Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэтика "больших опер" Э. Скриба - Дж. Мейербера Новоселова Евгения Юрьевна

Поэтика
<
Поэтика Поэтика Поэтика Поэтика Поэтика Поэтика Поэтика Поэтика Поэтика Поэтика Поэтика Поэтика
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Новоселова Евгения Юрьевна. Поэтика "больших опер" Э. Скриба - Дж. Мейербера : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Новоселова Евгения Юрьевна; [Место защиты: Рос. акад. музыки им. Гнесиных].- Москва, 2007.- 279 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-17/166

Содержание к диссертации

Глава I. Поэтика либретто grand opera

Э.Скриба-Дж.Мейербера 17

1. "PIECE BIEN FAITE " I «Хорошо сделанная пьеса» . . 17

(принципы совместной работы Э.Скриба и Дж.Мейербера)

2. «БОЛЬШИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРИЧИН»

(типы конфликтов grand opera и их взаимодействие) . . 33

3. КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ

(художественный мир grand opera Э.Скриба-Дж.Мейербера) . 47

Мотивы и ситуации семантического поля «смерть». . 52

Мотивы и ситуации семантического поля «любовь». . 11

4. УТРАЧЕННЫЕ ИЛЛЮЗИИ (проблемы драматургии и композиции grand opera Дж.Мейербера) 87

Глава II. Музыкальная поэтика grand opera Дж.Мейербера 99

1. ПЕСТРОЕ ПЛА ТЬЕ АРЛЕКИНА

(музыкальный язык grand opera Дж.Мейербера) ... 99

Музыкальный язык семантического поля «смерть». . . 100

Музыкальный язык семантического поля «любовь». . . 125

2. «МИЛЫЙДРУГ» (герои и амплуа grands operas Дж.Мейербера) . . . 139

3. ИСПОВЕДЬ СЫНА ВЕКА - баллада или романс?

(особенности музыкальных форм и принципы их использования

в grands operas Дж.Мейербера) .... .145

Арии (дуэты), написанные в сложных формах . . . 146

Арии, написанные в простых формах . . . . 153

Арии (сцены), написанные в форме рондо. Монолог . . 160

4. «LE JUSTE MILIEU» I «Золотая середина»

(проблема эклектики в творчестве Дж.Мейербера) . . 164

Заключение 174

Список использованной литературы . . . . . 177

Приложение: нотные примеры, таблицы и схемы, краткое содержание либретто
«больших опер» Э.Скриба-Дж.Мейербера. .
. . . . . 189

Введение к работе

В центре предлагаемого исследования стоит жанр grand opera («большая опера»), появившийся в первой трети XIX века во Франции и наиболее значительно повлиявший на становление и развитие романтизма в западноевропейском музыкальном театре.

Значение «большой оперы» давно и повсеместно признано - сегодня нет ни одной энциклопедии, ни одного учебного пособия по истории музыки, в которых бы он не был упомянут. Однако, несмотря на всю частоту обращения, в музыковедческой литературе отсутствует четкое определение особенностей этого жанра.

Так же мало, как и сам жанр «grand opera», изучено и творчество его крупнейших представителей - композитора Джакомо Мейербера и драматурга Эжена Скриба. Однако творчество Мейербера в немалой степени способствовало расцвету жанра grand opera и его триумфальному шествию по оперным сценам Европы и мира1. Подобно Глюку, Керубини, Спонтини, он, иностранец, покорил сердца французов и стал законодателем вкусов своего времени. «Вся история музыки последних лет вращается вокруг его имени, и каждому музыканту, чье творчество подвергается обсуждению, невольно задается вопрос: как он относится к творчеству Мейербера или каково его местоположение в сравнении с этим композитором» , - писал о нем Г.Гейне. Его ценили современники и коллеги, среди которых немало выдающихся композиторов того времени. Буквально на следующий день после премьер мейерберовских опер появлялись восторженные статьи Г. Берлиоза (в 1835 г. он пишет большую статью в «Gazette musicale de Paris», посвященную анализу инструментовки «Роберта-дьявола», его искренние восторги находкам Мейербера будут рассыпаны и на страницах «Большого трактата о современной

В период с 1870 по 1910 гг. оперы Мейербера составляли основу репертуара таких театров, как Ковент-Гарден, Метрополитен-Опера, Ла Скала. А в парижской L'Opera и в Ковент-Гардене его оперы в XIX в. лидировали по количеству постановок, опередив Моцарта, Верди и Вагнера. Данные приводятся по результатам статистических выкладок, взятых из работ: Rosenthal Н. Two Centuries of Opera at Covent Garden. London, 1958. p. 679-776; WolffS. L'Operaau Palais Gamier, 1875-1962. Paris, 1962. p.23-228; The Diaries of Giacomo Meyerbeer/ Translated, Edited, and Annotated by Letellier R.I., In V. 4, Madison, 1999. V. 1., p. 35-62. 2Цит.по:Я. Becker. Meyerbeer and the Grand Opera /The Diaries of Giacomo Meyerbeer. V. 1., P. 17.

