Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Памирская традиционная инструментальная культура Юссуфи Гулджахон

Памирская традиционная инструментальная культура
<
Памирская традиционная инструментальная культура Памирская традиционная инструментальная культура Памирская традиционная инструментальная культура Памирская традиционная инструментальная культура Памирская традиционная инструментальная культура Памирская традиционная инструментальная культура Памирская традиционная инструментальная культура Памирская традиционная инструментальная культура Памирская традиционная инструментальная культура
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Юссуфи Гулджахон. Памирская традиционная инструментальная культура : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 : Москва, 2003 377 c. РГБ ОД, 61:04-17/26-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Вопросы историко-этнографического изучения традиционной культуры памирцев

1 К истории формирования населения Припамирья 23-38

2 Некоторые особенности традиционного уклада памирцев..39-51

3 Характеристика инструментальной культуры памирцев, её место в традиционном быту 51-88

Глава II Музыкальные инструменты

1 Систематика инструментов местной традиции: особенности конструкции, материал изготовления 89-131

2 Заимствованные инструменты 131-138

3 Реконструкция народных инструментов: отдельные опыты, мастера 138-153

Глава III Особенности инструментальной музыки Припамирья 154-156

1 Жанровая система традиционной музыки памирцев 157-169

2 Инструментальные версии местной традиционной лирики (даргилик, лалайик, дудушик) 170-239

3 Стилевые особенности памирской инструментальной музыки 240-255

Заключение 256-259

Список литературы 260-290

Введение к работе

Настоящая работа представляет собой исследование традиционной народной инструментальной музыки Припамирья, яркого феномена инструментализма одного из индо-иранских народов, известного в литературе как припамирские народности или припамирские таджики 1, имеющего самоназвание - памирцы.

Традиционные музыкальные инструменты и инструментальная музыка представляют собой богатейший пласт духовной культуры народов Припамирья. Отражая его мировоззрение, тип мышления, будучи тесно связанной с религиозным и светским бытом, эта область фольклора имеет очень важное значение для постижения древней и самобытной культуры памирцев, раскрытия национального модуса музыкального мышления.

Памирцы проживают на территории Таджикистана и за рубежом. Они населяют право- и левобережье реки Пяндж. (см. карту). Правобережные земли расположены на востоке республики Таджикистан и административно входят в её состав в виде Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО). Нами обследован регион компактного проживания памирцев на территории бывшего СССР, куда входят Калай-Хумбский, Ванчский, Шугнанский, Рушанский и Ишкошимский районы. Этот регион представляет собой уникальный культурный изолят. Можно предположить, что зафиксированный нами в 1970-х-1980-х годах срез фольклорной традиции сохранил своё традиционное состояние, не подвергся поздним влияниям и потому является полноценным объектом изучения традиционной культуры 2. Обследованная

1 См. словари "Народы мира*' и "Народы и религии мира"(17, с. 303; 321, ). " Пока Припамирье целиком входило в пограничную зону СССР, влияния мировой унифицированной культуры на традиционную были минимальны. Местная традиция не претерпела измнений: под идеологическим нажимом многое вышло из

КАРТА Горно-Бадахшанской Автономной Области (ГБАО) Таджикистана

К*. ЗО. X СТА К

f

Пакистан

Условные обозначения:

s\j. ги. - границы Таджикистана

с^""\_ - граница между Западным и Восточным Памиром

географическая зона, которая утвердилась в литературе под названием Западный Памир или Припамирье, расположена по правобережью реки Пяндж и её притокам. Этнографический ареал памирской народной музыки простирается значительно дальше за пределы бывшего СССР: он охватывает левобережье реки Пяндж в Афганистане, большую часть Вахана, входящую в состав Пакистана и Сарикульскую долину в Китае. Названные территории были для нас недоступны и пока остаются неизученными.

Народная инструментальная музыка занимает особое положение в духовной жизни народов Припамирья. Она тесно переплетена с их историей, бытом, религиозными и художественными представлениями. "Инструментальный фольклор таит в себе частицу народной души, отражает мысли и чаяния народа, его представления о правде и красоте", - пишет Ф.М.Кароматов (145, 3). Игра на музыкальных инструментах занимает значительное место в жизни памирцев: участвует в трудовых процессах, сопровождает важнейшие обряды, служит средством оповещения, звучит в семейном быту, на общинных праздниках и т.д. Она постоянно взаимодействует с другими видами народного искусства: песенным, танцевальным, поэтическим. Важно, что некоторые формы музыкальной культуры, связанные в прошлом с религиозными текстами и подвергшиеся преследованию, сохранились в инструментальном виде только благодаря тому, что инструмент имел столь большое значение \

каждодневного употребления, но не забылось. Думается, в настоящее время возникли условия для возрождения местного хозяйственного и семейного общественного уклада жизни, который является основой традиционной культуры. 1 В 1920-1930 годы под знаком борьбы со старыми религиозными пережитками маддох (от араб, мад.х - хвала, восхваление, славословие, панегирик) просто запретили петь, а намаддпхпнов (исполнителей маддох) начались гонения. Это привело к разрушению вокально-инструментального цикла, исполняемого во время

5"

Инструментальная музыка функционирует во множестве жанров в виде сопровождения к песням, танцам, различных импровизаций, а также инструментальных версий песен. Образцы инструментальной музыки дают большое разнообразие форм (ритмических, мелодических композиций), что объясняется спецификой данной культуры, в частности, в подавляющем большинстве отсутствием словесных текстов и неприуроченностью наигрышей, что влечет за собой подвижность формы. Вероятно именно сложность форм инструментальных наигрышей, а также их чрезвычайное многообразие послужило причиной того, что до настоящего времени эта область творчества памирцев - одна из наименее изученных.

Инструментальная традиция Припамирья имеет древние корни. Об этом свидетельствуют многочисленные музыкально-этнографические публикации с описанием инструментов, их конструкций, осуществлённые собирателями прошлого 4.

