальных группах доминирует, несмотря на перепады показателей, заинтересованность в развлекательной сфере музыкального искусства, отмечается постепенное усиление внимания к народной музыке, интерес же к «серьезной» — стабилен, но его количественные показатели существенно уступает вышеназванным. По мнению некоторых экспертов, преобладающая ориентация большинства на искусство развлекательного плана вызывает необходимость использовать в качестве эталона отношение индивида к «серьезной» музыке (123, 123). Народная музыка в этом смысле занимает некую промежуточную позицию, поскольку под этим понятием зачастую имеется в виду не столько собственно музыкальный фольклор, сколько стилизация под национальное творчество как в «легком», так и «серьезном» видах искусства.

Безусловно, оценивать уровень развития музыкальных интересов только по степени «лояльности» к академической музыкальной культуре - факт весьма дискуссионный. Существует масса аргументов «против», и главный из них следующий: искусство профессиональной академической традиции не замещает собою огромный, по выражению В. Д. Конен, «в своем роде целостный пласт, который в большой мере определяет «музыкальный воздух» эпохи» (63, 11) и по своей художественной сути находится как бы в другой плоскости измерения. К тому же, научные исследования «оппозиционной» музыкальной культуры малочисленны, не охватывают ее во всех проявлениях, а, следовательно, не оценивают объективно художественное значение, слабые и сильные стороны. Последнее обстоятельство, в то же время, является и контраргументом, объясняющим надобность обращения исследователей к «серьезной» музыке как критерию определенного уровня музыкальных потребностей. Компромиссное решение может быть найдено, если процесс развития музыкальных интересов рассматривать, не прибегая к качественной оценке, а лишь устанавливая сам факт их связи со сферой того или иного искусства. Такой подход дает возможность охарактеризовать внешние параметры музыкально-потребительской культуры города в полном объеме.

Таким образом, результаты анкетного опроса показали, что развитие музыкальных интересов жителей Магнитогорска в последнее десятилетие XX века протекает как репродуцирование основных форм проявления и способов реализации в новых общественно-экономических реалиях. Вместе с тем изучение динамики музыкальной заинтересованности в ее связи с социально-демографическими факторами свидетельствуют о частичной трансформации потребностей разных категорий горожан, а это создает предпосылки для изменения их отношений с музыкальным искусством. Обследование пяти «трендовых» групп дает основание утверждать: в 90-е годы возрастные и социальные факторы уже не являются безусловными детерминантами количественных и качественных параметров музыкального потребления. Это выражается в том, что молодое поколение утрачивает «ведущие» позиции, какие занимало ранее. Заметим, например, что показатели заинтересованности школьников в опросе 1996г. заметно ниже по отношению к другим социальным категориям и к их же сверстникам в начале этого и прошлого десятилетия. Данные наблюдения противоречат показателям эмпирических исследований периода 70-80-х годов, которые фиксируют наличие ярко выраженного интереса у молодых людей до 25 лет и дальнейшее снижение его в зависимости от возраста (123, 225). Далее, если до 80-х годов уровни интересов представителей рабочих и интеллигенции основательно различались, то в нынешнем десятилетии происходит их частичное сближение как за счет увеличения показателей первой категории, так и в результате падения заинтересованности второй (из обозначенных категорий). Этот процесс четче выражен у молодежи, хотя и среди старшего поколения существующего противопоставление несколько нивелируется.

Говоря о демографических факторах, необходимо отметить стабильное и активное воздействие уровня образования на развитие музыкальных потребностей. «Поведение» горожан с высшим образованием в 80-90-е годы стереотипно в своей основе, и их музыкальные интересы, особо не выделяющиеся в количественном отношении, все же превосходят по многим основным параметрам результаты остальные социальные группы.

Изменение показателей заинтересованности происходит, в том числе, и за счет естественной смены поколений в определенной возрастной страте, то есть в результате постоянного «обновления» состава представителей внутри каждой социальной группы. «Будущее замышляется в настоящем, выковывается из прошлого наследия нынешними новациями» - так американский ученый Арчер формулирует базовый принцип общего процесса социальных трансформаций (цит. по: 154,284).Следовательно, именно в 80-90-е годы формировалась структура музыкальных потребностей той части населения, которая в первой четверти следующего тысячелетия будет определять направления, черты, особенности общения с музыкальным искусством.

