Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национальные стили и исполнительские традиции флейтовой музыки эпохи барокко Шелудякова Юлия Васильевна

Национальные стили и исполнительские традиции флейтовой музыки эпохи барокко
<
Национальные стили и исполнительские традиции флейтовой музыки эпохи барокко Национальные стили и исполнительские традиции флейтовой музыки эпохи барокко Национальные стили и исполнительские традиции флейтовой музыки эпохи барокко Национальные стили и исполнительские традиции флейтовой музыки эпохи барокко Национальные стили и исполнительские традиции флейтовой музыки эпохи барокко Национальные стили и исполнительские традиции флейтовой музыки эпохи барокко Национальные стили и исполнительские традиции флейтовой музыки эпохи барокко Национальные стили и исполнительские традиции флейтовой музыки эпохи барокко Национальные стили и исполнительские традиции флейтовой музыки эпохи барокко Национальные стили и исполнительские традиции флейтовой музыки эпохи барокко Национальные стили и исполнительские традиции флейтовой музыки эпохи барокко Национальные стили и исполнительские традиции флейтовой музыки эпохи барокко
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шелудякова Юлия Васильевна. Национальные стили и исполнительские традиции флейтовой музыки эпохи барокко : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Шелудякова Юлия Васильевна; [Место защиты: Сарат. гос. консерватория им. Л.В. Собинова].- Тамбов, 2008.- 244 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-17/120

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические и методологические основы системного криминологического анализа организованной преступности

1. Теоретические и исторические предпосылки развития системного подхода в криминологических исследованиях преступности и организованных форм ее проявления 27

2. Понятие организованной преступности как системного социально-правового явления и объекта криминологического исследования 51

3. Методология криминологического исследования организованной преступной деятельности и ее социально-правовых последствий 84

Глава II. Криминологическая оценка взаимосвязей организованной преступной деятельности в системе современной преступности

1. Коррупция как элемент системы организованной преступности 117

2. Интеграция организованной преступности в систему экономической и иных сфер жизнедеятельности государства и общества 138

3. Терроризм и экстремизм в системе организованной преступности 159

4. Профессиональная и рецидивная преступность в системе организованной преступности 183

5. Преступность несовершеннолетних в системе организованной преступности 207

Глава III. Система криминогенной детерминации организованной преступности

1. Криминогенная детерминация организованной преступности как социально-правового явления 234

2. Криминогенная детерминация формирования и развития отдельных проявлений организованной преступной деятельности 250

3. Криминогенная детерминация формирования и развития индивидуальных форм участия в организованной преступной деятельности 271

Глава IV. Состояние и перспективы развития системы предупреждения организованной преступности

1. Социально-правовые предпосылки системного предупредительного воздействия на организованную преступную деятельность 307

2. Система субъектов предупреждения организованной преступности: состояние и перспективы развития 329

3. Совершенствование деятельности органов внутренних дел в системе предупреждения организованной преступности 358

Заключение 375

Библиография 396

Введение к работе

Значительный интерес к старинной музыке, который появился во второй половине XX столетия сначала в Европе и Америке, а затем в России, в немалой степени обусловленный установками неоклассицизма и реакцией на музыкальный авангард, повлек за собой появление многочисленных ансамблей, камерных оркестров и солистов, специализирующихся на исполнении старинной музыки, в частности, музыки эпохи барокко с участием флейты, и поставил целый ряд проблем, связанных с ее исполнением.

Обращение к музыке ранних эпох выявило важность не просто грамотной и адекватной в стилевом отношении интерпретации, но исторической достоверности, в связи с чем сформировалось понятие «аутентичное исполнительство». Временной разрыв между барокко и современностью, открытие скрытой содержательности музыки данной эпохи вызвали неподдельный интерес исполнителей к утраченным традициям и стремление к их возрождению. За рубежом этот процесс происходил достаточно быстро и естественно, так как там бережно сохранялось историко-культурное наследие: архитектурные строения со своей специфической акустикой, нотные рукописи и трактаты, старинные инструменты, традиции инструментальных и вокальных школ; изучение исполнительского стиля эпохи барокко стало одним из разделов обучения инструменталистов и вокалистов.

