Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

ТВОРЧЕСТВО ВИКТОРА КОПЫТЬКО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ ХХ – НАЧАЛЕ ХХI СТОЛЕТИЯ Матюхов Игорь Гаврилович

ТВОРЧЕСТВО ВИКТОРА КОПЫТЬКО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ ХХ – НАЧАЛЕ ХХI СТОЛЕТИЯ
<
ТВОРЧЕСТВО ВИКТОРА КОПЫТЬКО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ ХХ – НАЧАЛЕ ХХI СТОЛЕТИЯ ТВОРЧЕСТВО ВИКТОРА КОПЫТЬКО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ ХХ – НАЧАЛЕ ХХI СТОЛЕТИЯ ТВОРЧЕСТВО ВИКТОРА КОПЫТЬКО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ ХХ – НАЧАЛЕ ХХI СТОЛЕТИЯ ТВОРЧЕСТВО ВИКТОРА КОПЫТЬКО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ ХХ – НАЧАЛЕ ХХI СТОЛЕТИЯ ТВОРЧЕСТВО ВИКТОРА КОПЫТЬКО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ ХХ – НАЧАЛЕ ХХI СТОЛЕТИЯ ТВОРЧЕСТВО ВИКТОРА КОПЫТЬКО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ ХХ – НАЧАЛЕ ХХI СТОЛЕТИЯ ТВОРЧЕСТВО ВИКТОРА КОПЫТЬКО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ ХХ – НАЧАЛЕ ХХI СТОЛЕТИЯ ТВОРЧЕСТВО ВИКТОРА КОПЫТЬКО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ ХХ – НАЧАЛЕ ХХI СТОЛЕТИЯ ТВОРЧЕСТВО ВИКТОРА КОПЫТЬКО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ ХХ – НАЧАЛЕ ХХI СТОЛЕТИЯ ТВОРЧЕСТВО ВИКТОРА КОПЫТЬКО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ ХХ – НАЧАЛЕ ХХI СТОЛЕТИЯ ТВОРЧЕСТВО ВИКТОРА КОПЫТЬКО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ ХХ – НАЧАЛЕ ХХI СТОЛЕТИЯ ТВОРЧЕСТВО ВИКТОРА КОПЫТЬКО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ ХХ – НАЧАЛЕ ХХI СТОЛЕТИЯ ТВОРЧЕСТВО ВИКТОРА КОПЫТЬКО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ ХХ – НАЧАЛЕ ХХI СТОЛЕТИЯ ТВОРЧЕСТВО ВИКТОРА КОПЫТЬКО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ ХХ – НАЧАЛЕ ХХI СТОЛЕТИЯ ТВОРЧЕСТВО ВИКТОРА КОПЫТЬКО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ ХХ – НАЧАЛЕ ХХI СТОЛЕТИЯ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Матюхов Игорь Гаврилович. ТВОРЧЕСТВО ВИКТОРА КОПЫТЬКО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ ХХ – НАЧАЛЕ ХХI СТОЛЕТИЯ: дис. ... кандидата : 17.00.02 / Матюхов Игорь Гаврилович;[Место защиты: Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена].- Санкт-Петербург, 2013

Введение к работе

Актуальность исследования. Хоровое творчество современных белорусских композиторов представляет собой плодотворную сферу для исследователей и исполнителей. На рубеже тысячелетий в нем особенно ярко проявились тенденции образно-драматургической, стилевой и жанровой индивидуализации сочинений, свидетельствующие о достижении качественно нового этапа в белорусском хоровом искусстве. Включение в общемировой музыкально-стилевой контекст, наряду с возвращением целого ряда утраченных имен и традиций национальной культуры в области духовной и светской музыки, послужило мощным стимулом для эстетико-стилевого обновления хоровой музыки Беларуси в конце ХХ – начале ХХI века.

