Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление профессионального хорового искусства в Адыгее Гогина Елена Леонидовна

Становление профессионального хорового искусства в Адыгее
<
Становление профессионального хорового искусства в Адыгее Становление профессионального хорового искусства в Адыгее Становление профессионального хорового искусства в Адыгее Становление профессионального хорового искусства в Адыгее Становление профессионального хорового искусства в Адыгее
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гогина Елена Леонидовна. Становление профессионального хорового искусства в Адыгее : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Гогина Елена Леонидовна; [Место защиты: Рост. гос. консерватория им. С.В. Рахманинова].- Ростов-на-Дону, 2008.- 241 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-17/40

Введение к работе

Актуальность исследования. Формирование национальных композиторских школ, становление композиторского творчества в российских национальных автономиях и бывших советских республиках находятся в фокусе внимания современного музыкознания. Интерес к обозначенной проблематике отражает стремление осмыслить советский период истории отечественной музыки, определить направления музыкально-цивилизационного развития. Только за последнее десятилетие были созданы обобщающие исследования, посвященные становлению композиторского профессионализма как в крупных полиэтнических регионах (М. Дрожжина, А. Маклыгин, Т. Лескова), так и в отдельных национальных образованиях (А. Варламова, Н. Гарипова, И. Данилова, У.Джумакова, В. Дулат-Алеев, О. Полякова, Ф. Сафаргулова, Е. Скурко, Т.Смелова, Д. Шарифуллин и др.). Появление в этом ряду исследования о хоровом творчестве композиторов Адыгеи является обоснованным и закономерным. Оно дает возможность дополнить современные научные представления о формировании композиторского творчества в национальных республиках и автономиях в советский и в постсоветский периоды истории, выявить особенности этих процессов в различных социально-культурных локусах.

Отразив звукообразы национального искусства, хоровая музыка стала самой значимой частью творчества композиторов Адыгеи. За полувековой период адыгейские авторы освоили практически весь жанровый диапазон хоровой академической музыки, создали яркие образцы композиторского фольклоризма. Приоритетность хоровых жанров определялась рядом обстоятельств, среди которых важнейшим была профессиональная подготовка авторов, получивших образование на вокальных и дирижерско-хоровых отделениях средних и высших учебных заведений культуры и искусства (Ч. и В. Анзароковы, М. Бесид-жев, А. Нехай, Р. Сиюхов, К. Туко, Г. Чич, М. Хупов и др.).

Необходимость исследования хоровой музыки композиторов Адыгеи обусловлена и потребностью практики - увеличением удельного веса национально-регионального компонента в учебных планах образовательных учреждений республики, а также культурной политикой, направленной на сохранение и дальнейшее развитие адыгской культуры'.

Вопросы формирования композиторского творчества в Адыгее лишь затрагивались в отдельных монографических очерках, статьях и газетных публикациях (М. Анзарокова, А. Атаманенко, М. Бесиджев, А. Дауров, И. Петрусен-ко, А. Соколова, Т. Сухова, К. Туко, Н. Чепниян). Однако никто из перечисленных авторов не был нацелен на комплексное и системное изучение творчества адыгейских авторов, не фокусировал свое внимание на хоровом искусстве. В существующей литературе хоровая музыка адыгейских композиторов рассмат-

1 Композиторы других национальностей, работавшие в Адыгее с адыгским материалом, так и остались на положении «учителей» или «командированных» специалистов. Их музыка не получила общественного признания и не стала репрезентативной для музыкальной культуры Адыгеи (М. Гнесин, В. Бурдеев, В. Волченко, В. Месс-ман, А. Митрофанов, И .Святловская, Ю. Силантьев и др.). Поэтому используемые нами понятия «адыгейские композиторы» и «композиторы Адыгеи» фактически идентичны.

ривалась только как объект практического изучения, что определило методическую направленность некоторых изданий (А. Баете, В. Екимов, С. Хватова).

Объектом исследования является хоровое искусство Адыгеи в его важнейших составляющих - фольклорных традициях, исполнительстве, композиторском творчестве.

Предмет исследования составляет творчество композиторов Адыгеи в жанрах хоровой академической музыки.