Связь музыкальной деятельности с развитием личности

Позитивность воздействия музыки на художественный потенциал актуализирует исследование подобных возможностей на уровне общего духовного развития личности. Предваряя рассмотрение этой связи, необходимо уточнить суть и охарактеризовать основные особенности понятия «личность». По мнению ученых, под личностью понимается каждый человек «с присущим ему способом бытия в обществе» (54,9). Это феномен социально-психологический и формируется он «в процессе включения индивида в систему общественных отношений, но его личностные особенности ... всегда преломляются через призму присущего ему психофизиологического своеобразия» (131, 27). Социально-психологическую сферу бытия индивида можно расчленить на пять составных частей: познавательную, созидательную, цен-ностно-ориентационную, коммуникативную и художественную, которые представляют деятельностные потенциалы личности (131,30). Означенные виды деятельности осуществляются частично или полностью при выполнении каждым человеком присущих ему социальных ролей: производственной, общественной, семейной, досуговой. Ученые фиксируют степень сформированное духовных потенциалов и «продуктивности» социальной практики, выделяя четыре личностных типа:

- несформировавшийся

- эклектично развитый

- односторонне развитый

- разносторонне развитый

В первом из них ни один элемент «духовного мира и социальной практики достаточно не сформирован, во втором - сформированы лишь отдельные, в третьем получил развитие один из двух блоков - духовный или социально-практический, в четвертом - в основном развиты все элементы» (131,31).

Говоря о личностной типологии, для большей ясности следует обозначить те индикаторы, которые фиксировали степень развития духовного и социального облика. В анкетах всех трех исследований они определялись следующим образом: осведомленность респондентов о профессии указанных ученых, политиков, деятелей искусств являлась показателем сформированности познавательного потенциала; творческий подход и активность жизненной позиции (приоритетность интересной работы, поиски новых решений, самостоятельность, инициативность) - созидательного; предпочитаемый тип общения с окружающим миром - коммуникативного; мировоззренческие позиции в выборе значимого, важнейшего для индивида - ценностно-ориентационного. Успешность выполнения производственно-общественной роли оценивалась по отношению опрашиваемого к работе и в зависимости от полученных наград и поощрений, а семейно-досуговой -по степени содержательности его семейной жизни и занятий на досуге.

Объектом рассмотрения духовно-ролевой структуры общества являлось только взрослое население, т.е. респонденты, достигшие 18-летнего возраста. Результаты двух последних исследований вскрывают доминирование среди жителей Магнитогорска двух социально-психологических типов (см. приложение, табл.25). Это так называемые «духовные середняки» - эклектично и односторонне развитые личности. В иерархии личностных типов развития, они занимают вторую и третью позиции. Количество людей несформировавшегося типа все же составляет меньшинство и значительно уступает категории разносторонне развитых (см. приложение, табл.25). Попутно заметим, что результаты опроса 1996 года более оптимистичны, нежели предыдущего, проводившегося в 1994 году. Уменьшилось количество односторонне и эклектично развитых, возросло число людей со сформированным личностным потенциалом. Думается есть смысл подчеркнуть еще раз, что приведенные цифры рассматриваются не в качестве абсолютной величины, а лишь как показатели определенной тенденции, свидетельствующей о существовании, по мнению Ю.У. Фохт-Бабушкина, в нашей, переживающей не лучшие времена стране достаточно зримого слоя духовной элиты. Далее он подчеркивает, что «эти люди делают общество устойчивым и в то же время стремящимся к развитию, в силу чего формирование разносторонней личности является главной стратегической задачей в социальной сфере. И искусство способно сыграть весьма заметную роль» (124. 30).

