Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теория и практика темперации в музыкально-теоретическом наследии Андреаса Веркмайстера Исупова Татьяна Семеновна

Теория и практика темперации в музыкально-теоретическом наследии Андреаса Веркмайстера
<
Теория и практика темперации в музыкально-теоретическом наследии Андреаса Веркмайстера Теория и практика темперации в музыкально-теоретическом наследии Андреаса Веркмайстера Теория и практика темперации в музыкально-теоретическом наследии Андреаса Веркмайстера Теория и практика темперации в музыкально-теоретическом наследии Андреаса Веркмайстера Теория и практика темперации в музыкально-теоретическом наследии Андреаса Веркмайстера Теория и практика темперации в музыкально-теоретическом наследии Андреаса Веркмайстера Теория и практика темперации в музыкально-теоретическом наследии Андреаса Веркмайстера Теория и практика темперации в музыкально-теоретическом наследии Андреаса Веркмайстера Теория и практика темперации в музыкально-теоретическом наследии Андреаса Веркмайстера Теория и практика темперации в музыкально-теоретическом наследии Андреаса Веркмайстера Теория и практика темперации в музыкально-теоретическом наследии Андреаса Веркмайстера Теория и практика темперации в музыкально-теоретическом наследии Андреаса Веркмайстера
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Исупова Татьяна Семеновна. Теория и практика темперации в музыкально-теоретическом наследии Андреаса Веркмайстера : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Исупова Татьяна Семеновна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2010.- 269 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-17/87

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1 АНДРЕАС ВЕРКМАИСТЕР И ЕГО ВРЕМЯ 19

ГЛАВА 2 МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ АНДРЕАСА ВЕРКМАЙСТЕРА

1. О делении монохорда 68

2. Систематизация пропорций 80

3. Числа и логика гармонии 87

4. Ratio & Sensus в теории и практике темперации звукоряда 112

ГЛАВА 3 ТЕМПЕРАЦИЯ И ЛАДОВОЕ МЫШЛЕНИЕ (К ПРОБЛЕМЕ ЛАДОАКУСТИЧЕСКИХ КОРРЕЛЯЦИЙ)

1. Строй и темперация: общее и особенное 120

2. Акустическая обусловленность «древних» модусов 132

3. Темперации Андреаса Веркмайстера 159

4. Акустическая предопределённость «современных» модусов 179

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 191

ИСТОЧНИКИ 197

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 207

ПРИЛОЖЕНИЕ 224

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Стремление найти и объяснить закономерное единство в структурной организации звуковысотных систем существует, по крайней мере, уже более трёх тысячелетий. Об этом свидетельствуют многочисленные культурные памятники. В настоящее время в связи с появлением целого ряда трудов по культурам различного исторического типа резко актуальной становится проблема выявления общего и особенного в структурной организации музыкального материала. Решение этой проблемы необходимо для осмысления художественного мышления различных эпох и народов как целостного процесса. Поскольку «каждая ладофункциональная организация для наилучшего проявления своих особенностей требует соответствующего "акустического оформления"» , важной становится проблема ладоакустических корреляций.

В музыкознании существует ряд трудов, где в той или иной мере представлены аспекты структурной организации звуковысотных систем разных эпох и народностей. Список литературы по данной проблематике может составить отдельный том. Однако взаимосвязь акустических и собственно музыкальных параметров смысловых единиц музыкального мышления2 остаётся не до конца выясненной, и она нередко оказывается вне внимания исследователей. Одним из проявлений зависимости акустических форм от эволюционных музыкальных процессов является возникновение различных темперации. С этой точки зрения они дают важный материал для познания взаимоотношений ладовых и акустических форм. Особую помощь в этом деле может оказать изучение исторических свидетельств, прямо или косвенно освещающих указанную проблему.

Изучение теоретического фундамента, фиксирующего логику музыкального мышления своего времени, является непременным условием

1 Герцман Е.В. К вопросу о древней музыкальной символике // Советская музыка. 1978. № 12. С. 129.

2 Под собственно музыкальными параметрами художественного мышления подразумеваются явлення,
обусловленные ладотональным мышлением.

4 при освоении музыкальной истории. В отечественном музыкознании в последние десятилетия сформировалось целое направление, целью которого является исследование музыкально-теоретических памятников прошлых эпох. Оно представлено именами: Е.М. Алкон3, Е.В. Герцмана , М.Е. Гирфановой , Е. Двоскиной , С.Н. Лебедева , СБ. Лупииоса', Р.Л. Поспеловой9, Ю. Пушкиной10, М. Толстобровой11, В.А. Федотова12, В.Г. Цыпина13, О.М. Шушковой14 и других авторов. Настоящая диссертация призвана продолжить эти плодотворные традиции обращением к трактатам Андреаса Веркмайстера (1645-1706) - одного из видных представителей музыкально-теоретической мысли Барокко, чьё наследие в комплексе до сих пор не попадало в поле зрения отечественных музыковедов.

В панораме развития западноевропейской музыкальной культуры с именем Веркмайстера связывают возникновение равномерной темперации :>. Но парадокс заключается в том, что ни один из вариантов темперации, которые были предложены им, по существу не являл собой образец равномерно-темперированного строя. Поэтому вопрос о взаимоотношениях

3 Алкон Е.М. Музыкальная теория древней и средневековой Индии (ладотональный аспект): Дис. ... канд.
искусствоведения. М., 1989.

4 Герцлшн Е.В. Музыкальная Боэциана. СПб., 1995.

J Гирфанова М.Е. Мензуральная теория и практика XIV-XV вв: Автореф. дне. ... канд. искусствоведения. М., 2000.

ь Двоскіши Е. Античная теория ритма: трактат Аврелия Августина «De musica libri sex»: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 1988.

7 Лебедев С.Н. Проблемы модальной гармонии в музыке раннего Возрождения: Автореф. дне. ... канд.
искусствоведения. М., 1988.

8 Лупинос СБ. Пути развития японской инструментальной музыки в системе гагаку (кангэн): Дис. ... канд.
искусствоведения. М., 1983.

9 Поспелова Р.Л. Терминология в трактатах И. Тинкториса. Проблемы эстетики, ладовой и мензуральной
теории: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. M., 1984.

10 Пушкина IO. «Микролог» Гвидо Аретинского: новые штрихи к ладовому учению // Старинная музыка.
2005. № 1-2. С. 39-48.

11 Вирдунг Себястьяп. Трактат о музыке (1511 г.) / Пер. и комментарии Марины Толстобровой. M., 2004.

12 Федотов В.А. Начало западноевропейской полифонии (Теория и практика раннего многоголосия).
Владивосток, 1985.

13 Аристоксен. Элементы гармоники / Аристоксен: Подгот., [пер. и прим.] В.Г. Цыпина. М., 1997.

14 Шушкова О.М. Вопросы немецкой музыкальной эстетики и теории XVU1 века: (По материалам трактатов
И.А. Шайбе): Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Л., 1991.

