Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Искусство экспонирования под открытым небом: эволюция, типология, современная трансформация формы Драничкина Ольга Сергеевна

Искусство экспонирования под открытым небом:  эволюция, типология, современная трансформация формы
<
Искусство экспонирования под открытым небом:  эволюция, типология, современная трансформация формы Искусство экспонирования под открытым небом:  эволюция, типология, современная трансформация формы Искусство экспонирования под открытым небом:  эволюция, типология, современная трансформация формы Искусство экспонирования под открытым небом:  эволюция, типология, современная трансформация формы Искусство экспонирования под открытым небом:  эволюция, типология, современная трансформация формы Искусство экспонирования под открытым небом:  эволюция, типология, современная трансформация формы Искусство экспонирования под открытым небом:  эволюция, типология, современная трансформация формы Искусство экспонирования под открытым небом:  эволюция, типология, современная трансформация формы Искусство экспонирования под открытым небом:  эволюция, типология, современная трансформация формы Искусство экспонирования под открытым небом:  эволюция, типология, современная трансформация формы Искусство экспонирования под открытым небом:  эволюция, типология, современная трансформация формы Искусство экспонирования под открытым небом:  эволюция, типология, современная трансформация формы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Драничкина Ольга Сергеевна. Искусство экспонирования под открытым небом: эволюция, типология, современная трансформация формы: диссертация ... кандидата : 17.00.04 / Драничкина Ольга Сергеевна;[Место защиты: Московский государственный художественно-промышленный университет им.С.Г.Строганова].- Москва, 2015.- 223 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава: Генезис и развитие экспонирования под открытым небом .

1.1 Исторические предпосылки зарождения и формирования экспонирования под открытым небом в контексте развития ландшафтного искусства

1.2 Исторические предпосылки зарождения и формирования экспонирования под открытым небом в контексте развития городской среды (урбанистики)

1.3 Исторические предпосылки зарождения и формирования экспонирования под открытым небом в контексте Всемирных Выставок конца ХIХ – начала XXI веков

Глава: Типология современного экспонирования под открытым небом .

2.1 Экспозиции под открытым небом в городской среде. 88

2.1.1 Искусство на улицах города. 93

2.1.2 Искусство и дорожно-транспортная инфраструктура города. 107

2.1.3 Искусство в городских рекреационных зонах. 111

2.2 Экспозиции под открытым небом на охраняемых природных территориях .

2.2.1 Экспонирование в ботанических садах. 120

2.2.2 Экспонирование в природных парках. 130

2.2.3 Экспонирование в границах акватории. 132

2.3 Экспонирование под открытым небом произведений из природного материала.

2.4 Эк спозиции под открытым небом в музейной практике. 147

2.4.1 Экспозиция под открытым небом на примузейном участке (на примере музея современной скульптуры Кан Марио (Испания).

2.4.2 Экспозиции под открытым небом на территории домов- и театров - музеев «Далинианского треугольника» (Испания).

2.4.3 Экспонирование декоративно-прикладного искусства под открытым небом на территориях российских музеев-заповедников, -усадеб и -дворцов.

(Государственный историко-архитектурный,художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно», Государственный музей-усадьба «Архангельское», Елагиноостровский дворец-музей декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XX вв.)

Глава: Художник под открытым небом. Концептуальное творчество американского стеклодела Дейла Чихули .

3.1 Биография и основные принципы работы художника 166

3.2 Эксперименты по созданию и экспонированию произведений из неона, плексигласа и льда .

3.3 Экспонирование инсталляций из стекла в ботанических садах. 175

3.4 Крупномасштабные проекты под открытым небом. Проект «Чихули всей Венеции» («Сhihuly over Venice»).

3.5 Проект «Свет Иерусалима 2000» («Jerusalem 2000»). 185

Заключение

Исторические предпосылки зарождения и формирования экспонирования под открытым небом в контексте развития городской среды (урбанистики)

Экспонирование под открытым небом, является на сегодняшний день, деятельностью, не имеющей своего развитого словаря, что значительно затрудняет ее понимание. Рассмотрим существующие определения, чтобы создать формулировку термина «экспозиция под открытым небом».

