Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Жанровый и стилевой аспекты духовной музыки Н.С. Голованова Полторухин, Андрей Сергеевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Полторухин, Андрей Сергеевич. Жанровый и стилевой аспекты духовной музыки Н.С. Голованова : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Полторухин Андрей Сергеевич; [Место защиты: Рост. гос. консерватория им. С.В. Рахманинова].- Москва, 2012.- 184 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-17/139

Введение к работе

Актуальность темы. Николай Семёнович Голованов (1891-1953) является одной из наиболее значительных фигур в истории отечественной музыкальной культуры первой половины XX в. Не будет преувеличением сказать, что и по сей день каждому образованному человеку старшего поколения имя Голованова знакомо: большинство помнит его как главного дирижёра Большого театра и руководителя оркестра Всесоюзного радио. Известен он и своим пианистическим дарованием, нашедшим выражение в творческом сотрудничестве с Антониной Васильевной Неждановой. В исполнении их дуэта звучали вокальные произведения русских и зарубежных авторов, а также романсы, написанные Головановым для своей супруги. Эти сочинения, наряду с более масштабными вокально-симфоническими опусами открыли публике его композиторский талант.

Из всего перечисленного складывается, казалось бы, вполне законченный портрет Музыканта. Между тем, есть ещё одна, очень важная сторона его многогранного таланта, не только дополняющая характеристику художественных интересов Голованова, но и являющаяся неотъемлемой составляющей его творческой личности. Речь идёт о духовно-музыкальных сочинениях Николая Семёновича для хора a cappella. Данная область его деятельности по известным причинам не освещалась в советский период, хотя некоторые произведения, написанные до Октябрьской революции и опубликованные издательством Юргенсопа, хранились в отечественных библиотеках и частных архивах.

0 произведениях, появившихся в послереволюционный период, и вовсе
не было известно никому, за исключением самых близких композитору людей.
И только в 1990 г. статья А. Тевосяна, опубликованная в журнале «Музыкаль
ная жизнь»1 и познакомившая читателей с неизвестной до той поры сферой
творчества великого музыканта, позволила восполнить пробелы в перечне
творческого наследия Голованова, по-новому осознать масштаб его личности

1 ТевосянА. Т. Загадки Голованова // Музыкальная жизнь. — 1990. — № 1. — С. 10-12; Он же. Загадки Голо
ванова (продолжение) // Музыкальная жизнь. — 1990. — Н 2. — С. 6-8.

4 и переосмыслить место композитора в развитии отечественной музыкальной культуры, поставив его в один ряд с мастерами духовной хоровой музыки рубежа XIX-XX вв.

Духовная музыка для хора acappella на богослужебные тексты была, пожалуй, одним из самых родных жанров для Голованова, чья музыкантская и личностная индивидуальность сформировалась в Синодальном училище — учебном заведении, готовившем регентов и певцов церковного хора. Поэтому в зрелом возрасте именно в хоровых произведениях на богослужебные тексты композитор изливал свои сокровенные чувства и переживания со всей искренностью и яркой эмоционапыюстыо, присущей его характеру. Трудно сказать, надеялся ли автор на публичное исполнение этих сочинений. К счастью, вследствие коренного перелома в отношении к духовной музыке, произошедшего в отечественной культуре в 1980-е гг. и связанного с подготовкой к празднованию 1000-летия Крещения Руси, духовное хоровое творчество Голованова, наряду с произведениями многих других композиторов, было выведено из забвения. Этому немало способствовала публикация всех послереволюционных духовных хоровых сочинений Николая Семёновича, осуществлённая в 2004 г. издательством «Живоносний источник». На протяжении последних лет произведения Голованова неоднократно исполнялись различными хоровыми коллективами, однако программа, целиком составленная из духовных песнопений Николая Семёновича, прозвучала пока что лишь однажды2.

Как известно, убедительность исполнительской трактовки вряд ли возможна без соответствующей теоретической подготовки музыкантов, их осведомлённости и компетентности в вопросах, связанных с творчеством исполняемого автора. Воплощение музыкальных произведений, написанных на богослужебные тексты, и тем самым имеющих непосредственное или опосредованное литургическое предназначение, тем более требует, наряду с изучением творчества композитора, глубинной разработки жанровой специфики и особен-

8 апреля 2010 г. в рамках IX Московского пасхального фестиваля состоялся первый концерт возрожлённого Московского Синодального хора п/у Л. Пуззкова, в программу которого вошли песнопения из четырёх последних духовных опусов Н. Голованова.