15 Ршшн Г. Музыкальный словарь / Перевод с 5-го нем. издания Б. Юргенсона, ред. Ю. Энгеля. М.-Лейпцнг,
1901-1904. С. 228; Faulhaber G. Andreas Werckmeister, Organist an St. Martini in Halberstadt - ein bedeutender
deutscher Musikwissenschaftler und Theoretiker // Ver6frent!ichungen des Stadtischen Museums Halberstadt. Nordharzer
Jahrbuch. Bd. 7. 1964. S. 233-246; Шерман H.C. Формирование равномерно-темперированного строя. M., 1964;
Веркмейстер II Музыкальный энциклопедический словарь / Ред. Г. В. Келдыш. М., 1991. С. 103; Шевалье Л.
История учений о гармонии / Пер. с франц. 3. Потаповой и В. Таранущенко, ред. М.В. Иванова-Борецкого. М.,
1932. С. 28.

5 опытов Веркмайстера и возникновении равномерной темперации пока остаётся не решённым. Предлагаемая же диссертация посвящена комплексу проблем, нашедших отражение в музыкально-теоретических сочинениях Веркмайстера.

Степень разработанности проблемы. Сведения о жизни Веркмайстера весьма скудны. Все исследователи черпают информацию из похоронной речи И.М. Гётце, опубликованной в 1707 году под названием «Der weitberuhmte Musicus und Organista» {«Знаменитый музыкант и органист))) '. Краткие биографические факты жизни и обзор его музыкально-теоретического и композиторского наследий представлены в следующем ряде публикаций: в музыкальных энциклопедических словарях - И.Г. Вальтера , Г. Римаиа , Р. Айтнера19; на страницах изданий энциклопедии «Гроув», где помещены статьи К. Штайнера" и Г. Быолау" , в отечественных энциклопедических изданиях по музыке" . Толкование общетеоретических и эстетических

I'i 7 Л

воззрений Веркмайстера дано в исследованиях А. Риттера"" , X. Римана" , Р.

16 Gofie J.M. Der Weit-beruhmte Musicus und Organista wurde bey trauriger Leich-Bestellung des Weyland edlen
und kunst-hoch-erfahrnen Herrn Andreaa Werckmeisters / treu-verdient-gewesenen Organistens bey unserer St.
Martini-Kirche / und Konigl. Preuss. wohl-bestallt-gewesenen Inspectoris iiber alle Orgel-Wercke im Fiirstenthumb
Halberstadt / welcher am abgewichenenn 26. Octobr. des 1706ten Jahres in JESU seelig verstorben / in einer Stand-
Rede dargestellet von Johann Melchior GoBen / SS. Theol. Doct. Gedruckt 1707.

Впоследствии переиздание некролога было осуществлено в 19 веке при содействии немецкого музыковеда и филолога Филиппа Шпитты: Leichensermone auf Musiker des І б und 17 Jahrhunderts. «Personalia. Wie sie bey den Leich-Begangnis. Des Wohlseeligen Herrn Andreae Werckmeisters verlesen». Mitgetheilt von Fliilipp Spitta // Monatshefte fiir Musik-geschichte. Redigirt von Robert Eitner. III. Berlin. 1871. S. 41 -44.

17 Walter J.G. Musikalisches Lexicon oder musikalisches Bibliothek. Leipzig, 1732. S. 648.

18 Риман Г. Указ. соч. С. 228.

19 Eitner R. Biographisch-Bibliographisches Quellen-Lexikon der Musiker und Musikgelehrten der christlichen
Zeitrechnung bis zur Mitte des 19 Jahrhunderts. Lpz., 1900-1904. Bd. 10. S. 227-229.

20 Steiner C. Andreas Werckmeister // Grove's Dictionary of music and musicians. Ed. by T.A. Fuller. Vol. 5. L.,
1910. P. 502-503; Steiner С Andreas Werckmeister // Grove's Dictionary of music and musicians. Ed. by Eric
Blom. Vol. 9. New York, 1961-1962. P. 257-258.

21 Buelow Georg J. Werckmeister Andreas // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Vol. 20. L.,
1980. P. 343-345.

22 Ямпопьский И.М. Веркмейстер // Музыкальная энциклопедия. Т. 1. М., 1973. Клн. 754-755; Веркмейстер II
Музыкальный энциклопедический словарь / Ред. Г.В. Келдыш. М., 1991. С. 103.

23 Ritter A.G. Zur Geschichte des Orgelspiels, vornehmlich des deutschen, im 14 bis zum Anfange des 18
Jahrhunderts. Bd. I. Leipzig, 1884.

24 Riemann H. Geschichte der Musiktheorie im IX - XIX Jahrhundert. Leipzig, 1898; Римаи Г. Акустика с точки
зрения музыкальной науки. Пер. с нем. Н. Кашкина. М., 1898.

Дамманна" , П. Бенари , П. Вилльямса" , У. Херрманн , Г. Фаульхабера" , М.Н. Лобановой30, О.И. Захаровой31.

Анализ литературы, посвященной Веркмайстеру, выявляет в целом общую тенденцию: большинство исследователей фокусируют свое внимание на его воззрениях, связанных со строем: на учении о числах и пропорциях, аспектах музыкальной теологии и музыкальной космологии, учении о композиции, представленном у Веркмайстера теориями контрапункта и генерал-баса. Из работ минувшего столетия наиболее показательными являются исследования В. Дюпона ", Дж. Барбор , Г. Келлетата ', Г. Лёфа , которые не считали варианты темперации, предлагавшиеся Веркмайстером, равномерными. Вместе с тем Г. Риман полагал, что именно Веркмаистер потрудился «над проведением в жизнь равномерной темперации»3 . С его мнением согласуются выводы И. Вольфа . Особый интерес-исследователей Г.А. Кельнера, М. Фогеля, А. Волконского вызывает темперация, изложенная в трактате Веркмайстера «Musicalische Temperatur»38 под номером 3, и получившая на практике широкое применение в XVIII в., особенно в

і- 39

1 ермании .

25 Dammann R. Der Musikbegriff im deutschen Barock. Koln, 1967; Dammann R. Zur Musiklchre des Andreas
Werckmeister // Archiv fur Musikwissensclmft. Jg. 11. 1954. H. 3. Dammann R. Werckmeister Andreas // Die
Musik in Geschichte und Gegenwart. Bd. 14. Kassel-Basel-London. 1989. Sp. 476-480.

26 Benaiy P. Die deutsche Kompositionslehre des 18 Jahrhunderts. Leipzig, 1961. S. 26-29.

27 Williams P. J.S. Bach - Orgelsachverstandiger unter dem EinfluB Andreas Werckmeisters? // Bach-Jahrbuch. Bd.
68. 1982. S. 131-142; Williams P. Noch einmal: J.S. Bach - Orgelsachverstandiger unter dem EinfluB Andreas
Werckmeisters?//Bach-Jahrbuch. Bd. 72. 1986. S. 123-125.

