Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкальная жизнь города-фронта Ленинграда (основные тенденции в концертно-театральной практике, творческой деятельности композиторов и музыковедов) Крюков Андрей Николаевич

Музыкальная жизнь города-фронта Ленинграда (основные тенденции в концертно-театральной практике, творческой деятельности композиторов и музыковедов)
<
Музыкальная жизнь города-фронта Ленинграда (основные тенденции в концертно-театральной практике, творческой деятельности композиторов и музыковедов) Музыкальная жизнь города-фронта Ленинграда (основные тенденции в концертно-театральной практике, творческой деятельности композиторов и музыковедов) Музыкальная жизнь города-фронта Ленинграда (основные тенденции в концертно-театральной практике, творческой деятельности композиторов и музыковедов) Музыкальная жизнь города-фронта Ленинграда (основные тенденции в концертно-театральной практике, творческой деятельности композиторов и музыковедов) Музыкальная жизнь города-фронта Ленинграда (основные тенденции в концертно-театральной практике, творческой деятельности композиторов и музыковедов) Музыкальная жизнь города-фронта Ленинграда (основные тенденции в концертно-театральной практике, творческой деятельности композиторов и музыковедов) Музыкальная жизнь города-фронта Ленинграда (основные тенденции в концертно-театральной практике, творческой деятельности композиторов и музыковедов) Музыкальная жизнь города-фронта Ленинграда (основные тенденции в концертно-театральной практике, творческой деятельности композиторов и музыковедов)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Крюков Андрей Николаевич. Музыкальная жизнь города-фронта Ленинграда (основные тенденции в концертно-театральной практике, творческой деятельности композиторов и музыковедов) : ил РГБ ОД 61:85-17/112

Содержание к диссертации

Введение

Глава І. Концертно-театральная жизнь . 20

Глава II. Деятельность композиторов 90

Глава III. Жизнь и творчество музыковедов . 135

Заключение 192

Указатель литературы . 198

Приложение: 18 документов музыкальной жизни осажденного Ленинграда

Введение к работе

Советское общество неизменно держит в памяти и сохраняет в сердце годы Великой Отечественной войны. Одна из самых героических и трагических страниц той эпохи - мужественное сопротивление Ленинграда, блокированного фашистскими войсками. Жизнь и борьба осажденного города, его путь к победе уже в течение многих лет исследуется советской наукой, литературой, искусством. И все же нельзя утверждать, что изучение проведено с исчерпывающей полнотой и близится к завершению, тем более, что на каждом историческом этапе в той или иной мере меняется аспект рассмотрения: обращаясь к эпохе всенародного подвига, советские люди не только отдают дань героизму защитников Родины, но стремятся также в недавнем прошлом найти ответ на животрепещущие вопросы сегодняшнего дня.

В наше время в число самых актуальных выдвинулась проблема духовности. Ею поверяют многие явления настоящего и прошлого. Решения ХХП съезда партии, июньского (1983 г.) и других Пленумов ЦК последнего времени направлены, как отметил недавно К.У.Черненко, на полную мобилизацию громадного духовного,твор-ческого потенциала, накопленного поколениям соэетоки* лвдей1. Огромный духовный капитал был создан нашим народом в годы Великой Отечественной войны. Он должен во всем своем объеме служить современности. * См. Черненко К.У. Утверждать правду жизни,высокие идеалы социализма: Речь на юбилейном пленуме правления Союза писателей СССР 25 сентября 1984 г. - Коммунист, 1984, В 14, с. 5.

Высокими примерами духовности богаты девятьсот героических дней Ленинграда. К числу самых поразительных и наглядных ее проявлений относится музыкальная жизнь осажденного города,которая и исследуется в данной работе. На основе сказанного, избранная тема представляется актуальной. диссертация имеет исторический профиль. Ее цель - исследование процесса становления и развития музыкальной жизни блокадных лет в важнейших областях. При этом ставятся задачи выявить особенности музыкальной жизни,господствовавшие тенденции,показать, что главной созидательной силой в ней была "духовная мобилизованность" ленинградцев и защитников города - музыкантов и любителей музыки - в экстремальных условиях осадыГ

Объектом анализа являются важнейшие области музыкальной культуры города-фронта: концертно-театральная практика, деятельность композиторов и музыковедов.Эти области изучаются не во всей полноте.Репрезентантом концертной жизни служит Филармония,музыкального театра - оперно-балетный коллектив и Театр музыкальной комедии, композиторского творчества - Союз композиторов, музыкальной науки - сектор музыки Научно-исследовательского института театра и музыки.