Для начала проанализируем музыкальную деятельность респондентов, в соответствии с дифференциацией по личностному типу. Сравнение результатов посещаемости разных видов концертов, уровня музыкальной информированности, склонности к творческим занятиям в 4-х указанных типологических группах устанавливает существование зависимости между развитием личности и ее отношением к музыкальному искусству. Результаты показателей музыкальной деятельности обследованных горожан меняются в зависимости от принадлежности к тому или иному типу личностного развития -меньшие обнаруживаются во всех видах занятий у людей с сформированными духовными потенциалами и неудовлетворительно выполняющими свои социальные роли (см. приложение, табл.26). Самую высокую активность музыкальных интересов проявляют представители, находящиеся на верхней ступени личностного развития. Промежуточную позицию в этом перечне занимают респонденты, причисленные к эклектично и односторонне развитым социально-психологическим типам. Подчеркнем, что эти данные крупным планом показывают имеющуюся взаимосвязь между уровнем духовной зрелости человека и деятельностным интересом к музыкальному искусству.

Для более детального рассмотрения воздействия музыки на формирование духовного облика индивида проанализируем личностную структуру опрошенных жителей в зависимости от их участия в музыкальной деятельности. Такая информация была получена при сравнении степени развитости духовных потенциалов в двух группах респондентов, соответственно заявивших о своем интересе или его отсутствии к музыке. Удельный вес каждого в отдельности потенциалов - созидательного, познавательного, ценностно-ориентационного, коммуникативного - был выше у тех испытуемых, которые интересовались музыкальным искусством (см. приложение, табл.27). В значительной мере влияние музыкальной деятельности обнаруживается в развитии познавательного потенциала - перепад показателей в сравниваемых группах составляет почти 65%. В меньшей степени сказывается влияние музыкального искусства на коммуникативную деятельность индивида, хотя она на треть результативнее у тех, кто склонен к музыкальной деятельности. При сопоставлении личностного развития двух групп опрошенных также выявляется связь и между занятиями музыкальным искусством и «продуктивностью социального функционирования», т.е. поведением в труде, быту, на досуге и семье (см. приложение, табл.27). Оказалось, что опрашиваемые, которые интересуются музыкальным искусством, чаще занимаются художественно-творческой деятельностью, посещают учреждения культуры, лучше ориентируется в искусстве. Кроме того, они характеризуются более высокими показателями в сфере трудовой деятельности и семейного общения.

Несомненность взаимосвязи развития личности и приобщенности ее к музыкальному искусству не требует дополнительных комментариев. Однако следует еще раз уточнить, что эта связь не носит строго непреложного характера. В формировании духовно-ролевой структуры задействованы все виды искусства, наряду с научными знаниями, практической деятельностью, и музыка в их ряду не занимает безусловно лидирующего положения. Степень ее участия в развитии личности, на наш взгляд, определяется взаимоотношениями индивида с этим видом искусства. В связи с этим, остро встает вопрос о наиболее рациональных нормах общения с музыкальным искусством. Существующие мнения о границах «потребления» искусства резко поляризуются. Например, ученые Государственного института искусствознания (Ю. У. Фохт-Бабушкин и др.), ссылаясь на исследования А. Л. Вахеметсы и С. Н. Плотникова, рекомендуют установить целесообразный оптимум количества контактов с ценностями музыкального искусства, мотивируя избыточное, равно и недостаточное общение ухудшением качества предпочтений. В противовес данному взгляду ряд специалистов утверждает теорию беспредельного, не ограниченного никакими нормами развития потребностей человека. А. Н. Якупов, полемизируя с вышеназванными исследователями, полагает более целесообразным определение минимального уровня, «без достижения которого становление духовно развитого человека и формирование его музыкально-художественного вкуса представляется весьма проблематичным» (161, 232). Его критика существующих гипотез объективно вскрывает противоречия и другие недостатки содержательного порядка при выявлении границ потребления искусства. Вместе с тем, установление предложенного «минимума» музыкального общения в такой же мере условно, на наш взгляд, как и «оптимума». Ведь и в том и в другом случае подразумевается определение порога «потребления» искусства, а какого именно - «минимального» или «оптимального» - не имеет решающего значения для осуществления расчетов. Уязвимость механизма нахождения нормы кроется, прежде всего, в расплывчатости очертаний модели «потребления» каждой социальной группы, в отсутствии реальных научно обоснованных целевых показателей потребностей различных категорий населения. Поэтому любое нормирование представляется задачей на данный момент неосуществимой.

Похожие диссертации на Музыкальная жизнь г. Магнитогорска в 80-90-е годы : К проблеме функционирования музыкального искусства