Аутентичное движение в России стало актуальным только в последние десятилетия. Начали появляться ансамбли, в которых используются старинные инструменты (копии), проводятся фестивали старинной музыки {«Earlymusic»; «Московское действо», «Аитиквариум»), пользующиеся неизменным успехом у публики. Проблему недостатка специалистов, способных обучать адекватному исполнению барочной музыки, отчасти решают факультет исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории, Академия старинной музыки и Школа старинной музыки в Санкт-Петербурге, мастер-классы в рамках различных фестивалей.

В то же время обучение флейтиста во многих российских музыкальных вузах упускает проблему постижения исполнительского стиля не только эпохи барокко, обладающей наибольшей характерностью, но и друпгх стилей. Предмет «История исполнительства на духовых инструментах» носит обзорный характер, в учебных планах по специальности стилистический аспект практически не учитывается. Кроме того, в отечественном музыкознании отсутствуют труды, целостно рассматривающие вопросы стиля исполнения флейтовой музыки барокко. Сведения об исполнительских традициях барокко, необходимые для адекватной интерпретации флейтовых

произведений, приходится черпать из работ о клавирной музыке. Этим определяется актуальность исследования, рассматривающего флейту в контексте стиля барокко: конструкцию и разновидности инструмента, педагогические принципы, репертуар, исполнительские традиции.

Степень научной разработанности проблемы

Сведения о барочном исполнительстве на духовых инструментах, в частности на флейте, в весьма ограничешюм объеме содержатся в кішгах по истории духового исполнительства С. Я. Левина «Духовые инструменты в истории музыкальной культуры» (1973-1983) и Ю. А. Усова «История исполнительства на духовых инструментах» (1988), в краткой монографии Б. Тризно «Флейта» (1964), в книге В. В. Березина «Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма» (2000). Флейтовой педагогике посвящены две статьи В. П. Качмарчика «Флейтовая артикуляция эпохи барокко»1 и «Орнаментика И. Кванца»2. Существуют выполненные в разное время переводы фрагментов трактата И. И. Кванца «Опыт наставления в игре на поперечной флейте» в книге «Дирижерское исполнительство» (1975), журналах «Старинная музыка», «Музыкальная академия», главы трактата представлены в статье С. В. Грохотова «И. И. Кванц о свободном варьировании в исполнительском искусстве»3. Однако переводы практически исключают «флейтовые» главы.

Более плодотворно исследователи барочной музыки работают в области общих вопросов стиля барокко, исполнительства на клавишных и в меньшей мере струнных инструментах. Проблемы исполнения, затрагиваемые в этих трудах, являются общими для эпохи барокко и могут быть применены к флейтовому исполнительству. Важную роль в формировании научной базы и культуры исполнения барочной музыки в России играют журнал «Старинная музыка», освещающий на своих страницах широкий круг вопросов, Санкт-Петербургское издательство «EARLYMUSIC», предпринявшее издание ряда барочных трактатов в русском переводе, факультет исторического и современного исполнительства при МГК им. П. И. Чайковского (преподаватели барочной флейты: О. Худяков и О. Ивушейкова).

В зарубежной научной литературе флейтовая музыка барокко освещается более широко. Барочной флейте посвящены главы книги А. Пауэлла «Флейта», исследования барочной флейтовой музыки предпринимались

' Качмарчик В. П. Флейтовая артикуляция эпохи барокко // Старинная музыка. - 2005. -№ 3-4. - С. 17-22.

2 Качмарчик В. П. Орнаментика И. Кванца // Музыковедение. - 2006. - № 1. - С. 30-36.

