Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Тобольский манускрипт густава блидстрёма в контексте явлений инструментального искусства Швеции и России второй половины XVII – первой половины XVIII веков 17.00.02-17 Недоспасова Анна Павловна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Недоспасова Анна Павловна. Тобольский манускрипт густава блидстрёма в контексте явлений инструментального искусства Швеции и России второй половины XVII – первой половины XVIII веков : автореферат дис. ... кандидата искусствоведческих наук: 17.00.02-17 / Недоспасова Анна Павловна;[Место защиты: Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки].- Новосибирск, 2012.- 34 с.

Введение к работе

Актуальность исследования. Мир музыки постоянно расширяет свои границы. В поле внимания музыковедов и музыкантов-исполнителей внедряются вновь создаваемые опусы и актуализированные произведения прошедших эпох. Последние становятся частью исследовательского обихода и естественным компонентом современной фоносферы. К таковым следует отнести массив различных жанров прикладной музыки, объединенных Густавом Блидстрёмом – шведским военнопленным гобоистом армии Карла XII в единый рукописный сборник, названный по месту своего создания Тобольским манускриптом.

Предпринятое исследование имеет целью ввести в научный оборот музыкознания этот вновь открытый памятник музыкальной культуры. Его целостный анализ сделал возможным уточнение и расширение существующих представлений о жанровых и стилевых тенденциях развития инструментальной музыки Швеции и России во второй половине XVII – первой половине XVIII столетий. В свою очередь, это формирует принципиально новый взгляд на характер взаимоотношений двух стран в области музыкальной культуры.

Один из аспектов рассматриваемых в диссертации процессов способствует осмыслению данных, относящихся к зарождению отечественных традиций инструментального исполнительства, а также раскрытию вновь установленных способов и путей проникновения в Россию европейских форм музицирования. До настоящего времени новые принципы музыкального мышления в XVII–XVIII столетиях справедливо связывают с достижениями художественной культуры таких стран, как Италия, Франция, Германия. Работа автора с Тобольским манускриптом и другими источниками показала целесообразность включения Швеции в эти сложные процессы, наметила новые перспективы развития музыкальной нордистики в отечественной науке.

Безусловный интерес для исследователя имеет личность составителя уникального памятника – Г. Блидстрёма, полкового музыканта, типичного представителя своего времени. Особо актуален Тобольский манускрипт для сибирского краеведения. Документ свидетельствует о музыке, действительно звучавшей в Тобольске в первой трети XVIII в. Обозначенная актуальность исследования позволяет сформулировать его объект, предмет, цель и задачи.

Объектом исследования выступает Тобольский манускрипт Густава Блидстрёма.

Предмет исследования – жанрово-стилистические свойства заключенных в памятнике произведений, интерпретируемых в контексте традиций западноевропейской, шведской и русской инструментальной культуры второй половины XVII – первой половины XVIII вв.

Цель исследования введение в научный оборот музыкознания Тобольского манускрипта Г. Блидстрёма, памятника музыкальной культуры рубежа XVII–XVIII вв., его комплексный анализ и рассмотрение в музыкально-историческом контексте российско-шведских культурных контактов.

Цель работы предполагает решение следующих задач:

– раскрыть основополагающие тенденции в формировании шведской и российской инструментальной музыки второй половины XVII – первой половины XVIII вв.;

– провести источниковедческий анализ исследуемого памятника и осуществить его палеографическое описание;

– реконструировать текст Тобольского манускрипта в системе современных средств фиксации музыкального материала;

– осмыслить принципы структурной организации манускрипта, показать жанровый и стилистический срезы представленных в нем произведений;

– рассмотреть Тобольский манускрипт в качестве составного элемента культурного пространства, сформированного в Сибири шведскими военнопленными;

– оценить вклад шведских музыкантов-военнопленных в становление отечественного инструментального музицирования и, таким образом, обозначить посредническую роль шведских музыкантов в процессах адаптации западноевропейских культурных традиций в России.