28 Heirmann U. Andreas Werckmeister <1645-1706>. Halle/Saale, 1950. [Maschinenschr.]. Halle, Phil. F., Diss. v.
19. Marz 1951 (Nicht f.d. Aust.).

29 Faulhaber G. Op. cit.

30 Лобанова M H. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М., 1994.

31 Захарова О.И. Риторика и западноевропейская музыка XVII — первой половины XVIII века: принципы,
приемы. М., 1983.

32 Dupont W. Geschichte der musikalischen Temperatur. Inaugural-Dissertation zur Erlangung der Doktorwiirde der
hohen Philosophischen Fakultat der Friedrich-Alexanders-Universitat Erlangen. Nordlingen, 1935.

33 Barbour J. Murray. Tuning and temperament. A historical survey. N.Y., 1972.

34 Kelletat H. Zur musikalischen Temperatur insbesondere bei Johann Sebastian Bach. Kassel, 1960.

35 Lof H. Mathematics in music: scales and temperaments. U.U.D.M. Project Report 1998:P14. Department of
Mathematics Uppsala University.

36 Рішан Г. Музыкальный словарь. С 228.

37 Wolf J. Geschichte der Musik in aligemeinverstandltcher Form. Dritter Teil. Leipzig, 1929. S. 29.

3S Werckmeister A. Musicalische Temperatur. Quedlinburg, 1691. Полное название указанного и всех остальных трактатов Веркмайстера даны в списке источников.

39 Об этом свидетельствуют: Kellnar Н.А. Betrachtungen zur Stimmung Werckmeister III von 1691 // Das Musikinstrument. Jg. 26. 1977. H. 7. S. 995-996; Vogel M. Die Lehre von den Tonbeziehungen. Bonn-Bad Godesberg. 1975. S. 235-236; Волконский А. Основы темперации (1996). M., 2003. С. 20-21.

Необходимо отметить, что в оценке музыкальных теоретиков XVIII столетия темперационные изыскания Веркмайстера получили неоднозначную оценку. Георг Андреас Зорге (1703-1778)' и Лоренцо Кристоф Мицлер (1711-1778)41 относились к опытам Веркмайстера весьма благосклонно. Фридрих Вильгельм Марпург (1718-1795), критикуя четвёртую темперацию Иоганна Георга Найдгардта (с. 1685-1739), считал темперацию Веркмайстера такой же малопригодной ". В то же время весьма тёплый отзыв о Веркмайстере и его темперациях находится у Иоганна Филиппа Бенделера (1654-1709)43.

Как правило, исследователи ограничиваются лишь тем, что указывают на те или иные особенности вариантов настройки Веркмайстера из его основного труда по темперации . Единственным, кто обратил внимание на вариант темперации из трактата «Die nothwendigsten Anmerckungen, unci Regeln wie der Bassus continuus, oder General-BaB wol konne tractiret werden» (1698)45, где Веркмайстер отказывается от математически точного определения высотного положения звука в системе строя, был К. Вайтцмаин46. Он обращает внимание на зависимость темперации от слуховых ощущений,

Sorge G.A. Gespriich zwischen einem Musico Theoretico und einem Studioso Musices von der Priitorianisclien / Printzischen / Werckmeisterischen / Neidhardtischen und Silbermannischen temperatur / wie auch von dem neuen Systemate Herrn Capellmeister TelemannsLobenstein, 1748.

41 Mizler L. New eroffnete Musikalische Bibliothek oder Grundliche Nachricht, nebst unparthcyischem Urtheil von
musikalischen Schriften und Biichern. Erster Band, welcher bcstehet aus sechs Theilen, nebst den darzu gehorigen
Kupfern und Registern. Leipzig, 1739. Erste Theil (1736). S. 19-25, 45-57.; ZweiterTheil (1737). S. 49-68.; Dritter
Theil (1737). S. 52-59.; Vierter Theil (1738). S. 27-45.

42 «Bey Neidhardlen Seit 29, No. IV findet man eine ahnliche Temperatur, welche so wenig tauget als die allhier
befindliche. Von gleicher Eigenschaft ist die Werckmeistersche Temperatur, ...». См.: Marpurg F.IV. Versuch
iiber die musikalische Temperatur. Breslau, 1776. 185. Anmerkungen iiber vorhergehende eilf Arten
ungleichschwebenden Temperaturen. S. 160.

43 Bendeler J.Ph. Organopoeia, oder: Unterweisung / wie eine Orgel nach ihren Hauptstiicken / als Mensurizen /
Abteilung derer Laden / Zufall des Windes / Stimmung oder Temperatur &c, aus wahren mathematischen Griinden
Zuerbauen / Sammt einer Zugabe / vvie alle ubel-klingende Spinette / Clevicimbel u. zu einem lieblichen Klange /
ohne Veninderung der Decke / zu bringen; Ingleichen / wie sie wohl zubekielen zur Ehre Gottes / und Dienste des
Nechsten / neu ausgearbeitet / und an den Tag gegeben von Johann Philipp Bendelern. Franckfurt. 1690. S. 38.
Подробнее см.: Гл. J.

44 Речь идёт о трактате Веркмайстера «Musicalische Temperatur» (1691).

45 Полное название работы дано в списке литературы.

46 Weitzmann C.F. Geschichte des Clavierspiels und der Clavierliteratur. Stuttgart. 1879.

8 тем самым, подчёркивая коллизию взглядов немецкого теоретика между «отношением» и «слухом»47.

В последние десятилетия наблюдается интенсивное обращение к теоретическому наследию Веркмайстера. Об этом свидетельствует репринтное переиздание его трудов48. В 1985 году, ко дню рождения Веркмайстера, был проведён коллоквиум с последующим изданием сборника статей, содержащего обсуждение его деятельности как композитора,

49 -п

органиста и музыкального теоретика . В материалах коллоквиума этапы жизненного пути и сферы творчества Веркмайстера обозначены У. Херрманп30, работами Дж. Фрикке51, П. Шуберта52, К. Вегшайдера33, Дж. Эрдмана34 представлены его темперационные изыскания, статьи М. Беренса35, Ф. Фридриха36 и В. Шраммека37 охватывают его деятельность в качестве органного эксперта.

Сведений о композиторском наследии Веркмайстера почти не сохранилось. Известно лишь о нескольких произведениях: сборник «Musical ische Privathist» {«Домашнее музицирование-»), состоящий из сонатин, аллеманд, курант и других танцев для скрипки и баса;

Об этой проблеме подробнее см.: Исупова Т.С. Роль ratio и sensus в механизмах темперирования звукоряда /по материалам трактатов Андреаса Веркмайстера/ // Познавая историю музыки прошлого. Сборник статей в честь Евгения Владимировича Герцмана. Владивосток, 2007. С. 237-250.