5 ностей стиля этих произведений. Необходимостью создать научно-теоретическую базу для успешной концертно-практической деятельности хоровых коллективов, возрождающих к жизни духовно-музыкальное наследие Голованова, определяется актуальность темы настоящего исследования.

Об актуальности данной темы свидетельствует и живой интерес многих виднейших современных музыковедов к изучению русской духовной музыки. Понимание чрезвычайной значимости этого огромного и богатейшего пласта национальной культуры становится поводом для появления всё новых изданий, посвященных различным этапам развития церковно-певческой культуры и становления авторского духовно-музыкального творчества: от знаменного пения средневековой Руси — до претворения многовековых традиций в разнообразнейшей по своему жанровому составу (духовные концерты, литургийные циклы, отдельные песнопения и произведения паратитургических жанров) музыке авторов последней четверти XX - начала XXI в. В частности, значительное внимание уделяется исследованию традиций Нового направления рубежа XIX-XX вв. и подробному изучению композиторского наследия отдельных его представителей, творчество которых оказало заметное влияние на сочинения литургической тематики авторов конца XX - начала XXI в. В этой связи духовно-музыкальное творчество Голованова как одного из последних представителей Нового направления заслуживает самого пристального внимания со стороны исследователей.

Несмотря на всё возрастающий интерес к духовным сочинениям Голованова в исполнительской среде, степень разработанности данной темы в научной литературе до сих пор остаётся весьма незначительной. Первые упоминания— завуалированные и беглые — духовных сочинений Николая Семёновича впервые появились в сборниках воспоминаний и писем, первый из которых был озаглавлен именем Голованова (1982), а второй— посвящен памяти Н.Данилина (1987)4: в обоих случаях лишь фиксировался сам факт

3 Н. С. Голованов. Литературное наследие. Переписка. Воспоминания современников. / Сост. Грошева Е.,

Руденко В. — М.: Советский композитор, 1982. — С. 274.

* Памяти Н. М. Данилина: Сб. статей / Сост. - ред. Наумов А. — М.: Советский композитор, 1987. — С. 237.

существования этих произведений, без указания названий, дат написания и точного количества. В 1990 г. А. Тевосян впервые представил широкому вниманию духовно-музыкальное хоровое творчество Голованова; однако его статья содержала лишь упоминания общего характера о произведениях до- и послереволюционного периода3. А опубликованный им два года спустя в сборнике «Наследие: Музыкальные собрания — II» список духовных сочинений Николая Семёновича впоследствии оказался требующим дополнения и уточнения6. Обобщённые сведения о его духовных хоровых произведениях содержатся в статьях М. Рахмановой, посвященных изучению Нового направления в целом и творчества Голованова в частности, а также в работах Н. Гуляницкой и О. Захаровой, дающих обзорную характеристику его авторского духовно-музыкального наследия7. Выборочный теоретико-хороведческий анализ духовных песнопений осуществляется в дипломной работе А. Сорокиной, посвященной хоровому творчеству Голованова8.

Остальные литературные источники почти не дают точных сведений о данной сфере творчества Голованова. Так, в сборнике писем и воспоминаний, куда наряду с другими материалами вошли и воспоминания самого Николая Семёновича, основное внимание уделяется его дирижёрской деятельности9. Гораздо более ценными представляются биографические сведения, содержащиеся в этих книгах и позволившие составить полный и детальный портрет великого музыканта, понять психологические особенности его личности, узнать

Тевосян А. Т. Загадки Голованова. '«Наследие. Музыкальные собрания — II». — М., 1992, С. 60-61.

