Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Батальные композиции в искусстве древнего Египта - становление и развитие жанра Реунов, Юрий Сергеевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Реунов, Юрий Сергеевич. Батальные композиции в искусстве древнего Египта - становление и развитие жанра : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Реунов Юрий Сергеевич; [Место защиты: Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств Рос. акад. художеств].- Москва, 2014.- 178 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-17/109

Введение к работе

Актуальность исследования. Египет издавна привлекал исследователей своей загадочностью, мифо-поэтической образной символикой, красотой и величием памятников. Искусство древнего Египта содержит в себе все основные параметры, которые определяют лицо этой культуры – монументальность композиций, синтез архитектурно-пластических решений, декоративность форм, и, конечно, каноничность памятников.

Канон можно считать основополагающей структурой, в пределах которой искусство развивалось по линии стиля. Канон определял локальную привязанность памятников именно к данной культуре. Тема батальных композиций позволяет выявить все основополагающие принципы и компоненты египетского искусства, включая его каноничность.

При всём многообразии видов и, условно говоря, жанров искусства древнего Египта, есть одна область, которую историки искусства практически обошли вниманием, в лучшем случае указывая на факт её существования. А вместе с тем тему батальных композиций можно считать «визитной карточкой» древнеегипетского искусства, поскольку в ней, как в фокусе, сконцентрирован основной круг проблем исторического и художественно-образного осмысления событий и явлений, выраженных символическим иносказательным языком, связывающим воедино Слово и Изображение. В этом контексте избранная тема содержит в себе весь круг вопросов исторического, искусствоведческого, текстологического профиля, служа верным и надёжным критерием не только в изучении памятников древнего Египта, но и в практическом подходе к их реставрации и реконструкции.

Поскольку люди на протяжении всей своей истории воевали, то и тема «войны и мира» обретает вневременную актуальность. Об этом красноречиво свидетельствуют батальные сцены, размещённые на пилонах и поверхностях стен крупнейших храмов Египта, таких как Рамессеум, Карнак, Луксор, Мединет-Абу и Абу-Симбел. Египетская культура по праву считается одной из самых великих и значительных, среди цивилизаций древнего мира. Поэтому исследование батальных сцен в искусстве долины Нила позволяет пролить свет на этапы становления Египта как одной из «сверхдержав» своего времени, а также на роль фараона – властителя Египта, уподобляющегося богам в устроении мирового порядка.

На протяжении трёх тысяч лет мастера древнего Египта создавали предметы и памятники, вошедшие в золотой фонд мирового культурного наследия. Будучи эмпириками, египтяне в процессе практической деятельности выработали и закрепили ряд изобразительных приёмов, в соответствии с которыми произведения искусства приобретали ритуальное и историческое осмысление. Так сформировалась композиция батальных сцен, проблеме исследования которой посвящена настоящая работа. Свой «классический» вид жанр батальных композиций приобрёл в эпоху Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.) – при Рамессидах (XIII-XI вв. до н.э.).

Фараоны этой династии вошли в историю не только как выдающиеся государственные деятели своей эпохи, но и как воители, расширившие территориальные владения Египта в южных и северных пределах. Чтобы увековечить подвиги великих владык, нужны были тексты и изображения, прославляющие походы и битвы, в которых главная роль отводилась фараону, способному противостоять целому вражескому войску. Так складывались поэмы, возвеличивающие деяния царя, благодаря которым единожды произошедшие события становились достоянием вечности. Одним из наиболее значимых событий времени правления Рамсеса II стала битва при Кадеше. Египетский поэт Пентаур сложил вошедшую в историю поэму, повествующую об этом сражении, а скульпторы увековечили её в рельефных композициях. Следствием крупных военных кампаний стало возникновение в египетском искусстве жанра «исторического» рельефа, в котором были запечатлены сцены баталий, связанных с конкретным сюжетом, получившим художественно-образное претворение в Слове и Изображении.

Историчность событий не следует понимать буквально, поскольку при «переносе» конкретной темы в сферу вневременного бытия неизбежно возникает новый смысловой подтекст, получающий символическую окраску и приобретающий метафорическую образность; фактическая история дополняется мифологическим осмыслением, преобразуясь в грандиозную эпическую панораму. В изображении живых сцен проявляется специфика изобразительного языка, отличного от повествования, развёртывающегося во временной последовательности.

