Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционная песенная культура казахов Монголии Мусахан, Озила

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мусахан, Озила. Традиционная песенная культура казахов Монголии : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Алматы, 1997.- 25 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность диссертации. На современном этане развитии общества перед исследователями встает целый ряд новых научных и практических задач, требующих глубокого осмысления исторического места и роли музыкальной культуры в целостной картине общественного бытия и духовного производства, конкретных форм II функции ее проявлений в жизни народа и личности. Особое значение и остроту приобрели проблемы возрождения и сосуществования различных национальных культур на уровне диаспор. В этой связи благодатным объектом для изучения предстает музыкально-поэтическое искусство казахов Монголии, которое продолжает сохранять свои исконно-традиционные черты и свойства до настоящего вымени.

Цель и задачи диссертации - попытка комплексного раскрытия особенностей функционирования песенной культуры казахов Монголии в системе духовной жизни народа и выявление ее локальной специфики. Возникающая отсюда широта проблематики вызвала, вместе с тем, необходимость ограничения задач исследования двумя основными аспектами: во-первых, изучение народных несен п тесной связи с вопросами этнографии, в частности, во взаимодействии с обрядами и обычаями, ритуалами и церемониями; во-вторых, выявление имманентно присущих этим песням музыкально-выразительных особенностей. Последний аспект рассматривается, в свою очс[)сдь, также с двух позиции; с точки зрения ладовой основы напевов и с их шггонационно-структурной стороны.

Основным материалом исследования послужили примеры из сборника Л. Кабыкея и полевые записи диссертанта, собранные в период 1979-1994 гг. в экспедиционных поездках по Баян-

Олытшскому аймаку Монголии и разных аулах и культурных учреждениях всех его 12-ти суманов (районов). Образцы напевов ь авгор-ckoit расшифровке отличаются or нотных записей монгольских сборников, поскольку мы руководствовались закономерности! казанского стихосложения с его силлабическим строем /и, соответственно, принципом равносложное строк/, а также иснолншель-екой манеры (рольклорного пения. Отсюда все примеры в диссертации тактированы по современной методике п сведены к единому звуковысотному уровню с целью унифицировании последующего анализа и показа музыкального материала.

Важнейшая методологическая установка диссертации состоит в опоре на сочетании проблемно-исторического и музыкально-теоретическою методоп исследования и использованием в рамках последнего буначной системы казахского музыкально-поэтического фольклора. Мы осознанно отказались от принятой традиции подачи материала по ме(ю его усложнения, т.е. по принципу «от простого к сложному», который предполагает последовательное рассмотрение однострочных, затем двухстрочных и т.д. песен. Для нас важнее раскрыть типологию шумака, » связи с чем материал орпшиювап соответственно основным типам П-сложника одноцезурного, двухцезур-ного и бесцезурного строения. Анализ припеннмх частей песен здесь не яиляется объектом специального исследования, хотя в каждом конкретном случае охватывается/ получает отражение к предлагаемых по-новому графиках и схемах/ вея песня в целом и ее структура. При этом преследуется ціль определить внутренние разновидности различных типов П-сложника, полнее охарактеризовав заневную часть.

Детальное рассмотрение, в диссертации особенностей этнографического шита обусловлено стремлением не только конкрети-

знровагь н частностях общин ко і текст песен, но it отразить специфические моменты национальной психологии и атиьн диаспоры. Кроме того, данный аспект помогает онределить локальные черты, сравнить их с теми, что формируют понятия "общенациональною», «обіцеказакского» и гфогнози|хншь их развитие и будущем.

Ошнуго методологическую базу диссертации составили научные труды Л. Затаевича, П. Ерзаковича, М. Лхметовой, Л. Темн;Ч>е-кої'оіі, Л. Байгаскиной, Б. Каракулова, А. Мухамбезовой, Т. Ллиба-киепотї, Б Блйклдлмопоіі, С. Елемановой, И. Кожа'гкова и др. Эш ученые, выделяй различные аспекты в изучении музыкального фольклора, внесли весомый вклад в исследование народной к цро-(рессионалыюй иесенно-инструментальной музыки казахов. Особо подчеркнем роль К. Жузбасока, музыковеда-<|>ольклорнста, на практике утверждавшего новый методологический подход в «пучении песенной культуры казахского народа, что проявилось в активном внедрении буначпой системы при анализе образцов песенно-поэтического наследия.