Языковеды Ленинграда еще в самом начале войны поняли,что в новых условиях должны произойти изменения в музыкальной культуре. Они стремились зафиксировать и осмыслить их, однако реальных результатов не достигли (см. главу Ш). Печать военных лет содержала лишь краткие заметки-информации о музыкальных явлениях города-фронта, изредка - рецензии и (единичные случаи) статьи обзорного характера. Два - три послевоенных года отмечены стремлением подвести итоги. Тон задавал журнал "Советская музыка", уделявший значительное внимание музыкальной куль- туре страны в период Великой Отечественной войны. Из материалов на ленинградскую тематику здесь были помещены воспоминания Б.В. Асафьева о его работе в осажденном городе и К.И.Элиасберга о деятельности возглавлявшегося им симфонического оркестра Радиокомитета, а также статьи В.М.Богданова-Березовского о творчестве композиторов-блокадников, содержащие - помимо ценной информации о недавнем прошлом - некоторые обобщения, сделанные на основе анализа сочинений военного времени . В 1946 г. Ленинградский союз композиторов издал информационный обзор "Работа композиторов и музыковедов Ленинграда в годы Великой Отечественной войны", в котором приведены краткие сведения по названной теме (в частности, впервые, хотя и очень лаконично, описана деятельность сектора музыки Института театра и музыки). Музыкальному театру уделено место в солидном сборнике статей и воспоминаний "Ленинградские театры в годы Великой Отечественной войны" (издан в 1948 г.): здесь опубликованы мемуары О.Г. Иордан о работе артистов балета осажденного города, статья-воспоминания И.А.Нечаева об оперном коллективе и статья Р.М.Бе-ньяш о Театре музыкальной комедии (написанная опытной рукой, она все же лишена непосредственного тона очевидца и участника и этим уступает двум предыдущим материалам). Во вступительной статье "Театр и война" Т.Я.Карской (титульного редактора сборника) не только дан обзор работы театров (хотя акцент сделан именно на ней), но содержатся также некоторые сведения из смежных областей художественной (в частности - музыкальной) культу-

Библиографические данные названных здесь и ниже статей см. в Указателе литературы. ры. Кроме того, сделаны некоторые существенные обобщения: автор говорит о сдвигах, происшедших в советском искусстве, об усилении в годы войны творческой активности деятелей театра.

Названные работы были хорошим началом1, крепкой основой, на которой следовало продолжать - вширь и вглубь - изучение музыкальной жизни блокадного Ленинграда. Однако с конца 1940-х гг. тема блокады примерно на десять лет уходит со страниц печати. И затем, в течение еще десятилетия, ей уделяется явно недостаточно внимания. Сборник "В годы Великой Отечественной войны", открывший второй этап в освещении темы (вышел в 1959 г.), явился несколько расширенным и измененным повторением издания 1946 г. "Работа композиторов и музыковедов Ленинграда...". Новыми (в ракурсе диссертации) в нем оказались лишь воспоминания А.Д.Цу-шен о концертной жизни (связаны, главным образом, с выступлениями А.Д.Каменского) и фрагменты блокадного дневника В.М.Богданова-Березовского (о работе Союза композиторов). В 1967 г. в составе 5 тома "Очерков истории Ленинграда", посвященного периоду Великой Отечественной войны, увидела свет статья Б.Й.Загур-ского "Искусство", представляющая собой панораму деятельности ленинградской художественной интеллигенции. В каждом из разделов статьи, наряду с другими видами искусства, говорится о музыке; Так что впервые можно было получить цельное представление об основных явлениях музыкальной культуры военного Ленинграда-. В УІ Почти в каждой из них имеются различного рода неточности,но они вполне естественны на первом этапе освещения темы и останавливаться на них сейчас, почти сорок лет спустя, вряд ли нужно. то же время рассказ о них вынужденно лаконичен (примерно один печатный лист). Кроме того, как справедливо отмечено Т.Я.Кар-ской в предисловии к отдельному изданию статьи, болезнь и смерть помешали Загурскому полностью завершить свой труд . Рассказ о музыке в большой мере повторяет вышедшие ранее книги, а то, о чем говорится по памяти, - не всегда выверено: нередко ветре-чаются фактические ошибки и неточные утверждения . Из работ иного жанра нужно отметить беллетризованные очерки Ю.Л.Алянско-го об искусстве блокадного Ленинграда, написанные ярко и с большой степенью точности (некоторые посвящены значительным GO'S бытиям музыкальной жизни) . В 1970-е гг. появились сборник "Без антракта" и книга "Театр музыкальной комедии в годы блокады". Сборник содержит воспоминания актеров-блокадников (в их числе - группа музыкантов). Часть материалов ранее публиковалась,остальные вносят новые штрихи в уже известную картину. Книга представляет собой"коллективные мемуары": это очерк деятельности музыкальной комедии, смонтированный из рассказов сотрудников театра с вкраплением документов (отзывы слушателейфрагменты рецензий, дневников и т. п.). По настоящее время эта работа "* См. Карская Т. Борис Иванович Загурский. - В кн.: Загур-ский Б. Искусство суровых лет. Л., 1970, с. 7 - 8. 2 Так, трудно согласиться с утверждением, что "после эвакуации Филармонии средоточием концертной жизни города стал Радиокомитет" (с. 17 указ. соч.; ср. с.41 - 43 диссертаций), что ленинградцам "особенно большую радость доставляли симфонические концерты".

