Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие изобразительного искусства в Хакасии (1920-2000-е годы) Чебодаева Маина Петровна

Становление и развитие изобразительного искусства в Хакасии (1920-2000-е годы)
<
Становление и развитие изобразительного искусства в Хакасии (1920-2000-е годы) Становление и развитие изобразительного искусства в Хакасии (1920-2000-е годы) Становление и развитие изобразительного искусства в Хакасии (1920-2000-е годы) Становление и развитие изобразительного искусства в Хакасии (1920-2000-е годы) Становление и развитие изобразительного искусства в Хакасии (1920-2000-е годы) Становление и развитие изобразительного искусства в Хакасии (1920-2000-е годы) Становление и развитие изобразительного искусства в Хакасии (1920-2000-е годы) Становление и развитие изобразительного искусства в Хакасии (1920-2000-е годы) Становление и развитие изобразительного искусства в Хакасии (1920-2000-е годы)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чебодаева Маина Петровна. Становление и развитие изобразительного искусства в Хакасии (1920-2000-е годы) : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 : СПб., 2004 149 c. РГБ ОД, 61:05-17/66

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Особенности формирования изобразительного искусства в Хакасии в 1920-1950-е годы

I. Истоки и начало формирования изобразительного искусства с.18-27

II. Развитие профессионального искусства в 1940-1950- е годы ...с.27-62

Глава 2. Развитие изобразительное искусства в 1960-1980-е годы с.63-102

Глава 3. Изобразительное искусство Хакасии на современном этапе (1990-2000- е годы) с.103-137

Заключение с.138-143

Библиография с.144-148

Сокращения с.149

Введение к работе

Республика Хакасия расположена в Юго-Западной части Восточной Сибири Российской Федерации, в левобережной части бассейна реки Енисей, занимая значительную часть Хакасско - Минусинской и Чулымо - Енисейской котловин. Граничит на севере и востоке с Красноярским краем, на юге и юго -западе с Республиками Тыва и Горный Алтай, на западе с Кемеровской областью. Хакасия стала республикой в 1990-м году, в результате преобразования автономной области, которая с 1930-го года входила в состав Красноярского края. Территория Республики составляет 61900 км , население -более 546000 человек (на 2002 г.).

Художественная культура республики с древности и до современного времени рассматривалась в основном в историко- этнографическом и археологическом аспектах, а в искусствоведческом - лишь отдельные факты. Поэтому многие важные проблемы в истории изобразительного искусства, интересные явления древней и современной художественной культуры оказались малоизученными. В связи с этим вопросы становления и развития изобразительного искусства Хакасии (1920-2000-е гг.) являются актуальными в свете проблемы изучения национальных художественных культур Российской Федерации.

Можно согласиться с мнением искусствоведа Е. П. Маточкина об особенности сибирского искусства - «Наиболее важная, отличительная особенность изобразительного искусства народов Сибири - необычайная глубина памяти. Устойчивая традиция синкретизма, которая существовала в их духовной культуре вплоть до начала XX века, несомненно, наложила свой отпечаток и на профессиональное искусство на стадии его становления». Территория Хакасии богата различными археологическими памятниками: остатками множества древних городов и крепостей, каменными изваяниями, стелами, менгирами, курганами и петроглифами, говорящими о контактах предков хакасов с жителями Восточной Европы, Западной Сибири, Центральной Азии и Китая. Своеобразие национальной художественной школы в настоящее время базируется на широком использовании богатого художественного наследия древних эпох, сложившихся на ее территории -афанасьевской (III тыс. до н.э.), окуневской ( нач. II тыс. до н. э.), андроновской (cep.II тыс. до н.э.), карасукской (к. II тыс. до н.э.), тагарской (VIII-VII вв. до н. э.), таштыкской культур (к. III- нач. II в. до н.э.), древиехакасского государства (IX- XIII в.), а так же традиций декоративно- прикладного искусства хакасов и русской реалистической школы изобразительного искусства.

Исторические, социально- экономические условия Хакасии сложились таким образом, что традиционная культура была ориентирована на Восток и коренным образом отличалась от русской и европейской культур. Ее территория в начале XX века входила в состав Минусинского, Ачинского, Кузнецкого уездов Енисейской губернии. Культура коренных ее жителей-хакасов находилась на ином уровне, чем русская культура и ей были присущи следующие черты:

1. Грамотность, причем на русском языке, составляла 3%; так как на родном языке письменность отсутствовала.

2. Хакасской духовной культуре была присуща форма устного народного творчества - единственного хранителя и носителя древних традиций.

3. Национальная культура отражала то, что было свойственно укладу жизни кочевников-скотоводов, охотников и рыбаков.

4. Традиционная религия - шаманизм был связан с поклонением различным духам природы- неба, рек, земли и т.п.

Социальные преобразования, происшедшие в Российской империи в начале XX века, прежде всего связанные с Октябрьской революцией 1917 года, коренным образом повлияли на традиционное мировоззрение, культуру и быт хакасского народа. К 1920-м годам можно отнести зарождение реалистического изобразительного искусства в Хакасии. Если музыкальная культура в форме тахпахов - импровизаций народных сказителей - хайджи у них была развита довольно широко, то в области станкового изобразительного искусства традиций не было, за исключением декоративно- прикладного. В годы советской власти появляется национальная интеллигенция: ученые, писатели, поэты, артисты, музыканты, а так же мастера изобразительного искусства -живописцы, графики и скульпторы.

Соответственно, в изучении генезиса и эволюции хакасского изобразительного искусства вопрос о традициях, о степени и характере их влияния на профессиональное творчество художников играет первостепенную роль, способствует выяснению пути органического синтеза двух художественных культур: хакасской традиционной и русской реалистической.