48 Werckmeister A. Die musicalische Temperatur (1691) / Andreas Werckmeister. - Reprint der Aufl. Frankfurt und
Leipzig von 1691, nach dem Exemplar in der Bibliothek des Gleimhauses zu Halberstadt / hrsg.von Guido Bimberg
und Riidiger Pfeiffer. - Essen : Verf. Die Blaue Eule, 1996. (Denkmaler der Musik in Mitteldeutschland : Serie 2,
Documenta theoretica musicae; Bd. 1 : Werckmeister-Studien); Idem Die musicalische Temperatur / Andreas
Werckmeister. - Reprint der Aufl. Quedlinburg 1691 / mit einem Nachw.von Mark Lindley. Oscherrsleben :
Ziethen, 2001. (Schriftenreihe zur mitteldeutschen Musikgeschichte : Serie Quellenschriftcn; 1); Idem. Die
nothwendigsten Anmerckungen und Regeln, wie der Bassus continuus oder General-Bass wol konne tractiret
werden. - Reprint der 1. Aufl. Aschersleben 1698 hrsg.von Eitelfriedrich Thorn. Blankenburg : Kultur- und
Forschungsstatte Michaelstein, 1985. (Dokumentetionen, Reprints); Idem. Erweiterte und verbesserte Orgel-Probe. -
Nachdr.d.Ausg. Quedlinburg, Calvisi, 1698. - Sala Bolognese : Forni, 1984. (Bibliotheca musica Bononiesis : Sez.
2; N. 44); Idem. Musicae mathematicae hodegus curiosus oder richtiger musicalischer Weg-Weiser / Andreas
Werckmeister. - Reprograf. Nachdr. d. Ausg. Frankfurt und Leipzig 1687. - Hildesheim, New York : Olms, 1972.

49 Bericht iiber das Werckmeister-Kolloquium aus AnlaB des 340. Geburtstages von Andreas Werckmeister am 30.
Studien zur Auffuhrungspraxis und Interpretation von Musik des 18. Jahrhunderts. Heft 30. November 1985.
Michaelstein / Blankenburg, 1986. - В дальнейшем: BWK.

50 Herrmann U. Andreas Werckmeister- Lebensweg und geistiges Umfeld // BWK. S. 4-12.

51 Fricke J. Uberlegungen zur Durchsetzung des Prinzips der Gleichteilung vor Werckmeister: Pietro Mengolis
Temperatur- und Toleranzberechnungen // BWK. S. 22-39.

52 Schubert P. Andreas Werckmeister - sein EinfluB auf die musikalische Temperatur aus heutiger Sicht // BWK. S. 39-55.

53 Wegscheider K. Temperierungsprobleme in der Praxis des heutigen Orgelbauers am Beispiel der groBen
Silbermannorgel im Freiberger Dom - einige Gedanken zu den 5 Werckmeistertemperaturen von 1691 // BWK. S. 56-76.

54 Erdman J. W. The influence and reputation of Andreas Werckmeister in the United States // BWK. S. 77-90.

55 Behrens M. Orgelbauer und Orgelbautheoretiker im Umfeld Werckmeisters // BWK. S. 91-93.

56 Friedrich F. Werckmeisters Beziehungen zur Orgelbauer- und Musikerfamilie Trost // BWK. S. 93-97.

57 Schrammek W. Andreas Werckmeisters «Meinung» zur «Renovation» alter Orgeln // BWK. S. 97-100.

9 шестиголосный мотет «Der Mensch vom Weibe geboren» Человек, оісенщиной рождённый»); «Praeludium ex G»; «Canzon de Nachtwdchter» (канцона «Ночной страж»); «Canzon ex А» и «Canzon ex С con Pedal». О первом из них сообщают И. Вальтер59 и Дж. Хокинс60 Нотные тексты этого сборника и шестиголосного мотета, к сожалению, не сохранились. О «Canzon ex А» упоминается в диссертации Дж. Шеннона61. Остальные произведения рассматриваются в диссертационном исследовании У. Херрманн ".

Объектом исследования настоящей диссертационной работы является
музыкально-теоретическое наследие Андреаса Веркмайстсра,

представляющее собой яркий феномен в музыкальной культуре Барокко.

В качестве предмета исследования выступают теория и практика темперации. Основное внимание уделено рассмотрению вопросов, связанных с учением о темперации, выявлению общего и особенного в понимании феноменов «строй» и «темперагщя». Исследуется толкование двух типов ладовых форм, бытовавших во второй половине XVII века: «древний» модус (alten Modus) и «современный» модус (modern Modus), по терминологии Веркмайстера и его современников, и предлагается вариант осмысления ладоакустических корреляций, определяющих смысловую содержательность каждого типа модуса.

В отечественной музыкальной литературе отсутствуют исследования, специально посвященные Веркмайстеру. Таким образом, совершенно очевидно, что это явный пробел в музыкально-исторической науке, который должен быть аннулирован. Цель нашего исследования заключается в том,

58 Werckmeister A. Kanzoncn, Org a-moll // Freie Orgelwerke des norddeutschen Barocks / Petrus Hasse ... Hrsg.
Klaus Beckmann. Wiesbaden, 1984. ohne Fundstellenangabe. Ноты имеются в фонде Баварской библиотеки в
Мюнхене.

59 Walter J.G. Op. cit. S. 648.

60 Hawkins J. General history of science and practice of music. Voi. 4. Book III. Chap. IV. L., 1776. P. 306.

61 К сожалению, сама диссертация осталась для меня недоступной, и я пользуюсь сведениями о ней,
изложенными в изд.: ErdmanJ.W. Op. cit. S. 82, 89.

62 Herrmann U. Andreas Werckmeister <1645-1706>. S. 134-144. Сравнительно недавно была найдена
рождественская кантата Веркмайстера «Wo ist der neugeborne Konig der Juden?» («Где новорождённый царь
иудеев?)>).
Об этом см.: Erdman J.W. Op. cit. S. 82. Ноты этого произведения имеются в фонде Баварской
библиотеки в Мюнхене: Werckmeister A. Wo ist der neugeborne Konig der Juden : Weihnachtskanlate; soli, coro,
violino I, violino II, viola, basso continuo / Hrsg. von Jo Eric Floreen. Partiturr, Erstausg. Stuttgart : Carus-Verlag,
1994. VI, 18 S. : Faks.

10 чтобы раскрыть музыкально-эстетические и теоретические представления Веркмайстера в контексте музыкальной науки XVII в. и понять, каким образом они могут помочь в осмыслении взаимодействия между указанными выше ладовыми формами и его акустическими изысканиями.

Достижению этой цели способствовало решение следующих задач:

  1. Собрание и систематизация всех уцелевших сведений, так или иначе связанных с жизнью и деятельностью Веркмайстера;

  2. Анализ важнейших теоретических положений его учения о темперации;

  3. Определение общего и особенного для явлений темперации и строя; осмысление причин их взаимозаменяемости при использовании в научном обиходе, а также выявление оснований для их смысловой дифференциации;

  4. Анализ ряда закономерностей, возникающих в процессе взаимодействия акустической среды с важнейшими тенденциями музыкально-художественного мышления «верклюйстерской эпохи» - эпохи осмысления в музыкальной теории перехода от модальности к тонально-гармоническому мышлению.