См. Алянский Ю. Театр в квадрате обстрела. Л.; М.,1967. -a- - наиболее достоверное и волнующее повествование о героическом труде известного коллектива.

Как видно, в литературе решительно преобладают мемуары.Несколько статей "панорамного"характера тоже исходят из них.Ана-литический аспект имеют лишь статьи Богданова-Березовского о сочинениях блокадных лет. Другие авторы не обращались к исследованию музыкальной жизни. В некоторых работах ощущается опора на "подручные" документы, накопившиеся в ходе деятельности музыканта или учреждения (например, у Нечаева, в ряде материалов обзора 1946 г., посвященного композиторам и музыковедам), однако ссылки на источники отсутствуют. Нет ни одного обстоятельно документированного труда! А без этого историческое исследование невозможно. Кажется давно назревшей задача: с научной достоверностью, опираясь на самый широкий круг источников, воссоздать музыкальную культуру сражающегося города и проанализировать ее (что позволит - помимо всего прочего -подкрепить, поправить или опровергнуть утверждения мемуаристов и авторов публикаций иного рода*).Сначала диссертант приступил ^ Ошибкам, попавшим в печать, можно посвятить отдельную статью. Их не избежали даже солидные издания, вплоть до энциклопедических. Например, в Музыкальной энциклопедии (т. 3, стлб.235) утверждается, что в блокадные годы оперные и балетные спектакли исполнял по радио (?) коллектив Театра музыкальной комедии (!?!), а в 1943 г. оперы в концертном исполнении (?) ставились в Малом оперном театре .Так фантастически трансформировалась истина, заключающаяся в том, что артисты оперы и балета (а не Муз-комедии) давали полноценные спектакли (а не концертный их вариант) сначала в помещении Театра комедии, а затем - Малого оперного театра. Подобные "неточности" в очередной раз подтверждают, сколь мало разработана история музыкальной жизни осажденного Ленинграда. к первой части этой программы - к накоплению материалов.Впервые было предпринято обследование большого числа архивов . Также впервые в значительных масштабах изучались печатные источники - х Материалы выявлялись в следующих государственных хранилищах (перечислены в порядке важности для данного исследования; указаны названия, которые учреждения носят сегодня): Ленинградский государственный архив литературы и искусства, Отдел рукописных и иконографических материалов сектора источниковедения и архив Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии имени Н.К.Черкасова, архив Государственного музея истории Ленинграда, Центральный государственный архив литературы и искусства, Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М.И.Тлинки, Ленинградский государственный музей театрального и музыкального искусства, Отдел рукописей и Фонд Вольно-экономического общества Государственной Публичной библиотеки имени М.Е.Салтыкова-П]едрина, Отдел рукописей Института русской литературы (Пушкинский дом) Академии Наук СССР, Отдел рукописей, музей и архив Ленинградской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова,архив и музей Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С.М.Кирова, архив Ленинградского государственного театра музыкальной комедий, Объединенный архив Главного управления культуры исполкома Ленсовета, архив Государственного музея Великой Октябрьской социалистической революции, Центральный государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства, библиотека Ленинградской государственной филармонии имени Д.Д.Шостаковича, музей "Музы не молчали" школы $ 235 г. Ленинграда. прежде всего, военных лет, затем и более позднего времени .Параллельно велся сбор мемуарных свидетельств: опрошено значите- льное число участников музыкальной жизни военного Ленинграда .

Так, просмотрены все номера "Ленинградской правды" за период блокады, а также - с меньшей полнотой - другие газеты и журналы. Естественно, в поле зрения были монографии и сборники о блокаде.