Ценными материалами по этнографии явились труды таких исследователей, как Л. Леишин, Ы. Алтынсарин, П. Маковецкпії, П. Г[юдеков, Л. Днвяев, Н. Клсляков, X. АршиСкіен. Они тли возможность в ходе работы сопоставить и сравнить новый авто|>ский материал с уже известным. Из более поздних необходимо отметить книги Ж. Каракозовой, М. Хасапова, С. Каскабасопа и Л. Ссйдем-бекова, сбор>шк статей «Нлурьп: обновленные обычаи и традиции», историко-этнографическое исследование «Казахи».

История, этнография монгольских казахов в разной степени привлекали внимание таких исследователей-этнофафов, как Г. Грумм-Гржнмайло, А. Поздпееп, Г. Потанин и др. С 60-х годов пояачяются специальные труды по истории, в которых авторы каса-

ются її вопросов этнографии /М. Минне, Л. Сарай, К. Ислам, К. Зардыхан/. Некоторые стороны традиционного быта раскрыты в книге Н. Халела «Улттык, мирас, атамура». Лишь в последнее время параллельно с нашими изысканиями появилось объемное нсследо-вашіе К. Бикумар «Моцголнядагы кззактардыц салт-дестурлері», в котором, несмотря на сравнительно высокий уровень обобщения материала, собственно музыкально-поэтическое творчество в его синкретизме с широким кругом этнографических особенностей оказалось вне сферы подробного исследования.

Изучение устного поэтического творчества монгольских казахов также тачалось с конца 60-х годов. В монографиях филолога-фольклориста К. К^бидаш рассматривается относительно широкий круг вопросов: автор прослеживает историю устного народно-поэ-тігческого творчества казахов Монголии, дает его жанровую классификацию, раскрывает феномен казахского акына.

Внимание исследователей привлекало и музыкальное искусство казахов Монголии. Однако имеющиеся две работы в этой области /К, Толеухан, Т. Ыскак,- К, Сакдй/ охватывают только творчество известных в народе гаойши, рассматриваются процессы становления профессионального музыкального искусства, дана история создания оркестра казахскігх народных инструментов и хора.

Таким образом, научная новизна диссертационной работы заключается в том, что сделана первая попытка разностороннего изучения на научной основе песенно-поэтического фольклора казахов Монголии, который рассматривается одновременно и как локально-специфическое явление со своими музыкально-поэтическими особенностями, и как одно из ярких проявлений целостной сиегемы этнографических реалий жизни и быта народа. При этом использован новый для Монголии метод музыкального анализа народных пе-

сен в буиачной системе традиционного казахского стихосложения, вводится самостоятельная система условных обозначении интоплші-онного и структурного строения напевов с помощью графиков н схем, приплечен обширный новый музыкальный материал с его современной методикой расшифровки.

Практическое значение работы состоит, прежде всего, и том, что она открывает и вводит в обиход хотя и небольшой, но ценный культурный пласт казахского народноиесспного творчества. Основные результаты и выводы исследопгпшя могут быть использованы в куіісах лекций по истории казахской музыки п учебных заведениях страны, а также включены в этнографический учебно-методический материал.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к зашите отделом музыкального искусства и Ученым советом Института литературы и искусства им. М. Луэзопа МН-ЛН СК. Не материалы обсуждались также на заседаниях Баин-Ольпшского центра общественных паук ЛИ Республики Монголии, отражены в ряде научных публикаций и выступлении автора.

Структура диссертации. Исследование содержит Пиеденис, две глапы и Заключение, втексг которых включено 67 потных примеров. Библиография предстаатсна 207 названиями источников. Общин обік;м - 178 машинописных страниц.

Похожие диссертации на Традиционная песенная культура казахов Монголии