3 Грохотов С. В. И. И. Кванц о свободном варьировании в исполнительском искусстве //
Музыкальное искусство барокко: стили, жанры, традиции исполнения. Научные труды МГК
им. П. И. Чайковского. Сб. 37. - М., 2003. - С. 148-180.

немецким музыковедом Х.-П. Шмитцем. Английский перевод трактата И. И. Кванца и статьи о нем принадлежат Э. Рейли. В 1990-е годы изданы книги о продольной флейте Р. Грисома и Д. Лазоки, а также книга Дж. Со-лама «Ранняя флейта», в которой рассматривается строение флейты от Ренессанса до классики, техника игры и репертуар, даются советы исполнителям. Немало публикаций, посвященных барочной флейте, содержится в изданиях англоязычного журнала «Early Music». Обширные и ценные сведения о барочном исполнительстве с нотными примерами можно почерпнуть из трудов Р. Донингтона, А. Ньюмана, А. Долметча и др.

Таким образом, если зарубежное музыкознание достаточно полно освещает вопросы флейтового барочного исполнительства, то в отечественной научной литературе отсутствует иселедоваїше, целостно рассматривающее флейтовый исполнительский стиль эпохи барокко.

Объект исследования — флейтовое искусство эпохи барокко в странах Западной Европы (Франция, Италия, Германия).

Предмет исследования —типологические черты барочного исполнительства на флейте, включающие разновидности и конструкцию инструмента, тембровые особенности, репертуар, исполнительские традиции, определяющие адекватную интерпретацию флейтовой музыки.

Цель исследования — выявление инвариантных стилевых черт флейтовой музыки барокко, необходимых для ее адекватной интерпретации.

Задачи исследования:

раскрыть основные стилевые особенности инструментальной музыки барокко;

рассмотреть разновидности и конструкцию флейты в эпоху барокко и ее художественно-выразительные возможности;

проследить пути формирования флейтовой педагогики;

проанализировать флейтовый репертуар с точки зрения национальных стилей;

охарактеризовать исполнительские традиции барочной музыки для флейты;

-выявить особенности барочного флейтового исполнительского стиля в современной теории и практике исполнительства.

Гипотеза: художественно полноценная, адекватная интерпретация произведений для флейты эпохи барокко возможна при условии постижешія стилевых особенностей музыки барокко вообще и выявлении инвариантных черт флейтового искусства, в частности.

Стилистически выверенный подход к исполнению музыки барокко открывает пути к верной интерпретации музыки и последующих эпох, способствуя формированию универсальной исполнительской модели.

Положения, выносимые на защиту:

флейтовая музыка барокко, развиваясь в русле общих для эпохи тенденций, обладает инвариантными чертами, которые обусловлены конструкцией инструмента, его тембровыми особенностями, спецификой зву-коизвлечения, сферой применения, характерными жанрами;

современная практика исполнительства, традиционно базирующаяся на классической и романтической музыке, не адекватна барочной интерпретации флейтовой музыки, которая требует аутентичного метода в полной мере (старинный инструментарий и исполнительские традиции), либо частично (только исполнительские традиции);

выверенный стилевой подход к исполнению флейтовой музыки барокко открывает путь к художественно полноценной интерпретации музыки и других эпох, способствуя формированию универсальной исполнительской модели.

Методологическую основу исследования составили основные положения отечественного и зарубежного музыкознания: теория стиля и жанра (Е. В. Назайкинский, М. К. Михайлов, С. С. Скребков, В. А. Цуккерман), барочная музьшальная эстетика(М. Н. Лобанова, В. П. Шестаков, С. Маркус, О. И. Захарова, В. Д. Конен), история исполнительства на духовых инструментах (С. Я. Левин, Ю. А. Усов, В. В. Березин), форма музыкальных произведений (Л. А. Мазель, В. Н. Холопова, Т. С. Кюрегян), теория исполнительства (Н. Корыхалова, В. Н. Холопова, О. Ф. Шульпяков), старинные трактаты (С. Ганасси, С. Вирдунг, К. Ф. Э. Бах, И. И. Кванц, Ф. Куперен, Ж. Оггетер), труды по барочному испошштельству (Н. Копчевский, Э. Бодки, А. Ньюман, Р. Донингтон, Н. Арнонкур).