4 инструментовке и оркестровке»3) и Ф. Листа (статьи о «Роберте-дьяволе» и, в целом, о значении жанра grand opera4). Но если во Франции Мейербера безоговорочно принимали как музыкального новатора, то на родине композитора - в Германии, особенно после появления «Гугенотов», его творчество постоянно находилось под обстрелом критики. Ведущую роль здесь сыграли работы Ф.Мендельсона и Р.Шумана. А с ростом вагнеровского влияния в мире, количество работ о Мейербере резко сокращается, содержание же их меняет вектор на прямо противоположный.

Безусловно, к концу XIX века оперное наследие Р.Вагнера и Дж.Верди вольно или невольно затмило имена их предшественников, но этот взлет оперного искусства был бы невозможен, если бы он не был подготовлен творчеством не менее значимых композиторов. Лишь последняя треть XIX века стала временем великих Дж.Верди и Р.Вагнера. Но если первую треть XIX в. в истории европейской оперы можно назвать эпохой безраздельного господства Дж.Россини, то вторую треть, несомненно, - эпохой Дж.Мейербера.

Рядом с именем Мейербера обязательно должно стоять имя его либреттиста - Эжена Скриба. Роль либреттиста в процессе сочинения оперы трудно переоценить. Опера, по сути, родилась из омузыкаленного слова. Текст либретто является одним из решающих факторов рождения нового оперного жанра. Тот факт, что помимо Мейербера, на либретто Скриба писали Д.Верди («Сицилийская вечерня», «Бал-маскарад»), В.Беллини («Сомнамбула»), Г.Доницетти («Дочь полка», «Фаворитка», «Любовный напиток»), Д.Ф.Э.Обер («Немая из Портичи», «Фра-Дьяволо»), свидетельствует о чрезвычайной привлекательности творчества писателя для музыкантов, и не только в силу занимательности литературной интриги, но и благодаря качественной новизне сюжетики его произведений, отвечавшей эстетическим поискам своего времени. Однако более радикально, чем его коллеги, сумел воспользоваться предложениями Скриба для оперной сцены именно Мейербер. Обращаясь к его либретто реже, чем, например, Обер, он, тем не менее, стал создателем творческого союза, который без преувеличения навсегда вошел в историю.

В исследовательской литературе - и за рубежом, и в России, начиная со второй половины XIX в., вокруг сочинений Скриба-Мейербера складывается

3 Berlioz, Н. De L'instrumentation de Robert-le-Diable II Meyerbeer. Robert-le-Diable/ L'avant scene opera. Opera et
mythe (7), mensuel juin 1985, № 76. Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке, в
2 Т., М., 1972.

4 Лист Ф. Избранные статьи. М., 1959; Лист. Ф. Большая опера//Музыкальная жизнь. 2001. № 12.

5 парадоксальная ситуация. Признавая их значение (ни один учебник или серьезное исследование по истории музыки не обходится без упоминания имени Мейербера), исследователи все же не уделяют должного внимания творчеству композитора, избирая ироничный тон повествования о самом явлении grand opera5.

Позиция, которую заняли музыковеды относительно «музыкального космополита» (как часто называли Мейербера), во многом была сформирована под влиянием работ Р.Вагнера (это, прежде всего, «Опера и драма» и ряд других работ, в том числе одиозная статья «Еврейство в музыке»), прочно закрепивших за Мейербером славу «неискреннего художника», чьи произведения написаны ради достижения успеха у публики. Негативное отношение к продукции grand opera привело к тому, что популярные прежде произведения (вплоть до Второй мировой войны они с успехом ставились в лучших театрах мира) постепенно исчезают с афиш.

Только в последние пять-десять лет ситуация стала меняться. Можно сказать, что в Европе началось возрождение творчества Мейербера. «Большие оперы» композитора вновь ставятся в ведущих оперных театрах {«Роберт-дьявол» - Берлин, 2000; Прага, 2000; Стокгольм, 2002; «Гугеноты» - Сидней, 1996; Франкфурт, 2003; Метц, 2004; «Пророк» - Вена, 1998; Стокгольм, 1999 г.; Мюнстер, 2004; «Африканка» - Лондон, 1978, Сан-Франциско, 1988; Страсбург, 2004), делаются грамзаписи, выпускаются компакт-диски. В этих постановках принимают участие ведущие музыканты современности, среди которых такие звёзды, как Р.Скотто, Д.Сазерленд, Д.Симионато, М.Хорн, П.Чьофи, Ф.Корелли, П.Доминго, Д.Тоцци, Х.Диас, Б.Христов, Н.Гяуров, С.Рэми, Р.Бонинг, Г.Льюис, М.Арена. Ведется работа над изданием полного собрания сочинений композитора, печатаются новые редакции клавиров, публикуются «Дневники Дж.Мейербера» на немецком и английском языках, выпускаются сборники статей6. Творчеству композитора посвящаются целые номера периодических изданий , проводятся международные конференции , в 1997г. появляется Web-site MFC (Meyerbeer's Fun Club). Все это продиктовано

Следует отметить, что подобная ситуация сложилась и в литературоведении по отношению к творчеству Э. Скриба.