Теоретико-методологическим обоснованием данного

диссертационного исследования являются научные труды по теории и истории науки о музыке. Автор опирается на следующие достижения музыковедческой науки:

темперация как следствие системы мышления в трудах А.С. Оголевца ;

положение о зонной природе звуковысотного слуха Н.А. Гарбузова64;

Оголевец А С. Введение в современное музыкальное мышление. Л., 1946; Оголевец А.С. Специфика выразительных средств музыки. М, 1969.

64Гарбузов Н.А. Зонная природа звуковысотного слуха// Н.А. Гарбузов - музыкант, исследователь, педагог. Сб. ст. / Сост. О. Сахалтуева, О. Соколова. Ред. Ю. Pare. М., 1980. С. 80-145.

темперация и строй как системы выбора акустических единиц в исследованиях Ю.Н. Рагса \ 3. Левари и Э. Леви ;

акустические и стилевые взаимоотношения в работах Л. Ллойда и Н. Переверзева ;

классификация музыкально-акустических явлений в исследованиях

/-q *7П *71 <— *71 ТХ

Дж. Барбор , М. Линдлея , В. Дюпона , Г. Келлетата ~, Н. Шермапа , А. Волконского74;

специфика образования акустической формы интервалов в условиях пифагорейского, чистого строев и различного рода темперации, представленная в работах по музыкальной акустике73;

лад как универсальная категория, сообразующаяся с

интонационным моделированием, в трудах Ю.Н. Холопова ;

лад как культурно-исторически обусловленная система отсчёта и
квантования музыкального время-пространства в исследованиях
К.И. Южак77;

' античная функциональная теория лада в трудах Е.В. Герцмаиа78;

специфика функциональной межполушарпой асимметрии
мозга и её проявления в музыкальном мышлении в
изысканиях В.В. Медушевского79, Е.М. Алкон80, СИ. Ключко81;

65 Рагс Ю.Н. Акустика в системе музыкального искусства: Дис. в виде научного доклада ... д-ра
искусствоведения. М., 1998.

66 Levarie S, Levy Е Tone: A Study in Musical Acoustics. Kent Stale University Press, 1975.

67 Lloyd Li S. Temperaments // Grove's Dictionary of music and musicians. Ed. by Eric Blom 5th ed. Vol. 8. N.Y.,
1961-1962. P. 373-391.

6S Переверзев H. Проблемы музыкального интонирования. M., 1966.

69 Barbour J. Murray. Op. cit.

70 Lindley M. Lutes, viols and temperaments. Cambridge, 1984.

71 Dupont W. Op. cit.

72 Kelletat H. Op. cit.

73 Шермаи И.С. Указ. соч.

74 Волконский А. Указ. соч.

7 Багадуров В А., Гарбузов Н.А., Зимин П.П., Корсунский С.Г., Рождественский А.А Музыкальная акустика / Общая ред. И.А. Гарбузова. М., 1954; Порвенков В.Г. Акустика и настройка музыкальных инструментов. M., 1990; Волошинов А.В. Математика и искусство. М., 1992.

76 Холопов Ю.Н. Гармония. Теоретический курс. М., 1988; Холопов Ю.Н. Практические рекомендации к
определению ладц в старинной музыке // Старинная музыка. Практика. Аранжировка. Реконструкция. М.,
1999. С. 11-43; Холопов Ю.Н. Категория тональности и лада в музыке Палестрины // Русская книга о
Палестрине. К 400-летию со дня смерти. Науч. тр. МГК. Вып. 33. М., 2002. С. 54-70.

77 Южак К.И. Лад: тип порядка, динамическая и эволюционирующая система // Традиции музыкальной
науки. Л., 1989. С. 45-69.

78 Герцман Е.В. Античное музыкальное мышление. Л., 1986.

12 проблема континуального/дискретного и феномен ладоакустического поля, разрабатываемые в исследованиях Е.М. Алкон ". Методы диссертационного исследования. В работе над диссертацией автор использует комплекс методов современного искусствознания, направленных на теоретическое и историческое осмысление научного наследия Веркмайстера и музыкально-акустических тенденций современной ему эпохи:

1) применение диалектического метода способствовало выявлению
соотношения традиции и новаторства в музыкально-теоретических опусах
Веркмайстера и определению характера взаимовлияний в становлении его
музыкально-теоретического учения;

2) потенциал исторического метода использовался с целью осознания
панорамы и принципов развития ладотонального мышления;

3) сравнительно-типологический метод был применён для
сопоставления и анализа художественных явлений: «древних» и
«современных» модусов, бытовавших в «веркмайстерскую эпоху»;

4) применение методов анализа и синтеза содействовало выявлению и
теоретическому обоснованию основных тенденций научных воззрений
Веркмайстера;

5) метод обобщения, являющийся инструментом теоретического
уровня познания, способствовал осознанию роли Веркмайстера как
выдающегося представителя музыкально-теоретической мысли эпохи
Барокко.

Научная новизна диссертационного исследования заключается:

79 Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М., 1993.

80 Алкон Е.М. Музыкальное мышление Востока и Запада: континуальное и дискретное: Дис. ... д-ра
искусствоведения. СПб., 2002; Алкон Е. М. Континуальное и дискретное в музыкальном мышлении Востока и
Запада// Взаимодействие художественных культур Востока и Запада. М., 1998. С. 112-133; Алкон Е.М. Музыкальное
мышление Востока и Запада- континуальное и дискретное. Владивосток, 1999.

81 Ключко СИ. Некоторые аспекты психологии устного и письменного типов музыкального мышления.
Дипломная работа. Научи, рук. Е.М. Алкон. Владивосток, 1997; Ключко СИ. Феномен функциональной
межполушарной асимметрии и музыкальное .мышление // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток
-Запад. Вып. 5. Владивосток, 1999. С. 85-88 и др.

82 Алкон Е.М. Музыкальное мышление Востока и Запада: континуальное и дискретное: Дис. ... д-ра
искусствоведения.

во-первых, в опыте первого в отечественной науке о музыке представлении научного наследия Веркмайстера, имевшего важное значение для последующего развития музыкальной теории;

во-вторых, в осмыслении ладоакустических корреляций на основе феноменов «древней диатоники» и «синтонической диатоники», способствовавших осознанию исходных структурных единиц ладовой функциональности (промеэ/суток меэ/сду звуками и/или ступень) для «древних» и «современных» модусов.

Источниками исследования для диссертационной работы явились:

1) музыкально-теоретические трактаты Веркмайстера , его
предшественников и современников;

2) научные труды по теории и истории музыкального искусства,
включающие в себя монографии, сборники статей, материалы конференций,
диссертации, авторефераты диссертаций, дипломные работы, рукописные
труды;

  1. специальные энциклопедические статьи, которые по своему содержанию переросли рамки жанра, превратившись в подлинные научные исследования, содержащие новые идеи;

  2. информационные интернет-порталы, освещающие культурно-историческую панораму Германии от Средневековья до Нового времени.