Методы исследования. В процессе исследования использовались теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы включали в себя анализ, синтез и обобщение исторической, педагогической, методической, искусствоведческой литературы. Эмпирические методы включали анализ музыкальных произведений для флейты и их исполнительских интерпретаций.

Научная новизна исследования заключается в целостном охвате проблемы исполнения флейтовой музыки барокко:

в диссертации рассматриваются особенности флейтовой музыки в контексте общих стилистических тенденций эпохи барокко. Флейтовая музыка предстает как одна из отраслей инструментальной музыки барокко, вобравшая в себя общие принципы инструментального стиля;

флейтовая музыка анализируется с точки зрения национальных стилевых особенностей как композиторских, так и исполнительских;

- флейтовое искусство исследуется с позиции традиций барочного исполнительства, особенностей средств музыкальной выразительности (темп и ритм, динамика, артикуляция, украшения);

—в рамках теории исполнительства выявляются отличительные черты исполнительского стиля эпохи барокко, его импровизационная составляющая. Подчеркивается невозможность традиционного подхода к исполнению флейтовой музыки барокко в рамках устоявшейся интерпретационной системы. Рассматриваются вопросы аутентичного стиля исполнения барочной музыки. Акцентируется проблема стилистически верного исполнения не только на аутентичных, но и на современных инструментах.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлены инвариантные черты флейтовой музыки барокко, необходимые для ее адекватной интерпретации. Открыты возможности для дальнейших научных разработок проблемы исполнительского стиля в определенный исторический период.

Практическое значение полученных результатов состоит в том, что материал исследования можно использовать на занятиях по специальности, в факультативных курсах по барочному исполнительству и ансамблю старинных инструментов, в курсах лекций по истории исполнительства и методике обучения игре на духовых инструментах.

Достоверность исследования определяется применением системного подхода, обеспечившего комплексное и всестороннее рассмотрение исследуемого явления, обращением к широкому кругу научно-литературных источников, документально-фактологического материала и теоретических наблюдений, соответствием методов исследования его задачам и специфике флейтового искусства эпохи барокко, подтверждением правомерности выводов.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе обсуждения материалов диссертации на заседаниях кафедры духовых инструментов, кафедры истории и теории музыки Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова; в докладах на международных и всероссийских конференциях (Тамбов 2005, 2006,2007; Саратов 2005,2006; Красноярск 2006), интернет-конференциях (Тамбов 2005, 2006); в ходе чтения лекций по курсу «История исполнительства на духовых инструментах»; посредством публикации статей по теме исследования, в исполнительской практике.

Структура диссертации. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографии и приложения.

Теоретические и исторические предпосылки развития системного подхода в криминологических исследованиях преступности и организованных форм ее проявления

Преступность в своих проявлениях многообразна, многолика, что создает огромные трудности как для ее теоретического осмысления, так и для практики борьбы с ней. Определений преступности в криминологической, правовой, социологической, философской литературе великое множество. Каждое определение показывает, какие стороны преступности, по мнению ученых, формулировавших его, представляются им наиболее главными. Однако все эти определения становились почвой для дискуссий, критики, утверждений, зачастую даже недоразумений и необоснованных упреков, ибо каждый понимает и толкует сказанное другим подчас субъективно. Вместе с тем традиционным для российской криминологической науки является понимание преступности как относительно массового социально-правового исторически изменчивого негативного явления, имеющего уголовно-правовой характер и слагающегося из всей совокупности преступлений, совершаемых на определенной территории в определенный период времени . Приведенная дефиниция преступности доминирует в криминологии, особенно отечественной.

