Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Письма Иоганнеса Брамса Роговой Сергей Игоревич

Письма Иоганнеса Брамса
<
Письма Иоганнеса Брамса Письма Иоганнеса Брамса Письма Иоганнеса Брамса Письма Иоганнеса Брамса Письма Иоганнеса Брамса Письма Иоганнеса Брамса Письма Иоганнеса Брамса Письма Иоганнеса Брамса Письма Иоганнеса Брамса Письма Иоганнеса Брамса Письма Иоганнеса Брамса
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Роговой Сергей Игоревич. Письма Иоганнеса Брамса : диссертация ... доктора искусствоведения : 17.00.02.- Москва: "Композитор", 2003.- 636 с.: ил. РГБ ОД, 71 05-17/18

Введение к работе

«В письмах никто не предстает самим собой, а уж я и подавно. Обо мне нельзя составить представление по моим письмам», - сказал Иоганнес Брамс своему молодому коллеге Рихарду Хейбергеру [ХЕЙБЕРГЕР 223-224]. Тем самым он дал нам - читателям и исследователям его эпистолярии - четкий сигнал, предупреждая от буквального понимания своих писем, указал на необходимость их истолкования.

Брамс, конечно, не ставил своей целью намеренно искажать в переписке действительное положение вещей. Причина «кривого зеркала», на мой взгляд, кроется в другом - в избирательной подаче информации. Определенные темы Брамс обходил молчанием, а некоторые моменты, напротив, преувеличивал. Наиболее ярко это проявилось в вытеснении из писем сокровенных мыслей, всего, что связано с творческим процессом, в выделении бытовых, даже обывательских аспектов содержания. Серьезные признания о себе, о жизни, о музыке всплывают исключительно на периферии разговора, в потоке «болтовни» («Plaudern»), которую многие исследователи называют излюбленной эпистолярной манерой Брамса; однако чаще всего до подобных признаний дело не доходит вовсе.

Ряд обстоятельств говорит в пользу того, что Брамс не случайно ставил свои письма в крайнее положение на воображаемой шкале правдивости и искренности («а уж я и подавно»). Во-первых, письма у Брамса выполняли функцию нейтрального носителя актуальной информации, по крайней мере, он хотел видеть их такими, стараясь изначально избавить себя от необходимости переносить на бумагу свой внутренний мир - и уже в этом можно усмотреть значительное противоречие творческой натуре пишущего: Брамс только в редких, исключительных случаях пишет о своей музыке, а ведь нет сомнения, что именно она составляла единственное содержание его жизни. Во-вторых, существенную роль играли постоянные опасения Брамса быть неверно понятым. Так, в цитированной выше беседе с Хейбергером речь шла о наболевшей теме - об обнародовании частной корреспонденции; Брамс выступал против порочной практики предавать гласности ту информацию, которая содержится в частных письмах: «Сначала к тебе обращаются за советом, ты пишешь свое мнение, а потом все это показывают публике или даже печатают! Надо защищаться! Ведь издателям тоже не напишешь честно, полная откровенность там невозможна уже совсем по другим причинам. Письма Моцарта, Рафаэля и т. д. прекрасны, изумительны! Но делать из них выводы - полная бессмыслица для биографов!» Слова «делать выводы» неоднократно произносились Брамсом с оттенком боязни; очевидно, этот пункт его больше всего и беспокоил. Под «защищаться» он имел в виду не столько контроль за судьбой уже отправленного письма (просьбы к своим корреспондентам сохранять конфиденциальность, требования уничтожить письмо встречаются в переписке Брамса крайне редко), сколько меры предосторожности в момент его написания: выбор обтекаемых формулировок, уход от скользких тем и т. д. Многое указывает на то, что Брамс самым тщательным образом продумывал содержание эпистолярного текста, принимая в расчет как личность получателя, так и возможность последующего обнародования письма. Это привело к известной нейтрализации и обезличиванию содержания; из него исчезли детали, наиболее уязвимые с точки зрения их последующего истолкования третьими лицами, в первую очередь информация, касающаяся личности автора, его душевной жизни. По тем же причинам Брамс уничтожал и свои неизданные манускрипты и черновики: в руки биографов не должен был попасть такой «неподконтрольный» материал. Как и следовало ожидать, особенно интимные письма, в первую очередь письма Кларе Шуман и родителям, из которых мы, возможно, смогли бы «сделать выводы» о «настоящем Брамсе», были уничтожены. «После меня уже ничего не найдут», - не без гордости заявлял композитор [ХЕЙБЕРГЕР 229]. Брамс не хотел выставлять напоказ свою частную жизнь и отдавать на суд современников, а тем более потомков, свое поведение и свои мысли.

