Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Пьеса как источник оперного спектакля (драматургия Г. Мусрепова в казахской опере) Ордалиева, Жанат Сейдильдаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ордалиева, Жанат Сейдильдаевна. Пьеса как источник оперного спектакля (драматургия Г. Мусрепова в казахской опере) : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Москва, 1996.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность. Рассмотрение музыкальных явлений в контексте :ультуры - характерная тенденция для современного музыкознания. Она ібусловлена закономерным развитием художественного мышления, где [роцессы взаимодействия и взаимовлияния приобретают все более лубинный и всеохватный характер.

Интегрирующие тенденции в музыке наиболее широко и многопланово іроступают в ее контактах с литературным творчеством. В истории :ультуры сфера музыкально-литературных взаимосвязей имеет глубокие :орни. Порой выявление именно синтезирующих факторов становится [еобходимым при анализе литературных и музыкальных произведений, так :ак только в этом случае возможно истинно верное понимание и раскрытие акономерностей их содержания. К примеру, тема музыкального начала в [оэтике литературных сочинений - один из важных компонентов овременной литературной критики.

В музыкознании проблема синтеза искусств стоит еще более остро в вязи со спецификой некоторых основополагающих музыкальных жанров например, оперы/, которые уже изначально предполагают органичное очетание различных видов искусств. Полный и всесторонний анализ шерного произведения предусматривает совокупное рассмотрение всех лементов, входящих в систему его выразительных средств.

В оперном спектакле одним из важных слагаемых целого выступает [итературная основа оперы. Ее исследование выдвигает ряд проблемных юпросов опероведения, в том числе интерпретацию в опере литературных произведений /так как зачастую в основу музыкально-сценических :омпозиций положены известные сочинения, составляющие классическое гаследие литературы/, проблему оперного либретто—специфической труктурной единицы оперного жанра.

Вопросы литературной основы оперы, музыкального воплощения іроизведений литературы - входят в круг важнейших проблем в изучении шерного творчества на протяжении всей его истории. Иногда это явление іассматривалось только в масштабе конкретного сочинения. Чаще же інтерес к взаимосвязи литературной и музыкальной сторон вырастал в іолее обширные темы: в сферу специального исследования вовлекалась уже іичность того или иного крупного писателя, анализировались стиль и метод то творчества в их контактах с художественной культурой в целом.

Данная работа посвящена вопросу интерпретации драматургии :рупнейшего казахского писателя - классика национальной литературы ^абита Мусрепова - на сцене оперного театра республики, а шире -течению и роли писателя в становлении и развитии музыкальной сультуры Казахстана.

Тема "писатель и музыка", которая выходит за рамки собственно іузьїкознания и стоит на стыке с литературоведением, представляет начительную ценность для обеих наук, так как рассмотренные процессы

взаимовлияния, взаимодействия личности и творчества писателя с музыкой раскрывают подчас те вопросы, которые невозможно обнаружить при одностороннем подходе.

Правомерность исследования подобной параллели - писатель и музыкальное искусство, конкретно оперный театр в Казахстане, глубоко почвенна, закономерна и исторически оправдана. Напомним, что опера как жанр профессиональной культуры в республике самоопределилась в советское время в очень короткий срок. Как и в других республиках, здесь имел место так называемый "ускоренный" метод. Показательной чертой этого процесса являлось то, что в работу были вовлечены многие творческие деятели - профессиональные композиторы, писатели, создававшие либретто для первых опер, талантливые народные певцы, артисты драматического театра. У истоков музыкального театра стояли композитор Е.Брусиловский, молодые драматурги М.Ауэзов, Б.Майлин, Г.Мусрепов, народные певцы -К.Байсеитова, К.Байсеитов, М.Ержанов, К.Джандарбеков и многие другие. В первые годы формирования профессиональной музыкальной школы в Казахстане сама специфика становления оперного искусства предопределила взаимообусловленное и взаимозависимое развитие различных видов культуры /например, драмы и оперы/.

В казахском оперном искусстве достаточно явственно прослеживается наиболее прямое и активное влияние драматического театра: по сути прообразом казахской оперы была драматическая пьеса с использованием музыкальных средств выразительности. Поэтому выбранная нами проблематика - соотношение драматической пьесы, составляющей основу либретто оперы и музыкального его воплощения на сцене оперного театра -представляется актуальной и необходимой для всестороннего и целостного изучения развития оперного искусства республики.

Вопросы художественной интерпретации - когда какое-либо произведение "переводится" на язык другого искусства, всегда входили в круг основных искусствоведческих проблем. Явление интерпретации наиболее ярко высвечивает тенденции взаимодействия, взаимовлияния искусств, то есть те связующие процессы, где вступают в соединение различные системы, языки, художественные "модели мира". Именно здесь выявляются моменты как общности типологии, так и специфика индивидуальных черт. Рассматривая вопросы интерпретации драматургии Г.Мусрепова на оперной сцене, мы также посвятили отдельную часть работы теме как бы обратного наклонения - влиянию музыки на поэтику его литературного творчества.