Данное исследование ставит своей целью выявление закономерностей и особенностей формирования профессиональной хоровой музыки как части хоровой культуры Адыгеи. Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:

определить социально-исторические предпосылки и социокультурный контекст формирования профессиональной хоровой культуры в Адыгее;

обозначить компоненты этнической музыки, оказавшие воздействие на становление композиторского мышления в жанрах хоровой музыки;

выделить и охарактеризовать этапы композиторского творчества в Адыгее;

выявить направления стилевых поисков в малых и крупных жанрах хоровой музыки композиторов Адыгеи;

дать оценку хоровому искусству Адыгеи и определить пути его дальнейшего развития.

Методологическая основа исследования. Применение системного подхода к анализу хоровой культуры позволяет рассмотреть ее как множество взаимосвязанных элементов, образующих органическую целостность. Использование культурологического подхода дает возможность вписать хоровые сочинения адыгейских авторов в контекст всей музыкальной культуры Адыгеи и одновременно локализовать их как подсистему, обладающую соответствующими субсистемными характеристиками.

В качестве основного метода исследования выбран метод историзма, который позволяет определить истоки и условия формирования профессионального хорового искусства, реконструировать основные этапы становления композиторского творчества. Задача выявления направлений стилевых поисков в академических жанрах хоровой музыки обусловила важность компаративного метода, позволившего сопоставить полученные результаты на субрегиональном (Адыгея), региональном (общекавказском) и российском уровнях.

Базисными для настоящей работы стали положения исторического и теоретического музыкознания в контексте проблем «фольклор и композитор», «становление национальных композиторских школ», разработанные в исследованиях Г. Головинского, И. Даниловой, И. Земцовского, Л. Ивановой, А.Маклыгина, Г. Орджоникидзе, Е. Скурко, Н. Шахназаровой и др.

Закономерным стало обращение к трудам, посвященным исследованию адыгской и, в целом, кавказской культур. Автор опирался на ключевые положения работ А. Асланишвили, Б. Ашхотова, Т. Блаевой, И. Жордания, Л. Кан-чавели, А. Рахаева, А. Сиюховой, А. Соколовой, Р. Унароковой, Ф. Хараевой,

К. Цхурбаевой, Г. Чича, Ш. Шу и др., выявляющих особенности поэтического и музыкального фольклора, на труды учёных, исследующих проблемы этнической этики, философии, ценностей, ментальносте (Б. Бгажноков, А.-Г. Кешев, X. Казанов, М. Меретуков, Р. Ханаху, О. Цветков, А. Шадже и др.)

Освещение адыгейской хоровой культуры в социологическом ракурсе потребовало обращения к исследованиям, связанным с концепцией «строительства социалистической культуры», с тенденциозным отношением к фольклору, с функционированием института художественной самодеятельности (А.Митрофанов, С. Румянцев).

Проблемы жанровой классификации хоровой музыки решались при помощи теоретических концепций и положений, содержащихся в работах Г. Григорьевой, О. Коловского, Е. Назайкинского, Ю. Паисова, Е. Светозаровой, О.Соколова, А. Сохора, И. Усова, А. Ушкарева и др.

Анализ музыкальных текстов производился на основе аналитических принципов, разработанных в трудах отечественных теоретиков М. Арановско-го, В. Васиной-Гроссман, И. Лаврентьевой, Л. Мазеля, Е. Ручьевской, В. Хо-лоповой, В. Цуккермана, а также с учетом аналитических подходов теории «музыкального содержания» (Л. Казанцева, П. Карпычев, В. Холопова).

На защиту выносятся следующие положения:

хоровая музыка является доминирующей сферой творческих интересов адыгейских композиторов, в ней отражаются закономерности и особенности становления национальной композиторской школы;

профессиональная хоровая музыка композиторов Адыгеи отчасти компенсировала утраченную сольно-бурдонную фольклорную традицию и впоследствии стала импульсом к ее возрождению;

хоровая музыка адыгейских авторов отразила звуковое самовыражение этноса, связанное с использованием гармошечнои стилистики, маркирующей современную этническую музыкальную культуру;

в становлении хоровой академической музыки прослеживаются два этапа: первый (1960-1980-е годы), который тесно связан с содержанием и эстетическими эталонами самодеятельного искусства, и второй (1990-2000-е годы), характеризующийся обновлением тематики композиторского творчества и созданием индивидуальных композиторских стилей.