Практическая значимость работы. Материалы диссертации могут представлять интерес для профессиональных музыкантов (исполнителей и музыковедов) и быть использованы при дальнейшем научном исследовании вопросов, связанных с собственно музыкальными параметрами художественного мышления, способствуя решению важных историко-теоретических проблем музыкознания. Данное исследование может служить учебно-методическим материалом для общих и специальных курсов высшего и среднего музыкального образования (теория музыки, гармония,

83 Поскольку исследование посвящено музыкально-теоретическому наследию Веркмайстера, его изучение невозможно без обильного цитирования фрагментов из его работ, в которых ярче всего проявляются воззрения ученого.

14 музыкально-теоретические системы, полифония, история музыки, история органостроения).

На защиту выносятся следующие положения:

1) Веркмайстер описал и размежевал основные нормативы
музыкального мышления второй половины XVII столетия, сформулировав
критерии ладовой функциональности:

для модусов, в которых превалирует континуальность84, - «градус» (Gracilis) и «определённая финальная клавиша» (die gewisse Final-Clavis), т.е. промедісуток между звуками и ступень как смысловые единицы «древних» модусов;

для модусов, основанных на дискретности, — «клавиша» (die Clavis), т.е. ступень в качестве значимой единицы «современных» модусов;

2) Веркмайстер один из первых разграничивал исторические формы
современных ему модусов по их способности организовывать различные
типы трезвучий: «совершенная гармоническая триада» (Trias harmonica
perfecta)
и «несовершенная гармоническая триада» (Trias harmonica

imperfecta) ;

3) Веркмайстер теоретически обосновал феномен обращения
трезвучий, которые он именовал сизигиями;

4) Веркмайстер укрепил положение гармонической триады (т.е.
трезвучия) в системе темперированного звукоряда синтонической

Следует заметить, что доминирование континуального компонента для музыкального мышления религиозно-мифологического типа не исключает наличие дискретных моментов, поскольку устно-письменный профессионализм, включающий наряду с письменной фиксацией текста (с той или иной степенью точности) и развитую музыкальную теорию, зафиксированную в письменных памятниках, предполагает, соответственно, письменность и связанную с ней рефлексию профессиональной деятельности. Определение континуально-дискретных свойств «профессиональной музыки устно-письменной традицию) (термин СБ. Лупиноса), оперирующей артефактами, и необходимость дифференцирования её ладовой функциональности в сравнении с таковыми в фольклоре, базирующегося на архетипах, - это одна из актуальных проблем в исследовании модальности. Об этом см.: Алкон Е.М. Музыкальное мышление Востока и Запада: континуальное и дискретное: Автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. СПб., 2002. С. 39.

85 На данный момент в музыкознании отправной точкой в теоретическом обосновании терцового строения трезвучия и его обращений принято считать Жана Филиппа Рамо (1683-1764) и его трактат о гармонии от 1722 года. См.: Шевалье Л. Указ. соч. С. 32-56. У Веркмайстера осмысление эгих явлений происходит гораздо ранее, и уже начиная с 1687 года, как свидетельствуют его теоретические опусы, указанная проблематика активно им разрабатывается. Таким образом, определяется приоритет Веркмайстера в фиксации указанного процесса.

15 диатоники, что в дальнейшем оказало влияние на формирование акустической системы равномерной темперации.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях сектора музыки Российского института истории искусств (Санкт-Петербург). По теме исследования опубликовано 11 статей, из которых три размещены в журнале «Известия РГПУ им. А.И. Герцена», включенного в перечень периодических научных изданий, рекомендуемых ВАК РФ для публикации основных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Общий объем публикаций — 4,53 печатных листа.

Структура диссертационного исследования. Решение поставленных задач определило построение настоящей диссертационной работы: введение, три главы, заключение, список источников, список литературы, приложение со схемами и таблицами.

В первой главе «Андреас Веркмайстер и его время» собраны воедино разрозненные сведения о Веркмайстере и представлен его жизненный и творческий путь в контексте исторической и социально-экономической панорамы Германии XVII и рубежа XVTI-XVIII вв. Внимание здесь сконцентрировано на осознании деятельности Веркмайстера как представителя музыкально-теоретической мысли эпохи Барокко.

Вторая глава «Музыкально-теоретические воззрения Андреаса Веркмайстера» состоит из четырёх разделов. В первом из них «О делении монохорда» указаны три способа деления струны монохорда, которыми Веркмайстер руководствовался при образовании пропорций интервалов: гармонический, арифметический и естественный.

Второй параграф этой главы «Систематизагпія пропоргрій» представляет классификацию пропорций, в которой Веркмайстер строго следует систематизации Боэция; пять способов оперирования с пропорциями; трактовку термина habitudo.

В третьем параграфе второй главы «Числа и логика гармонии» анализируются основные положения музыкально-теоретического учения

Веркмайстера. Для понимания природы структурообразования консонансов и аккордов, а также для осознания степени их совершенства он выделяет пять основных положений: (1) число регулирующий фактор упорядочения в музыкальной логике; (2) «приближение к Единству» основополагающий принцип мироздания; (3) обязательное наличие противоположных различий; (4) изменение непременное условие развития ліузьїкальной ткани; (5) неприемлемость пустот и скачков. Эти теоретические установки, по свидетельству Веркмайстера, оказывают действенное влияние на гармоническую логику.

Для Веркмайстера отправным тезисом являлось утверждение, что в суждении музыкальных процессов принимают участие, как чувство, так и рассудок. Только на их основе возможно сделать определённые выводы. Поэтому в четвёртом разделе второй главы, имеющей название «Ratio & sensus в теории, и практике темперации», обсуждается степень рационального и чувственного суждения у Веркмайстера, которая, как показывает анализ его теоретического наследия, претерпевала изменение.

Таким образом, во второй главе предпринимается анализ принципиальных тезисов, составляющих базис его музыкально-теоретического учения. Структурирование этой главы — четыре параграфа — представляет собой свёрнутый код акустико-интеллектуальной сущности феномена темперации. От процессов деления струны монохорда, порождающего бесконечную гамму пропорций, через систематизацию последних к числовой логике гармонии, и, в конечном итоге, к механизму регуляции, а именно, к процессу мышления человека, опирающемуся на рациональное и чувственное суждение. Устремлённость «упорядочивающего устройства» к совмещению «истинной» чистоты звучания интервала с «верным» теоретическим обоснованием концентрирует внимание на сопряжении проблем гносеологии, онтологии и диалектики искусства, ибо теория и практика темперации являет собой и художественную реальность в условиях барочного искусства, и научную концепцию мастера в становлении.

В третьей главе «Темперация и ладовое мышление (к проблеме ладоакустических корреляций)» рассматриваются акустические параметры строя во взаимосвязи с ладовыми формами, функционирующими в «веркмайстерскую эпоху». В соответствии с этим в первом параграфе «Строй и темперация; общее и особенное», прежде всего, усилия направлены на выявление общего и особенного в феноменах строй и темперация. Это способствует, с одной стороны, осознанию причин их синонимичного употребления, а с другой стороны, пониманию оснований для их дифференцирования.

