Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поздний период творчества Яначека Кочиева Татьяна Васильевна

Поздний период творчества Яначека
<
Поздний период творчества Яначека Поздний период творчества Яначека Поздний период творчества Яначека Поздний период творчества Яначека Поздний период творчества Яначека Поздний период творчества Яначека Поздний период творчества Яначека Поздний период творчества Яначека Поздний период творчества Яначека Поздний период творчества Яначека Поздний период творчества Яначека Поздний период творчества Яначека Поздний период творчества Яначека Поздний период творчества Яначека Поздний период творчества Яначека
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кочиева Татьяна Васильевна. Поздний период творчества Яначека : ил РГБ ОД 61:85-17/54

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Каглрно-инструментальныессимфонические произведения (Квартеты,Секстет духовых,Концертино,Каприччио,Симфо ниетта) 16-49

ГЛАВА II. Вокально-инструментальная.хоровая, инструментально-хоровая музыка (Запис ки исчезнувшего,Поговорки,Бродячий безумеги Глаголическая Месса) 50-85

ГЛАВА III. Оперы (Катя Кабанова,Приключения Лисички Быстроушки,Средство Макропу лоса,из Мёртвого дома) 86-137

Указатель использованной литературы 154-1

Каглрно-инструментальныессимфонические произведения (Квартеты,Секстет духовых,Концертино,Каприччио,Симфо ниетта)

Инструментальные сочинения Яначека вписали новую главу в историю чешской камерной музыки,обладающей давними и плодотворными традициями.Опираясь на достижения своих великих предшественников Сметаны и Дворжака в области программного симфонизма ,Яначек создал самобытные и глубоко реалистические образцы камерных и симфонических произведений - два квартета,секстет духовых,симфоническую поэму "Бланицкая баллада»,два фортепианных концерта,Симфониетту,незаконченную сшлдюнию "Дунай",- написанных в течение одного десятилетия (I9I8-I928) .Отметим также,что эти годы явились для самого художника временем наиболее интенсивных поисков и не повто-ряющих друг друга в данной области творческих экспериментов.

Чем объяснить столь резко возросший интерес мастера к сфере инструментальной музыки,учитывая при этом,что в ранний и зрелый периоды деятельности Яначека инструментальные жанры в целом играли второстепенную роль, причин здесь может оыть несколько.вероятно,

Имеются в виду,прежде всего,сметановский цикл,состоящий из шести симфонических поэм патриотического содержания под общим названием "Моя Родина".четыре поздние симфонические поэмы Дворжака - "Водяной","Полуденница","Золотая прялка","Лесной голубь?, его же "Гуситская увертюра",

Симфония "Дунай",над которой Яначек работал в период с 1923 по 1928 годы,была закончена его учеником Освальдом лубной.

За предшествующие почти 40 лет деятельности Яначек создал "Лаш-ские танцы" (1893),симфоническую увертюру "Ревность" (1894), балладу для оркестра "Дитя бродячего музыканта" (I9I2),оркестровую рапсодию "Тарас Бульба" (I9I8). композитор в пору творческой зрелости был движим желанием испробовать свои силы в жанрахШигл ранее не затронутых (квартет,симфония, камерный ансамбль).Вместе с тем,обратиться к этой области творчества художника,повидшілому,побуждала и современная европейская практика.К созданию Секстета духовых и обоих фортепианных концертов в сопрововдении ансамблевых составов Яначек прешел,возможно, не без влияния камерно-инструментальной музыки Стравинского,Хинде-мита .ta цроизведения 20-х годов,популярные в композиторской среде,часто тогда исполнялись на фестивалях современной музыки на которых демонстрировались наиболее новаторские и совершенные об .. . 2 разцы хападно-европейского искусства первой иетвести XX века о

Неизыенными участниками фесиивалей выптупали чешские музыкант. -Адоис Хаба, Богуслав Мартину, Леош Яначек и другие. Имунно на феотивалях Яначек впервые услышал сочинекия Стравинского, Хиндеми-та,после хнакомства е которыми присенин в яобтрвенной творХеской практике зтдельные их нахорки в сфере оркестрсвки, тембровых сопртаний и тделистики в целоми Тас,яначекоеский духовой Секстес "Юнонть" (1924) написан под несомненным впечатлением йт Окстта для духовых Стравинсконо (1923); Каприччио (1926) в извеОтной аере перекликается с Концертом для фортепиано,духового оркеттра и Это - время создания и звучания Рэгтайма для 11-ти инструментов (I9I8),Концертино для струнного квартета (1920),Октета для духовых (1923),Концерта для фортепиано и духовых инструментов (1924) Стравинского,Камерной музыки для пяти духовых (1923), Концерта для облигатного рояля и двенадцати инструментов (Камерная музыка 2 - 1924) Хиндемита.