Наряду с определением преступности как социального явления она рассматривается и через призму иных родовых понятий, таких как состояние и параметры общества, социальная система, социальный процесс, побочный продукт цивилизации, показатель социальной патологии. Несмотря на существенные различия перечисленных родовых понятий, характеризующих преступность, ее видовые отличительные признаки (массовость, социальность, изменчивость, совокупность деяний), как правило, совпадают.

Изучение преступлений в массе, как и любых других явлений, показывает, что именно в массе они обнаруживают немало новых свойств. Более того, отмечается определенное строгое соотношение между разными преступлениями, видами преступности.

За множеством преступлений просматриваются и устойчивость преступного поведения (рецидив), и организованность (групповое совершение преступлений), и общественная опасность уже массы преступлений, выражающаяся в определенном соотношении преступлений разной тяжести, т. е. связь преступности и преступлений трактуется как связь общего и отдельного. Вместе с тем общее, как известно, не повторяет характеристики отдельного. Поэтому использование диалектического подхода при рассмотрении проблемы соотношения преступления и преступности как общего и отдельного (единичного) позволяет сделать вывод о том, что преступность проявляется не только в виде фактов преступных деяний.

Преступность учитывается в настоящее время не только по фактам совершения преступлений, но и по лицам. Поэтому было бы неправильным разрывать деяния и деятелей, т. е. субъектов совершения общественно опасных деяний. Преступность проявляет себя и в наличии организованных преступных структур (групп, банд и формирований, сообществ), и в появлении жертв преступлений. А поскольку в результате совершения всегда причиняется вред (или существует реальная угроза причинения вреда) общественным отношениям, охраняемым уголовным законом, то преступность проявляет себя и в установленном материальном ущербе, а также по ряду факторов, которые называются «последствиями преступности». Следует заметить, что более правильно было бы говорить о причинении всех трех видах вреда, заявленных в УПК РФ (физическом, имущественном и моральном). Однако из всех перечисленных видов вреда реальную материальную оценку имеет только имущественный вред.

Развивая вышеуказанную проблему сущности преступности как системно-структурного явления, академик В. Н. Кудрявцев высказывал мысль, что преступность включает всю совокупность совершенных преступлений и наступивших общественно опасных результатов . Причем речь идет не просто о множестве преступлений, не связанных друг с другом, а о сложной системе, в которой имеют значение и характеристики связей.

Уже в 1960-1970-е годы отечественные криминологи стали подчеркивать, что преступность - это совокупность преступлений, а не простое их множество, однако этого оказалось недостаточным, так как связь многих преступлений осуществлялась через субъекта преступления, когда один человек совершал несколько преступлений, а одно преступление совершалось несколькими субъектами. Именно тогда и возникло утверждение, что преступность - это сложная совокупность преступлений и их субъектов.

В конце 1980-1990-х годов в криминологии все более стал утверждаться взгляд, согласно которому преступность носит системно-структурный характер, а в определениях преступности отмечалось, что преступность — это сложная совокупность, целостная совокупность преступлений, а не простая их арифметическая сумма . В этой совокупности преступления определенным образом взаимосвязаны. А позднее стало использоваться и другое, более точное понятие - «система преступлений».

Понятие организованной преступности как системного социально-правового явления и объекта криминологического исследования

Очевидно, что современная российская организованная преступность представляет собой чрезвычайно опасное явление, которое в нашей стране не встречает соответствующего противодействия как со стороны государства, так и со стороны общества. Это социальное явление обладает не только высокой степенью общественной опасности, но и наличием системы структурной организации и специальными целями, для достижения которых она возникает. Это свойство организованной преступности подчеркивает в своих трудах В. С. Овчинский. Он полагает, что говорить об организованной преступности и ее разрушительном воздействии на общество и государство в криминологическом аспекте можно в том случае, когда функционирование разных организованных преступных формирований приобретает не просто массовый характер, а действует в качестве определенной криминальной системы, что существенно влияет не только на экономические, но и на социальные, морально-психологические, социокультурные процессы в обществе.