В дореволюционное и советское время исследовалось в основном декоративно- прикладное искусство, т.к. эта сфера художественного творчества традиционно культивировалась народными мастерами, создавшими образцы высокого и неповторимого искусства. Различные аспекты прикладного искусства были рассмотрены в специальных работах ученых в 1930-1990-е годы- Е.Шнейдера, С.В.Иванова, К.М.Патачакова, И.К.Кидиековой, Т.Б.Митлянской, Л.Р.Кызласова, И.Л.Кызласова, С.В.Киселева, Ю.А. Шибаевой, Г.Г. Король, Я.И.Сунчугашева, Н.И.Каплан, Н.Г.Алоевой и др.2

В свете проблем поставленных в диссертации потребовалось обращение к теоретическим трудам по советскому искусству, т.к. по искусству Хакасии таковых не имеется. Работы известных искусствоведов В.В. Ванслова («О станковом искусстве и его судьбах». М.1972.), А.И. Каменского («Романтический монтаж». МЛ989.), А.И. Морозова («Поколение молодых. Живопись советских художников 1960-1980». М.1989.) и И.С. Степанян («Искусство России XX века. Взгляд из 90-х». МЛ999.) во многом подсказали мне и помогли выявить общие процессы, характерные для всего советского искусства. Особенно важной для работы была книга СМ. Червонной «Взаимодействие художественных культур народов СССР. Проблемы сближения, взаимообогащения национальных художественных культур народов СССР в развитом социалистическом обществе, диалектика национального и интернационального» т.к. она ставит наиболее острые вопросы взаимодействия различных культур отечественного искусства.

В 1961 году в журнале «Советская этнография» опубликована статья С.В.Иванова «Современное искусство народов Сибири (скульптура)»3, где в краткой очерковой форме впервые была поставлена проблема изучения скульптуры в современном искусстве народов Сибири - хантов, манси, чукчей, эскимосов, якутов, алтайцев, тувинцев, бурят и хакасов. Автор статьи отметил хакасских скульпторов Г.А. Аткнина, В.Ф. Кидиекова и И.Н. Карачакову. Кроме этой небольшой статьи в последующие годы публикаций по современной скульптуре не выходило.

Небольшая информация обзорного характера о хакасском искусстве содержится в краткой художественной энциклопедии «Искусство стран и народов мира»4. В ней рассматривается архитектура, декоративно- прикладное и изобразительное искусство с древнейших времен до современности. Отмечено значение советского периода в развитии искусства Хакасии. Однако вследствие малоизученности истории искусства республики в освещении некоторых ее сторон были допущены неточности.

В свете проблем поставленных в данной диссертации, автору потребовалось обращение к источникам, раскрывающим культурное строительство в Хакасии, происшедшее после Октябрьской революции 1917 года и дающим представление о культурных контактах Хакасии с другими народами СССР. Здесь, прежде всего, надо назвать подготовленную коллективом ученых Хакасского института истории, языка и литературы работу по истории республики советского периода «Очерки истории Хакасии советского периода. 1917-1961-е гг.».5 Это было первое обобщенное и систематизированное изложение процесса культурного строительства в указанный период. Однако характер издания, а так же ограниченность и полное отсутствие исследовательских работ по отдельным отраслям культуры не позволили раскрыть многие стороны культурной жизни Хакасии.

Те же аспекты культурного строительства, но уже в пределах всего сибирского региона затрагиваются в монументальном издании (в пяти томах) Сибирского отделения Академии наук СССР «История Сибири с древнейших времен до наших дней».6 В нем обстоятельно рассмотрен процесс культурных преобразований, причем основное внимание уделено культурному развитию национальных районов Сибири, определены основные этапы развития науки, просвещения, культуры и искусства регионов (частности, Хакасии) в советское время.

Краткий обзорный характер носит статья московского искусствоведа С.М.Червонной «Художники Хакасии» , опубликованная в газете «Советская Хакасия». В ней автор впервые анализирует творчество ведущих художников 1960-х годов.: А.Ф. Калинина, М.А. Бурнакова и В.А. Тодыкова.

Указанный автор характеризует живописца А. Ф. Калинина, как вполне определившегося мастера, с четким почерком, с определенным кругом творческих интересов, с многогранными способностями и интересами разностороннего характера.

О другом живописце М.А. Бурнакове СМ. Червонная отзывается, как о великолепном мастере портретной живописи, женских портретов, выполненных в 1962-1968-е годы. С его именем она связывает шаги формирования современного хакасского изобразительного искусства.

Говоря о графике В.А. Тодыкове, автор статьи отмечает, что его рисунки отличаются ювелирной точностью, а композиции - изяществом и законченностью.

Узловые вопросы истории изобразительного искусства Сибири нашли свое отражение в многотомной «Истории искусства народов СССР» . вышедшей в свет в 1982-м году под редакцией Б.В. Веймарна, Л.С. Зингера, О.И. Сопоцинского. В девятом томе этого издания имеется небольшая информация о развитии профессионального изобразительного искусства в республики.

Что касается непосредственно специальных, обобщающих работ по проблеме становления и развития изобразительного искусства в Хакасии (1920- 2000-х гг.), то таких работ до сих пор нет, хотя интерес к этой проблеме всегда постоянен.

Впервые данная проблема была поставлена в 1972-м году хакасским искусствоведом И.К.Кидиековой в статье «Изобразительное искусство в 7 Червонная СМ. Художники Хакасии// Советская Хакасия, 26 января 1969.

8 История искусства народов СССР. М. 1972.