Начнём с двух основных понятий: «выставка» и «экспозиция». Они часто употребляются как синонимы, но смысл их имеет различия. Обратимся к словарю актуальных музейных терминов

Выставка повышает эффективность использования коллекций музея, делает доступными для публики коллекции других музейных и частных собраний, позволяет выносить на обсуждение актуальные, в том числе социальные проблемы, представляет новые исследования в профильных науках»27. Выставки различаются по месту проведения (внутримузейные, внемузейные, межмузейные, передвижные), по содержательным признакам (тематические, проблемные, фондовые, отчетные, персональные, юбилейные, и др.) Разновидностью являются постоянно действующие выставки, дополняющие либо замещающие основную экспозицию музея. Выставки могут становиться творческой лабораторией музея.28 К данному определению можно добавить, что выставка – публичный показ художественных произведений, исторических, культурных ценностей. Выставки могут быть всемирными, международными, общегосударственными или региональными, местными (всероссийскими, республиканскими и т.д.). Выставки также различают по времени действия (периодические – «биеннале», «триеннале», ежегодные, «весенние»), по виду участников (работы профессиональных, самодеятельных художников, детей, учащихся, дипломников художественных школ, институтов и т.д.), по числу участников (групповые и персональные). Выставки организуются также комплексные и по отдельным видам искусств, по жанрам, по техникам. Выставки разделяют на выставки современного искусства и ретроспективные, итоговые, мемориальные.29

Из вышеуказанного описания понятия «выставка», следует выделить характеристики, относящиеся к экспозиции под открытым небом: - ограниченное время действия выставок; - удовлетворение запросов различных слоев населения; - расширения коммуникативных возможностей; - вынесение на обсуждение актуальных, в том числе социальных проблем; - в основе - новизна и /или творческий эксперимент; Экспозиция под открытым небом может иметь аналогичную типологию с музейной выставкой по жанрам, техникам и т.д. Рассмотрим термин «экспозиция». - «Экспозиция музейная (от лат. еxpositio – выставление на показ), основная форма презентации музеем историко-культурного наследия в виде искусственно-созданной предметно-пространственной структуры. Включает архитектуру, музейные предметы и их коллекции, воспроизведения музейных предметов (объектов), научно-вспомогательные материалы, специально созданные произведения экспозиционного искусства, тексты, информационные технологии и т.д.»30 Музейная экспозиция является особым синтетическим научно-художественным произведением, которое создается в соответствии с единым идейным замыслом, определяющим принцип отбора, группировку и интерпретацию информации экспонатов на основе научного, сценарного и художественно-дизайнерского проектирования экспозиции. Являясь центральным звеном музейной коммуникации, экспозиция музейная в

Художественно-педагогический словарь/Сост. Н.К.Шабанов, О.П.Шабанова, М.С.Тарасова, Т.Д.Пронина.-М.:Академический проект, 2005.-С.85 Словарь актуальных музейных терминов//Музей.-2009.-№5-с.64 соответствии с семиотическим подходом рассматривается как текст, а в соответствии с экономическим – как основной музейный продукт. 31

В отличие от музейной, экспозиция под открытым небом не всегда является искусственно-созданной предметно-пространственной структурой, она может быть как природно-созданной, так и смешанной.

В соответствии с семиотическим подходом также рассматривается как текст. В соответствии с экономическим подходом, основным продуктом является идея, которую создатели пытаются донести до зрителя, определенный информационный посыл. Этот факт ставит экспозиции под открытым небом в один ряд с масс-медиа и рекламой.

Экспозиция под открытым небом имеет широкий диапазон составляющих, как материальных, так и нематериальных. Она может включать в себя: архитектуру, городскую инфраструктуру, природные объекты и ландшафты, объекты нематериального культурного наследия, медиа-арт, театральные перформансы, свето-динамические инсталляции и т.д. - «Аудитория музейная, общность людей, на которых направлено воздействие музея. Характеризуется в соответствии с присущим ей социально демографическими параметрами (пол, возраст, образование, место жительства). Музейная аудитория делится на реальную и потенциальную, постоянную и нестабильную, традиционную и новую (люди с ограниченными возможностями, мигранты, безработные, молодежь, индифферентная к музею).

Деятельность, связанная с экспонированием предметов современного искусства под открытым небом направлена в первую очередь на новую аудиторию. Ее количественные и социально-демографические параметры будут совпадать с соответствующими параметрами места, в котором она расположена.

