Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Итальянская опера первой половины XVII века. Драматургия. Стиль. Жанрообразующие процессы Куколь, Галина Витальевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Куколь, Галина Витальевна. Итальянская опера первой половины XVII века. Драматургия. Стиль. Жанрообразующие процессы : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Киев. гос. консерватория им. П. И. Чайковского.- Киев, 1989.- 20 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-2/1646-6

Введение к работе

' ^Гема

исследования. Предлагаемая 'диссертация посвящена мало

изученным вопросам истории становления оперы как вида искусства, исследованию специфики начальных стадий ее эволюции. .

ХУП век отмечен бурным развитием новых жанровых образований зо всех сферах искусства. Начавшийся в конце ХУІ века процесс дифференциации различных его видов имел своим последствием новое пони-4ание идеи синтеза искусств, что создало условия для возникновения (уэыкального театра.

Предметом исследования являются исторические закономерности іазвития оперы в Италии в первой половине ХУП века в аспекте синте-а искусств. Использование комплексного подхода диктует выход за амки сугубо музыковедческой проблематики. Основной акцент при изу-ении оперного искусства первой половины ХУП века делается на цело-тних качествах системы, возникающих в результате взаимодействия сех слагаемых оперного синтеза. В связи с этим история оперы рас-матривается в контексте историко-культурного развития Италии, в оотнесении со специфическими театральными-и музыкальными процесами.

Актуальность темы определяется характерными тенденциями раэви-ія оперы на современном этапе, возрастающим интересом к оперному іследию композиторов ХУП века. Полемика о сущности и специфике іерн, о жизнеспособности ее форм, которая началась и ведется с івних времен, в наше время приобретает особую остроту. Дестабили-' щия всей жанровой системы оперного искусства в современном компо-іторском творчестве породила потребность заново разобраться в при-де оперного феномена, вызвала активный интерес к старинным оперлі школам и к творчеству композиторов "доклассического" периода. В советском музыкознании и театроведении история оперы ХУП вене получила достаточно полного освещения. Основные ее вехи обоз-чены в четвертой главе "Музыкально-исторических портретов" А.Кузнецова, в нескольких разделах "Истории западноевропейской зыки до 1789 года" Т..Н.Ливановой: Творчеству выдающихся компо-горов этой эпохи - К.Монтеверди и Г.Перселлу - посвящены две мо-ррйфии В.Д.Конен. Местоположение оперы в жанровой и стилевой сис-ле искусства ХУП столетия, влияние музыкального театра этого пе-зда на формирование музыкальных стилей последующих эпох, в част-гти венского классицизма, рассматриваются в фундаментальных рабо-

- г -

тах "Театр и симфония" В.Д.Конен и "Западно-европейская музыка ХУП-ХУШ веков в ряду искусств" Т.Н.Ливановой.

Более детальное изучение конкретных вопросов истории оперы на первых стадиях ее формирования с учетом новейших архивных исследований, проведенных зарубежными учеными и практиками оперного театра,, поможет откорректировать сложившиеся представления о природе оперного синтеза, о своеобразии оперных стилей первой половины ХУЛ века, по-новому представить закономерности дальнейшей эволюции музыкального театра.

Материалом исследования послужили мало изученные произведения итальянских композиторов, созданные в первой половине ХУЛ века: "Эвридика" Я.Пери, "Эвридика" Д.Каччини, "Дафна" М.да Гальяно, "Орфей", "Возвращение Улисса на родину" и "Коронация Поппеи" К.Мон-' теверди, "Орминдо" Ф.Кавалли.

' Цели и задачи работы. Основной целью работы является выяснение основных жанрообразующих тенденций, действовавших на начальных стадиях формирования итальянской оперной культуры, в частности,специфики проявления родовых свойств театрального искусства в границах оперного синтеза. Отсюда вытекают следующие исследовательские задачи: обзор стилевых направлений эпохи, взаимодействовавших и противоборствовавших в искусстве как Западной Европы в целом, так и в Италии в частности; характеристика итальянской художественной культуры конца ХУІ - начала ХУЛ века; установление путей воздействия ренессанса, маньеризма, барокко и классицизма на развитие театра в сравнении с другими Еидами искусства; уточнение условий возникновения drarnma per .musica в стилевом и жанровом контексте итальянского искусства конца ХУІ - начала ХУЛ столетия и корректировка принятой периодизации истории оперы ХУЛ века; выявление принципов жанро-обраэования, особенностей драматургии, путей формирования' специфического для оперы музыкального тематиэма как композиционной основы ' оперной формы в итальянской музыкальной драме первых трех десятилетий ХУЛ века /Я.Пери, Д.Каччини, К.Монтеверди, творчество композиторов римской школы/; изучение роли театрально-драматического фактора в процессах стилеобразования на примере опер "Коронация Поппеи" К.Монтеверди и "Орминдо" Ф.Кавалли.

