Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Оперное творчество А. Н. Серова в контексте развития национальной композиторской школы Дулат-Алеев, Вадим Робертович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дулат-Алеев, Вадим Робертович. Оперное творчество А. Н. Серова в контексте развития национальной композиторской школы : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского.- Москва, 1995.- 22 с.: ил. РГБ ОД, 9 96-1/147-9

Введение к работе

Актуальность. История отечественной музыки в настоящее время остается одним из интереснейших предметов исследования. Прогресс культурного самосознания, направленный на утверждение идеи множественности в выражении национального, ведет к отказу от- абсолютизированных аксиологических категорий, к преодоленшо инерции деления отечественной истории музыки на "главный путь" и "параллельные течения"1. В отечественной музыкальной науке последних лет отчетливо просматривается тенденция, отражающая закономерно возросший интерес, к тем именам и произведениям русской музыки, что по разным причинам оказались как бы вне ее "основного пути". Актуальность таких исследований заключается в расширении научного обихода и, соответственно, в возможности более полных выводов и обобщений. Метод "коллекции шедевров" уже утратил свое доминирующее значение в современном искусствознании, но оставил в наследство множество исторических пустот, забытых и полузабытых фактов, иерархию имен.

В специальном научном рассмотрении нуждается композиторская деятельность А.Н.Серова. В связи с этим очевидна необходимость более глубокого исследования важного этапа развития русской композиторской школы - 50-60-х годов XIX века.

Основной целью исследования является рассмотрение оперного творчества А.Н.Серова в контексте развития русской профессиональной музыки, определение его значения в формировании отечественной композиторской школы. Круг связанных с этой проблемой вопросов определяет основные задачи работы:

проанализировать зстетико-стилевую ситуацию б русской опере второй трети XIX Еека; .

рассмотреть характер творческого мышления А.Н.Серова и его отражение в оперных произведениях;

дать истолкование художественным концепциям опер, рассматривая их в едином контексте развития национальной композиторской школы;

Асафьев Б.В. Русская музыка. Л., 1979.

- раскрыть эстетико-стилевой генезис музыки А.Н.Серова в аспекте актуальной музыковедческой проблемы - содержания национального музыкального стиля.

' Выбор материала исследования продиктован необходимостью создания аутентичного контекста для анализа произведений. В диссертации помимо музыкальных текстов опер Серова и его русских и зарубежных современников широко привлекаются эсте-тико-философские, музыкально-критические, эпистолярные материалы эпохи, трактуемые как система культурологических документов.

Методологический подход. В основу настоящего исследования положен метод историзма, закономерно утвердившийся в современных искусствоведческих исследованиях, обращенных к художественной культуре прошлого. Концепция диалогичности /С.Аве-ринцев, М.Бахтин, А.Михайлов, Р.Паниккар и др./, лежащая в основе исследовательской интерпретации реализуется в двух взаимодополняющих аналитических ракурсах - культурно-типологическом и "аутентично-контекстуальном".

В анализе стиля и музыкального мышления ориентиром является отечественная музыкальная наука /работы Б.Асафьева, М.Михайлова, В.Медушевского, Б.Ярорского и др./. Привлекается литературоведческая методология анализа структуры художественного текста, представленная в работах М.Бахтина, Ю.лотма-на, Б.Успенского и др., а также ряд положений музыковедческих исследований в области "авторского слова" в художественном тексте /К.Дальхауз, Л.Крылова, В.Медушевский, Е.Назайкинский, М.Раку/.

Научная новизна работы. В диссертации предлагается новый взгляд на композиторское творчество Серова, расширяется научное представление об органических связях опер СероЕас произведениями русских композиторов второй половины XIX - начала XX века. В работе изложены идейно-философские и образно-стилевые концепции "Юдифи", "Рогнеды", "Вражьей силы", выведенные посредством комплексного исследования музыкального явления. . В комплексе проблем, начиная от философско-эстетических и историко-культурных вплоть до композиционно-технических и творческо-психологических, данный материал рассматривается впервые. Так же в работе представлена новая концепция музы-.

кального стиля Серова, Еыдвинуто положение о его генетической связи с национальной спецификой музыкального мышления.

Практическое значение. Материалы данного исследования могут быть использованы в учебных курсах истории русской музыки, музыкальной формы, специального курса оперной драматургии. Некоторые положения работы могут представлять интерес для специалистов в области музыкальной эстетики и теории культуры. Отдельные выводы могут оказаться полезными для практиков оперного театра.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории русской музыки Московской консерватории им. П.И.Чайковского, на заседании кафедры теории музыки Казанской государственной консерватории. Материалы диссертации использованы автором при чтении курсов истории русской музыки, музыкальной формы, специального курса методологии музыкознания в Казанской консерватории. Основные положения диссертации были изложены на научных конференциях, отражены в публикациях.

Похожие диссертации на Оперное творчество А. Н. Серова в контексте развития национальной композиторской школы