Многие фараоны XVIII-XIX династий вошли в историю, благодаря участию в войнах, что нашло отражение в изобразительных и литературных источниках. Исторические и символические элементы батальных сцен составляют смысловую основу их построения. Концепция канона в искусстве всегда имела первостепенное значение, поскольку он представлял собой одну из важнейших эстетически-философских категорий, определяя сущность композиционных решений и иконографию образов. Так, сформировавшись на раннем этапе развития древнеегипетского искусства, основные типы композиций практически не менялись на протяжении столетий. Процесс развития шёл по линии стиля. Канон представляет собой мировоззренческую категорию, являясь глобальным отражением упорядоченной картины мира. Устойчивые композиционные решения касались и сюжетных композиций, в том числе батальных. В настоящей работе рассматриваются исторические и символические аспекты батальных сцен в искусстве древнего Египта, их генезис и эволюция в рамках канонических приёмов изображения.

Объект исследования. Объектом исследования являются памятники древнеегипетского искусства, затрагивающие один из кардинальных аспектов творчества мастеров долины Нила – проблему монументальности композиций, включающих в себя как памятники крупных форм: архитектуру, храмовые рельефы, так и произведения малых форм (ларцы, пекторали, колесницы и оружие – боевое и сакральное).

Предмет исследования. Предмет исследования – композиции сцен битв в древнеегипетских памятниках, преимущественно относящихся ко времени XIX-XX династий, проблема статики и динамики образов, иконография, эволюция стиля, типология и содержание.

Цели исследования. В рамках настоящей работы поставлены следующие цели:

  1. выявление «историчности», содержащей в себе проблему ритуального осмысления событий в русле конкретного и условного;

  2. определение принципов построения батальных композиций;

  3. выявление иконографической основы батальных сцен;

  4. исследование батальных композиций как «исторического жанра» и применение полученных результатов в реставрационных работах.

Задачи исследования:

1) классификация основных сюжетных циклов;

2) соотношение изобразительной и текстовой частей композиции;

3) выявление временного контекста и передачи последовательности событий;

4) соотношение реально произошедшего исторического события и его сакрализации, – перевод в мифологическое время и пространство;

5) выражение этнического начала и передача типологии образов;

6) иерархический принцип построения фигур, масштабное выделение фигуры царя;

7) определение и классификация типов и видов вооружения;

8) принципы датировки батальных композиций.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Батальные сцены занимают важное место в жанровом многообразии египетского искусства, будучи представленными, главным образом в монументальных композициях храмовых рельефов и в произведениях малых форм;

  2. В основе батальных композиций лежат исторические события, претворённые в художественно-образном строе памятников изобразительного искусства;

  3. Историзм и мифологизация событий раскрываются сквозь призму символического осмысления текстового и изобразительного материала;

  4. Параллельное рассмотрение текстового и изобразительного материала даёт возможность к практическому использованию памятников в процессе их реставрации и реконструкции;

  5. Эволюция батальных сцен даёт возможность установить их каноническое построение;

  6. Становление и развитие композиции батальных сцен связано с эволюцией их стилистической линии.

Хронологические границы исследования. Хронологические рамки настоящей работы охватывают большой отрезок времени, начиная от момента сложения батальных композиций как вида в конце IV тыс. до н.э., и вплоть до времени правления XX династии (до XI в. до н.э.). Наибольшее внимание в диссертации уделено памятникам, относящимся ко времени XIX и XX династии, поскольку именно в этот период Египет стремился к экспансии и расширению границ, что в царствование Рамсеса II стало причиной начала затяжного военного конфликта на Ближнем Востоке, самым острым событием которого стала битва при Кадеше. Фараону Рамсесу II противостояли войска другой сверхдержавы того периода, Хеттского царства. Долгое противоборство привело к подписанию первого известного в истории мирного договора. Позднее угроза безопасности Египта возникла в связи с нашествием «народов моря», что выразилось в появлении новых сюжетов и вариантов батальных сцен. В результате воздействия внешнеполитических событий на искусство, в период Нового царства возникает новый тип осмысления рельефа – исторический, вслед за чем происходит активное формирование устойчивых черт в канонизации батальных композиций, составляющих основу дальнейшего развития этих сцен в последующие эпохи, вплоть до эллинизма.