Рахманова М. П. Новое направление в духовной музыке: исторические тенденции и художественные процессы // История русской музыки: В 10 т. / Ред. Корабельниковой Л., Лезашёва Е. — М: Музыка, 2004. — Т. 10Б: 1980-1917. — С. 392^456; Она же. Николай Голованов: возвращение // Православие и современность. — 2010. — № 17 (33). — С. 109-114; Гулянш{кая Н. С. Неизвестный Н. С. Голованов // Труды Московской регент-ско-певческой семинарии. 2002-2003. Наука. История. Образование. Практика музыкального оформления Богослужения: Сборник статей, воспоминаний, архивных документов. — М.: Паломникъ, 2005. — С. 206-211; Она же. Н. С. Голованов: духовный композитор: Вступит, ст. // Голованов Н. С. Духовные произведения для смешанного хора a cappella. / Ред. и примеч. Захаровой О. И. — М.: Изд. Правосл. центра «Живоносный Источник», 2004. — С. 8—14; Захарова О. И. Духовные произведения Н. С. Голованова // Гимнология: Матер. Меж-дуднар. науч. конф. «Памяти прот. Димитрия Разумовского»: / Отв. ред., сост. Лозовая И. Е. / МГК им. П. И. Чайковского, Науч. центр рус. церк. муз. им. протоиерея Димитрия Разумовского.— Вып. 1: В 2 кн. — М.: МГК им. П. И. Чайковского, Композитор, 2000. — Кн. 2. — С. 619-624; Она же. Н. С. Голованов: устои творчества и жизни: Вступит, ст. // Голованов Н. С. Духовные произведения для смешанного хора a cappella. / Ред. и примеч. Захаровой О. И. — М.: Изд. Правосл. центра «Живоносный Источник», 2004. — С. 3-7.

Сорокина А. И. Хоровое творчество Н. С. Голованова//Дипл. раб. — М., 1999. — 186 с.

Н. С. Голованов. Литературное наследие. Переписка. Воспоминания современников.

7 некоторые обстоятельства, формировавшие его творческую индивидуальность и сопутствовавшие созданию тех или иных произведений. В этом смысле большую помощь в работе оказали также публикации его коллег, современников и последователей, сообщивших интересные детали его творческой жизни, которые дают представление о жизненных ориентирах и художественных идеалах Голованова10. Характеристику творческой личности Музыканта удачно дополняют записки самого Николая Семёновича, сделанные им в годы ученичества, а также воспоминания «синодала» А. Смирнова, опубликованные в первом томе издания «Русская духовная музыка в документах и материалах»".

Достаточно подробный и достоверный портрет Мастера создан в монографии Г. Прибегиной, где автор последовательно раскрывает творческое становление и показывает различные стороны творческой деятельности выдающегося музыканта-универсала. Однако данная работа написана с официальной для своего времени позиции соцреализма, вследствие чего всё внимание автора сосредотачивается на светской художественной деятельности Голованова, тогда как его духовно-музыкальное творчество лишь единожды упоминается в ней как «ряд духовных произведений»12.

Недостающими штрихами к портрету стали важные сведения о его духовной жизни, приведённые О. Захаровой в предисловии к изданию духовных сочинений Голованова, «„эскиз"' творческих устремлений композитора», предложенный Н. Гуляницкой в качестве обзора нотного содержания того же сборника13, а также биографические сведения, сообщаемые М. Рахмановой .

10 Аджемов К. X. Незабываемое. Воспоминания. Очерки и статьи. — М.: Музыка, 1972. — 150 с; Василенко С. Н. Страницы воспоминаний.— М.-Л.: Гос. муз. изд-во, 1948. — 188с; Он же. Воспоминания.— М: Московский композитор, 1979. — 375 с; Мелик-Пашаев А. Ш. Воспоминания. Статьи. Материалы. — М.: 1976.— 302 с; Нежданова А. В. Материалы и исследования / Ред. Васина-Гроссман В. А. — M.: 1967. — 543 с; Светланов Е. Ф. Музыка сегодня: Сб. статей, рецензий, очерков. —М.: Советский композитор, 1985. — 270 с.

" Русская духовная музыка в документах и материалах / Сост., вступит с г. и коммент. Зверевой С, Наумова А., Рахмановой М. — М.: Языки рус. культуры, 1998. — Т. 1: Синодальный хор и училище церковного пения: Восп., дневники, письма. — 688 с.

12 Приоегина Г А. Николай Семёнович Голованов: Популярная монография. — М.: Музыка, 1990. — С. 45.

13 Захарова О. И. H. С. Голованов: устои творчества и жизни.; Гуляницкая Н. С. H. С. Голованов; духовный
композитор.

14 Рахманова М. П. Николай Голованов: возвращение.

