Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Типология фольклорных форм в системе масленичных обрядов Новгородской области Попова, Ирина Степановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Попова, Ирина Степановна. Типология фольклорных форм в системе масленичных обрядов Новгородской области : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Санкт-Петербургская консерватория.- Санкт-Петербург, 1998.- 27 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-3/470-7

Введение к работе

Актуальность темы определяется постановкой ряда новых для современного этапа фольклористики исследовательских задач, связанных с системно-типологическим анализом фольклорных форм в контексте масленичной обрядности. Типологические уровни рассмотрения фольклорных текстов со стороны их функциональной специфики, ритуально-временной приуроченности и музыкально-языковой характерности обеспечивают возможность постановки и решения такой насущной проблемы музыкальной фольклористики как оценка исторической глубины традиции. В связи со специальным исследованием коммуникативно-обрядовой функции окликания Масленицы как мифологического персонажа устанавливаются ритуальные значения форм возгласного интонирования, специфические стилевые особенности которых предопределены связью с архаическими представлениями человека об окружающем мире. Актуальность музыковедческой разработки фольклорных материалов связана с типологическим анализом форм возгласно-кличевого интонирования.

Предмет и материал исследования. Предметом диссертационного исследования является типологический анализ форм фольклора в системе масленичных обрядов Новгородской области, основанный на определении характера их ритуально-временной приуроченности и функциональной специфики. Выявляются критерии классификации фольклорных форм в системе обряда и производится музыкально-типологический анализ форм

возгласного интонирования. Основной предпосылкой разработки обозначенной проблематики на материалах новгородских коллекций является тот факт, что именно территория Новгородской Земли в этнокультурном понимании данного термина связана с наиболее ранними этапами формирования древнерусской народности и культуры. Исследование основывается на разработке экспедиционных фондов Фольклорно-этнографического центра г. Санкт-Петербурга, собранных в течении 20 лет (1978-1997гг.) научным коллективом фольклористов под рук. А.М. Мехнецова. Основной корпус материалов представлен записями последних лет. География работы охватывает 14 районов Новгородской области, а также сопредельные районы Тверской, Вологодской, Ленинградской областей, концентрирующиеся вокруг восточно-новгородской историко-культурной зоны. В качестве дополнительного источника привлекаются публикации и исследования, содержащие образцы музыкального фольклора по данному региону. Обширность исследуемого региона позволяет судить как о* непрерывности традиции, так и о динамике ее отдельных проявлений. Специальный раздел Приложений к диссертации представлен картами распространения основных типологических признаков фольклорных форм на обозначенной территории.

Цели и задачи. Основное направление работы, связанное с системно-типологическим анализом фольклорных форм в контексте масленичной обрядности, ставит своей целью выявление двух взаимосвязанных аспектов:

обнаружение единства фольклора и этнографии как
системообразующих компонентов масленичной обрядности;

типологическое исследование обрядового интонирования.
Для достижения поставленных целей в работе

последовательно решаются следующие исследовательские задачи:

обнаружение функционально-смысловой корреляции между ритуально-акциональным планом обряда и системой фольклорных форм;

выявление типологии фольклорных текстов в связи с их функционально-временной приуроченностью;

реконструкция ритуальных значений на основе
функционально-типологического анатиза фольклорного текста;

определение типологических признаков различных форм
обрядового интонирования.

Методологические установки. Исследование опирается на принципы историко-типологического изучения фольклора, изложенные в работах Б.Н. Путилова, методологию реконструкции древней духовной культуры славян и концепщно Полесского этнолингвистического атласа школы Н.И. Толстого. Работа осуществляется на источниковой базе и в рамках научных традиций фольклористической школы Санкт-Петербургской консерватории и Фольклорно-этнографического центра г. Санкт-Петербурга. Структурно-семантический анализ масленичных обрядов осуществляется на методологической основе семиотической школы в этнографии и связан с именами А.К. Байбурина, В.В. Иванова, В.Н. Топорова.

При анализе средств музыкальной выразительности, генетически связанных с обрядовой декламацией возгласного типа, используются положения интонационной теории Б.В. Асафьева, речевого интонирования и синтаксиса вокальной музыки Е.А. Ручьевской, принципы функционально-семантического анализа ладообразования Ф.А. Рубцова, разработки в области ранних форм интонирования Э.Е. Алексеева. В аспекте культурно-исторического изучения музыкального языка народной песни используются методы современной отечественной фольклористики, начало разработки которых положили труды К.В. Квитки и А.В. Рудневой.

Научная новизна исследования связана с экспериментальным характером работы, являющейся научным обобщением значительного как в региональном, так и в статистическом аспекте материала, собранного при участии автора как руководителя одной из исследовательских групп. Важной характеристикой работы является системное рассмотрение фольклорно-этнографических материалов по масленичной обрядности. В диссертации получает новое осмысление проблема типологии фольклорных форм Масленицы, связанная с функционально-семантических анализом в контексте ритуала. Впервые столь подробно анализируются архаические формы кличево-возгласного допесенного интонирования, определяется их принадлежность к раннему историко-стилевому пласту фольклора.

Практическая ценность исследования заключается в расширении исследовательской базы музыкатьной фольклористики, введении ранних форм декламационно-возгласного интонирования в

широкий научный обиход, что позволяет оценивать данный пласт фольклорных форм в перспективе их этнокультурных генетических связей. Ценным источником для исследования музыкальной диалектологии русского фольклора являются результаты картографирования масленичного фольклора на территории Новгородской области и смежных областей. Исследуемые материалы по масленичному фольклору могут быть использованы при подготовке лекционных курсов по русскому музыкальному фольклору в музыкальных училищах и консерваториях.

Апробация работы состоялась на кафедре музыкальной этнографии и древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории. Основные научные положения и источниковедческие материалы работы были представлены в докладах на конференциях: "Народная песня в контексте культурной традиции (проблемы полевых исследований)" (Санкт-Петербург, 1996), XXVI научно-методической конференции преподавателей и аспирантов в СПбГУ (1997), на конференции "Традиционное искусство и человек" в Российском институте истории искусств (1997), на всероссийской научной конференции "Методологические аспекты музыкознания и музыкальной педагогики" (Краснодар, 1997), второй научной конференции аспирантов и студентов "Этнографическое изучение Северо-Запада России" в СПбГУ (1997), межвузовской научной конференции "Прошлое Новгорода и Новгородской земли" (Новгород, 1997), межвузовской научной конференции "Русские народные говоры: история и современное состояние" (Новгород, 1997). Принципы и методы научного

осмысления материалов, послуживших основой исследования, были апробированы в рамках лекционного курса "Русский музыкальный фольклор", в практических, индивидуальных занятиях по специальности и курсу "Расшифровка народных песен" на музыкально-этнографическом и других отделениях Санкт-Петербургской консерватории. В публикациях по теме диссертации автор следует принципам системно-типологического изучения народной музыки, вводит новые фактологические материалы по фольклорному наследию.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка использованной литературы и Приложений. Общая логика исследования строится в освещении двух взаимосвязанных аспектов, заявленных в теме работы: определении функций и семантики фольклорных текстов в системе обряда, установлении их общеритуальных значений (1 глава) и выявлении типологически характерных признаков фольклорных текстов с точки зрения их интонационно-ритмического строения (2 глава). Приложения содержат нотные примеры и карты распространения типологически характерных элементов масленичного фольклора Новгородской области и смежных территорий.

Похожие диссертации на Типология фольклорных форм в системе масленичных обрядов Новгородской области