Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционная музыка дальнего востока (Китай, Корея. Япония): историко–теоретический анализ У Ген – Ир

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

У Ген – Ир. Традиционная музыка дальнего востока (Китай, Корея. Япония): историко–теоретический анализ: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения наук: 17.00.02 / У Ген – Ир;[Место защиты: Факультета музыки Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена].- Санкт-Петербург, 2012.- 41 с.

Введение к работе

Актуальность исследования

История мировой цивилизации убедительно показывает, что многие выдающиеся достижения в области науки и техники, культуры и искусства были осуществлены в странах Востока. Некоторые из них имели решающее значение для судеб человечества. На Востоке берут свое начало три древнейшие цивилизации мира: Китая, Месопотамии и Индии. Восток является родиной трех мировых религий (христианства, буддизма, ислама), а также индуизма, конфуцианства, даосизма и др.

В течение длительного исторического времени в мире преобладало мнение, согласно которому вся мировая культура делится на высший и низший разряды. Европейская культура возводилась в ранг высшего разряда и претендовала на роль всеобщей и универсальной культуры. В области музыки эта точка зрения с наибольшей категоричностью была высказана в свое время автором капитального 4-х томного труда «История музыки» Августом Амбросом (1816-1876). Амброс считал восточную музыку «первобытной». Распространению этого антинаучного взгляда способствовала вся колониальная политика вплоть до второй мировой войны.

В настоящее время цивилизация Дальнего Востока известна далеко за его пределами. Сейчас трудно найти уголок земли, где были бы неизвестны явления различных областей культуры Китая, Кореи и Японии. Издаются и комментируются произведения литературы, живописи, архитектуры и т. д. Запад интенсивно впитывает в себя достижения Востока, и на основе взаимодействия и взаимовлияния цивилизаций рождаются новые шедевры искусства и культуры.

Однако в области музыкальной культуры этот процесс носит несколько односторонний характер. Ныне во всех странах Востока функционируют две системы музыкальной культуры. Это, с одной стороны, европейская музыка, а с другой - традиционная национальная музыка. Европейская музыка стала неотъемлемой частью музыкальной культуры народов Востока. Что же касается традиционной музыки Востока, отношение к ней населения Запада, в том числе и музыкантов, часто остается негативным.

Прогресс в понимании музыки Востока Западом наметился с начала ХХ в., в особенности после второй мировой войны. Существенную лепту в признании равенства музыки Востока и Запада внесли видные ученые этномузыкологии, такие как Я. Кунст (1891-1960), А. Мерриэм (1923-? ), Б. Неттл (1889-1972) и другие. В частности, американский ученый А. Мерриэм в своем труде «Антропология музыки» обосновывал необходимость отхода от европоцентристского образа мышления и развития взаимопонимания между нациями и странами путем изучения различных национальных культур.

Непосредственное знакомство с внеевропейской культурой стран Азии и Африки открыло путь к пониманию художественной ценности культуры Востока. Сейчас с удовлетворением воспринимаются слова о том, что «теперь уже не вызывает сомнений, что по содержательной значительности, концепционности, виртуозности системы музыкально выразительных, формообразующих средств искусство устной традиции не уступает профессиональным жанрам европейской музыки и может с равным правом репрезентировать мировую музыкальную цивилизацию».

Данная диссертационная работа посвящена выявлению и исследованию общих тенденций развития традиционной музыки Дальнего Востока (Китая, Кореи и Японии) в едином комплексе.

Музыкальная культура стран Дальнего Востока зиждется на региональной общности, которая имеет древнюю традицию, и которая стала исторической реальностью к VII-VIII вв.

Корея имела связь с Китаем с древнейших времен и воздвигала государственное устройство по китайским образцам, идейной доктриной которых было конфуцианство, а с конца IV в. - частично и буддизм. Япония начала поддерживать оживленные культурные и экономические связи с тремя государствами Кореи (Когурё, Пэкче и Силла) уже в IV-VI вв., а в VII-VIII вв. стала испытывать непосредственное влияние китайской цивилизации.