Вопросы, косвенно связанные с фигурой Голованова и относящиеся к затрагиваемой в диссертации теме истории возникновения и становления авторского духовно-музыкального сочинения, освещаются в работах Т. Владышев-ской, И. Гарднера, Н. Герасимовой-Персидской, Н. Заболотной, А. Ковалёва, А. Лебедевой-Емелиной, Н. Плотниковой, М. Рахмановой, О. Урванцевой и др. Объёмные исторические и теоретические исследования отечественных учёных в области развития русской духовно-музыкальной культуры содержатся в сериях сборников «Русская духовная музыка в документах и материалах», «История русской музыки», «Труды Московской регентско-певческой семинарии». Кроме того, обширную информацию по общим вопросам отечественной духовной музыки второй половины XIX - первой четверти XX в. можно найти в трудах И. Гарднера, Н. Гуляницкой, Е. Гущиной, И. Дабаевой, О. Захаровой, С. Зверевой, А. Кандинского, Ю. Келдыша, Е. Левашёва, Л. Малацай, А. Наумова, Ю.Паисова, Н.В. и Н.П. Парфентьевых, Н.Плотниковой, В.Протопопова, М. Рахмановой, А. Тевосяна и др.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нём впервые предпринята попытка целостного охвата духовно-музыкального наследия Голованова, с одной стороны, в тесной взаимосвязи с его исполнительской деятельностью регента, пианиста, симфонического дирижёра, музыкального руководителя оперных спектаклей Большого театра СССР; с другой — с учётом жанровой специфики и стилевых особенностей авторского духовно-музыкального произведения, расцвет которого наступил в творчестве композиторов Нового направления на рубеже XIX-XX вв. Комплексный подход к изучению темы позволяет определить характерные черты авторского воплощения богослужебных текстов, проследить особенности взаимодействия церковного канона и свободного композиторского творчества.

Основные акценты в работе сделаны на выявлении элементов индивидуального композиторского стиля, сложившегося ещё в ранних, студенческих опусах и в последние два десятилетия жизни Голованова замкнувшегося

9 в определённом круге музыкально-выразительных приёмов; на жанровой систематизации рассматриваемых песнопений.

В круг исследования вошли не только сочинения, представленные в современных потных изданиях и доступные широкому кругу музыковедов, исполнителей и слушателей, но и произведения, опубликованные в 1918 г., хранящиеся лишь в библиотечных, музейных и частных архивах и потому мало известные и весьма редко исполняемые.

Объектом исследования стало духовно-музыкальное наследие Николая Семёновича Голованова. Предметом подробного изучения являются черты индивидуального композиторского стиля, рассматриваемые в неразрывной взаимосвязи с традициями авторского духовно-музыкального сочинения; особенности взаимопроникновения и двустороннего влияния церковного канона и композиторского творчества; признаки жанровой ориентации и тяготения к концертному или богослужебному исполнению.

Материалом для работы послужили духовно-музыкальные сочинения Голованова для различных хоровых составов, созданные им на протяжении всей жизни. В диссертации рассматриваются шесть песнопений для мужского хора (ор. 1) и все песнопения для смешанного хора, составившие орр. 3, 5, 9, 36, 37, 38 и 39 (всего — пятьдесят восемь произведений, в том числе сочинения для хора с солистами).

Цель исследования — представить широкую панораму духовного хорового творчества Голованова и проследить особенности индивидуального композиторского стиля с учётом жанровой специфики рассматриваемых произведений в свете их практической направленности в контексте исторического развития авторского духовно-музыкального сочинения. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда исследовательских задач, в частности:

проследить историю становления авторского духовно-музыкального сочинения вплоть до высшей точки его развития в творчестве композиторов Нового направления;

определить характерные признаки жанрово-стилевой ориентации духовно-музыкальных сочинений на богослужебное или концертное исполнение и выстроить их жанровую классификацию;

представить многогранную творческую личность Н. Голованова в процессе её формирования, прослеживая неразрывную связь духовного мира композитора с художественными принципами крупнейших представителей Синодальной школы;

выявить в ходе детального анализа черты композиторской эстетики, признаки индивидуального авторского стиля и характерные особенности взаимоотношения богослужебного канона и свободного творчества в произведениях Голованова в свете его оперно-симфониче-ской дирижёрской деятельности и в контексте традиций отечественной духовной хоровой музыки рубежа XIX-XX вв.