Исторические предпосылки зарождения и формирования экспонирования под открытым небом в контексте Всемирных Выставок конца ХIХ – начала XXI веков

Французская писательница Жорж Санд (1804-1876), автор многочисленных романов, чьи сюжеты разворачиваются на фоне садов, описания которых навеяны реальными историческими садами пишет о Римских ландшафтах следующее: « … сады, хотя и обремененные ребяческими мелочами, разведены на волнистой почве с таким глубоким пониманием красоты местоположений; наконец, многочисленные источники так искусно приспособлены к освежению и оживлению этой лесистой страны, что было бы вовсе несправедливо утверждать, что природа подверглась здесь искажению и поруганию. Хрупкие безделушки, конечно, распадаются в прах, но длинные террасы, откуда взор господствует над необъятною картиною равнины, моря и гор; исполинские ступени из мрамора и лавы, поддерживающие выступы холмов и бесспорно носящие на себе печать величия; крытые аллеи, во всякое время облегчающие доступ к этим опустелым эдамам, - одним словом, все, что может назваться изящным, полезным или прочным, переживает прихоти моды и, увеличивая прелесть этих уединенных приютов, служит как бы святилищем, в котором сохраняются счастливые сочетания природы и искусства»74

Итальянские сады рассматриваемого периода устраивались по схожему плану: (согласно А.Лефевру) главный канал проходил по террасе между двумя рядами фонтанов; «В конце террасы, на стороне города, воды вступали в сад через портик, украшенный колоссами, образуя здесь чрезвычайно глубокий, обширный пруд.

Сад виллы Альдобрандини расположенной на западе Тускуланских холмов был украшен множеством произведений искусств. Среди которых встречались сложные инженерные конструкции – каменные скульптуры, издающие всевозможные звуки. Шарль де Бросс французский историк XVIII века описывает подобные произведения так: «По бокам здания расположены два флигеля наподобие гротов; в одном из них центавр трубит в пастуший рог, а в другом фавн играет на флейте посредством воздуха, доставляемого им особыми трубами. … Эта ребяческая выдумка лишена всякой приятности; каким-то холодом веет от этих девяти каменных фигур, вымазанных краскою.

Ипполит Тэн французский историк писал о вилле Боргезе следующее: «У входа стоит египетский портик, не производящий приятного впечатления; без сомнения, он вывезен из своего отечества очень недавно. Внутренность сада представляет большое единство и вполне классический характер: здесь перестиль, там небольшой храм, далее разрушившаяся колоннада, портик, решетки, большие круглые вазы, нечто наподобие цирка. Холмистая почва то понижает, то повышает великолепные лужайки, алеющие нежными, колеблющимися анемонами. … ».77

Сады Квиринала, разведенные в XVII веке для папы Урбана VIII, отличались четкостью рисунка, который образовывали подстриженные буксы и кипарисы. Сад был украшен большим количеством колоннад и статуй. Тэн писал о нем: «Сад отличается суровою правильностью и строгою точностью века». Классика садово-паркового Вилла Пиа. «Между ее бесчисленными и разнообразными бассейнами и водометами особенное внимание привлекает небольшая мраморная ваза, с сильным шумом выбрасывающая из себя до пятисот прелестных водяных струек. Несмотря на ее незначительную величину, невольно остановишься перед нею: она представляет род корабля, вооруженного двумя рядами пушек; вокруг его мачт, рей, вымпелов фонтаны образуют канаты и снасти. Пушки стреляют фонтанами, и фонтаны же покрывают сверху донизу скалу, нависшую над бассейном этого фонтана.»78

Франция восхищала красотой собственных садов, которые сами являясь произведением искусства, одновременно выступали и в качестве экспозиционной площадки для произведений искусства. Обратимся к садам в Валери, Борегаре, Бюри, Шантильи, Вернейле, Ане, Гальоне. Французский архитектор Жак Андруэ Дюсерсо(1576-1579), описавший большую часть загородных дворцов центральной Франции, отмечает наличие террас и обширных видов. Сад Вернейля восхищал ученого “неисчерпаемыми водами и лабиринтом»; сад в Ане расположен на террасах под одной из которых проходит длинная галерея на сводах; при Гальоне два сада в одном из которых расположены «различные пьедесталы, на которых стоят цельные фигуры, от трех до четырех футов и со всевозможными девизами».

