Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Стилевые особенности партесной концертной композиции переходного периода : (на примере трехголосных концертов из рукописных сборников второй половины XVII-конца XVIII веков) Виноградова, Галина Николаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Виноградова, Галина Николаевна. Стилевые особенности партесной концертной композиции переходного периода : (на примере трехголосных концертов из рукописных сборников второй половины XVII-конца XVIII веков) : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Рос. акад. музыки им. Гнесиных.- Москва, 1994.- 27 с.: ил. РГБ ОД, 9 94-3/1255-5

Введение к работе

Актуальность исследования. Партесное пение занимает одно из центральных мест в ряду художественных явлений XVII-XVIII веков. Оно представлено различными жанровыми разновидностями: обработками одноголосных песнопений, кантами, концертами. Каир концерта явился вершиной развития партесного стиля. В настоящее время в поле зрения исследователей еще не вошло все многообразие жанровых разновидностей партесного концерта и их рукописных источников.- В силу этих причин нет достаточной ясности относительно времени и процесса появления и распространения жанра партесного концерта на отечественной почве в короткий исторический срок. Может быть также уточнен вопрос об исторических ступенях в развитии жанра, о возможных переходных формах от монодической и многоголосной хороЕой культуры средневековья к зрелому партесному концерту. В связи с этим, обращение к трехголосным партесным концертам следует рассматривать как одну из ступеней в целенаправленном изучении не только жанра партесного концерта, но и системы отечественного многоголосия XVII-XVIII веков в целом.

Изучение жанра партесного концерта начато дореволюционным музыкознанием. Тогда исторический возраст партесного концерта не исчислялся ранее первой половины XVIII века. В исследованиях начала XX века укрепилось мнение о полном заимствовании партесного концерта отечественной музыкальной культурой, вопрос же о возможных генетических связях отдельных сторон этого жанра ( линеарно-мелодической, ритмо-вре-менной, композиционной связях ) вообще не поднимался.

В мувыкоанании. советского периода хронологическая граница появления партесного концерта на Украине отодвинута на

^0-80-е годы XVII века, в России - на конец XVII века, фундаментальным трудом в области изучения партесного концерта явилась докторская диссертация Н.А.Герасимовой-Персцгской "Партесн:..:. концерт на Украине во Еторой половине XVII - первой полоЕкне XVIII века и его место в культуре эпохи". Данное исследование содержит постановку и решение ряда общих проблем исторического развития и стилевых особенностей жанра партесного концерта, основанные на изучении подлинного рукописного материала. В 70-60-е года нааего Еека появился ряд работ, в которых освечены индивидуальные стили композиторов, творивших в жанре партесного концерта: Н.Дилецкого, В.Титова, С.Пекалицкого. Проблема индивидуальности в отечественном хоровом творчестве в общекультурном аспекте поставлена в диссертации Н.В.Заболотной "Проблема индивидуальности художественного целого е творчестве композиторов Украины и России второй полоеины XVII - первой половины XVIII веков". Также в последнее Еремя начато изучение особенностей бытования партесного концерта в рукописных редакциях, углубляются отдельные аспекты изучения жанра партесного концерта: текстологический, ритмический, интонационно-гармонический. В музыковедческой литературе советского периода особое внимание уделено вопросу о народных истоках партесного концерта.

В муеыкозедческой литературе также имели место отдельные упоминания о трехголосных партесных концертах и ег'нич-ные их публикации: С.С.Скребковым в исследовании "Русская хоровая музыка XVII - начала XVIII века", Н.Д.Успенским в хрестоматии "Русский херовой концерт конца XVII - первой половины XVIII веков", В.В.Протопоповым в Памятниках русского музыкального искусства, вып.2 "Музыка на Полтавскую победу",

Н.В.Заболотной в упомянутой выше диссертации. Таким образом, трехголосные партесные концерты до настоящего времени не стали предметом специального изучения.