Методы исследования и теоретические подходы. В диссертационной работе используются методологические подходы и принципы различных гуманитарных наук: прежде всего, искусствоведения и истории. В основе исследования лежат общенаучные методы – сравнительный, описательный, аналитический, логический и др. Формально-стилистический и иконографический анализ батальных сцен сочетается с системным изучением исторических условий, сопутствующих из созданию. Батальные сцены занимают в историко-художественном плане искусства древнего Египта важное место. Восприятие изображаемого события достигалось в них за счёт гармоничного сочетания реальных исторических событий и их символического осмысления. Соотношение символического и исторического аспектов в памятниках древнеегипетского искусства, определение критериев этих двух, связанных друг с другом семантических категорий, представляет малоизученную с научной точки зрения проблему.

Следует сразу заметить, что решение данного вопроса не может лежать исключительно в сфере описания памятников, поскольку в основе сюжетной составляющей обязательно присутствует подтекст, содержащий фактические сведения. При создании батальных композиций египетский мастер использовал два способа показа событий: язык изобразительного искусства и текстового, повествовательного, гармонично дополняющих друг друга. Специфика изобразительного искусства заключалась в расстановке смысловых акцентов и, в соответствии с этим, в выборе момента, передаче «картины» происходящего действия. Литературный текст предполагал последовательное изложение событий, т.е. в повествовании присутствовал модус времени. «Изобразительный язык» требовал отбора наиболее значимых кульминационных моментов события, в результате чего, как правило, на первом плане крупным размером выделялась фигура фараона, побивающего врагов; вторым планом показаны менее значимые в смысловом и иерархическом контексте сцены, формирующие активный событийный фон. Работая над композицией, египетский мастер оставлял действие незавершённым, содержащим в себе нереализуемую потенцию развития. «Язык текста», в свою очередь, описывает то же событие в рамках линейного времени, прослеживая отдельные его эпизоды во временной последовательности. Таким образом, в рамках единой композиции происходит совмещение исторического и мифологического временного уровня.

Научная новизна исследования. До настоящего момента египтологи практически не уделяли внимания проблеме соотношения текстового и изобразительного пластов, повествующих об одном и том же событии. Новизна настоящей работы состоит в применении комплексного подхода, определяющего роль и специфику «языка текста» и «языка изображения» в рамках исследования батальных сцен. Так, битва при Кадеше произошла в царствование Рамсеса II и нашла отражение в сравнительно большом количестве изобразительных и письменных источников, что позволяет на этом примере прояснить отдельные аспекты поставленной проблемы.

Степень научной проработанности темы незначительна. Работая над батальной тематикой, египтологи практически полностью игнорировали возможность использовать одновременно все виды источников, принципиально уделяя внимание лишь одному из них (преимущественно текстовому). Вместе с тем, только комплексный подход даёт возможность определить исторические параллели и символическое осмысление двух способов повествования – изобразительного и текстового. До настоящего времени тема батальных композиций рассматривалась в историческом контексте, и с точки зрения искусствоведческого подхода упоминалась лишь по ходу событий, – давалась только беглая характеристика храмовых рельефов, которые практически никогда не рассматривались в художественном аспекте сложения композиции этих сцен.

Материал исследования. Источниками для решения задач, связанных с батальными сценами в египетском искусстве, служат рельефы храмов Карнака, Луксора, Рамессеума, Абидоса, Абу-Симбела и Мединет-Абу, где сохранились изображения столкновений египтян с иноземцами, а также ряд предметов утилитарно-бытового и сакрального назначения. Этот материал, составляющий синтез архитектурно-пластических композиций, содержится в сценах рельефов, виденных автором диссертации в подлиннике, и положен в основу исследования данной темы.