6 Например: Meyerbeer und das europaische Musiktheater I hrsg. von S. Dohring und A. Jacobshagen, Berlin, 1998. 1L'Avant-Scene Opera: Meyerbeer, Robert le Diable, June 1985, № 76,Paris, 1985; Meyerbeer, Les Huguenots, septembre-octobre 1990, № 134, Paris, 1990. 8 В г. Эссене (Германия) в мае 2007 г. состоялась международная конференция по опере «Пророк».

интересом к почти забытым страницам истории, желанием осмыслить феномен французской grand opera и их создателя.

В целом, всю западноевропейскую исследовательскую литературу о Мейербере можно разделить на несколько групп. Это, прежде всего, биографические и текстологические исследования. Первые биографии композитора и попытки осмысления его творчества появляются вскоре после его смерти9. Однако многие из этих работ лишены документальной основы, т.к. опираются на сведения, почерпнутые из многочисленных мемуаров или анекдотов о жизни композитора, опубликованных в прессе. В подобной ситуации отчасти «виноват» и сам композитор, он был очень «закрытым» человеком - своих респондентов просил сжигать его письма, а родным завещал после смерти никогда не публиковать его черновиков и записей личного характера. Только в 60-е гг. XX в. в Германии, фактически нарушая волю покойного, начинают публикацию его дневников10 и сохранившихся писем, а, следовательно, начинается и исследование процессов творчества композитора. Важную роль здесь сыграли работы Хайнца Беккера11. Работа с рукописями композитора ведет к текстологическим исследованиям. Результатом является

появление диссертаций о творчестве Мейербера .

Другая группа исследований, изданных в последнее время, связана с проблематикой сценического воплощения, а также с психологией восприятия публикой опер композитора. Их авторов интересует постановочный стиль спектаклей, от мизансцен до декораций и машинерии, особенности театрального процесса и характер аудитории . Одной из последних (и наиболее

9 Lasalle, A. de. Meyerbeer, sa vie et le catalogue de ses oeuvres. Paris, 1964; Blaze de Bury H. Meyerbeer, sa vie, ses
oeuvres et son temps. Paris, 1865; Mendel H. Giacomo Meyerbeer. Sein Leben und seine Werke. Berlin, 1869; Body A.
Meyerbeer aux eaux de Spa. Brussels, 1885; Weber J. Meyerbeer. Notes et souvenirs d'un de ses secretaires. Paris,
1898 и др.

10 Briejwecbel und Tagebucher. Berlin, V.l -1960, V.2 - 1970, V.3 - 1975, V.4 - 1985. В 1999 г. появляется их
англоязычная версия.

1' Becker Н. Giacomo Meyerbeer in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten (Reinbek, 1980); Heinz und Gudrun Becker. Giacomo Meyerbeer: Ein Leben in Briefen. Leipzig, 1987.

12 Thomson J.L. Meyerbeer and his contemporaries (Diss., Columbia Univ., New York, 1972); Roberts J. The genesis of
Meyerbeer's L'Africaine. Berceley, Diss., Univ. of California, 1977.

13 Среди работ этой сферы можно назвать: Allevy М. A. La mise en scene en Frame dans le premiere moitie du 19e
siecle. Paris, 1938; Crosten W. L. French Grand Opera: an Art and a Business. New York, 1948; Faure M. Opera
historique et problematique sociale en france, du premier au second Empire, La musique et le pouvoir. Paris, 1987;
KohoutK. O'Brien The Scene complex in French Grand Opera, diss., Yale Univ., 1991; комплексное исследование:
Opera in context: essays on historical staging from the late Renaissance to the time of Puccini I edited by Mark A.
Radice. Portland, Oregon,. 1998.

интересных, на наш взгляд) в этой области является книга А.Герхарда «Урбанизация оперы: Париж и музыкальный театр XIX века» .

Гораздо реже появляются работы, в которых затрагиваются вопросы стиля композитора. В центре их оказываются проблемы оркестровки, типологии арий, вопросы стиля отдельных произведений15. Но наиболее часто поднимается тема, выдвинутая на авансцену еще в работах Р.Вагнера, -драматургия «больших опер». Авторы исследований скрупулезно прослеживают предпосылки формирования принципов музыкальной драмы и Gesamtkunstwerk в операх Мейербера16. Однако, как нам кажется, стремление «оправдать» таким образом незаслуженно отвергнутого автора, уложив закономерности grand opera в «прокрустово ложе» музыкальной драмы, не позволяет выявить имманентные особенности жанра.