Вместе с тем,Кацриччио и Симфониетта явились для Яначека своего рода "социальными" заказами - факт,не имевший до I9I8 года места в творчестве маетера.Каприччио было написано по просьбе пианиста Отакара Гельмана,во время Первой мировой войны потерявшего правую руку,Симфониетта была приурочена композитором к сокольскому слету ,о чем сообщает он в письме к Камилле Штессловой ("На Сокольском слете будет исполняться моя... симфониетта") (116,с.162).

Однако,получая импульсы со стороны музыкальных тенденций западно-европейского искусства начала века,композитор продолжал вдти по своему пути,Его собственный путь разъясняется не только связью с современностью - он диктуем также и силой традиции чешской музыки.Не случайно,что камерно-инструментальные сочинения Яначека програмны.. Примечательно также,что темы и сюжеты, воплощенные в оперных цроизведениях тех лет,продолжали волновать и будоражить воображение художника,- они проявились в значительно опосредованном виде в его камерно-инструментальном творчестве.

Первый струнный квартет (1923) был создан под непосредственным впечатлением повести Л.Н.Толстого "Крейцерова соната".Яначек поднимает проблему морально-этическую: преступление и наказание,

1 Аналогичное влияние в 30-е годы испытал на себе,в частностей другой соотечественник композитора - Богуслав Мартину.Пожалуй, Мартину в тот период являлся одним из немногих чешских композиторов, который - наряду с Яначеком - уверенно апробировал новые камерные сочетания составов и тембров (имеются в ввду 1-ый фортепианный концерт в сопровождении камерного оркестра - 1925, Квинтет для духовых - 1930,Секстет для флейты,гобоя,кларнета, 2-х фаготов и фортепиано - 1929 Мартшу).

2 "Сокол пражский" - чешская спортивная ассоциация,созданная в 1862 году по инициативе М.Тырша,которая положила начало массовому "сокольскому движению" патриотического характера, раскаяние виновного.Как и в "Кате Кабановой" - блияайшем оперном сочинении, тех лет,- художник обращается к теме протеста против подавления человеческой воли,свободы.Тема деспотической ревности, которая побуждает человека к нравственному или физическому насилию, найдет самое глубокое воплощение в оперё "Из Мёртвого дома". Однако ее началом можно считать "Енуфу" (Лаца),а этапом - программу Первого квартета.

Весь цикл Первого квартета представляет собой своего рода му-здкально-психологическую драму,финальная развязка которой решена композитором по принципу заключительного катарсиса,несущего людям душевное прозрение и очищение.(Драматургический прием,столь характерный для поздних оперных цроизведений Яначека) .Подтвервдением тому служит яначековский экземпляр повести Толстого с подчеркнутой композитором фразйй,имевшейeповидимому,ключевое значение для его музыкально-драматической концепции: "Я взглянул на детей,на ее с подтеками разбитое лицо и в первый раз увидел в ней человека.! так ничтожно мне показалось все то,что оскорбляло меня..,вся моя ревность так значительно то,что я сделал,что я хотел припасть лицом к ее руке и сказать "црости",- но не смел" (23,с,77).

Вокально-инструментальная.хоровая, инструментально-хоровая музыка (Запис ки исчезнувшего,Поговорки,Бродячий безумеги Глаголическая Месса)

Отличительной особенностью сочинений вокально-инструментальных и хоровых жанров позднего периода творчества Яначека является их уникальность как в рамках исследуемого этапа,так и в масштабах всего творческого пути композитора.Неповторнмость идейно-образных замыслов вызывала к жизни особые приемы развития характерных, типично-яначековских средств выразительности; своеобразие драматургии находияо воплощение в индивидуализированных композициях.