Хакасии».9 Но ее статья носит обзорный характер, и не ставит конкретный вопрос о периоде становления изобразительного искусства, так же как не рассматривается вопрос о ведущих жанрах в искусстве республике. Автор лишь дает оценку творчеству некоторых художников, в частности, Г.А. Аткнина, Д.П. Черепанова, А.Ф. Калинина, И.Н. Карачаковой, М.А. Бурнакова, В.А. Тодыкова, В. Протопопова и В.М. Новоселова. Она отмечает, что живопись, графика и скульптура очень молоды, но, несмотря на известные просчеты и недостатки в профессиональном мастерстве, хакасское искусство «интересно искренностью, молодым задором, отсутствуем фальши и горячим желанием преодолеть трудности на пути к высокому искусству».

В 1974 году вышла в свет книга Я.И.Сунчугашева и Г.А.Янгуловой «Памятники истории и культуры Хакасии».10 В ней кратко, в виде очерка рассматривается скульптура, посвященная историко - революционным событиям (Г.А. Янгулова) и памятникам старины (Я.И. Сунчугашев). Конкретно авторы описывают памятник В.И. Ленину в г. Абакане, мемориальные обелиски, посвященные павшим героям в годы гражданской войны в Хакасии и памятники воинам- участникам Великой Отечественной войны.

В сборнике «Зажги свою звезду» были опубликованы краткие очерки о литературе и искусстве хакасского народа, в том числе несколько статей Б. Ховратовича, в которых характеризуется творчество художников Г.А. Аткнина, Д.П. Черепанова, А.Ф. Калинина, В.А. Тодыкова, А.А. Топоева, М.А. Бурнакова и В. П. Бутанаева. По мнению Б. Ховратовича первый важный шаг в развитии изобразительного искусства Хакасии был сделан в 1930-1940-е годы Г.А. Аткниным, который работал в разных видах искусства- живописи, графике, скульптуре и художественной вышивке.

В послевоенные годы были сделаны определенные сдвиги в становлении изобразительного искусства. В это время в Абакане начинает работать Д.П. Черепанов- пейзажист, стремившийся показать в своих работах природу Хакасии. Он организовал художественную студию, которая могла посещать молодежь. В те же годы с именем пейзажиста А.Ф. Калинина, зарекомендовавшего себя серьезным и ищущим живописцем, связанно объединение молодых и самодеятельных художников (П.И. Тараненко, И.П. Ломтева, П.А. Полежаева, П.И. Сарычева и др.).

Формирование своеобразия хакасского искусства, по мнению Б. Ховратовича, связанно с творчеством графика В.А. Тодыкова, которому принадлежит бесспорная заслуга в разработке национального изобразительного стиля, постижения сути национальной образности и духовной щедрости своего народа.

Б. Ховратович в творчестве графика В.П. Бутанаева, отметил помимо серии графических рисунков о пребывании В.И. Ленина в Шушенком, зарисовки и наброски на строительстве трассы Абакан- Тайшет, Саяно-Шушенской ГЭС, Байкало- Амурской магистрали, которые отличаются лаконизмом, выразительностью, умением показать человека в творческом труде.

По мнению автора указанных статей, в центре творчества М.А. Бурнакова - портретный жанр. Восхищение и любовное отношение к человеку отличает портреты, созданные кистью этого живописца. К числу несомненных удач художника были признаны портреты: участника парада Победы СЕ. Чучунова и капитана дальнего плавания Алексеева.

В 1978 году вышла в свет книга искусствоведа И.М. Давыденко «Художники Красноярска» , где исследован период становления и развития изобразительного искусства Красноярского края, куда до 1990 года входила Хакасия. Достаточно полно в исследовании дается характеристика творчества ведущих профессиональных художников, живших в Красноярском крае с сер. XIX века по 80-е годы XX века, в их числе художники Хакасии А.Ф. Калинин, В.М. Новоселов, Г.С. Хлебников, М.А. Бурнаков и В.Ф. Капелько. Его же работа о тех же художниках вышла в Ленинграде в издательстве «Художник РСФСР» в 1980 году 13

Историком В.А. Асочаковым в книге «Культурное строительство в Хакасии 1917-1937 гг.»14 впервые был исследован вопрос об историческом периоде ликвидации неграмотности, организации школьного образования, политика - просветительной работы, подготовки кадров хакасской интеллигенции, зарождении литературы, книжного издательства и театра в Хакасии. Хотя вопросы становления профессионального искусства республики не были отражены, его труд имеет большое значение для исследования по теме данной диссертации.

Важнейшие методологические проблемы теоретического осмысления национальной культуры (в том числе хакасской) впервые были подняты в обобщающем исследовании философа Г.Г. Котожекова «Художественная культура народностей СССР: диалектика развития».15 Его книга посвящена вопросам формирования и развития художественных культур малых народов проживающих в Сибири - тувинцев, алтайцев и хакасов. На примере развития культур этих народов прослеживаются закономерности взаимодействия национального и межнационального аспектов в культурах численно небольших народов России, обобщается опыт работы руководства Тувы, Горного Алтая и Хакасии по развитию национальной литературы, театра и изобразительного искусства.

Те же проблемы были поставлены Г.Г. Котожековым в книге «Культура народов Саяно-Алтайского нагорья».1 В ней впервые был осмыслен опыт советского культурного строительства в национальных районах Сибири в контексте общечеловеческих ценностей. Данное культурологическое, философское, социологическое и историческое исследование было проведено на материале культуры тюрков Саяно- Алтайского нагорья- алтайцев, тофаларов, тувинцев, хакасов и шорцев.