В последние годы появился ряд работ по либреттистике европейской оперы, несколько глав в которых обязательно посвящены жанру grand opera. Творческий союз Э.Скриба и Дж. Мейербера, принципы совместной работы, соотношение музыки и слова составляют сферу интересов исследователей (не только музыковедов, но и филологов - см. работу ФЛабуссека «К развитию французского оперного либретто в XIX веке: этапы эстетических трансформаций») . Принципы работы Э.Скриба в качестве либреттиста I/Opera рассматриваются в диссертации К.Пендле. Изучение либретто ведет и к постановке проблемы поэтики оперы. Такова работа А.Земро «Изучение типологии и поэтики оперы в первой половине XIX века»1 (одна из глав которой посвящена анализу «Гугенотов» Дж.Мейербера). Но, обозначенная в

14 Gerhard A. Die Verstadterung der Open Paris und das Musiktheater des 19. Jahrhunderts. Stuttgart, 1992.

15 См., например: Runyan W. E. Orchestration in five French grand operas, diss., Eastman School of Music, 1983;
Ddhring S. Formgeschichte der opernarie vom Ausgang des 18. bis zur Mitte des 19. Jahrhunderts, diss., U. of
Marburg, 1969; Gibson R. W. Meyerbeer's "Le Prophet". A study in operatic style, diss. Northwestern univ., Chicago,
1972.

16 Frese Chr. Dramaturgie der grossen Opern Giacomo Meyerbeers. Berlin, 1970; Walter M. Huguenotten-Studien.
Frankfurt am Main, 1987; Becker H. Zwischen Oper und Drama: Zu Meyerbeers konzeption der dramatischen Szene.
Wagner-Simposium, Miinchen, 1983; Dohring S. Meyerbeers konzeption der historischen Oper und Wagners
Musikdrama. Mainz, 1985; Delia Seta F. L'immagine di Meyerbeer nella critica italiana dell" Ottocento e l'idea di
dramma musicale I Opera tra Venezia e Parigi. Firenze, 1988; Rienacker G. Wirkung ohne Ursache? Dramaturgie und
Asthetik Meyerbeers im Spiegel von richrd Wagners Musikkritik I Musik und Gesellschaft XXXIX/5, may, 1989.

17 Labussek F. Zur Enrwicklung des franz6sischen Opernlibrettos im 19. Jahghundert - Stationen des Ssthetischen
Wandels. Frankfurt am Main, 1994; Haudek R. Scribes Operntexte fur Meyerbeer: eine Quellenuntersuchung, diss. U.
of Vienna, 1928.

18 Pendle K. Eugene Scribe and French Opera of the 19th Century, Ann Arbor, Michigan, 1979; ряд положений ее
исследования отражены в статье: Pendle К., Wilkins S. Paradise Found: The Salle le Peletier and French Grand
Opera II Opera in context: essays on historical staging from the late Renaissance to the time of Puccini. Portland,
Oregon, 1998.

19 Zemrau A. Studien zur Tipologie und zur Poetik der Oper in der ersten Halfte Des 19. Jahrhunderts, Frankfort am
Main, 1994.

8 заглавии, проблема поэтики, как ни странно, в данном исследовании почти не поднимается. Речь в ней идет об истории создания «Гугенотов», принципах работы композитора со Скрибом, анализируются мультимедийные тенденции grand opera, приводится последовательный анализ оперы.

Таким образом, в западном музыковедении начинается теоретическое осмысление творчества композитора как самоценного художественного явления.

Иная ситуация сложилась в России. С одной стороны, сценическая жизнь произведений Дж.Мейербера в нашей стране, так же, как и в мире, продолжается вплоть до 40-х гг. XX в., причем, оперы ставятся не только в столичных театрах, но и в провинции. Вторая же половина XX в. становится годами полного забвения творчества композитора (одной из последних премьер его опер в СССР является постановка «Гугенотов» 1951 года в Большом театре).

Между тем осмысление феномена творчества Мейербера имеет в России длительную традицию. Точно так же, как и в Европе, появление на сцене каждой новой его оперы поначалу сопровождалось восторгами почитателей и хвалебными откликами прессы (см., например, «Легчайшее руководство к изучению музыки Мейербера в опере "Роберт"», написанное и изданное в 1837 г. в Санкт-Петербурге любителем музыки Н. Покровским ). К концу же XIX в. в адрес композитора раздается все больше критических высказываний. Роль, сходную с воздействием работ Р.Вагнера на падение реноме Дж.Мейербера, в России сыграли статьи А.Н.Серова . Единственным, написанным до революции, биографическим очерком (созданным по апокрифическим западным источникам) стала работа М.Давыдовог?2 (1892 г.).

В отечественном музыкознании советского периода среди первых работ о творчестве Мейербера - очерки И.Соллертинского (Л., 1935) и Ю.Кремлева (М., 1936). Безусловно, идеологические установки 30-х годов, устремленные к эстетическому идеалу мифологизированных представлений о реализме, не могли не отразиться на содержании указанных работ . Поэтому, несмотря на

20 Легчайшее руководство к изучению музыки Мейербера в опере «Роберт», сочиненное для любителей музыки,
не учившихся сему искусству, Николаем Покровским I/Ливанова Т. Н., Протопопов В. В. Оперная критика в
России. Т. 1, вып.1. М., 1966. С. 385-396.

21 Серов А. Н. Статьи о музыке, вып. 2-А / Сост., коммент. Вл. Протопопов. М., 1985.