Организованная преступность для нашей страны представляет собой широкомасштабную проблему, которая требует от государства и общества определения и реализации основных направлений стратегии борьбы с ней. Это опаснейшее явление сегодня уже приобрело не только и не столько внутренний, сколько транснациональный, глобальный характер. Не случайно международное сообщество все более настойчиво ищет пути решения проблемы организованной преступности, что нашло выражение, в частности, в принятии в 2000 г. Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности27. Впрочем, в Конвенции не содержится определений «организованной преступности» и «транснациональной организованной преступности», а дается лишь перечень некоторых ее проявлений. Так, «организованная преступная группа» в Конвенции рассматривается как «структурно оформленная группа в составе трех или более лиц, существующая в течение определенного периода времени и действующая согласованно с целью совершения одного или нескольких серьезных преступлений или преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией, с тем чтобы получить, прямо или косвенно, финансовую или иную материальную выгоду»" .

При этом под «структурно оформленной группой» понимается «группа, которая не была случайно образована для немедленного совершения преступления и в которой не обязательно формально определены роли ее членов, оговорен непрерывный характер членства или создана развитая структура».

Данное определение отличается от содержащегося в УК РФ тем, что не содержит признака «заранее объединились», а указывает на структурно оформленный характер такой группы, а также на мотивацию - преступления должны совершаться ради получения финансовой или иной материальной выгоды, с целью не связывать организованную преступность с преступлениями, совершаемыми по мотивам политической, религиозной, расовой ненависти и т.п.

В постановлении координационного совещания руководителей правоохранительных органов РФ от 04.09.2006 №1 «О состоянии организованной преступности в Российской Федерации и дополнительных мерах по усилению борьбы с ней» указывается, что «в настоящее время организованная преступность представляет собой деятельность системы организованных преступных групп и преступных сообществ».

Между тем воздействие на организованную преступность со стороны как общества, так и государства невозможно без четкого определения этого социального явления. Специфический характер организованной преступности во многом унифицирует основные формы и методы ее деятельности, что позволяет при разработке понятийного аппарата этого явления использовать универсальные подходы и общепризнанные критерии. Сегодня ни мировое сообщество, ни отдельные государства пока не могут похвалиться законодательным или научным определением, которое могло бы устроить теоретиков и практиков, снять спорные вопросы ее определения. Поэтому следует остановиться на анализе предлагаемых в литературе дефиниций, а затем предложить авторское определение рассматриваемого явления.

Организованная преступность стала предметом специального криминологического изучения сравнительно недавно. Вывод о существовании организованной преступности в СССР был сделан в начале 1980-х годов отдельными представителями научных коллективов Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, ВНИИ МВД России, а также Омской высшей школы милиции, которые проводили криминологические исследования независимо друг от друга. С 1987 г. работа по изучению организованной преступности стала координироваться органами Прокуратуры, КГБ, МВД, их научными учреждениями.

Впервые же на официальном уровне факт существования организованной преступности в нашей стране был признан в постановлении Верховного Совета СССР от 4 августа 1989 г. «О решительном усилении борьбы с преступностью», где было указано, что «...в стране резко возросла преступность, в том числе организованная»30. В то же время Верховный Совет ограничился лишь констатацией факта ее существования, но и это было немаловажно в тех социально-политических условиях.

На II съезде народных депутатов СССР 23.12.1989 г. министр внутренних дел СССР В. В. Бакатин в своем докладе заявил, что «...организованную преступность можно рассматривать как сложную систему с различными характерными связями между группами, осуществляющими преступную деятельность в виде промысла и стремящимися обеспечить свою безопасность с помощью подкупа, коррупции»

Коррупция как элемент системы организованной преступности

Несмотря на продолжаемые государством экономические, социальные, политические и иные реформы, система управления в РФ сегодня все больше напоминает времена застоя, что способствует расширению коррупционных связей между организованными преступными формированиями различных уровней. Оценивая состояние организованной преступности, следует исходить не только из качества организованных преступных формирований, их численности, качества совершенных преступлений, масштаба и направленности, но и из глубины коррумпированных связей с органами власти и правоохранительными органами. Коррумпированность характерна, как правило, для высших структур организованной преступности и не всегда имеет место в преступных группировках низшего уровня, т. е. наличие коррумпированных связей отражает степень организованности преступников, придает всей структуре законченный характер и не является самоцелью119.