В 1991 году в Москве издательством «Советский художник» был опубликован справочник «Художники Красноярской организации Союза художников РСФСР» . В нем дается краткая информация о художниках-живописцах, графиках и скульпторах (их биографические данные и список основных работ), в том числе хакасских - о М.А. Бурнакове, Л.М. Джарты, А.Ф. Калинине, В.Ф. Капелько, Г.С. Краснове, В.М. Новоселове, В.А. Тодыкове, А.А. Топоеве, Г.С. Хлебникове и СЕ. Якшине.

В том же, 1991 году в Москве вышло издание «Художники

Красноярского края» , где рассмотрено развитие в крае некоторых жанров изобразительного искусства - пейзажа, тематической картины, станковой графики, скульптуры и декоративно- прикладного искусства. Хотя в названой книге даны художники Красноярского края (куда с 1990 года Хакасия не входит) в ней есть информация о творчестве и хакасских мастеров: А.Ф. Калинина, В.Ф. Капелько, Г.С. Хлебникова, В.М. Новоселова, СЕ. Якшина и В.А. Тодыкова.

Особого внимания заслуживает книга А.СКызласова и В.Н. Тугужековой «Писатели и художники Хакасии»19, где впервые были опубликованы биографии ведущих художников- живописцев, графиков, скульпторов и мастеров прикладного искусства в разные годы проживавших в Хакасии: Г.А. Аткнина, И.Н. Карачаковой, М.А. Бурнакова, А. А. Топоева, В.А. Тодыкова, А.И. Калинина, В.Ф. Капелько, СЕ. Якшина, Г.С. Хлебникова, В.М. Новоселова, В.П. Бутанаева, А.Л. Ултургашева, Д.П. Чебодаева, В.Н. Кученова, А.Г. Доможакова, А.З. Асочаковой, Г.С. Краснова, Н.Ф. Чаркова, Г.А. Серебрякова и Р.И. Субракова. В книге представлены многочисленные репродукции их творческих работ.

В 1999 году в издательстве Хакасского государственного университета (Абакан) вышел альбом искусствоведа И.К. Кидиековой «Графика Хакасии». В его вступительной части кратко излагаются истоки хакасской графики, дается анализ творчества графиков В.А. Тодыкова, А.А. Топоева, Р.И. Субракова, Г.Н. Сагалакова, Г.С. Краснова и А.Е. Ульянова. Большую часть своего анализа автор посвятила творчеству В.А. Тодыкова. Она назвала его первым в художественном осмыслении хакасской классики, после анализа ею иллюстрирования им эпического сказания «Алтын Арыг». Он, по ее мнению, совершил титанический труд: изучал орнамент народа, в музеях открывал для себя древние памятники декоративно- прикладного искусства, старался осмыслить, понять красоту древних бытовых вещей - тагарских котлов, древних бронзовых наверший и ножей, средневековых седельно - сбруйных украшений, всю изысканность вещевого мира. Вслед за Тодыковым в хакасскую графику пришли А.А. Топоев, Р.И. Субраков, Г.Н. Сагалаков, Г.С. Краснов и А.Е. Ульянов. Все они очень разные художники, но вместе в хакасском Ренессансе они выступают в удивительной гармонии. В творчестве А.Топоева рисунок всегда являлся основой искусства. Возможно поэтому, индивидуальность, характер и своеобразие языка графика более всего выражены в его рисунке. Графика А.А. Топоева печаталась на страницах газет, журналов, он был иллюстратором многих книг.

Древние эпические образы и народные типажи из современных сказаний и преданий стали основной темой творчества Р. Субракова. Его графические листы отличают высокий артистизм, вкус в использовании средств графической выразительности и отточенности профессионального мастерства.

Мастер не только использует известные мифы и сюжеты сказок, а изобретает и сочиняет их сам.

Широкое использование традиций и условного языка древних мегалитов и петроглифов свойственны произведениям Г.Краснова. В книжной станковой графике работает художник Г.Сагалаков.

Особый характер в мире древних образов - символов нашел А.Ульянов. Его офорты эпичны, в них силен элемент образной символике. В заключении автор статьи отмечает, что «Хакасская графика- это уникальное явление в истории хакасского искусства».

В разные годы на страницах центральных и местных художественных журналов («Ах тасхыл») и газет («Хакасия» и «Хакас чіри») периодически появляются статьи, освещающие различные аспекты хакасского изобразительного искусства. И хотя выступления искусствоведов И.М. Давыденко (Красноярск), И.К. Кидиековой (Абакан) и С. М. Червонной (Москва) не направлены на теоретическое осмысление проблем, накопленных многолетней творческой практикой, все же они помогают выявить закономерности художественного процесса в Хакасии.

Определенное воздействие на научное обобщение опыта национальных художественных культур в СССР и непосредственно в Хакасии оказали известные постановления ЦК КПСС:

«О перестройке литературно- художественных организаций». (1932) «О народных художественных промыслах». (1975)

« О мерах по дальнейшему развитию изобразительного искусства в РСФСР в свете решений XXV съезда КПСС». (1976)

«О дополнительных мерах по дальнейшему развитию изобразительного искусства в РСФСР». (1979)

«Постановление бюро Красноярского краевого комитета КПСС «О работе Хакасского облисполкома по развитию в XI пятилетке социально- культурного комплекса под девизом «Превратим Сибирь в край высокой культуры». (1982)

Критический обзор литературы по теме диссертации приводит к следующему выводу: в течение долгого времени хакасское искусствоведение находилось на стадии накопления материала, лишь в 1970-е годы были предприняты первые попытки систематизации и теоретического осмысления, причем в них очевиден недостаток целостного понимания и обобщения фактов в развитии национального искусства.