Среди лиц, рассказавших о своей работе в городе-фронте,были (указываются должности блокадного времени): начальник Управления по делам искусств исполкома Ленсовета Б.И.Загурский,художественный руководитель и дирижер Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета К.И.Элиасберг и его жена пианистка Н.Д.Бронникова, певица и один из руководителей оперно-балетного театра Н.Л.Вельтер, балерина и руководитель балетной труппы театра О.Г.Иордан, композитор, председатель Ленинградского союза композиторов В.М.Богданов-Березовский, артист оперетты и художественный руководитель Театра музыкальной комедии Н.Я.Янет и его жена балерина Н.В.Пельцер, артисты оперы Л.А.Ан-дреева-Дельмас, Н.Д.Болотина, Р.Г.Горская, В.В.Ивановский,В.В. Максимова, М.И.Мержевская, Г.В.Скопа-Родионова, Т.Ф.Холмовская, певец Е.Б.Флакс, артисты балета Н.П.Сахновская и Р.И.Гербек,артисты симфонического оркестра Радиокомитета С.А.АркинД.О.Окунь, А.Н.Сафонов, Г.Ф.Фесечко, Е.Л.Шах, артисты оперетты Б.М.Бронокая, Л.А.Колесникова, К.М.Бондаренко, А.В.Королькевич, пианисты А.А. Люблинский и Т.С.Салтыкова, руководитель Ансамбля красноармейской песни и пляски Политуправления Ленинградского фронта А.И. Анисимов, композиторы Н.Н.Леви, М.А.Матвеев, Г.Н.Носов,Д.А. Прицкер, Ф.А.Рубцов, музыковеды Е.В.Гиппиус,М.Л.Гольденштейн, Н.Л.Котикова, Ю.А.Кремлев, Л.М.Кутателадзе, руководитель детского танцевального ансамбля А.Е.Обрант и члены этого коллектива

В.П.Уварова и В.А.Дудинова, работник самодеятельности А.С.Соболев, член Военно-шефской комиссии Е.М.Межерицкая и другие.Диссертант фиксировал рассказы этих людей, побуждал писать мемуары, Воспоминания двенадцати музыкантов опубликованы в сборнике "Музыка продолжала звучать", подготовленном диссертантом.Многие

Учитывались фотоматериалы, дающие неповторимую возможность уви-деть мгновения блокадной музыкальной жизни . из опрошенных лиц делились также материалами, отражающими их деятельность. Беседы проводились и с членами семей тех блокадных музыкантов, которых уже не было в живых: артистов оперы СП. Преображенской, В.Л.Легкова, композиторов В.М.Дешевова, О.А.Ев-лахова, Ю.В.Кочурова, артистов оркестра Радиокомитета К.М.Ана-няна, В.А.Заветновского, музыковедов, Р.И.Грубера, А.В.Оссовс-кого, Г.М.Римского-Корсакова, пианистки М.Н.Бариновой и других. В этих случаях также были получены разного рода материалы. О своих выступлениях в осажденном городе рассказали московские пианисты М.В.10цина и Я.И.Зак. Впечатлениями о музыке в годы блокады поделились военачальники В.Ф.Трибуц, Н.К.Смирнов,П.Л. Ройтберг и другие. Воспоминания и разного рода материалы были получены также от любителей музыки, слушателей военного Ленинграда.

Помимо названных хранилищ и частных собраний с этой целью изучались фонды Ленинградского государственного архива кинофо-нофотодокументов и фототеки ТАСС. Jb ходе источниковедческого этапа исследования удалось выявить сотни разного рода документов и фактов. Среди них есть и такие, которые диссертант решается назвать уникальными - по отсутствию аналогов, по полноте, обстоятельности приводимых сведений, по концентрированяости самых характерных черт, отличавших музыкальную культуру города-фронта и причастных к ней людей (об этом см. далее, в тексте диссертации). В результате сложился обширный комплекс данных, содержащий сведения по избранной теме, а также воссоздающий эмоционально-духовную атмосферу тех дней, как она проявилась в области музыкальной культуры. Это сочетание представлялось принципиально важным для максимально достоверного отображения объекта исследования.

Обобщение собранного материала, а также предыдущих публикаций, позволило воссоздать музыкальную жизнь осажденного Ленинграда значительно более полно, чем она представала ранее. В книгах и сборниках, подготовленных диссертантом^, впервые столь широко освещены и документализированы все основные области музыкальной культуры сражающегося города. Введено в обиход большое число разного рода документов. Работы автора в настоя- р щее время имеют репутацию основной литературы по теме . Одна из *- См.: Музыка продолжала звучать (Ленинград. 1941 - 1944).Л., 1969; Музыка в кольце блокады. М., 1973; музыка в городе-фронте. Л., 1975; Музыкальная жизнь сражающегося Ленинграда (в печати). Общий объем публикаций превышает 50 печ. листов. 2 На них опираются исследователи - и не только музыковеды, но и специалисты по общей истории, по различным отраслям культуры. См., например, ссылки и списки литературы в кн.: Музыкальная энциклопедия, т. 3, стлб. 239 (литература к статье "Ленинград"); Буров А.В. Блокада день за днем. Л., 1979; Рубашкин А. Голос Ленинграда: Ленинградское радио в дни блокады. 2-е изд. них получила лестный отзыв в печати .