Понимание взаимосвязи организованной преступности и коррупции было сформулировано в докладе Генерального секретаря ООН «Воздействие организованной преступной деятельности на общество в целом» на II сессии Комитета по предотвращению преступлений и уголовному правосудию Экономического и Социального совета ООН. Там говорилось о том, что коррупция государственных должностных лиц всегда являлась одним из предпочтительных средств организованных преступных группировок, составной частью их стратегии и тактики, которой отдавалось предпочтение перед использованием открытого насилия. Выплачиваемые в виде взяток деньги считаются боссами организованной преступности хорошим их инвестированием, своего рода накладными расходами, оправданными с точки зрения «дела», поскольку это в значительной степени увеличивает шансы на успех и вероятную безнаказанность, снижает или даже сводит на нет опасность обнаружения преступления со всеми потерями, к которым это может привести120.

Констатируя эти положения, авторы справочного документа для Всемирной конференции ООН по организованной транснациональной преступности отмечают, что коррупция направлена на создание условий, благоприятствующих безнаказанности криминальных организаций при реализации ими своих операций. Они могут применять самые различные методы коррупции - от подкупа рядовых сотрудников правоохранительных органов, чтобы они «закрывали глаза» на те или иные противоправные действия, до склонения высокопоставленных государственных чиновников к пособничеству в операциях этой группы и предоставлению информации о принимаемых правительством контрмерах. Коррупция может использоваться для нейтрализации как отдельных лиц, так и целых учреждений и иметь самые пагубные последствия для сферы политики и социальной структуры общества.

По данным аналитиков группы World Federation, связанной с Организацией Объединенных Наций, половину доходов криминальные картели тратят на взятки высокопоставленным чиновникам, сотрудникам силовых структур и топ-менеджерам крупных компаний. «Преступность превратилась сейчас в одну из главных геополитических угроз миру», -считают эксперты организации. В исследовании подчеркивается, что значительная часть доходов преступных групп идет на подкуп должностных лиц. «Это усиливает позиции мирового криминала», - говорят в World Federation. В 2007 г. в мире было потрачено около 1 трлн долл. на подкуп должностных лиц. Так оценили масштабы глобальной коррупции эксперты World Federation. Для сравнения: объем ВВП России немногим больше 1 трлн долл.

Коррупцию в контексте распространения организованной преступности можно рассматривать с различных точек зрения121. При этом многие ученые-криминологи единодушны в том, что высокая латентность организованной коррупционной преступности - ее характерная черта, которая объясняется не только недостаточно активной работой правоохранительных органов по выявлению преступлений этой категории, но и фактической заинтересованностью участников коррупционных действий. Социологические опросы свидетельствуют, что человек чаще предпочитает платить недобросовестным коррумпированным чиновникам, а не пользоваться легальными способами осуществления своих прав. В свою очередь, коррупционные чиновники, имеющие прямую выгоду от преступной деятельности, просто не хотят принимать мер, направленных на сокращение или сдерживание коррупции.

Коррумпированность является неотъемлемой чертой преступных синдикатов в любом государстве. На то, что организованная преступность и коррупция тесно взаимосвязаны, указывают многие исследователи этого явления. Так, А. И. Гуров отмечает, что коррупция - это один из основных признаков организованной преступности, под которой следует понимать систему определенных отношений, основанных на противоправных сделках должностных лиц в ущерб государственным и общественным интересам. При этом чиновники аппарата власти вступают в противоречие с нормами морали и закона не столько из-за получения взяток, сколько из-за сложившихся клановых отношений, родственных связей, кумовства и т. д.