В белорусской хоровой музыке процессы эстетических и композиционно- языковых преобразований, охватившие со второй половины ХХ века ряд стран бывшего СССР, происходят с очевидным опозданием и с гораздо меньшей интенсивностью, о чем пишут сами белорусские исследователи, связывая этот факт с поздним (лишь в начале ХХ века) формированием национальной композиторской школы, со сложностями исторической судьбы своего народа и особенностями белорусской художественной ментальности. Изменение эстетико-стилевого облика белорусской хоровой музыки на рубеже ХХ – ХХI столетий стало подтверждением процессов творческого и мировоззренческого обновления, сказавшихся в преодолении консервативных языковых и жанрово-эстетических приоритетов советского периода. Наиболее отчетливо это обозначилось в творчестве белорусских авторов нынешнего среднего поколения, начавших свой композиторский путь в 1970-е годы.

В творчестве Виктора Копытько, одного из ярких белорусских мастеров современного хорового письма, воплотились ключевые тенденции мирового музыкального искусства, в различной мере проявившиеся в хоровой музыке белорусских композиторов разных поколений в 1970-е – 2000-е гг. Для музыкальной культуры Беларуси В. Копытько выступил первооткрывателем целого ряда художественных тенденций мировой музыки, связанных с непрекращающимися поисками современных авторов в сфере сотворения звуковой материи и ее организации в художественном и физическом времени и пространстве. Почерк композитора отмечен печатью яркой индивидуальности, обнаруживая неординарное образно-драматургическое и пространственно-акустическое мышление. Универсальность жанрового и стилевого охвата и глубоко новаторская трактовка многовековых традиций хорового искусства в произведениях В. Копытько соотносима с эстетическими и философскими исканиями в российском и зарубежном композиторском творчестве рубежа тысячелетий, что свидетельствует об актуальности нашего исследования в контексте современного музыкознания. Также очевидна перспективность данной работы для исполнительской практики, в которой остается неизменно востребованным постижение особенностей авторской поэтики, необходимое для изучения современных сочинений для хора и адекватного донесения до слушателей авторского замысла.

Степень изученности проблемы. В российском музыкознании последних десятилетий современное хоровое искусство рассматривается в различных ракурсах. В конце 1980-х – начале 1990-х годов появляются работы Г. Григорьевой, Ю. Паисова, К. Якобсона, посвященные стилевым процессам в советской и постсоветской хоровой музыке. Одними из первых трудов, очертивших проблему исполнения и восприятия современных сочинений для хора зарубежных и отечественных авторов, стала книга И. Батюк «Современная хоровая музыка: теория и исполнение» (1999). Возрождению традиций духовной музыки в творчестве композиторов бывшего СССР посвящен ряд статей и исследований Н. Гуляницкой, Ю. Паисова и др. В белорусском музыкознании последнего времени также появляется ряд работ по хоровому искусству. Панорама жанровых явлений хоровой музыки Беларуси минувшего столетия представлена в исследовании И. Смагина «Беларуская харавая літаратура» (1998) и отдельных разделах коллективной монографии «Белорусская музыка второй половины ХХ века» (2009). Некоторые тенденции современной духовной музыки очерчены в книге Л. Густовой «Музыкально-певческая культура православной церкви Беларуси» (2006). Осмысление жанровых и стилевых параметров хоровой музыки современных композиторов прослеживается в работах С. Баёвой, Г. Осиповой, Г. Цмыг, В. Черняк, статьях И. Бодяко, С. Климанова, Н. Ходинской, Н. Шиманского и др.

Несмотря на достаточное количество научной литературы о белорусской хоровой музыке рубежа ХХ – ХХI веков, в ней по-прежнему остается неизученным и недооцененным целый ряд явлений. Подчеркнем, что в перечисленных трудах белорусских исследователей хоровая музыка В. Копытько упомянута лишь в контексте общих жанрово-стилевых обзоров. Достаточно подробный анализ двух хоровых сочинений композитора (Мессы в честь Святого Франциска и сюиты Окуджавы – Копытько «Песни Арбатского Двора») представлен в дипломных работах студентов Белорусской государственной академии музыки А. Моторной (1996), С. Белько (1999) и Е. Милай (2003). Однако, хоровое творчество В. Копытько в целом и особенности хорового стиля композитора ни разу не становились предметом отдельного исследования. Вплоть до настоящего времени также не ставилась задача комплексного рассмотрения белорусской хоровой музыки рубежа тысячелетий в историческом, эстетико-стилевом и индивидуально-композиторском ракурсах. Необходимость осмысления ряда явлений белорусской хоровой композиторской практики с современных аксиологических позиций и выявления в ней места хорового творчества В. Копытько определила проблему настоящей диссертации.