22 Давыдова М.А. Джакомо Мейербер // Бетховен. Мейербер. Глинка. Даргомыжский. Серов: Биогр.
повествования. Челябинск, 1998. - (Жизнь замечат. людей. Биогр. б-ка Ф. Павленкова; Т.25).

23 См. с. 20-23 очерка И. Соллертинского, с. 42-43 работы Ю. Кремлева.

9 ряд ценных наблюдений, они все же не могут претендовать на серьезное музыковедческое исследование. Следует отметить, что вместе с указанной выше работой М.Давыдовой (ставшей доступной массовому читателю благодаря переизданию только в 1998 г.), очерки И.Соллертинского и Ю.Кремлева до сих пор являются единственными монографиями о творчестве французского композитора на русском языке.

Более детально рассматривает эволюцию творческих принципов Дж.Мейербера В.Э.Ферман в фундаментальном исследовании «Оперный театр» (М., 1961). Следует отметить все же, что многие ценные наблюдения автора над жанром grand opera не вошли в указанное издание, оставшись в виде рукописных заметок . В 1962 г. появляется книга очерков А.А.Хохловкиной «Западноевропейская опера». Заметно расширяя историко-культурный горизонт, прослеживая хронологические параллели творчества многих композиторов, работа А.А.Хохловкиной не лишена тех же недостатков, что и очерки 30-х гг. - ориентации на критерий «реалистичности», критики эффектности и театральной пышности постановок grand opera. В исследовании не выявлены черты жанра, а из всех «больших опер» Дж.Мейербера внимание исследовательницы сосредоточено только на «Гугенотах» (сделан детальный анализ сюжета, действующих лиц и музыки) - лучшей опере композитора, по мнению автора, тогда как «Пророк» и «Африканка» «отмечены печатью разложения жанра»25.

Основные положения очерков А. Хохловкиной повторены и в учебнике для студентов музыкальных вузов «История зарубежной музыки», написанной В.Д. Конен, в которой вновь сделан акцент на «Гугенотах»26.

Среди исследований последних лет, посвященных проблемам романтической оперы, следует выделить работы М. Черкашиной. Автор книги «Историческая опера эпохи романтизма: Опыт исследования», автор ряда статей, в которых заметное место уделяется и творчеству Дж.Мейербера (в том числе единственной статьи «Музыкальной академии», посвященной 200-летнему юбилею композитора), М.Черкашина поднимает новую в отечественном музыковедении проблему в исследовании творчества оперных композиторов первой половины XIX века. Сфера ее интересов - историческая

24 Фермам В. Э. Начало «большой оперы». Рукопись. НГЦММК им. Глинки, ф. 288, № 10659.

25Хохловкша А. Западноевропейская опера (конец XVIII - первая половина XIX в.). М., 1962. С. 365.

26 Конен В. История зарубежной музыки. Вып.З. М., 1984. С. 419-430.

10 опера. Считая, что с обновлением тематики произведений историческими сюжетами в оперу проникает новая - романтическая эстетика, автор в своей книге «Историческая опера эпохи романтизма» обстоятельно прослеживает постепенные изменения в содержании, строении, музыкальном языке опер, происходящие под воздействием исторических сюжетов.

Концепция М.Черкашиной, достаточно убедительная, все же вызывает несогласие по ряду вопросов.

Прежде всего, несогласие с автором заключается в самой характеристике жанра grand opera, который М. Черкащина называет «противоречивым явлением» . В сравнении с оперным творчеством Мейербера автор оставляет приоритет за Вагнером, называя «завоеванной вершиной» в жанре grand opera его «Риенци» (что вызывает сомнение хотя бы при сравнении сценических судеб этих произведений). Таким образом, точкой отсчёта по-прежнему остается презумпция гениальности Вагнера.

В более поздних статьях М.Черкашина выдвигает понятие исторической оперы как метажанра, объединяя в этом термине историческую оперу любой эпохи и, в то же время, считая исторический сюжет показателем жанра эпохи романтизма: «В эпоху романтизма исторический сюжет в опере наконец-то стал жанром. Термин "историческая опера" не указывал лишь на сюжетный источник, а превратился в жанровое определение в "Гугенотах" и "Пророке" Дж.Мейербера, в "Жизни за царя" М.Глинки, в "Далиборе" Б.Сметаны, в "Тарасе Бульбе" Н.Лысенко»29. М.Черкашина придерживается традиции французского музыкознания, где жанр grand opera принято называть исторической оперой30. Дело в том, что в XIX в. во Франции жанровые определения оперным произведениям давались по названиям тех театров, которые являлись заказчиками. В то время в Париже существовали три крупных театра : Theatre Italien (где ставились оперы преимущественно итальянских композиторов), I/ Opera , (здесь состоялись премьеры всех

27 Черкащина М. Историческая опера эпохи романтизма: опыт исследования. Киев, 1986. С. 4.

Черкащина М. Западноевропейская опера между классицизмом и романтизмом. На подступах к историческому жанру. // Проблемы музыкальной науки: сб. ст.; вып. 6; М., 1985; Черкащина М. Историческая опера как метажанр // Музыкальная академия, 1997; № 1,

29 Черкащина М. Историческая опера эпохи романтизма. С. 58.