Научная новизна работы состоит-в определении закономерностей жанрообразования в опере на первом этапе ее развития. Новым является подробное изучение связей итальянской оперы первой половины

- о -

ХУЛ века с жанровой и стилевой системой театрального искусства Западной Европы. На конкретных примерах выявлены общие и отличительные черты оперной драматургии с наиболее яркими художественными явлениями театральной культуры - театром Шекспира, Лопе де Вега, Тирсоде Молина, Педро Кальдерона, комедией масок. В диссертации впервые в советском музыкознании анализируется опера "Орминдо" Ф.Кавалли - Д.Фаустни, подробно исследуется либретто Ф.Бузенелло "Коронация Поппеи" в аспекте его влияния на специфику преломления ренессансных идеалов в опере К.Монтеверди.

Методологической базой исследования стал системно-исторический подход к изучению художественных явлений, принцип комплексного анализа оперы, к которому тяготеет'современное музыкознание, интонационная теория Б.В.Асафьева,, последовательно -развиваемая советскими музыковедами в ходе изучения теоретических и исторических проблем музыкальной науки.-В исследовании конкретных произведений применена методика анализа музыкально-драматического строения оперы по "циклам действия", предложенная И.Налетовой. *'.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Возникновение опери связано с кризисом стилевой и жанровой системы итальянского театра конца ХУІ - начала ХУП века: опера борет на себя функцию "замещения" высокого жанра трагедии, не получившего развития в Италии по ряду объективных причин.

  2. Особенности оперного стиля рассматриваемого периода определяются борьбой разнонаправленных стилевых тенденций искусства ХУП века, скрещиванием принципов Высокого Ренессанса с барочным типом драмы.

  3. В эволюции итальянской оперы первой половины ХУП века к середине столетия акцент перемещается с общетеатральных закономерностей на становление логики имманентно музыкального развития, что» оказывает определяющее влияние на все уровни системы: жанровый, драматургический, композиционный.

I/ ' См.: Налетова И. К проблеме цел'остного анализа оперы // Задачи дальнейшего развития социалистической культуры и искусства в свете решений ХХУІ съезда КПСС: Тез. докл. респ. науч. -теорет. конф. преп. и аспирантов вузов культуры и искусства, 23-25 сент. І9ЄГ г. - Харьков, 1981. - С. І69-171.

_ 4 -

Практическая ценность работы. Результаты исследования могут быть применены при прохождении курсов истории зарубежной музыки и зарубежного_ театра, основ оперной драматургии, анализа музыкальных произведений и музыкальной эстетики. Содержание работы может заинтересовать практиков оперного театра, которые обратятся к постановке рассматриваемых в работе произведений.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена на заседаниях кафедры истории зарубежной музыки Киевской Государственной консерватории им. П.И.Чайковского. Тезисы доклада по теме диссертации вошли в программу республиканской научно-теоретической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов вузов культуры и искусства /Одесса, 1967/. Основные положения диссертации отражены в статьях, указанных в списке опубликованных работ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и нотных примеров. Первая глава: "Итальянский музыкальный театр первой трети ХУП столетия. Предпосылки возникновения и проблемы жанрообразования"; вторая глава: "На сломе эпох. "Коронация Поппеи" К.Монтеверди - Ф.Бузенелло"; третья глава: "Венецианская оперная школа середины ХУП века. "Ормин-до" Ф.Кавалли т- Д.Фаустини"; четвертая глава: "Тематизм. Формообразование. Композиционно-драматургические закономерности".

Похожие диссертации на Итальянская опера первой половины XVII века. Драматургия. Стиль. Жанрообразующие процессы