Объектом пристального внимания учёных инструментальная музыка памирцев становится довольно поздно - с 30-60 —х годов XX века. В истории её фиксации и изучения можно проследить несколько этапов. К начальному относятся записи и публикации отдельных напевов и наигрышей, сделанные в 1931 году композиторами Л.К.Книппером, Л.Б.Степановым и И.И.Рогаль'ским, приехавшими в Таджикистан с целью сбора фольклорных материалов и создания на

похоронно-поминального обряда, куда составной частью входил маддох. Своей второй жизнью маддох обязан инструменталистам, которые возродили и донесли до нас уже разрозненные его части.

4 В связи с этим небезинтресно отметить коллекцию музыкальных инструментов, собранную военным капельмейстером Августом Эйхгорном на территории Средней Азии в XIX веке (228).

их основе музыкальных произведений (129, с.87). В феврале 1931 года в административном центре Таджикистана, городе Ст&тинабаде, был организован всетаджикский слет певцов, музыкантов и танцоров. Его материалы вышли отдельной книгой, последний раздел которой посвящен памирской музыке (161, с. 48-51; с. 87-96). Летом 1935 года поездку на Памир совершила Е.Е.Романовская, которая записала 60 памирских песен в Шугнанеком и Рушанском районах. Этот этап можно охарактеризовать в целом как композиторский. Исследовательские работы этого времени содержат и материал, касающийся морфологии таджикских народных инструментов, среди которых встречаются отдельные памирские инструменты, такие как памирский рубоб и даф. На этом этапе исследователи не осознавали региональной специфики инструментов внутри Таджикистана.

40-е годы XX века - второй этап собирания и изучения памирской музыки. В 1937 году в Сталинабаде был создан Научно-исследовательский Кабинет народной музыки, с началом работы которого начался систематический сбор фольклора. В 1941 году к декаде таджикского искусства в Москве была осуществлена публикация сборников, составленных на основе материалов, собранных А.С.Ленским и Н.М.Зубковым - "Musikai tociki" ("Музыка таджиков") и "Мелодияхои Помир" ("Мелодии Памира" ) (153; 157).

В 1950-1960-е годы продолжается интенсивная работа по накоплению фольклорных материалов, результатом чего явилось многотомное издание "Сурудхои халкии точики" ("Таджикские народные песни"), первый и второй том которого содержит таджикские, третий -памирские народные песни в композиторских обработках Ш.Сохибова, И.Рогальского. Ф.Шахобова (174). К сожалению, в работах данного периода памирский инструментарий также рассматрива-

ется в контексте таджикского. В результате такие заимствованные инструменты как кашгарский рубоб, дойра не вычленены из общего ряда.

В 1962 году вышло в свет учебное пособие В. Беляева, "Очерки по истории музыки народов СССР", предназначенное для студентов консерваторий, одна глава которого посвящена музыкальной культуре Таджикистана (118, с. 166-233). Здесь учёный впервые пишет о наличии разных стилей в таджикской музыкальной культуре, выделяя среди имеющихся (северного и южного) памирский. Однако в этой работе, как и в выше перечисленных, памирский инструментарий рассматривается вне его этнографического и социально-исторического контекста. Встречающиеся этнографические сведения носят фрагментарный характер.

Новый этап в изучении памирской инструментальной культуры начинается в 1960-е годы. Так, с 1959 года музыковедом Ф.Кароматовым и театроведом Н.Нурджановым был предпринят ряд экспедиций в Припамирье, в ходе которых было собрано около тысячи образцов народного творчества памирцев. Итогом проделанной работы стала публикация первой (145), а затем и второй (146) книги обобщающего труда "Музыкальное искусство Памира". В первом томе основное место заняли лирические песни. Вторая книга посвящена народному театральному искусству. Авторами описаны различные образцы музыкально-зрелищных жанров: пантомимы, театрализованные песни, танцы, песенно-танцевальные представления; некоторые из них содержат фрагменты инструментального сопровождения. В кратком введении к первой книге дан обзор музыкальной культуры памирцев. в том числе - характеристика традиционных музыкальных инструментов. В работе намечается более широкий подход к традиционной куль-

туре памирцев, близкий к комплексному исследованию: авторы затрагивают вопросы изготовления народных инструментов, форм и способов их функционирования. Некоторые инструменты описаны впервые {балаидзиком, баландмуком). Наряду с этим в работе допущены отдельные неточности, касающиеся настройки отдельных инструментов (см. Главу II, 1).

Целенаправленным изучением памирского инструментария, его технологии, способов изготовления и региона распространения занялся таджикский инструментовед Э.Азизов. В период 1972-1975 г.г. им были сделаны многочисленные записи песенного и инструментального фольклора памирцев. Во время экспедиций осуществлялись подробные обмеры инструментов, изучалась их конструкция, материал изготовления, строй, а также наличие местных традиций изготовления инструментов, т.е. практика производства последних в народной среде (196). В круг исследовательских интересов Э. Азизова вошли также вопросы реконструкции народных инструментов. Однако все эти проблемы изучались им в большей степени в отрыве от самой музыки, что, как известно, мало эффективно. Как справедливо отметил в своей работе И.Мациевский: "Нельзя понять особенности инструмента без изучения его в тесной связи с исполняемой на нём музыки. Их строй, звукоряд, тембровая характерность, динамические и технико-исполнительские возможности — а отсюда и конструкция, материал, форма, способ звукоизвлечения - связаны со всей стилевой системой народной инструментальной музыки, соответствуют её закономерностям и одновременно влияют на их становление и развитие" ( 242, с. 59).

Из вышеизложенного видно, что инструментальная музыка памирцев вообще не являлась объектом специального изучения. До по-

следнего времени не было даже издано ни одного полного музыкаль-ного текста инструментальных наигрышей, известные нам публикации нотного материала представляют начальные опыты записи, которые производились непосредственно с голоса или по памяти, т.е. слуховые фрагментарные записи. Понятно, что такие нотации не могут быть названы фольклористическими в собственном смысле слова и, тем более, не могут быть использованы в качестве материала научного исследования. Такое положение вещей поставило специалистов перед необхо-димостью комплексного изучения памирскои инструментальной традиции на основе своих экспедиционных записей.