До сих пор нет исследований с разработкой общих вопросов становления хакасской художественной школы. Не существует работ, посвященных многообразию видов и жанров хакасской живописи, скульптуры и графики в их станковых и монументальных формах. Все это делает обращение к глобальной постановке целостной проблемы становления и развития профессионального изобразительного искусства Хакасии чрезвычайно важным. Ей и посвящена данная диссертация. В ней же впервые поставлен вопрос о проблеме периодизации истории изобразительного искусства в Хакасии. Предлагается следующая хронологическая схема.

I период- Становление изобразительного искусства (1920-1950-е гг.).

II период - Развитие искусства (1960-1980-е гг.).

III период- Современное искусство ( 1990-2000-е гг.).

Целью диссертации, таким образом, является исследование проблемы становления и развития профессионального изобразительного искусства в Хакасии. В связи с этим задачами данной работы являются:

1. Выявление предпосылок формирования профессионального изобразительного искусства Хакасии;

2. Обобщение и систематизация фактологического материала по изобразительному искусству;

3. Показ художественной жизни в связи с изменениями, происшедшими в ходе культурной революции до времени образования Союза художников Хакасии;

4. На основе исторического анализа становления и развития национальной художественной школы показать ее принципиальные особенности;

5. Определение ведущих тенденций развития изобразительного искусства Хакасии XX века;

6. Рассмотрение жанровой направленности творчества ведущих живописцев, графиков и скульпторов.

Источником для диссертации послужили в первую очередь творческие работы хакасских художников- живописцев, графиков, скульпторов и мастеров прикладного искусства, а также архивные документы и материалы, собранные автором в Научно- Библиографическом архиве Академии художеств (Санкт-Петербург), Центральном Государственном архиве Республики Хакасия (Абакан), Филиале Центрального Государственного архива Республики Хакасии (Абакан), Центральном архиве литературы и искусства (Санкт-Петербург), Объединенном Межобластном архиве культуры (Санкт-Петербург).

Были изучены материалы фондов краеведческих музеев: Хакасского Республиканского в Абакане, Минусинского Регионального им. Н.М. Мартьянова, Черногорского городского, а так же фонды Государственного Русского музея (Санкт- Петербург), Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Санкт- Петербург), Российского этнографического музея (Санкт- Петербург) и фонды Минусинской городской и Абаканской картиной галерее.

В данной диссертации эти материалы впервые вводятся в научный оборот.

Постоянное изучение современных художественных процессов, происходящих в республике, на основе посещений местных художественных выставок с участием хакасских художников и просмотра их работ в художественных мастерских, дали возможность автору критически осмыслить все созданное с современных позиций, отобрать наиболее значительные произведения.

Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения и специальных приложений, куда вошли: перечень выставок проводившихся в Хакасии в разные годы, список членов Союза художников России в Республике, справочник о ее художниках - живописцах, графиках, скульпторах и мастерах декоративно- прикладного искусства и полная библиография по теме. Так же прилагается альбом фоторепродукций, представляющих все наиболее значительные произведения хакасских живописцев, скульпторов, графиков и мастеров прикладного искусства (1920-2000 гг.).

Истоки и начало формирования изобразительного искусства

Искусство Хакасии развивалось в особых условиях по сравнению с другими национальными автономиями Российской Федерации, которое до Октябрьской революции носило в основном прикладной характер. Изобразительное искусство республики молодо, но это верно по отношению к его станковым видам - живописи, графике и скульптуре. Оно зародилось только в XX веке и получило развитие на традициях русской реалистической школы. Однако история хакасского изобразительного искусства измеряется веками и тысячелетиями - это богатая, огромная по исторической и культурной протяженности и обилию культурных памятников народов издревле проживавших на территории современной Хакасии.

Среди изученных археологами памятников палеолита - грот Двуглазка у деревни Толчея Боградского района (40-45 тыс. лет назад) и поселение Малая Сыя на левом берегу р. Белый Июс (30-35 тыс. лет назад) не было найдено каких- либо предметов, имеющих отношение к художественной деятельности человека: среди находок преобладают простейшие каменные орудия труда. Однако на Майнской стоянке на р. Енисей (16 тыс. лет назад) найдена древнейшая скульптура человека из обоженной глины - это первая находка антропоморфной фигуры в Сибири.

Наглядное представление о неолитическом искусстве (V-IV тыс. до н.э.) дают находки каменных скульптур рыб- приманок, использовавшиеся для лова рыб, обнаруженные на р. Сисим и вблизи деревень Лепешиной и Кореловой, ныне хранящиеся в собраниях Хакасского и Минусинского музеев. А так же многочисленные обломки глиняных сосудов яйцевидной формы, найденные в поселение близ деревни Унюк на правом берегу Енисея - фрагменты лепных сосудов, поверхность которых покрыта орнаментом из ямочных вдавлений, елочных узоров и резных линий. Наиболее близкий к энеолитическому времени (III тыс. до н.э.) комплекс наскальных рисунков Майдашинскои писаницы расположенный в окрестностях деревни Быстрая на правом берегу р. Енисей. В данный комплекс вошли 363 изображений животных- лосей, маралов, быков, антропоморфных фигур и различных предметов. Рисунки, выполненные на утесах выбиты и нарисованы охрой, которая во всем богатстве своих цветовых оттенков имела не только декоративный, но и символический смысл, связанный с культом природы.

Переход от энеолита к эпохе бронзы (сер. III тыс.до н.э.) связан с афанасьевской культурой. В найденных предметах того времени формы художественного творчества древних племен становятся разнообразнее. Люди впервые начинают использовать металл для изготовления орудий труда, женских украшений- сережек, игольников и пластинчатых браслетов. Расширяется круг видов древнего искусства- керамика (сосуды сферической, яйцевидной и горшкообразной формы), изделия из металла и наскальные росписи. Характер изображений носил символическое значение, а формы орнамента на предметах были тесно связаны с хозяйственным и бытовым укладом местных племен.

