Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Тембро-звуковые и визуальные аспекты фактуры произведений Д. Лигети 1960-80-х годов Остромогильский, Илья Вениаминович

Работа не может быть доставлена, но Вы можете
отправить сообщение автору



Остромогильский, Илья Вениаминович. Тембро-звуковые и визуальные аспекты фактуры произведений Д. Лигети 1960-80-х годов : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Остромогильский Илья Вениаминович; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2012.- 317 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-17/82

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Дьёрдь Лигети (1923–2006) – крупнейший композитор второй половины XX века. Его музыка получила широкое признание, начиная с 1960-х годов – времени появления первых знаковых произведений композитора: «Видения», «Атмосферы», «Lontano» для оркестра, Реквием, вокально-инструментальные «Приключения» и «Новые приключения», Концерт для виолончели с оркестром. В творчестве Д. Лигети нашли свое отражение важнейшие художественно-эстетические тенденции ХХ века, как классические, так и авангардные. Преломление этих тенденций и одновременно дистанцирование от них позволили Лигети создать свой оригинальный композиторский стиль, что обуславливает актуальность рассмотрения творчества венгерского мастера. Образная сторона его музыки проявляется в широком диапазоне от изысканного звучания до «абсурдистских» контрастов.

Важнейшим свойством музыки Д. Лигети стала сонорика, реализуемая разнообразнейшими средствами: фактурными, ритмо-звуковысотными, временными. Для выявления и анализа этих параметров необходим новый аналитический аппарат, представленный в данной диссертации терминологиями А. Маклыгина и Х. Лахенмана. Подобный подход отражает многочисленные особенности, имманентные Новой музыке второй половины ХХ века. Установка на кардинальную новизну музыкального языка становится ведущей тенденцией этого направления (К. Штокхаузен, Д. Лигети, П. Булез, Я. Ксенакис, В. Лютославский, Дж. Кейдж, Л. Ноно, Л. Берио, Дж. Шелси, Х. Лахенман и др.).

Новаторство Д. Лигети во многом проявилось в области фактуры и тембра: в особо сложной фактурной организации его произведений, инициируемой визуально-пространственными идеями композитора. Изощренное переплетение и наслоение фактурных составляющих в его сонорных композициях участвуют в создании неповторимой темброкрасочности, ведущей к визуальным ассоциациям и параллелям, возникающим при восприятии и анализе музыки композитора.

В каждом произведении Д. Лигети индивидуально взаимодействуют тембро-звуковые и визуальные аспекты фактуры, которые инициируют широкий круг проблематики, актуальный и для сегодняшнего дня. Связь указанных перцепционных факторов – зримого и слышимого – является магистральной в свете синтетического развития современного искусства. Эта связь прослеживается во многих музыкальных явлениях второй половины XX – начала XXI века, таких, как графическая нотация (Дж. Кейдж, М. Фелдман, С. Буссотти и др.), инструментальный театр (М. Кагель), хэппенинги, перформансы, инсталляции (Дж. Кейдж, Ж. Апергис и др.). Д. Лигети актуализировал в своей музыке 1960-х годов графическую нотацию («Volumina» для органа, 1961–1962) и артефакты (концептуальная пьеса «Будущее музыки» для лектора и аудитории, 1961; «Симфоническая поэма» для 100 метрономов, 1962). Однако главным направлением его композиторских поисков этого времени стало создание «визуальной» техники микрополифонии, реализованной им в произведениях разнообразных жанров. В дальнейшем микрополифония стала широко распространенным средством выражения в музыке разных по индивидуальности композиторов.

Степень разработанности темы исследования. Среди немногочисленных отечественных работ о творчестве Д. Лигети следует отметить диссертации Р. Разгуляева «Фортепианное творчество Дьёрдя Лигети: проблемы стиля и интерпретации» и С. Тюлиной «Состояние звуковысотной системы в современной зарубежной музыке (К. Штокхаузен, Д. Лигети: 196080 г.)», а также статьи К. Болашвили, Ю. Галиевой, Ю. Крейниной, Р. Разгуляева, С. Савенко, А. Шнитке. В этих трудах рассматриваются разные аспекты творчества венгерского мастера. С. Савенко в своей статье «Приключения в воображаемом пространстве. Заметки о творчестве Дьёрдя Лигети» дает обзор ряда сочинений композитора периода 19501980-х годов, при этом прослеживает эволюцию их стилистических особенностей. Вторая глава диссертации С. Тюлиной посвыщена некоторым аспектам звуковысотной организации музыки Д. Лигети (законы развития). Автору настоящей работы представляется необходимым раскрыть специфику многообразных свойств фактуры произведений Лигети, недостаточно изученных в отечественном музыковедении. Более многочисленны работы зарубежных авторов, также посвященные разным сторонам творческой индивидуальности Лигети. Среди них выделяются книги П. Гриффитса, К. Флороса, Э. Салменхаара, статьи О. Нордвалла, И. Фабиана и др.

Объект исследования: тембро-звуковые и визуальные аспекты фактуры произведений Д. Лигети.

Предмет исследования: произведения Д. Лигети 196080-х годов от оркестровых «Атмосфер» (1961) до Концерта для скрипки с оркестром (19901992) и Второй тетради этюдов для фортепиано (1988–1994).

Цели и задачи. Цель исследования – научное осмысление музыкального творчества Д. Лигети, включающее концептуальную интерпретацию тембро-звуковых и визуальных аспектов фактуры его музыки.

Задачи исследования:

1. Выявить и обобщить фактурные типы в музыке Лигети в условиях монослойности и полислойности;

2. Рассмотреть визуально-пространственные идеи композитора;

3. Соотнести ассоциативно характеристики звуковых образований с изобразительным рядом живописи и графики В. Кандинского, П. Мондриана и П. Клее;

4. Осветить роль композиционных параметров в драматургических процессах.