Приступив в середине 1970-х годов к изучению памирскои культуры, которая в первых же экспедициях раскрылась во всём своём богатстве и своеобразии, мы поняли, что успех её познания обусловлен прежде всего результатами полевой работы, определённой методикой, которая должна опираться на комплексное изучение традиционной культуры. В экспедициях мы фиксировали разнообразные формы музыкального быта, планомерно собирали информацию об исчезнувших инструментах и формах их функционирования в прошлом, сведения о давно ушедших обрядах, а также об особенностях народного исполнительства; фиксировалась также традиционная народная терминология, связанная с инструментарием, музыкальными жанрами.

Для большей эффективности исследования традиции были разра-
ботаны опросники и репертуарные списки. Инструментальные и во-

кальные образцы записывались в различных их версиях (вокальные -в сольном вокальном, вокально-инструментальном и инструментальном исполнениях, а инструментальные - в сольных и ансамблевых). Методика полевой работы включала повторные поездки в одни и те же сёла и деревни, беседы с исполнителями, записи от исполнителей раз-

ных возрастных групп. Мы старались погрузиться в атмосферу быта, войти в тесные контакты с носителями фольклора, узнать их мнения и оценки тех или иных изучаемых явлений, т.е. использовался метод "погружения в среду".

Параллельно с этим велась системная фиксация всех компонентов музыкальной культуры, в связи с чем в каждом населённом пункте мы стремились записать от каждого музыканта все жанры - как вокальные, так и инструментальные. Иначе говоря, приступая к изучению вопросов, связанных с инструментальной культурой Припамирья, мы прежде всего ставили перед собой задачу полноценного полевого исследования традиции, которое в этномузыкологии, как известно, с одной стороны, предшествует научному обобщению, а с другой - в связи с необходимостью уточнения и пополнения материала -постоянно чередуется с теоретическим его осмыслением.

В авторских экспедициях 1976-1985 годов в места компактного проживания памирцев в Калай-Хумбский, Ванджский, Шугнанский, Рушанский и Ишкошимский районы Припамирья собрана большая коллекция звукозаписей вокальной и инструментальной музыки (более 700 образцов) и ценнейшие сведения о ней. Зафиксированы также многочисленные беседы с носителями традиции. Этот материал и стал основой настоящей работы. Дополнительным материалом послужили записи из архива сектора истории искусств Института истории (ныне Института истории, археологии и этнографии) им. А.Дониша АН Таджикистана, сделанные Э.Азизовым в 1972-1975 годы.

Результаты авторских экспедиций в Припамирье выявили не только наличие здесь развитой инструментальной традиции, но и хорошую её сохранность. На Памире по сей день много инструментов и очень развита традиция инструментального музицирования. Практиче-

ски в каждом доме непременно имеется один или несколько музы-кальных инструментов, кто-либо из членов семьи играет на них. Местные инструменталисты владеют традиционной манерой исполнения. Основу их репертуара составляют сопровождения к песням и танцам, а также различные импровизации. Кроме того, почти вся вокальная музыка звучит либо в инструментальных версиях, либо в сопровождении инструментов, что свидетельствует о некотором перевесе инструментальной музыки над вокальной. На Припамирье очень развита тради-ция ансамблевого исполнительства. Слаженные коллективы инструменталистов имеются во многих сёлах и теперь. Помимо этого, и в настоящее время на Памире имеются мастера, которые изготавливают традиционные музыкальные инструменты. Все эти факторы позволяют говорить о большом значении инструментализма, его доминантном положении в местной музыкальной традиции.

Труднодоступность общения в высокогорных условиях не приве
ла к полнейшей изоляции памирцев. Они издавна поддерживали эко
номические и культурные связи с населением левобережья Пянджа,
Читрала и Дарваза. По этой территории, как извстно, проходил кара
ванный путь, связывающий Памир с сопредельными территориями.
"Особенно был важен путь через Вахан из Кашгара (или Яркенд) в Ба-
дахшан и районы современного Северного Афганистана, где он соеди
нялся с великими международными путями, идущими на юг, юго-
запад и северо-запад" - пишет А.Абаева (1, с. 58). Естественно, что

инструментальная культура Припамирья испытывала различные влияния. В неё проникали инструменты других национальных культур {афганский рубоб, кашгарский рубоб), которые быстро приспосабливались к местным условиям. Местные мастера реконструируют традиционные инструменты, а кроме того, конструируют на их основе новые, в

\г.

чём, безусловно сказываются культурные связи с населением левобережья Пянджа. Близкие аналоги памирскому инструментализму можно найти и в народной музыкальной традиции северной Индии (132, с. 174-175).

Необходимость исследования памирской инструментальной культуры связана не только с уникальностью самого материала, но и с опасностью его исчезновения. Отдельные музыкальные инструменты существуют теперь уже в единичных экземплярах (кумри), либо вовсе как реликвия (баландмуком). Пока ещё имеется возможность выделить исконно местные пласты духовной культуры от наложений послевоенных десятилетий, когда административными методами поощрялось использование одних, чуждых Припамирью музыкальных инструментов, и запрещалась игра на других5.

Материал настоящего исследования мы ограничили инструментальной культурой памирцев, проживающих на территории Горно-Бадахшанской автономной области (далее ГБАО) Таджикистана, не затрагивая музыку другой части памирцев, живущей на землях Афганистана, Пакистана и Китая. О ней мы имеем представление по отдельным фольклорным записям 6 и имеющейся литературе (291, 293, 294).

