Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современное творчество композиторов Туркменистана в контексте культуры нации Абукова, Фатима Азретовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абукова, Фатима Азретовна. Современное творчество композиторов Туркменистана в контексте культуры нации : автореферат дис. ... доктора искусствоведения : 17.00.02.- Москва ; Ашгабат, 1994.- 46 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследований. В последние десятилетия музыкальная культура Среднеазиатского региона играет все более заметную роль в мировой художественном и, шире, культурном процессе. Выдвинулись творческие имена, получившие признание и известность за рамками региона - как на Востоке, так и на Западе. Укрепляются художественно-эстетические позиции композиторов Средней Азии, расширяотся образные концепции их сочинений, усложняются к вместе с тем становятся все более органичными способы их реализации.

В течение достаточно долгого времени развитие профессионального художественного творчества Средней . Азии рассматривалось в неразрывной связи с влиянием западной культуры, и, в частности, русской. Нельзя отрицать значимость этих воздействий. Действительно, формирование профессионального композиторского творчества в Туркменистане, Таджикистане, Узбекистане и других республиках бывшего СССР шло под эгидой диалектического двуединства общего и особенного, т. е.под знаком претворения национального своеобразия, с одной стороны, и творческой преемственности завоеваний художественного опыта европейской культуры, с другой. На современном этапе искусство этих народов привлекает все большее внимание ученых именно как явление самостоятельное и самоценное. Крупнейшие международные симпозиумы посвящаются проблемам традиционной музыки народов Ближнего и Среднего Востока. На Востоке же происходит возникновение нового "эпицентра" мировой музыкальной культуры -как в разрезе профессионального композиторского творчества, так и в сфере фольклора этих народов. Последний, попадая в сферу особого внимания, постепенно становится достоянием и неотъемлемой частью общечеловеческого художественного процесса.

В числе основных целей данной работы видится обоснование не-

обходимости так называемого системного подхода к изучению явлений культурной жизни, который давно уже имел место в советской науке, однако не оформился в качестве методологической основы в туркменском музыкознании. В свете сказанного возможно предположение, что избегание этого метода было одной из причин, по которым решение некоторых кардинальных проблем музыкознания в республике сегодня практически зашло в тупик. Поэтому нам представляется наиболее продуктивным системообразующий принцип анализа, с позиции "музыкальная культура" и восхождением к уровню "культура нации".

Таким образом, научная новизна диссертации определяется самим принципом подхода к рассмотрению музыкального творчества Туркменистана. Как установочные здесь намечаются: осознание музи-кальнозо" искусства в виде звена совокупной культуры Туркменистана и взаимосвязь профессионального музыкального творчества с типом национальной ментапьноет и шире - его изучение в контексте на-роЗко-кациональных художественных традиции. В работе, таким образом, делается попытка рассмотреть музыкальное искусство туркмен под новым углом зрения, с иных позиций, определяемых в 70 - 80 годы методологией, предложенной учеными-музыковедами, философами, эстетиками. Это не комплексный анализ, а обобщенный подход к музыкальному творчеству и, Солее того, к художественной стороне жизни народа. Подобный метод вызвал необходимость краткого освещения проблем исторического пута развитая Туркменистана, его этнического своеобразия, места и роли в геополитической карте региона.

Принцип современной методологии отечественного музыкознания, в основе которой видное место принадлежит культурологическому

подходу, разумеется, по-разнону преломляется в тех или иных регионах. В музыковедческих трудах различных национальных школ культурологическая направленность получает далеко не однозначную трактовку. Осмысление подобного подхода к оценке и анализу явлений музыкальной культуры, глубинная, а не поверхностная адаптация нового научного арсенала, освоенного в последние десятилетия, видимо, окажутся не только способными обогатить музыкознание Туркменистана, но и позволят вывести его на иную, более высокую научно-творческую ступень. .'''.

Известно, что.европейское влияние имело воздействие на область музыки, в которой в 70-80-е годы процесс овладения туркменскими композиторами канровых и стилистических структур традиционного национального искусства и аутентичного фольклора носил ярко выраженный характер. Под воздействием этого фактора находилась и социокультурная сфера.