Со II тыс. до н.э. в Хакасии появляются произведения искусства, характерные для творчества племен окуневскои культуры, получившей распространение в Южной Сибири. Интереснейшими памятниками этой культуры являются каменные изваяния- столбы, стоявшие в степи. Изваяние представляет собой высокий песчаник или гранит саблевидной формы. На его лицевой стороне обычно изображена фантастическая личина: часто три глаза, ноздри, большой рот, длинные рога и уши, и множество всевозможных отростков. Кроме центральной личины есть другие изображения, но меньшего размера. Иногда встречаются изображения пасти хищника или морды быка. И множество солярных знаков разных начертаний, но обычно, это круг вписанный в квадрат. Изменилась форма керамических изделий - стали преобладать баночные горшки, украшавшиеся штампованными узорами с изображением солнца на дне. Среди находок в курганах обнаружены уникальные произведения искусства - стеатитовые миниатюрные скульптурные изображения головы человека и костяные пластинки с выгравированными женскими лицами. Часто встречаются гравировки на стенках каменного ящика или на плитах перекрытия. Еще чаще встречаются обломки плит с рисунками и в заполнении могильных ям и в насыпях курганов. Окуневское искусство - одна из самых ярких страниц истории изобразительного искусства республики.

Вслед за окуневской культурой на территории Хакасии получает распространение андроновская культура (XVI-XIV вв. до н.э.) известная в основном по глиняным сосудам и женским украшениям. Для искусства племен этого времени характерны горшковидные, баночные и мискообразные сосуды со своеобразным геометрическим, и елочным орнаментом отголоски которых выявляются в позднейшем хакасском народном искусстве. В раскопках встречаются женские украшения в виде бронзовых височных колец, иногда обтянутых золотыми листиками, а так же полусферические и четырехугольные штампованные бляшки, бронзовые или серебряные («андроновские» серьги) с «раструбом», проволочные серьги со спиралью, бусы из красноватой пасты и каменные подвески.

Развитие профессионального искусства в 1940-1950- е годы

«Изобразительное искусство хакасов тесно связано с предметами материальной культуры. Оно в различных формах отражало процесс познания человеком окружавшей его действительности жизнь и занятия людей, их знания и наблюдения. В нем находили свое выражение мысли и чувства людей, их желания и идеалы, творческая фантазия. Искусство удовлетворяло эстетические запросы людей и в стихийно- материалистической форме осмысливало многие их представления об окружающем мире».

Октябрьская революция 1917 года внесла коренные изменения в социальную, экономическую и культурную жизнь народов Хакасии, вызвав глубокие изменения в их общественном сознании.

Такие виды изобразительного искусства, как скульптура и рисунок существовали в дореволюционный период, они были связаны с традиционной религией - шаманизмом. Рисунки наносились на шаманские бубны, изображения духов- покровителей (тос) и на аппликации на лентах шаманских костюмов, отличавшиеся крайней условностью и схематичностью, а скульптура носила в основном анималистический и антропоморфный характер, так как была связана с культом определенных священных животных и с запретом реалистического изображения человека.

Так Е.Р. Шнейдер писал об искусстве хакасов тех лет: «Рисунок распространен мало. Он встречается на шаманских бубнах, тос (изображениях духов), изредка на предметах домашнего обихода и курганных камнях. В первых двух случаях материалом служит красная и белая краска, на деревянных предметах - это резьба. Наконец, в последнем случае рисунок выбивается камнем или острым железным орудием. И те, и другие чрезвычайно схематичны и во многом напоминают писаницы железной эпохи Минусинского края. Человек, животные, рыбы, птицы и прочее - большей частью простая комбинация палочек и кружков».23

В 1920-е годы в Хакасии, входившей до Октябрьской революции в состав Минусинского, Ачинского и Кузнецкого уездов Енисейской губернии, начинается культурная революция. В 1925 году был образован Хакасский уезд, преобразованный в 1930 году в Хакасскую автономную область в составе Красноярского края.

«Еще в конце 1919 года I Чрезвычайный съезд крестьянских, рабочих и солдатских депутатов Минусинского уезда признал обучение в школе обязательным для всех и бесплатным, высказался за расширение школьной сети и открытие народных домов, библиотек и читален».24

Решение съезда послужило призывом к ликвидации неграмотности среди хакасов. В аалах открываются школы грамотности для взрослых, ликпункты, «Красные юрты», которым оказывается активная помощь в обеспечение кадрами, помещениями и учебными пособиями. Создается общество «Долой неграмотность» (ОДН). Организуются избы - читальни, культурно- просветительные кружки, клубы, библиотеки, народные дома и красные уголки, являвшиеся наиболее распространенными формами организации культурно- просветительной работы в Хакасии в те годы.

В 1925 году хакасский народ получил письменность, что послужило толчком к развитию литературы и появлению печатных изданий. В Минусинске и Усть - Абакане (Абакане) стали издаваться газеты «Хызыл аал» (1927) и «Советская Хакасия» (1930). Периодическая печать становится организатором литературного движения. На страницах газет публикуются стихи, рассказы, очерки первых поэтов и писателей: А. Топанова, В. Кобякова, К.Самрина, М.Кокова, М.Аршанова и др. Важную роль в становлении реалистического искусства Хакасии в 1920-е годы сыграла книжная графика, которая прошла вместе со всем искусством достаточно сложный путь. Возможно, что именно тогда получили развитие агитационные виды графики, такие как политический плакат и карикатура, однако, не сохранилось ни архивных, ни других источников, по которым можно было бы судить о развитии этих видов изобразительного искусства.