Отталкиваясь от работ И.Мациевского, в качестве объекта исследования мы выделяем традиционный музыкальный инструментарий, исполнительское искусство и инструментальные наигрыши. Триада

3 Так, на самом распространённом народном музыкальном инструменте, памир-ском рубобе, запрещали играть работникам культурных учреждений на публичных выступлениях. Это, естественно, сопровождалось изменениями в репертуаре, в исполнительской манере, и в перспективе - предпочтений. 6 Отдельные фольклорные записи памирцев, проживающих в провинции Нангар-хар на территории Афганистана, хранятся в фондах сектора истории искусств Института истории, археологии и этнографии им.А.Дониша АН Таджикистана.

инструмент - исполнитель — музыка (выявленная И. Мациевским), отражающая многокомпонентность традиционного инструментализма, рассматривается нами как внутренняя структура целостной системы памирской инструментальной культуры, а формы и условия её реализации - как её контекст. При этом музыкальный инструмент понимается как "орудие, с помощью которого реализуются музыкальные идеи" (244, с. 9), являющееся частью материальной и духовной культуры народа. Традиционная инструментальная музыка характеризуется как "проявляемая в звуковых комплексах" область традиционного духовного творчества народа, которая отражает его коллективное сознание, опыт, культуру и функционирует в связи с его внутренними потребностями" (там же, с. 13).

Вслед за исследователем инструментальной музыки адыгов Ф. Хараевой (269, с. 11) мы считаем необходимым дополнить эту триаду четвёртым компонентом, который можно назвать традицией. Под традицией (в крупном плане) понимаются "элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности); процесс социального наследования; его способы" (337, с. 692). В народной культуре традиция проявляет себя, с одной стороны, как свод норм, законов, установлений, действия которых распространяются на все формы проявления культуры: на особенности музыкального исполнительства, формы музыкального быта, структуру ритуалов, организацию музыкальных текстов. Кроме того, многие формы, в которых реализуется традиция, являются контекстом инструментальных текстов. Дополняя триаду четвёртым компонентом, мы сосредоточили

внимание на вопросах, связанных с традиционным контекстом: в первую очередь, на формах музыкального быта памирцев, с которыми тесно связаны формы музицирования и в которых, собственно, и проявляются функциональные свойства инструментализма.

С позиций системно-этнофонического метода органологии, разрабатываемого в исследованиях И. Мациевского (см. указ работы), Ф.Кароматова (225, 226, 145) и их учеников и последователей осуществляется анализ музыкального инструментария памирцев.

Диссертация опирается на системный метод исследования. "Системный подход определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих её механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину" (316, с.612-613). Системный подход в русской этномузыкологии в отношении традиционных культур активно пропагандировался и разрабатывался Е.В.Гиппиусом, а в настоящее время активно используется учениками и последователями Е.Гиппиуса - исследователями из России, Белоруссии, Мордовии, Карелии, Тувы, Чувашии, Удмуртии и т.д. Как система (с определенным набором компонентов, их функциями, связями и иерархией этих связей) в настоящей работе рассматривается и вся традиционная музыкальная культура памирцев, и отдельные ее составляющие, например - музыкальные тексты.

Так как исследование - комплексное, оно основывается на междисциплинарном, комплексном подходе, при котором учитывается широкий спектр методов, выработанных как в этномузыкознании, так и в смежных науках.

Комплексный подход к изучению традиционных музыкальных культур в российской фольклористике имеет давнюю историю. Первая

45"

коплексная экспедиция была организована в 1926-ом году Секцией изучения крестьянского искусства Социологического Комитета ГИИИ, в которой приняли участие специалисты по различным видам народного творчества. Названная экспедиция стремилась всесторонне изучить художественную жизнь деревни, остатки старого искусства и проследить влияние больших центров (таких как Ленинград) на творчество деревни. В 1926 году экспедиция работала в Заонежье, летом 1927 года она отправилась на крайний север СССР. В состав экспедиции вошли крупнейшие ученые, исследователи изобразительных искусств, литературы и словесности, музыки, театра и этнографии. Результатом явилось два сборника "Крестьянское искусство народов СССР. Искусство Севера" (149). Позднее эти экспедиции стали очень распространенными в разных национальных регионах. Сектор истории искусств Института истории им. А. Дониша Академии наук Таджикистана, начиная с 1958 года, ежегодно организовывал комплексные экспедиции, в состав которых входили специалисты различных профилей: театроведы, фольклористы, музыковеды и др. Их задачей было изучение всех областей народного искусства таджикского народа. С этой целью было послано несколько отрядов в различные области республики - Зеравшанский, Бухарский и Памирский. Итогом стало издание многочисленных исследований по народному музыкальному, театральному и др. видам искусств (см.. например: 83, 84, 99. 131, 176, 177, 179 и др.).

В 70-е годы прошлого столетия к идее комплексного изучения фольклора вновь обратились ленинградские исследователи - В.Гусев. И.Мациевский и др. Идеологом метода комплексных экспедиций выступил В.Гусев. Быстро распротранившаяся среди филологов-фольклористов , эта «реставрация» среди музыковедов не получила

поддержки, отчасти потому, что подобные экспедиции ленинградцев не давали должных результатов, а в основном в связи с тем, что в эти годы в российской науке получил обоснование и распространение междисциплинарный подход.

Внимание к междисциплинарным исследованиям и даже выделение их в специальный тип исследовательской деятельности относится ко 2-ой половине 20 века. "Междисциплинарные исследования по определению специалистов, - читаем мы в "Новой философской энциклопедии", - способ организации исследовательской деятельности, предусматривающий взаимодействие в изучении одного и того же объекта представителей различных дисциплин" (322, с.518-519). В настоящее время междисциплинарные исследования рассматриваются прежде всего как проблема исследовательской практики и перевода её результатов в систему знания.

Междисциплинарный метод исследования используют разные исследователи, но наиболее продуктивно реализуют его представители гнесинской школы: О.Пашина (165-167), С.Латышева (152) и др.. Особенно важными для нас представляются исследовательские работы по народной инструментальной музыке - Н.Бояркина (203, 204), О.Гордиенко (213-216), И.Назиной (250-252), Ф.Хараевой (269).