Диссертация базируется на исследовании двух художественно-образных пластов: Текстового (Слова) и Изобразительного. В рельефах на батальную тему, составляющих источниковую базу исследования, повествуется, главным образом, о битвах Тутмоса III (1479-1425 г. до н.э.) с сирийцами, Сети I (1290-1278 г. до н.э.) с азиатами и ливийцами, Рамсеса II (1279-1213 г. до н.э.) с хеттами и народами Леванта, Рамсеса III (1183-1151 г. до н.э.) с «народами моря», а также о сражениях других фараонов. Наиболее полная публикация этих памятников имеется в атласе В. Врещинского (Wreszinski W. Atlas zur Altaegyptischen Kulturgeschichte. Bd. II, Leipzig, 1935), а также в других альбомах, посвящённых отдельным храмам (например: Youssef A.A.-H., Leblane Ch., Maher. M. Le Ramesseum IV. Les batailles de Tounip et de Dapour. Cairo, 1977). Фактически, именно капитальный труд В. Врещинского содержит в себе наибольшее количество прорисовок рельефов из храмов и гробниц, предлагая также батальные сцены, рассматриваемые в настоящем исследовании. Большинство более поздних авторов пользовались сделанными им прорисовками. Качественные изображения рельефных композиций имеются также на страницах публикаций современных исследователей, занимающихся военной тематикой эпохи Нового царства, таких как работа Энтони Дж. Спэлинджера «Война в древнем Египте» (Antony J. Spalinger. War in ancient Egypt: The New Kingdom. Oxford, 2005) и др. Необходимо отметить, что батальные сцены эпохи Рамессидов возникли в процессе естественного развития существовавших ранее традиций, поэтому, для того чтобы проследить их генезис и эволюцию, приводятся памятники предшествующих эпох из коллекций музеев мира, опубликованные в соответствующих изданиях и виденные автором диссертации в подлиннике. Среди них: палетка фараона Нармера, пектораль Аменемхета III, колесница из гробницы Тутмоса IV и ряд других предметов. Неожиданным может показаться наличие в этом перечне колесницы, однако данное обстоятельство легко объяснимо. Этот экспонат, хранящийся в Каирском музее, ценен в рамках исследования батальных тем в искусстве благодаря тому, что на кожаной обшивке мастер поместил изображения битвы фараона с азиатами. Колесница была обнаружена в гробнице Тутмоса IV и впервые опубликована, наряду с другими предметами, Г. Картером и П. Ньюберри (Carter H., Newberry P.E. The Tomb of Thoutmosis IV. Westminster, 1904). Перечисленные памятники вместе с рядом других образуют группу изобразительных источников.

В батальных композициях эпохи Рамессидов неизменно прослеживается историческая канва, формирование которой было бы невозможным без текстового сопровождения. В качестве письменных источников в настоящем исследовании были использованы переводы оригинальных текстов, сохранившихся на стенах храмов, выполненные В. Хельком, Х. Гёдике, Дж. Брэстедом, А. Гардинером и К. Китченом, а также отечественными специалистами, работавшими над хрестоматиями по истории древнего Востока (см. библиографию). Кроме египетских письменных источников, в данной работе приводятся сведения из Богазкёйского архива (Goetze A. Zur Schlacht von Qades.— OLZ. 32 Jahrgang, 1929, № 11). Фактически, можно отметить, что одним из наиболее полных в плане масштаба охватываемого материала стал труд А. Гардинера «Древнеегипетская ономастика» (Gardiner A.H. Ancient Egyptian Onomastica. Oxford, 1947), вышедший в 1947 году, в котором автор перевёл большой объём разного рода надписей из храмов, гробниц, папирусов и т.п., в том числе тематически связанных с военной тематикой. Ещё более ранней является работа Дж. Брэстеда (Breasted J.H. Ancient records of Egypt. Chicago, 1906), которая, впрочем, в известном смысле устарела и имеет в основном историографическую ценность. Большого внимания в исследовании событий внешнеполитического характера заслуживают фундаментальные переводы К. Зете, В. Хелька и А. Борхардта (Sethe K. Urkunden der18 Dynastie. Leipzig, 1902-1915; Helck W. Urkunden der18 Dynastie. Hamburg, 1955-1958; Burkhardt A. Urkunden der18 Dynastie. B., 1984).