По мере накопления материалов все отчетливее становилось то общее, что объединяло всю их разнородную массу: в них отразилось мужество духа ленинградцев. Так откристаллизовалась отмеченная выше цель диссертации - проследить ход событий на главных участках основных областей музыкальной жизни осажденного Ленинграда, проанализировать особенности и тенденции ее развития как феномена духовной мобилизованности людей, сопротивляющихся блокаде. Естественно, утверждения о предельном напряжении физических и духовных сил, вызванном войной, о том, что музыканты не только сражались на фронтах, но и вели борьбу своим оружием, не новы. Однако применительно к нашей теме об этом говорилось как о чем-то само собой разумеющемся и не нуждающемся в доказательствах. Музыкальная культура блокированного города как феномен духовной мобилизованности - в таком ракурсе музыковедческие исследования не проводились. Между тем, кажется важным доказать, что этот феномен имел место, был связан не с отдельными частными случаями, но являлся характерной

Л., 1980; Хентова С. Д.Д.Шостакович в годы Великой Отечественной войны. Л., 1979; Музыка - детям: Вопросы музыкально-эстетического воспитания. Л., 1981, вып. 4. Книги диссертанта служили базой при подготовке выставок (Филармония, Институт театра, музыки и кинематографии), радио- и телепередач, при разработке экспозиции в музее "Музы не молчали" школы № 235 г. Ленинграда и т. д. '* См. Нестьев И. Память о грозных днях. - Советская музыка, 1972, В 5. общей чертой всей музыкальной жизни тех лет и определял ее существование. Чем меньше остается людей, переживших блокаду, тем больше фактов и аргументов требуют от историков следующие поколения. Значение научного, доказательного подхода особенно возросло в настоящее время, когда идеологические противники Советского Союза пытаются в искаженном свете представить и советский строй, и советского человека, и его духовный мир.

Методологической основой работы служат труды классиков марксизма-ленинизма, современные партийные документы, а также советские исследования по общей истории. Анализ музыкальной жизни военного Ленинграда в аспекте духовной мобилизованности побуждает исследователя-историка сблизить процессы, явления,фак-ты с деятельностью конкретных людей. Установочными при этом явились идеи о роли человека в историческом процессе. Ф.Энгельс утверждал: "История не делает ничего, она "не обладает никаким необъятным богатством", она " не сражается ни в каких битвах"! Не "история", а именно человек, действительный, живой человек -вот кто делает все это, всем обладает и за все борется. /...\ История - не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека""1. Как известно, В.И.Ленин указывал: "Во всякой войне победа в конечном счете обусловливается состоянием.духа тех масс, которые на поде брани проливают свою кровь*"0. В программе нашей партии, в выступлениях К.У.Черненко, в решениях 2221 съезда и Пленумов ЦК неоднократно подчеркивается роль человека как строителя жизни и общества и значение в этом процессе его духов- ^ Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 2, с. 102. 2 Ленин В.И. Поли. собр. соч., т. 41, с. 121. ного мира. На "человековедение" ориентируются в наши дни науки» Веское слово должны сказать здесь историки, "Из частной гуманитарной дисциплины, одной из многих, занимающихся человеком,историческому знанию надлежит превратиться во всеобъемлющую науку об общественном человеке, - пишет А.Я.Гуревич. - /.,,\ При подобной постановке проблем даже история искусства или литературы оказывается не специальной дисциплиной, обособленной от истории как таковой, а срезом все той же социальной реальности, способствующим раскрытию мышления людей данной эпохи и, следовательно, проливающим свет на их поведение . Изучение музыкальной культуры блокадного Ленинграда несомненно может способствовать "раскрытию мышления" советских людей в грозную эпоху и "пролить свет на их поведение".

Неожиданно обрушившаяся на советский народ война смяла і,уничтожила привычное мирное бытие. В Ленинграде начал формироваться особый, военный, а с конца августа - первых чисел сентября р 1941 г. осадный уклад жизни . Его формировала суровая действительность, необходимость бороться с врагом, выстоять, победить, сохранить Ленинград и ленинградцев. Эта задача решалась на всех уровнях. Она была в сфере пристального внимания высших органов партии и государства, ей отдавали все силы партийные,советские, -і - J'immmmw ^ В кн,: Блок М. Апология истории, или ремесло историка. М., 1972, с. 200.