Расширился диапазон творческих устремлений художника.Яначек укрепляет свою связь с животворным источником родного моравского фольклора,уже в который раз его вдохновлявшего: он создает сочинение, основанное на народных поговорках,детских стихах и считалках-прибаутках. Воображение композитора занимает поэтика древне-славянских молитв,восходящая::ко времени зарождения "славянской духовности" (выражение В.Зацерацкого) - отсюда возникновение "Глаголической мессы".В круг его интересов оказывается вовлеченной исполненная философской мудрости поэзия Рабиндраната Тагора (хор "Бродячий безумец").

В позднем творчестве Яначека сохраняется свойственная ему социально-критическая тема.Она находит свое воплощение в большинство связанных с текстом произведений.Так,в вокальном цикле "Записки исчезнувшего" основным идейныл мотивом оказывается социальный,суть которого - в обличении лицемерной мораяи,основанной на косных предрассудках (тема,столь ярко заявившая о себе еще в "Енуфе"). Яначек исследует различные конфликтные ситуации в жизни человека, когда на его пути к счастью встают преграды - зло,насилие,моральное заблуждение.Композитора манят к себе неизведанные,до конца не познанные глубины человеческого характера,раскрываемого со всей полнотой в особых,исключительных,требующих выбора обстоятельствах.И в этом со всей наглядностью проявляется метод психологическооо реализма Яначека,его позиция художника-реалиста.

Созданные в I9I9 году "Записки исчезнувшего" для тенора,альта и трёх женских голосов в сопровождении фортепиано - единственный вокальный цикл во всем творческом наследии мастера (в строгом смысле этого жанрового оцределения).Поэтической основой произведения явились стихи анонимного автора ,в которых рассказывается о молодом моравском парне Янике,влюбленном в цыганку Зефку.Деревенские нравы и обычаи зацрещают юноше ввести в дом жену-цыганку - она не будет цризнана и принята общиной.Не желая подчинить свое чувство жестоким предрассудкам,Яник обрекает себя и свою семью - жену и сына - на участь "исчезнувших".Они уходят с табором кочующих цыган.

Композитор предпослал циклу краткое словесное предуведомление, явившееся как бы введением в курс излагаемых драматических событий и одновременно авторским комментарием: "В горной деревушке восточной Моравии некоторое время тому назад таинственно исчез некий Я.Д.- честный и трудолюбивый юноша,единственная надежда своих ро I Стихи были напечатаны в брненской газете "Народные новости" от 14 мая I9I6 года (с I го XI стихотворение),от 21 мая (с ХП по ХХП).Йиржи Вислоужил,а также Шрантишек Травничек высказывают цредположение,что автором стихов был моравский поэт и журналист Ян Шисарек (I86I-I932) (смотри: 120,с.II). дителей.Предполагали вначале несчастный случай или злодеяние.И только через несколько дней была найдена в его каморке записная книжка,открывшая причину исчезновения.В книжке содержались стихетворения, дававшие ключ к таинственной загадке.Трогательная искренность и поэтические достоинства стихов заслуживают того,чтобы их извлекли из архивной пыли" (33,с.493),

Романтические обстоятельства,связанные с возникновением самих стихов,согласуются с романтическими импульсами,побудившими Яначека обратиться к исповеди влюбленного.Создание "Записок" стимулировали глубоко личные события - пылкая увлеченность Яначека Камиллой Штеселовой.Сам композитор в письме к Камилле от 8 июня 1927 года сообщая "...той щыганкой с ребенком в "Записках исчезнувшего" была для меня Ты" (116,с.138),

Герой повествования - влюбленный юноша,чувство которого прослежено в цикле от зарождения до высочайшего любовного экстаза. Двадцать две песни содержат в себе поистине "вертеровский" разворот настроений,чувств и страстей.От песни к песне Яначек,добавляя все новые штрихи и нюансы к психологической обрисовке своих героев, воссоздает богатейшую гамму душевных переживаний вынужденных скрываться от мира влюбленных.