Становлению региональной общности способствовали единство мышления и принятие Корей и Японией иероглифической письменности в качестве основного литературного языка. Иероглифы (веньянь в Китае, ханмун в Корее, канбун или кандзи в Японии) при одинаковом написании и одинаковом смысловом значении читаются каждым народом по-разному. Например, слово «музыка» состоит из двух иероглифов, означающих «звук» (инь, ым, он) и «радость» (юэ, ак, гаку). В результате мы получаем: иньюэ по- китайски, ымак по-корейски, онгаку по-японски. Дословно эти слова переводятся как «наслаждение звуком», «искусство звука» и т. д.

С введением иероглифической письменности в Корее и Японии возрастают роль и влияние китайской цивилизации, ее философско- идеологической доктрины конфуцианства, даосизма и позднее - буддизма. Как свидетельствует японская историческая хроника «Нихон сёки»», континентальная (т.е. китайская и корейская) музыка впервые исполнялась в Японии в 453 г. корейскими музыкантами, прибывшими в Японию по случаю смерти императора Ингё (413-453). Такая связь естественным образом предопределила определенную общность в развитии музыкальной культуры стран Дальнего Востока. Например, корейский аак (aak) имеет теснейшую связь с китайским яюэ (ya-yueh) и они оказали сильнейшее воздействие на японский гагаку (gagaku).

Таким образом, музыкальная культура каждой из стран дальневосточного ареала при всей своей специфичности и самобытности обнаруживает неоспоримые свидетельства сопричастности друг другу. В настоящем диссертационном исследовании сделана попытка изучить и понять традиционную музыку стран Дальнего Востока и сделать ее достоянием современности.

Состояние и степень изученности проблемы

В настоящее время российское востоковедение, особенно в области китаистики, - одна из наиболее плодотворно работающих отраслей гуманитарной науки. Лишь в области музыковедения научные достижения не столь значительны. В середине ХХ в. основоположник «новой школы» российской китаистики В. М. Алексеев писал: «Музыка Китая - сплошная для нас загадка. Хорошо было бы подготовленному музыканту... написать исследование о ней, общее или по отдельным вопросам». К сожалению, по сей день загадкой для многих остается не только музыка Китая, но всего Дальнего Востока.

Культура стран Дальнего Востока в российской науке стала объектом исследования исторически сравнительно недавно. Однако в имеющихся у нас на русском языке монографиях и учебных пособиях по искусству и культуре, как правило, нет слов о музыке. Даже в таких содержательных изданиях, как «История культуры Китая» М. Е. Кравцовой (СПб.: Лань, 1999. - 416), «Япония. Краткая история культуры» Дж. Б. Сэнсома (СПб.: Евразия, 2002. - 576 с.) или «Всё о Китае: культура, религия.» (М.: Профит-Стайл, 2008. - 608 с. Составитель: Царева Г. И.), совсем незначительно и скупо приводятся сведения о музыке этих стран или вовсе отсутствуют главы или параграфы о музыке.

К настоящему времени на русском языке имеются лишь несколько специальных работ, посвященных отдельным жанрам и областям музыки Востока. В числе ученых, посвятивших свои труды явлениям музыки Китая и Японии, можно назвать Р. И. Грубера, Г. М. Шнеерсона, Ф. Г. Арзаманова, С. А. Серову, В. И. Сисаури, С. Б. Лупиноса, Е. М. Алкон, Т. Г. Михееву, Е. В. Васильченко, Е. В. Виноградову, А. Н. Желоховцева, М. Ю. Дубровскую, М.

  1. Есипову, В. Н. Юнусову, Н. И. Чабовскую, Цзо Чженьгуан и др. При этом многие из названных ученых не являются специалистами в области традиционной музыки стран Дальнего Востока.

Что касается корейского искусства, особенно музыкального, если не считать нескольких страниц в монографии Е. В. Васильченко (Музыкальные культуры мира. - М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2001. - 408 с.), не стало объектом серьезного исследования. Основным же источником информации о традиционной музыке Кореи остается статья М. М. Яковлева «Корейская музыка» в «Музыкальной энциклопедии» (1974. Т.2.

  1. 943-950). Лишь в последние десятилетия в связи с диссертационными (кандидатскими) работами (например, Ким Тхэ-Хуна, Зо Ок-Хи, Им Оку-Сун,

Сон Син-Чжун, Пак Кюн-Син, И Нам-Сун, Чжон Сан-Ил, Ключко С. И. и др.) активировалась исследовательская работа в области музыкальной культуры Кореи.