Сведения общеисторического характера почерпнуты из неско-' льких изданий, прежде всего, из кн.: Очерки истории Ленинграда (Л., 1967, т. 5) и Непокоренный Ленинград /А.Р.Дзенискевич,В.М. Ковальчук, Г.Л.Соболев, А.Н.Цамутали, В.А.Шишкин.(2-е изд. Л., 1974), общественяые организации города, она неумолимо вставила перед каждым ленинградцем, мобилизуя все его внутренние резервы,побуждая к активным действиям, к проявлению инициативы. Уклад блокадной жизни отрабатывался общими усилиями, испытания ее элементов "на прочность", "на необходимость" производились всеми жителями вместе и каждым в отдельности. Через своего рода испытательный этап прошла и музыка. В диссертации показано,что она не сразу заняла прочное место в системе ленинградской действительности, в духовном мире ленинградцев-блокадников. Некоторое время она воспринималась как нечто чужеродное. Наличие "испытательного этапа" позволяет выдвинуть важное положение: музыкальная жизнь военного Ленинграда не продолжалась, так сказать, по инерции с предвоенных месяцев. Ее пришлось создавать в новых, неблагоприятных условиях, что требовало повышенных затрат духовной энергии (как и физических сил).

Как известно, творческое, созидательное начало является одним из высших проявлений духовности. Оно пронизывало музыкальную культуру города-фронта. Творческий дух господствовал во всех важнейших сферах - исполнительской, композиторской,музыкально-научной, организационной, наконец, слушательской - без этого музыкальной жизни просто не было бы. Причем степень творческого участия требовалась гораздо более значительная,.чем всегда. Необходима была тленно духовная мобилизованность: ведь условия ленинградской блокады на каждом шагу выдвигали препятствия внутреннего и внешнего порядка - как правило большие и очень большие. Путь к музыке шел через их преодоление. духовная мобилизованность проявлялась в широком диапазоне,у одного края которого находилось выполнение музыкантом своих при- вычных обязанностей в обычном объеме и на прежнем уровне: уже это требовало напряженной отдачи. Однако изучение материалов убеждает в том, что преобладали примеры иного рода, приближавшиеся к другому краю диапазона. Была распространена творческая деятельность повышенной интенсивности, порождавшая новые для человека черты. Для музыкантов было типичным более широкое.чем обычно, приложение творческих сил (подчас даже с выходом за рамки музыки), а также достижение особых высот на своем пути, духовная мобилизованность отражалась в некоторых общих установках, характерных для работы целых коллективов и их.отдельных представителей. Они старались трудиться без скидок на блокаду, проявляя требовательность к себе и к коллегам, В разных формах обнаруживалось стремление - значительно более сильное, чем ранее, - связать свою деятельность с жизнью и судьбой страны, включиться в общенародную борьбу с врагом. В то же время, оп-г тимистический настрой побуждал думать не только настоящим,но и о будущем. Не позиция пережидания, а идея .движения вперед руководила музыкантами. Они стремились расширять масштабы своей деятельности: складывались новые коллективы, замышлялись и создавались новые произведения, вводились в строй новые концертные и театральные залы, к участию привлекалось все большее число людей, шло обучение молодежи, повышалось качество работы.Этот повседневный созидательный труд доминировал в музыкальной жизни борющегося Ленинграда, определял ее облик. В диссертации выделяются и прослеживаются отмеченные проявления господствовавшей тенденции расширения. В то же время показано, что формирование и развитие музыкальной жизни в военном Ленинграде не было однородным процессом. В ней взаимодействовали разнонаправленные си- лы, ] шла борьба противоположных начал. Наряду с "тенденцией расширения" наблюдалась "тенденция"сужения".Первая была направлена на сохранение и развитие музыки блокированного города, вторая - на ее свертывание. Эти тенденции обнаруживались на всех участках, на всех уровнях. Они опирались на определенные явления реальной действительности. Верх одержала первая из них - в конечном счете именно она отвечала духовным потребностям ленинградцев.

Ленинградцы-блокадники поддержали музыку. И для многих из них она служила в трудные годы существенной опорой. В условиях осады музыка играла более сложную и богатую роль, чем в мирное время. И профессионал, и слушатель в значительно большей мере, чем ранее, соотносили ее с общей окружавшей их обстановкой. Возможность практической деятельности укрепляла духовные и физические силы музыканта в борьбе с блокадой, сознание приносимой пользы рождало высокое чувство единения со всем народом в критический период, когда решалась судьба Родины. Произошли изменения в восприятии музыки, благодаря чему она не только доставляла эстетическое удовольствие, но выполняла и иные функции, укрепляя силы слушателей (см. I главу). В целом музыка помогала человеку остаться человеком и противостоять деморализующим устремлениям врага и ужасам блокады.