Поскольку и комплексный, и междисциплинарный подходы объединяет то, что один объект изучается с позиций различных дисциплин, а результаты сопоставляются, сводятся в одну картину, мы сочли возможным назвать наше исследование комплексным, учитывая тот факт, что первоначальным этапом изучения для нас стала комплексная фиксация информации в условиях экспедиционной работы.

При изучении форм инструментальной музыки автор использует сложившуюся в российской фольклористике методику структурно-

f>

типологического исследования материала. Согласно данной позиции, песенно-инструментальные и инструментальные структуры описываются нами как со стороны ритмической организации стиха, напева, наигрыша и форм их координации, так и со стороны звуковысотной организации в её согласовании с ритмической.

В плане общей методологии структурно-типологического фольклорного исследования мы опираемся на работы российских учёных, работавших в этом направлении. В российском музыкознании основы структурно-типологического анализа были заложены работами Ф.Колессы и К.Квитки, Е.Гиппиуса и З.Эвальд. Основное развитие структурно-типологическое направление получило в 1960-1980 годы в работах Е.Гиппиуса (120-124), которое активно разрабатывается в настоящее время этномузыколагами гнесинской школы: МЕнговатовой (136-138); Б.Ефименковой (140-142); О.Пашиной (165-167), а также учениками и последователями Гиппиуса. Кроме того, при разработке аналитического аспекта исследования учитывались теоретические суждения ряда этномузыкологов: X. Кушнарёва (151), Э. Алексеева (113-115), В. Беляева (118, 199, 200).

В ходе исследования мы также опирались на методы этнологии. Среди работ этого направления особо актуальными оказались труды А.К. Байбурина (54), Арнольда ван Геннепа (59), В.У. Тэрнера (335); лингвистики - Ф. де Соссюр (327). этнолингвистики - работы Н.И. Толстого (331, 332) и СМ. Толстой (330); психологии - работы Б.М. Теплова (329); хореологии - работы Э.А. Королёвой (71).

В работе мы опирались и на методы, сложившиеся в памироведе-нии. Наука о Памире, о его материальных и духовных богатствах имеет давнюю историю. Однако подлинная и достоверная история Памира и его древних и современных жителей восстановлена в XX веке.

Археологами установлено, что история Памира (Припамирья) открывается стоянками каменного века, возраст которых достигает более десяти тысячелетий. Представленные здесь многочисленные древние курганы сакских племён, античные крепости, древние города и стоянки рудокопов Базар-Дара, Лоджвар-Дара, Кухи-Лал, многочисленные памирские языки и диалекты - живые потомки исчезнувших с обширной территории исторической Бактрии и Согда древних восточноиран-ских языков (согдийского, бактрийского, сакского, хорезмийского) являются важными и неопровержимыми доказательствами древнейшей истории и самобытной культуры населения "Крыши мира".

Большая заслуга в освещении истори и этнографии Памира принадлежит русским ученым и путешественникам. Особенно обращает на себя внимание в этом отношении деятельность Русского географического общества, по инициативе которого предпринимались экспедиции и на Памир. Важную роль в освещении географии, истории и этнографии края сыграли экспедиции 1872 г. во главе с О.А.Федченко. В 1876 г. Восточную часть Памира посетил известный антрополог В.Ф.Ошанин. В 1878 г., была организована во главе с географом Н.А.Северцевым специальная научная экспедиция по обследованию Южной Киргизии и Восточного Памира. В 1883 г. на Памир были командированы две экспедиции во главе с Д.В.Путятой и горным инженером Д.Л.Ивановым. К 1888-1889 гг. относится поездка известного путешественника Б.Л.Громбчевского в Центральную Азию и Гинду-куш. В 1898 году во главе с А.А.Бобринским при участии известного востоковеда А.А.Семенова и Н.Богоявленского была организована специальная экспедиция по обследованию быта и нравов горцев долины верховьев Зеравшана. Дарваза, Шугнана, Вахана и Ишкошима. Экспедиция на Памир Н.И.Вавилова в 1916 г. явилась важным звеном

в его последующих работах о центрах происхождения культурных растений. Из опубликованных дореволюционных трудов по истории, экономике и этнографии Памира особое внимание заслуживает вышедшая в 1879 г. в С. - Петербурге работа И.Минаева "Сведения о странах по верховьям Аму-Дарьи" (74). Специально отдельными вопросами памироведения занимались В.В.Бартольд (4-6), И.И.Зарубин (64-66), А.А.Половцев (52) и др.

Подойти к решению многих вопросов истории Памира более углубленно ученые смогли на основе привлечения новых фактических материалов, письменных источников, археологических и этнографических исследований. Начало было положено многолетними работами Таджикско-Памирской экспедиции. Среди публикаций заслуживают внимание работы И.И.Зарубина, Б.И.Искандарова (12), С.Андреева (50-53), Л.Ф.Моногаровой (75-77), И.Мухиддинова (78-80), Н.Шакармамадова (24, 33, 34), Х.Курбанова (24, 28), Ф.Кароматова (145-146).

Благодаря научным изысканиям русских востоковедов и иранистов К.Г.Залемана (25), В.В.Бартольда (4-6), А.А.Семенова. И.И.Зарубина (64-66), М.С.Андреева (50-53), В.С.Соколовой (32), А.К.Писарчик (89), Б.А.Литвинского и их учеников и последователей была заложена прочная научная основа памироведения и ныне эта отрасль занимает достойное место в мировой иранистике и ориенталистике.