Сады Фонтебло подвергались многочисленным переделкам. Оригинальность этих садов заключалась в обширном пруду, заключенном в широкую плотину, засаженную четырьмя видами вязов и разнице уровней двора Фонтана и главного цветника. Там находились: же-де-пом, палестра, полисадники из букса, галереи, гроты, фонтаны, памятники, как например павильон Помоны. Андре Лефевр отмечает в работе «Парки и сады», что все переделки, которым подвергался Фонтенбло служили единственно его украшению.

Экспозиции под открытым небом на охраняемых природных территориях

Значительное влияние на формирование экспозиционной культуры оказали Всемирные универсальные выставки (1851-1970 г.г.), относящиеся по классификации Международного бюро выставок к высшей категории. Начав своё развитие в конце XIX столетия, ознаменованного появлением таких крупных музеев, как Новый музей в Берлине133, Дрезденская картинная галерея134, Национальная галерея в Берлине135, Национальная галерея в Лондоне136, Метрополитен-музей в Нью-Йорке137 и других крупных музеев в Европе и России, промышленные выставки стали частью глобального процесса развития экспонирования. Они смогли соединить в себе принципы и приёмы, используемые в работе с художественными собраниями, что привело к формированию нового языка экспонирования, отличающегося ярким представлением экспонатов, временным характером выставок, отражением технических достижений своего времени и национальным колоритом.

Произведения искусств демонстрировались на всех Всемирных выставках. Сначала экспозиции размещались вместе с промышленными экспонатами, но в 1862 году в Лондоне была проведена полномасштабная художественная выставка, проходившая параллельно с промышленной. Она стала первой Европейской международной художественной выставкой. На ней были представлены более пяти тысяч творений живописи и скульптуры. Великобритания выставляла работы У.Хоггарта, Д.Рейнолдса, Т.Гейнсборо, Дж.Констебла, У.Тёрнера. Россия экспонировала 77 картин и гравюр, авторами которых были А.Лосенко, К.Брюллов, А.Иванов, С.Щедрин, И.Айвазовский, П.Чистяков. Спустя 14 лет (в 1876 году) на Всемирной выставке в Филадельфии прошла первая международная художественная выставка в Америке, участниками которой стали более двадцати стран.

Основной задачей Всемирных выставок стала коммуникация между заинтересованными сторонами международного сообщества. Это важное качество стало катализатором в процессе формирования экспонирования под открытым небом. Традиционным местом для размещения масштабных экспозиций становятся территории под открытым небом, такие как парки, сады, площади, аллеи, набережные и долины рек. Первая выставка 1851 года прошла в лондонском Гайд-парке, парижские выставки 1855 и 1867 годов прошли на Елисейских полях и Марсовом поле соответственно. Последняя, по мнению В.Н. Шпакова, имела ряд принципиальных особенностей, одна из которых - активное использование территории, окружающей выставочные павильоны. Например, парк стал площадкой для проведения открытых публичных конференций, организации концертов и представлений. В 1873 году выставка прошла в венском Пратере, в 1901 году парк стал местом проведения Всемирной выставки в Глазго, часть экспозиции выставки Рим Турин 1911 года размещалась в саду виллы Боргезе, в 1958 году для Брюссельской выставки был выбран парк Хейзель. Первая Всемирная выставка на американском континенте прошла в городе Филадельфия, который называли «городом парков». Площадь, выделенная в одном из них, превышала все предыдущие выставочные пространства и составила 17 га138 . Парижские выставки 1878,1889 и 1900 годов разместили экспозиции на аллеях Марсова поля, набережной Орсе и набережной реки Сены. Чаще всего на таких территориях размещали скульптуру или павильоны-экспонаты выставки. Скульптура, традиционно присутствующая в экспозициях, располагалась как внутри павильонов, так и за её пределами. В рамках темы экспонирования под открытым небом, обратимся к примерам представления скульптуры, выступающей в качестве самостоятельного экспоната или являющейся значительной частью архитектуры выставочного павильона.