Объект исследования – хоровая музыка белорусских композиторов в последней трети ХХ – начале ХХI столетия, воплотившая качественно новые в контексте ее предшествующего развития эстетико-стилевые тенденции.

Предмет исследования – хоровое творчество Виктора Копытько в единстве его эстетико-стилевых черт и многообразии жанровых проявлений, аккумулирующее важнейшие художественные достижения белорусской хоровой музыки последней трети ХХ – начала ХХI столетий.

Цель работы – выявить своеобразие и индивидуальные черты хорового стиля Виктора Копытько и место его творчества в контексте процессов эстетико-стилевого обновления белорусской хоровой музыки на рубеже ХХ – ХХI веков.

Задачи исследования:

воссоздать общую картину исторического существования духовной и светской хоровой музыки Беларуси, обозначив этапы и специфику ее развития;

охарактеризовать основные эстетико-стилевые тенденции белорусской хоровой музыки грани тысячелетий и особенности их воплощения в творчестве белорусских композиторов разных поколений;

осуществить комплексное исследование хорового творчества В. Копытько, выработать его периодизацию, обозначить жанровый спектр;

определить основополагающие черты хорового стиля В. Копытько и особенности авторского воплощения музыкальных традиций разных эпох;

обосновать роль хорового творчества В. Копытько в белорусской музыке рубежа веков.

Материал исследования охватывает хоровые сочинения белорусских композиторов 1970-х – 2000-х гг. (в том числе – все хоровые партитуры В. Копытько), которые находятся преимущественно в рукописях. Специфика работы также потребовала привлечения ряда авторских и анонимных хоровых произведений композиторов Беларуси предшествующих столетий, включенных в ее сегодняшний культурный фонд и ставших основой ряда хоровых сочинений современных белорусских авторов. Важнейшим материалом исследования явилось творческое сотрудничество и беседы соискателя с композитором В. Копытько на протяжении ряда десятилетий. Особый интерес для нашей работы представили опубликованные интервью В. Копытько разных лет и эссе композитора на различные эстетико-философские темы, отражающие его взгляды на музыкального искусство.

Методологической основой диссертации является комплексный подход, объединяющий историко-стилевой, эстетико-философский и художественно-аксиологический принципы осмысления хорового творчества В. Копытько в контексте белорусской музыки рубежа ХХ – ХХI вв. Широкий охват проблематики, обусловленный объектом и предметом исследования, потребовал привлечения трудов Б. Асафьева, И. Батюк, Г. Григорьевой, Г. Гуляницкой, Л. Густовой, Т. Овчинниковой, Ю. Паисова, М. Рахмановой и др., посвященных различным сферам хорового искусства и жанрам духовной музыки; исследований Г. Алфеевской, Н. Вербы, О. Захаровой, Т. Ливановой, М. Лопатина, А. Конотопа, М. Михайлова, В. Рудзинского, И. Степановой, Н. Финдейзена и др. в русле истории, теории и эстетики отечественного и зарубежного музыкального искусства; работ Е. Ручьевской, Ю. Холопова, В. Холоповой, Т. Кюрегян, Л. Чеботаревой и др., освещающих проблемы музыкальной формы, теории и эстетики современных композиторских техник. В разработке концептуальных основ исследования белорусской музыки с исторических и социально-культурологических позиций мы опирались на труды ведущих белорусских ученых, охватывающие широкий круг проблем – от вопросов включения ряда явлений музыкальной культуры Беларуси предшествующих веков в ее сегодняшнее национальное музыкальное наследие, до выявления типологических черт становления белорусской национальной композиторской школы. Среди них выделяются исследования В. Антоневич, О. Дадиомовой, Н. Копытько, Л. Костюковец, Т. Лихач, Р. Сергиенко, В. Скоробогатова, С. Шейпы, труд англо-французского исследователя Гая де Пикарда, посвященный церковной музыке Беларуси Х–ХХ вв. Отдельные фактические сведения по вопросам истории и теории современной белорусской хоровой музыки были почерпнуты нами из работ исследователей С. Баёвой, И. Бодяко, С. Климанова, Г. Кулешовой, Г. Осиповой, А. Пескина, А. Смагина, Н. Ходинской, Г. Цмыг, Н. Шиманского. Историко-теоретической базой диссертации стало, таким образом, обобщение трудов российских и белорусских ученых, а также личный исполнительский (хормейстерский) опыт автора работы.