В соответствии со всем вышеизложенным цель данной работы -первичное исследование инструментальной культуры Припамирья и её научное, комплексное системное описание, отсутствующее в науке, и включение их в комплекс имеющихся знаний о памирской музыкаль-

ной культуре. С этой целью в исследовании решаются следующие задачи:

описываются контексты, в которых функционирует инструментальная музыка (особенности традиционного жизненного уклада, система мифологического мышления, обрядов, верований памирцев);

определяется место инструментальной музыки в этом укладе, а именно - анализируются формы музыкального быта памирцев (особое внимание при этом уделяется роли музыки в ритуалах);

осуществляется систематика памирского инструментария (коренного и заимствованного);

описываются особенности конструкции и изготовления памир-ских народных инструментов;

корректируются отдельные ошибки и разночтения, которые встречаются в литературе и касаются морфологии отдельных инструментов, их настройки и т.д.;

фиксируются и описываются отдельные опыты реконструкции народных инструментов;

анализируется состояние инструментальной традиции на современном этапе;

осуществляется жанровая классификация памирской музыки, как вокальной, так и инструментальной;

анализируются музыкальные тексты традиционной лирики (вокальные, вокально-инструментальные и инструментальные версии);

определяются общие черты местного инструментального музыкального стиля.

Указанным задачам соответствует структура работы, состоящая из Введения, Заключения и трех глав, из которых первая посвящена вопросам формирования населения Припамирья, особенностям тради-

2.Я

ционного утоіада, а также роли инструментальной культуры в быту памирцев. Во второй главе описаны и систематизированы все народные музыкальные инструменты, зафиксированные на территории Припамирья. В третьей главе представлен анализ образцов традиционной инструментальной музыки памирцев. Материал последней главы мы сознательно ограничиваем лирикой. За пределами пристального аналитического рассмотрения остаются жанры обрядового фольклора (свадебные и похоронные), танцевальная музыка и инструментальные импровизации. Их описание даётся в самой общей форме 7. Выбор для анализа лирики обусловлен особым ее положением в музыкально-поэтическом творчестве народов Центральной Азии вообще, и музыкальной культуре Припамирья в частности, где она является одним из вершинных жанров творчества - как народного, так и авторского 8. Лирика является как бы знаком данной культуры, по которому она сразу узнается. Важно отметить, что только жанры традиционной лирики исполняются на памирских языках, что указывает на их коренное положение в культуре. Кроме того, анализ инструментальных версий вокальной музыки даёт богатый материал для понимания специфики инструментального мышления любого народа.

Работа содержит также Приложения, в которых дается описание обрядов и верований памирцев (праздников годового и жизненного циклов), нотное Приложение, включающее сборник инструментальных образцов, содержащий 135 авторских нотаций. Приводятся также иконографические материалы, включающие фотографии и схемы.

7 Ограничения в музыкальном материале вызваны объемом работы

s Напомним имена таких известных поэтов, как Омар Хайям. Абу Абдулло Руда-

кн. Абулкосим Фирдоуси.

гг.

К истории формирования населения Припамирья

Исторические судьбы, культура, религия, надиональный характер народов Припамирья довольно резко отличаются от сопредельного таджикского и киргизского населения. Между тем, как отдельный этнос памирцы до последнего времени не были выделены, даже в словарях "Народы мира" и "Народы и религии мира" они характеризуются как припамирские таджики (17; 324;), их культура также всегда рассматривалась в контексте таджикской. В результате о памирцах сложилось впечатление как о локальной группе таджиков, не отвечающее реальной картине. Такое положение вещей диктует необходимость каждый вопрос, касающийся этногенеза, истории и этнографии Припамирья рассмотреть более подробно, чему и посвящена настоящая глава.

География. В разговорном языке Памиром принято называть всю территорию Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана. В науке полемика вокруг географического названия "Памир" продолжается уже более полувека. Памир делится в географическом, климатическом, историческом, хозяйственном, языковом, этнографическом отношениях на две резко отличающиеся друг от друга части. По мнению одного из первых исследователей края Д.Л. Иванова "под именем Памира нужно разуметь пространство между

Алайским хребтом на Севере и Гиндукушем на Юге (67). Некоторые вслед за Н. А. Северцовым определяют Памир более детально, как "все сухие высокогорья этой части Азии между Алайским хребтом на севере, Гиндукушем на юге, Кашгарским хребтом на востоке и афганским хребтом Кохиляль на Западе" (94, с. 95). Таковы взгляды первооткрывателей, высказанные после достаточно поверхностного знакомства с территорией.

По мере накопления знаний по разным отраслям науки на этот вопрос стали смотреть иначе. Так, Д. В. Наливкин писал в 30-х годах прошлого столетия: "Нередко считают, что Памир представляет однородную орографическую область. Это мнение является глубоко ошибочным. На самом деле резко обособляются две области. Одна характеризуется ледниковым ландшафтом и населена киргизами. Она и называется Памиром, вернее Памирами. Другая область эрозийного ландшафта и населена только таджиками. Её удобнее всего называть горным Бадахшаном" (81, с. 79).

Прошло почти семьдесят лет, как геолог Д. Наливкин высказался за четкость употребления географических названий, но "разнобой продолжается. В первых этнографических трудах А. Г. Серебрянникова (20), А. А. Бобринского (37), И. И. Зарубина (64, 65. 66), М.С.Андреева и А. А. Половцева (52) и др. вообще избегались обобщающие определения, такие как Западный Памир или Припамирье, и использовались названия конкретных этнографических территорий: Шугнан, Рушан, Вахан и др. Позже И. И. Зарубин, лучший знаток региона, применил термин "Припамирье", а А.С. Снесарев взял на вооружение определение "Западный Памир".

В настоящее время часть авторов, такие, как например. А. К. Пи-сарчик (89), Н. Акрамов ( 2) и некоторые другие, используют определение Припамирье. Большая же часть авторов, например. И. Мухиддинов ( 78, 79, 80), Г. П. Кияткина (14), Р. Одилбекова (19) и др. говорят о Западном Памире. Л. Ф. Моногарова (75, 76, 77) также применяет название Западный Памир, а в отношении жителей последнего пишет как о "припамирских народностях".

Разнобой в названиях ставит перед исследователями задачу выбора какого-либо из имеющихся топонимов. Поскольку название "Горный Бадахшан" относится к административной единице автономной области Таджикистана 9, считаем целесообразным применять во многом более точное название Припамирье или Западный Памир .

