Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Татарская скрипичная музыка в аспекте формирования и развития национального музыкального стиля Шарифуллин Джамиль Фаридович

Татарская скрипичная музыка в аспекте формирования и развития национального музыкального стиля
<
Татарская скрипичная музыка в аспекте формирования и развития национального музыкального стиля Татарская скрипичная музыка в аспекте формирования и развития национального музыкального стиля Татарская скрипичная музыка в аспекте формирования и развития национального музыкального стиля Татарская скрипичная музыка в аспекте формирования и развития национального музыкального стиля Татарская скрипичная музыка в аспекте формирования и развития национального музыкального стиля
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шарифуллин Джамиль Фаридович. Татарская скрипичная музыка в аспекте формирования и развития национального музыкального стиля : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 Казань, 2006 196 с. РГБ ОД, 61:06-17/133

Введение к работе

Актуальность работы. Татарская скрипичная музыка — это самобытное художественное явление национального искусства. История татарского скрипичного искусства богата и неоднородна. Вместе со всей татарской национальной культурой оно находится в развитии, изменяется в зависимости от исторических условий, существует в контексте социальных и информационных процессов.

Скрипичная музыка занимает особое место в истории татарской музыки, так как из всех видов традиционного инструментального музицирования она одна перешла на профессиональную концертную сцену академического типа. Ни искусство игры на курае, ни на думбре, ни на других традиционных татарских инструментах не получило развития в условиях новоевропейской системы музыкального искусства. Скрипичная же музыка, сильно изменившись при переходе на профессиональную европейскую сцену, тем не менее, сохранило свои связи с традиционным музицированием на этом инструменте. В таком особом положении скрипичного искусства видится и его особая роль в формировании национального музыкального стиля, так как оно выступает своего рода «связующим мостом» между традиционной культурой и новой музыкальной системой новоевропейского типа. В таком ракурсе татарская скрипичная музыка ранее не рассматривалась.

Скрипичная музыка является в настоящее время значительной частью татарской национальной культуры, она широко представлена на современной концертной сцене, отражает общие процессы развития татарской музыки. Этим обусловлена актуальность ее изучения в контексте национального профессионального музыкального искусства XX века.

Цель и задачи исследования. В диссертации поставлена цель -рассмотреть через призму татарской скрипичной музыки некоторые принципиальные вопросы формирования национального музыкального стиля и его исторического развития. С этой целью связаны и основные задачи исследования:

Выявить на примере «трансформации» скрипичного искусства этнической традиции в концертную практику новоевропейского типа типологические признаки национального музыкального стиля',

Проследить направления и приемы взаимодействия художественных традиций отдельного народа и культуры «суперэтноса» на примере произведений татарской скрипичной музыки и в условиях жанровой системы новоевропейского музыкального искусства;

Проанализировать конкретные музыкально-языковые механизмы такого взаимодействия на ладо-интонационном уровне, на примере использования новой для татарской музыки системы организации музыкального языка -тональной гармонии;

Показать направления развития национального музыкального языка, как изменяющейся системы, находящейся в тесной связи с историческими условиями.

Материал исследования и степень его изученности. Понятие «татарская скрипичная музыка» объединяется искусство игры на скрипке, развивающееся в условиях культуры татарского этноса. В крупном историческом плане это художественное явление имеет две составляющие: народную традицию и профессиональное исполнительство новоевропейского типа. Причем та часть, которая может быть названа «народной традицией», включает в себя несколько

форм музицирования: это собственно народные наигрыши музыкантов-любителей, это выступления самодеятельных артистов - устно-профессиональная традиция рубежа XIX-XX веков, самодеятельная практика советского периода и др. Все эти внутренние подразделения еще требуют специальных исследований и уточнений, так же как и профессиональная ветвь.