Одним из самых ярких по событийной насыщенности стало правление Рамсеса II. При этом фараоне египтяне вступили в противоборство с Хеттским царством, а также его союзниками из сирийских княжеств. Под городом Кадеш, что на реке Оронт, состоялось сражение, получившее исчерпывающее отражение в изобразительных и письменных источниках, о чём свидетельствуют рельефные композиции в храмах Карнака, Луксора, Рамессеума, Абидоса и Абу-Симбела. Первым специалистом, систематизировавшим эти источники и сделавшим перевод текста, стал также Дж. Брэстед. Несколько позднее Ш. Куентц собрал и опубликовал все надписи, относящиеся к битве при Кадеше, однако оставил их без перевода и комментария. Спустя 30 лет эти же тексты были опубликованы Р. Фолкнером. Самый основательный труд, содержащий перевод текстов, непосредственно относящихся к битве при Кадеше, был сделан А. Гардинером. Там же имеется исчерпывающий комментарий, несомненно представляющий интерес для исследователей, акцентирующих внимание на текстовом материале. В дальнейшем перевод текстов, повествующих о военной составляющей политики Рамсеса II, сопровождаемый ценными лингвистическими наблюдениями, был выполнен К. Китченом. Среди прочих существуют комментированные переводы А. Эрмана, А. Блэкмана и Дж. Уилсона. Следует также упомянуть переводы «литературного» отчета (также известного как «поэма Пентаура»), выполненные отечественными специалистами - М.А. Коростовцевым и Н.С. Петровским (см. библиографию).

Историография

С целью глубокого ознакомления с темой исследования, были использованы работы специалистов, составляющие область исследования данного предмета и отражающие степень изученности темы: целенаправленно военная тематика в искусстве древнего Египта в иностранной историографии затрагивалась достаточно редко. Этим занимались Ф. Питри, Я. Шоу, Г. Джилберт, А. Спэлинджер, Х. Хансен, Б. МакДермотт и др.; гораздо чаще исследовалась эпоха Рамсеса II в целом и битва при Кадеше в частности – об этом писали Дж. Брестед, В. Хельк, Р. Фолкнер, П. Ньюберри, К. Китчен, Р. Фрид, М. Хеали, Х. Гёдике и ряд других учёных (см. библиографию).

Нельзя обойти вниманием диссертацию М.В. Курочкина (Курочкин М.В. Структура, тактика и вооружение египетской армии во времена Тутмоса III – Рамеса II: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. ист. наук. М., 1998), посвящённую вопросам структуры, тактики и вооружения египетской армии времени XVIII-XIX дин.

Глубокая и заслуживающая внимания работа по описанию, характеристикам, методам и условиям применения различных видов оружия принадлежит М.В. Горелику (Горелик М.В. Оружие Древнего Востока. - М., 1993).

Важнейшим вопросом искусствоведческого исследования батальных сцен следует считать выявление канонической композиционной и пропорциональной структуры. Одна из наиболее успешных работ в этом направлении принадлежит отечественному специалисту Н.А. Померанцевой. В своей докторской диссертации «Канон пропорций в скульптуре древнего Египта» автор большое внимание уделяет определению понятия канона, его роли в развитии египетского искусства по линии стиля, а также философскому и мировоззренческому осмыслению этого явления. В своих статьях и монографиях Н.А. Померанцева раскрывает значение канонических принципов построения композиции на примере разных «жанров» египетского искусства.

Анализ историографии позволяет сделать вывод: фактически, на первом месте при рассмотрении вопросов военной истории данного периода египтологи наибольшее внимание уделяли археологическому и текстовому материалу и в несравненно меньшей степени – изобразительному. Следует заметить, что культура древнего Египта синтетична, и потому расчленять историческую и искусствоведческую области не всегда целесообразно. В тех случаях, когда специалистами проводились попытки анализа иконографии батальных сцен, в качестве объекта исследования бралась преимущественно битва при Кадеше, что не совсем оправдано, поскольку она не позволяет в полной мере объективно осветить весь спектр поставленных в настоящей работе вопросов. Таким образом, степень изученности темы в искусствоведческом контексте незначительна.

Теоретическая значимость работы. Теоретическая значимость работы состоит в возможности использования её материалов и выводов искусствоведами, историками и специалистами по древнеегипетскому языку при исследовании принципов канонического построения батальных композиций, а также мировоззренческих и философских концепций и их осмысления на разных этапах египетской истории.

Практическая значимость работы. Сделанные в диссертации выводы позволяют облегчить египтологам, искусствоведам и сотрудникам музеев датировку сцен батальной тематики. Отдельные разделы работы могут быть использованы в рамках учебных курсов по истории и искусству древнего Востока.

Похожие диссертации на Батальные композиции в искусстве древнего Египта - становление и развитие жанра