Памир (15, с. 298-300) - узел в горной системе Гиндукуш Гималаи представляет собой плоскогорье, находящееся на высоте более чем 4000 метров над уровнем моря, по которому тянутся невысокие, с пологими склонами гряды холмов. Центральный Памир имеет сглаженный равнинный рельеф. Безводные степи, каменная пустыня, резко континентальный климат, малое количество осадков и короткий вегетативный период исключает возможность занятий полеводством. Из-за этого на Памире издревле отсутствует оседлое население и поселения, вокруг которых сложилась бы хозяйственная и культурная жизнь. Это — страна кочевого скотоводства. Археологические памятники (в основном могильники) свидетельствуют о том, что долгие столетия здесь кочевали скифские племена (6, с. 287-289). Видимо, бывали периоды, когда просторы К тому же первичное название "Бадахшан" принадлежит провинции в Афганистане. 10 Вероятно, следует отдать предпочтение первому, так как он определяет точное географическое расположение территории: данная область примыкает к Припамирскому плоскогорью, но не является частью последнего. 1Ь памирских равнин оставались безлюдными. В XVIII веке на Памире появились киргизы, которы и по сей день ведут кочевой образ жизни. Несравненно меньшую территорию в сравнении с памирским плоскогорьем занимает Припамирье - страна покрытых вечными снегами хребтов и глубоких ущелий между ними. Бурные, многоводные реки Припамирья берут начало на мощнейших ледниках. Всё жизненное пространство ограничивается тесными ущельями. В конце августа наступает половодье, такое, что кое - где реки выходят из берегов и. Пригодных для посевов земель тут мало, участок в полгектара - уже большое поле. Зато изобилие воды и сравнительно мягкий климат создают условия для поливного земледелия. До высоты 3000 м над уровнем моря местные жители выращивают все характерные для региона злаки. По чрезвычайно благоприятным природным условиям, (важнейшим из которых является наличие воды для полива и отсутствие дождей во время жатвы,) Припамирье входит в число довольно редких регионов гарантированного земледелия.

Систематика инструментов местной традиции: особенности конструкции, материал изготовления

Традиционный музыкальный инструментарий памирцев богат и разнообразен. Среди музыкальных инструментов встречаются как простейшие {копуз, чаиг), так и довольно сложные в изготовлении (баландзиком, сгтор). Немаловажное значение в возникновении и развитии инструментария в целом играет ландшафт местностей расселения1. Процесс осознания законов распространения звуков породил в этой горной культуре, с одной стороны, такой инструмент, как даф. Его звучание разносилось далеко по окрестности и было частью системы оповещения, общения между селениями, располагающимися вдоль поймы реки. С другой стороны, в памирской традиции существуют такие камерные инструменты, как баландзиком, памиский рубоб, сгтор и другие с глубокими и медитативными тембрами, звучание которых обслуживало потребности человека.

Материалы данной работы охватывают все бытующие в настоящее время на территории Припамирья инструменты, включая реликтовые, вышедшие из употребления, и те, которые сравнительно недавно вошли в быт народа, а также традиционные и созданные на их основе новые инструменты с некоторыми техническими нововведениями. Примечательно, что традиционный инструментарий Припамирья ограничен, каждый инструмент существует в одном виде. Такое положение вещей свидетельствует о долгом пути развития и, вероятно, конечной его стадии.

В течение длительного времени систематизация традиционных музыкальных инструментов памирцев представлялась довольно проблематичной. Значительная ограниченность сведений в этой области, а также несовершенство методов классификации способствовали тому, что этноорганология памирцев долгие годы оставалась одной из наименее освоенных отраслей. Первые попытки систематизации памирского инструментария принадлежат А. Эйхгорну (228; 201), Н. Миронову (161), В. Беляеву (118, с.191-194), К. Верткову (208), а позднее - Ф. Кароматову (145). В 1984 году в свет вышел первый выпуск ежегодного академического издания "Памироведение", где автором настоящей работы также была внесена посильная лепта в изучение данного вопроса (283, с. 197-205).

В настоящее время в этноорганологии принята классификация музыкальных инструментов по системе Э.Хорнбостеля и К.Закса ( 270, с. 229-261). Она является общепринятой в мировой науке. Следуя ей, мы подразделяем памирские народные инструменты на: идиофоны -копуз и чанг; мембранофоны - дафф, дойра: хорлофоны - памирский рубоб, оаландзиком, баландмуком, кумри, сетор, таджикский (афганский) рубоб, кашгарский рубоб, тор, масруд, гиджак и аэрофоны - най (см. классификационную систему в конце настоящей главы).

Наша классификация имеет некоторые отличия от классификации, предложенной Ф. Каро матовым, а именно:

в некоторых случаях нами введены дополнения, касающиеся способа игры (например, на гиджаке) или крепления струн (например у памирского рубоба);

отдельные сведения о наименовании инструмента сетора и способе его настройки впервые вводятся в научный обиход;

наша классификация охватывает все бытующие в настоящее время на территории Припамирья музыкальные инструменты, как традиционные, так и заимствованные (таджикский или афганский рубоб, кашгарский рубоб, тор, аккордеон). Кроме того, в работу включены и реконструированные инструменты.

Бытуют у памирцев и другие музыкальные инструменты, простейшие по своей конструкции. Например, разновидность варгана - куринное перо. За отсутствием необходимого инструмента в качестве его "заменителя" могут выступать бытовые предметы. К примеру, вместо дафа или дойры может быть использована тарелка. Этот ряд можно дополнить маленькими колокольчиками, которые вешали на шею скоту. Эти и подобные им инструменты нами не включены в классификацию, так как мы не располагаем достаточными сведениями о них.

Жанровая система традиционной музыки памирцев

Инструментальная музыка Припамирья отличается яркостью и саобытностью. Чрезвычайно характерная и динаміїчная она сразу выделятся и легко узнаётся среди музыки многочисленных соседей. Очень выразительная и текучая она словно вобрала образы бурных горных рек и вершин. Каждый музыкальный текст уникален и неповторим в своей органичности и целостности. Рассмотрим, из чего и каким образом сложились эти тексты, какова специфика данной системы. Приступая к конкретным аналитическим вопросам, оговорим прежде всего некоторые из основных положений, характеризующих рассматриваемую систему.