Цели и задачи

Основная цель диссертации заключена в наиболее полном выявлении темы взаимодействия творчества писателя Г.Мусрепова и оперного искусства республики. "Перевод" его драматических пьес на язык музыки были совершен при участии самого писателя как либреттиста. Речь идет о "Кыз Жибек" Е.Брусиловского, "Туткын кыз" В.Великанова, "Амангельды" Е.Брусиловского и М.Тулебаева, "Ахан-серэ - Актокты" С.Мухамеджанова и

незавершенной опере "Козы-Корпеш - Баян сулу" М.Тулебаева. [аписанные композиторами различной стилистической ориентации, эти эчинения составили наиболее яркие явления национальной оперной лассики.

Основная тема работы рассмотрена на пересечении раскрытия двух заимодополнягощих друг друга вопросов: музыкальное начало в итературном творчестве писателя и анализ оперных произведений, изданных на либретто Г.Мусрепова. В первом из них выявлена узыкальность прозы писателя на уровнях фабулы, драматургии, омпозиции и стилистики. В разделе, посвященном анализу оперных роизведении, затронуты вопросы интерпретации драматических пьес в перном жанре, проблемы оперного либретто, его взаимосвязи с итературным первоисточником, соотношения либретто и музыкальной раматургии оперы, их взаимообусловленность. В данном ракурсе сследования выявлены те особенности композиции, характера конфликта методов его раскрытия, языка драматических произведений писателя, оторые и предопределили его работу в качестве либреттиста. Музыкальные омпозиции на либретто Г.Мусрепова принадлежат перу разных омпозиторов и созданы на различных этапах истории казахской оперы. Ъэтому при их анализе затронуты вопросы индивидуального авторского шля композиторов, повлиявшего на саму трактовку литературного ервоисточника. Установленная нами периодизация рассредоточена не элько по тематическому принципу, но и с учетом исторического ракурса -пределенного периода истории казахской оперы.

Таким образом, основные задачи исследования сводятся к следующим аучным позициям:

> рассмотреть параметры музыкальности литературного творчества
Г.Мусрепова;

>- проанализировать наиболее значительные моменты его обращения к музыкальному искусству;

> определить основные закономерности драматургии Г.Мусрепова,
оказавшие влияние на логику построения либретто;

> рассмотреть соотношение либретто с литературными первоисточниками;

> изучить драматургию опер, созданных на либретто писателя;

>- показать некоторые общие типологические черты, связанные с воздействием одного стимула - текста Г.Мусрепова;

> выявить индивидуальные черты "прочтения" мусреповского
текста разными композиторами.

Материалом исследования послужили литературное наследие [усрепова, публицистика писателя, включающая статьи, выступления, ысказывания по вопросам искусства из различных сборников, газетных убликаций, архивных документов; оперные произведения казахских омпозиторов на либретто Мусрепова.

Методологическая основа. Специфика темы исследования вызвала необходимость обращения к литературе из различных областей искусствознания. В первую очередь изучалась литература по теме "писатель и музыка", а также музыкальное начало в произведениях литературы /Труды М.Бахтина, Г.Гачева, А.Альшванга, Я.Платека/, литература по истории и теории оперы /Работы Б.Асафьева, М.Друскина, Вл.Протопопова, В.Фермана, А.Хохловкиной, Б.Ярустовского, А.Гозенпуда, М.Тараканова, Г.Кулешовой, М.Гейлиг/, исследования по проблемам казахского музыкального театра / в их числе книги Л.Гончаровой, В.Мессман, Г.Бисеновой, С.Кузембаевой/, а также литературоведческие труды о творчестве Г.Мусрепова /М.Ауэзова, З.Кедриной, Н.Габдуллина, Х.Адибаева, Т.Ахтанова/.

Научная новизна. Данная работа впервые в казахском музыкознании поднимает тему "писатель и музыка" /шире - "литература и музыка"/ и рассматривает суть роли, места и значения крупного писателя в истории национальной музыкальной культуры. Неразработанной областью искусствознания республики является также проблема влияния музыкального искусства на поэтику литературного творчества, выявления музыкальности художественной прозы. В работе рассматривается драматургия Мусрепова как литературная основа оперных произведений казахских композиторов. С особой тщательностью анализируются оперы, по разным причинам не получившие должного освещения в отечественном музыкознании /в их числе, оперы "Туткын кыз", "Ахан-серэ" - Актокты"/.

Осмысление данных тем представило для казахского опероведения новые проблемы: выявить соотношение народного эпического источника -литературной драмы и оперного либретто /"Кыз Жибек", "Козы-Корпеш -Баян сулу"/, определить влияние драматического искусства на музыкальную драматургию опер. Важно было не только зафиксировать воздействие литературной основы опер на выбор тех или иных средств музыкального языка /"Туткын кыз", "Амангельды"/, но и проанализировать параметры трансформации драматической пьесы в оперном жанре /"Ахан-серэ - Актокты"/.

Структура работы: Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, а также включает список литературы и нотные примеры.

Похожие диссертации на Пьеса как источник оперного спектакля (драматургия Г. Мусрепова в казахской опере)