Методология исследования опирается на традиции отечественного музыкознания и определяется спецификой духовно-музыкальных хоровых жанров, в частности, взаимопроникновением богослужебного канона и композиторского творчества. Аналитический разбор жанровой ориентации произведений Голованова отчасти опирается на жанровую систему, предложенную в книге Н. Гуляницкой «Поэтика музыкальной композиции»15, а также на теоретические разработки Е. Назайкинского, А. Сохора, В. Холоповой .

Метод целостного анализа позволил проследить взаимосвязь между авторским прочтением богослужебных текстов и их музыкально-жанровым воплощением, выявить особенности индивидуального композиторского стиля и включить духовно-музыкальное творчество Голованова в контекст художественных традиций Нового направления. Соотнесение авторской музыкальной стилистики рассматриваемых произведений с творчеством композиторов-современников Голованова (А. Кастальского, С. Рахманинова, А. Гречанинова и др.) осуществ-

15 ГуляницкаяН.С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки
XX века. — М: Языки славянской культуры, 2002. — 432 с.

16 Назтїкинский Е. Б. Стиль и жанр в музыке. — М: ВЛАДОС, 2003. — 248 с; Сохор А. Н. Эстетическая при
рода жанра в музыке. — M.: Музыка, 1968. — 103 с; Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: Учеб. пос. —
СПб.: Лань, 2002. — 320 с.

ляется с применением метода сравнительного анализа. С целью проследить пути развития русской духовной музыки на протяжении нескольких веков были использованы элементы исторического анализа. Специфика изучаемого материала, подразумевающая важнейшее значение вокалыю-тембровых и фактурных приёмов в реализации художественного замысла, потребовала также привлечения элементов хороведческого анализа.

Прастическая значимость проведенного исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы в курсах «История музыки», «История хорового исполнительства», «Теория богослужебного пения», «Хоровая литература», «Хоровсдение», а также на практических занятиях по предметам «Чтение хоровых партитур» и «Дирижирование». Содержащиеся в диссертации научные разработки могут привлекаться в работе исполнителями, педагогами и студентами музыкальных учебных заведений при подготовке концертных программ, курсовых работ и рефератов по специальности «Хоровое дирижирование», а также лекторами, музыковедами и журналистами, изучающими и освещающими вопросы развития отечественной духовно-певческой культуры, хорового композиторского творчества и исполнительства.

Апробация работы. Диссертация выполнена на кафедре хорового дирижирования Академии хорового искусства имени В. С. Попова. Материалы исследования послужили основой для докладов на научных конференциях: «Академия хорового искусства: от училища к ВУЗу» (Москва, апрель 2004 г.), «Из наследия композиторов XX века» (Союз московских композиторов, май 2006 г.), VII Международный научно-теоретический симпозиум «С. Рахманинов: на переломе столетий» (Харьков, апрель 2010 г.). Работа обсуждалась на заседании кафедры хорового дирижирования АХИ им. В. С. Попова и была рекомендована к защите. Основные положения изложены в статьях, опубликованных в научных изданиях, в том числе в журнале, рекомендованном ВАК.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии (157 наименований) и приложения, содержащего нотные примеры.

12 Положения, выносимые на защиту.

Духовное творчество Н. Голованова содержит три жанровых разновидности: гармонизация мелодии церковного обихода, авторское переосмысление церковного песнопения, свободное авторское сочинение. Данная классификация обусловлена спецификой духовно-музыкального сочинения, связанной с особенностями авторского преломления богослужебного канона, эволюцией творчества композитора с постепенным отходом от церковной традиции в сторону концертности.

Стилевая основа хоровых сочинений Голованова на богослужебные тексты включает в себя как характерные признаки Нового направления, так и особенности индивидуального авторского стиля Голованова, сложившегося в результате его многогранной творческой деятельности в качестве регента, композитора, оперно-симфонического дирижёра.

Духовное творчество Н. Голованова характеризуется единством индивидуального авторского стиля, хотя и эволюционировавшего на протяжении десятилетий, но в целом обладающего неизменными отличительными признаками.

Похожие диссертации на Жанровый и стилевой аспекты духовной музыки Н.С. Голованова