Методы исследования: в диссертации использованы методы историзма, целостного, историко-стилевого, системно-комплексного, сравнительно-сопоставительного, музыкально-теоретического, интертекстуального, интерпретационно-исполнительского анализа и метод интервью.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Стилевые процессы, происходящие в музыке Беларуси последней трети ХХ – начала ХХI столетий, во многом обусловлены осознанием белорусскими авторами национально-исторического контекста своего творчества. Диалогичность музыкального искусства рубежа тысячелетий по отношению к культурам прошедших эпох в современной белорусской хоровой музыке приобретает особый смысл обращения к своей национальной музыкально-исторической памяти. Этому в немалой степени способствовали изыскания белорусских ученых, возвративших в композиторскую и исполнительскую хоровую практику Беларуси традиции кантовой культуры и древнейшие пласты духовной музыки православной и католической конфессий, испокон веков сосуществовавших на белорусских землях.

  2. Исторические музыкальные традиции представлены в произведениях современных белорусских авторов в различной степени их творческого переосмысления и взаимодействия с современным художественно-драматургическим мышлением и методами композиции. Важнейшими эстетико-стилевыми направлениями белорусской хоровой музыки в 1970-е – 2000-е гг. являются неофольклорная волна, ретроспективная тенденция в ее многообразном преломлении и новая сакральная традиция, наиболее ярко свидетельствующие об обновлении образно-тематических, эстетико-художественных и мировоззренческих приоритетов белорусских авторов на рубеже тысячелетий.

  3. В музыкальном пространстве современной Беларуси особо выделяется творчество Виктора Копытько, обобщившее эстетико-стилевые направления белорусской хоровой музыки последней трети ХХ – начала ХХI столетий и предложившее их индивидуально-авторское прочтение. Хоровое творчество композитора отличается огромным образно-тематическим, жанровым и эстетико-стилевым диапазоном, поражает свежестью образных и композиционно-драматургических решений. Партитуры В. Копытько в немалой степени способствовали расцвету камерного хорового музицирования в Беларуси в конце 1980-х – 1990-е гг.

  4. Хоровой стиль В. Копытько базируется на свободной трактовке музыкальных традиций духовной и светской хоровой музыки разных эпох, на объединении широкого спектра интонационных и пространственно-фактурных моделей в рамках одного сочинения, на тонком взаимодействии старинных и современных приемов композиторского письма. Особым качеством поэтики композитора является образная и пространственно-акустическая многомерность, обусловившая многофункциональную драматургическую роль хора в его партитурах.

  5. Хоровая музыка Виктора Копытько представляет собой одно из самых значительных достижений современного композиторского творчества, открывая новые пути реализации традиционных жанровых канонов, обогащенных за счет их гибкого взаимодействия. Как духовные, так и светские хоровые сочинения композитора репрезентируют индивидуальный опыт поисков нового художественного соборного сознания в современном творчестве, не ограниченного стилевыми, национальными, языковыми и конфессиональными рамками.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:

раскрыты историко-культурные предпосылки, обусловившие особенности развития белорусской хоровой музыки на современном этапе;