Существует ряд трудов ученых стран Дальнего Востока, посвященных традиционной музыке своей страны. Здесь, прежде всего, следует назвать труды Янь Ин-лю, Чао Ю-шена по китайской музыке; Чань Са-Хуна, Ли Хье- Гу, Сонь Бань-Сонь, Ю Сина, Ким Ги-Су, Чон Ин-Пхёнь по корейской музыке; Танабэ Хисао, Киткава Эйси, Кисибэ Сигэё, Ёкомицу Марио, Хоси Акира по японской музыке. Однако эти работы, посвященные истории музыки отдельной страны и некоторым ее проявлениям, не дают общую панораму истории и теории музыки дальневосточного региона в целом.

Таким образом, при всей ценности трудов вышеназванных авторов состояние современного музыкального востоковедения в отношении стран Дальнего Востока нельзя признать удовлетворительным. В связи с этим данная диссертация призвана восполнить этот пробел, осветить общие тенденции развития традиционной музыки Дальнего Востока (Китая, Кореи, Японии), раскрывая при этом общее и специфическое в развитии музыкальной культуры каждой из стран данного региона. Именно комплексное исследование истории музыки стран Восточной Азии, региональная общность которой стала исторической реальностью к VII-VIII вв., в состоянии дать объективную картину её развития каждой из стран.

Объект исследования - музыкальная культура трех стран Дальнего Востока (Китай, Корея, Япония) с древнейших времен до начала ХХ века.

Предмет исследования - история и теория музыки, а также отдельные образцы музыки, из которых многие внесены по решению ЮНЕСКО в список шедевров устного и нематериального наследия человечества.

Цель и задачи исследования

Исходя из всего вышесказанного, автором поставлена цель выяснения общих тенденций развития, исторической и теоретической разработки традиционной музыки трех стран Дальнего Востока с древнейших времен до наших дней в её главнейших аспектах (история, теория, формы и жанры музыки).

Для достижения этой цели в диссертации выдвигается ряд задач, основные из которых следующие.

В рамках всего дальневосточного региона:

  1. исследовать общее и специфическое в становлении и развитии музыкальной культуры региона;

  2. проанализировать и сопоставить отдельные спады и кульминационные вехи в развитии музыкальной культуры стран Дальнего Востока.

В рамках отдельно взятой страны:

  1. систематизировать историю развития музыкальной культуры;

  2. осмыслить роль и место музыки в обществе;

  3. проанализировать теоретические основы музыки;

  4. проследить истоки рождения и развития отдельных форм и жанров музыки;

  5. рассмотреть образцы музыки, некоторые из которых по решению ЮНЕСКО внесены в список всемирного нематериального наследия человечества.

Материал исследования

Важнейшими материалами в процессе исследования послужили исторические хроники, нотные материалы, как в иероглифической записи, так в современной нотации, а также научные работы ученых Китая, Кореи, Японии и ряда отечественных и зарубежных авторов. Кроме того, неоценимую услугу оказали автору беседы с деятелями культуры и искусства стран Дальнего Востока

Методологическая основа исследования

Исследование опиралось на единстве философско-культрологического, историко-культурного, междисциплинарного подходов к решению целей и задач. Оно базируется на ряде гносеологических принципов и на сравнительном анализе, а также на принципе историзма, изучении всех явлений эволюционного процесса. Музыкальная культура стран Дальнего востока рассматривается как явление, постоянно развивающееся и обновляющееся.

Научная новизна исследования

Новизна исследования заключается в том, что:

  1. впервые в отечественном музыкознании объектом исследования становится традиционная музыка стран Дальнего Востока в едином комплексе;

  2. при освещении музыкальной культуры каждой из стран выявляются данные, свидетельствующие об едином культурном пространстве дальневосточного региона;

  3. впервые в диссертации рассматриваются некоторые теоретические проблемы традиционной музыки стран Дальнего Востока;

  4. впервые освещается ряд выдающихся произведений стран Дальнего Востока, не подвергавшихся прежде научному анализу;

Положения, выносимые на защиту:

  1. Дальневосточная региональная общность, которая стала исторической реальностью к VII-VIII вв., обусловила известное родство во всех сферах культуры, и более конкретно в формах и жанрах музыкального искусства.

  2. В рамках региональной общности каждая из стран сформировала и развила свою специфическую национальную музыкальную культуру со свойственными только ей чертами.