Говоря о развитии музыкальной жизни в важнейших областях, анализируя ее особенности и тенденции, утверждая духовную мобилизованность исполнителей, композиторов, музыковедов, слушателей, нельзя обойтись без контекста общей блокадной обстановки. Ей в диссертации также отведено определенное место. Иначе не могут быть правильно оценены и поняты ни "внешние" факты му- зыкальной культуры, не связанные с ней факты "внутренней жизни" ленинградцев. Только зная и помня, вопреки чему существовали во фронтовом городе очаги музыки, можно увидеть истинный масштаб подвига мирных людей, которых даже блокада не сумела лишить способности создавать красоту, изучать ее, воспринимать, нести другим.

Годы войны и блокады были в музыкальном искусстве Ленинграда периодом движения вперед. И это облегчило дальнейший прогресс в этой области в послевоенные годы.

Таковы стержневые, сквозные идеи диссертации, которые прослеживаются при анализе концертно-театральной практики (I глава), деятельности композиторов (П глава), жизни и творчества музыковедов (Ш глава). Заключение, помимо итогов, содержит также попытку распространить некоторые обобщения, сделанные на блокадном материале, на важные проблемы сегодняшнего дня. Далее следуют указатель литературы и приложение, в котором помещены (целиком или фрагментами) 18 документов, дополняющих сведения, приведенные в основном тексте диссертации.

Концертно-театральная жизнь

Кольцо вражеской блокады замкнулось 8 сентября 1941 г. В тот же день город подвергся первому массированному налету фашистской авиации. Разрывы авиабомб и снарядов дальнобойной артиллерии врага стали неотъемлемой частью ленинградской действительности. Росло число жертв среди мирного населения. Ленинградцы много часов проводили в укрытиях, часто в них и ночевали.

Ведущие музыкальные коллективы города (симфонический оркестр Филармонии, Театр оперы и балета имени С.М.Кирова, Малый оперный театр) в конце августа были эвакуированы. Из стационарных концертно-театралышх учреждений функционировал лишь Театр музыкальной комедии. Следовательно, "по инерции" музыкальная жизнь в осажденном городе продолжиться не могла. Ее предстояло строить (общими усилиями) во многом заново. Но прежде всего было необходимо решить, нужно ли это делать, нужна ли музыка ленинградцам в новых условиях. Ответ на этот вопрос отнюдь не подразумевался сам собой.

В начале войны, когда нападение фашистов столь жестоко сломало привычный уклад жизни советских людей, в среде ленинградцев проявилась тенденция к неприятию музыки. Она была сильна, вовлекла - как далее будет показано - многих любителей (да и самих музыкантов). Сложилась ситуация, при которой вполне естественным могло выглядеть решение о временном "изъятии" концертов и музыкальных спектаклей из ленинградской военной повседневности. И осуществить это было просто - стоило лишь остановить работу Театра музыкальной комедии, зал которого поначалу (июль) не за-полнялся даже на треть-1-. В то же время, для тех,кто никак не хотел консервации концертно-театральной жизни, оставалась возможность провести смелый эксперимент.

В первых числах сентября (враг уже был у стен города) Управление по делам искусств Ленгорисполкома предприняло шаги к организации концерта в Фонд обороны. Его наметили провести на главной концертной площадке Ленинграда - в Большом зале Филармонии,"блокадная" дирекция которой также включилась в работу. В городе оставалось значительное число артистов, не уехавших со своими коллективами. Группа их была приглашена к участию. Концерт состоялся 14 сентября, и хотя в городе в этот день разорвалось более ста снарядов 1, он прошел при многолюдной аудитории, укрепив организаторов в намерении идти дальше: 16 сентября "Ленинградская правда" уже сообщала, что предполагается серия концертов .

Деятельность композиторов

Хотя, казалось бы, условия города-фронта исключали творческий труд композиторов, он продолжался, причем приобрел новые черты. Вся работа этого отряда деятелей искусства (как и музыкантов иного профиля) была отмечена духовной мобилизованностью, особой напряженностью творчества "Силы слабеют день ото дня. Это результат длительного недоедания, результат нервного, умет- венного, физического переутомления. Но никогда раньше я не чувствовал такого прилива внутренних сил, помогающих превозмогать слабость, такого чувства солидарности с судьбой всего народа", - так записал 13 октября 1941 г. в дневнике В.Богданов-Березовский . О том же свидетельствовал в 1942 г. военный корреспондент ЩЛукницкий. Отмечая энергичную работу писателей, журналистов, художников он добавил: "Композиторы, музыканты наши работают с такой же, заслуживающей бессмертного признания анергией;