Известно, что музыкально-фольклорные тексты многих этносов относятся к типу систем, в основе которых лежат "не иерархические принципы организации (принципы соподчинения), а законы рядоположенности. сложения, нанизывания однопорядковых единиц структуры"(142, с.4). В разнообразии текстовых единиц выделяются инвариантные формулы (171, с.42). В наборе этих моделей заключена определённая типическая информация о данной системе, выявляющая её глубинный, языковой уровень. Типические модели и составляют основу типологии текстов.

Дискретность структуры наигрышей предполагает и наличие взаимопереходов единиц текста. В результате складывается система отношений между элементами целого. При анализе нами учитываются три координаты внутренней организации текста: набор элементов (словарь традиции), определяющий её организацию на уровне парадигматики, принципы их комбинирования (синтаксис) функциональные синтаксические характеристики элементов (выявляющиеся в их отношениях в системе целого).

Обращаясь к инструментальной музыке следует отметить большую роль в её становлении триады Инструмент - Исполнитель -Музыка (И. Машгевский). Опосредование текста наигрыша слуховым опытом исполнителя выражается в становлении тех или иных индивидуальных стилей. Более широкое явление - стили инструментальные - рождаются в результате "прямого" или "непрямого" влияния музыкального инструмента на текст (см. Мациевский, 243). В качестве "прямого" влияния выделяется обусловленность композиционной фразировки глубиной или объёмом дыхания, движением смычка, а обусловленность звукового диапазона, фактурного склада, динамической палитры - особенностями конструкции инструмента, его настройки (там же). Влияние на инструментальные тексты синхронных, и диахронных процессов культуры носит более опосредованный характер ("непрямой"). Соответственно, музыкальная стилистика и традиционный музыкальный инструмент, живущий в данной культуре, очень взаимозависимы. Можно предположить, что тембровая сторона звучания музыкатьных инструментов и высота их настройки, а соответственно и звуковысотное строение музыкальных текстов не только теснейшим образом взаимосвязаны и взаимозависимы, но и, вероятно, имеют определённые позиции в культуре — обрядовые, жанровые и т.д.

Очень большую часть инструментальной традиции памирцев составляют музыкальные тексты, связанные с танцем. По мнению многих исследователей, сила воздействия танца состоит в том. что происходит реализация внутренних потребностей человека. высвобождение психологического напряжения. Возможно этим обстоятельством объясняется большая роль танцевальности в памирской культуре. Характерно, что многие особенности организации танцевальных текстов находят своё воплощение в инструментальных наигрышах иных жанров.

Другой обширный пласт традиции составляют лирические наигрыши, которые образуют своеобразную оппозицию танцевальным. Пласт лирической музыки — лирические песенные жанры и инструментальные импровизации. И если для танцевальной музыки характерны ритмическая регулярность, принципы повтора, то в лирических наигрышах присутствует свобода высказывания, импровйзащюкность.

Таким образом, большинство инструментатьных текстов в памирской традиционной культуре формируется на пересечении более чем двух субсистем (122, с.30). Будучи связанной с различными формами музыкатьного быта, с особенностями вербаїьного языка (в том числе, его фонетическим и поэтическим строем) и, следовательно, с вокальной традицией, инструментшіьная музыка во многом обусловлена и хореографическим начатом, с которым органично корреспондирует инструментарий. Рассмотрим прежде жанровую систему памирской традиционной музыки.

Определяя жанровую систему традиционной музыки памирцев, подчеркнём, что в основе её систематики - музыкальные жанры . При их определении мы опираемся на положение, сформулированное Е.В.Гиппиусом, в котором под жанром подразумевается "типизация структуры под воздействием общественной функции (и содержания)" (121, с.73).

В классификации музыкальных текстов мы берём синхронный срез памирской культуры в том виде, в котором она зафиксирована исследователями в XX веке. За основу взяты собственные наблюдения, дополненные данными путешественников, историков, этнографов и филологов, посетивших Припамирье и изучающих разные аспекты культуры края в начале века, а также в период 50-90 годов XX века. Таблица включает как все бытующие в наши дни на территории Припамирья жанры, так и реликтовые (шогуи бахор муборак, маргаимаддох), а также отдельные танцы, которые сохранились теперь уже только в памяти отдельных респондентов. Нам удалось реконструировать их по рассказам носителей традиции.

Систематика жанров осуществлена согласно общепринятому в музыкальной этнологии делению на приуроченные и неприуроченные жанры. При этом, соответственно, учитывается специфика местной культуры. Подавляющее большинство памирцев, проживающих на

Положение о возможности несовпадения в вокальных произведениях литературных и музыкальных жанров высказано в устной форме Е.В.Гиппиусом в конце 70-х годов XX века территории бывшего СССР двуязычно, т.е. владеет помимо своего (шутнанского, рушанского, язгулемского и др.) таджикским языком, бытующим в форме особого рушано-таджикского диалкта (термин А.З.Розенфельд - 31, с.28) . Лишь некоторые женщины старшего поколения и маленькие дети не понимают по-таджикски. Местная интеллигенция владеет и литературным таджикским языком. Двуязычие памирского населения объясняется не только соседством с таджиками, но и тем, что таджикский язык с давних пор используется здесь как средство общения между различными памирскими народностями. Как следствие двуязычности подавляющего большинства населения - двуязычен и вокальный фольклор памирцев. Он бытует на двух языках: например, на шугнанском и на местном шугнано-таджикском диалекте или на рушанском и на местном рутяано-таджикском диалекте, или на ваханском и местном вахано-таджикском диалекте. Жанры традиционной лирики - дарггшик, лалайик и дудумик - памирцы исполняют только на своих языках J. Все остальные песни они поют на таджикском языке.

Похожие диссертации на Памирская традиционная инструментальная культура