30 См. об этом: М. Elisabeth С. Bartlet. Grand opera II The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London,
2001. V. 6. P.

31 Три указанных театра считались официальными, помимо них в Париже работало несколько маленьких
театров, таких как Vaudeville, Varietes, Gaite" и др.

32 До 1820 г. Опера располагалось на улице Ришелье (Salle Montansier), но после убийства на пороге этого
театра герцога Беррийского, где и был отпет покойный, использовать в светских целях это здание сочли

7?

«больших опер», начиная с «Немой из Портичи») и I/Opera-Comique . Позже (с 1851 г.) появится четвертая труппа - Theatre Lyrique. Только в 1862 г. (работы по строительству завершатся к 1875 г.) архитектором Ш.Гарнье возводится огромное здание (11 тыс. м ) в центре Парижа, которое за его величину стали называть Grand opera. Таким образом, французы, желая разделить эти два явления - оперный жанр и здание оперного театра, стали называть жанр grand opera оперой в пяти актах или исторической оперой. Следуя этой традиции, М.Черкашина считает «большими операми» только оперы, написанные на исторический сюжет35.

Таким образом, соглашаясь с тем, что исторический сюжет изначально был присущ опере, начиная с «Коронации Поппеи» К.Монтеверди, тем не менее, при рассмотрении grand opera ограничение сферы исследования только рамками исторической тематики заметно сужает круг произведений, исключая из поля зрения оперы, написанные на другие сюжеты. В частности, применительно к Мейерберу «натяжкой» представляется попытка вписать «Роберта-дьяввола» в круг исторических опер.

Буквально за последние два года русская «мейербериана» пополнилась двумя исследованиями. Одно из них - статья Т. Букиной, в которой творчество Дж.Мейербера рассматривается в сравнении с постановкой оперного дела Р.Вагнером. Однако автор вновь опирается на устоявшиеся клише относительно творчества создателя grand opera, не прибегая к глубокому анализу его опер (из всех работ Мейербера вновь ссылки делаются только на «Гугенотов»), что приводит в результате к выводу: «несоответствие творчества оперного мастера [Дж.Мейербера. - Е.Н.] высоким критериям,

неэтичным. По распоряжению Людовика XVIII среди старинных особняков Парижа для Оперы подыскивается помещение, способное удовлетворить всем требованиям современного театра, и, вместе с тем, внешне похожее на прежнее. Поиски увенчались успехом и с 1821 г. Опера переезжает в перестроенное здание (теперь - с газовым освещением зрительного зала) Hotel de Choiseul на улице Ле Пелетье, где и ставятся «большие оперы». См. об этом подробнее: Pendle, К., Wilkins, S. Paradise Found: The Salle le Peletier and French Grand Opera II Opera in context: essays on historical staging from the late Renaissance to the time of Puccini. Portland, Oregon, 1998. pp. 171-209.

3 Итальянский театр, как и Комическая опера, тоже не раз переезжали из здания в здание - см. об этом подробнее в: Мартен-Фюжье А. Элегантная жизнь, или как возник «весь Париж», 1815-1848 / Пер. с фр. О. Э. Гринберг и В. А. Мильчиной. М., 1998. С. 324.

34 Заметим, что все рассматриваемые нами произведения Дж. Мейербера обозначены композитором в клавире
именно как Opera en cinq actes, а не grand opera.

35 Поэтому в статье о Дж.Мейербере М.Черкашина, желая ввести «Роберта-Дьявола» в круг исторических опер
композитора, тщательно проанализировала «сицилийские корни» этой нормандской легенды. См в: Черкашша
М.,
«Дело Мейербера» с дистанции времени»// Музыкальная академия, 1998; №2, С.75. Однако жанр «большой
оперы» оказывается куда привлекательнее для композиторов не только в своем историческом, но и легендарно-
фантастическом виде. И «Пиковая дама» ПЛайковского едва ли не ближе к эталонам grand opera Мейербера-
Скриба, нежели его историческая «Орлеанская Дева».

12 предъявляемым к академическому музыкальному искусству, <...> семантическая "немота" музыкального языка в спектаклях Академии музыки, его автономия от поэтического текста, в результате которой опера из драматического произведения превращалась в "фабрику звезд", бенефис примадонн» . Таким образом, и в начале XXI века творчество Мейербера продолжает рассматриваться с точки зрения соответствия требованиям вагнеровской реформы.