Во втором и четвёртом разделах этой главы — «Акустическая обусловленность "древних" модусов», «Акустическая предопределённость "современных" модусов» — анализируются акустические параметры строя во взаимосвязи с ладовыми формами, а именно: акустическая обоснованность «древних» и «современных» модусов, дезинтеграция системы «древних» модусов в условиях синтонической диатоники и адаптация «современных» модусов в среде темперированного звукоряда. Поскольку происходит сравнение двух различных художественных явлений, сосуществование которых во второй половине XVII столетия не вызывает сомнений, методологически оправданным было применение сравнительно-типологического метода.

Содержание третьего раздела этой главы «Темперации Апдреаса Веркмаистера», где рассматриваются варианты темперации, находится в прямом согласовании с теоретическими установками обрамляющих параграфов. Это своего рода связующее звено между «старыми» и «новыми» формами музыкального мышления, что позволяет прийти к пониманию феномена темперации как следствия системы мышления.

В Заключении диссертации подводятся основные итоги исследования, определяется значение музыкально-теоретических опусов Веркмайстера для музыкальной науки и намечаются дальнейшие перспективы их изучения.

18 Список источников и список литературы представляют основной перечень материалов, на которые опирался автор в процессе работы над диссертацией. В приложении даны схемы и таблицы, иллюстрирующие содержание диссертационного исследования.

Андреас Веркмаистер и его время

К середине XVII в. Германия переживает свои не лучшие времена. Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.), которая была одновременно междоусобной, религиозной, стала огромным бедствием для всей страны1. Кровавая борьба политических сил пагубно повлияла на демографическую ситуацию. К 1648 г. численность населения Германии сократилась с семнадцати до десяти миллионов человек, что соответствовало показателям начала XVI столетия". Военные действия сильно подорвали политическое развитие Германии. Территориальное размежевание достигло наивысшего предела: существовало свыше трёхсот самых различных по территории и политическому значению отдельных государств3. Это препятствовало развитию экономики и наметившейся уже к концу XVII в. стабилизации общества. Ведь раздробленность ограничивала пространство каждого «хозяйствующего субъекта». Количество таможенных барьеров было непомерно велико. Отличительной приметой того времени является: раздутые штаты государственного управления, наличие собственной армии у каждого мелкого правителя. Процесс милитаризации содействовал усилению и выдвижению отдельных княжеств. В частности, происходит значительное расширение территории Бранденбургского княжества при курфюрсте Фридрихе Вильгельме фон Гогенцоллерне [Hohenzollern] (1620-1688 гг.). Решения Вестфальского мирного договора от 1648 г. создали основу для возвышения этого княжества и формирования со временем Бранденбургско-прусского королевства (1701 г.)4. Внешняя и внутренняя политика сюзеренов Бранденбурга {Brandenburgf была направлена на восстановление абсолютистского государственного строя, формирование которого, как известно, завершилось в 1871 г. в Версале , когда на политической арене стал действовать «железный канцлер» князь Отто фон Бисмарк [Bismarck] (1815-1898 гг.)7.

Однако формирование немецкой национальной государственности - это процесс будущего, а к окончанию Тридцатилетней войны экономика Гарца (Harzf - область Германии, где родился Андреас Веркмайстер, - приходит в упадок. Непосредственная близость Северного Гарца к епископству Гальберштадт9 и эрцштифту Магдебург имела роковые последствия. Эта область, приобретённая вновь протестантами, долго и упорно была целью преследования католиков дома Габсбургов11. Она стала главным «полем сражения» в этой долгосрочной войне, поскольку Гальберштадт и особенно Магдебург составляли центральные пункты в изменчивой картине военных действий.

Разразившаяся в Европе после Тридцатилетней войны эпидемия чумы была не меньшим бедствием, обрушившимся на Германию. Её разгул в 1681 г. унёс четверть населения Гальберштадта. Этот небольшой городок, насчитывавший от восьми до девяти тысяч жителей, потерял две тысячи сто девяносто семь человек". А год спустя «чёрная смерть» пришла в Беннекенштайн - место рождения Веркмайстера, - и унесла две трети населения. Как свидетельствуют записи в церковных книгах, список умерших за 1682 г. насчитывал 512 человек, а общая же численность жителей этого населённого пункта на тот период составляла 870 человек13.

Глубокий трагизм, порожденный бедствиями, ужасами и кошмарами войны, усугубляло наступление Контрреформации. Застарелая конфессиональная вражда, увы, не способствовала процветанию нации. После окончания Тридцатилетней войны согласно одиннадцатой и двенадцатой статьям мюнстерско-оснабрюкского мирного договора область монастыря Гальберштадт отошла под юрисдикцию княжества Бранденбург, а герцогство Брауншвейг с его старинными бланкенбургскими поместьями осталось нетронутым . Местность вокруг Магдебурга и город Гальберштадт были заселены огромным количеством гугенотов, характерной чертой которых является религиозная терпимость. Появление здесь этой конфессии оказало положительное воздействие на экономику района PI культуру местного населения. Привнесённый протестантами хозяйственно-финансовый потенциал стал свежей струёй, вдохнувшей новые силы в развитие промыслов и ремесел на этой опустошенной земле15.

О делении монохорда

Издание указанной выше музыкально-теоретической работы собрало наибольшее число хвалебных строк в адрес Веркмайстера. Можно с уверенностью говорить о том, что это было время триумфа его деятельности. Публикация трактата привлекла интерес общественности. Первые страницы книги, изобилующие посвящениями, представляют обширную панораму и географию тех, кто отдал дань уважения таланту великого мастера: Иоганнес Котта [Cotta] — капельмейстер из Ганау, Кристиан Демелиус [Demelius] -кантор из Нордхаузена, Николаус Боллер [Boiler] — органист церкви Святой Катарины во Франкфурте, Францискус Пискатор [Piscalor] - органист и придворный музыкант из Ганау, Ф. Карл Отто Ланг [Lang] - органист из Гохштата (Hochstat), пастор Иоганн Эрнст Неркциус [Ncerccius] и, наконец, упомянутые выше И. Гётце и М. Шнайдер.

Веркмайстер мало путешествовал, но его имя проникло в самые отдаленные уголки Германии. Автор музыкального словаря И.Г. Вальтер, будучи органистом церкви Томаса {Thomas-kirche) в Эрфурте {Erfurt), преодолел пешком расстояние до Гальберштадта, чтобы познакомиться со знаменитым музыкантом. Веркмайстер подарил ему интереснейшую рукопись Генриха Барифонуса «Plejades Musicae» и показал свой латинский манускрипт «Nucleo musico». Между музыкантами завязалась переписка, которая во многом способствовала их духовному сближению. У Вальтера имелись все без исключения работы Веркмайстера. Благодаря гальберштадскому органисту Вальтер имел возможность получить некоторые прекрасные клавирные произведения руки искусного Букстехуде. Эти факты становятся известными из письма И.Г. Вальтера к Хайприху Бокемейеру16 , датированного 6 августа 1729 г.