Другой аспект новизны заключается в том, что музыкальное искусство Туркменистана впервые рассматривается не только и не столько в виде составного элемента советской музыкальной культуры (которой она несомненно являлась и с этих позиций обычно анализировалась), но и как проявление другой общности, объединенной понятием "мусульманский Восток".

В 70-80-е годы, когда национальное начало в туркменском искусстве, в том числе и в музыке, проявилось особенно явственно', назрела необходимость обнарутать и научно атрибутировать те "механизмы", которые ' напрямую способствовали утверждению этой тенденции. 3 числе разных побудительных причин значительное место занимают идейно-психологическое посылы, отстоявшиеся в веках.

Речь идет о менталитете туркменского народа и. в частности, его проявлении в синтезе двух духовных начал - религиозного и национального.

В связи с этим обосновывается историческая связь художественного творчества (в том числе и музыкального) с исламом, определяются пути инициирования им многих ведущих явлений в, культуре региона. Ислам был одним из тех фундаментальных звеньев, которые способствовали сохранению универсалий мусульманского искусства.

Напомним: нигде, пожалуй, атеистическая тенденция не была столь малоэффективной, как в Туркменистане и других бывших советских республиках Средней Азии. В исторической дистанции, хоть и небольшой, становится очевидным, что многие точки духовной опоры как в' мироощущении, так и в творческом концепционном мышлении художников этого региона обусловлены влияниием ислама (это заметно проступает и в профессиональной сфере и в искусстве устной традиции).

Что же касается народно-профессионального пласта музыкального творчества, то как раз здесь с особой наглядностью обнаруживалась искусственность внедрения непривычной тематики в духе современной политологии, многими туркменскими композиторами, как и видными деятелями друпіх сфер культуры, было в какой-то степени предвосхищено возвращение к религии как основе духовности. Причем это обращение не носило внешнего характера, а являлось скорее внутренне встроенным в общую идейно-тематическую направленность творчества.

Основные задачи работы. В свете преобразований, происходящих в среднеазиатских государствах (прежде всего вызванных неодноз-

- 5 -"

начно протекающими процессами национального самоопределения, утратой многих ранее бытовавших идеологических ориентиров), возникает необходимость в объективном анализе генетических, исторических, гносеологических и других аспектов музыкального искусства с целью определения и прогноза в новых исторических условиях развития этого важнейшего направления общественной художественной деятельности.

Обозначенные позиции и предопределили сам подход к композиторскому творчеству Туркменистана как к явлении самоценному, обладающему чертами очевидного своеобычия, а также вносящему свой информационный вклад в Формирование "музыкальной карты мира".

Предметом исследования 8 диссертации стали сочинения туркменских композиторов. Диссертация не ставит своей целью рассмотрение какого-либо одного определенного жанра, исторического периода или авторского стиля (что было характерно для туркменского музыкознания предшествующей поры). В анализ вовлекаются практически все жанровые разновидности, входящие в орбиту внимания современных авторов. Воссоздание «анровой панорамы важно само по себе, но в нашем случае необходимо было ограничить во времени то многомерное звуковое пространство, которое сегодня очерчивает понятие современная туркменская музыка. Существующие в ней стилевые устремления создают необходимые предпосылки для объективного осмысления музыкальной культуры, как явления, так сказать, полифонического. Временные рамки также предопределяются фактором стабилизации в Туркменистане национально-музыкального самосознания.

Практическая ценность исследования -заключается в ток, что примененный в ней метод анализа может Сыть использован не только

в курсе лекций по истории туркменской музыки. . но и гораздо шире, например, в научных изысканиях по истории культуры Востока. Обоснованные в работе научные позиции представляют собой определенную Сазу для дальнейших исследований в сфере столь актуальной сегодня проблематики: музыкознание и культурология.

Апробация работы осуществлялась в ходе обсуждения на кафедре истории современной отечественной музыкальной культуры Московской государственной консерватории; через опубликование двух монографий ("Туркменская опера: история развития и жанровая типология" и "Музыкальное искусство Туркменистана 70-80-х годов в контексте культуры нации"), большого цикла статей 8 периодической печати. Фрагменты диссертации докладывались на Ученом совете Туркменской национальной консерватории.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, снабжена библиографией и нотными примерами.

Похожие диссертации на Современное творчество композиторов Туркменистана в контексте культуры нации