Задачи настоящей диссертации - определение места трехголосных партесных концертов в жанровой системе отечественной музыки второй половины XVII - первой половины XVIII веков, в исторически сложившейся системе русско-украинского многоголосия, выяснение особенностей стилистики этих сочинений в контексте перелома в музыкальном искусстве данного периода, их генетических связей и роли в формировании зрелой партесной концертной композиции.

Научная новизна исследования. Постановка указанных проблем потребовала предварительно решить источниковедческую задачу - выявление типологии трехголосных партесных сборников, содержащих "концерты", их генезиса, процесса функционирования и специфических черт этих рукописей как памятников эпохи русского барокко. Такой подход к изучению партесных рукописей в настоящей диссертации предпринят впервые. Для решения перечисленных задач нами был проведен текстологический анализ рукописных сборников, содержащих концерты, при этом мы опирались на общепалеографические методы исследования письменных источников.

Материалом для ивучения в настоящей диссертации послужили 36 рукописных певческих сборников второй половины XVII - конца XYIII веков из фондов отделов рукописей Государственного исторического музея, Государственной публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина, Государственного музея музыкальной культуры им. Глинки, Российской государственной библиотеки и Центрального государственного архива древних ак-

тов. В число рукописных источников трехголосных партесных концертов, изученных нами, еошли 12 сборников, не упоминавшихся в печати, содержащие около 600 концертов ( примерно половина всего содержания сборников представлена списками ). Кроме сборников, содержащих трехголосные концерты, в качестве вспомогательного материала в поле нашего зрения находились и другие теоретические и певческие рукописи второй половины XVII - конца XVIII веков.

Методика исследования. Изучение трехголосных партесных концертов потребовало системного осмысления накопленного фактологического материала на разных уровнях. Поэтому в настоящей работе мы руководствовались следующими принципами системного исследования:

  1. Признание исходным тезиса о системной целостности анализируемых рукописных источников. В связи с этим рукописные партесные сборники, содержащие концерты, рассматриваются как самостоятельное явление в общей системе древнерусской певческсА книжности.

  2. Понятие системности трехголосных концертов включает среди других признаков многоэлементную их структуру.

  3. Выявление нескольких типов связей в художественных объектах, выбранных нами для анализа: в отношении рукописей они представлены 'функциональными и структурно-стилистическими связями между песнопениями; в трехголосных концертах это а) музыкально-речевая взаимосвязь, б) координация фактурного, ритмико-композкционного и ладового уровней.

Однако не просто наличие нескольких типов связей, а именно системообразующих связей в их числе позволяет выявить органичную целостность художественного объекта.

4. Выстраивание структуры системы. На этой стадии исследования возникла необходимость синтезировать в единой модели разрозненные представления о трехголосных концертах, полученные при изучении различных сторон их стиля. В качестве такой модели в диссертации впервые предлагается графическое отражение одновременно нескольких стилистических " срезов" трехголосных партесных концертов, которое использовано в качестве инструмента как для анализа этих сочинений, так и для сравнения их с другими песнопениями.

Практическое значение исследования:

наблюдения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в курсах истории отечественной музыки, в спецкурсе музыкальной палеографии, а расшифровки произведений - в концертной практике;

графический метод моделирования мог бы найти применение не только в исследованиях партесных концертов, но и в неучений песнопений средневековья, то есть тех классов сочинений, в основе которых лежит канон;

анализ содержания и типологии трехголосных рукописных сборников, содержащих концерты, может быть полезным при

.текстологическом описании рукописей эпохи русского барокко;

- список жанровой принадлежности текстов трехголосных
концертов и музыкальный инципитный каталог концертов, имею
щихся в нескольких редакциях, могут служить в качестве науч
но-справочного материала.

Структура работы, обусловленная перечисленными задачами, включает помимо Введения и Заключения три главы (названия глав указаны в тексте автореферата). Приложение к диссертации содержит следующие разделы: 1. Примеры к тексту

Похожие диссертации на Стилевые особенности партесной концертной композиции переходного периода : (на примере трехголосных концертов из рукописных сборников второй половины XVII-конца XVIII веков)