Книги на хакасском языке в 1920-1940 е годы издаются небольшим тиражом в Минусинске, Новосибирске и Москве, в дальнейшем появляются местные издания, печатавшиеся в типографии газеты «Хызыл аал» («Красный аал»), образованной в 1931 году в Абакане.

Первыми изданиями, где публиковались произведения начинающих хакасских поэтов и писателей были школьные учебники. Они выполняли не только познавательную и обучающую функции, но были и пропагандистами новых социалистических идей; в них читатели наряду с доступным описанием жизни и деятельности человека могли найти художественные зарисовки природы, жилища, одежды и традиционных занятий скотоводством и охотой.

В 1926 году в Центральном книжном издательстве народов СССР по инициативе А.М.Горького издаются произведения литературы младописьменных народов. Первые книги и учебники на хакасском языке были выпущены этим издательством с иллюстрациями художников: А. Казанаков «Вторая книга для чтения» (1926) и К. Тодышев «Букварь» (1926) - П.С. Афанасьева, Н.Чевалкова и Л.Лозовского; A.M. Топанов «Власть Советов» (1928), В. Н. Фалькнер «Будем сильны и здоровы» (1928) и К.С. Тодышев «Книга для чтения» (1928)- Р.Финк, П.С.Афанасьева и А.Г.Аткнина; Н.Катанов «Букварь для взрослых» (1929) и К.Самрин, А. Топанов, Т. Балтыжаков «Букварь. Новый путь» (1929)- П.С. Афанасьева.

Развитие изобразительное искусства в 1960-1980-е годы

«Изобразительное искусство хакасов тесно связано с предметами материальной культуры. Оно в различных формах отражало процесс познания человеком окружавшей его действительности жизнь и занятия людей, их знания и наблюдения. В нем находили свое выражение мысли и чувства людей, их желания и идеалы, творческая фантазия. Искусство удовлетворяло эстетические запросы людей и в стихийно- материалистической форме осмысливало многие их представления об окружающем мире».

Октябрьская революция 1917 года внесла коренные изменения в социальную, экономическую и культурную жизнь народов Хакасии, вызвав глубокие изменения в их общественном сознании.

Такие виды изобразительного искусства, как скульптура и рисунок существовали в дореволюционный период, они были связаны с традиционной религией - шаманизмом. Рисунки наносились на шаманские бубны, изображения духов- покровителей (тос) и на аппликации на лентах шаманских костюмов, отличавшиеся крайней условностью и схематичностью, а скульптура носила в основном анималистический и антропоморфный характер, так как была связана с культом определенных священных животных и с запретом реалистического изображения человека.

Так Е.Р. Шнейдер писал об искусстве хакасов тех лет: «Рисунок распространен мало. Он встречается на шаманских бубнах, тос (изображениях духов), изредка на предметах домашнего обихода и курганных камнях. В первых двух случаях материалом служит красная и белая краска, на деревянных предметах - это резьба. Наконец, в последнем случае рисунок выбивается камнем или острым железным орудием. И те, и другие чрезвычайно схематичны и во многом напоминают писаницы железной эпохи Минусинского края. Человек, животные, рыбы, птицы и прочее - большей частью простая комбинация палочек и кружков».23

В 1920-е годы в Хакасии, входившей до Октябрьской революции в состав Минусинского, Ачинского и Кузнецкого уездов Енисейской губернии, начинается культурная революция. В 1925 году был образован Хакасский уезд, преобразованный в 1930 году в Хакасскую автономную область в составе Красноярского края.

«Еще в конце 1919 года I Чрезвычайный съезд крестьянских, рабочих и солдатских депутатов Минусинского уезда признал обучение в школе обязательным для всех и бесплатным, высказался за расширение школьной сети и открытие народных домов, библиотек и читален».24

Решение съезда послужило призывом к ликвидации неграмотности среди хакасов. В аалах открываются школы грамотности для взрослых, ликпункты, «Красные юрты», которым оказывается активная помощь в обеспечение кадрами, помещениями и учебными пособиями. Создается общество «Долой неграмотность» (ОДН). Организуются избы - читальни, культурно- просветительные кружки, клубы, библиотеки, народные дома и красные уголки, являвшиеся наиболее распространенными формами организации культурно- просветительной работы в Хакасии в те годы.

В 1925 году хакасский народ получил письменность, что послужило толчком к развитию литературы и появлению печатных изданий. В Минусинске и Усть - Абакане (Абакане) стали издаваться газеты «Хызыл аал» (1927) и «Советская Хакасия» (1930). Периодическая печать становится организатором литературного движения. На страницах газет публикуются стихи, рассказы, очерки первых поэтов и писателей: А. Топанова, В. Кобякова, К.Самрина, М.Кокова, М.Аршанова и др. Важную роль в становлении реалистического искусства Хакасии в 1920-е годы сыграла книжная графика, которая прошла вместе со всем искусством достаточно сложный путь. Возможно, что именно тогда получили развитие агитационные виды графики, такие как политический плакат и карикатура, однако, не сохранилось ни архивных, ни других источников, по которым можно было бы судить о развитии этих видов изобразительного искусства.

Книги на хакасском языке в 1920-1940 е годы издаются небольшим тиражом в Минусинске, Новосибирске и Москве, в дальнейшем появляются местные издания, печатавшиеся в типографии газеты «Хызыл аал» («Красный аал»), образованной в 1931 году в Абакане.

Первыми изданиями, где публиковались произведения начинающих хакасских поэтов и писателей были школьные учебники. Они выполняли не только познавательную и обучающую функции, но были и пропагандистами новых социалистических идей; в них читатели наряду с доступным описанием жизни и деятельности человека могли найти художественные зарисовки природы, жилища, одежды и традиционных занятий скотоводством и охотой.