  3. В развитии музыкальной культуры стран Дальнего Востока в определенный период её истории обнаруживается родство культурообразующих процессов. Свидетельством тому расцвет культуры и искусства в эпоху Тан и Сун (618-917, 960-1279) в Китае, в эпоху Корё (916-1392) и первые сто лет эпохи Чосон (1392-1492) в Корее, в эпоху Хэйан (784-1192) в Японии.

  4. Музыка в странах Дальнего Востока всегда рассматривалась как явление государственной важности. Именно в русле этого понимания формировалась и развивалась традиционная музыка «высокой традиции» или музыка «совершенная, правильная, изящная» (яюэ в Китае, аак в Корее, гагаку в Японии). Родившаяся в Древнем Китае, как составная часть церемониальной музыкально-хореографической композиции, «совершенная» музыка стала эталоном музыкальной культуры всех стран Дальнего Востока.

  5. На современном этапе развития музыкального искусства продолжается естественный процесс взаимообогащения культур. Подтверждением этому служит, например, творчество таких композиторов первой половины ХХ в., как Си Син-Хай и Ма Сы-Цун в Китае, Ан Ик-Тхэ и Юн Исань в Корее, Ямада Косаку и Мияги Митио в Японии.

Теоретическая значимость

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что:

  1. впервые в отечественном музыкознании систематизируется процесс развития традиционной музыки трех стран Дальнего Востока в едином комплексе и раскрывает ряд важных явлений в ее развитии;

  2. раскрыты общие и специфические особенности развития музыки Китая, Кореи и Японии;

  3. выявлены кульминационные вехи в развитии традиционной музыки в каждой из стран дальневосточного ареала;

  4. предложена новая классификация музыки стран Дальнего Востока;

  5. систематизирован ряд теоретических проблем музыки Китая, Кореи и Японии;

  6. проанализированы формы и жанры традиционной музыки и некоторые образцы музыкального материала, которые ранее не были известны российскому читателю.

Всестороннее и объективное изучение музыки Востока - важная задача музыкознания. Оно может внести много нового и существенного в науку о музыке. Особого внимания заслуживает теоретическая разработка проблемы традиции и новаторства. Во всех трех странах Дальнего Востока ныне ширится движение «Новая национальная музыка», известное в Китае как «синьиньюэ», в Корее - «синчаньзяк ымак», в Японии «синниппон онгаку», задачей которых является синтез элементов традиционной музыки и музыки европейского стиля.

Практическая значимость

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут служить базой для дальнейших научных исследований.

Все без исключения разделы могут быть использованы в педагогической работе на музыкальных и культурологических факультетах учебных заведений.

Некоторые положения и образцы музыки могут быть использованы в творческой работе как композиторов, так и исполнителей.

Апробация работы

Материалы диссертации отражены в монографиях автора «Введение в корейскую национальную музыку: Вопросы теории» (Петрозаводск, 1997. - 6,5 п. л.), «Введение в музыку стран Дальнего Востока» (Петрозаводск, 2002. - 11,7 п.л.), «Традиционная музыка Дальнего Востока (СПб, 2005. - 21,5 п. л.), в учебном пособии «История музыки Восточной Азии» (СПб., 2011.- 28, 56 п. л.) и в ряде других научных публикаций, в том числе в реферированных изданиях. Основные положения и выводы были изложены также в докладах на межреспубликанских и международных научных конференциях, семинарах.

Учебное пособие «История музыки Восточной Азии», подготовленное на основе диссертации и изданное издательствами «Планета музыки» и «Лань» (СПб., 2011. - 544 с.), удостоено дипломом второй степени на университетской выставке научных достижений в номинации «Разработка для высшей школы в области гуманитарных и социально-экономических дисциплин».

Содержание и выводы исследования обсуждались и получили одобрение на совместном заседании кафедр хорового дирижирования, музыкального воспитания и образования факультета музыки РГПУ им. А.И. Герцена, на кафедре истории музыки Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и пяти приложений (приложение 1 - Описание музыкальных инструментов; приложение 2 -Краткая сравнительная хронология развития музыки Востока и Запада; приложение 3 - Краткая таблица сравнения истории музыки Запада и стран Дальнего Востока; приложение 4 - Хронологическая таблица истории стран Восточной Азии; приложение 5 - Нотные примеры).

Похожие диссертации на Традиционная музыка дальнего востока (Китай, Корея. Япония): историко–теоретический анализ