Это произведение связано с национальной ветвью романтической традиции.Достаточно вспомнить глубоко поэтический вокальный сборник Дворжака "Песни любви" (1888).Однако центральная фигура яна-чековского цикла - Яник - во многом аналогична "лир1чеккому герою" "Итальянских песен" Вольфа.Оба художника,каждый по-своему, глубоко индивидуально воплотила в своей музыке сложные характеры, противоречивые чувства героев.Внешне цикл Яначека своим чередованием "мужских" и "женских" песен также напоминает об "Итальянских песнях" Вольфа.Черты схожести в вокальных произведениях Яна - 53 чека и Вольфа проявились также и в более общем,принципиальном во просе, касающемся творческих методов обоих композиторов.Творческо му оллЛо художника-реалиста Яначека,несомненно,была близка и родственна позиция Вольфа,сущность которой наглядно выражена в письме австрийского композитора к Э.Кауфману: "Высший принцип в искусстве для меня - строгая,суровая,неумолимая правда,правда, доходящая до жестокости" (34,с.8).

Важнейшим ключевым изречением вокального цикла становятся слова Яника,в которых кроется роковая предначертанность его судьбы: "что кому суждено - того не миновать" (УП и 2УП песни).В их акцентировании,в таком фаталистском отношении героя к миру можно было бы,на первый взгляд,усмотреть субъективную позицию Яначека. Однако,в самой музыке отсутствует настроение трагической обреченности.В этом отношении показателен финал цикла: заключительная песня прощания Яника с родным краем (ХХП) звучит словно гимн будущей свободной жизни.

"Записки исчезнувшего" являются,по сути глубоко психологической драмой,облаченной в стройную форму песенного цикла.Несомненно, огромный опыт и мастерство Яначека - оперного драматурга воздействовали и на облик данного произведения.Прежде всего,драматургия цикла обогащена чисто сценическими приемами.По указанию композитора, сцена должна быть целиком затемнена и освещена лишь красным прожектором.В цикде велико значение собственно действенных,"в ролях" разыгрываемых эпизодов с ансамблевым сопровождением,словно комментирующшл события (IX и X песни).Театрально-драматургическое чутье Яначека проявило себя и в воссоздании развернутых ансамблевых и монологических сцен (IX и X песни) с характерным оперным речитативом без аккомпанемента (УП и X песни).

Оперы (Катя Кабанова,Приключения Лисички Быстроушки,Средство Макропу лоса,из Мёртвого дома)

Сам факт восторженной увлеченности Яначека искусством и культурой России весьма существенен и в другом свете.Целенаправленное изучение,а также использование композитором русских источников явилось жестом политического протеста против насильственной германизации и жестоких ограничений чехов в своих гражданских и социальных правах.Дополнительным свидетельством тому служит тетрадь "Збойницкий баллад" Яначека,в которой композитор соприкасается с так называемыми "збойницкиш" (разбойничьими) песнями -в этом древнем,укодящем корнями в глубь веков жанре моравского фольклора в яркой форме проявил себя протест против национального притеснения .Несомненное влияние на Яначека оказала и эта грань народного творчества,в равной мере как своей этической сущностью,так и непосредственной музыкальностью.

Традиционный политический,социально-экономический и культурный дуализм Чехии и Моравии,в рамках которого Моравия воспринималась отстающим звеном в "лоскутной" империи Австро-немецких княжеств, давал возможность цредставителю,в первую очередь,моравской интеллигенции более остро чувствовать духовную и культурную зависимость от немецкой кзльтуры.Подчиненное значение ощущалось, однако,и представителями чешской культурной среды,о чем свидетельствуют замечательные по своей проницательности и обостренности чувств слова Мартину: "і/Інстинктивно еще в молодости,когда я не обладал способностью анализировать,я чувствовал,что нам внушают взгляды,которые не находят и не могут найти отклик в душе нашего народа,в национальном чешском характере.Я чувствовал,что все это насаждается искусственно,- вопреки нашему естественному душевному развитию,что это чуждо чешскому народу" (44,с.34).Примечательно , что в осознании самобытности своей национальной культуры Яначеку служила опорой литература братского славянского -русского народа.