С удивительным", не знаемым прежде людьми искусства, я бы сказал, - гордым и мстительным - вдохновением . Это особое вдохновение было рождено любовью к Родине и ненавистью к врагу,желанием противостоять ему во всем. Дух. защиты и сопротивления стимулировал напряженный труд, вызывал творческий подъем, определял качественные изменения в творчестве, способствовал достижению в нем максимальных вершин, расширению его рамок. Композиторы прочнее, чем когда бы то ни было, связали свою деятельность с действительностью, о жизнью и борьбой страны Проявленная ими удивительная воля к творчеству оказалась сильнее всех испытаний - огнем и холодом, голодом и страхом. Она поддержи- вала музыкантов в трагической обстановке блокады. Это отмечали и сами композиторы, и их современники - к цитированным словам Богданова-Березовского и Лукнвдкого можно было бы добавить много иных высказываний И вое же лучшим свидетельством духовной мобилизованности композиторов служит множество примет их повседневной жизни, в тягостных условиях которой возникали новые и новые сочинения.

Объединяющим, организующим началом для большинства музыкантов-творцов служил Ленинградский союз композиторов. Деятельности его и его членов посвящена, прежде всего, данная глава. Наряду с отмеченными типичными чертами духовного настроя композиторов, отличавшими и работу союза в целом, в ней наблюдают » ся и иные характерные особенности, присущие другим музыкальным организациям и деятелям искусств осажденного Ленинграда У Как далее будет показано, композиторы строго, требовательно относились и к своей работе, и к работе своих коллег, не признавая "права на скидку . Их помыслы были направлены на эффективное участие в борьбе с врагом, и в то же время они думали о будущем и готовили себя для него. Как и на других участках музыкальной жизни, в рассматриваемой здесь области проявлялись разные точки зрения на роль и место музыки в новых условиях, на задачи, стоящие перед композиторами. Проступили и столкнулись тенденции расширения и сужения. По-своему, не в столь явной форме, как в концертно-театральной практике, но все же обозначился период, когда необходимость музыкального искусства подверглась сомнению.

Жизнь и творчество музыковедов

В трудах, посвященных блокаде, музыковедов упоминают очень редко. Это несправедливо и, кроме того, искажает картину музыкальной жизни военного Ленинграда, Оставшиеся в осажденном городе деятели музыкальной науки в полной мере разделили судьбу ленинградцев. Они слабели и гибли от голода, теряли родных и близких, жили в невыносимо тяжелых условиях, испытывали моральные и физические муки, но при этом сопротивлялись обстоятельствам. Подобно своим коллегам - музыкантам-исполнителям, композиторам, - музыковеды мобилизовали свои духовные и физические силы. Они не остановились в своем профессиональном росте. Наоборот - продвинулись вперед. Научно-творческое начало не угасло в городе-фронте. Были завоеваны новые рубежи, достигнуты новые успехи, нередко вершинные для данного ученого , а в некоторых случаях - для всего музыкознания. Деятельность велась в широких рамках, подчас более широких, чем в предвоенное время. Она была теснее, чем ранее, связана с жизнью страны. Отвечая на требования времени, музыковеды обращались к разработке новых тем, переосмысливали прежние. Работа велась без скидок на трудности, выполнялась на достойном уровне, строго оценивалась коллегами. Годы войны составили яркий этап в истории ленинградской школы музыковедения, важный также для ее дальнейшего развития.

Воинственным очагом музыкознания в городе-фронте был сектор музыки Института театра и музыки. Изучение его деятельности и отражено в настоящей главе. Это был небольшой и в общем стабильный коллектив, что позволяет обстоятельнее, чем в предыдущих главах, говорить как о его работе в целом, так и о достижениях отдельных сотрудников. Речь идет не только о реальной научной продукции музыковедов, но и об их замыслах, что помогает дать более полное представление о творческой активности ученых, их боевом настрое. Сектор музыки и ранее являвшийся важным "опорным пунктом" музыкальной культуры Ленинграда, в годы блокады не утратил этой роли и даже укрепился в ней - во-первых, потому, что он оказался единственным учреждением, где велась музыкально-научная работа, а, во-вторых, потому, что в дни войны он объединил практически всех музыковедов, оставшихся в блокированном городе. Как было сказано, в деятельности сотрудников сектора проявились черты, характерные для музыкантов иных специальностей. Отразились в ней и некоторые особенности и тенденции, отмеченные в предыдущих главах.

Похожие диссертации на Музыкальная жизнь города-фронта Ленинграда (основные тенденции в концертно-театральной практике, творческой деятельности композиторов и музыковедов)