Научная новизна работы. Впервые:

- представлен детальный анализ тембро-фактурных особенностей произведений Д. Лигети на основе применения классификационных теорий А. Маклыгина и Х. Лахенмана;

- проведен сравнительный анализ фактурной драматургии отдельных произведений Д. Лигети и К. Пендерецкого, Д. Лигети и Э. Денисова;

- представлено широкое синестезийное сопоставление сочинений Д. Лигети с абстрактной и полуабстрактной живописью В. Кандинского, П. Мондриана и П. Клее.

Кардинально новым стало выявление четырех функциональных уровней (синестезийного, перцепционного, временного и структурного) закономерностей музыки Д. Лигети, в которых проявились связи визуальных и звуковых аспектов.

Теоретическая значимость исследования. На основе интерпретации тембро-фактурных составляющих произведений Д. Лигети в данной диссертации с помощью сравнительной (синестезийной) системы анализа выявлена интермедиальная взаимосвязь музыки и живописи. Результаты этой работы могут методологически применяться в исследованиях, посвященных аналогичным явлениям в искусстве. Теоретическую значимость также представляют разработка и включение в аналитический аппарат схем с визуальным отображением звуковых процессов в музыке венгерского мастера.

Практическая значимость исследования заключается в возможности его использования в курсах композиции, полифонии, анализа музыкальных форм, истории зарубежной музыки в высших и средних музыкальных учебных заведениях. Так, автор диссертации применяет ее некоторые положения в курсе композиции в Санкт-Петербургском музыкальном колледже им. Н. А. Римского-Корсакова. Идеи и выводы диссертации могут применяться в дальнейших научных разработках, посвященных проблемам Новой музыки второй половины XX века, в том числе творчества Д. Лигети.

Методология и методы исследования. Методы исследования: теоретический и сравнительный. Последний из них реализован в сопоставлениях музыки и живописи. При этом учитываются сугубо разные средства выражения этих видов искусства, а также их взаимное влияние и кардинальность произошедших в них перемен в течение ХХ века. Эти синестезийные сравнения применимы при совпадении композиционных, фактурных приемов и образов произведений этих областей искусства. Сравнительный метод также использован при сопоставлении музыкальных произведений разных авторов.

Для данного исследования особую ценность представляют мысли и высказывания Д. Лигети о композиторском творчестве и музыкальной композиции, сконцентрированные в его статьях и интервью.

Применительно к музыкальным теоретическим проблемам, методологии и методам исследования основой становятся положения трудов Л. Акопяна, Т. Бершадской, К. Болашвили, П. Булеза, Н. Власовой, Л. Гаккеля, Г. Григорьевой, Э. Денисова, Е. Дубинец, Л. Дьячковой, В. Екимовского, Т. Золозовой, А. Ивашкина, Ц. Когоутека, Я. Ксенакиса, Т. Кюрегян, М. Лобановой, А. Маклыгина, О. Манулкиной, И. Никольской, Н. Петрусевой, Е. Ручьевской, С. Савенко, И. Снитковой, А. Соколова, Е. Титовой, Ю. Холопова, В. Холоповой, В. Ценовой, А. Шнитке, К. Штокхаузена, Д. Шутко и др.

Искусствоведческая литература включает, в частности, установочное для настоящего исследования рассмотрение аспектов фактурных и композиционных приемов живописи В. Кандинского, П. Мондриана, П. Клее (работы Т. Горячевой, С. Дейхер, Х. Дюхтинга, С. Парч, П. Рапелли, Д. Сарабьянова и Н. Автономовой, Д. Шевалье и др.). Труды В. Кандинского «О духовном в искусстве» (1911) и «Точка и линия на плоскости» (1926), содержащие концептуальные теоретические мысли, стали отправной точкой для разработки метода сравнительного (синестезийного) анализа в данной диссертации. При характеристике особенностей изобразительного искусства ХХ и начала ХХI века определяющими в исследовании стали некоторые положения книг и статей Е. Андреевой, В. Бычкова, Л. Бычковой и др.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Тембро-фактурные новации Д. Лигети стали квинтэссенцией его композиторского стиля (техника микрополифонии, фактурная «изобразительная» идея разветвлений, пространственная идея приближения-отдаления);

2. Наиболее эффективными в научном плане по отношению к музыке Д. Лигети являются классификационные системы А. Маклыгина и Х. Лахенмана;

3. Синестезийные взаимосвязи произведений Д. Лигети с абстрактной и полуабстрактной живописью В. Кандинского, П. Мондриана и П. Клее носят многоаспектный характер и реализуются на уровнях параллелей композиционных элементов, художественных приемов и совпадений образов;

4. Важную драматургическую функцию в музыке Д. Лигети несут расширение и сужение звукового пространства, сгущение и разрежение плотности звучания, смены и трансформации типов фактуры, тембровые модификации.

Степень достоверности и апробация результатов. Достоверность результатов подтверждается публикациями авторских работ, а также цитированием этих работ в научных исследованиях отечественных и зарубежных музыковедов. По теме исследования опубликованы шесть статей в научных изданиях (в том числе три – в рецензируемых), а также монография «Творчество Дьёрдя Лигети сквозь призму фактурных новаций композитора». Общий объем публикаций – 17,5625 п. л.

Структура работы включает Введение, три главы, Заключение, Список литературы и три Приложения: 1) 47 нотных примеров, 2) 3 схемы, 3) 18 репродукций картин.

Похожие диссертации на Тембро-звуковые и визуальные аспекты фактуры произведений Д. Лигети 1960-80-х годов