Единственным (с 30-х гг. ХХв.) российским исследованием, полностью посвященным проблемам творчества композитора, стала диссертация О.Жестковой «Творчество Дж.Мейербера и развитие французской "большой оперы"» (Казань, 2004). Большой заслугой работы является то, что в ней впервые достаточно подробно анализируются закономерности творческого пути композитора, формирование его творческих принципов (первая глава). Центральные же главы посвящены анализу жанрово-стилевых компонентов grands operas Дж.Мейербера (военная музыка, религиозная музыка, балет, застольные песни). Однако работа, при всей своей значимости для российского музыковедения, опирается в основном на положения почти вековой давности, поскольку самые поздние западные исследования, приведенные здесь, датируются 30-ми годами XX века. Возможно поэтому и выводы автора не отличаются принципиальной новизной. Так, О.Жесткова считает ошибочным рассматривать «большие оперы» Д. Мейербера в контексте эстетики романтизма: «Мейербер воспринял романтическую эстетику на уровне композиционно-технического, текстового решения своих опер, но, в сущности, остался далек от духовной принадлежности романтизму»37. Что же касается музыкального языка, то, по мнению автора, «более всего для композитора важна семантическая яркость элементов, которые должны работать на впечатление... Поэтому своей задачей он видит не цельность музыкального текста, а цельность спектакля, в котором музыка - лишь составляющая...Композитор жертвует синтагматическими связями в пользу парадигматических... Следовательно, заботиться об обеспечении синтагматической организации не является для него целью...Широкий спектр

Т. Букина. Французская grand opera и «музыка будущего»: фрагменты эристического турнира / Музыкальная академия, 2004, № 3. С. 80,88. Данная статья является одной из глав диссертации Т. Букиной «Артистический успех как социокультурный феномен (на материале вагнерианства в России рубежа XIX-XX веков)».

37 Жесткова О. В. Творчество Дж. Мейербера и развитие французской «большой оперы»: Дисс канд. иск.

Казань, 2004. С. 153.

13 вовлеченных в оперу жанров и стилевых форм создает активную парадигматику музыкального текста, его связь с устоявшимися традициями. С другой стороны, синтагматически слабо организованный музыкальный текст

опер, напротив, ведет к стилевой эклектике» .

Таким образом, на сегодняшний день нет специального музыковедческого исследования, полностью посвященного только проблемам grands operas Дж.Мейербера, в котором была бы проанализирована их сюжетика, функциональные закономерности элементов текста, драматургия и композиция, рассмотрены особенности музыкального языка и выявлена их семантика, а также принципы применения музыкальных форм. Между тем такое исследование необходимо с позиций как оценки художественных достоинств самого этого жанра (до сих пор незаслуженно низкой в отечественном музыкознании), так и его исторического значения и эстетического потенциала. Уточнение «жанрового портрета» «большой оперы» позволило бы выявить ранее неучтённые составляющие жанрового генезиса опер, написанных как в период расцвета жанра, так и по завершению «эпохи grand opera», в Западной Европе и в России. В свою очередь для отечественного оперного театра прояснение её жанровой специфики является также в высшей степени своевременной задачей, поскольку, в отличие от мировой сцены, на российскую ещё не вернулись ни оперы самого Мейербера, ни другие шедевры этого жанра. Всё это определяет актуальность предложенной темы.

Материалом диссертации являются «большие оперы» Дж.Мейербера: «Роберт-дьявол», «Гугеноты», «Пророк», «Африканка», которые рассматриваются в более широком музыкальном контексте того времени («Крестоносец в Египте» Мейербера, «Волшебный стрелок» Вебера, «Немая из Портичи» Обера, «Вильгельм Телль» Россини и другие). В работе также используются литературные манифесты романтизма, в свете положений которых анализируется оперное творчество создателей жанра grand opera. Активно привлекается эпистолярное наследие Дж. Мейербера - письма и дневники, а также документальные материалы, связанные с историей музыкальной культуры и оперного театра первой половины XIX века.

Там же. С. 82.

Предметом изучения нашей работы стала поэтика «больших опер» Э.Скриба - Дж.Мейербера, являющаяся составной частью поэтики жанра grand opera.

Понимание задач поэтики сложилось в работе в результате осмысления накопленного в этой области теоретического потенциала знаний (Р.Барт, М.Гаспаров, Ж.Женетт, А.К.Жолковский, Ю.К.Щеглов, А.А.Потебня, Н.Т.Рымарь, Б.В.Томашевский, О.Фрейденберг, В.Е.Хализев, Л.В.Чернец ). Основополагающим стал взгляд на поэтику как «науку о системе средств выражения в литературных произведениях. <...> В расширенном смысле слова поэтика совпадает с теорией литературы, в суженном - с одной из областей теоретической поэтики. Как область теории литературы, поэтика изучает специфику литературных родов и жанров, течений и направлений, стилей и методов, исследует законы внутренней связи и соотношения различных уровней художественного целого. <...> Поскольку все средства выражения в литературе в конечном счете сводятся к языку, поэтика может быть определена и как наука о художественном использовании средств языка» (М.Л.Гаспаров)40.

Среди немногочисленных работ, в которых дано обоснование музыкальной поэтики, выделим монографию Н.С.Гуляницкой «Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века» и статью Л.Закса и М.Мугинштейна «К теоретической поэтике оперы-драмы». Н.С.Гуляницкая пишет, что «общее определение поэтики как системы эстетических средств...вполне соответствует музыкальной поэтике»41.