Поздние оперы Яначека различны по тематике,но общим для них остается единый творческий метод реалистического отражения действительности, обусловивший единство идейно-эстетической направленности всех четырех цроизведении.В них композитор обращается к философской проблематике, в орбиту которой оказываются вовлеченными вопросы человеческого бытия,тема жизни и смерти.С глубоко гуманистических позиций Яначек размышляет о смысле человеческой жизни,о том,какой ей должно быть ("Средство Макропулоса"),воздает хвалу Природе - хранительнице тайны извечной жизни на земле ("Лисичка Быстроушка").

Влекла к себе композитора и тема с м е р т и,которой Яначек дает различную трактовку и осмысление.В "Лисичке" смерть - это звено в извечном круговороте жизни,во взаимосвязи природы и человекам "Средстве Макропулоса" проблема смерти получает неожиданное решение: человек должен быть смертен,ибо это условие,несмотря на его трагическую парадоксальность,есть основа полноценного человеческого существования,полнокровной жизни.Гуманисти-ческое отношение к миру,всепроникающая любовь ко всему живущему на земле - такова позиция художника-философа,нашедшая глубокое и раяностороннее толкование в поздних операх.

Темы,идейные мотивы и образы,волновавшие Яначека на раннем и зрелом этапах,не исчезают и в поздних операх.Они лишь обретают новые грани в музыкально сценических произведениях последнего, -завершающего десятилетия творчества композитора.Так,тема социального сострадания,воплощенная в "Енуфе",нашла свое продолжение в "Кате Кабановой" и - дальнейшее углубленное развитие -в опере "Из Мёртвого дома".Пожалуй,ни одно из ранее созданных произведений Яначека не в силах возвыситься до того уровня последовательного воплощения его этики,выражавшей себя в непримиримости к различного рода темным сторонам бытия,в сочувствии к "маленьким" и обездоленным людям,влачащим жалкое существование, какое дано в последней опере.Композитор исследует конфликтные ситуации,мотивы поступков своих героев - каторжан,в конечном счёте утверждая позицию всепрощения,призывая "милость к падшим". Однако первейшим творческим стимулом художника было чувство не-пришримого протеста против насилия в любых его проявлениях ("Катя Кабанова","Из Мёртвого дома").Изображая без преувеличенного пафоса и идеализации драматические фигуры людей,несостоявшихся как личности,в удел которым достались лишь нравственные и физические испытания,Яначек дает глубинный социальный срез действительности, исследуя причины человеческих трагедий с социально-критической позиции.Таким образом,идея любви и сочувствия носит у композитора не абстрактно-обобщенный характерно обретает вполне конкретные и определенные черты социального сострадания.

В поздних операх,столь различающихся между собой,вновь возникают и живут,интенсивно развиваясь,характерно-яначековские сюжетные темы,сюжетные ситуации.Своего рода "болевым центром" многих опер композитора является тема раскаяния и признания героя (но чаще - rероини) в содеянном.Данный сюжетно-драматургический мотив проводился в более ранних произведениях Яначека: героиня оперы "Шарка" раскаивается и искупает свою вину ценою смерти в погребальном костре возлюбленного; покаянная исповедь -подготовленной всем предшествующим драматическим развитием со бытий.Неизмери больший удельный вес занимает тема греха и покаяния в поздних операх.ото - трагическое признание Кати,поведавшей "на миру" о своей измене ("Катя Кабанова"),исповедь отчаяния ничего не ждущей от жизни Элины ("Средство Макропуло-са"),самобичевание Фильки Морозова,вымаливающего прощение у Акулины ("Из Мёртвого дома").Можно высказать предположение,что на позднем творческом этапе Яначек избирает в качестве литературного источника именно такие произведения,в сюжетах которых важную,а,быть может,даже ключевую роль играют "сцены" покаяния. Не случайно в трех из четырех поздних опер они занимают столь значительное место в драматургическом решении целого.

В шестой опере Яначека - "Кате Кабановой" (I9I9-I92I) по пьесе "Гроза" А.Н.Островского,открывшей последний этап его творческой деятельности,впервые за всю практику ллиретто написано самим композиторе м.Этого же принципа работы Яначек станет првдерживаться и в последующих трех операх,обретая,таким образом,полную юамостоятельность ь интерпретации литературного первоисточника.

Похожие диссертации на Поздний период творчества Яначека