Поэтому не стоит удивляться распространенному мнению, что переписка Брамса для широкой публики якобы слишком скучна, а для музыковедов -недостаточно содержательна. Однако при более глубоком рассмотрении предмета это впечатление уходит.

Широкого читателя, задавшегося целью проникнуть сквозь эпистолярные тексты к личности Брамса, обязательно нужно посвятить сначала в его «тайнопись», и вооружить определенными «ключами» к пониманию. Такой читатель должен прежде всего осознать специфическую ситуацию, в которой находился автор письма, вынуждавшую его умалчивать о самых важных вещах или прятать их за маской иронии, и лишь затем, исходя из этого, истолковывать казалось бы слишком общие или отвлеченные моменты содержания.

Историки музыки, конечно, не найдут в переписке Брамса обширного фактического материала, столь необходимого, например, в решении споров об отношении Брамса к тезисам об «абсолютной музыке» и к музыкальной полемике второй половины XIX века, к таким категориям, как «классика», «романтическое», «программность» и т. д. Но, с другой стороны (и это никак нельзя упускать из виду), переписка дает в руки исследователям бесценный материал - подробное, как ни у какого другого композитора, обсуждение всех деталей подготовки произведений Брамса к изданию; значение писем Брамса для музыкальной текстологии поистине огромно.Таким образом, в эпистолярных текстах постоянно присутствует контрапункт двух смысловых пластов - эксплицитного и имплицитного. В своем эксплицитном слое они воссоздают широкую панораму эпохи, дают представление о различных аспектах культурной жизни, отражают интереснейший в музыкально-историческом аспекте процесс зарождения и развития музыкальной индустрии и свидетельствуют об участии в нем Брамса. Благодаря широкой географии переписки и множеству корреспондентов самых разных специальностей возникает детализированная картина частной, общественной и музыкальной жизни Германии, Австро-Венгрии, Швейцарии и Голландии. Типичное для стиля Брамса нерефлективное описание актуальных событий служит здесь эффективным выразительным приемом, прекрасно выполняющим свою задачу - передавать информацию, значение которой для музыкальных историков последующих поколений сам композитор, составляя свои тексты, конечно, не принимал во внимание.

В имплицитном слое эпистолярного текста в той нли иной степени осуществляется проекция исторических явлений на творчество и личность Брамса. Происходит это, прежде всего, посредством реакции Брамса на явления культуры прошлого и настоящего. Здесь от читателя требуется как постоянная готовность к трактовке подтекста, так и умение верно оценить мысль, выраженную явно, проверить ее на возможность буквального понимания, снять с нее несколько слоев информации.

И, конечно, переписка - это уникальный документ общения Брамса с друзьями, которые составляли лучшую часть его публики. Трудно переоценить при этом значение ответных писем, которые по содержанию не менее, а подчас и более интересны, чем брамсовские. Без этих писем были бы невозможны короткие, меткие письма композитора. Корреспонденты Брамса в отличие от него подходили к писанию писем не столь прагматично. В их письмах нередко отражается глубоко эмоциональная реакция на брамсовскую музыку.

Письма Брамса являются уникальными историческими документами еще и потому, что почти никаких иных вербальных текстов он не оставил. Брамс выглядит скорее исключением среди музыкантов XIX века, которые в большинстве своем обладали литературно-публицистическими талантами. Шуман, Вагнер, Лист, не говоря уже об армаде композиторов среднего звена, часто и охотно брались за перо, шла ли речь об эссе, статьях, рецензиях или письмах. А Брамс, помимо писем, оставил после себя только подпись под «Манифестом» 1860 г., авторство которого спорно, и текстологические комментарии к нескольким томам ПСС Шумана и Моцарта. Критических статей Брамс не писал по принципиальным соображениям, хотя устно, в дружеском кругу, активно участвовал в обсуждении событий музыкальной жизни. В устном и письменном общении Брамс проявлял себя как один из образованнейших людей своего времени (во многих областях - в истории, теории и эстетике музыки, в литературе, живописи). Письма Брамса являются единственным носителем его слова, единственным аутентичным звеном, связующим творчество, личность, эстетические взгляды композитора и культурный контекст эпохи.

Похожие диссертации на Письма Иоганнеса Брамса