Основная специфика оперной партитуры заключается в сочетании вербального и музыкального рядов. В каждом из них использован собственный язык и приемы выразительности, находящиеся в разных случаях в различной степени взаимозависимости. Вместе с тем для поэтики оперы «важна организованность, системность ее объекта...Вот почему любые

39 См. работы: Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989; Гаспаров М. Л. Избранные труды: В
2 т. T 2, О стихах. М., 1997; Гаспаров М. Л. Поэтика // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987;
Женетт Ж. Змей в пастушеском раю // Работы по поэтике. Фигуры: в 2 т. М., 1998; Жолковский А. К., Щеглов
Ю. К.
Работы по поэтике выразительности. М., 1996; Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М., 1976; Рымарь Н. Т.
Поэтика романа. Саратов, 1990; Томашевский Б. В. Поэтика: краткий курс. М., 1996; Фрейденберг О. Поэтика
сюжета и жанра. М., \997;Хализев В. Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование). М.,
1986; Халшев В. Е. Историческая поэтика: теоретико-методологические аспекты // Вестник Московского
университета. Сер. 9. Филология. 1990; № 3; Чернец Л. В. Литературные жанры (проблемы типологии и
поэтики). М., 1982; Теоретическая поэтика: понятия и определения: Хрестоматия для студентов/ Авт.-сост. Н.
Д. Тамарченко. М., 2002.

40 Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 295-296.

41 Гулянщкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX
века. М., 2002. С. 12.

15 художественно-выразительные средства поэтика рассматривает как элементы возможного художественного целого, в содержательной и структурно-функциональной соотнесенности с этим целым. Отсюда особая роль в категориальном аппарате поэтики понятий "драматургия", "композиция", "композиционная драматургия"...»42, - отмечают Л.Закс и М.Мугинштейн. Поэтому целью исследования является выявление вербальных и музыкальных лексем оперного текста, их семантики и рассмотрение их коррелятивных функций, а также местоположения в системе драматургии и композиции «больших опер» Э.Скриба - Дж.Мейербера.

В своем исследовании, анализируя музыкальный язык и композиционно-драматургические принципы «больших опер» Дж.Мейербера, мы лишь приближаемся к осмыслению жанра grand opera, понимая, что специфика жанра раскрывается также в аспектах его постановочных проблем и особенностей его восприятия. Но работа в этих направлениях представляет собой задачу следующих этапов освоения масштабной проблематики, связанной с «большой оперой».

Методологической основой исследования является системный подход, предполагающий сочетание сравнительно-исторического (компаративного) метода со структурно-типологическим. Выбор темы предопределил, также, приоритет междисциплинарного подхода.

Т.к. предметом изучения является поэтика, важную роль в формировании исследовательского аппарата сыграли литературоведческие труды М.Бахтина, А.Веселовского, М.Гаспарова, В.Проппа, В.Томашевского, а также Р.Барта, Ж.Женетта, А.Жолковского, А.Михайлова, Н.Рымаря, Л.Чернец.

В теории анализа оперного жанра автор опирается на исследования музыковедов Л. Кириллиной, П. Луцкера, И. Сусидко, Е. Чигаревой, а также работы музыковедов в области анализа музыкальных жанров - М.Арановского, О.Соколова, А.Сохора, В.Цуккермана.

Ракурс исследования обусловил обращение к методу семантического анализа и предполагает выявление роли средств выразительности в связи с музыкальным содержанием. Автор использует методологию семантического анализа музыки, сложившуюся в работах М.Арановского, И.Барсовой, М.Раку, Е.Чигаревой.

Закс Л., Мугинштейн М. К теоретической поэтике оперы-драмы / Музыкальный театр; серия: Проблемы музыкознания. Вып. 6, СПб., 1991. С, 94,

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе ( 1-4) рассматривается поэтика либретто, вторая глава (1-4) посвящена исследованию вопросов музыкальной поэтики. Первый параграф первой главы выполняет роль вступления. Здесь анализируются основные положения литературных манифестов Ж.де Сталь, В.Гюго в соотнесении с принципами piece Ыеп faite Э.Скриба, прослеживаются принципы работы Э.Скриба с Дж.Мейербером, дается краткая история создания grands operas. Во втором параграфе первой главы анализируется система конфликтов «больших опер» Э.Скриба-Дж.Мейебера. Третий параграф первой главы посвящен художественному миру произведений, здесь рассматривается система вербальных мотивов и ситуаций. В четвертом параграфе первой главы анализируются принципы драматургии и композиции «больших опер» Дж.Мейербера. Музыкальной семантике «больших опер» посвящен первый параграф второй главы. Во втором параграфе второй главы рассматриваются система персонажей и амплуа grands operas Дж.Мейербера. Принципы использования музыкальных форм арий в «больших операх» композитора исследуются в третьем параграфе второй главы. Проблемы эклектики как специфики мышления Дж.Мейербера отражены в четвертом параграфе второй главы. В заключении подведены итоги исследования. Приложение содержит нотные примеры, таблицы, схемы, а также краткие либретто «больших опер» Э.Скриба -Дж.Мейербера. В тексте используется система подстрочных ссылок.

Похожие диссертации на Поэтика "больших опер" Э. Скриба - Дж. Мейербера