Изучение контактов и взаимоотношений между «эрфуртским» и «гальберштадтским» органистами породило в исследовательской среде бурную полемику вокруг знакомства Веркмайстера и Иоганна Себастьяна Баха. Предполагается, что Иоганн Вальтер стал связующим звеном между ними и именно через него с опытами темперации музыкального теоретика был знаком автор «Хорошо темперированного клавира». По этой причине не исключается определенное влияние теоретических изысканий первого на создание произведений последнего. Кроме того, высказывается гипотеза, что Бах мог познакомиться с именем знаменитого гальберштадтца ещё в то время, когда состоял в хоре мальчиков Люнебурга, где в библиотеке хоровой литературы при школе Святого Михаэля, как уже отмечалось выше, имелись ноты хорового сочинения Веркмайстера «Der Mensch vom Weibe geboren».

Вместе с тем в исследованиях настоящего времени имеются веские основания сомневаться в том, что Бах написал свой «Хорошо темперированный клавир» для равномерно-темперированного строя . Однако все эти аргументы - «за» и «против» реальности соединяющей нити между великими мастерами, — не имеют, по сути, особого значения. Ибо, как свидетельствуют факты, в истории философии, искусства и науки неоднократно имели место параллельные веяния, открытия и изобретения, возникающие независимо в различных странах. Иными словами, речь идёт о наличии определённых «исторических» соответствий во времени. Мераб Мамардашвили указывает, что «в VI веке до нашей эры, в разных местах, не связанных друг с другом или связанных настолько слабо, что с этой связью можно не считаться, (...) возникло несколько сходных явлений: метафизических религий особого рода, отличающихся от этнических или локальных религий. (...) какой-то перелом, произошедший одновременно в не связанных друг с другом местах, когда почти одновременно появляются разбросанные по географии культур группы людей, идей и каких-то мысленных и духовных построений...»168. Например, в XVIII в. д Аламбером1 и Эйлером170 была независимо решена задача о колебании струны . Достоянием XIX в. стало обнаружение и теоретическое обоснование природы электромагнитных волн. Но до сих пор нет однозначного мнения относительно первичности применения электромагнитных колебаний для осуществления беспроволочной связи на расстоянии. С одной стороны, упоминается Гульельмо Маркони ", который запатентовал своё открытие. А с другой стороны, приоритет отдаётся русскому изобретателю А.С. Попову . И список такого рода «соответствий» можно было бы продолжить, но это не является первоочередной целью данной работы.

Строй и темперация: общее и особенное

Исследуя музыкально-теоретическое наследие Веркмайстера нельзя не коснуться общетеоретических проблем строя и темперации.

Анализ зарубежных исследований конца XIX — XX вв., посвященных прошлому и настоящему темперации и строя в музыкальной культуре, выявляет общую тенденцию: указанные феномены представляются как различные методы настройки, что в определённом смысле приводит к их отождествлению. Наиболее показательными являются исследования Дж. Барбор1, М. Линдлея2, В. Дюпона3, Г. Келлетата4, где дана классификация музыкально-акустических явлений как таковых. Дж. Барбор и М. Линдлей, с одной стороны, определяют три основных типа темперации {temperament): равномерная {equal), среднетоновая {meantone) , иррегулярная {irregular). С другой стороны, ими выделяется пифагорейская {pythagorean) и чистая (Just) интонации {intonation). В подобном разграничении очевидно противопоставление понятий строй и темперация, что представляется весьма перспективным. Но в абсолютном большинстве случаев исследователями эти понятия применяются как синонимы - в значении «система настройки», «система строя» {a system of tuning) .

С той же семантикой понятия строй и темперация используются и в диссертационном исследовании В. Дюпона. Исследователь выделяет три принципа организации системы строя, между которыми, по его мнению, происходит борьба за господство: пифагорейский строй {die pythagoreische Stimmimg), естественно-гармонический строй {die natiirlich-harmonische Stimmung) и равномерно-темперированный строй {die gleichschwebendemperierte Stimmung) . В. Дюпон анализирует исторические проявления темперации в западноевропейской музыкальной практике, имеющей непосредственное отношение к развитию клавишных инструментов. В его работе осуществляется попытка осознания ладоакустических корреляций посредством механизма транспозиции средневековых модусов в системе среднетоновой {неравномерной) темперации. В. Дюпон, опираясь на трактаты Арнольда Шлика и Пьетро Арона , рассматривает затруднения, возникавшие в процессе транспозиции ладовых форм.

Несколько иной взгляд на акустическую проблематику представлен в изыскании Г. Келлетата. Исследуя темперации эпохи И.С. Баха, он указывает на значение «хорошего темперирования» {die Wohltemperiening), под которым подразумевает «математически-акустическую и практически-музыкальную организацию материала внутри двенадцатизвукового октавного звукоряда, безукоризненно применяемую во всех тональностях на основе естественно-гармонической системы, наряду со стремлением к сохранению, по возможности, чистоты диатонических интервалов»10. Отмечаемое «хорошее темперирование» воцаряется, по мнению исследователя, «в качестве пропорционально связанного, расчетливо темперированного ослабления и расширения среднетоновой системы, в качестве неравномерной полутоновости и в качестве равномерной темперации» . В подобном подходе исследователя, как представляется, проступает двоякая сущность феномена темперации. С одной стороны, темперация — это явление собственно акустического плана, а с другой стороны, явно ощущается её зависимость от музыкального мышления. Темперационные тенденции рассматриваются Г. Келлетатом через призму мажора и минора, т.е. тех форм музыкального мышления, которые уже сформировались и функционировали в баховскую эпоху. В работе доминирующей является акустическая составляющая феномена темперации: анализ значений интервальной структуры звукорядов в ущерб анализу взаимосвязи темперации с музыкальным мышлением.

Примечательно определение феномена темперации в совместном исследовании 3. Левари и Э. Леви, где «темперация - это музыкальный метод приспособления бесконечного звукоряда в конкретном пространстве согласно определённым соотношениям (курсив мой. - Т.И.)» ". Подобное определение открывает перспективы для дальнейших изысканий, так как в нём заложена идея мобильности системы единичных точечных значений высоты для каждой ступени звукоряда, способствующая корреляции самой системы с практикой интонирования. Однако уязвимость такого определения темперации заключена в её представлении как исключительно акустического явления.

Взаимоотношения акустики и стиля рассматриваются в работах Л. Ллойда13 и Н. Переверзева . Эти авторы связывают одноголосие, полифоническое многоголосие, гомофонно-гармонический стиль соответственно с пифагорейским, чистым строем и равномерной темперацией. Указанный ракурс исследований способствует осмыслению корреляций акустических параметров и музыкального мышления. Анализ художественных возможностей, достоинств и недостатков приёмов настройки музыкальных инструментов, практическое использование различных видов темперации отличает исследование А. Волконского .

Похожие диссертации на Теория и практика темперации в музыкально-теоретическом наследии Андреаса Веркмайстера