В 1878 году на Марсовом поле была размещена часть скульптуры Фредерика Бартольди «Свобода сияет над миром»139. Бронзовая голова статуи в натуральную величину нашла своё место на одной из аллей. Масштаб её был столь велик по сравнению с окружающими строениями, что она вызвала повышенный интерес и удивление посетителей. Позднее, в 1893 году, в Чикаго прошла так называемая Колумбова выставка140, проводившаяся на территории 300 га, выделенной властями вдоль берега озера Мичиган. На её центральной площади экспонировалась 22-метровая позолоченная статуя Республики. Гигантское произведение искусства, расположенное рядом с главным входом, открывало экспозицию самой крупной Всемирной выставки ХIХ века.

В 1937 году в Париже павильон Советского Союза стал ярким образцом синтеза архитектуры и скульптуры, представленных в экспозиции под открытым небом. «Впервые в архитектурной практике архитектор завершил своё сооружение монументальной скульптурой – фактически павильон выполнял функцию постамента»141. Полированные металлические листы, покрывающие конструкцию произведения В.И. Мухиной, сияли на солнце и отражали небо. Эффект полёта усиливался стремящейся вверх композицией, на контрасте с высоким симметричным массивным постаментом, она смотрелась ещё более воздущной. «Павильон социалистического Советского Союза, стоявший напротив павильона фашистской Германии, всем своим монументальным видом как бы оппонировал соседу, в такой же степени проникнутому националистическим духом.

Эксперименты по созданию и экспонированию произведений из неона, плексигласа и льда

Сад – одна из самых распространенных площадок для создания экспозиции под открытым небом. Обустроенная территория, спланированная и декорированная профессионалами, превращается в выставку только тогда, когда на ней появляются предметы искусства. Насколько гармонично они будут размещены в пространстве постоянно развивающегося сада, настолько эффектно и интересно он будет выглядеть. Уместное или неуместное размещение искусства в саду может как создать художественный образ, так и разрушить его.

Сад может играть главную или второстепенную роль относительно крупных архитектурных сооружений, при которых он разбивается. Характер постройки, её предназначение будет напрямую влиять на тип сада. Мы обращаемся к так называемому «художественному» типу, который определяется как место эстетического удовольствия. Исходя из этого, возникает ассоциация с музеем, у которого, помимо специализированных функций, таких как комплектование, хранение, появляются также изучение, экспонирование, популяризация произведений искусства. Объединив эти понятия, получаем новую форму – сада-музея. Рассматривать его можно как с точки зрения территориальной принадлежности, то есть сад при музее, а именно, находящийся на примузейной территории и размещающий на ней экспозицию, так и в аспекте самостоятельного события или институции. На примере садов-музеев Каталонии рассмотрим данное явление.

Примером сада-музея может служить сад Святой Клотильды (город Ллорет-де-Мар, провинция Жирона, Испания).

Созданный в начале ХХ века (1919 г.), сад оказался результатом интерпретации исторического опыта в ландшафтном искусстве, возродил идеи итальянских садов Ренессанса XV - XVI вв. в Каталонии и стал примером воплощения идей новесентизма.185

Автором проекта стал молодой архитектор Николау Рубио Тудури (Nicolau Maria Rubi i Tudur), который по воле заказчика, маркиза де Ровиральта (don Ral Roviralta y Astoul), должен был создать сад в память о рано ушедшей молодой жене. Для этого был выбран участок в 15 гектаров на одном из самых живописных мест побережья Коста Брава, а именно, скалистой возвышенности с видом на море в городе Ллорет-де-Мар.

Будучи учеником французского архитектора Жан-Клода Николя Форестье, Николау Рубио Тудури не стал придерживаться творческой линии маэстро, предпочитавшего испано-арабский (мавританский) стиль в ландшафтном искусстве в сочетании с французским садом, а проявил себя как незаурядный мастер, имеющий свою манеру, осмелившийся пойти наперекор царившим в начале ХХ века модернистским вкусам и влиянию известного учителя, с которым Рубио Тудури к 1919 году уже успел поработать над созданием сада Ларибаль на горе Монджуик (Барселона, Испания).