В 1926 году в Центральном книжном издательстве народов СССР по инициативе А.М.Горького издаются произведения литературы младописьменных народов. Первые книги и учебники на хакасском языке были выпущены этим издательством с иллюстрациями художников: А. Казанаков «Вторая книга для чтения» (1926) и К. Тодышев «Букварь» (1926) - П.С. Афанасьева, Н.Чевалкова и Л.Лозовского; A.M. Топанов «Власть Советов» (1928), В. Н. Фалькнер «Будем сильны и здоровы» (1928) и К.С. Тодышев «Книга для чтения» (1928)- Р.Финк, П.С.Афанасьева и А.Г.Аткнина; Н.Катанов «Букварь для взрослых» (1929) и К.Самрин, А. Топанов, Т. Балтыжаков «Букварь. Новый путь» (1929)- П.С. Афанасьева.

Изобразительное искусство Хакасии на современном этапе (1990-2000- е годы)

С конца 1980- начала 1990 -х годов в нашей стране начинается процесс переосмысления многих фактов современной истории, шла переоценка художественного процесса, в те годы в обществе наметились кризисные явления в духовной и культурной жизни. Те же процессы затронули Хакасию, которая в 1990 году вышла из состава Красноярского края и была преобразована из автономной области в Республику.

Московский искусствовед СМ. Червонная дала следующую оценку хакасского изобразительного искусства того времени: «Далеко еще не уверено стоит на собственных ногах искусство Хакасии, больше терявшее, нежели приобретавшее за последние десятилетия. Сегодня живописцы Абакана, при всем их стремлении максимально активизировать национальный колорит, использовать весь возможный антураж хакасских древностей, включая и предметы быта, и археологические реалии, и этнический типаж, и костюм, даже задействовать традиционный орнамент мотив (завитки бараньих рогов), включив его в пейзажную композицию, все же оказываются весьма далеки от выявления живых контуров национального своеобразия современной хакасской культуры».

Вопросы дальнейшего развития культуры и искусства в Хакасии стали проблемными. Одной из важнейших стала проблема социальной защищенности художников. Все это накладывало отпечаток на их творчество. Ведется поиск новых форм работы Союза художников, который был создан в июне 1990 года в Абакане. Поиск касался проведения художественных выставок, отсутствие самостоятельности затрудняло решение многих творческих, организационных, финансовых и других вопросов. Решение указанных вопросов должно было обеспечить главное- создание условий для реализации таланта в свободе творчества.

19 июня 1990 года состоялось организационное собрание Союза художников Хакасии. В его работе приняли участие: секретарь правления Союза художников РСФСР Ф.В. Калашнев, председатель правления Красноярского отделения Союза художников РСФСР А.П. Золотухин, член правления скульптор Ю.П. Ишханов, заслуженный художник РСФСР А.Ф. Калинин, зам. директора Краевого художественного фонда В.В. Иконников и секретарь Хакасского обкома КПСС М.А. Саражаков. Председателем правления Хакасской республиканской организации Союза художников избрали В.А. Тодыкова, в правление вошли В.П. Бутанаев и Г.С. Краснов.

Союз художников Хакасии был создан, хотя вопрос о его создании был поднят еще в 1952 году Н. Гудилиным - секретарем Хакасского обкома КПСС. «В Хакасии до сих пор нет отделения Союза художников, художники представлены сами себе, нет руководящего творческого центра, между тем, в области имеется целый ряд одаренных, способных художников, о чем свидетельствует только что закончившаяся первая областная выставка».65

В 1990 -х годах произошли большие изменения в художественной жизни республики. Были созданы Союзы театральных деятелей и художников, начали самостоятельную жизнь русский и национальный драматические театры, государственным стал театр малых форм «Читиген», сформировались культурные центры - хакасский, татарский и немецкий.

В современном изобразительном искусстве Хакасии 1990-х годов довольно четко выявляются два направления: с одной стороны -профессиональное изобразительное искусство и архитектура, с другой -традиционное народное творчество. При всем различии художественной культуры эти направления не изолированы друг от друга. Мотивы и образы хакасского народного творчества питают профессиональное искусство: выработанная в народном творчестве национальная орнаментика проникает в профессиональное изобразительное и монументальное искусство. Так, например, в последние годы в республике построены современные общественные здания и туристические комплексы, по форме напоминающие традиционное хакасское жилище- юрту, возводятся монументальные памятники, аналогичные древним каменным изваяниям.

«Связь времен обнаруживается не только в народном творчестве, но и в исканиях профессиональных художников. В современных образах вновь и вновь восстают изначальные связи с землей древние, общечеловеческие корни искусства, мир духовного опыта народа. В творчестве современных художников поражает не столько игра красок, линий, а умение художника «вжиться» в эпоху, увидеть прототипы своих героев, воскресить их психологию, духовный облик и мысленно перенести на тысячу, две тысячи лет назад. Этот поразительный феномен своеобразного видения «картины мира» является выражением глубокой культурной памяти народов Сибири».бб

В декабре 1991 года в Абакане состоялось открытие Дома художника. Главным событием праздника стала выставка произведений профессиональных и самодеятельных художников. На выставке представлены лучшие работы мастеров: Г.С. Краснова, А.А. Топоева, В.А. Тодыкова, В.Ф. Капелько и Л.К. Ярошенко. Незабываемое впечатление произвели на посетителей гобелен «Хакасия» Т. Пивоваровой и Б. Покатилова, и вырезанные из камня сувениры на тему древних каменных изваяний - В. Лагодича.

Похожие диссертации на Становление и развитие изобразительного искусства в Хакасии (1920-2000-е годы)