Источниковедческая база диссертации подразделяется на несколько блоков:

1) нотные рукописи: Тобольский манускрипт Г. Блидстрёма (Musikhandskrift № 10, Stift-och landsbiblioteket, Scara); рукописи, составленные на рубеже XVII–XVIII вв. шведскими музыкантами-любителями М. Тернстедтом (M. Ternstedt) и Т. Н. Ирэ (T. N. Ihre), которые включают образцы инструментальных табулатур, хранящиеся в библиотеке Уппсальского университета (UUB: Instr.mus.hs. 410; Ihre 285); инструментальные произведения из репертуара шведской придворной капеллы второй половины XVII – начала XVIII вв. (Dben Collection Database Catalogue);

2) материалы Российского государственного архива Древних Актов: Фонды № 9, 17, 198, 214, 248, содержащие различные сведения о пленных шведах;

3) исследования шведских музыковедов по вопросам истории музыки Швеции в XVII–XVIII вв. (A. Aulin, H. Connor, . Edenstrand, S. Landtmansson, J. O. Ruden, T. Norlind, S. Strand);

4) дневники и мемуары шведских военнопленных, публикация и анализ которых осуществлены в трудах отечественных ученых (Я. К. Грот, Э. П. Зиннер, М. М. Петрякова, Д. М. Шарыпкин, Г. В. Шебалдина);

5) литературные свидетельства о деятельности шведских военнопленных музыкантов в России и сибирских городах в дневниках, письмах, мемуарах путешественников, современников и участников событий Северной войны;

6) изобразительные материалы ГИМ (Государственный исторический музей, Москва), фиксирующие события Триумфальных праздников и иных светских торжеств.

Основополагающим в исследовании стал принцип историзма, позволивший рассмотреть изучаемый материал в контексте шведских и российских (сибирских) исторических событий, в последовательности явлений музыкальной культуры двух стран.

Особенности материала исследования и поставленные задачи предопределили использование комплексного подхода, обращение к различным методам. Установление необходимого массива документального материала, анализ инструментального репертуара изучаемой эпохи, поиск и систематизация информации о произведениях и их создателях потребовали обращения к источниковедческому и историко-типологическому методам, разработанным в рамках исторического инструментоведения российскими (А. Д. Алексеев, В. В. Березин, Л. С. Гинзбург, Б. В. Доброхотов, И. В. Мациевский, И. Ф. Петровская, Н. Н. Покровская, Л. Н. Раабен, Л. И. Ройзман) и шведскими (A. Aulin, I. Bengtsson, H. Connor, E. Kjellberg, S. Landtmansson, J. Ling, C.-A. Moberg, T. Norlind, S. Strand) исследователями.

В своих наблюдениях над процессами формирования европейского инструментализма автор опирался на сравнительный метод, позволивший раскрыть черты сходства и различия в развитии этого вида творчества в Швеции и России. Необходимость установить место, время создания анализируемого сборника стало причиной обращения к методам музыкальной палеографии.

Реконструкция и последующая интерпретация выявленных в процессе разыскания нотных текстов обусловили необходимость привлечения методов текстологического анализа, сложившихся в трудах Б. В. Асафьева, И. А. Барсовой, А. И. Климовицкого, В. В. Протопопова, Н. Л. Фишмана.

Историко-теоретическую базу диссертации составили труды, раскрывающие проблемы отечественной музыки доглинкинского периода: Б. В. Асафьева, А. А. Гозенпуда, Ю. В. Келдыша, Т. Н. Ливановой, С. С. Скребкова, В. И. Тутунова, Н. Ф. Финдейзена.

В решении вопросов, касающихся культурного взаимодействия России и европейских стран автор опирался на положения, изложенные в работах А. Б. Каяк, Д. С. Лихачёва, А. М. Панченко, Т. А. Тоштендаль-Салычевой. Особенно значимыми для выработки теоретических оснований данного исследования стали идеи Д. С. Лихачёва, связанные с явлениями культурной трансплантации, систематизацией форм и типов контактов различных национальных культур, закономерностями исторических этапов в европейской ориентации отечественной культуры. В русле сформированных ученым концепций в диссертации рассматриваются взаимоотношения русской и шведской музыкальных культур, вопросы соотнесенности этапов их развития с основными тенденциями, присущими западноевропейской музыке в рассматриваемый период.

Стилистические и жанровые особенности избранных для анализа произведений изучались с позиций музыкально-аналитических принципов, сформированных в трудах музыковедов, выработавших историко-стилевую концепцию отечественной и зарубежной музыки XVII–XVIII вв. В их числе Б. В. Асафьев, Ю. В. Келдыш, Л. В. Кириллина, О. Е. Левашева, Т. Н. Ливанова, М. Н. Лобанова, С. С. Скребков.