Считая эпоху Ренессанса сущностью современности, Рубио Тудури вместе с заказчиком сада маркизом де Ровиральта совершают путешествие по Италии, изучают виллу Медичи, виллу Боргезе и сады Боболи, после чего автор садов Святой Клотильды переносит основные принципы классической эпохи на свое первое самостоятельное произведение. Леон Баттиста Альберти (1404-1472) в книге «О зодчестве» писал, что человека в саду должны встречать свободно текущая вода, статуи античных богов и украшенные ракушками гроты. Этими же принципами Рубио Тудури руководствовался, размещая произведения искусства в саду Святой Клотильды. За основу взята строгая симметрия планировки и гармония с окружающим пейзажем. Классические статуи и бюсты выполнены из белого мрамора и расположены на пересечении визуальных осей, образованных интеллектуальное возрождение Каталонии. Впервые термин ввел писатель Евгений Дорс (Eugeni d Ors). зеленой архитектурой сада. Тенистые аллеи из кипарисов, лип или кедров (paseo de los Tilos, paseo Marques de Roviralta) сменяются ярко освещенными площадками, в центре которых расположены статуи, бюсты на постаментах, увитые плющом, или фонтаны (Рlaza de los Sentidos, Рlaza de la Bienvenida, Рlaza de la Pineda, Рlaza del Mediterraneo). Основными осями сада являются лестницы (Escalera de las Sirenas, escalera de los Leones, Escalinata del Mar), которые спускаются к главной площади (Plaza de las Sirenas), образуя амфитеатр. Белая мраморная скульптура главной площади представлена на зеленом фоне стриженых боскетов. Каждую лестницу фланкируют по два бюста на постаментах, среди которых встречаются изображения как античных богов, так и образ Св. Клотильды. Достойна внимания экспозиция бронзовой скульптуры на главной лестнице, которая располагается на трех пролетах по направлению вверх. Скульптурная группа «Сирены» автора Марии Ллимона186 (Maria Llimona i Benet (1894-1985) выполнена из бронзы. На первом пролете по бокам лестницы установлены две сирены, их взоры направлены к морю. Второй пролет в центре занимает другая сирена, и последняя площадка повторяет первую. Пять сирен обращены к морю. Ступени, идущие вверх от главной площадки, на которых установлены скульптуры девушек, увиты плющом, создающим впечатление неровности и вызывающим ассоциации с морскими волнами. Цвет бронзовых скульптур сочетается с темно-зелеными листьями плюща, что позволяет гармонично вписать произведения в ландшафт сада. Растительность в саду Св. Клотильды преимущественно состоит из вечнозеленых растений, что позволяет саду не менять облик в любое время года. Зеленые насаждения выступают в качестве фона (задника) для экспонирования скульптуры, создают различные художественные эффекты. Так, плющ увивает постаменты для бюстов или лестницы, создавая эффект заброшенного или дикого сада. Аллеи кипарисов, тисов, лип, тополей образуют визуальные каналы, сосредотачивая взгляд посетителя на нужной панораме или произведении искусства. Топиарий сада архитектоничен, его строгие линии контрастируют с живописностью и разнообразием природных форм, открывающихся видов на скалы и бухту. Драматический эффект усиливается игрой цветов: голубого неба, зелени растительности и белых статуй.

В саду находится большое количество родников, фонтанов, маленьких прудов, которые вносят разнообразие в общую спокойную атмосферу сада. Динамика струй фонтанов, статика водной глади прудов дополняют панораму морских пейзажей и наполняют сад звенящим шумом воды, который временами «спорит» с морским прибоем.

Произведения искусства играют важную роль в формировании художественного образа сада. Характер произведений, а также место экспонирования, способны вызвать у зрителя эмоции как к ландшафту, так и к самому произведению, помогают лучше понять идею сада. Драма, заложенная в основу сада Св. Клотильды, а именно, память об ушедшей молодой женщине, отражается в лаконичности форм, строгой гамме цветов произрастающей растительности, свежести восприятия. Сочетание белого (цвет статуй) и зеленого (растительность) как основных цветов, говорят о молодости. Мраморные бюсты статичны и ассоциируются с надгробными памятниками. Буйство жизни в виде беспокойного моря наблюдается лишь за пределами сада. Статуи расположены таким образом, что останавливают взгляд зрителя, заставляя лишний раз предаться размышлениям, не отвлекаясь на окружающую суету. Именно произведения искусства создают особую атмосферу спокойствия, красоты и умиротворения сада Св. Клотильды.

Похожие диссертации на Искусство экспонирования под открытым небом: эволюция, типология, современная трансформация формы