Научная новизна. В диссертационной работе впервые:

хоровое искусство Адыгеи рассматривается в социокультурном контексте, в рамках культурных процессов субрегионального, регионального и российского масштаба;

характеризуются основные этапы становления композиторского творчества академической традиции в Адыгее, выявляются особенности этого процесса;

определена жанровая классификация хорового творчества адыгейских авторов,

исследованы наиболее значительные образцы хоровой музыки и авторские стили;

- произведена объективная оценка деятельности хоровых коллективов и выдающихся хормейстеров республики Адыгея.

Теоретическая значимость исследования. Диссертационное исследование в определенной мере восполняет отсутствие теоретического обобщения процесса становления композиторского творчества в Адыгее, и его результаты могут стать основой для дальнейшей разработки проблем истории профессиональной адыгейской музыки (не исследованными остаются вокальные, инструментальные жанры, театральная музыка). Значение работы определяется выводами, которые расширяют представления о композиторском фольклоризме. Результаты диссертационной работы могут быть востребованы для создания фундаментальных исследований по проблемам становления композиторских школ на Северном Кавказе и в других регионах страны.

Практическая значимость настоящего исследования определяется тем, что его положения могут быть использованы в курсах «Адыгейская художественная культура», «Музыка адыгейских композиторов», составляющих национально-региональный компонент в учебных планах музыкально-образовательных учреждений республики (детские школы искусств, колледж искусств, институт искусств). Кроме того, материал исследования существенно дополнит училищный и вузовский курс «Хоровая литература» в разделе «Хоровая музыка адыгейских композиторов». Аналитические разделы данной работы окажут существенную помощь в изучении произведений адыгейских авторов в хоровом классе. Аналитические тексты использованы автором в качестве предисловий к сборникам хоровых произведений адыгейских композиторов. Материалы диссертационной работы могут составить соответствующие разделы монографических очерков о композиторах Адыгеи.

Материалом исследования послужили хоровые произведения В. Анза-рокова, К. Туко, М. Хупова, Г. Чича и других авторов (более ста сочинений), отражающие жанровую панораму адыгейской хоровой музыки последних пяти десятилетий. Большинство хоровых сочинений были исполнены и признаны как значимые явления в культурной жизни Адыгеи, а также за ее пределами. Отдельные хоровые произведения представлены в рукописях и до сих пор остаются малоизвестными. Кроме того, для выявления связей хоровой музыки с фольклорной традицией привлекались образцы народной музыки из сборников адыгских народных песен А. Гребнева, Г. Концевича, Ш. Шу, из фундаментального издания «Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов» под редакцией Е. Гиппиуса.

Для воссоздания исторического контекста использованы газетные и журнальные публикации, архивные источники, а также материалы интервью с композиторами различных поколений.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на кафедре теории, истории музыки и методики музыкального воспитания Института искусств Адыгейского государственного университета (2002-2005) и на кафедре истории музыки Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова (2006-2008). Ключевые положения

настоящей работы были изложены в докладах, прочитанных и обсужденных на международных, региональных и республиканских научно-практических конференциях: «Музыкальное содержание: наука и педагогика» (г. Астрахань, 2002); «Музыка и танец» (г. Майкоп, 2003); «Кавказ сквозь призму тысячелетий. Парадигмы культуры» (г. Нальчик, 2004); «65 лет университетской науки» (Майкоп, 2005); «Вопросы изучения адыгской музыки: теория, практика» (Майкоп, 2006). Отдельные положения диссертации были апробированы в курсе лекций в рамках семинаров для преподавателей республиканских детских школ искусств (Майкоп, 2006).

Структура работы. Поставленные в настоящей диссертации цели и задачи определили, ее структуру. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. В приложении содержатся нотные примеры.

Похожие диссертации на Становление профессионального хорового искусства в Адыгее