исследованы стилевые процессы, определившие облик хорового творчества белорусских композиторов в последней трети ХХ – начала ХХI столетий;

установлены ведущие эстетико-стилевые направления белорусской хоровой музыки в 1970-е – 2000-е гг.: 1) неофольклорная волна; 2) ретроспективная тенденция; 3) новая сакральная традиция;

введен в обиход российского музыкознания обширный корпус произведений современной белорусской музыки, наиболее репрезентативных в смысле индивидуально-авторского воплощения ведущих художественных тенденций хорового музыкального искусства конца ХХ – начала ХХI вв., в том числе – все хоровые партитуры В. Копытько;

проведено фундаментальное комплексное исследование хорового творчества В. Копытько;

выявлены присущие поэтике В. Копытько образные, стилевые и композиционно-драматургические закономерности и многофункциональная трактовка драматургической роли хоровой партии в его партитурах;

прослежены взаимосвязи творчества В. Копытько с мировыми музыкальными традициями духовной и светской хоровой музыки.

Достоверность полученных результатов и обоснованность научных положений работы обеспечивается адекватностью используемых методов исследования целям и задачам диссертации, опорой на обширный фактологический материал, анализ которого осуществлен в соответствии с выбранными методами, а также практической апробацией результатов исследования в хормейстерской деятельности автора работы.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что создана научная база для дальнейших изысканий в области современной белорусской хоровой музыки. Теоретическое значение имеет предложенная в работе классификация важнейших эстетико-стилевых тенденций хоровой музыки рубежа ХХ – ХХI вв., соотносимых с процессами, происходящими в сфере духовного и светского хорового творчества современных русских композиторов. В контексте осуществленного исторического экскурса впервые вводятся в русскоязычный научный обиход литургические хоровые сочинения уроженцев белорусских земель Андрея из Рогачёва (ХVII в.) и С. Монюшко (ХIХ в.). В работе исправлен ряд фактических ошибок, обнаруженных соискателем в белорусских справочно-биографических источниках по творчеству В. Копытько.

Практическая значимость работы. Исследование имеет широкую практическую направленность. Его материалы могут стать базой для дальнейшего изучения современной и старинной хоровой музыки как белорусских, так и отечественных авторов, оказать значительную помощь хормейстерам, а также педагогам и студентам дирижерско-хоровых факультетов музыкальных ВУЗов. Материалы диссертации могут быть использованы в научных исследованиях, посвященных истории и теории хоровой музыки, музыкальной культуре советского и постсоветского периодов, проблемам современного хорового искусства и особенностям его исполнительской интерпретации, а также могут быть рекомендованы для включения в лекционные курсы «История современной музыки», «История музыки народов России и сопредельных стран», «Анализ музыкальных произведений», «История хоровой литературы», «Гісторыя музычнай культуры Беларусі да ХХ ст.» и «Гісторыя беларускай музыкі» (два последних – в ВУЗах Республики Беларусь).

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования факультета музыки Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Основные положения работы отражены в пяти научных публикациях общим объемом 3,85 п.л. и трех докладах на международных научно-практических конференциях в России и Беларуси: IV Международная научно-практическая конференция «Музыкальное образование в современном мире: диалог времен» (СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 3.12.2011), VIII Международная научно-практическая аспирантская конференция «Музыкальная культура глазами молодых ученых» (СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 7.12.2012), ХХII Міжнародныя навуковыя чытанні памяці Л.С. Мухарынскай «Музычная культура Беларусі і свету навуковым асэнсаванні» (Минск, Беларусь: БГАМ, 18.04.2013). Материалы исследования внедрены в учебный процесс Белорусской государственной академии музыки, научный обиход российского и белорусского музыкознания.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (218 наименований) и трех приложений, включающих комментарии к главам и 135 нотных примеров. Объем основного текста диссертации – 153 страницы, общий объем работы со списком литературы и приложениями составляет 397 страниц.

Похожие диссертации на ТВОРЧЕСТВО ВИКТОРА КОПЫТЬКО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ ХХ – НАЧАЛЕ ХХI СТОЛЕТИЯ