Социологический ракурс затронутых в работе вопросов исследовался в контексте музыкально-социологических идей А. Н. Сохора и А. Б. Каяк.

Краеведческие аспекты раскрытия темы опираются на труды Б. Е. Андюсеева, А. Н. Копылова, Т. А. Роменской, представляющие основополагающие тенденции развития музыкальной культуры Сибири XVII–XIX столетий.

Мысль о создании работы, посвященной Тобольскому манускрипту Г. Блидстрёма, не является результатом только научной рефлексии. Она итог, реализация опыта автора диссертации, накопленного в процессе практического освоения западноевропейской музыки XIII–XVIII вв. и отечественной музыки XVIII столетия. Исторический и музыкально-теоретический подходы в сочетании с исполнительским опытом позволили представить фигуру Г. Блидстрёма на реальном историческом фоне, определить жанрово-стилистические особенности произведений, осмыслить их в системе современного исполнительского и слушательского музыкального мышления.

Научная новизна работы определена рядом факторов. Впервые предпринята попытка актуализировать и исследовать сохраняемые памятники шведского музыкального искусства рубежа XVII–XVIII вв., прежде всего, Тобольский манускрипт Г. Блидстрёма – массив инструментальных произведений, представляющих разнообразные по назначению жанры бытовой музыки.

Комплексное осмысление как уже известных, так и вновь введенных в научный обиход музыкознания нотных и нарративных источников позволило автору диссертации систематизировать:

– жанровый состав шведской и русской инструментальной музыки в соотношении с ведущими тенденциями музыкального искусства исследуемой эпохи;

– формы бытования инструментальных жанров в социокультурном пространстве национальных традиций музыкального искусства.

Все это дало возможность:

– воссоздать целостную картину инструментального музицирования в избранных автором работы временных, национальных, географических (в том числе, региональных сибирских) рамках;

– существенно уточнить общие представления о путях и формах адаптации музыкальных традиций, способствующих становлению в России музыкальной культуры европейского типа.

Практическая работа с текстом Тобольского манускрипта и его анализ стали основанием для разработки принципов реконструкции пласта барочной музыки в сегменте бытового инструментального музицирования.

Апробация диссертации. Работа выполнена на кафедре истории музыки Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки, неоднократно обсуждалась на заседаниях кафедры и была рекомендована к защите. Основные положения предлагались для рассмотрения в форме докладов, публиковались в сборниках научных работ и материалов региональных, международных научных конференций: в Новосибирском государственном университете (Новосибирск, 2007), Российском государственном гуманитарном университете (Москва, 2008), на международном симпозиуме в Швеции «Om krigsfngar och kulturubyte med utgngspunkt frn Poltava 1709» (Гренна, 2009), на международном симпозиуме в Петрозаводской государственной консерватории (Петрозаводск, 2011). Тезисы диссертации формулировались автором параллельно с концертной практикой в нашей стране и за рубежом, включающей исполнение сочинений из Тобольского манускрипта.

Практическая значимость исследования. Введенный в научный обиход пласт музыкальных произведений может стать основой последующих музыкально-исторических, музыкально-теоретических исследований культуры Швеции и России. Материалы работы могут быть интересны исследователям, разрабатывающим проблемы истории военной музыки. Возможно использование полученных данных в учебных курсах (история музыки, музыкальная литература, краеведение, культурология, источниковедение) музыкальных заведений среднего и высшего звена. Содержащиеся в манускрипте Г. Блидстрёма сочинения представляют интерес и для студентов исполнительских специальностей. Историческая и художественная значимость реконструированных автором диссертации пьес позволяют включить их в концертную практику солистов-инструменталистов и ансамблей, исполняющих раннюю музыку.

Для достижения прикладных целей автором диссертации решена задача графической и музыкально-смысловой интерпретации нотных образцов Тобольского манускрипта в соответствии с принципами современного оформления музыкальных текстов. Это позволило преодолеть эстетическую дистанцию между временем создания манускрипта и современной музыкальной практикой.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, четырех Приложений (включающих иллюстрации, нотные примеры, хронологическую таблицу, компакт-диск с записью музыки Тобольского манускрипта) и библиографического списка, состоящего из 233 наименований.

Похожие диссертации на Тобольский манускрипт густава блидстрёма в контексте явлений инструментального искусства Швеции и России второй половины XVII – первой половины XVIII веков 17.00.02-17