Татарской скрипичной музыке посвящен ряд исследований Ш.Х. Монасыпова, который внес наиболее существенный вклад в изучение данного вопроса. В его работах рассматривается как устно-профессиональное музицирование начала XX века, так и развитие татарской скрипичной музыки в условиях композиторского творчества. Специально рассмотрена татарская народная скрипичная традиция в диссертации Д.А. Абдулнасыровой, отдельные вопросы традиционного струнно-смычкового (в том числе скрипичного) искусства татар затрагивались в работах М.Н. Нигметзянова, Р.Ф. Халитова, Г.М. Макарова.

В диссертации материалом исследования выступают произведения татарской профессиональной скрипичной музыки письменной традиции, рассматриваемые в аспекте формирования и развития национального музыкального стиля.

Методологической основой работы стали теоретические положения, выработанные в отечественном музыкознании. В подходе к фундаментальные проблемам взаимосвязи культуры, мышления и стиля искусства работа опирается на труды Ю.М. Лотмана, В.Б. Вальковой, В.Н. Юнусовой и др. В трактовке основного концептуального понятия «национальная культура», «национальный музыкальный стиль» используются положения теории Текста национальной культуры (ТНК) В.Р. Дулат-Алеева. Общие проблемы анализа национальных музыкальных культур, а также проблемы взаимодействия различных

национальных культур рассматриваются в русле научных положений, изложенных в работах Н.А. Гавриловен, Н.Г. Шахназаровой, А.Л. Маклыгина, М.Г. Кондратьева, Е.М. Смирновой, Н.Ф. Гариповой, СВ. Ильиной и др. Методологическими ориентирами в различных аспектах изучения народной и профессиональной инструментальной музыки были исследования Ш.Х. Монасыпова, Г.М. Макарова, В.М. Спиридоновой, В.И. Яковлева. Ладо-интонационный и гармонический анализ опирается на теорию ангемитоники и методы анализа тональных и модальных систем в музыке народов Поволжья Л.В. Бражник.

Научная новизна исследования. Новизна подхода данной работы заключается в стилевом анализе произведений татарской скрипичной музыки с точки зрения формирования и развития национального музыкального стиля. В диссертации развиваются некоторые положения общей теории национального искусства (в частности, теории ТНК) и формулируются типологические признаки национального музыкального стиля. Впервые анализируется с точки зрения ладо-интонационного строения и использования гармонических средств ряд скрипичных произведений татарских композиторов. Скрипичная музыка рубежа XX-XXI веков в научной работе находит отражение также впервые. Составлен список скрипичных произведений татарских композиторов с указанием места нахождения рукописей, зафиксировано мнение концертирующих татарских скрипачей по проблемам национального репертуара.

Практическая значимость. Материалы диссертации могут быть использованы в учебных курсах, отражающих региональную специфику подготовки специалистов и читаемых в средних специальных и высших музыкальных учебных заведениях Республики Татарстан: истории татарской музыки, истории скрипичного искусства, теории

ангемитоники. Отдельные положения работы могут быть использованы концертирующими скрипачами и педагогами при работе над национальным скрипичным репертуаром.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на совместном заседании кафедры татарской музыки и кафедры скрипки Казанской государственной консерватории (академии) им. Н.Г. Жиганова и была рекомендована к защите. Основные положения работы прошли апробацию на научных и методических конференциях (Казань, Набережные Челны, Альметьевск), отражены в публикациях.

Структура диссертации. Работа состоит из четырех глав, заключения, снабжена нотными примерами и списком литературы, имеет два приложения.

В Главе первой предлагаются выделяемые в качестве типологических основные признаки национального музыкального стиля. Теоретические положения Главы первой положены в основу дальнейших аналитических очерков - по проблемам жанровой системы (в Главе второй), по проблеме ладо-интонационного состава национального музыкального языка (в Главе третьей), по проблеме обновления жанрово-стилевой системы в условиях изменения исторических условий, информационного пространства и трактовки «национального имиджа» (в Главе четвертой).

В Приложении 1 приводится список струнно-смычковых произведений татарских композиторов. В Приложении 2 помещены записи бесед с концертирующими татарскими скрипачами по вопросам современного развития татарской скрипичной музыки.

Похожие диссертации на Татарская скрипичная музыка в аспекте формирования и развития национального музыкального стиля