Криминогенная детерминация организованной преступности как социально-правового явления

Общепризнанным является тот факт, что организованная преступность — чрезвычайно опасное социально-правовое явление, которое негативно влияет на устойчивость политической ситуации в стране, экономическое развитие, дестабилизирует общественный правопорядок, существенно снижает авторитет государственной и муниципальной власти, создает напряженность в обществе и в своих наиболее масштабных проявлениях представляет серьезную угрозу национальной безопасности.

Определение системы криминогенной природы организованной преступности и исследование ее видов позволяет сделать вывод о сложности, многогранности данного явления, необходимости детального изучения внутренней сути, причин и условий ее возникновения, форм проявления в повседневной жизни.

В условиях постоянного реформирования органов государственной власти, правоохранительных органов в современной России проблема существования и предупреждения организованной преступности стала одной из наиболее обсуждаемых тем в обществе. Менее обсуждаемы в современном российском обществе, как, впрочем, и в криминологической науке, проблемы причинного объяснения этого негативного социально правового явления280. Организованная преступность, которая представляет собой высшую форму развития преступности, продолжает завоевывать и монополизировать все большие сферы общественной жизни, что создает большую проблему для нормального демократического и экономического развития страны.

В современных условиях организованная преступность является одним из важнейших системных факторов, создающих благоприятную почву для усиления социально-экономической напряженности, противостояния в обществе, проявления политического экстремизма и распространения коррупции281. Осознание общественно опасного характера и реальных масштабов угрозы, создаваемой организованными преступными структурами, выработка эффективных мер противодействия ей является актуальной задачей юридической, экономической и политической наук, законодательной, исполнительной и судебной властей282.

Развитие организованных форм преступной деятельности напрямую связано с направлениями исторического развития государства и вытекает из культурной, политической, социальной и экономической ситуации в обществе. Причины системной деятельности организованной преступности находятся в самом обществе, которое непрерывно воспроизводит факторы экономического, политического, национального, идеологического, психологического характера, порождающие это явление. Можно говорить о целом комплексе объективных и субъективных причин, природа которых, по-видимому, до конца не ясна ни власти, ни обществу283.

Несмотря на то, что разделение социальных явлений и процессов, детерминирующих преступность, на причины и условия считается общепринятым, разграничить их в реальной жизни не так просто284. Тем более, что диалектика взаимодействия причин и условий как раз и заключается в том, что они могут меняться местами, заменять друг друга: то, что выступает в качестве причины в одном случае, может выступать в качестве условия в другом. Условия сами не могут породить преступление и преступность, однако без них причина не может ни сформироваться, ни реализоваться.

Поэтому мы не будем разграничивать социальные явления и процессы, детерминирующие коррупцию, на причины и условия, а обозначим их понятием «причинный комплекс», т. е. совокупность всех факторов и социальных противоречий, детерминирующих коррупцию.

Под причинным комплексом следует понимать всю совокупность криминогенных детерминант и связанных с ними социальных противоречий, которые препятствуют экономическому, социальному и духовному развитию субъектов общественной жизни, ущемляют свободу граждан, вызывают социальную несправедливость и отчуждение граждан от господствующей ценностно-нормативной системы общества и детерминируют преступность как свое следствие .

Анализируя системные криминогенные детерминанты организованной преступности, мы приходим к выводу, что она является продолжением общественных противоречий, является самостоятельным и целостным явлением. Результаты исследования показывают, что глобальное увеличение и распространение организованной преступности в России — это следствие политических и экономических реформ. Непоследовательность государства в их проведении, многочисленные ошибки усугубили криминогенный потенциал российского общества, что позволило организованной преступности прочно войти в повседневную жизнь, в результате чего она воспринимается как неотъемлемая часть повседневной жизни.

Похожие диссертации на Национальные стили и исполнительские традиции флейтовой музыки эпохи барокко